Democracy as a Goal and a Driving Force for Development: The Case Study of Vietnam

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article explores the complex interplay between democracy and development in Vietnam, a country with a unique historical and political context. Through document analysis, it examines the legal and political reforms implemented since the Doi Moi in 1986 to understand how democratic elements have contributed to Vietnam's socio-economic development. We argue that, despite existing challenges, the integration of democratic principles into Vietnam's development framework serves not only as an ultimate goal but also as a powerful catalyst for economic innovation, human development, and sustainable governance. The conclusion emphasizes that to maintain sustainable and inclusive development, Vietnam must continue its commitment to democratic values by improving governance mechanisms, expanding citizen participation, increasing transparency, and ensuring that development processes reflect the needs of the people. Only by deeply integrating these principles into its development strategy can Vietnam achieve long-term growth and stability.

Full Text

Введение

Взаимосвязь между демократией и развитием уже давно является предметом научных исследований, включающих в себя обсуждение причинно-следственных связей между ними, а также способов, с помощью которых демократия влияет на социально-экономическое развитие. В современном глобальном дискурсе о развитии включение демократических принципов в систему госуправления часто признаётся необходимым для устойчивого роста [Diefenbach 2020; Mohammadi, Boccia, Tohidi 2023]. Вьетнам, страна с уникальной историей колониализма, войны и успешного проведения экономических реформ, является убедительным примером этого процесса. По мнению Д. В. Мосякова, внедрение демократических принципов в политическую систему Вьетнама развивалось медленно, но уверенно начиная с реформ Дой мой в 1986 г., что привело к заметным изменениям в управлении и экономике страны [Мосяков 2021].

После старта реформ Дой мой в 1986 г. Вьетнам начал постепенно интегрировать демократические элементы в свою политическую систему, хотя развитие демократии в стране все еще сдерживается политическими и культурными особенностями. П. Ю. Цветов подчёркивает, что развитие демократии в контексте Вьетнама, как и в странах АСЕАН, обусловлено историческими и культурными традициями страны [Карнеев и др. 2017]. Этот процесс включает не только постепенные изменения в правовой базе, но и создание условий для расширения гражданского участия и повышения прозрачности.

Согласно В. М. Мазырину и Г. М. Локшину, ключевым моментом является роль Коммунистической партии, которая, оставаясь центральной политической силой, допускает элементы демократизации в рамках контролируемой ею системы правления [Мазырин 2007: 101–106; Локшин 2021]. Изучение взаимосвязи между демократией и развитием во Вьетнаме – это не просто вопрос корреляции, а выявление того, как демократические элементы интегрируются в механизмы развития страны, которая официально называется социалистической республикой.

В данной статье предпринята попытка раскрыть особенности того, как демократия, проявляющаяся в прозрачности деятельности правительства, верховенстве закона и гражданской активности, стала играть ключевую роль в траектории развития Вьетнама. Сфокусировав внимание на ключевых реформах, проведённых в последние десятилетия, автор исследует взаимосвязь политической либерализации и экономических стратегий, которая, как представляется, лежит в основе успехов Вьетнама в области развития. В статье обосновывается центральная роль демократии как как неотъемлемого условия активного и устойчивого развития и подчеркнуто, что это стремление Вьетнама.

Методы исследования

Для изучения многогранной взаимосвязи между демократией и развитием Вьетнама в данном исследовании использован анализ различных документов. К ним относятся официальные правительственные документы, стратегии развития, экономические отчёты, публикации международных организаций и научные статьи. Критериями включения в исследование были обсуждение вьетнамской модели развития, наличие демократической тематики, а также вклад источников в исторический и текущий анализ политических и экономических преобразований во Вьетнаме. Анализ проводился с помощью компаративного метода, который позволил выявить как схожие, так и отличающиеся точки зрения и создать многомерное восприятие темы. Синтез разнообразных источников данных при анализе документов закладывает основу для детального и целостного изложения результатов исследования, в котором демократия рассматривается не только в качестве желаемой цели, но и как существенная сила, способствующая развитию Вьетнама.

Результаты исследования

Исторический контекст

История Вьетнама тесно переплетена с постоянным стремлением его народа к демократии и развитию, что позволяет глубже понять современный политический и экономический этап развития страны. Начиная с ранней истории Вьетнама как совокупности феодальных династий и включая его недавнее колониальное прошлое, автор считает борьбу за самоуправление и политическое участие как последовательное проявление стремления Вьетнама к суверенитету [Womack 2003]. После создания единого государства в 1976 г. политическое руководство Вьетнама приняло курс на централизованное правление, отвергая многопартийность и западные демократические элементы, которые были признаны угрозой политической стабильности [Власов 2016]. Однако конец XX в. стал поворотным моментом, когда Вьетнам развернул серию реформ в рамках политики Дой мой, положив начало переходу страны к рыночной экономике и, в некоторой степени, политической либерализации [Печерица, Власов 2016]. Реформы Дой мой не только открыли экономику для глобальных рынков, но и послужили катализатором медленного, но заметного сдвига в сторону более открытого общества с бóльшим акцентом на правовые нормы и институциональную подотчётность. За 35 лет проведения политики Дой мой Вьетнам добился значительных успехов в экономической и социальной сферах, превратившись из отсталой аграрной страны в аграрно-индустриальное государство с одними из самых высоких темпов роста ВВП в мире [Цветов 2021]. Однако политика реформ столкнулась с вызовами, такими как имущественная дифференциация, увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными слоями населения [Динь Куанг Хай 2021]. Несмотря на эти трудности, реформы продолжались, и правительство Вьетнама сосредоточилось на повышении уровня жизни, институциональной подотчётности и социальной справедливости, что отразилось в изменениях системы налогообложения и развитии гражданского общества. Австралийский эксперт по Вьетнаму К. Тэйер считает, что реакция вьетнамского правительства на общественное мнение, особенно в таких вопросах, как обеспечение права на землю, защита экологии, борьба с коррупцией, свидетельствует об эволюции отношений между государством и его гражданами, появлении элементов прямой и косвенной демократии [Thayer 2009].

Коммунистическая партия остаётся ядром политической системы Вьетнама, прочно удерживая свою ведущую роль и в то же время осторожно позволяя принципам демократического правления внедряться периферийно в политический дискурс и практику. Таким образом, исторический контекст Вьетнама отражает трансформацию из чисто революционного государства в современную нацию, пытающуюся преодолеть сложности интеграции демократических принципов в устоявшиеся политические институты [Croissant, Lorenz 2018]. Этот исторический фон создаёт основу для понимания того, как демократия и развитие продолжают взаимодействовать в современном Вьетнаме, отражая глубокие изменения, которые сформировали его нынешний политический ландшафт и предопределили дальнейший путь развития.

Демократия как цель развития

Демократия во Вьетнаме выступает в качестве цели развития, отражая стремление к политической инклюзивности, подотчётности и защите прав человека. Стремление к демократии выходит за рамки создания процедур, таких как выборы [Nhân dân – chủ thể...: 11.01.2021]. Оно воплощает в себе более глубокое стремление к построению общества, где граждане активно участвуют в политике, а принятие решений основывается на их широком участии. Недавние конституционные реформы адаптировали правовую систему Вьетнама к международным стандартам прав человека, сочетая индивидуальные свободы с коллективными интересами. Конституция 2013 г. подтверждает демократические права народа. В статье 6 говорится, что власть принадлежит народу и осуществляется через Национальное собрание, народные советы и другие органы. Статья 28 закрепляет право граждан на участие в управлении. Другие статьи защищают свободу слова, собраний и объединений, обеспечивая контроль над государственными решениями [Quốc hội Việt Nam 2013]. Законодатели подчеркивают важность народа, используя заглавную букву в слове "Народ" в Конституции, что отражает уважение и высокую оценку его роли в управлении государством. Это также свидетельствует о преемственности идей Хо Ши Мина, который всегда считал народ центральной фигурой в процессе развития и управления страной.

Цель развития демократии также заключается в создании политической культуры, которая поддерживает принципы прозрачности и подотчётности, гарантируя, что государственные чиновники будут отвечать перед населением за свои действия и политику. Появление и рост числа организаций гражданского общества, несмотря на существующие ограничения [Wells-Dang 2014], является свидетельством развивающихся в стране демократических тенденций. Эти организации служат платформой для гражданской активности, позволяя гражданам объединяться вокруг общих интересов и выступать за социальные изменения. Постепенное расширение пространства для СМИ и публичных дискуссий, хотя оно всё ещё ограничено, позволяет более тщательно оценивать действия правительства и способствует формированию культуры подотчетности. Вьетнамское правительство приняло меры по модернизации системы государственного управления, такие как внедрение информационных технологий в административную деятельность, упрощение административных процедур и усиление механизмов обратной связи с гражданами через онлайн-каналы. Это помогает повысить прозрачность и сократить бюрократию, тем самым поощряя участие граждан в процессе принятия решений. Несмотря на то, что политическая культура Вьетнама основана на традициях конфуцианства и идеях марксизма- ленинизма, которые гарантируют концентрацию власти в руках Коммунистической партии, открытый подход к информационным технологиям и средствам массовой информации, а также развитие гражданского общества демонстрируют осторожное стремление к демократическим реформам [Калмыков 2024].

Кроме того, видение демократии как цели развития Вьетнама включает в себя стремление к равноправному участию и справедливому управлению, при котором институты работают над смягчением неравенства и повышением социального благосостояния. Признавая демократию как самоцель, вьетнамский подход также определяет её как средство движения к жизнеспособному и хорошо функционирующему обществу, в котором ни один человек не останется без внимания и где каждый гражданин сможет полностью реализовать свой потенциал [Vu Van Hien 2021].

Коммунистическая партия Вьетнама придаёт большое значение воплощению принципа, согласно которому народ находится в центре всей деятельности партии и государства. Она выражает подлинное доверие, уважение к народу как хозяину страны и выступает за расширение его прав и возможностей, последовательно отстаивая принцип «народ знает, обсуждает, делает, проверяет, контролирует и получает пользу». В документах XIII съезда КПВ (2021 г.) указано: «Народ играет центральную роль в инновациях, строительстве и обороне страны, поэтому политика партии должна реально отражать его жизнь, желания и законные интересы с целью содействия его счастью. Построение прочных отношений между партией и народом необходимо для укрепления доверия как к коммунистической партии, так и к социалистической системе» [Đảng Cộng sản Việt Nam 2021].

В одной из своих статей покойный Генеральный секретарь КПВ Нгуен Фу Чонг подчеркнул: демократия не может быть целиком заимствована из различных культурных или политических контекстов, она должна развиваться изнутри, с учётом уникальной исторической, культурной и социальной структуры Вьетнама. Это требует от правительства усилий для того, чтобы справиться с вызовом, заключающимся в нахождении баланса между позитивными аспектами традиций и универсальными ценностями, которые продвигает демократия [Nguyễn Phú Trọng, 2021]. Это согласуется с наблюдением Е. Е. Власова, который отметил, что Вьетнам стремится следовать своей собственной модели демократии с национальной самобытностью и решительно отвергает многопартийную демократическую модель Запада [Власов 2016]. Цель демократии в программе развития Вьетнама тесно связана с развитием общественной сферы, где граждане могут обсуждать политику, определяющую их жизнь, и влиять на неё [Ты Тхи Тхоа 2023]. Такой подход направлен на расширение прав и возможностей отдельных людей и сообществ, позволяя им вносить активный вклад в национальное развитие.

Признавая демократию целью развития, Вьетнам расширил образовательные программы и активно инвестирует в развитие человеческого капитала. Это поможет создать грамотных и мотивированных граждан, способных критически мыслить и эффективно участвовать в жизни общества. Вместе с повышением качества обучения внутри страны, Вьетнам активно развивает сотрудничество в сфере образования с другими странами. Согласно статистике ЮНЕСКО, в 2021–2022 гг. за границей обучались 132 тыс. вьетнамских студентов, что делает Вьетнам лидером в ЮВА по количеству студентов за рубежом. Ежегодно около 1000 лучших студентов отправляются учиться в Россию, которая является стратегическим партнером Вьетнама. В настоящее время в России обучаются примерно 5000 вьетнамских студентов. Развивая инклюзивное образование, Вьетнам стремится воспитать население, которое будет не только квалифицированным, но и просвещённым в отношении своих прав и обязанностей как членов демократического общества [Ты Тхи Тхоа, Нгуен Дык Кыонг 2022]. Эта расширенная концепция демократии иллюстрирует комплексный подход, в котором политические реформы переплетаются с социальными преобразованиями, экономической либерализацией и международным сотрудничеством. По мере того как Вьетнам продолжает прокладывать свой курс в современном мире, концепция демократии как цели развития представляется не столько заданным пунктом назначения, сколько эволюционным процессом, определяющим инклюзивный и перспективный характер этого развития.

Демократия как движущая сила развития

Во Вьетнаме демократия преодолевает роль абстрактного идеала и становится мощным катализатором развития страны. Она стимулирует прогресс не только в политической сфере, но и в социальной, и в экономической, привнося жизненную силу в процессы, определяющие благосостояние и будущее вьетнамского народа. Как движущая сила, демократия развивает инновации, создавая благоприятный климат для свободного обмена идеями. Такие достижения крайне важны для развивающейся экономики, в частности вьетнамской, которая стремится продвинуться по цепочке создания стоимости и конкурировать на глобальном рынке, основанном на знаниях.

Роль демократии в экономических инновациях Вьетнама многогранна и обусловлена её способностью создавать благоприятную экосистему для предпринимательства. В обществе, основанном на демократических ценностях, свободный обмен информацией является не только нормой, но и позволяет бизнесу своевременно получать информацию и более эффективно адаптироваться к тенденциям рынка [Jaeger, Burnett 2005; Walker 2018]. Более того, когда государственная политика проходит тщательную общественную экспертизу, это приводит к созданию прозрачной и подотчётной системы управления. Такая прозрачность крайне важна, поскольку бизнес полагается на неё, чтобы ориентироваться в нормативно-правовой базе, которая не только доступна, но и актуальна применительно ко времени. Конкуренция, подпитываемая демократией, которая поощряет творчество, обеспечивает не только равные условия для игры, но и представительную арену, где лучшие идеи могут добиться успеха [Walker 2018]. Демократия и политическая стабильность играют важную роль в развитии экономики Вьетнама. Несмотря на то, что страна сохраняет централизованную политическую систему под руководством Коммунистической партии, осторожные институциональные реформы и расширение гражданских прав создают благоприятные условия для стабильности и роста [Селиванов 2022]. Повышение прозрачности в управлении и активизация международного сотрудничества не только привлекают иностранные инвестиции, но и способствуют тому, что Вьетнам становится одной из наиболее быстро развивающихся экономик в регионе.

Демократизация во Вьетнаме значительно влияет на развитие человеческого потенциала и систему образования. Переход страны на демократические принципы играет ключевую роль в формировании человеческого капитала, катализатора устойчивого роста и благополучия. Образование воспитывает критически мыслящих граждан, готовых участвовать в общественной жизни и отстаивать демократические ценности [Nussbaum 2006; Orlowski 2012]. Это способствует пониманию прав человека и социальной справедливости, что важно для активного общества. Демократизация помогает Вьетнаму адаптироваться к требованиям глобального рынка и формировать инновационную рабочую силу [Le Quynh Anh 2016]. В недавней статье «Углубление практики демократии, продолжение максимального раскрытия силы народа в строительстве и развитии страны» заместитель заведующего Центрального отдела пропаганды ЦК КПВ Лай Суан Мон отметил, что процесс демократизации действительно способствует позитивному развитию вьетнамского общества. Он поощряет более активное участие граждан в принятии государственных решений, повышает их способность к самоуправлению и стимулирует инновации и творчество [Lại Xuân Môn 2024].

Стремление Вьетнама внедрить демократические ценности в свою модель управления также рассматривается как инструмент установления верховенства закона и независимости судебной власти, что, в свою очередь, укрепляет институциональную целостность и противодействует коррупции [Tu Thi Thoa 2021]. Когда господствует верховенство закона, коммерческие сделки становятся более безопасными, государственные услуги – более надежными, а права граждан – более конкретными [Krygier 2012]. Все эти усилия способствуют созданию более прозрачного и справедливого общества, что помогает бороться с коррупцией.

Более того, связь между демократией и развитием в современном Вьетнаме особенно проявляется через усиливающуюся роль неправительственных организаций. По наблюдениям М. С. Зеленковой, эти организации активно участвуют в различных сферах, включая экологические инициативы, социальное развитие и защиту прав человека. Их деятельность не только помогает решать гуманитарные проблемы, но и способствует продвижению интересов определённых групп населения, формируя общественное мнение и развивая партнёрские отношения с местными структурами. Вьетнамское правительство поддерживает НПО, признавая их важный вклад в социально-экономическое развитие страны и привлечение международной помощи [Зеленкова 2016; Мазырин 2008]. При этом власти страны продолжают подтверждать свою приверженность демократическим процессам на основе общественного консенсуса. Это делает растущую роль НПО в политической жизни особенно значимой для укрепления чувства общей судьбы и социальной гармонии — ключевых факторов национального прогресса.

В сфере внешней политики продвижение демократических ценностей позиционирует Вьетнам как активного члена международного сообщества, укрепляя его геополитическое положение. Приверженность демократическим нормам способствует партнёрству с другими странами и международными организациями, которое часто приносит с собой помощь в развитии, дипломатическую поддержку и доступ к глобальным форумам [Tran Bich 2022]. Участвуя в этих глобальных платформах, Вьетнам может внести свой вклад и воспользоваться общими знаниями, передовым опытом и совместными инициативами, которые способствуют реализации его программы развития.

Следует отметить, что демократия как движущая сила социально-экономических преобразований во Вьетнаме – это не абстрактный идеал или статичная цель, а скорее живая практика, которая наполняет процесс развития плюрализмом мнений, подотчётностью и динамизмом. Она позиционирует Вьетнам как активную и прогрессивную страну, стремящуюся создать модель развития, которая не только эффективна, но и отражает ценности и чаяния ее народа. Поскольку демократия вплетается во множество стратегий развития, её влияние выходит далеко за рамки политических реформ, характеризуя стремление Вьетнама к инклюзивному, всестороннему развитию, которое приносит пользу всем.

Вызовы и перспективы

Путь Вьетнама к интеграции элементов демократии в свою систему управления весьма уникален, поскольку связан с однопартийной структурой, что контрастирует с плюралистическими демократиями, распространёнными в западных странах. Именно поэтому некоторые взгляды Вьетнама на демократию не принимаются Соединенными Штатами и рядом западных государств. Более того, 31 июля 2013 г. Палата представителей США приняла Закон о правах человека во Вьетнаме (HR 1897), и ежегодно Государственный департамент США публикует «Доклад о правах человека во Вьетнаме», критикующий страну за нарушения в этой сфере. В свою очередь, некоторые вьетнамские теоретики прямо обвиняют США в том, что те используют вопрос прав человека для вмешательства во внутренние дела Вьетнама, подчёркивая, что Вьетнам готов воспринять достижения западной демократии, но при этом стремится сохранять национальную независимость, суверенитет и социалистическую ориентацию как выражение своей национальной идентичности [Чан Тхи Минь Тует 2019]. Различия в восприятии демократии до сих пор остаются препятствием во внешнеполитических отношениях между Вьетнамом и США. Это также объясняет, почему, несмотря на значительные демократические достижения Вьетнама, президент Байден не пригласил его принять участие в глобальном демократическом форуме. Со своей стороны, вьетнамские власти продолжают проявлять осторожность, опасаясь, что внешнее вмешательство в вопросы демократии может повлиять на национальный суверенитет.

На пути к демократическому обществу, ставящему высокие цели развития, Вьетнам сталкивается с целым рядом вызовов, требующих стратегического внимания и взвешенного подхода. Среди них – балансирование между поддержанием высоких темпов экономического роста и обеспечением справедливого распределения его благ, что осложняется существующим неравенством и региональными различиями. Поскольку разрыв между городом и деревней, богатыми и бедными увеличивается, идеал демократии требует проведения политики, которая не только стимулирует рост, но и обеспечивает выгоду для всех слоев общества [Le Quoc Hoi, Nguyen Hoai Nam 2019].

Отсутствие надёжной правовой и институциональной инфраструктуры для поддержки демократического управления также представляет собой серьёзное препятствие. Создание институтов, способных поддерживать верховенство закона, обеспечивать прозрачность и подотчётность, а также справедливое отправление правосудия, – трудная задача, сопряжённая со сложностями реформирования давно сложившихся структур и практик. Борьба с коррупцией – повсеместным вызовом демократизации – требует не только правовых механизмов, но и формирования культуры, отвергающей коррупционные практики в пользу честности и добросовестного служения обществу. Кроме того, защита гражданских и политических свобод остаётся одной из центральных задач в процессе демократизации Вьетнама. Создание здесь пространства для политического инакомыслия, свободы выражения мнений и свободы прессы – это области, которые часто противоречат существующим традициям управления [Wischermann 2011]. При решении этих проблем правительству придётся соблюдать хрупкий баланс между национальной стабильностью и правами людей на выражение своего мнения и самоорганизацию, которые являются отличительными чертами демократического общества.

Стремление Вьетнама укрепить свою демократическую систему ещё больше осложняется внешними факторами, такими как геополитическая конкуренция в регионе и изменчивые повороты международной политики. Внешние отношения и торговые связи Вьетнама требуют тонкой дипломатии, которая согласовывала бы его цели в области развития и демократии с интересами и ожиданиями международных игроков, сохраняя при этом национальные интересы и суверенитет.

Тем не менее перспективы демократического будущего Вьетнама подкрепляются ростом гражданского общества и распространением цифровых платформ, способствующих участию граждан в управлении страной и обеспечивающих прозрачность. Интеграция в глобальную экономику через соглашения о свободной торговле открывает пути не только для ускорения экономического развития, но и для внедрения демократических норм. Развитие среднего класса и технологий также прокладывают путь к демократическим преобразованиям, побуждая граждан к большей вовлечённости в дела общества и требованиям подотчётности правительства.

Для того чтобы демократия продолжала служить движущей силой развития Вьетнама, необходимы постоянная адаптация и обучение, а также формирование культуры, ценящей образование, критическое мышление и открытые дебаты. Эти элементы помогут населению эффективно взаимодействовать с государственными структурами. Вьетнам стоит перед сложным выбором, как развиваться, сохраняя устремления народа и справляясь с вызовами современного управления. Хотя этот путь непрост, он имеет потенциал сделать Вьетнам моделью развития, основанной на демократических принципах и благополучии граждан.

Заключение

Анализ двойной роли демократии как цели и движущей силы развития Вьетнама показывает сложный, но обнадеживающий узор политических, экономических и социальных преобразований. Поскольку Вьетнам продолжает сталкиваться с многогранными вызовами, такими как экономическое неравенство, незавершенность правовой и институциональной реформ, а также необходимостью соблюдать баланс между гражданскими свободами и национальной стабильностью, приверженность страны демократическим принципам остается крайне важной. Обещание создать всестороннюю, справедливую и гуманную систему управления не только способствует демократическому прогрессу, но и укрепляет основу для устойчивого развития. Взгляд в будущее показывает, что непрерывное развитие демократического контекста Вьетнама потребует гибкости, открытости к изменениям и твёрдой приверженности тому, чтобы плоды развития охватывали все слои общества. Стремление к демократии, обсуждаемое в данной статье, представляет собой не только политический идеал, но и практическую стратегию продвижения Вьетнама в современную эпоху, где демократия нацелена как на реализацию индивидуального потенциала, так и на коллективный прогресс, что подтверждает её внутреннюю ценность как основу для построения светлого и устойчивого будущего для всех граждан.

×

About the authors

Thoa Thi Tu

State University of Management; University of Physical Education and Sports

Author for correspondence.
Email: tuthoahvhc@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8579-1846

Ph.D. student; Lecturer, Deputy dean of the Faculty of Political Theory and Pedagogy

Viet Nam, Moscow; Ho Chi Minh

References

  1. Croissant, A., Lorenz, P. (2018) Vietnam: The Socialist Party State, in: Comparative Politics of Southeast Asia. Cham: Springer International Publishing. P. 367–402.
  2. Đảng cộng sản Việt Nam (2021). Văn kiện Đại hội đại biểu toàn quốc lần thứ XIII [Communist Party of Vietnam. Documents of the 13th Congress]. Nxb. Chính trị Quốc gia Sự thật. (In Vietnamese)
  3. Diefenbach, T. (2020) Democratic Governance, in: The Democratic Organisation. Democracy and the Future of Work. NY: Routledge (Routledge studies in management, organizations and society). P. 50–68.
  4. Dinh Quang Hai (2021). The Rich-Poor Polarisation in Vietnam and its Impacts on Vietnamese Society. The Russian Journal of Vietnamese Studies, 5 (1): 79–101.
  5. Jaeger, P.T., Burnett, G. (2005) Information Access and Exchange among Small Worlds in a Democratic Society: The Role of Policy in Shaping Information Behavior in the Post‐9/11 United States. The Library Quarterly, 75 (4): 464–495. DOI: https://doi.org/10.1086/502787
  6. Kalmykov, I.D. (2024) The Characteristics of the Political Culture of Modern Vietnam. The Russian Journal of Vietnamese Studies, 8(1): 22–37. (In Russian)
  7. Karneev, A.N. et al. (2017) Kruglyj stol: “Aziatskie cennosti” i sovremennaya politika stran ATR [Roundtable: “Asian values” and modern politics of the Asia-Pacific countries]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 13. Vostokovedenie [Bulletin of Moscow University. Series 13. Oriental Studies], 3. (In Russian)
  8. Krygier, M. (2012) Rule of Law, in: The Oxford Handbook of Comparative Constitutional Law. Eds. M. Rosenfeld, A. Sajó. Oxford University Press.
  9. Lại Xuân Môn (2024). Phát huy thực hành dân chủ, tích cực hơn nữa phát huy quyền lực của nhân dân trong xây dựng và phát triển đất nước [Lai Xuan Mon. Promoting the practice of democracy, further enhancing the power of the people in the construction and development of the country]. Tạp chí Cộng sản [Communist Review], January 18. URL: https://www.tapchicongsan.org.vn/media-story/-/asset_publisher/V8hhp4dK31Gf/content/day-manh-thuc-hanh-dan-chu-tiep-tuc-phat-huy-cao-do-suc-manh-cua-nhan-dan-trong-xay-dung-va-phat-trien-dat-nuoc. (In Vietnamese)
  10. Le Quoc Hoi, Nguyen Hoai Nam (2019). The Impact of Income Inequality on Economic Growth in Vietnam: An Empirical Analysis. Asian Economic and Financial Review, 9 (5): 617–629. DOI: https://doi.org/10.18488/journal.aefr.2019.95.617.629
  11. Le Quynh Anh (2016). The Impact of Globalisation on the Reform of Higher Education in Vietnam. International Journal of Business and Economic Affairs, 1 (1). DOI: https://doi.org/10.24088/IJBEA-2016-11005
  12. Lokshin, G.M. (2021) The CPV ideological problems in the focus of the 13th CPV Congress. The Russian Journal of Vietnamese Studies, 5 (2): 25–44. DOI: https://doi.org/10.24412/2618-9453-2021-2-25-44. (In Russian)
  13. Mazyrin, V.M. (2007) Reformy perekhodnogo perioda vo Vietname (1986-2006 gg.): napravleniya, dinamika, rezul'taty [Reforms of the transition period in Vietnam (1986-2006): directions, dynamics, results]. M.: Klyuch-S.
  14. Mazyrin, V.M. (2008) Ternistyj put' k politicheskoj demokratii [The thorny path to political democracy]. Aziya i Afrika segodnya [Asia and Africa today], 10: 22–27.
  15. Mohammadi, H., Boccia, F., Tohidi, A. (2023) The Relationship between Democracy and Economic Growth in the Path of Sustainable Development. Sustainability, 15 (12): 9607. DOI: https://doi.org/10.3390/su15129607
  16. Mosyakov, D.V. (2021) Tupiki vietnamo-amerikanskikh otnoshenij [Deadlocks in Vietnamese-American relations]. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya [South East Asia: Actual problems of Development], 4(53): 147–157. DOI: https://doi.org/10.31696/2072-8271-2021-4-4-53-147-157. (In Russian)
  17. Nguyễn Phú Trọng (2021). Một số vấn đề lý luận và thực tiễn về chủ nghĩa xã hội và con đường đi lên chủ nghĩa xã hội ở Việt Nam [Nguyen Phu Trong. Some theoretical and practical issues of socialism and the path towards socialism in Vietnam]. Tạp chí Cộng sản [Communist Review], May 16. URL: https://www.tapchicongsan.org.vn/media-story/-/asset_publisher/V8hhp4dK31Gf/content/mot-so-van-de-ly-luan-va-thuc-tien-ve-chu-nghia-xa-hoi-va-con-duong-di-len-chu-nghia-xa-hoi-o-viet-nam. (In Vietnamese)
  18. Nhân dân - chủ thể và mục tiêu của sự phát triển đất nước [The people – subject and goal of national development] (2021). Tạp chí tổ chức nhà nước [Journal of State Organization], January 11. URL: https://tcnn.vn/news/detail/49510/Nhan-dan---chu-the-va-muc-tieu-cua-su-phat-trien-dat-nuoc.html. (In Vietnamese)
  19. Nussbaum, M. C. (2006) Education and Democratic Citizenship: Capabilities and Quality Education. Journal of Human Development, 7 (3): 385–395.
  20. Orlowski, P. (2012) Ideology, Democracy, and the “Good” Citizen, in: Teaching About Hegemony: Race, Class and Democracy in the 21st Century. Springer. P.149–170. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-007-1418-2.P. 149–170.
  21. Pecheritsa, V.F., Vlasov, E.E. (2016) Socialisticheskaya respublika Vietnam: ot avtoritarizma k rynochnomu socializmu (k 30-letiyu nachala politiki "Doi Moi") [Socialist Republic of Vietnam: from authoritarianism to market socialism (on the 30th anniversary of the beginning of the "Doi Moi" policy)]. Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Transbaikal State University], 22(7): 81–90. (In Russian)
  22. Quốc hội Việt Nam. Hiến pháp Việt Nam năm 2013 [National Assembly of Vietnam. Constitution of Vietnam 2013]. Retrieved on 14.09.2024 from URL: https://vanban.chinhphu.vn/?pageid=27160&docid=171264&classid=1&typegroupid=1. (In Vietnamese)
  23. Selivanov, I.N. (2022) Relevant problems of current Vietnam in new collective research of Russian and foreign authors. The Russian Journal of Vietnamese Studies, 6 (1): 104–107. DOI: https://doi.org/10.54631/VS.2022.61-105483. (In Russian)
  24. Thayer, C.A. (2009) Political Legitimacy of Vietnam’s One PartyState: Challenges and Responses. Journal of Current Southeast Asian Affairs, 28 (4): 47–70.
  25. Tran Bich (2022). Vietnam’s Strategic Adjustments and US Policy. Survival (Lond), 64 (6): 77–90. DOI: https://doi.org/10.1080/00396338.2022.2150428
  26. Tran Thi Minh Tuyet (2019). Awareness of democracy and the democratization process in Vietnam during the Doi Moi period: situation to solutions. The Russian Journal of Vietnamese Studies, 3(4): 18–27. DOI: https://doi.org/10.24411/2618-9453-2019-10036
  27. Croissant, A., Lorenz, P. (2018) Vietnam: The Socialist Party State, in: Comparative Politics of Southeast Asia. Cham: Springer International Publishing. P. 367–402.
  28. Đảng cộng sản Việt Nam (2021). Văn kiện Đại hội đại biểu toàn quốc lần thứ XIII [Communist Party of Vietnam. Documents of the 13th Congress]. Nxb. Chính trị Quốc gia Sự thật. (In Vietnamese)
  29. Diefenbach, T. (2020) Democratic Governance, in: The Democratic Organisation. Democracy and the Future of Work. NY: Routledge (Routledge studies in management, organizations and society). P. 50–68.
  30. Dinh Quang Hai (2021). The Rich-Poor Polarisation in Vietnam and its Impacts on Vietnamese Society. The Russian Journal of Vietnamese Studies, 5 (1): 79–101.
  31. Jaeger, P.T., Burnett, G. (2005) Information Access and Exchange among Small Worlds in a Democratic Society: The Role of Policy in Shaping Information Behavior in the Post‐9/11 United States. The Library Quarterly, 75 (4): 464–495. DOI: https://doi.org/10.1086/502787
  32. Kalmykov, I.D. (2024) The Characteristics of the Political Culture of Modern Vietnam. The Russian Journal of Vietnamese Studies, 8(1): 22–37. (In Russian)
  33. Karneev, A.N. et al. (2017) Kruglyj stol: “Aziatskie cennosti” i sovremennaya politika stran ATR [Roundtable: “Asian values” and modern politics of the Asia-Pacific countries]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 13. Vostokovedenie [Bulletin of Moscow University. Series 13. Oriental Studies], 3. (In Russian)
  34. Krygier, M. (2012) Rule of Law, in: The Oxford Handbook of Comparative Constitutional Law. Eds. M. Rosenfeld, A. Sajó. Oxford University Press.
  35. Lại Xuân Môn (2024). Phát huy thực hành dân chủ, tích cực hơn nữa phát huy quyền lực của nhân dân trong xây dựng và phát triển đất nước [Lai Xuan Mon. Promoting the practice of democracy, further enhancing the power of the people in the construction and development of the country]. Tạp chí Cộng sản [Communist Review], January 18. URL: https://www.tapchicongsan.org.vn/media-story/-/asset_publisher/V8hhp4dK31Gf/content/day-manh-thuc-hanh-dan-chu-tiep-tuc-phat-huy-cao-do-suc-manh-cua-nhan-dan-trong-xay-dung-va-phat-trien-dat-nuoc. (In Vietnamese)
  36. Le Quoc Hoi, Nguyen Hoai Nam (2019). The Impact of Income Inequality on Economic Growth in Vietnam: An Empirical Analysis. Asian Economic and Financial Review, 9 (5): 617–629. DOI: https://doi.org/10.18488/journal.aefr.2019.95.617.629
  37. Le Quynh Anh (2016). The Impact of Globalisation on the Reform of Higher Education in Vietnam. International Journal of Business and Economic Affairs, 1 (1). DOI: https://doi.org/10.24088/IJBEA-2016-11005
  38. Lokshin, G.M. (2021) The CPV ideological problems in the focus of the 13th CPV Congress. The Russian Journal of Vietnamese Studies, 5 (2): 25–44. DOI: https://doi.org/10.24412/2618-9453-2021-2-25-44. (In Russian)
  39. Mazyrin, V.M. (2007) Reformy perekhodnogo perioda vo Vietname (1986-2006 gg.): napravleniya, dinamika, rezul'taty [Reforms of the transition period in Vietnam (1986-2006): directions, dynamics, results]. M.: Klyuch-S.
  40. Mazyrin, V.M. (2008) Ternistyj put' k politicheskoj demokratii [The thorny path to political democracy]. Aziya i Afrika segodnya [Asia and Africa today], 10: 22–27.
  41. Mohammadi, H., Boccia, F., Tohidi, A. (2023) The Relationship between Democracy and Economic Growth in the Path of Sustainable Development. Sustainability, 15 (12): 9607. DOI: https://doi.org/10.3390/su15129607
  42. Mosyakov, D.V. (2021) Tupiki vietnamo-amerikanskikh otnoshenij [Deadlocks in Vietnamese-American relations]. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya [South East Asia: Actual problems of Development], 4(53): 147–157. DOI: https://doi.org/10.31696/2072-8271-2021-4-4-53-147-157. (In Russian)
  43. Nguyễn Phú Trọng (2021). Một số vấn đề lý luận và thực tiễn về chủ nghĩa xã hội và con đường đi lên chủ nghĩa xã hội ở Việt Nam [Nguyen Phu Trong. Some theoretical and practical issues of socialism and the path towards socialism in Vietnam]. Tạp chí Cộng sản [Communist Review], May 16. URL: https://www.tapchicongsan.org.vn/media-story/-/asset_publisher/V8hhp4dK31Gf/content/mot-so-van-de-ly-luan-va-thuc-tien-ve-chu-nghia-xa-hoi-va-con-duong-di-len-chu-nghia-xa-hoi-o-viet-nam. (In Vietnamese)
  44. Nhân dân - chủ thể và mục tiêu của sự phát triển đất nước [The people – subject and goal of national development] (2021). Tạp chí tổ chức nhà nước [Journal of State Organization], January 11. URL: https://tcnn.vn/news/detail/49510/Nhan-dan---chu-the-va-muc-tieu-cua-su-phat-trien-dat-nuoc.html. (In Vietnamese)
  45. Nussbaum, M. C. (2006) Education and Democratic Citizenship: Capabilities and Quality Education. Journal of Human Development, 7 (3): 385–395.
  46. Orlowski, P. (2012) Ideology, Democracy, and the “Good” Citizen, in: Teaching About Hegemony: Race, Class and Democracy in the 21st Century. Springer. P.149–170. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-007-1418-2.P. 149–170.
  47. Pecheritsa, V.F., Vlasov, E.E. (2016) Socialisticheskaya respublika Vietnam: ot avtoritarizma k rynochnomu socializmu (k 30-letiyu nachala politiki "Doi Moi") [Socialist Republic of Vietnam: from authoritarianism to market socialism (on the 30th anniversary of the beginning of the "Doi Moi" policy)]. Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Transbaikal State University], 22(7): 81–90. (In Russian)
  48. Quốc hội Việt Nam. Hiến pháp Việt Nam năm 2013 [National Assembly of Vietnam. Constitution of Vietnam 2013]. Retrieved on 14.09.2024 from URL: https://vanban.chinhphu.vn/?pageid=27160&docid=171264&classid=1&typegroupid=1. (In Vietnamese)
  49. Selivanov, I.N. (2022) Relevant problems of current Vietnam in new collective research of Russian and foreign authors. The Russian Journal of Vietnamese Studies, 6 (1): 104–107. DOI: https://doi.org/10.54631/VS.2022.61-105483. (In Russian)
  50. Thayer, C.A. (2009) Political Legitimacy of Vietnam’s One PartyState: Challenges and Responses. Journal of Current Southeast Asian Affairs, 28 (4): 47–70.
  51. Tran Bich (2022). Vietnam’s Strategic Adjustments and US Policy. Survival (Lond), 64 (6): 77–90. DOI: https://doi.org/10.1080/00396338.2022.2150428
  52. Tran Thi Minh Tuyet (2019). Awareness of democracy and the democratization process in Vietnam during the Doi Moi period: situation to solutions. The Russian Journal of Vietnamese Studies, 3(4): 18–27. DOI: https://doi.org/10.24411/2618-9453-2019-10036
  53. Tu Thi Hoa, Nguyen Duc Cuong (2022). Pryamaya demokratiya v usloviyakh odnopartijnogo pravleniya v sovremennom Vietname [Direct democracy under one-party rule in modern Vietnam]. Via in tempore. Istoriya. Politologiya [Via in tempore. History. Political Science], 49(3): 701–710. (In Russian)
  54. Tu Thi Thoa (2022). Building the rule of law state as a guarantor of democracy in modern Vietnam // Upravlenie / Management (Russia), 9 (4): 43–50. DOI: https://doi.org/10.26425/2309-3633-2021-9-4-43-50
  55. Tu Thi Thoa (2023). Problemy obespecheniya demokratii v usloviyakh odnopartijnosti v sovremennom V'etname [Challenges of ensuring democracy under one-party rule in modern Vietnam]. Razvitie territorij [Territory Development], 3: 66–73. (In Russian)
  56. Vlasov, E.E. (2016) Vietnamskoe gosudarstvo v processe obnovleniya strany (k tridcatiletiyu nachala politiki "Doi moi") [The Vietnamese state in the process of national renovation (on the thirtieth anniversary of the beginning of the "Doi Moi" policy)]. Oikumena. Regionovedcheskie issledovaniya [Oikumena. Regional Studies], 2(37): 137–146. (In Russian)
  57. Vũ Văn Hiến (2021). Dân chủ và thực tiễn dân chủ trong bối cảnh một đảng cầm quyền ở Việt Nam [Vu Van Hien. Democracy and the practice of democracy in the context of a one-party system in Vietnam]. August 16. URL: https://dukcq.hatinh.gov.vn/xay-dung-dang/dan-chu-va-thuc-hanh-dan-chu-trong-dieu-kien-mot-dang-cam-quyen-o-viet-nam-619.html. (In Vietnamese)
  58. Walker, D.M. (2018) Does participation in health information exchange improve hospital efficiency? Health Care Management Science, 21 (3): 426–438. DOI: https://doi.org/10.1007/s10729-017-9396-4
  59. Wells-Dang, A. (2014) The Political Influence of Civil Society in Vietnam, in: Politics in Contemporary Vietnam. London: Palgrave Macmillan UK. P. 162–183.
  60. Wischermann, J. (2011) Governance and Civil Society Action in Vietnam: Changing the Rules from within Potentials and Limits. Asian Politics & Policy, 3 (3): 383–411. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1943-0787.2011.01277.x
  61. Womack, S.W. (2003) Postcolonial Vietnam: New Histories of the National Past. By Patricia M. Pelley. Durham: Duke University Press, 2002. Journal of Asian Studies, 62 (4): 1336–1337.
  62. Zelenkova, M.S. (2016) Rol' nepravitel'stvennykh organizacij vo vnutripoliticheskoj zhizni Vietnama [The role of non-governmental organizations in the domestic political life of Vietnam]. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya [South East Asia: Actual problems of Development], 32: 134–150. (In Russian)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Tu T.T.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.