Первый договор между новой Россией и Вьетнамом (комментарий эксперта)

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В комментарии освещаются предпосылки заключения Договора об основах дружественных отношений между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам 1994 г. и раскрывается его основной смысл.

Полный текст

В 2019 г. исполняется 25 лет со дня подписания Договора об основах дружественных отношений между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам - первого договора между новой Россией и Вьетнамом. Кроме того, в январе 2020 г. мы будем отмечать 70-летие установления дипломатических отношений между СССР и ДРВ (1950). Эти два важных исторических события широко отмечаются в обеих странах. Наиболее важное событие в рамках празднования этих дат - принятие программы Перекрестного года России и Вьетнама с целью продвижения духовных и культурных ценностей двух стран, дальнейшего укрепления дружественных связей между нашими народами. После распада СССР отношения СРВ с его правопреемницей - Россией несколько лет находились в состоянии, близком к критическому. Резко пошли на спад политические и торгово-экономические связи, сотрудничество в области культуры и образования. Однако постепенно, прежде всего благодаря усилиям вьетнамской стороны, стремившейся восстановить традиционные отношения дружбы и сотрудничества с нашей страной, а также по мере продвижения процесса концептуального реформирования внешней политики новой России, начались активные поиски новой модели взаимоотношений в изменившихся исторических условиях. Для «перезагрузки» российско-вьетнамских отношений принципиально важное значение имел официальный визит в Россию в июне 1994 г. премьер-министра СРВ Во Ван Кие- та. Этот визит фактически закрыл «стратегическую паузу» в российско-вьетнамских отношениях. Свою роль в выводе российско-вьетнамских отношений из кризиса сыграл и личностный фактор. Тогдашний российский премьер В.С. Черномырдин и вьетнамский премьер были хорошо знакомы друг с другом еще задолго до распада СССР. Каждый раз, прилетая во Вьетнам в качестве руководителя Газпрома по делам совместного предприятия «Вьетсовпет- ро», В.С. Черномырдин встречался с Во Ван Киетом, который на посту премьер-министра СРВ придавал особое значение успешной работе этого предприятия, определявшего тонус всей вьетнамской экономики и делового сотрудничества между двумя странами. Итак, 16 июня 1994 г. в Москве состоялись обстоятельные переговоры между В.С. Черномырдиным и Во Ван Киетом, в ходе которых в практической плоскости обсуждались все аспекты сотрудничества. Вечером того же дня в Доме приемов на ул. Косыгина был подписан целый пакет межправительственных соглашений. В этот пакет вошли базовый Договор об основах дружественных отношений между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам, Соглашение о сотрудничестве в агропромышленной сфере, Соглашение о сотрудничестве в сфере рыбной промышленности и Соглашение о защите инвестиций [Коммерсант: 17. 06.1994]. Среди подписанных документов, естественно, основополагающим и открывающим перспективы политического и экономического сотрудничества являлся Договор об основах дружественных отношений. Этому документу было суждено лечь в основу принципиально новых отношений между двумя странами. В нём провозглашалось, что со дня вступления в силу настоящего договора прекратит своё действие Договор о дружбе и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Социалистической Республикой Вьетнам от 3 ноября 1978 г. [Бюллетень 2006-6: 12]. Таким образом, между Россией и Вьетнамом де-юре был положен конец межгосударственным отношениям, построенным на принципах социалистического интернационализма (ст. 1 договора 1978 г.). Договор 1994 г. подвел под российско-вьетнамские отношения новый политико-правовой фундамент. За основу отношений была взята не партийно-идеологическая общность, а общепризнанные, универсальные нормы и принципы Устава ООН и международного права: уважение государственного суверенитета, независимости, территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода. Еще одной важной особенностью российско-вьетнамского Договора явилось то, что он не был направлен против третьих стран и одновременно предусматривал обязательства обеих сторон не заключать с третьими странами договоров и соглашений или предпринимать действия, которые нанесли бы ущерб государственному суверенитету, территориальной целостности и безопасности другой стороны [Бюллетень: 2006-6: 12]. Таким образом, в Договоре подтверждалось взаимопонимание сторон в том, что их отношения не являются военно-политическим союзом. Каждая из сторон - участниц Договора являлась равноправным, суверенным субъектом международных отношений, самостоятельно проводящим многовекторную внешнюю политику. В Договоре были весьма полно изложены основные принципы и параметры внешнеполитического сотрудничества сторон. Россия и Вьетнам подтвердили обоюдное стремление всемерно содействовать укреплению мира и безопасности в ЮВА и АТР. Стороны подчеркнули, что они выступают за расширение связей с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в различных областях, а также за развитие двусторонних и многосторонних проектов сотрудничества в политической и экономической областях. Подписание базового российско-вьетнамского Договора убедительно свидетельствовало о том, что, несмотря на многочисленные сложности и испытания, связанные с перестройкой политического, экономического и государственного устройства на пространстве бывшего Советского Союза, с реализацией «политики обновления» во Вьетнаме, обе страны сумели не только сберечь всё самое ценное и взаимополезное из созданного ранее огромного потенциала сотрудничества, но и вывести российско-вьетнамские отношения из тупика, задать им новый вектор развития. В то же время какой-то определенной программы долгосрочного сотрудничества Договор 1994 г. не содержал. Это объяснялось тем, что тогдашний президент РФ Б.Н. Ельцин и особенно его откровенно проамериканский министр иностранных А.В. Козырев весьма прохладно относились к Вьетнаму, который, по их мнению, был обузой для России и ее внешнеполитических интересов. В Договоре также не шла речь и об установлении между Россией и Вьетнамом отношений стратегического партнерства. Для этого нужно было время, осмысление обеими сторонами новых реалий, новых возможностей, новых вызовов и угроз, добрая воля политического руководства сторон, расширение зоны совпадающих национальных интересов, готовность двигаться навстречу друг другу и неустанная практическая деятельность на всех направлениях и на всех уровнях управления процессом двусторонних отношений. Это произошло только через семь лет, в 2001 г., когда в Ханой с первым официальным визитом прибыл президент РФ В.В. Путин и была подписана российско-вьетнамская Декларация о стратегическом партнерстве.
×

Об авторах

Евгений Васильевич Кобелев

ИДВ РАН

Email: evgeny.kobelev@mail.ru
к.и.н., ведущий научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИДВ РАН

Список литературы

  1. Коммерсант. 17.06.1994.
  2. Договор об основах дружественных отношений между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам // Собрание законодательства Российской Федерации. Бюллетень международных договоров. 2006. № 6. С. 12. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-302/48253

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кобелев Е.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.