Symbolic heroines of the two Resistance wars in Vietnam (1945-1975)


Cite item

Abstract

The paper presents a case-study on Vietnamese women contribution into the two Resistance wars in the XXth century. The authors pay attention to their motivations for joining the revolutionary struggle and analyze the forms of such participation. Particular attention is given to the women who, for some reasons, became the symbolic figures of their time, and to how the Vietnamese state demonstrates its attitude to them.

Full Text

Вьетнам, чья история насчитывает несколько тысячелетий, неоднократно становился участником знаковых для мировой истории войн. Не стал исключением и XX век, на который пришлись судьбоносные для Вьетнама войны Сопротивления против Франции и США. Безусловно, вьетнамские женщины, имеющие богатые традиции национально-освободительной борьбы и во многом ставшие ее символами (например, сестры Чынг)1, не могли не внести свой вклад в освобождение Вьетнама от колониальной зависимости и последовавших вслед за этим двух войнах Сопротивления. Женские образы двух войн Сопротивления настолько важны, что без них картина освободительной борьбы просто была бы неполной, а победа перестала бы быть общенародной, какой ее принято представлять официально. Женская вовлеченность в общественно-политическую и революционную жизнь приняла в XX веке масштабный характер, став важным фактором политического развития Вьетнама. На основе художественной литературы и публикаций в прессе можно выявить основные мотивы, побудившие женщин вступить на революционный путь в 1920-1930-е годы. Один из важнейших заключается в том, что участие в революционной деятельности позволило им сбросить «феодальные оковы подчиненного семейного положения» и самостоятельно выбрать себе избранника. Многие высказывания в прессе касались косных семейных и общественных обычаев, установленных устаревшим социальным строем, а также колониальным режимом, который, по мнению авторов, поддерживал сильных и притеснял слабых. В результате вьетнамцы, в том числе женщины, недовольные каким-либо частным проявлением имевшейся системы (произволом полицейских, высокими налогами, семейным насилием), обращали свой взор к тем, кто собирался эту систему коренным образом изменить. Неудивительно, что на рубеже 1920-1930-х годов начинается мобилизация женщин вьетнамскими революционерами, прежде всего из созданной в 1930 г. Коммунистической партии Индокитая (КПИК), а также Национальной партией Вьетнама (образована в 1927 г.). В октябре 1930 г. появилось Общество женщин освобождения или «освобожденных женщин» (Phu шт Giai phong) - прообраз нынешнего Союза женщин Вьетнама (Hoi Lien hiep Phu nu Viet Nam). В годы существования правительства Народного фронта во Франции ситуация во Вьетнаме стала более либеральной, в результате чего Компартия смогла открыто выступать за демократические преобразования, а женская организация в 1937 г. была переименована в «Демократическое общество женщин» (Hoi phu nu Dan chu). Спустя два года перед лицом империалистической угрозы со стороны Японии общество стало называться «Антиимпериалистическое общество женщин» (Hoi phu nu Phan de), a с 1941 г. - «Лигой женщин за спасению Родины» (Doan Phu nu Cuu quoc). В 1946 г. был учрежден собственно «Союз женщин Вьетнама», который вскоре включил в себя «Лигу женщин за спасение Родины». Так, женское участие в революционной деятельности и национально-освободительной борьбе было оформлено коммунистами организационно, на массовом уровне, а не в результате частной инициативы конкретных личностей, как это преимущественно было в самом начале XX века. Именно в революционной деятельности и, особенно, в коммунистической теории и практике вьетнамские женщины увидели шанс на избавление себя от статуса «рабынь рабов» (под которым подразумевалось, что женщины находятся в подчиненном положении у вьетнамских мужчин, в свою очередь, бывших в услужении у колониальных властей). В этом отношении весьма показательны слова Нгуен Тхи Динь (1920-1992) - легендарной вьетнамской вое- начальницы XX века. В одном из телеинтервью она отметила, что «при феодализме и при империализме женщины были подавлены и растоптаны! Мы были просто родильными машинами и игрушками для их похоти...»2. Помимо восприятия революционной деятельности как шага к собственному освобождению от сковывающих семейных и общественных традиций, другими мотивами женщин для участия в национально-освободительной борьбе выступали: чувство солидарности с родственниками-мужчинами (отец, брат, муж, сын); желание отомстить за погибших в борьбе родственников; чисто патриотические чувства. Важным моментом в революционной деятельности стала готовность женщин к самопожертвованию, в чем прослеживается параллель со средневековыми традициями и, особенно, ценимой вьетнамской историографией категорией «добродетельных женщин» (liet шт). Эта решимость превосходно выражена в словах одной из вьетнамских революционерок из Национального фронта освобождения Южного Вьетнама: «Наша гибель не будет иметь никакого смысла, если она произойдет в результате пленения и пыток; в то же время гибель во время сражения или смерть от наших собственных рук даст нам бессмертие героев. Этот идеал воспроизводит наши героические легенды»3. Рассмотрим основные формы участия вьетнамских женщин в двух войнах Сопротивления - против Франции (1946-1954) и, в особенности, против США и в борьбе за воссоединение страны. В период первой войны Сопротивления (особенно до 1950 г.) женское участие в войне еще не было организационно оформлено, что объяснялось в первую очередь трудной ситуацией для руководства ДРВ, которое большую часть войны было вынуждено находиться в труднодоступных горных районах. Революционная деятельность женщин носила скорее частный характер и ограничивалась личным участием в общих операциях, играла вспомогательную роль. Но именно в этот период действовали девушки-героини, на долгие годы ставшие символом национально-освободительной борьбы вьетнамского народа. В первую очередь речь идет о Мак Тхи Быой (1927-1951) и Во Тхи Шау (1933-1952). Обе девушки были связными, обе оказались пленены и казнены французскими колонизаторами. Не занимая ведущих ролей в национально-освободительном движении того времени, они, тем не менее, стали символами этой войны. Поскольку первой из них посвящена отдельная статья на русском языке в одном из сборников «Традиционный Вьетнам»4, в данной работе мы подробно остановимся на деятельности Во Тхи Шау, культ которой к тому же значительно более масштабен в современном Вьетнаме. То, что Во Тхи Шау не была руководительницей и во многом являла собой типичную участницу войны позволяет тем самым на ее примере увидеть механизм участия девушек в войне Сопротивления. Во Тхи Шау, уроженка пров. Бариа-Вунгтау, родилась в семье извозчика, у которого помимо нее было еще 5 детей. По инициативе своего старшего брата осенью 1947 г. 13-летняя Шау вступила в народную дружину милиции родного поселка Датдо, что фактически выражалось в участии в действиях подпольной прокоммунистической организации, имевшей базу в лесу неподалеку. Она наряду с другими подростками посещала «школу молодого бойца» и получила базовую идеологическую подготовку5. Еще совсем юная девушка отвечала за разведку на местности, подслушивание разговоров на рынке, на улице, слежение за местными представителями администрации и зажиточной верхушки, проводниками французской колониальной власти. Ее главным заданием стала акция устрашения, назначенная 14 июля 1948 г. в честь Дня взятия Бастилии, когда она совершила покушение на одного из вьетнамских наместников-коллаборацио- нистов. В мае 1950 г. ее отряд организовал неудачную атаку на рынке, и Во Тхи Шау была схвачена. Даже в заточении она не теряла бодрости духа и продолжала вести вместе с другими узниками подрывную работу против колонизаторов. Следствие длилось больше года, судья за «убийства, нарушение порядка и противодействие властям протектората» вынес ей смертный приговор через расстрел. Однако приговоренная на тот момент еще не достигла совершеннолетия, и это представляло для французской администрации тех лет серьезную правовую проблему: на этот счет даже велись дебаты, и было решено во избежание народных волнений вывезти приговоренных на отдаленный остров Пу- ло-Кондор (Кондао) для расстрела. При жизни Во Тхи Шау оставляла, по многочисленным свидетельствам знавших ее людей, впечатление необычайно храброй девушки, но именно своей смертью она приобрела известность среди людей, даже не знавших ее лично, а затем и национальное признание. Описание ее смерти занимает в информационных справках о ней почти такой же объем, как и ее биография. Именно как пример твердости духа перед лицом страданий и смерти она вошла в историю вьетнамского Сопротивления. 23 января 1952 г. французские колонизаторы вывели девушку на кладбище Ханг Зыонг на острове Кондао. Перед смертью Во Тхи Шау громко пела Интернационал и партизанские песни, отказалась исповедоваться, заявив, что грех лежит не на ней, а на французских захватчиках, и стойко приняла смерть. Последними ее словами были «Да здравствует Партия, да здравствует Хо Ши Мин, долой французских захватчиков!». В ее биографии и на картине, экспонируемой в мемориальном комплексе6, запечатлена такая деталь: расстрельная команда из семи человек была настолько отвлечена ее поведением, что с первого залпа она была лишь ранена, и начальнику отряда пришлось довести дело до конца контрольным выстрелом в висок. Во Тхи Шау привнесла в символику освободительной борьбы и в идеологический арсенал КПВ новый девиз, слова которого, как считается, она произнесла перед расстрелом, когда ей велели опуститься на колени: «Я умею только стоять, не умею падать на колени!» (Тао chi biet dung khong biet quy)7. Эта фраза является одной из вербальных формул, знакомых всему населению со школьной скамьи, подобно нашим военным девизам «ни шагу назад», «ни пяди родной земли не сдадим врагу». Впоследствии такой поступок был интерпретирован как проявление неукротимого духа молодой революционерки и стал примером для подражания: если бойцам Сопротивления и политическим узникам не оставалось ничего другого, кроме гибели, они знали, что могут стать героями в народной памяти, приняв смерть так, как это сделала она. За боевой подвиг президент СРВ Jle Дык Ань посмертно присвоил Во Тхи Шау звание Героя Народных вооруженных сил своим указом от 2 марта 1993 г. После смерти Во Тхи Шау, ставшей одним из символов женского патриотизма во Вьетнаме, вокруг нее сформировался особый культ - как на ее малой родине, так и особенно на острове Кондао, где она окончила свой путь. Содержание этого культа будет рассмотрено авторами в отдельной публикации, здесь отметим главное - молодая патриотка вошла в традиционный для Вьетнама пантеон духов-покровителей - причем даже не местного, а общегосударственного значения. Стать символом можно было благодаря какому-либо одному яркому действию, причем не обязательно связанному с собственной трагической гибелью. Например, как отчасти и в случае с Во Тхи Шау, благодаря своему поведению на суде. Наиболее яркий пример из времен второй войны Сопротивления в этом отношении являет подвиг Во Тхи Тханг (1945-2014) - также южанки (уроженки пров. Лонган). В 16-летнем возрасте она вступила в ряды Национального фронта освобождения Южного Вьетнама. Была арестована во время наступательной операции в 1968 г. и отдана под суд, который приговорил ее к 20 годам каторжных работ. Во время судебного процесса иностранный фотограф запечатлел открытую жизнерадостную улыбку обвиняемой, которая вошла в историю как «улыбка победы» (nu cuai chien thang). Во Тхи Тханг запомнилась и такими словами, обращенными к судьям после приговора: «А вы уверены, что ваши власти просуществуют еще 20 лет, чтобы до конца исполнить этот приговор?! (Lieu chinh quyen nay со ton tai den 20 nam de bo tii toi khong?)8». Сама Во Тхи Тханг стала одним из символов вьетнамских жен- щин-революционерок. Любопытно, что в личном опросе современных вьетнамцев, где требовалось упомянуть первых пришедших на ум женщин, связанных с вьетнамскими войнами XX века, довольно многие назвали в первую очередь именно Во Тхи Тханг, вспомнив ее светлую улыбку. Спустя годы ей посвятил строки выдающийся вьетнамский поэт Те Хань. С начала 1950 г., после дипломатического признания ДРВ со стороны КНР и СССР, вьетнамские коммунисты развернули масштабную программу мобилизации населения страны на борьбу против французского колониального режима. С этого момента уместно говорить об организованной форме именно женского участия в военных операциях и в деле строительства нового государства. Первой такой формой стало движение «Молодой авангард» (Thanh nien xung phong). В научной литературе существуют определенные трудности перевода названия, вызванные многозначной трактовкой вьетнамского термина. Слово Xung phong означает «человек, готовый в любой момент добровольно броситься в атаку или оказать любую помощь»; это одновременно и «доброволец», и призыв «будь готов - всегда готов» и «штурмовик». На французский язык это движение часто переводили как «Юные волонтеры» (Jeunes volontaires) или «Бригады штурмовой молодежи» (Brigades de juenesse de choc), на английский - также «Юные волонтеры» (Youth volunteers). Мы использовали принятый в отечественной литературе термин, хотя его также можно было бы перевести как «Добровольные молодежные дружины». Начало этому движению было положено весной-летом 1950 г. Оно было создано для проведения первой крупной наступательной операции - «Пограничная операция» (Chien dich bien giai) против французских колонизаторов осенью 1950 г. Ф. Гильмо в своей работе «Женщины во Вьетнамской войне. Другая сторона войны, 1945- 1975» приводит данные о директивах партии от 3 мая 1950 г. по созданию подобных дружин9. В современной вьетнамской научной литературе и прессе датой учреждения этого движения считают 15 июля 1950 г., когда на свет появился «Центральный отряд добровольной молодежи» (Doi thanh nien xung phong cong tac Trung Uong). В задачи движения в ходе войны входило максимальное обеспечение тыла: строительство и ремонт путей сообщения, возведение мостов, починка дорог от бомбардировок, снабжение солдат едой. Участники движения должны были «первыми приходить и последними уходить» с поля боя. Изначально это движение во главе с Выонг Бить Выонгом состояло всего из 225 человек, поделенных на три группы по 75 человек, рекрутированных преимущественно из провинций Футхо, Тхайнгуен, Бакнинь, Бакзянг в возрасте от 18 до 25 лет. Впоследствии основным поставщиком людских ресурсов для данного движения стали традиционно революционно настроенные провинции севера Центрального Вьетнама - Тханьхоа (которая помимо этого еще и является одной из самых густонаселенных провинций в стране), Нгеан и Хатинь. Поначалу среди участников движения была только одна девушка-медсестра по имени Jle Ким Хань. Однако затем происходит эволюция в сторону, используя терминологию Ф. Гильмо, «феминизации войны». Здесь стоит учитывать влияние китайских военных специалистов, которые полагали, что необходимо вовлечь широкие массы женщин в освободительную борьбу во Вьетнаме. В дальнейшем число женщин (но поначалу за счет национальных меньшинств) увеличивалось, что частично проявилось в самой масштабной операции для «Молодого авангарда», каковой стала подготовка и участие в битве под Дьенбьенфу в 1954 г. К тому моменту численность добровольных молодежных отрядов достигла 15-20 тыс. человек, и они сыграли важнейшую роль в этой великой победе, обеспечив логистику вьетнамским военнослужащим и тяжелому вооружению, эвакуацию раненых, а также, при необходимости, непосредственно вступая в бой, заменяя собой павших солдат. Всего же властям ДРВ к моменту битвы под Дьенбьенфу удалось мобилизовать около 1,5 млн гражданского населения (выступающего в основном в роли носильщиков; вьет. - «dan cong»), из которых около половины составляли женщины111. После войны против Франции в период борьбы за воссоединение Вьетнама (временно разделенного по условиям Женевских соглашений по 17-й параллели на две части) происходила дальнейшая мобилизация населения, в которую все больше вовлекались женщины. Феминизация войны проявилась в выработке программ, ориентированных в первую очередь именно на женщин. В Северном Вьетнаме таковой стала учрежденная в 1965 г. программа «Три обязанности»11 (Ва dam dang), под которыми подразумевались: забота о семье (в отсутствие мужа и взрослых сыновей), работа на производстве и борьба с врагом12. Отныне женщины должны были не просто «благословлять» мужчин на боевые подвиги, а воодушевлять их на участие в военных действиях. На территории Южного Вьетнама, контролируемого сайгонски- ми властями, руководство вьетнамских коммунистов в марте 1965 г. развернуло другую кампанию, ориентированную на женщин и получившую название «Пять решимостей» (Nam xung phong). К ним относились: 1) решимость уничтожать вражеские силы; 2) решимость сопровождать войска и участвовать в партизанских отрядах; 3) решимость влиться в ряды «гражданских работников» и добровольных молодежных дружин для участия на передовой; 4) решимость участвовать в политической борьбе в городской и сельской местности, решимость захватывать в плен вражеских солдат; 5) решимость увеличивать сельскохозяйственное производство. Во Вьетнаме существовали и чисто военные женские отряды, составившие феномен «длинноволосого войска» (Doi quan toe dai). Этот тип отрядов появился в ходе движения «Донг Кхой» (в том числе восстание в Бенче) в 1959-1960 гг. Главенствующую роль в нем сыграла Нгуен Тхи Динь (1920-1992), на выдающейся жизни которой необходимо остановиться отдельно. Динь родилась в бедной семье в южновьетнамской пров. Бенче, она была младшим ребенком в семье. С детства страдала слабым сердцем и астмой, поэтому была особенно окружена заботой со стороны близких. Девушка рано увлеклась революционной деятельностью своего старшего брата Тяна и, начиная с 1936 г., стала помогать ему. Однако путь революционной подпольной работы был неприемлем для ее родителей, которые по достижению ею 16-летнего возраста стали готовить ее к удачному замужеству, тем более что их дочь отличалась красотой. Отказаться от замужества было не в ее власти, но братья приложили усилия, чтобы семья согласилась на ее брак с их товарищем-революционером Нгуен Ван Битем. Вскоре после свадьбы ее мужа арестовали, а вскоре после рождения первенца арестовали и ее. Ее муж погиб на Кондао, а сына вырастили родственники, но он тоже умер в 1960 г. Нгуен Тхи Динь провела в тюрьме 4 года, став ядром сплочения политических заключенных-женщин в своей тюрьме. Выйдя из тюрьмы из-за ослабшего здоровья на фоне порока сердца, она вернулась к революционной работе и в 1944 г. в составе делегации партработников Юга ездила на Север к Хо Ши Мину для доклада и обращения за помощью в освободительной борьбе, в частности поставок оружия. Хо Ши Мин был впечатлен ее личными качествами, на Юг она вернулась как руководитель группы поставки оружия для освободительного движения на Юге, затем вошла в состав полуподполь- ного партийного руководства пров. Бенче, боровшегося с администрацией президента Нго Динь Зьема. Она вдохновила создание «Длинноволосого войска» т. е. женщин, открыто боровшихся с созданием «стратегических деревень» и с действиями официальных властей Республики Вьетнам в пров. Бенче. В 1960 г. она возглавила так называемое восстание в Бенче (Dong khoi Ben Тге), заняла пост секретаря провинциального комитета партии. В результате действий «Длинноволосого войска» пров. Бенче в 1960-1975 гг. плохо контролировалась правительством Республики Вьетнам и представляла собой действующий очаг сопротивления, имела четко оформленную структуру патриотических органов власти и служила ядром распространения влияния патриотических сил в Республике Вьетнам. С 1961 г. Нгуен Тхи Динь стала председателем Союза женщин за освобождение Южного Вьетнама, заместителем главнокомандующего Вооружёнными силами освобождения Южного Вьетнама. Она активно применяла метод «три стрелы тактического продвижения»: вооруженные силы, политическая арена, внедрение агентов (Ва mui giap cong: quan doi, chinh tri, binh van). С 1964 г. являлась членом Президиума ЦК Национального фронта освобождения Южного Вьетнама. После окончания в 1975 г. Вьетнамской войны и объединения страны работала в ЦК Коммунистической партии Вьетнама. Стала первой женщиной, получившей воинское звание генерал-майора Вьетнамской народной армии, о чем президент Хо Ши Мин еще в 1966 г. говорил на юбилее Союза женщин Вьетнама: «Заместителем командующего штаба НФОЮВ является Нгуен Тхи Динь. Во всем мире только у нас есть такая военачальница, это слава нашего Юга и всего нашего народа»13. С 1987 г. до конца жизни - вице-президент Социалистической Республики Вьетнам, ее преемницей на этом посту стала Нгуен Тхи Бинь, подробнее о которой будет сказано ниже. Нгуен Тхи Динь известна как близкая к народу, энергичная и деятельная личность. С ее именем непременно употребляется эпитет «легендарная военачальница» (Nit tuang huyen thoai). В 1968 г. в СССР ее наградили Ленинской премией мира, а в 1973 г. она стала первым иностранным лауреатом советского Ордена Дружбы. Ее именем названы улицы во многих городах Вьетнама, включая Ханой и Хошимин. В 1995 г. ей посмертно присвоено звание Героя Народных вооруженных сил СРВ. Ее поминальный храм расположен в родной общине и отстроен в масштабе, подобающем выдающемуся деятелю революции и освободительных войн. Статуя Нгуен Тхи Динь была подарена храму Министерством обороны СРВ14. Часть праха Нгуен Тхи Динь была привезена в Ханой, где она долго работала после войны, и помещена на отдельный алтарь в храме Сестер Чынг как выражение особого почтения к ее вкладу в дело освобождения страны от иностранных захватчиков15. Сам собирательный термин «Длинноволосое войско» относился ко всем движениям женщин против официальных властей Республики Вьетнам. Это уникальное явление зародилось в рамках Восстания в Бенче 17 января 1960 г. на основании Постановления ЦК КПВ №15, открывшего путь для сочетания политической борьбы с вооруженной ради успеха революции на Юге. Движение действовало в основном в сельской местности, но и в городах Южного Вьетнама наблюдались отдельные действия женщин под эгидой «Длинноволосого войска». Численность и состав войска оценить практически невозможно, известно лишь, что в его действиях приняли участие почти все женщины Бенче и в меньшей степени - за пределами этой провинции. С 1960 г., под подсчетам Музея женщин Юга Вьетнама, движение организовало 1 млн прямых боестолкновений женщин с врагом и 9 млн массовых восстаний (quan с hung noi day), внесло вклад в рассеивание 200 ООО воинских и добровольческих единиц- вражеских сил, и, что особенно важно, «освободило от оков» 895 из 1193 общин на Юге, установив прямой контроль в 22 общинах. Основными видами действий «Длинноволосого войска» были: ликвидация стратегических деревень, саботаж набора в армию РВ, противодействие зачисткам, обстрелам и отлову дезертиров. Суть действий при нехватке вооружения сводилась к созданию шума, дезорганизации системы местной власти, захвату оружия и снабжения в пользу партизанских сил, уничтожению коллаборационистов и активных осведомителей правящего режима, удержанию своих позиций. Эти на первый взгляд незначительные действия впоследствии получили такую оценку: «Их сила связывала крылья самолетам, забивала дула пушкам, останавливала продвижение врага и ломала планы зачисток». Иными словами, женское войско, одновременно стихийное и умело управляемое партийными органами, преуспело в противодействии и создании давления на местные власти (которые тоже не были чужими людьми, а жителями тех же поселков), а также измотало немало сил сайгонской армии16. В рядах вооруженных сил Вьетнама особенно востребованными были также медсестры и женщины-врачи. Показательно, что, как указывалось выше, первой девушкой в молодежных добровольных отрядах была именно медсестра. Одним из наиболее известных символов вьетнамских женщин-врачей периода войны против США стала Данг Тхюи Чам (1942-1970). Она происходила из семьи медицинской элиты Вьетнама - ее отец, выдающийся хирург, заведовал больницей в Ханое, а мать преподавала на фармакологическом факультете Ханойского медицинского университета. Девушка пошла по стопам родителей и с отличием окончила Медицинский университет, но, несмотря на блестящие перспективы, в 1966 г. бросила все и отправилась добровольцем на Юг, поскольку уже несколько лет на южном фронте воевал ее возлюбленный. Они не воссоединились, так как ей поручили заведовать госпиталем в поселке Дыкфо пров. Куангнгай в Центральном Вьетнаме. Каждый день в своей работе ей приходилось решать сложнейшие задачи как медицинского, так и бытового характера, лично оперировать раненых и больных, ведать снабжением госпиталя. В 1970 г. в ходе авиаудара и зачистки местности американцами она была убита при возвращении из служебной поездки в горную местность. Данг Тхюи Чам навсегда осталась бы одной из безымянных или просто не известных широкой публике жертв войны, если бы не ее дневник, который всплыл из небытия в 2005 г., когда ветеран вьетнамской войны, непосредственно забравший его с собой в день атаки, организовал презентацию этого дневника в США и дал широкую огласку своим усилиям по поиску родственников автора дневника. Дневник, который она вела в течение 2 лет в двух блокнотах, представляет собой не только живое историческое свидетельство, но и особое литературное явление благодаря прекрасному образованию, полученному девушкой. Дневник Данг Тхюи Чам опубликован на нескольких языках, в том числе на русском. По мотивам дневника снят фильм «Не сжигай» (Dang dot). Имя Данг Тхюи Чам присвоено медпункту в Дыкфо, где она работала начальником госпиталя, переулку в Ханое и улице в Халонге. В Дыкфо, где она работала последние 2 года жизни и где погибла, построен ее мемориальный комплекс. Говоря об истории Вьетнамской войны, нельзя не упомянуть и об отдельной форме вовлеченности женщин в политическую жизнь страны и борьбу за мир, которую составляют буддийские монахини Южного Вьетнама. В «буддийском кризисе» 1963 г., выразившемся в массовых акциях протеста буддийского населения Южного Вьетнама против сайгонских властей, самое деятельное участие принимали женщины. В дальнейшем уже после свержения Нго Динь Зьема и в период эскалации военных действий в Южном Вьетнаме со стороны США буддийские монахини последовали примеру Тхить Куант Дыка, который совершил акт самосожжения летом 1963 г. Всего в период с 1963 по 1970 г. в Южном Вьетнаме было совершено 32 акта самосожжения, и половина из них пришлась на долю женщин. Одной из наиболее известных из них стала Нят Ти Май (1934-1967), совершившая самосожжение в мае 1967 г. Перед своей гибелью она оставила 10 писем в стихотворной форме, в которых призывала к восстановлению мира во Вьетнаме. Американский исследователь Р. Топмиллер, посвятивший отдельную статью изучению мирной борьбы вьетнамских буддисток, помимо чисто патриотических и общих гуманитарных мотивов видит в их самосожжении своеобразный шаг к эмансипации, поскольку тем самым они «освобождались от строгой иерархии, контролируемой мужчинами»17. Особый вклад в национально-освободительное движение и в борьбу за восстановление мира во Вьетнаме внесла Нгуен Тхи Бинь (1927-н.в.) - дипломат, политический деятель, руководитель делегации НФОЮВ на четырехсторонних Парижских переговорах. Эта женщина успешно и с достоинством представляла одну из основных сил конфликта. Ее подпись - одна из четырех, стоит под Парижскими мирными соглашениями, и единственная - женская. Нгуен Тхи Бинь (наст, имя - Нгуен Тхи Тяу Ша) происходила из образованной семьи и приходилась внучкой (по материнской линии) одному из виднейших деятелей национально-освободительного движения начала XX веке Фан Тю Чиню. Детство и юность провела в Пномпене, в Камбодже, где училась в престижном лицее Сисоват. В 17 лет она включилась в патриотические студенческие и молодежные движения в Сайгоне. В 1954 г. переехала на Север и получила подготовку по программе обучения особых политических кадров. В 1960 г. по указанию руководства сменила имя в целях конспирации - Нгуен Тхи Бинь18, и приняла ответственность за внешние связи НФОЮВ. Основной миссией Нгуен Тхи Бинь, ввиду ее приятного внешнего вида и хорошего владения французским языком, было продвижение интересов освободительных сил Южного Вьетнама через привлечение симпатии к представляемому ею движению. С 1968 г., на Парижском мирном процессе, она стала представителем делегации Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам (за весь период существования которого она единственная занимала пост министра иностранных дел)наряду с представителями ДРВ, США и официальными властями Республики Вьетнам. Следующие 4 года участия в переговорах принесли ей мировую известность талантливого дипломата под именем «мадам Бинь». Сама она признает в своей автобиографии, что на первых порах делегация ВРП РЮВ во главу угла ставила даже не столько результаты самих переговоров, сколько задачу привлечь к себе максимальное внимание, т. е. заявить о себе, что Мадам Бинь вполне удалось19. Несмотря на широкое участие женщин в революционной и политической борьбе тех лет во Вьетнаме, выбор пал именно на Нгуен Тхи Бинь по стечению факторов, среди которых были как ее личные качества, так и обстоятельства. Очень важную роль сыграло ее происхождение. По словам леди Бортон (американской писательницы, работавшей во Вьетнаме с 1969 г. по линии миротворческого движения и переведшей автобиографию Нгуен Тхи Бинь), «это был блестящий выбор, поскольку она была великолепна, и свободно владела французским, и была внучкой знаменитого патриота Фан Тю Чиня, чей авторитет одинаково признавался всеми сторонами, - 90 к тому же она была любезна и общительна» . Прибыв в Париж, помимо непосредственного участия в переговорах, Бинь включилась в идеологическую борьбу: давала интервью до трех раз в день21, посещала собрания вьетнамских эмигрантов во Франции, даже осуществила визит в Лондон в апреле 1969 г. и выступила там на Трафальгарской площади22 в рамках митинга за нераспространение ядерных вооружений, что можно считать довольно значимым событием с учетом того, что общественный резонанс и народные протесты в США и Европе оказали немалое влияние на сроки подписания и содержание Парижских мирных соглашений. После воссоединения страны Нгуен Тхи Бинь занимала пост министра образования СРВ (1976-1987), потом была назначена заместителем председателя Комитета ЦК КПВ по внешним связям, а затем, после смерти Нгуен Тхи Динь, сменила ее на посту вице-президента СРВ (1992-2002 г.). Была депутатом Национального собрания СРВ с 6-го по 10-й созыв (1976-2002). После выхода на пенсию в 2002 г. Нгуен Тхи Бинь сконцентрировалась на руководстве Фондом мира и развития Вьетнама, Фондом защиты детей Вьетнама и культурным Фондом памяти Фан Тю Чиня. В последние годы, хотя ей уже почти 90 лет, она продолжает участвовать в форумах и мероприятиях, давать интервью. Особо следует отметить патриотизм женщин, проявившийся в годы войны, в том числе в поддержании определенной атмосферы в семье. 45 тыс. женщин были удостоены звания «Героическая мать Вьетнама» (Ва me anh hung Viet Nam), учрежденного правительством СРВ в 1994 г. Звание присваивается женщинам, у которых в боевых действиях погибли: два и более ребенка; один ребенок, а другой стал инвалидом с потерей от 81 % дееспособности; единственный ребенок; один ребенок и супруг либо она сама. С 1994 по 2001 гг. правительство СРВ присвоило (в том числе посмертно) данное звание 44 253 женщинам, из них 15 033 - на Севере и 29 220 - на Юге23. Единственного ребенка потеряли почти 9 тыс. женщин, 2 детей - 1,5 тыс., более 5 детей потеряли 258 женщин. В 2015 г. завершилось строительство масштабного памятника «Героическая мать Вьетнама» с общей суммой затрат в размере 410 млрд донгов (около 18 млн долл.). С героическими матерями регулярно организуются встречи и «паломничества по местам исторической памяти», у некоторых из них есть мемориальные дома, где делегации общественных организаций зажигают ароматические палочки24. Героические матери - коллективное воплощение жертв, принесенных женщинами войне, борьбе за свободу и независимость. Подводя итоги проведенному исследованию, можно выделить следующие типичные категории участвовавших в войне женщин. 1. Женщины - безымянные участницы «добровольных молодежных дружин», самые многочисленные и внесшие самый большой вклад в общее дело. Не стоит забывать, что дружины, хоть и не назывались «женскими», но в годы второй войны Сопротивления зачастую состояли преимущественно из девушек, ввиду того что все юноши уходили на фронт. Среди них особо отмечена Нгуен Тхи Ким Хюэ, 5 раз удостоившаяся встречи с Хо Ши Мином и запечатленная с ним на фотографиях. 2. Женщины - символы революционной и партизанской борьбы, запомнившиеся своей храбростью и единичными подвигами (пример Во Тхи Шау, Во Тхи Тханг, Мак Тхи Быой и др.). Героизация исторических событий и персоналий - это один из эффективных способов воспитания патриотизма и, в более широком смысле, формирования национальной идентичности у молодого поколения, более конструктивный и позитивный, чем так же часто применяемые методы демонизации внешнего врага и поощрения национализма вплоть до шовинизма. Героизация истории является одним из действенных инструментов в руках у власти для строительства и сплочения нации, при этом персонализация исторических явлений и событий значительно упрощает применение данного инструмента. Вьетнам имеет давние традиции подобной героизации - пантеон духов государственного уровня формировался с начала независимого централизованного вьетнамского государства. Традиционное почитание исторических героев, обликаемых в форму духов-покровителей, характерно и для современного Вьетнама. Наиболее ярким здесь представляется пример Во Тхи Шау25. 3. Женщины-воины, представленные Нгуен Тхи Динь, взявшие на себя организационную и управленческую работу в вооруженных силах благодаря своему авторитету. Нгуен Тхи Динь организовала целое движение, известное всей стране, при этом сделала карьеру в армии. К этой категории можно причислить также Нгуен Тхи Тиен, ставшую первой женщиной, которой в ДРВ было присвоено звание Героя народных вооруженных сил, и южанку Та Тхи Киеу, удостоенную личной встречи с Хо Ши Мином 6 раз. Для увековечивания и популяризации их деятельности среди населения государство официально присваивает их имена улицам, школам и паркам. 4. Женщины-специалисты, в первую очередь врачи и медсестры. Их символом стала Данг Тхюи Чам, чей «Дневник врача на войне» был издан и переведен на множество языков. 5. Женщины-дипломаты, представленные Нгуен Тхи Бинь. 6. Женщины-буддистки. Широчайшая известность женских исторических фигур в народе говорит, прежде всего, о трех важных фактах: о востребованности этой темы во вьетнамском обществе; о комплексном подходе властей к идеологическому воспитанию народа; об активной деятельности собственно женских движений, и прежде всего Союза женщин Вьетнама. На наш взгляд, масштабность и многоликость женского участия в освободительной борьбе и деле государственного строительства и обороны свидетельствуют о том, что вьетнамские женщины в целом не были отдельной, специфической силой в противостоянии агрессору и не пользовались особыми привилегиями ввиду принадлежности к «слабому полу». Они прилагали усилия с мужчинами наравне, и хотя в силу объективных причин результаты этих усилий не всегда были равны, вклад их в общее дело был не меньшим. Женщинам пришлось заменить собой мужчин не только во вспомогательных приготовлениях к военным действиям, например, в добровольных молодежных дружинах, которые сыграли главную роль в тяжелой и сложной работе по строительству коммуникаций и снабжению фронта, но в ряде случаев непосредственно в боях. Женщины Вьетнама, как были в мирной жизни опорой мужчин, а нередко и основной рабочей силой в хозяйствах, так и в военное время стали не только надежным тылом, но и участниками боевых действий против иностранных захватчиков.
×

About the authors

Maxim A. Sunnerberg

Moscow State University

Ph.D. (Hist.), Associate professor at the Institute of Asian and African studies, Moscow State University

Eugenia A. Marchenko

MSU

master of Oriental studies IAAS MSU

References

  1. URL: https://www.youtube.com/watch?v=foG6gkpePH8 (13.08.2011).
  2. Guillemot F. Des Vietnamiennes dans la guerre civile. L'autre moitie de la guerre, 1945-1975. P., 2014. P. 47, 99, 109.
  3. Бенуа де Треглоде. Новые герои, традиционное почитание. Очерк о культе Мак Тхи Быой // Традиционный Вьетнам. Вып. 3. М., 2008. С. 149-156.
  4. Nguyen Dinh Thong. Vo Thi Sau: A Legendary Heroine. Ho Chi Minh City, 2014. P. 36.
  5. URL: http://vtc.vn/vi-sao-co-ngay-phu-nu-viet-nam.394.352270.htm (19.10.2012).
  6. Во Тхи Тханг - улыбка Вьетнама, улыбка победы. URL: http://phunuonline.com.vn/xa-hoi/chi-vo-thi-thang--nu-cuoi-viet-nam-nu-cuoi-chien-thang-19588 (23.08.2014).
  7. URL: http://phunuhadong.com/Phong-trao-phu-nu-Ba-dam-dang-Moc-son-trong-lich-su-phu-nu-Viet-Nam.-p-373.html (01.2005).
  8. Женщины провинции Бенче. Thach Phuong bien soan. NXB Thanh pho Ho Chi Minh. 2000. Tr. 124.
  9. URL: http://www.vhttdlkv3.gov.vn/Chuyen-de/Ben-Tre-Khu-luu-niem-nu-tuong-Nguyen-Thi-Dinh-ngay-cang-hoan-thien-va-phat-trien.2628.detail.aspx
  10. URL: http://gas.hoasen.edu.vn/vi/gas-page/huyen-thoai-nu-tuong-nguyen-thi-dinh (12.05.2011).
  11. URL: http://www.hoilhpn.org.vn/print.asp?newsid=739 (29.03.2005).
  12. Topmiller R. Struggling for peace: South Vietnamese Buddhist Women and Resistance to the Vietnam War // Journal of women's history. Vol. 17. 2005. № . P. 133-157.
  13. Воспоминания Нгуен Тхи Бинь - Семья, друзья и родина. NXB Tri thuc. 2012. Tr. 68, 88.
  14. URL: http://www.abc.net.au/radionational/programs/latenightlive/from-hidden-resistance-to-peace-talks-women-in-the-vietnam-war/6907610
  15. URL: http://www.abc.net.au/radionational/programs/latenightlive/madame-binh-in-london-1969/6899976
  16. URL: http://www.phunu.hochiminhcity.gov.vn/web/guest/me-viet-nam-anh-hung
  17. URL: http://www.phunu.hochiminhcity.gov.vn/web/guest/tin-hoat-dong

Copyright (c) 2016 Sunnerberg M.A., Marchenko E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies