Демократия как цель и движущая сила развития (на примере Вьетнама)
- Авторы: Ты Т.Т.1,2
-
Учреждения:
- Государственный университет управления
- Университет физического воспитания и спорта
- Выпуск: Том 8, № 3 (2024)
- Страницы: 19-33
- Раздел: Научные исследования
- URL: https://vietnamjournal.ru/2618-9453/article/view/634048
- DOI: https://doi.org/10.54631/VS.2024.83-634048
- ID: 634048
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается сложное взаимодействие между демократией и развитием во Вьетнаме, стране с уникальным историческим и политическим контекстом. На основе анализа документов исследованы правовые и политические реформы, проведённые с начала политики Дой мой в 1986 г., показано, как демократические элементы способствовали социально-экономическому развитию Вьетнама. Всестороннее изучение этих реформ позволяет заключить, что, несмотря на многочисленные проблемы, интеграция демократических принципов в систему развития Вьетнама не только служит конечной целью, но и является мощным катализатором экономических инноваций, человеческого развития и устойчивого управления. В заключение подчеркнуто, что для сохранения устойчивого и инклюзивного развития Вьетнаму необходимо сохранять приверженность демократическим ценностям, совершенствуя механизмы управления, расширяя участие граждан, повышая прозрачность и удовлетворяя в процессе развития потребности народа. Только глубоко интегрировав эти принципы в стратегию развития, Вьетнам сможет достичь долгосрочного роста и стабильности.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Взаимосвязь между демократией и развитием уже давно является предметом научных исследований, включающих в себя обсуждение причинно-следственных связей между ними, а также способов, с помощью которых демократия влияет на социально-экономическое развитие. В современном глобальном дискурсе о развитии включение демократических принципов в систему госуправления часто признаётся необходимым для устойчивого роста [Diefenbach 2020; Mohammadi, Boccia, Tohidi 2023]. Вьетнам, страна с уникальной историей колониализма, войны и успешного проведения экономических реформ, является убедительным примером этого процесса. По мнению Д. В. Мосякова, внедрение демократических принципов в политическую систему Вьетнама развивалось медленно, но уверенно начиная с реформ Дой мой в 1986 г., что привело к заметным изменениям в управлении и экономике страны [Мосяков 2021].
После старта реформ Дой мой в 1986 г. Вьетнам начал постепенно интегрировать демократические элементы в свою политическую систему, хотя развитие демократии в стране все еще сдерживается политическими и культурными особенностями. П. Ю. Цветов подчёркивает, что развитие демократии в контексте Вьетнама, как и в странах АСЕАН, обусловлено историческими и культурными традициями страны [Карнеев и др. 2017]. Этот процесс включает не только постепенные изменения в правовой базе, но и создание условий для расширения гражданского участия и повышения прозрачности.
Согласно В. М. Мазырину и Г. М. Локшину, ключевым моментом является роль Коммунистической партии, которая, оставаясь центральной политической силой, допускает элементы демократизации в рамках контролируемой ею системы правления [Мазырин 2007: 101–106; Локшин 2021]. Изучение взаимосвязи между демократией и развитием во Вьетнаме – это не просто вопрос корреляции, а выявление того, как демократические элементы интегрируются в механизмы развития страны, которая официально называется социалистической республикой.
В данной статье предпринята попытка раскрыть особенности того, как демократия, проявляющаяся в прозрачности деятельности правительства, верховенстве закона и гражданской активности, стала играть ключевую роль в траектории развития Вьетнама. Сфокусировав внимание на ключевых реформах, проведённых в последние десятилетия, автор исследует взаимосвязь политической либерализации и экономических стратегий, которая, как представляется, лежит в основе успехов Вьетнама в области развития. В статье обосновывается центральная роль демократии как как неотъемлемого условия активного и устойчивого развития и подчеркнуто, что это стремление Вьетнама.
Методы исследования
Для изучения многогранной взаимосвязи между демократией и развитием Вьетнама в данном исследовании использован анализ различных документов. К ним относятся официальные правительственные документы, стратегии развития, экономические отчёты, публикации международных организаций и научные статьи. Критериями включения в исследование были обсуждение вьетнамской модели развития, наличие демократической тематики, а также вклад источников в исторический и текущий анализ политических и экономических преобразований во Вьетнаме. Анализ проводился с помощью компаративного метода, который позволил выявить как схожие, так и отличающиеся точки зрения и создать многомерное восприятие темы. Синтез разнообразных источников данных при анализе документов закладывает основу для детального и целостного изложения результатов исследования, в котором демократия рассматривается не только в качестве желаемой цели, но и как существенная сила, способствующая развитию Вьетнама.
Результаты исследования
Исторический контекст
История Вьетнама тесно переплетена с постоянным стремлением его народа к демократии и развитию, что позволяет глубже понять современный политический и экономический этап развития страны. Начиная с ранней истории Вьетнама как совокупности феодальных династий и включая его недавнее колониальное прошлое, автор считает борьбу за самоуправление и политическое участие как последовательное проявление стремления Вьетнама к суверенитету [Womack 2003]. После создания единого государства в 1976 г. политическое руководство Вьетнама приняло курс на централизованное правление, отвергая многопартийность и западные демократические элементы, которые были признаны угрозой политической стабильности [Власов 2016]. Однако конец XX в. стал поворотным моментом, когда Вьетнам развернул серию реформ в рамках политики Дой мой, положив начало переходу страны к рыночной экономике и, в некоторой степени, политической либерализации [Печерица, Власов 2016]. Реформы Дой мой не только открыли экономику для глобальных рынков, но и послужили катализатором медленного, но заметного сдвига в сторону более открытого общества с бóльшим акцентом на правовые нормы и институциональную подотчётность. За 35 лет проведения политики Дой мой Вьетнам добился значительных успехов в экономической и социальной сферах, превратившись из отсталой аграрной страны в аграрно-индустриальное государство с одними из самых высоких темпов роста ВВП в мире [Цветов 2021]. Однако политика реформ столкнулась с вызовами, такими как имущественная дифференциация, увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными слоями населения [Динь Куанг Хай 2021]. Несмотря на эти трудности, реформы продолжались, и правительство Вьетнама сосредоточилось на повышении уровня жизни, институциональной подотчётности и социальной справедливости, что отразилось в изменениях системы налогообложения и развитии гражданского общества. Австралийский эксперт по Вьетнаму К. Тэйер считает, что реакция вьетнамского правительства на общественное мнение, особенно в таких вопросах, как обеспечение права на землю, защита экологии, борьба с коррупцией, свидетельствует об эволюции отношений между государством и его гражданами, появлении элементов прямой и косвенной демократии [Thayer 2009].
Коммунистическая партия остаётся ядром политической системы Вьетнама, прочно удерживая свою ведущую роль и в то же время осторожно позволяя принципам демократического правления внедряться периферийно в политический дискурс и практику. Таким образом, исторический контекст Вьетнама отражает трансформацию из чисто революционного государства в современную нацию, пытающуюся преодолеть сложности интеграции демократических принципов в устоявшиеся политические институты [Croissant, Lorenz 2018]. Этот исторический фон создаёт основу для понимания того, как демократия и развитие продолжают взаимодействовать в современном Вьетнаме, отражая глубокие изменения, которые сформировали его нынешний политический ландшафт и предопределили дальнейший путь развития.
Демократия как цель развития
Демократия во Вьетнаме выступает в качестве цели развития, отражая стремление к политической инклюзивности, подотчётности и защите прав человека. Стремление к демократии выходит за рамки создания процедур, таких как выборы [Nhân dân – chủ thể...: 11.01.2021]. Оно воплощает в себе более глубокое стремление к построению общества, где граждане активно участвуют в политике, а принятие решений основывается на их широком участии. Недавние конституционные реформы адаптировали правовую систему Вьетнама к международным стандартам прав человека, сочетая индивидуальные свободы с коллективными интересами. Конституция 2013 г. подтверждает демократические права народа. В статье 6 говорится, что власть принадлежит народу и осуществляется через Национальное собрание, народные советы и другие органы. Статья 28 закрепляет право граждан на участие в управлении. Другие статьи защищают свободу слова, собраний и объединений, обеспечивая контроль над государственными решениями [Quốc hội Việt Nam 2013]. Законодатели подчеркивают важность народа, используя заглавную букву в слове "Народ" в Конституции, что отражает уважение и высокую оценку его роли в управлении государством. Это также свидетельствует о преемственности идей Хо Ши Мина, который всегда считал народ центральной фигурой в процессе развития и управления страной.
Цель развития демократии также заключается в создании политической культуры, которая поддерживает принципы прозрачности и подотчётности, гарантируя, что государственные чиновники будут отвечать перед населением за свои действия и политику. Появление и рост числа организаций гражданского общества, несмотря на существующие ограничения [Wells-Dang 2014], является свидетельством развивающихся в стране демократических тенденций. Эти организации служат платформой для гражданской активности, позволяя гражданам объединяться вокруг общих интересов и выступать за социальные изменения. Постепенное расширение пространства для СМИ и публичных дискуссий, хотя оно всё ещё ограничено, позволяет более тщательно оценивать действия правительства и способствует формированию культуры подотчетности. Вьетнамское правительство приняло меры по модернизации системы государственного управления, такие как внедрение информационных технологий в административную деятельность, упрощение административных процедур и усиление механизмов обратной связи с гражданами через онлайн-каналы. Это помогает повысить прозрачность и сократить бюрократию, тем самым поощряя участие граждан в процессе принятия решений. Несмотря на то, что политическая культура Вьетнама основана на традициях конфуцианства и идеях марксизма- ленинизма, которые гарантируют концентрацию власти в руках Коммунистической партии, открытый подход к информационным технологиям и средствам массовой информации, а также развитие гражданского общества демонстрируют осторожное стремление к демократическим реформам [Калмыков 2024].
Кроме того, видение демократии как цели развития Вьетнама включает в себя стремление к равноправному участию и справедливому управлению, при котором институты работают над смягчением неравенства и повышением социального благосостояния. Признавая демократию как самоцель, вьетнамский подход также определяет её как средство движения к жизнеспособному и хорошо функционирующему обществу, в котором ни один человек не останется без внимания и где каждый гражданин сможет полностью реализовать свой потенциал [Vu Van Hien 2021].
Коммунистическая партия Вьетнама придаёт большое значение воплощению принципа, согласно которому народ находится в центре всей деятельности партии и государства. Она выражает подлинное доверие, уважение к народу как хозяину страны и выступает за расширение его прав и возможностей, последовательно отстаивая принцип «народ знает, обсуждает, делает, проверяет, контролирует и получает пользу». В документах XIII съезда КПВ (2021 г.) указано: «Народ играет центральную роль в инновациях, строительстве и обороне страны, поэтому политика партии должна реально отражать его жизнь, желания и законные интересы с целью содействия его счастью. Построение прочных отношений между партией и народом необходимо для укрепления доверия как к коммунистической партии, так и к социалистической системе» [Đảng Cộng sản Việt Nam 2021].
В одной из своих статей покойный Генеральный секретарь КПВ Нгуен Фу Чонг подчеркнул: демократия не может быть целиком заимствована из различных культурных или политических контекстов, она должна развиваться изнутри, с учётом уникальной исторической, культурной и социальной структуры Вьетнама. Это требует от правительства усилий для того, чтобы справиться с вызовом, заключающимся в нахождении баланса между позитивными аспектами традиций и универсальными ценностями, которые продвигает демократия [Nguyễn Phú Trọng, 2021]. Это согласуется с наблюдением Е. Е. Власова, который отметил, что Вьетнам стремится следовать своей собственной модели демократии с национальной самобытностью и решительно отвергает многопартийную демократическую модель Запада [Власов 2016]. Цель демократии в программе развития Вьетнама тесно связана с развитием общественной сферы, где граждане могут обсуждать политику, определяющую их жизнь, и влиять на неё [Ты Тхи Тхоа 2023]. Такой подход направлен на расширение прав и возможностей отдельных людей и сообществ, позволяя им вносить активный вклад в национальное развитие.
Признавая демократию целью развития, Вьетнам расширил образовательные программы и активно инвестирует в развитие человеческого капитала. Это поможет создать грамотных и мотивированных граждан, способных критически мыслить и эффективно участвовать в жизни общества. Вместе с повышением качества обучения внутри страны, Вьетнам активно развивает сотрудничество в сфере образования с другими странами. Согласно статистике ЮНЕСКО, в 2021–2022 гг. за границей обучались 132 тыс. вьетнамских студентов, что делает Вьетнам лидером в ЮВА по количеству студентов за рубежом. Ежегодно около 1000 лучших студентов отправляются учиться в Россию, которая является стратегическим партнером Вьетнама. В настоящее время в России обучаются примерно 5000 вьетнамских студентов. Развивая инклюзивное образование, Вьетнам стремится воспитать население, которое будет не только квалифицированным, но и просвещённым в отношении своих прав и обязанностей как членов демократического общества [Ты Тхи Тхоа, Нгуен Дык Кыонг 2022]. Эта расширенная концепция демократии иллюстрирует комплексный подход, в котором политические реформы переплетаются с социальными преобразованиями, экономической либерализацией и международным сотрудничеством. По мере того как Вьетнам продолжает прокладывать свой курс в современном мире, концепция демократии как цели развития представляется не столько заданным пунктом назначения, сколько эволюционным процессом, определяющим инклюзивный и перспективный характер этого развития.
Демократия как движущая сила развития
Во Вьетнаме демократия преодолевает роль абстрактного идеала и становится мощным катализатором развития страны. Она стимулирует прогресс не только в политической сфере, но и в социальной, и в экономической, привнося жизненную силу в процессы, определяющие благосостояние и будущее вьетнамского народа. Как движущая сила, демократия развивает инновации, создавая благоприятный климат для свободного обмена идеями. Такие достижения крайне важны для развивающейся экономики, в частности вьетнамской, которая стремится продвинуться по цепочке создания стоимости и конкурировать на глобальном рынке, основанном на знаниях.
Роль демократии в экономических инновациях Вьетнама многогранна и обусловлена её способностью создавать благоприятную экосистему для предпринимательства. В обществе, основанном на демократических ценностях, свободный обмен информацией является не только нормой, но и позволяет бизнесу своевременно получать информацию и более эффективно адаптироваться к тенденциям рынка [Jaeger, Burnett 2005; Walker 2018]. Более того, когда государственная политика проходит тщательную общественную экспертизу, это приводит к созданию прозрачной и подотчётной системы управления. Такая прозрачность крайне важна, поскольку бизнес полагается на неё, чтобы ориентироваться в нормативно-правовой базе, которая не только доступна, но и актуальна применительно ко времени. Конкуренция, подпитываемая демократией, которая поощряет творчество, обеспечивает не только равные условия для игры, но и представительную арену, где лучшие идеи могут добиться успеха [Walker 2018]. Демократия и политическая стабильность играют важную роль в развитии экономики Вьетнама. Несмотря на то, что страна сохраняет централизованную политическую систему под руководством Коммунистической партии, осторожные институциональные реформы и расширение гражданских прав создают благоприятные условия для стабильности и роста [Селиванов 2022]. Повышение прозрачности в управлении и активизация международного сотрудничества не только привлекают иностранные инвестиции, но и способствуют тому, что Вьетнам становится одной из наиболее быстро развивающихся экономик в регионе.
Демократизация во Вьетнаме значительно влияет на развитие человеческого потенциала и систему образования. Переход страны на демократические принципы играет ключевую роль в формировании человеческого капитала, катализатора устойчивого роста и благополучия. Образование воспитывает критически мыслящих граждан, готовых участвовать в общественной жизни и отстаивать демократические ценности [Nussbaum 2006; Orlowski 2012]. Это способствует пониманию прав человека и социальной справедливости, что важно для активного общества. Демократизация помогает Вьетнаму адаптироваться к требованиям глобального рынка и формировать инновационную рабочую силу [Le Quynh Anh 2016]. В недавней статье «Углубление практики демократии, продолжение максимального раскрытия силы народа в строительстве и развитии страны» заместитель заведующего Центрального отдела пропаганды ЦК КПВ Лай Суан Мон отметил, что процесс демократизации действительно способствует позитивному развитию вьетнамского общества. Он поощряет более активное участие граждан в принятии государственных решений, повышает их способность к самоуправлению и стимулирует инновации и творчество [Lại Xuân Môn 2024].
Стремление Вьетнама внедрить демократические ценности в свою модель управления также рассматривается как инструмент установления верховенства закона и независимости судебной власти, что, в свою очередь, укрепляет институциональную целостность и противодействует коррупции [Tu Thi Thoa 2021]. Когда господствует верховенство закона, коммерческие сделки становятся более безопасными, государственные услуги – более надежными, а права граждан – более конкретными [Krygier 2012]. Все эти усилия способствуют созданию более прозрачного и справедливого общества, что помогает бороться с коррупцией.
Более того, связь между демократией и развитием в современном Вьетнаме особенно проявляется через усиливающуюся роль неправительственных организаций. По наблюдениям М. С. Зеленковой, эти организации активно участвуют в различных сферах, включая экологические инициативы, социальное развитие и защиту прав человека. Их деятельность не только помогает решать гуманитарные проблемы, но и способствует продвижению интересов определённых групп населения, формируя общественное мнение и развивая партнёрские отношения с местными структурами. Вьетнамское правительство поддерживает НПО, признавая их важный вклад в социально-экономическое развитие страны и привлечение международной помощи [Зеленкова 2016; Мазырин 2008]. При этом власти страны продолжают подтверждать свою приверженность демократическим процессам на основе общественного консенсуса. Это делает растущую роль НПО в политической жизни особенно значимой для укрепления чувства общей судьбы и социальной гармонии — ключевых факторов национального прогресса.
В сфере внешней политики продвижение демократических ценностей позиционирует Вьетнам как активного члена международного сообщества, укрепляя его геополитическое положение. Приверженность демократическим нормам способствует партнёрству с другими странами и международными организациями, которое часто приносит с собой помощь в развитии, дипломатическую поддержку и доступ к глобальным форумам [Tran Bich 2022]. Участвуя в этих глобальных платформах, Вьетнам может внести свой вклад и воспользоваться общими знаниями, передовым опытом и совместными инициативами, которые способствуют реализации его программы развития.
Следует отметить, что демократия как движущая сила социально-экономических преобразований во Вьетнаме – это не абстрактный идеал или статичная цель, а скорее живая практика, которая наполняет процесс развития плюрализмом мнений, подотчётностью и динамизмом. Она позиционирует Вьетнам как активную и прогрессивную страну, стремящуюся создать модель развития, которая не только эффективна, но и отражает ценности и чаяния ее народа. Поскольку демократия вплетается во множество стратегий развития, её влияние выходит далеко за рамки политических реформ, характеризуя стремление Вьетнама к инклюзивному, всестороннему развитию, которое приносит пользу всем.
Вызовы и перспективы
Путь Вьетнама к интеграции элементов демократии в свою систему управления весьма уникален, поскольку связан с однопартийной структурой, что контрастирует с плюралистическими демократиями, распространёнными в западных странах. Именно поэтому некоторые взгляды Вьетнама на демократию не принимаются Соединенными Штатами и рядом западных государств. Более того, 31 июля 2013 г. Палата представителей США приняла Закон о правах человека во Вьетнаме (HR 1897), и ежегодно Государственный департамент США публикует «Доклад о правах человека во Вьетнаме», критикующий страну за нарушения в этой сфере. В свою очередь, некоторые вьетнамские теоретики прямо обвиняют США в том, что те используют вопрос прав человека для вмешательства во внутренние дела Вьетнама, подчёркивая, что Вьетнам готов воспринять достижения западной демократии, но при этом стремится сохранять национальную независимость, суверенитет и социалистическую ориентацию как выражение своей национальной идентичности [Чан Тхи Минь Тует 2019]. Различия в восприятии демократии до сих пор остаются препятствием во внешнеполитических отношениях между Вьетнамом и США. Это также объясняет, почему, несмотря на значительные демократические достижения Вьетнама, президент Байден не пригласил его принять участие в глобальном демократическом форуме. Со своей стороны, вьетнамские власти продолжают проявлять осторожность, опасаясь, что внешнее вмешательство в вопросы демократии может повлиять на национальный суверенитет.
На пути к демократическому обществу, ставящему высокие цели развития, Вьетнам сталкивается с целым рядом вызовов, требующих стратегического внимания и взвешенного подхода. Среди них – балансирование между поддержанием высоких темпов экономического роста и обеспечением справедливого распределения его благ, что осложняется существующим неравенством и региональными различиями. Поскольку разрыв между городом и деревней, богатыми и бедными увеличивается, идеал демократии требует проведения политики, которая не только стимулирует рост, но и обеспечивает выгоду для всех слоев общества [Le Quoc Hoi, Nguyen Hoai Nam 2019].
Отсутствие надёжной правовой и институциональной инфраструктуры для поддержки демократического управления также представляет собой серьёзное препятствие. Создание институтов, способных поддерживать верховенство закона, обеспечивать прозрачность и подотчётность, а также справедливое отправление правосудия, – трудная задача, сопряжённая со сложностями реформирования давно сложившихся структур и практик. Борьба с коррупцией – повсеместным вызовом демократизации – требует не только правовых механизмов, но и формирования культуры, отвергающей коррупционные практики в пользу честности и добросовестного служения обществу. Кроме того, защита гражданских и политических свобод остаётся одной из центральных задач в процессе демократизации Вьетнама. Создание здесь пространства для политического инакомыслия, свободы выражения мнений и свободы прессы – это области, которые часто противоречат существующим традициям управления [Wischermann 2011]. При решении этих проблем правительству придётся соблюдать хрупкий баланс между национальной стабильностью и правами людей на выражение своего мнения и самоорганизацию, которые являются отличительными чертами демократического общества.
Стремление Вьетнама укрепить свою демократическую систему ещё больше осложняется внешними факторами, такими как геополитическая конкуренция в регионе и изменчивые повороты международной политики. Внешние отношения и торговые связи Вьетнама требуют тонкой дипломатии, которая согласовывала бы его цели в области развития и демократии с интересами и ожиданиями международных игроков, сохраняя при этом национальные интересы и суверенитет.
Тем не менее перспективы демократического будущего Вьетнама подкрепляются ростом гражданского общества и распространением цифровых платформ, способствующих участию граждан в управлении страной и обеспечивающих прозрачность. Интеграция в глобальную экономику через соглашения о свободной торговле открывает пути не только для ускорения экономического развития, но и для внедрения демократических норм. Развитие среднего класса и технологий также прокладывают путь к демократическим преобразованиям, побуждая граждан к большей вовлечённости в дела общества и требованиям подотчётности правительства.
Для того чтобы демократия продолжала служить движущей силой развития Вьетнама, необходимы постоянная адаптация и обучение, а также формирование культуры, ценящей образование, критическое мышление и открытые дебаты. Эти элементы помогут населению эффективно взаимодействовать с государственными структурами. Вьетнам стоит перед сложным выбором, как развиваться, сохраняя устремления народа и справляясь с вызовами современного управления. Хотя этот путь непрост, он имеет потенциал сделать Вьетнам моделью развития, основанной на демократических принципах и благополучии граждан.
Заключение
Анализ двойной роли демократии как цели и движущей силы развития Вьетнама показывает сложный, но обнадеживающий узор политических, экономических и социальных преобразований. Поскольку Вьетнам продолжает сталкиваться с многогранными вызовами, такими как экономическое неравенство, незавершенность правовой и институциональной реформ, а также необходимостью соблюдать баланс между гражданскими свободами и национальной стабильностью, приверженность страны демократическим принципам остается крайне важной. Обещание создать всестороннюю, справедливую и гуманную систему управления не только способствует демократическому прогрессу, но и укрепляет основу для устойчивого развития. Взгляд в будущее показывает, что непрерывное развитие демократического контекста Вьетнама потребует гибкости, открытости к изменениям и твёрдой приверженности тому, чтобы плоды развития охватывали все слои общества. Стремление к демократии, обсуждаемое в данной статье, представляет собой не только политический идеал, но и практическую стратегию продвижения Вьетнама в современную эпоху, где демократия нацелена как на реализацию индивидуального потенциала, так и на коллективный прогресс, что подтверждает её внутреннюю ценность как основу для построения светлого и устойчивого будущего для всех граждан.
Об авторах
Тхоа Тхи Ты
Государственный университет управления; Университет физического воспитания и спорта
Автор, ответственный за переписку.
Email: tuthoahvhc@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8579-1846
аспирант; преподаватель, зам. декана факультета политической теории и профессиональной педагогики
Вьетнам, Москва; Хошимин, ВьетнамСписок литературы
- Власов Е. Е. Вьетнамское государство в процессе обновления страны (к тридцатилетию начала политики «Дой мой») // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2016.Т.2.№ 37.С.137–146.
- Динь Куанг Хай. Имущественная дифференциация и её влияние на вьетнамское общество // Вьетнамские исследования. 2021. Т. 5. № 1. С. 79–101. DOI: https://doi.org/10.24411/2618-9453-2021-10004
- Зеленкова М. С. Роль неправительственных организаций во внутриполитической жизни Вьетнама // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2016. № 32. С. 134–150.
- Калмыков И. Д. Характерные черты политической культуры современного Вьетнама // Вьетнамские исследования. 2024. Т. 8. № 1. С. 22–37. DOI: https://doi.org/10.54631/VS.2024.81-629392
- Карнеев А. Н. и др. Круглый стол: «Азиатские ценности» и современная политика стран АТР // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2017. № 3. С. 104–107.
- Локшин Г. М. Идеологические проблемы КПВ в фокусе XIII съезда партии // Вьетнамские исследования. 2021. Т. 5. № 2. С. 25–44. DOI: https://doi.org/10.24412/2618-9453-2021-2-25-44
- Мазырин В.М. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986-2006 гг.): направления, динамика, результаты / ИСАА МГУ. М.: Ключ-С., 2007.
- Мазырин В. М. Тернистый путь к политической демократии // Азия и Африка сегодня. 2008. № 10. С. 22–27.
- Мосяков Д. В. Тупики вьетнамо-американских отношений // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2021. Т. 4. № 53. С. 147–157. DOI: https://doi.org/10.31696/2072-8271-2021-4-4-53-147-157 Печерица В. Ф, Власов Е. Е. Социалистическая республика Вьетнам: от авторитаризма к рыночному социализму (к 30-летию начала политики «Дой Мой») // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 22. № 7. С. 81–90.
- Селиванов И. Н. Актуальные проблемы современного Вьетнама в новом коллективном исследовании российских и зарубежных авторов // Вьетнамские исследования. 2022. Т. 6. № 1. С. 104–107. DOI: https://doi.org/10.54631/VS.2022.61-105483
- Ты Тхи Тхоа, Нгуен Дык Кыонг. Прямая демократия в условиях однопартийного правления в современном Вьетнаме // Via in tempore. История. Политология. 2022. Т. 49. № 3. С. 701–710.
- Ты Тхи Тхоа. Проблемы обеспечения демократии в условиях однопартийности в современном Вьетнаме // Развитие территорий. 2023. № 3. С. 66–73.
- Чан Тхи Минь Тует. Понимание демократии и процесс демократизации во Вьетнаме в период обновления: время решений // Вьетнамские исследования. 2019. Т. 3. № 4. С. 18–27. DOI: https://doi.org/10.24411/2618-9453-2019-10036
- Croissant A., Lorenz P. Vietnam: The Socialist Party State // Comparative Politics of Southeast Asia. Cham: Springer International Publishing, 2018. P. 367–402.
- Đảng Cộng sản Việt Nam. Văn kiện Đại hội đại biểu toàn quốc lần thứ XIII [Коммунистическая партия Вьетнама. Документы XIII съезда]. Nxb. Chính trị Quốc gia Sự thật, 2021. (На вьет. яз.)
- Diefenbach T. The Democratic Governance // The Democratic Organisation. Democracy and the Future of Work. NY: Routledge, 2020. P. 50–68. (Routledge studies in management, organizations and society).
- Jaeger P.T., Burnett G. Information Access and Exchange among Small Worlds in a Democratic Society: The Role of Policy in Shaping Information Behavior in the Post‐9/11 United States // The Library Quarterly. 2005. Vol. 75. No. 4. P. 464–495.
- Krygier M. Rule of Law // The Oxford Handbook of Comparative Constitutional Law / Eds. M. Rosenfeld, A. Sajó. Oxford University Press, 2012.
- Lại Xuân Môn. Phát huy thực hành dân chủ, tích cực hơn nữa phát huy quyền lực của nhân dân trong xây dựng và phát triển đất nước [Лай Суан Мон. Продвигать демократическую практику, активизировать силу народа в строительстве и развитии страны] // Tạp chí Cộng sản. 18.01.2024. URL: https://www.tapchicongsan.org.vn/media-story/-/asset_publisher/V8hhp4dK31Gf/content/day-manh-thuc-hanh-dan-chu-tiep-tuc-phat-huy-cao-do-suc-manh-cua-nhan-dan-trong-xay-dung-va-phat-trien-dat-nuoc. (На вьет. яз.)
- Le Quoc Hoi, Nguyen Hoai Nam. The Impact of Income Inequality on Economic Growth in Vietnam: An Empirical Analysis // Asian Economic and Financial Review. 2019. Vol. 9. No. 5. P. 617–629. DOI: https://doi.org/10.18488/journal.aefr.2019.95.617.629
- Le Quynh Anh. The Impact of Globalisation on the Reform of Higher Education in Vietnam // International Journal of Business and Economic Affairs. 2016. Vol. 1. No. 1. P. 29–35. DOI: https://doi.org/10.24088/IJBEA-2016-11005
- Mohammadi H., Boccia F., Tohidi A. The Relationship between Democracy and Economic Growth in the Path of Sustainable Development // Sustainability. 2023. Vol. 15. No. 12. P. 9607. DOI: https://doi.org/10.3390/su15129607.
- Nguyễn Phú Trọng. Một số vấn đề lý luận và thực tiễn về chủ nghĩa xã hội và con đường đi lên chủ nghĩa xã hội ở Việt Nam [Нгуен Фу Чонг. Некоторые теоретические и практические вопросы социализма и пути к социализму во Вьетнаме] // Tạp chí Cộng sản. 16.05.2021. URL: https://www.tapchicongsan.org.vn/media-story/-/asset_publisher/V8hhp4dK31Gf/content/mot-so-van-de-ly-luan-va-thuc-tien-ve-chu-nghia-xa-hoi-va-con-duong-di-len-chu-nghia-xa-hoi-o-viet-nam. (На вьет. яз.)
- Nhân dân - chủ thể và mục tiêu của sự phát triển đất nước [Народ – субъект и цель развития страны] // Tạp chí Tổ chức nhà nước. 11.01.2021. URL: https://tcnn.vn/news/detail/49510/Nhan-dan---chu-the-va-muc-tieu-cua-su-phat-trien-dat-nuoc.html. (На вьет. яз.)
- Nussbaum M.C. Education and Democratic Citizenship: Capabilities and Quality Education // Journal of Human Development. 2006. Vol. 7. No. 3. P. 385–395. DOI: https://doi.org/10.1080/14649880600815974
- Orlowski P. Ideology, Democracy, and the “Good” Citizen // Teaching About Hegemony: Race, Class and Democracy in the 21st Century. Springer, 2012. P.149–170. DOI:https://doi.org/10.1007/978-94-007-1418-2
- Quốc hội Việt Nam. Hiến pháp Việt Nam năm 2013 [Национальное собрание Вьетнама. Конституция Вьетнама 2013 года]. URL: https://vanban.chinhphu.vn/?pageid=27160&docid=171264&classid=1&typegroupid=1 (дата обращения: 14.09.2024). (На вьет. яз.)
- Thayer C.A. Political Legitimacy of Vietnam’s One Party-State: Challenges and Responses // Journal of Current Southeast Asian Affairs. 2009. Vol. 28. No. 4. P. 47–70.
- Tran Bich. Vietnam’s Strategic Adjustments and US Policy // Survival (Lond). 2022. Vol. 64. No. 6. P. 77–90. DOI: https://doi.org/10.1080/00396338.2022.2150428
- Tu Thi Thoa. Building the rule of law state as a guarantor of democracy in modern Vietnam // Upravlenie / Management (Russia). 2022. Vol. 9. No. 4. P. 43–50. DOI: https://doi.org/10.26425/2309-3633-2021-9-4-43-50
- Vũ Văn Hiến. Dân chủ và thực tiễn dân chủ trong bối cảnh một đảng cầm quyền ở Việt Nam [Ву Ван Хиен. Демократия и демократическая практика в условиях однопартийной системы во Вьетнаме]. 06.08.2021. URL: https://dukcq.hatinh.gov.vn/xay-dung-dang/dan-chu-va-thuc-hanh-dan-chu-trong-dieu-kien-mot-dang-cam-quyen-o-viet-nam-619.html
- Walker D.M. Does participation in health information exchange improve hospital efficiency? // Health Care Management Science. 2018. Vol. 21. No. 3. P. 426–438. DOI: https://doi.org/10.1007/s10729-017-9396-4
- Wells-Dang A. The Political Influence of Civil Society in Vietnam // Politics in Contemporary Vietnam. London: Palgrave Macmillan UK, 2014. P. 162–183.
- Wischermann J. Governance and Civil Society Action in Vietnam: Changing the Rules from Within–Potentials and Limits // Asian Politics & Policy. 2011. Vol. 3. No. 3. P. 383–411. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1943-0787.2011.01277.x
- Womack S.W. Postcolonial Vietnam: New Histories of the National Past. By Patricia M. Pelley. Durham: Duke University Press, 2002 // Journal of Asian Studies. 2003. Vol. 62. No. 4. P. 1336–1337.
Дополнительные файлы
