Национальная партия Вьетнама и освобождение страны

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современной литературе о Национальной партии Вьетнама (Việt Nam Quốc dân đảng), помимо литературных произведений и мемуаров, существует ряд статей и монографий, посвящённых созданию, организационной структуре, действующим базам, в которых даны некоторые предварительные оценки этой политической партии. Однако всё ещё остаются вопросы, требующие дальнейшего исследования. Изучая документы о руководящих принципах, планах действий и уставе этой партии, сопоставляя и сравнивая их с записями и отчетами Управления общей безопасности Индокитайского Союза, обобщая и анализируя историческую информацию в отечественных и зарубежных работах о революционном лидере Нгуен Тхай Хоке и Национальной партии, автор пытается прояснить два вопроса. Первый - политические представления Национальной партии Вьетнама о «национальном освобождении», и второй - её роль в национально-освободительном движении Вьетнама в период до возникновения позиций Коммунистической партии.

Полный текст

Введение Национальная партия Вьетнама (Việt Nam Quốc dân đảng, НПВ) - политическая организация, основанная в конце 1927 г. в Ханое на базе издательства «Нам Донг» (Nam Đồng thư xã) и связанная с Нгуен Тай Хоком, Нгуен Кхак Ню, Фо Дык Тинем и Хоанг Фам Чаном (Ньыонг Тонгом). Хотя большинство лидеров партии были интеллектуалами, государственными служащими и конфуцианцами, НПВ отражала политическую идеологию буржуазии и национально-революционную тенденцию во Вьетнаме. Что касается исследований, посвящённых НПВ, помимо таких работ её видных членов, как «Вьетнамская национальная партия, современная история борьбы 1927-1954 гг.» Хоанг Ван Дао [Hoàng Văn Đào 1970] и «Нгуен Тхай Хок (1902-1930)» Ньыонг Тонга [Nhượng Tống 2014], существуют ряд справочных материалов и университетских исследований о НПВ как одной из трёх самых известных политических партий Вьетнама в 1920-е годы. Наиболее заметными из них являются книги Чан Хюи Лиеу, историка и видного члена партии, в том числе его «История 80-летней борьбы против французов» [Trần Huy Liệu 1957] и «Материалы к изучению вьетнамской революции нового времени», 5-й том [Trần Huy Liệu 1956]. Есть также работы Чан Ван Зяу, Динь Суан Лама и Киеу Суан Ба «Современная история Вьетнама», 4-й том [Trần Văn Giàu, Đinh Xuân Lâm, Kiều Xuân Bá 1963], Хо Сонга «История Вьетнама 1919-1929», 3-й том [Hồ Song 1979], «История Вьетнама 1858-1945 гг.» под редакцией Нгуен Кхань Тоана, 2-й том [2004]. Недавно вышло несколько монографий, в том числе «История Вьетнама», 3-й том, под редакцией Динь Суан Лама [2016] и «История Вьетнама 1919-1930 гг.», 8-й том, под редакцией Та Тхи Туи [2013]. За пределами своей страны НПВ также упоминается в некоторых монографиях и книгах по истории Вьетнама до и после 1930 г., таких как “Неоднозначная колонизация Индокитая (1858-1954)” П. Брошё и Д. Хемери [1995], «Независимость Дайвьета и революция во Вьетнаме» Ф. Гиллемона [2012], «Вьетнамский дракон готовится к бою», том 1 «От колонизации к Вьетминю» Дж. Баттингера [1967], «Испытания вьетнамской традиции 1920-1945» Д. Марра [1981], «Подъём национализма во Вьетнаме, 1900-1940» Дж. Дюкера [1976] и др. В бывшем Советском Союзе, а затем в России также издан ряд исследовательских работ, посвящённых анализу течений во вьетнамском национально-освободительном движении в 1920-е годы, в том числе буржуазному течению и представлявшей его Национальной партии Вьетнама. Среди наиболее заметных отметим работы А.П. Шилтовой и В.Ф. Мордвинова «Национально-освободительное движене во Вьетнаме (1858-1945) [1958], М.А. Чешкова «О роли буржуазно-демократических течений в национально- освободительном движении Вьетнама» [1968], О.В. Новаковой «Колониальная политика Франции и национально-освободительное движение во Вьетнаме 1917-1929 гг.» [1967], О.В. Новаковой и П.Ю. Цветова «История Вьетнама», часть 2 [1995]. В то же время, изучая членство в партии, руководство, организационную структуру и направления деятельности, необходимо рассмотреть ещё один важный вопрос, связанный с НПВ, - её роль в революционном движении во Вьетнаме. Целью настоящей статьи является анализ взглядов НПВ на рост национально-освободительного движения, сходство и различие между НПВ и «тремя народными принципами» Сунь Ятсена, сфера деятельности НПВ и её роль в национально-освободительном движении в период до образования Коммунистической партии Вьетнама в начале 1930-х годов. Взгляды НПВ на национализм НПВ - политическая партия, представляющая вьетнамскую буржуазию. Во Вьетнаме в 1920-е годы под влиянием Сунь Ятсена и его «трёх народных принципов» заметно активизировалось национально-освободительное движение. Воздействие этих принципов на вьетнамских патриотов было настолько сильным, что «китайский национализм был преобразован во вьетнамский национализм путём добавления вьетнамских элементов» [Trần Huy Liệu et al. 1956: 15]. Это оказало сильное влияние на политические идеи, организационную структуру и действующие базы НПВ, подтолкнуло ее к решению «совершить национальную революцию, прежде чем участвовать в мировой революции». В соответствии с этой стратегией она «присоединится к обездоленным странам для проведения мировой революции» после совершения национальной революции [Trần Huy Liệu et al. 1956: 18]. В 1929 г. в программу партии были внесены поправки, и НПВ объявила, что её целью является «совершение национальной революции» [Trần Huy Liệu et al. 1956: 98] и установление республиканского строя. Более чётко эта цель была изложена в Плане действий партии. После принятия основополагающих руководящих принципов, состоящих из трёх основных ценностей - свободы, равенства и братства, НПВ уточнила, что стремится осуществить национальную, политическую и социальную революцию. Политические руководящие принципы и идеология НПВ в чем-то схожи с тремя народными принципами Сунь Ятсена, поскольку все они «сосредоточены на национальном, а не на классовом аспекте». Но в планах действий и программе с момента её принятия 15 декабря 1927 г. «три народных принципа не были официально признаны идеологией партии», потому что «их содержание было в основном китайским» [Trần Huy Liệu et al. 1956: 38]. Взгляды НПВ и Сунь Ятсена существенно отличаются в части этапов и методов революции. Сунь Ятсен предложил провести революцию в три этапа - военный, политический и конституционный. Чтобы реализовать стремление к национальной независимости, он поставил три цели. Первая - проводить массовые кампании, имеющие целью пробудить народ и привести его к борьбе против династии Цин. Вторая - экспериментировать с методами вооружённой борьбы. Третья - осуществить массовую революцию с целью свержения династии Цин. В то время как НПВ намеревалась мобилизовать всё население, осуществить национальную революцию, учредить республиканский демократический строй и помочь угнетённым народам совершить революции в своих странах и освободить себя. Идеи национально-освободительного движения НПВ также отличались от выдвинутых Сунь Ятсеном. До Синьхайской революции 1911 г. в Китае Сунь Ятсен находился под влиянием западных националистических идей и из-за растущего открытого вмешательства империалистических сил в Китае скорректировал свою стратегию, чтобы «создать республику пяти этнических групп», в которой ханьцам отводилась основная роль. Эта стратегия могла стать вторым этапом в развитии национализма Сунь Ятсена. Однако с самого начала его национализм был главным образом великоханьским национализмом. Однажды он сказал: «Ханьцы должны контролировать правительство до того, как начнут управлять страной; когда правительство контролируется другими этническими группами, страна находится в их руках <...> Теперь правительством владеют маньчжуры; мы, народ хань, все так же придерживаемся нашего стремления <...> продолжать восстание» [Sun Yat Sen 1995: 189]. В другом тексте он подтвердил, что «согласно социальным обычаям в истории Китая <...> национализм - это китайский национализм (имеется в виду ханьский национализм). Он подчеркнул, что «национализм означает китайский национализм, который применим только к Китаю, а не к другой стране» [Sun Yat Sen 1995: 50-51]. После «движения 4 мая» (4 мая 1919 г.), особенно после того, как в 1923 г. Национальная партия Китая начала сотрудничать с Коммунистической партией Китая, воззрения Сунь Ятсена на национализм изменились, дополнились и стали четырьмя великими принципами: союз с Россией, сотрудничество с коммунистами, поддержка рабочих и крестьян, обеспечение равных прав на землю и сдерживание капитализма. Он выступал за «гармонизацию отношений этнических групп» и свержение императора для восстановления независимости, введение «самоопределения этнических групп» и построение нации «Великого Китая» [Nguyễn Văn Hồng et al. 2013: 90]. Национализм Сунь Ятсена постоянно изменялся, и если первоначально он был направлен на «изгнание маньчжуров», то затем на «создание республики пяти этнических групп» и, наконец, на создание «Великого Китая». По сути, это был национализм «Великой Хань». Националистическая идеология НПВ концентрировалась на противодействии угнетению народа иностранными агрессорами и в конечном итоге была направлена на свержение колониального и феодального правления и восстановление национальной независимости и свободы. Эта идеология проявилась не только в руководящем девизе НПВ, но и в её взглядах на силы, необходимые для проведения национальной революции. С момента своего создания партия заявляла о намерении «установить контакт со всеми соотечественниками и товарищами, независимо от класса и веры, и обратиться к насилию, чтобы восстановить независимость Вьетнама» [Nhượng Tống 2014: 26]. Это была прогрессивная идея по сравнению с идеей патриотически настроенных интеллектуалов-конфуцианцев начала XX в., таких как Фан Бой Тяу с его идеями о национальной силе, и особенно о слабой роли рабочих и крестьян в борьбе за национальное освобождение. Однако эта прогрессивная идея нашла отражение только в руководящих принципах и общей стратегии НПВ, а на деле партия в основном сосредоточилась на привлечнии новых членов и создании действующих органов среди мелкой буржуазии (то есть мелких собственников, учителей, государственных служащих и т. д.), богатых землевладельцев и особенно вьетнамских солдат во французской армии. Что касается рабочих и крестьян, НПВ вербовала их только в союзы (общественные организации) в качестве сторонников партии. В связи с этим Чан Зан Тиен отметил, что «Национальная партия Вьетнама, похоже, не осознавала силу масс. Её рекламные кампании и организационная структура были в основном связаны со средним классом» [Trần Dân Tiên 2004: 73]. В течение двух лет своего существования НПВ направляла усилия и вкладывала финансы только в производство бомб и приобретение оружия в провинции и совершала только террористические акты и убийства, самым заметным из которых было убийство Базена в феврале 1929 г. в его доме № 110 на улице Хюэ в Ханое . Очевидно, Сунь Ятсен стремился популяризировать вариант китайского национализма, который, по сути, был великоханьским национализмом, в то врпмя как НПВ намеревалась, мобилизовав силы всего народа, только положить конец угнетению вьетнамской нации и решить вопрос национального освобождения, осуществив революцию, направленную на свержение французского колониального господства. В этом было главное отличие стратегии НПВ в отношении национализма от трёх народных принципов Сунь Ятсена. Вклад НПВ в освобождение Вьетнама После многих усилий по мобилизации народных сил для создания и развития организационной структуры, объединения и установления связей между отечественными и зарубежными патриотическими силами НПВ пришла к решению поднять Иенбайское восстание и вступить в финальную схватку с французскими колониальными правителями, чтобы «поставить себе это в заслугу, несмотря на возможность неудачи», жертвуя собой, подать пример «для подражания преемникам» [Hoàng Văn Đào 1970:104]. По указанию Генерального комитета органы НПВ активно готовили оружие и производили гранаты и боеприпасы при подготовке к восстанию [Direction des Affaires Politiques 1933: 10]. После некоторых обсуждений и изменений плана в ночь на 9 февраля 1930 г. в Иенбае началось восстание, которое распространилось на многие провинции Тонкина. Это можно считать высшим достижением как лидеров, так и всех членов НПВ. Однако чуть более чем через неделю французские власти жестоко подавили восставшие группировки, нанеся полное поражение этому восстание. Провал Иенбайского восстания явился следствием многих причин как субъективного, так и объективного характера. Но создание и деятельность НПВ и особенно храбрость её вождей и преданных бойцов в ходе восстания явились важным моментом и сыграли весомую роль в развитии национально-освободительного движения Вьетнама до 1930 г. НПВ существовала лишь более двух лет, но сумела внести свой вклад в формирование духа патриотизма и самоопределения у вьетнамских масс. Руководствуясь патриотическими чувствами, лидеры партии Нгуен Тхай Хок, Нгуен Кхак Ню, Фо Дык Тинь и Нгуен Тхе Нгиеп добровольно оставили свои престижные профессиональные посты и отказались от исследований, славы и статуса, чтобы решительно вступить на путь революции и с готовностью пожертвовать собой ради великой цели - борьбы за свержение французского колониального господства и восстановление национальной независимости и свободы. Начав с регулярного выпуска прогрессивных газет и книг, издательство «Нам Донг» стало издавать газету Hồn cách mạng («Душа революции») и осуществлять другую пропагандистскую деятельность, а НПВ непосредственно внесла свой вклад в патриотическое воспитание, пробуждая и поддерживая во вьетнамском народе стойкую и непоколебимую волю к борьбе против иностранных захватчиков, за прекращение французского колониального господства. В частности, храбрость и отвага членов НПВ в антифранцузских операциях, особенно во время Иенбайского восстания, стали выдающимся примером революционного героизма, мужества и готовности жертвовать собой ради Отечества. После восстания сотни его участников и тысячи их соотечественников были арестованы, заключены в тюрьмы и казнены французскими колониальными властями. Через четыре месяца после восстания, 17 июня 1930 г., французские власти обезглавили в Иенбае 13 членов НПВ, включая её лидера Нгуен Тхай Хока [Treize Têtes: 17.06.1930; Roubaud 1931: 159-160]. C июля 1929 г. по январь 1931 г. в Тонкине были также обезглавлены 37 членов НПВ, около тысячи патриотов оказались в тюрьмах, в том числе в ссылке на о-в Пуло-Кондор. В конце 1930 г. французы перевели некоторых заключенных в Вануату. В 1931 г. они перевели 300 членов НПВ из Пуло-Кондора на оккупированные Францией острова Гайаны в Южной Америке, чтобы изолировать этих политических заключенных и использовать их в качестве рабочей силы [Hoàng Văn Đào 1970: 177]. Несмотря на то что Иенбайское восстание было жестоко подавлено, оно явилось прямым ударом по феодальным и колониальным правителям, нанеся урон их руководящим органам во многих местах. С 9 по 15 февраля 1930 г. казармы и некоторые административные органы французов в Иенбае были захвачены повстанческими силами в нескольких районах, например, в Хонгхоа, Футхо, Шонтэе, Хайзыонге, Тхайбине. Во многих уездах и префектурах повстанческие силы атаковали органы управления и даже на некоторое время захватили их. Считается, что после Первой мировой войны и до начала 1930 г. Иенбайское восстание было самым мощным и наиболее заметным революционным движением вьетнамского народа в борьбе против французского колониального господства. Как в 1933 г. выразился Хонг Тхе Конг, также известный как Ха Хюи Тап , «восстание было событием несомненного революционного значения <…> Это было крупномасштабное восстание рабочих Индокитая против французских империалистов» [Hồng Thế Công 1933: 667]. И это - неизбежный результат тиранического правления французских колонизаторов в отношении вьетнамского народа, показавший серьёзное противоречие между всем вьетнамским населением и господствующими феодальными и колониальными силами. Не достигнув своей цели, восстание, тем не менее, нанесло урон системе феодальной и колониальной системам и привело правителей в состояние крайней паники. Популярность и влияние восстания не только оказали воздействие на французские власти в Индокитае, но и распространились на Францию. Во многих французских газетах публиковались статьи о героической борьбе членов НПВ и её жертвах, принесённых во имя независимости и свободы. После восстания Коммунистическая партия Франции, Коммунистический Интернационал и Международный антиимпериалистический фронт призвали трудящихся Франции поддержать НПВ. Вьетнамцы за рубежом и французские коммунисты провели множество демонстраций в знак протеста против жестокого притеснения французскими колониальными властями бойцов НПВ и вьетнамских патриотов. В определённой степени партия достигла цели-минимум - вызвать «землетрясение», от которого дрогнет всё французское колониальное господство в Индокитае. Восстание потерпело поражение, но дало много ценных уроков вьетнамскому революционному движению: как создать и развить политическую организацию, обладающую достаточным стратегическим и боевым мастерством, и как организовать и привести всю нацию к окончательной победе в борьбе врагом не на жизнь, а на смерть. Наиболее важным фактором является определение правильной политической стратегии и правильных организационных и оперативных методов. По сравнению с патриотически настроенными учёными-конфуцианцами начала XX в. НПВ действительно продемонстрировала прогрессивное мышление и активно расширяла свои действия по мобилизации масс, особенно рабочих, в борьбе за национальное освобождение. Однако на практике у партии не было реальной политической программы и тем более реальной стратегии по привлечению и вербовке рабочих и крестьян, которые составили бы главную силу революции. Будучи пионером антиимпериалистического и антиколониального движения, НПВ не намеревалась искоренить феодальную систему и вернуть землю крестьянам. Поэтому партия не смогла заручиться поддержкой населения, в первую очередь рабочих и крестьян, в достижении цели освобождения нации. Вследствие этого, начавшись, Иенбайское восстание не получило поддержки и участия всего населения и потерпело неизбежное поражение.. Помимо урока по организации политической партии, разработке стратегии объединения национальных сил, Иенбайское восстание дало большой опыт подготовки вооружённых отрядов, особенно использования возможностей для создания условий и базы революции, а также опыт борьбы, захвата и удержания контроля над административными органами. Несмотря на ошибки и недостатки, НПВ и поднятое ею восстание представляют собой кульминацию национальных буржуазных движений во Вьетнаме в период с конца Первой мировой войны до 1930-х годов. Однако в то время и в течение многих следующих десятилетий НПВ и буржуазно-революционные настроения не получили адекватной и объективной оценки. По мнению многих, партия состояла в основном из мелкой буржуазии и представляла идеи, защищала права буржуазии. По мнению VI конгресса Коммунистического интернационала (август 1928 г.), буржуазия в колониях была склонна к компромиссу с империализмом, настроена против движения рабочих и крестьян, против аграрной революции. Что касается мелкой буржуазии, то в ранний период национального движения она может быть активна, но в более поздние периоды эта группа может стать реакционной. В отчете VI конгресса Коминтерна отмечалось, что некоторые социальные группы/классы могут стать врагами пролетарского движения [Революционное движение 1929: 519]. В 1929 г. в письме Коминтерна коммунистам Индокитая под названием «Задачи коммунистов Индокитая» отмечалось, что буржуазия «в целом слабовольна и связана с землевладением и помещиками; с другой стороны, она находится под влиянием китайской буржуазии и её контрреволюционной позиции. Часть современной буржуазии сотрудничает с французскими империалистами. Некоторые заинтересованы в том, чтобы договориться с ними. Конечно, вся буржуазия не может выйти за рамки ревизионистского национализма и по мере развития аграрной революции в конечном итоге присоединится к антиреволюционному лагерю. Некоторые буржуазные группы пытались возглавить национально-освободительное движение, но они делают это для того, чтобы сорвать движение и предать революцию». Что касается мелкой буржуазии, составлявшей большую часть руководства НПВ, то она рассматривались Коминтерном как наиболее решительный представитель не только интересов мелкой буржуазии, но также общих и объективных интересов всей национальной буржуазии. Коминтерн считал, что «вся городская мелкая буржуазия могла бы быть движущей силой буржуазной демократической революции», в то время как «наёмные ремесленники, уличные торговцы и мелкие безработные интеллектуалы были наиболее революционно настроенными силами среди городской мелкой буржуазии» [Революционное движение 1929]. Под влиянием этой идеологии после закрытия VI конгресса (1928) и до конца 1930-х годов коммунистические партии, включая Коммунистическую партию Индокитая (КПИК), всегда отдавали приоритет классовому началу и классовой борьбе как «доминирующим» элементам при обобщении опыта и ориентации национально-освободительного движения в колониях [Đỗ Quang Hưng 1999: 30]. Оценивая этот вопрос, французский ученый Маранже также признала, что VI конгресс Коминтерна решил вернуться к линии «классовой борьбы» и провести «пролетаризацию» всех коммунистических партий [Marangé 2012: 77]. В этом контексте понятно, что НПВ и буржуазно-националистические настроения были лишены революционного духа и даже считались устаревшими и реакционными. Позже этот «левый» уклон Коминтерна был скорректирован, но в конце 1920-х - начале 1930-х годов классовая идеология и классовая борьба оставались доминирующими в политической повестке дня Коминтерна и КПИК. Кроме того, после поражения Иенбайского восстания организационная структура НПВ практически распалась. Большинство её лидеров были схвачены и убиты, многие члены партии арестованы и брошены в тюрьмы; остались лишь небольшие группы и некоторые партийные органы, которые бездействовали или перебрались в Китай в ожидании новых возможностей. Позже эти группы набрали новых членов, постепенно стала проявляться антиреволюционная тенденция и даже попытки установить связь с внутренними и зарубежными реакционными силами, чтобы саботировать вьетнамское революционное движение, возглавляемое Компартией Индокитая. Это и есть причина фундаментального отличия НПВ, возглавляемой Нгуен Тай Хоком в период до 1930 г., от группы/организации НПВ 1940-х годов и после Августовской революции 1945 г. Исторический опыт показал, что во Вьетнаме при тираническом правлении феодалов и колонизаторов большая часть городской буржуазии, прежде всего мелкая буржуазия, проявляла национальную гордость и патриотизм в борьбе с французами. После окончания Первой мировой войны, столкнувшись с трусостью и слабостью буржуазии, класс городской буржуазии смог поднять дух национализма, объединяя массы и вовлекая их разными методами и в разнообразной форме в борьбу с жестокими колониальными правителями. В результате бурного развития послевоенных национальных движений было основано много революционных организаций буржуазной интеллигенции, таких как Лига возрождения Вьетнама, Молодежная партия, Молодежная партия высоких устремлений и хорошо известные Вьетнамская революционная молодежная лига, Новая революционная партия Вьетнама и НПВ. В 1920-е годы появление и существование всех этих политических партий создало новые нюансы и стимулы во вьетнамском национально-освободительном движении. Таким образом, хотя НПВ существовала и действовала в течение короткого периода времени, она представляла собой прогрессивное развитие послевоенного вьетнамского национально-освободительного движения. Поражение НПВ и Иенбайского восстания было неизбежным. Но объективно говоря, эта неудача проложила путь вьетнамскому рабочему классу, представленному Коммунистической партией, к быстрому подъему и эксклюзивному лидерству после 1930 г. Заключение Зародившаяся в полуфеодальной, полуколониальной стране вьетнамская буржуазия была слабой в экономическом и политическом отношениях. Из-за своих недостатков она не имела признания и была не в состоянии собрать массы и возглавить национально-освободительную революцию. Городская мелкая буржуазия активно и с энтузиазмом относилась к революции и, движимая патриотизмом, поднимала дух национализма, собирала национальные силы для борьбы за национальное освобождение. НПВ состояла преимущественно из патриотически настроенной мелкой буржуазии, но при этом отстаивала права и идеи националистической буржуазии. До Иенбайского восстания свои идеи и девизы партия в основном заимствовала из «трёх народных принципов» Сунь Ятсена. Тем не менее в вопросе национального освобождения их подходы отличались. Если Сунь Ятсен считал китайский национализм великоханьским национализмом, то НПВ уделяла приоритетное внимание цели освобождения вьетнамского народа и мобилизации различных народных сил для свержения господства французских колонизаторов и восстановления национальной независимости. Поражение Иенбайского восстания доказало несостоятельность и бессилие национального буржуазного движения Вьетнама. Но своим появлением и деятельностью НПВ способствовала распространению прогрессивных патриотических идей во Вьетнаме, повышая в народе патриотизм и дух национального самоопределения. Партия была одной из политических организаций, внесших большой вклад в мобилизацию народа, она организовала и возглавила вьетнамское национально-освободительное движение [Văn Khánh Nguyễn 2016: 128]. Поражение НПВ и Иенбайского восстания дало рабочему классу возможность быстро получить преимущество в национально-освободительном движении и достичь абсолютного лидерства в нём. После своего поражения буржуазия официально покинула политическую арену, уступив место Коммунистической партии, возглавившей борьбу за национальное освобождение [Tạ Thị Thúy 2007: 542]. Несмотря на это, НПВ и Иенбайское восстание оставили ценный опыт для революционных начинаний во Вьетнаме в последующие периоды, особенно по определению пути развития революции, созданию и укреплению национальной солидарности с целью свержения колониального правления и восстановления независимости и свободы страны. Осознавая патриотический и революционный характер НПВ, Коммунистическая партия Вьетнама с момента своего образования на конференции 3 февраля 1930 г. выступала за привлечение членов НПВ в антиимпериалистическую ассоциацию [Đảng cộng sản Việt Nam 2002: 10] для участия в борьбе за национальное освобождение.
×

Об авторах

Ван Кхань Нгуен

Ханойский государственный университет

Email: khanhnv@vnu.edu.vn
к. и. н., профессор, исторический факультет, Университет общественных и гуманитарных наук

Список литературы

  1. Новакова О.В, Цветов П.Ю. История Въетнама. Ч. 2. M.: Изд-во МГУ, 1995.
  2. Новакова О.В. Колониалъная политика Франции и националъно-освободителъное движение во Вьетнаме в 1917-1929 гг. Дисс. канд. ист. н. М.: Изд-во МГУ, 1967.
  3. Революционное движение в колониальных и полуколониальных странах. Стенографический отчет VI конгресса Коминтерна. Выпуск 4. (14.08 - 21.08.1928). M., 1929.
  4. Чешков М.А. О роли буржуазно-демократических течений в национально-освободительном движении Вьетнама // Народы Азии и Африки. 1968. № 3.
  5. Шилтова А.П., Мордвинов В.Ф. Национально-освободительное движение во Въетнаме (1858-1945). M.: Изд-во МГИМО, 1958.
  6. Brocheux P., Hémery D. Indochine la colonisation ambigue (1858-1954). Paris: La Découverte, 1995.
  7. Buttinger J. Vietnam a Dragon Embattled. Vol. 1: From Colonization to the Viet Minh. London, 1967.
  8. Đảng cộng sản Việt Nam. Văn kiện Đảng toàn tập [Коммунистическая партия Вьетнама. Полное собрание партийных документов]. Hà Nội: Nxb. Chính trị Quốc gia, 2002.
  9. Đinh Xuân Lâm (ed.). History of Vietnam. Vol. 3. Hanoi:VNU Press, 2016.
  10. Direction des Affaires Politiques et de la Sureté Générale de l’Indochine francaise. 1933. Le “Viet Nam Quốc dân đảng ou “Parti national annmite au Tonkin (1927-1932) [Управление по политическим вопросам и общей безопасности Французского Индокитая. «Вьетнамская Куок зан данг» или «Аннамская национальная партия» в Тонкине]. Vol. No.II. Hanoi, 1933.
  11. Đỗ Quang Hưng. Thêm những hiểu biết về Hồ Chí Minh [До Куанг Хынг. Больше знаний о Хо Ши Мине]. Hà Nội: Nxb. Lao Động, 1999.
  12. Duiker J. The Rise of Nationalism in Vietnam, 1900-1940. Ithaca and London, 1976.
  13. Guillemont F. Đại Việt indépendence et révolution au Vietnam [Гийемон Ф. Независимость Дайвьета и революция во Вьетнаме]. Paris: Indes savants, 2012.
  14. Hồ Song. Lịch sử Việt Nam (1919-1929) [Хо Шонг. История Вьетнама (1919-1929)]. T. 3. Hà Nội, 1979.
  15. Hoàng Văn Đào. Việt Nam Quốc dân đảng, lịch sử đấu tranh cận đại 1927-1954 [Хоанг Ван Дао. Национальная партия Вьетнама, история современной борьбы 1927-1954 гг.]. Saì Gòn: Nxb. Khai Trí, 1970.
  16. Hồng Thế Công. Sơ thảo lịch sử phong trào cộng sản ở Đông Dương [Хонг Тхе Конг. Краткая история коммунистического движения в Индокитае], 1933.
  17. Marangé Céline. Le communisme vietnamien. Paris: Presses de Sciences Po, 2012.
  18. Marr D. Vietnamese Tradition on Trial 1920-1945. Berkeley, 1981.
  19. Nguyễn Khánh Toàn (ed.). Lịch sử Việt Nam 1858-1945 [Нгуен Кхань Тоан. История Вьетнама 1858-1945]. Т. 2. Hà Nội, 2004.
  20. Nguyễn Văn Hồng, Nguyễn Thị Hương, Chương Thâu. Tôn Trung Sơn với Việt Nam [Нгуен Ван Хонг, Нгуен Тхи Хыонг, Тьыонг Тхау. Сунь Ятсен и Вьетнам]. Hà Nội: Nxb. Giáo dục, 2013.
  21. Nguyễn Văn Khánh. Sun Yat-sen and the Revolution of Vietnam // Vietnamese Studies. 2017. No.4. P. 33-58.
  22. Nguyễn Văn Khánh. Việt Nam Quốc dân đảng trong lịch sử cách mạng Việt Nam [Нгуен Ван Кхань. Вьетнамская национальная партия в истории вьетнамской революции]. Hà Nội: Nxb. Khoa xã hội, 2012.
  23. Nhượng Tống. Nguyễn Thái Học (1902-1930). Hà Nội: Nxb. Hội Nhà văn, 2014.
  24. Roubaud Louis. Vietnam la tragédie indochinoise [Рубан Луи. Вьетнам, индокитайская трагедия]. Paris: Libraire Valois, 1931.
  25. Sun Yat Sen. The Three People’s Principles. Hanoi: The Institute of Social Sciences Informations, 1995.
  26. Tạ Thị Thúy (ed.). Lịch sử Việt Nam 1919-1930 [Та Тхи Тхюи (ред.) История Вьетнама 1919-1930]. Hà Nội: Nxb. Khoa xã hội, 2007.
  27. Tạ Thu Phong. Tiếng thét Yên Bái [Та Тху Фыонг. Крик Иенбая]. Hà Nội: Nxb. The Gioi, 2019.
  28. Trần Dân Tiên. Những mẩu chuyện về đời hoạt động của Hồ Chủ Tịch [Чан Зан Тиен. Рассказы о жизни и деятельности президента Хо Ши Мина]. Nghệ An: Nxb. Nghệ An, 2004.
  29. Trần Huy Liệu, Văn Tạo, Hướng Tân. Tài liệu tham khảo lịch sử cách mạng cận đại Việt Nam [Чан Хюи Льеу, Ван Тао, Хыонг Тан. Материалы по современной революционной истории Вьетнамa]. T. 5. Hà Nội: Ban Nghiên cứu Văn sử địa, 1956.
  30. Trần Huy Liệu. Lịch sử 80 năm chống Pháp [Чан Хюи Льеу. История 80 лет антифранцузской борьбы]. Hà Nội, 1957.
  31. Treize Têtes sont tombées ce matin [Сегодня утром слетели тринадцать голов] // L’Avenir du Tonkin, 17.06.1930.
  32. Văn Khánh Nguyễn. The Vietnam Nationalist Party (1927-1954). Singapore: Springer, 2016.
  33. Viện Lịch sử Đảng. Hà Huy Tập nhà lãnh đạo xuất sắc của Đảng và cách mạng Việt Nam [Институт истории партии. Ха Хай Тап, выдающийся лидер вьетнамской партии и революции]. Hà Nội: Nxb. Chính trị Quốc gia, 2016.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Нгуен В.К., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах