Potential and problems of the development of Vietnam-Russia relations (review of the Round table held in the Institute of Far Eastern studies, RAS, on August 30,2018)

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The paper presents the assessments of leading Russian and Vietnamese experts on the development of Vietnam, state and tendencies of interaction between two parties in different realms and suggests ways to improve the efficiency of cooperation. It contains the analysis of security threats and external factors, Russia's relations with ASEAN, the results of the first years of the Free trade area between the Eurasian economic Union and Vietnam. The forecast of Chinese influence on both sides, including though ‘One Belt, one Road’ project, as well as of the new geopolitical format promoted by the USA - the so-called Indo-Pacific region (IPR) is displayed too.

Full Text

30 августа 2018 г. в Институте Дальнего Востока РАН прошел организованный Центром изучения Вьетнама и АСЕАН Круглый стол, посвященный официальному визиту в Россию Генерального секретаря ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга (5-8 сентября). Это мероприятие привлекло внимание средств массовой информации двух стран, экспертного сообщества России. За Круглым столом собрались специалисты академических учреждений России, университетов Москвы и Санкт-Петербурга, а также практики ряда государственных ведомств и общественных организаций[34]. Вопросы повестки дня были сгруппированы по двум темам: тенденции развития собственно Вьетнама и двусторонних отношений в различных сферах, включая проблемы сотрудничества РФ и СРВ. Высказанные оценки отличались объективностью и прямотой, многие прозвучали в российской аудитории впервые. Представляем основные сюжеты этой дискуссии. На открытии Круглого стола выступил директор ИДВ проф. Лузянин С.Г. Оценивая положение Вьетнама, эксперты признали его впечатляющие достижения, прежде всего в экономике, успешное превращение в нового азиатского «тигра», одного из лидеров Юго-Восточной Азии по ряду ключевых показателей. Быстрыми темпами растёт не только ВВП страны, но и её политический авторитет. Наряду с этим профессор СПбГУ В.Н. Колотов отметил тревожные явления: опасностей оказалось больше, причем на внутренние у властей есть рычаги воздействия, а на внешние их намного меньше, что затрудняет задачу противостояния внешнему давлению. Вьетнам сделал первые шаги для преодоления критических уязвимостей, прежде всего в области кибербезопасности при помощи России. Антикоррупционная кампания, которую возглавил Нгуен Фу Чонг, нацелена на преодоление опасных для стабильности системы слабостей и угроз. Внешнеполитическая стратегия Вьетнама позволила в корне изменить к лучшему его международный имидж, создать благоприятные условия для развития страны. По характеристике сотрудника Института экономики РАН Нгуен Куок Хунга, избран оптимально возможный вариант внешней политики, в основе которой лежат независимость, невмешательство во внутренние дела других стран, многостороннее сотрудничество с учётом собственных интересов, активная международная интеграция, коллективная борьба за мир и безопасность. Ханой установил отношения стратегического партнерства с 16 странами, в связи с чем на Круглом столе было высказано мнение о девальвации этого формата отношений. Также возникла дискуссия о реальной иерархии внешних партнеров Вьетнама. Главными среди них названы Китай, США, Япония и ЕС, страны АСЕАН. Россия замыкает приоритетный список, оставаясь лидером в поставке военной техники, притом по показателям экономического сотрудничества далеко отстает от основных партнеров. Выступление на Круглом столе вьетнамского эксперта Нгуен Куок Хунга США стали крупнейшим экспортным рынком Вьетнама, двусторонний товарооборот достиг 50,8 млрд долл. по итогам 2017 г. при профиците у Вьетнама в размере 32,4 млрд долл. США развивают военное сотрудничество с Ханоем, рассматривая его как рычаг для сдерживания набирающего мощь Китая. Активный характер приобрели политические консультации по широкому кругу вопросов, причем Вьетнам неизменно включается в маршрут азиатских турне важнейших фигур американской администрации и американских президентов. По мнению Нгуен Куок Хунга, нейтральная позиция Ханоя в отношении санкций США, ЕС и их союзников против России способствовала тому, что эти санкции не были применены против Вьетнама, а торгово-экономическое сотрудничество США и СРВ только расширилось. КНР для РФ и для Вьетнама - главный внешнеполитический и внешнеэкономический контрагент. Эксперт Центра стратегических разработок А.П. Цветов подчеркнул, что китайская «Инициатива Пояса и Пути» в ближайшие годы будет иметь возрастающее значение, усилит конкуренцию Китая с США и их союзниками. По его мнению, США и Япония будут добиваться участия Вьетнам в своих экономических, инфраструктурных проектах, и тем самым пытаться «перебить» китайские предложения. В свою очередь, проект Пояса и Пути может способствовать конвертации экономической мощи КНР в политическое влияние. Профессор ВШЭ Е.А. Канаев добавил, что реализация китайской инициативы увязана с уступками Китаю со стороны оппонентов по политическим вопросам, как условием финансирования их инфраструктуры. Поэтому Кодекс поведения сторон в Южно-Китайском море может быть подписан на прокитайских условиях, против чего выступает СРВ. Россия и Вьетнам реагируют на китайскую инициативу как попытками использовать ее позитивный потенциал, так и выстраиванием «защитных барьеров». А.П. Цветов отметил, что руководство СРВ приветствует инициативу, но на практике сдерживает ее реализацию. Это он отчасти объяснил недовольством формами и последствиями реализации китайских проектов, в том числе ростом государственного долга, ставшего серьезной проблемой для СРВ. Участники дискуссии подчеркнули, что отношения Китая и Вьетнама омрачены территориальными притязаниями Пекина практически на 80% акватории ЮКМ в пределах так наз. 9-ти пунктирной линии, а также созданием искусственных островов и строительством на них военной инфраструктуры. К тому же в торговле с Китаем, которая в 2017 г. достигла почти 93,7 млрд долл. США, у Вьетнама дефицит в размере 22,8 млрд долл., что не может не беспокоить Ханой, как и последствия торговой войны между США и Китаем, которые непосредственным образом могут коснуться СРВ. АСЕАН - ведущий союзник Вьетнама - считается Россией, по словам сотрудника ИДВ Е.В. Кобелева, ядром процесса региональной интеграции, в котором она хочет участвовать. Страны АСЕАН, в свою очередь, выступают за более широкое участие России в интеграции в Восточной Азии и в решении важных проблем данного региона. Но работа на этом направлении, включая Вьетнам, далека от того, чтобы стать приоритетом российской внешней политики. Вьетнам же, как отметила сотрудник ИДВ Е.В. Никулина, сделал АСЕАН более мощной региональной организацией. Он принимает активное участие во всех создаваемых ей структурах, в том числе ЗСТ. СРВ выдвигает новые инициативы, поддерживая переговоры по созданию ЗСТ АСЕАН-Россия и содействуя военному сотрудничеству АСЕАН- Россия в многостороннем формате для сохранения мира и безопасности в ЮВА. Партнерство с РФ Вьетнам использует для балансировки отношений с другими мировыми державами и политико-экономическими центрами. Важнейшей его сферой остается военно-техническая, в которой, по оценке Нгуен Куок Хунга, осуществляется переход на высокотехнологичный трансфер из России и расширение подготовки военных кадров для СРВ. В перспективе предусмотрено создание совместных оборонных предприятий, центров гарантийного и постгарантийного сервисного обслуживания, НИОКР и экспорта средств вооружений из Вьетнама в третьи страны. Вьетнам с 2014 г. вошёл в первую пятёрку основных зарубежных покупателей российского оружия. В 2017 г., по данным Н.К. Хунга, суммарный военный экспорт РФ вырос до 16 млрд долл., подписаны новые контракты на 4,5 млрд долл. США. Россия заинтересована отстаивать свои позиции в ЮВА с помощью Вьетнама, в том числе для преодоления антироссийских западных санкций. Сотрудничество с Вьетнамом - важное направление совершаемого Россией «поворота на Восток». Оно необходимо, по оценке сотрудника ИДВ Г.М. Локшина, для диверсификации политических и торгово-экономических отношений России в Азии. Затронув редкую тему об освещении образа России во вьетнамских СМИ, сотрудник ИВ РАН А.А. Соколов отметил, что с начала 2000-х годов формируется образ «России Путина» - страны с восстанавливающейся экономикой, мощным военным потенциалом, сильным руководством. Российская тематика стала постоянной в рубриках разных изданий. Вместе с тем, информации друг о друге с обеих сторон дается в недостаточном объеме, причем с вьетнамской она расширяется, а с российской нет. В этой связи поставлен под вопрос тезис о том, что РФ придает достаточное значение сотрудничеству с СРВ. С другой стороны, сложившиеся во вьетнамском обществе стереотипы о России искажают восприятие ее реальной политики и роли для Вьетнама. В числе основных факторов формирования и трансформации образа России в СРВ А. Соколов назвал текущее состояние российско-вьетнамских отношений, положительные воспоминания о Советском Союзе, технические возможности и политику сетевых СМИ Вьетнама, укрепление позиций РФ на международной арене. Эксперты высоко оценили значение визита Генерального секретаря ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга для обеих сторон. Его фигура, по оценке председателя Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» Г.П. Трофимчука, вызывает большой интерес своей чистотой, аскетизмом, умением подчинить национальным интересам различные фракции во власти и бизнесе. Высокая степень доверия общества к руководителю компартии позволяет Нгуен Фу Чонгу оставаться на своем посту с 2011 г., в том числе завершить полный срок, определенный XTT съездом КПВ. Чонг выделяется как теоретик строительства партии и государства. Будучи первым визитом вьетнамского лидера после избрания В.Путина Президентом РФ и вторым за 2 года визитом на высшем уровне, эта встреча заполнила новую страницу в двусторонних отношениях. Одной из ключевых тем дискуссии оказался вопрос, может ли РФ рассчитывать на стратегическую устойчивость партнерства с Вьетнамом. По поводу того, что он, в отличие от ряда других стран, нас не подводит и остается на нашей стороне, мнения участников дискуссии разделились. У ряда из них есть впечатление, что Россия и Вьетнам, несмотря на заявления, дрейфуют в противоположные стороны. При анализе причин возникшего явления доцент Дипакадемии МИД РФ П.Ю. Цветов отметил, что распад СССР, изменение социально-политического строя в нашей стране катастрофически подорвали доверие к России во Вьетнаме на рубеже 1980-1990-х годов. Свою роль сыграли отказ Москвы от большей части проектов сотрудничества, антикоммунистические нападки на Вьетнам, бытовой национализм в отношении вьетнамских граждан. Хотя реализация в последние годы проектов сотрудничества внесла вклад в преодоление этого недоверия, которое не характерно для стратегического партнерства, расхождения только увеличиваются. Действия с обеих сторон, по сути, не способствуют сохранению взаимного доверия. Самой серьезной проблемой в этом плане Г.М. Локшин назвал нейтральную позицию Москвы по урегулированию территориальных споров в ЮжноКитайском море. РФ выступает за решение проблемы непосредственными участниками - Вьетнамом и Китаем, а Ханой - за вовлечение в процесс международного сообщества, причем с опорой на США. Позиция России содействует созданию в ЮКМ баланса сил и объективно отвечает интересам Вьетнама и АСЕАН. В то же время Россия видит негативные моменты в политике КНР и заявляет, что Китай не имеет права навязывать соседям юридически необоснованные требования. Государственные интересы Россия и Вьетнам все чаще не совпадают ввиду крена Ханоя в сторону США, поэтому утрачено прежнее единодушие по многим вопросам международной повестки, о чем говорит различное голосование представителей наших стран на площадках ООН, подробно разобранное П.Ю. Цветовым. По его мнению, такое различие не исключает совпадения позиций наших стран по жизненно важным темам современного мирового развития, в т.ч. обеспечения безопасности и сотрудничества в ЮВА и АТР. Г.М. Локшин остановился на необходимости разъяснение нюансов политики России в Восточной Азии вьетнамскому руководству и общественности. Главный из них в том, что задача создания противовеса США на глобальном уровне, ухудшение отношений России с США и с Западом в целом, санкции против неё подталкивают Россию если не к более тесному союзу, то к всестороннему сотрудничеству и сближению с Китаем. Е.А. Канаев призвал к обновлению повестки российско-вьетнамского сотрудничества, усилению в ней консолидирующего содержания, поскольку предыдущие действия не решили этой задачи. В частности, он предложил не игнорировать как собственно понятие ИндоТихоокеанского региона, так и его последствия для наших двусторонних отношений. Концепция ИТР, по оценке эксперта, будет для Вьетнама новой антикитайской альтернативой, а его гипотетическое подключение к созданному здесь США оборонному формату создаст больше проблем, чем решит. Исходя из этого, РФ заинтересована в поддержке Ханоем альтернативного проекта Большой Евразии, который она продвигает. Анализируя первые итоги выполнения Соглашения о свободной торговле между Вьетнамом и ЕАЭС, руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИДВ РАН В.М. Мазырин показал, что оно позитивно повлияло на динамику взаимной торговли, доведя товарооборот до 5,9 млрд долл. в 2017 г. и сделав перспективу достижения объема в 20 млрд долл. к 2020 г. вероятной при сохранении полученных темпов роста (37% в год). Больше всего вырос экспорт именно тех товаров, по которым обнулены ввозные таможенные пошлины. Россия достигла рекордного показателя в 5,2 млрд. долл. США, оставаясь основным рынком Вьетнама в ЕАЭС (88% товарооборота). Особенностью последних двух лет стало преодоление провала 2014-2015 гг. импорта из Вьетнама, а также существенный рост экспорта из России продовольственных товаров в 2017-2018 гг. Торговый представитель РФ в СРВ (2012-2016 гг.) М.Ю. Голиков привел данные вьетнамской статистики о том, что по ряду товарных позиций Россия занимает существенное место на рынке Вьетнама: по зерновым 14% импорта, углю - 16%, удобрениям - 13,4%. Но по продукции с высокой степенью переработки (машины и оборудование, автотехника и запчасти и др.), доля России остается мизерной - менее 1%. Значение вьетнамских поставок для российского рынка, согласно данным ФТС РФ, существенно по таким статьям, как кофе (40% стоимости совокупного импорта, более 60% физического объема), обувь (18%), рыба (7%). Импорт чая, одежды, машин и оборудования составляет 5%, 3,7% и 1,8% соответственно. Выступление на Круглом столе руководителя Центра ИДВ проф. Мазырина В.М. Эффекты имплементации могли бы быть лучше, если бы не сказался ограниченный и протекционистский характер нового Соглашения. Положения ССТ в полном объеме распространяются только на Россию и Вьетнам, другие стороны участвуют в ССТ в отдельных секторах. Дивиденды распределены неравномерно: как выявил В.М. Мазырин, главным выгодоприобретателем из членов Союза стал Казахстан, в целом по темпам роста торговли и ее профициту в свою пользу выиграл Вьетнам. Вместе с тем, М.Ю. Голиков указал на сохранение старых и появление новых ограничителей, что при неблагоприятной рыночной конъюнктуре или завершении крупных госконтрактов чревато резким снижением объемов торговли. Он также отметил структурные сложности увеличения экспорта в обе стороны, неготовность к активной работе большинства потенциальных экспортеров России. В.М. Мазырин обратил внимание, что несогласие вызывал первый же опыт применения предусмотренных ССТ ограничительных мер к экспорту из Вьетнама. В силу этих причин, а также потенциального спада из-за санкций в экономике РФ эксперты оценили шансы продолжения взрывного роста товарооборота как маловероятные. Антироссийские санкции Запада признаны участниками Круглого стола существенным фактором риска для взаимной торговли и в других аспектах. Высокая степень долларизации ВЭД Вьетнама затрудняет переход на взаиморасчеты в национальной валюте, ставит под вопрос устойчивость двусторонних связей. Их объективно «отодвигают» на периферию ускоренная интеграция СРВ в глобальную экономику с ориентиром на развитые страны и рост взаимозависимости экономик России и Китая. Для подъема взаимного экономического сотрудничества эксперты призвали быстрее создавать в России комплексную систему поддержки экспорта, инвестиций в реальный сектор и в активы местных компаний. Вьетнамскому бизнесу предложено более активно использовать ЕАЭС как рынок приложения капитала, источник получения сырья и технологий, укрепления оборонного потенциала, решения гуманитарных и экологических задач. Сформулирован призыв шире открыть России доступ в стратегические отрасли экономики Вьетнама, который был утрачен в текущем столетии.
×

About the authors

Vladimir M. Mazyrin

Institute of Far Eastern Studies, the Russian Academy of Sciences

Email: mazyrin_v@mail.ru
Doctor of Economics, Chair of the Centre for Vietnam and ASEAN studies, Institute of Far Eastern Studies, the Russian Academy of Sciences

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Mazyrin V.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies