Права человека во Вьетнаме: современное состояние

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья основывается на признанных стандартах прав человека, в ней приводятся конкретные примеры из реальной жизни во Вьетнаме, что показывает фактическую картину положения с правами человека в стране на сегодняшний день. Вьетнам готов к сотрудничеству и стремится придерживаться принципов Декларации прав человека Организации Объединённых Наций 1948 г. и других международных конвенций по правам человека. Ханой старается ответить на вопрос, почему, несмотря на значительное улучшение положения с правами человека в стране, США по-прежнему регулярно помещают Вьетнам в список стран, которые вызывают особенное беспокойство в отношении прав человека. Реальные примеры из жизни вьетнамцев дают возможность глубже изучить вопрос о доступности прав человека, которыми пользуются граждане страны. В статье наглядно представлены трудности, с которыми сталкивается вьетнамский народ, стремясь присоединиться к международному сообществу, что даёт возможность лучше осознавать проблемы в области прав человека, которые активно решаются в настоящее время.

Полный текст

Введение

Права[1] человека во Вьетнаме часто понимаются как естественные, имманентные потребности и интересы человека. Это признано и защищено национальными законами и международными правовыми соглашениями [Nguyễn Đăng Dung et al. 2015: 40]. Права человека – это способность осуществлять естественные и объективные привилегии человека как личности и как члена общества, которая гарантируется системой национальной политики, законов и международно-правовых соглашений о человеческих ценностях в материальных отношениях, физических, культурных, духовных потребностях, потребности в свободе и развитии [Chu Hồng Thanh 1997: 23]. С учётом этого во Вьетнаме утверждается, что ни одна страна не имеет права судить другое государство в отношении ситуации с правами человека, если это не основано на широком признании международными конвенциями. Поэтому в процессе интеграции Коммунистическая партия и вьетнамское государство уделяют особое внимание их диалогу и международному сотрудничеству для устранения разногласий и повышения уровня понимания в подходе к правам человека во Вьетнаме [Bảo vệ và thúc đẩy: 05.03.2021].

В последнее время многие иностранцы и вьетнамцы проводили исследования, связанные с правами человека во Вьетнаме. В своей фундаментальной исследовательской работе В.М. Мазырин рассмотрел многие вопросы, связанные с гражданскими свободами и правами человека. Как он отмечает, «несмотря на ещё довольно серьёзные ограничения, соблюдение гражданских прав и свобод во Вьетнаме улучшилось», но также говорит, что «нормы либеральной демократии, воспринимаемые западными правозащитникам как естественные, <...> не ощущаются как фактически актуальные массой местного населения…» [Mазырин 2007: 88]. По нашему мнению, несмотря на то что вышеприведённое мнение свидетельствует о прогрессе и улучшении ситуации с правами человека во Вьетнаме, возможно, оно уже не соответствует действительности, потому как было высказано 14 лет назад.

Это хорошо видно в статье А.П. и П.Ю. Цветовых, опубликованной в журнале «Вьетнамские исследования», когда они анализируют «общественные протесты во Вьетнаме, имевшие место в его крупнейших городах… Эти протесты рассмотрены в контексте развития гражданского общества и расцениваются как свидетельство повышения активности общественных сил во Вьетнаме под воздействием новых возможностей их мобилизации на протестные выступления, в том числе через социальные сети» [Tsvetov, Tsvetov 2018: 16]. В своей статье авторы подняли вопрос о том, является ли общественная реакция во Вьетнаме проявлением права человека на свободу или реакцией на ограничения государством его прав. Мы также уделяем особое внимание первой ценности – проявлению права человека на свободу. Во Вьетнаме быть более либеральным – это право человека. Проанализируем это более детально чуть ниже.

Другие статьи, например «Новая конституция Вьетнама: усиливается акцент на права человека и гражданина» П.Ю. Цветова [Цветов 2014] или «Грозит ли Вьетнаму “цветная революция”»? И.В. Бритова [Бритов 2021], хотя напрямую не рассматривают вопросы прав человека во Вьетнаме, упоминают инструменты, обеспечивающие прогресс в этой области. И это также основа стабильного и устойчивого развития Вьетнама. Это отражено во вьетнамской Конституции и политике правящей Коммунистической партии Вьетнама.

Что касается освещения ценностей прав человека во Вьетнаме, Чан Тхи Минь Тует проанализировала достижения и ограничения при демократизации [Tran Thi Minh Tuyet 2019: 18–27]. Кроме того, мы видим, что исследовательские работы время от времени освещают положение с правами человека в разных аспектах, например исследование поклонения богине-матери (Tín ngưỡng thờ Mẫu) во Вьетнаме [Salemink 2020: 129–154] или очень специализированная работа, в которой отражено обеспечение прав человека в Конституции СРВ [Giao Cong Vu 2017: 235–262].

Такие исследования не могут быть исчерпывающими и не вполне учитывают активную правозащитную деятельность во Вьетнаме. Поэтому для расширения представления об этой сфере в СРВ в статье будут проанализированы признанные международным сообществом права человека, отражённые в конвенциях Организации Объединённых Наций по гражданским, политическим, экономическим, культурным и социальным правам. Мы надеемся, что статья отчасти внесёт свой вклад в разъяснение ситуации с правами человека во Вьетнаме. Более того, она даёт чёткие ответы на вопросы, которые некоторые западные страны часто задают на эту тему: есть ли у вьетнамцев свобода слова, свобода прессы? Есть ли во Вьетнаме угнетение этнических меньшинств или обездоленных групп в обществе? Есть ли свобода вероисповедания?

Гражданские и политические права

Действующая Конституция СРВ, принятая Национальным собранием в 2013 г., знаменует собой важный шаг в повышении осведомлённости о правах человека, а также об обязанности организаций и отдельных лиц признавать, уважать, защищать и гарантировать права человека и права граждан во всех областях.

Конституция 2013 г. состоит из 11 глав и 120 статей2. В частности, глава о правах человека, общих правах и обязанностях граждан содержит наибольшее количество статей – 36 (ст. 14‒49). Это важная глава, так как она касается взаимоотношений между гражданами и государственными органами. С 2014 г. и до конца ноября 2019 г. Национальное собрание вносило поправки и дополнения, а также издало более 100 новых законов и постановлений, касающихся гарантий прав человека и гражданских прав в соответствии с Конституцией 2013 г. Значительные достижения в области законодательства и правоприменения, которых Вьетнам добился более чем за 30 лет политики обновления, являются факторами, защищающими законные возможности и благоприятные условия для каждого человека пользоваться своими правами.

Уголовный кодекс 2015 г. закрепляет политику расширения применения санкций. Он не лишает свободы, но ограничивает наказание в виде тюремного заключения и институционализирует политику ограничения применения смертной казни. Презумпция невиновности, невозможность быть осуждённым дважды за одно и то же преступление, судебное разбирательство гарантированы. В Гражданский кодекс 2015 г. добавлены общие принципы установления, реализации и защиты гражданских прав, оговорены обязанности судов и других компетентных органов по защите гражданских прав физических и юридических лиц [Thành Trung: 28.08.2020].

Все вышеназванные правовые акты соответствуют Конституции 2013 г., которая содержит два следующих основных принципа: во-первых, «государство обеспечивает и способствует осуществлению права людей на власть; признаёт, уважает, защищает и гарантирует права человека и гражданина; реализует цель: богатый народ, сильная страна [на основе] демократии, справедливости, цивилизации... (ст. 3); во-вторых, «Коммунистическая партия Вьетнама тесно связана с народом, служит народу, находится под надзором народа и подотчётна народу за свои решения» (ст. 4).

Примечательно, что пересмотренное содержание и новые законы продемонстрировали новое восприятие и взгляды вьетнамского государства в области прав человека. Например, Закон «О вероисповедании и религии» (2016) не только упрощает процедуры лицензирования религиозных обрядов, канонического права и религиозных ритуалов, но и обеспечивает права всех верующих. К ним отнесены граждане Вьетнама и иностранцы, как пребывающие на свободе, так и отбывающие наказание [Cao Đức Thái: 28.01.2019].

Наряду с усилиями по совершенствованию внутренней правовой системы Вьетнам укрепляет международное сотрудничество по защите прав человека и их обеспечению. СРВ стала участником основных международных конвенций по правам человека. Это Пакт о гражданских и политических правах (1982); Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1982); Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1982); Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1982); Конвенция о правах ребёнка (1990); Конвенция о правах инвалидов (2015); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (2015). Кроме того, Вьетнам присоединился ко многим другим международным договорам, связанным с защитой прав человека и международным гуманитарным правом, а также к конвенции Международной организации труда (МОТ) по правам человека и международной Гуманитарной хартии, документам по защите прав трудящихся [Hà Kim Ngọc: 18.12.2015]. Все эти конвенции кодифицированы в правовой системе СРВ.

Вьетнам обязуется соблюдать международные договоры, участником которых он является. Это отражено в Конституции, Законе о международных договорах и Законе об опубликовании юридических документов. Если внутренний правовой акт и международный договор содержат разные положения по одному и тому же вопросу, то применяются положения этого международного договора, за исключением Конституции (Закон о международных договорах, ст. 6).

Вьетнам неукоснительно реализует Универсальный периодический обзор (УПО)3; активно участвует во многих важных механизмах ООН по правам человека, таких как Совет по правам человека (2014–2016), Социально-экономический совет (2016–2018) В дополнение к диалогам со всеми членами ООН в рамках УПО Вьетнам также провёл диалог или двусторонние консультации с несколькими партнёрами, заинтересованными в правах человека. Только за пять лет (2015–2020) состоялось шесть диалогов по правам человека с США, пять – со странами ЕС, три – с Норвегией и четыре – со Швейцарией [Hoàng Nam: 10.10.2020]. Эти диалоги нацелены на обмен мнениями и опытом с целью дальнейшего улучшения осуществления прав человека во всех странах. Эта деятельность помогла другим странам лучше понять интересы Вьетнама, в том числе различия, приоритеты и возможности сотрудничества в области прав человека.

В 2019 г. в Совете по правам человека Вьетнам вместе с Бангладеш, Филиппинами и 49 соавторами представил Резолюцию о правах инвалидов. Как страна, представляющая АСЕАН на мероприятиях Совета по правам человека, посвящённых правам женщин, СРВ также выступила с соответствующей инициативой. Вьетнам считается одним из основных членов Совета по правам человека в содействии реализации прав человека.

Во время своего срока выполнения обязанностей непостоянного члена Совета Безопасности ООН в 2008–2009 гг. Вьетнам,  будучи председателем СБ,  способствовал принятию резолюции 1889 СБ ООН (2009) о роли женщин в послевоенный период. Основываясь на этом результате, Вьетнам планировал провести несколько важных мероприятий, связанных с этим вопросом, особенно что касается роли женщин в переговорах, укреплении мира и послевоенном восстановлении [Hồng Điệp, Diệp Trương: 10.12.2019].

Кроме того, Вьетнам изучает возможность присоединения к некоторым конвенциям по правам человека, таким как Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений (CPED), Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей (МКПТМ). Что касается факультативных протоколов к Конвенции, Вьетнам продолжит изучение и рассмотрение их в ближайшее время.

Право народа на власть отражено в праве голосовать и баллотироваться на выборах. Об этом свидетельствуют итоги выборов в Национальное собрание 15-го созыва (на 2021–2026 гг.). На избирательные участки пришли 69 243 604 избирателя (99,60 % от общего числа). Состав избранных делегатов отражает право выбирать депутатов. Приведём конкретные результаты: из 499 делегатов представители этнических меньшинств составляют 17,84 %, молодые люди до 40 лет – 9,42 %, беспартийные – 2,81 %. Женщины-депутаты составляют 30,26 %, что является самым высоким показателем за всю историю Национального собрания [Tỉ lệ đại biểu quốc hội: 10.07.2021]. Кроме того, право граждан на участие в государственном управлении отражается в голосах их представителей в Национальном собрании. В последнее время граждане могли смотреть прямые трансляции его заседаний; особый интерес вызывают заседания «вопросов и ответов». Актуальные вопросы обсуждаются непосредственно в зале делегатами и руководителями соответствующих министерств [Cao Đức Thái: 28.01.2019].

Быстрый рост различных организаций, ассоциаций и клубов доказывает, что право на свободу собраний и ассоциаций соблюдается и гарантируется. Число лиц, облечённых саном, монахов и религиозных активистов с каждым годом увеличивается. Во Вьетнаме религиозные организации, одобренные государством, имеют право создавать школы, учебные заведения для духовенства, публиковать священные книги, участвовать в общественной деятельности. В стране действует 41 организация, принадлежащая 16 религиям; всего насчитывается 29 977 культовых сооружений и 55 839 лиц, облечённых саном [Quy định của pháp luật: 05.03.2021].

Поскольку 13,2 млн последователей религий составляют 13,7 % от общей численности населения, это одновременно и ресурс, и хороший источник капитала4. Ежегодно проводится более 8 тыс. религиозных праздников, привлекающих множество верующих и атеистов. По состоянию на 2018 г. издавалось 12 газет и журналов, посвящённых религии. У большинства религиозных организаций есть свои сайты [Chu An: 07.07.2020]. В 2008, 2014, 2019 гг. ООН выбрала Вьетнам местом успешного проведения Дня рождения Великого Будды.

Создание религиозных организаций отражает заинтересованность государства в последовательном осуществлении права на свободу совести и религии. И это подтверждает, что Вьетнам не делает различий между людьми разных религий или убеждений. Он не дискриминирует какую-либо религию, национальную или пришедшую из-за границы, будь то давно установившаяся религия или недавно признанная. Более того, этническим меньшинствам всегда гарантируется свобода вероисповедания [Chu An: 07.07.2020].

В контексте четвёртой промышленной революции для обеспечения прав человека и гражданина, содействия экономическому и социальному развитию в СРВ учрежден Государственный комитет по электронному правительству [Quyết định 1072/QĐ-TTg: 28.08.2018] для предоставления государственных услуг онлайн. Это повышает эффективность работы с пожеланиями и рекомендациями от населения и предприятий. Чиновники, представители агентств и других организаций напрямую общаются с народом, выслушивают мнения и удовлетворяют все законные потребности людей [Hồng Quang: 05.12.2020].

Экономические, культурные и социальные права

После семи лет (с 2007 г.) пребывания в статусе наблюдателя Вьетнам был избран членом  Совета по правам человека Организации Объединённых Наций на 2014–2016 гг., получив при голосовании 184 из 193 голосов и став страной, получившей наибольшее количество голосов из 14 выбранных стран [Những bước tiến: 11.12.2020].

Во всех секторах экономики квалифицированные специалисты помогают участвовать в процессе развития [Minh Duyên 2019]. В 2019 г. Вьетнам впервые оказался в группе 60 самых креативных экономик мира [Đội lốt: 10.01.2020].

Одним из примечательных достижений в области прав человека является тот факт, что Вьетнам уделяет внимание поощрению, защите и обеспечению основных прав уязвимых групп общества. В результате уровень многомерной бедности во Вьетнаме снизился с 9,88 % (2015) до 3,73 % (2019). В стране почти 3 млн бедных и малоимущих людей получили бесплатные полисы медицинского страхования. В 2020 г. правительство должно было представить Национальному собранию для утверждения инвестиционной политики Национальную целевую программу социально-экономического развития этнических меньшинств и населения, проживающего в горных районах, чтобы определить необходимые для этого ресурсы и быстрее инвестировать в целевое сокращение бедности. Государственные программы помощи бедным в различных формах привели к снижению уровня бедности в стране в среднем на 1,43 % в год. Реформа сферы медицинского обследования и лечебных процедур создаёт максимально благоприятные условия для доступа участников медицинского страхования к качественным медицинским услугам. В 2019 г. израсходовано около 32 300 млрд донгов (около 1,4 млн долл.), что составляет примерно 35 % медицинских расходов, на поддержку малоимущих и льготных категорий граждан, участвующих в медицинском страховании, что к июню 2020 г. обеспечило охват этим видом страхования почти 89 % населения[5].

Что касается свободы слова, печати, киберпространства и социальных сетей, то их государство гарантирует на уровне идеологи и политики, обеспечивает им техническую базу. В настоящее время во Вьетнаме насчитывается 858 типографий, 105 электронных новостных агентств, 207 веб-сайтов информационных агентств. В 2018 г. Национальное собрание СРВ обнародовало Закон о кибербезопасности (вступил в силу с 1 января 2019 г.). Закон гарантирует право доступа к информации вьетнамцам и иностранцам, живущим и работающим во Вьетнаме. Сегодня в стране присутствуют крупные информационные агентства и газеты, такие как CNN, BBC, TV5, NHK, DW, Australia Network, KBS, Bloomberg и др. Через киберпространство вьетнамцы имеют доступ к новостям и статьям зарубежных информационных агентств и прессы, сайтам, работающим во Вьетнаме. Закон о кибербезопасности определяет принцип верховенства закона Вьетнама при уважении и обеспечении прав человека (ст. 4). Согласно отчёту интернет-исследовательской организации We Are Social, среди примерно 96,9 млн жителей СРВ в январе 2020 г. насчитывалось 68,17 млн пользователей Интернета (70 %) и до 65 млн пользователей социальных сетей (67 % населения). С такими показателями Вьетнам является одной из ведущих стран Юго-Восточной Азии по использованию Интернета и социальных сетей6.

Масштабы образования на всех уровнях и по всем дисциплинам продолжают увеличиваться, удовлетворяя растущие потребности населения в обучении. 63 провинции и города добились универсализации дошкольного образования для пятилетних детей и для начального образования.

Сохраняющиеся трудности

Фактически Вьетнам в течение долгого времени был слаборазвитой страной, пережившей много войн, истощавших экономику и разрушавших окружающую среду, ограничивавших ресурсы, что влияло на реализацию многих целей социальной политики, связанных с правами человека. В последнее время, добиваясь положительных результатов социально-экономического развития, Вьетнам предпринял усилия по решению проблем в области прав человека. Однако успехи в этой области все ещё ограниченны. Кроме того, уровень социально-экономического развития различается по регионам и группам населения. Сказывается нехватка ресурсов для развития, особенно в проведении политики по поддержке и гарантированию прав социально незащищённых и уязвимых слоев общества. Риски изменения климата, стихийных бедствий, эпидемий и другие нетрадиционные проблемы безопасности, от которых сильно страдают уязвимые слои, остаются серьёзной проблемой для Вьетнама. Некоторые устаревшие обычаи и подходы мешают женщинам и ущемленным группам, к которым относятся дети, инвалиды и этнические меньшинства, активно защищать свои права. Все ещё существует традиция верховенства мужчин и неуважения к женщинам, сохраняется домашнее насилие, особенно среди людей с низким уровнем образования. Эти проблемы затрагивают каждого гражданина в плане осуществления своих прав, а также ставят перед государственными органами задачи по разработке и реализации политики, направленной на улучшение материальной и духовной жизни людей. Несмотря на значительные усилия государства, скромным остаётся охват населения нынешней системой социального обеспечения, что препятствует более полному осуществлению экономических, социальных и культурных прав людей.

Несмотря на то что образованию в области прав человека уделялось внимание и оказывалось содействие, все ещё существует определённое непонимание соответствующих требований. Содержание обучения в области прав человека является примитивным, практически оставаясь на уровне предоставления информации и изложения правовых норм. С другой стороны, законодательная база по правам человека во Вьетнаме всё ещё не безупречна. Возможности применения закона ограниченны, а осведомлённость правоохранительных органов невысока. При этом необходимые и достаточные условия для обеспечения эффективного применения закона не всегда полностью гарантированы, что повлияло на достижение поставленных целей и исполнение международных конвенций. Эти вызовы не только напрямую влияют на каждого жителя, но и распыляют ресурсы страны, снижают эффективность политики стимулирования и содействия обеспечению гражданских и политических прав.   

Заключение

Во Вьетнаме сравнительно давно осознаны реалии прав человека, ратифицировано много международных конвенций, касающихся прав человека, и выработаны свои взгляды по данному вопросу. Подходы и политика Ханоя в области прав человека совпадают с общепринятыми представлениями международного сообщества. Практика решения гражданских, политических, экономических, культурных и социальных вопросов во Вьетнаме с очевидностью это демонстрирует.

Однако, из-за различия его подходов и оценок с западными, многие виды деятельности в СРВ по-прежнему считаются не соответствующими стандартам прав человека. Таким образом, Вьетнаму предстоит обратить внимание на решение этой задачи, чтобы удовлетворять общим условиям международного права в области прав человека. Но следует все же сохранять хорошие традиционные гуманитарные ценности Вьетнама.

К тому же отношения между странами должны опираться на равенство и независимость политических институтов. Ценности, концепции и стандарты прав человека в одной стране не могут навязываться другой стране, измеряться или оцениваться первой, даже если принуждать «критикуемую» страну это делать. Государствам необходимо следовать общим стандартам прав человека, которые признаёт международное сообщество. Различия и устранение этих различий – это объективный, научный и непредвзятый взгляд на то, как принести людям свободу и счастье.

 

1 Для исследования и публикации данной статьи авторы получили финансовую поддержку от Университета общественных и гуманитарных наук Ханойского государственного университета.

2 Конституционное наследие отражено в каждой конституции Вьетнама, начиная с Конституции 1946 г., а затем в конституциях 1959, 1980, 1992 и 2013 гг.

3 УПО регулируется Советом ООН по правам человека с 2008 г. Это периодический (каждые 4–5 лет) механизм проведения обзора защиты и содействия развитию прав человека во всех государствах ‒ членах ООН в духе равенства и конструктивного диалога. Вьетнам участвовал в УПО и полностью выполнил рекомендации предыдущих отчётных сессий. Третий Универсальный периодический отчёт (первый – в 2009 г., второй – в 2014 г.) ясно показывает его взгляды на проблемы прав человека во Вьетнаме. В третьем отчёте (22 января 2019 г.) Вьетнам сначала разъяснил выполнение рекомендаций из второго отчёта. В октябре 2018 г. Вьетнам реализовал 175 рекомендаций из 182 (96,2 %). Остальные семь рассматриваются для реализации в соответствующее время.

4 Эти данные приведены в докладе Центрального  руководящего комитета по переписи населения и жилищного фонда 29 декабря 2019 г. (URL: http://baochinhphu.vn/Tin (дата обращения: 20.03.2020).  Однако, согласно статистике Государственного комитета по делам религий, по состоянию на июнь 2017 г. во Вьетнаме было около 25,3 млн верующих, что составляет 27 % населения страны. URL: http://btgcp.gov.vn/ (дата обращения: 20.06.2020).

5 В 1993 г. количество людей, участвующих в медицинском страховании, составляло всего лишь 3,8 млн человек (5,4 % населения).

6 В среднем в Юго-Восточной Азии доля пользователей Интернета и социальных сетей составляет 66 % и 63 % соответственно (https://wearesocial.com/digital-2020).

×

Об авторах

Ань Кыонг Нгуен

Ханойский государственный университет

Email: nguyenanhcuong@ussh.edu.vn
ORCID iD: 0000-0003-0687-4430

кандидат политических наук доцент, заместитель декана факультета политических наук, Университет общественных и гуманитарных наук

Вьетнам, Ханой

Динь Кыонг Нгуен

Донгтхапский университет

Email: ndcuonght@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5600-8907

кандидат политических наук, преподаватель

Вьетнам, Каолань, Вьетнам

Тхи Хиен До

Хошиминский промышленный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dothihien@iuh.edu.vn
ORCID iD: 0000-0002-9093-8566

кандидат политических наук, преподаватель, факультет политической теории

Вьетнам, Хошимин

Список литературы

  1. Бритов И.В. Грозит ли Вьетнаму «цветная революция»? // Азия и Африка сегодня, 2021, № 6. С. 27–34.
  2. Мазырин В.М. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986–2006): направления, динамика, результаты. M.: Ключ-С, 2007.
  3. Цветов А.П., Цветов П.Ю. Общественные протесты во Вьетнаме: созревание гражданского общества или пролог «цветной революции»? // Вьетнамские исследования. 2018. Т. 2. № 3. С. 5–17.
  4. Цветов П.Ю. Новая конституция Вьетнама: усиливается акцент на права человека и гражданина // Азия и Африка сегодня. 2014. № 6. С. 20–23.
  5. Bảo vệ và thúc đẩy quyền con người ở Việt Nam. Sách trắng về quyền con người ở Việt Nam. Bộ Ngoại giao Việt Nam. [Защищать и развивать права человека во Вьетнаме. Белая книга по правам человека во Вьетнаме. Министерство иностранных дел Вьетнама]. Tr. 7–8. URL: https://pbgdpl.moj.gov.vn/ (дата обращения: 05.03.2021).
  6. Cao Đức Thái. Thành tựu nhân quyền của Việt Nam là to lớn, vững chắc - không ai có thể phủ nhận được [Као Дык Тхай. Никто не может отрицать значительных и постоянных достижений Вьетнама в области прав человека] // Tạp chí Quốc phòng toàn dân, 28.01.2019. URL: http://tapchiqptd.vn/vi/
  7. Chu An. Hoạt động tôn giáo ở Việt Nam: Sôi động, đa dạng và tự do trong khuôn khổ pháp luật [Тю Ан. Религиозная деятельность во Вьетнаме: активная, разнообразная и свободная, в правовых рамках] // Báo Quốc tế, 07.07.2020. URL: https://baoquocte.vn/
  8. Chu Hồng Thanh. Quyền con người và Luật quốc tế về quyền con người [Тю Хонг Тхань. Права человека и международное законодательство о правах человека]. Hà Nội: Nxb. Chính trị Quốc gia, 1997. Tr. 23.
  9. Đội lốt “theo dõi nhân quyền” can thiệp vào công việc nội bộ của Việt Nam là trái công ước quốc tế [Вмешательство во внутренние дела Вьетнама под прикрытием «мониторинга прав человека» противоречит международным конвенциям] // Quân đội nhân dân, 10.02.2020. URL: https://www.qdnd.vn/
  10. Giao Cong Vu. Constitutional Debate and Development on Human Rights in Vietnam // Asian Journal of Comparative Law, Vol. 11, Special Issue 2: Special Issue on Vietnamese and Comparative Constitutional Law, December, 2016. P. 235–262.
  11. Hà Kim Ngọc. Việt Nam tham gia và thực hiện các cam kết quốc tế về quyền con người [Ха Ким Нгок. Вьетнам присоединяется к международным обязательствам в области прав человека и выполняет их] // Báo quốc tế, 18.12.2015. URL: https://baoquocte.vn/
  12. Hoàng Nam. Tăng cường công tác đối ngoại, đấu tranh chống lợi dụng vấn đề dân tộc, tôn giáo, nhân quyền, góp phần bảo đảm ổn định và phát triển bền vững chế độ chính trị ở nước ta [Хоанг Нам. Укреплять международные отношения, бороться против злоупотреблений в использовании этнических, религиозных вопросов и вопросов прав человека, способствовать обеспечению стабильности и устойчивого развития политического режима в нашей стране] // Tạp chí Cộng sản, 10.11.2020. URL: https://www.tapchicongsan.org.vn/
  13. Hồng Điệp, Diệp Trương. Việt Nam tiếp tục hoàn thiện hệ thống pháp luật bảo đảm quyền con người [Хонг Диеп, Зиеп Чыонг. Вьетнам продолжает совершенствовать правовую систему для обеспечения прав человека] // Thông tấn xã Việt Nam, 10.12.2019. URL: http://mod.gov.vn/wps/portal/
  14. Hồng Quang. Các thành tựu nhân quyền của Việt Nam là không thể phủ nhận [Хонг Куанг. Vietnam's human rights achievements are undeniable] // Nhân dân, 15.12.2020. URL: https://nhandan.com.vn/
  15. Minh Duyên. Việt Nam đạt nhiều thành tựu về quyền con người [Минь Зюен. Вьетнам имеет много достижений в области прав человека] // Thông tấn xã Việt Nam, 14.12.2019. URL: http://hdll.vn/vi/
  16. Nguyễn Đăng Dung, Vũ Công Giao, Lã Khánh Tùng. Giáo trình lý luận và pháp luật về quyền con người (tái bản lần thứ hai) [Нгуен Данг Зунг, Ву Конг Зяо, Ла Кхань Тунг. Учебник теории и права в области прав человека (издание второе)]. Hà Nội: Nxb. Chính trị Quốc gia, 2015.
  17. Những bước tiến trong vấn đề nhân quyền ở Việt Nam [Прогресс в области прав человека во Вьетнаме] // Xây dựng Đảng, 11.12.2020. URL: http://www.xaydungdang.org.vn/
  18. Quy định của pháp luật về giáo dục hiện nay liên quan đến tổ chức tôn giáo. Ban tôn giáo chính phủ [Действующие правовые положения об образовании, связанные с религиозными организациями. Государственного комитета по делам религий]. URL: http://btgcp.gov.vn/nghien-cuu-khoa-hoc-va-trao-doi-y-kien/quy-dinh-cua-phap-luat-ve-giao-duc-hien-nay-lien-quan-den-to-chuc-ton-giao-postL4rnOZ4G.html (дата обращения: 05.03.2021).
  19. Quyết định 1072/QĐ-TTg thành lập Ủy ban Quốc gia về Chính phủ điện tử, có hiệu lực thi hành kể từ ngày 28/8/2018 [Решение 1072 / QD-TTg об учреждении Национального комитета по электронному правительству, вступившее в силу с 28 августа 2018 г.] // Báo Chính phủ, 28.08.2018. URL: http://baochinhphu.vn/
  20. Salemink O. Homo Sanctus: Religious Contestations and the Sanctification of Heritage and Human Rights in Vietnam. In: The Secular Sacred. Palgrave Politics of Identity and Citizenship Series. Springer International Publishing, 2020.
  21. Thành Trung. Đảm bảo nhân quyền trong giai đoạn hiện nay [Тхань Чунг. Обеспечение прав человека в настоящий период] // Tư pháp Hà Tĩnh, 28.08.2020. URL: http://tuphap.hatinh.gov.vn/
  22. Tỉ lệ đại biểu quốc hội nữ khóa XV cao nhất từ trước đến nay [В Национальном собрании 15-го созыва самый высокий процент женщин-депутатов за всю историю] // Tuổi trẻ, 10.06.2021. URL: https://tuoitre.vn/
  23. Tran Thi Minh Tuyet. Awareness of Democracy and the Democratization Process in Vietnam during the Doi Moi Period: Situation to Solutions. Russian Journal of Vietnamese Studies, 2019. Т. 3. № 4. С. 18–27.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Нгуен А.К., До Т.Х., Нгуен Д.К., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.