The first agreement between new Russia and Vietnam (expert comment)

Cover Page


Cite item

Abstract

The commentary highlights the prerequisites for concluding the Treaty on Principles of Friendly Relations between the Russian Federation and the Socialist Republic of Vietnam in 1994 and reveals its basic meaning.

Full Text

В 2019 г. исполняется 25 лет со дня подписания Договора об основах дружественных отношений между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам - первого договора между новой Россией и Вьетнамом. Кроме того, в январе 2020 г. мы будем отмечать 70-летие установления дипломатических отношений между СССР и ДРВ (1950). Эти два важных исторических события широко отмечаются в обеих странах. Наиболее важное событие в рамках празднования этих дат - принятие программы Перекрестного года России и Вьетнама с целью продвижения духовных и культурных ценностей двух стран, дальнейшего укрепления дружественных связей между нашими народами. После распада СССР отношения СРВ с его правопреемницей - Россией несколько лет находились в состоянии, близком к критическому. Резко пошли на спад политические и торгово-экономические связи, сотрудничество в области культуры и образования. Однако постепенно, прежде всего благодаря усилиям вьетнамской стороны, стремившейся восстановить традиционные отношения дружбы и сотрудничества с нашей страной, а также по мере продвижения процесса концептуального реформирования внешней политики новой России, начались активные поиски новой модели взаимоотношений в изменившихся исторических условиях. Для «перезагрузки» российско-вьетнамских отношений принципиально важное значение имел официальный визит в Россию в июне 1994 г. премьер-министра СРВ Во Ван Кие- та. Этот визит фактически закрыл «стратегическую паузу» в российско-вьетнамских отношениях. Свою роль в выводе российско-вьетнамских отношений из кризиса сыграл и личностный фактор. Тогдашний российский премьер В.С. Черномырдин и вьетнамский премьер были хорошо знакомы друг с другом еще задолго до распада СССР. Каждый раз, прилетая во Вьетнам в качестве руководителя Газпрома по делам совместного предприятия «Вьетсовпет- ро», В.С. Черномырдин встречался с Во Ван Киетом, который на посту премьер-министра СРВ придавал особое значение успешной работе этого предприятия, определявшего тонус всей вьетнамской экономики и делового сотрудничества между двумя странами. Итак, 16 июня 1994 г. в Москве состоялись обстоятельные переговоры между В.С. Черномырдиным и Во Ван Киетом, в ходе которых в практической плоскости обсуждались все аспекты сотрудничества. Вечером того же дня в Доме приемов на ул. Косыгина был подписан целый пакет межправительственных соглашений. В этот пакет вошли базовый Договор об основах дружественных отношений между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам, Соглашение о сотрудничестве в агропромышленной сфере, Соглашение о сотрудничестве в сфере рыбной промышленности и Соглашение о защите инвестиций [Коммерсант: 17. 06.1994]. Среди подписанных документов, естественно, основополагающим и открывающим перспективы политического и экономического сотрудничества являлся Договор об основах дружественных отношений. Этому документу было суждено лечь в основу принципиально новых отношений между двумя странами. В нём провозглашалось, что со дня вступления в силу настоящего договора прекратит своё действие Договор о дружбе и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Социалистической Республикой Вьетнам от 3 ноября 1978 г. [Бюллетень 2006-6: 12]. Таким образом, между Россией и Вьетнамом де-юре был положен конец межгосударственным отношениям, построенным на принципах социалистического интернационализма (ст. 1 договора 1978 г.). Договор 1994 г. подвел под российско-вьетнамские отношения новый политико-правовой фундамент. За основу отношений была взята не партийно-идеологическая общность, а общепризнанные, универсальные нормы и принципы Устава ООН и международного права: уважение государственного суверенитета, независимости, территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода. Еще одной важной особенностью российско-вьетнамского Договора явилось то, что он не был направлен против третьих стран и одновременно предусматривал обязательства обеих сторон не заключать с третьими странами договоров и соглашений или предпринимать действия, которые нанесли бы ущерб государственному суверенитету, территориальной целостности и безопасности другой стороны [Бюллетень: 2006-6: 12]. Таким образом, в Договоре подтверждалось взаимопонимание сторон в том, что их отношения не являются военно-политическим союзом. Каждая из сторон - участниц Договора являлась равноправным, суверенным субъектом международных отношений, самостоятельно проводящим многовекторную внешнюю политику. В Договоре были весьма полно изложены основные принципы и параметры внешнеполитического сотрудничества сторон. Россия и Вьетнам подтвердили обоюдное стремление всемерно содействовать укреплению мира и безопасности в ЮВА и АТР. Стороны подчеркнули, что они выступают за расширение связей с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в различных областях, а также за развитие двусторонних и многосторонних проектов сотрудничества в политической и экономической областях. Подписание базового российско-вьетнамского Договора убедительно свидетельствовало о том, что, несмотря на многочисленные сложности и испытания, связанные с перестройкой политического, экономического и государственного устройства на пространстве бывшего Советского Союза, с реализацией «политики обновления» во Вьетнаме, обе страны сумели не только сберечь всё самое ценное и взаимополезное из созданного ранее огромного потенциала сотрудничества, но и вывести российско-вьетнамские отношения из тупика, задать им новый вектор развития. В то же время какой-то определенной программы долгосрочного сотрудничества Договор 1994 г. не содержал. Это объяснялось тем, что тогдашний президент РФ Б.Н. Ельцин и особенно его откровенно проамериканский министр иностранных А.В. Козырев весьма прохладно относились к Вьетнаму, который, по их мнению, был обузой для России и ее внешнеполитических интересов. В Договоре также не шла речь и об установлении между Россией и Вьетнамом отношений стратегического партнерства. Для этого нужно было время, осмысление обеими сторонами новых реалий, новых возможностей, новых вызовов и угроз, добрая воля политического руководства сторон, расширение зоны совпадающих национальных интересов, готовность двигаться навстречу друг другу и неустанная практическая деятельность на всех направлениях и на всех уровнях управления процессом двусторонних отношений. Это произошло только через семь лет, в 2001 г., когда в Ханой с первым официальным визитом прибыл президент РФ В.В. Путин и была подписана российско-вьетнамская Декларация о стратегическом партнерстве.
×

About the authors

Evgeny V. Kobelev

Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences

Email: evgeny.kobelev@mail.ru
Ph.D. (History), Leading researcher, Center for Vietnam and ASEAN Studies, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences

References

  1. Коммерсант. 17.06.1994.
  2. Договор об основах дружественных отношений между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам // Собрание законодательства Российской Федерации. Бюллетень международных договоров. 2006. № 6. С. 12. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-302/48253

Copyright (c) 2019 Kobelev E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies