Vietnam is a “startup country”

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The review relates to the title “Startups of Vietnam: Innovation and Entrepreneurship in theSocialist Republic” published in the USA in April 2019.In 2018, the Vietnamese leadership publicly committed themselves to turn Vietnam into a “startup country. According to the book’s author the country's remarkable economic performance in the 21st century allowedto implement the most part of what was planned, which turned Vietnam into one of the nodal hub for startupsin Southeast Asia. That's what the American entrepreneur, business consultant and startups consultantAndrew P. Rowan talks about. Witness, participant and initiator of many iconic business projects in Vietnam, the author shares his personal work experience in the Vietnamese entrepreneurial environment, extrapolatinghis experience to regional and global contexts. The book will be very useful for researchers of the countryand regional economy, as well as to business people.

Full Text

Американский предприниматель Эндрю Роуэн много лет прожил во Вьетнаме, все эти годы занимаясь техническим консультированием вьетнамских стартапов и развитием деловых инициатив национального уровня. Автор делится своим обширным опытом взаимодействия с вьетнамскими и иностранными бизнесменами по всей стране и выделяет ключевые проблемы, преодолеваемые предпринимателями и стартапами во Вьетнаме. В качестве директора GKTA Group (компании, создающей и поставляющей специализированные технологические и бизнес-продукты, услуги и решения для частных лиц и организаций прежде всего в Юго-Восточной Азии) он установил партнёрские отношения с программой финско-вьетнамского инновационного партнёрства (The Vietnam - Finland Innovation Partnership Programme - IPP), ускорившей рост многих стартапов на территории Вьетнама. Роуэн активно сотрудничает с ведущими новостными стартап-порталами Tech In Asia, e27 и Tech Wire Asia, где регулярно пишет на темы стартапов, инноваций и экономического роста Юго-Восточной Азии. Выступал с лекциями на эти темы в Калифорнийском, Дэвисском и Нью-Йоркском университетах. Автор делится контентом, связанным с Вьетнамом, в Твиттере и LinkedIn, и в дополнение к своей книге создал сайт www.startupvietnambook.com, включающий в себя весь опубликованный материал, касающийся стартапов, инноваций и технологий Вьетнама. Такого рода опыт безусловно заслуживает самого пристального внимания. Книга поделена на три раздела и десять глав. Первый раздел, названный “Больше, чем видится”, и три его главы (“Почему Вьетнам”, “Первые впечатления” и “Вьетнам вблизи”) помогают читателю “войти в страну”, оглядеться, “сориентироваться на местности”. Автор уверен, что происходящее сейчас во Вьетнаме стоит усилий для буквальной и культурной акклиматизации. “За тридцать лет Вьетнам прошел путь от экономики, опирающейся на субсидии (до 1986 г.) к “экономике стартапов” с тысячами быстрорастущих предприятий с большим потенциалом” (с. 5). Уникальные возможности, таящиеся здесь, примиряют западных предпринимателей и вьеткьеу (этнических вьетов, проживающие за пределами Вьетнама) даже с тем фактом, что Вьетнам - одна из немногих в мире стран, где у власти по-прежнему стоит коммунистическая партия. Но тем, кто стремится здесь к успеху, очень важно иметь правильные ожидания. Вьетнамская деловая среда часто чувствительно отличается от достаточно структурированной и формальной деловой среды на Западе, да и в России. Нюанс и контекст - ключи к пониманию многих деловых ситуаций! Очень часто контакты и отношения даже важнее уже заключённых контрактов. Местный партнёр, помогающий ориентироваться на местной территории, является необходимостью для большинства иностранных предприятий, и книга поможет настроиться на верную предпринимательскую волну для управления присущими вьетнамскому рынку рисками. Автор знакомит с неочевидным, пронизывающим ежедневность, а это поможет научиться верно оценивать даже противоречивую информацию, избегая распространённых ошибок и понимая, чего можно ожидать в тех или иных ситуациях. Доброжелательная внимательность к деталям, о которых рассказывает автор, позволит создавать релевантную модель поведения, оставаясь верным своим принципам. Продолжением темы неформальных аспектов жизни во Вьетнаме становится и описание определяемых ими неформальных стилей ведения бизнеса. Второй раздел книги “Новые инвесторы Вьетнама” с его четырьмя главами (“Изменение мышления”, “Форсирование роста Вьетнама”, “Истоки нации стартапов” и “Вызовы и возможности”) даёт понимание деловых реалий нынешнего Вьетнама как таковых. Во Вьетнаме уже действует несколько тысяч вставших на ноги активных стартапов, что делает страну третьей по величине предпринимательской экосистемой в Юго-Восточной Азии после Сингапура и Индонезии. Многие предприниматели здесь воплощают собой “образ мышления нового Вьетнама”. На примере их историй автор размышляет о том, как формируется и чем подпитывается это мышление и как оно формирует облик вьетнамской предпринимательской среды. Каждая конкретная история не похожа на остальные, и автор пытается понять, исключение ли это или формирование нового правила, ведь ответ на этот вопрос позволяет наметить хотя бы общий контур пути к успеху. В большинстве случаев создание рабочих мест в экономике происходит благодаря малым и средним предприятиям, и, хотя стартапы являются лишь небольшой частью модели экономического роста страны, успешные компании могут сыграть существенную роль в долгосрочной перспективе. Обобщение опыта автора поможет не только увидеть чёткий контур делового пути страны, но и достаточно реалистично оценить конкретную бизнес-идею, и прежде всего, оптимальна ли она только для локального рынка или с первого же дня необходимо стремиться к региональной, а то и к глобальной игре. По мнению автора, местные и иностранные предприниматели, учитывая существующие в стране ресурсы и технологии, могут выбирать как разработку новых продуктов, услуг и решений на местном уровне, так и включение существующих глобальных решений в контекст Вьетнама. Причём для вьетнамских предпринимателей оптимальным может стать использование местных ноу-хау для сосредоточения на внутреннем рынке, в то время как международные инвесторы могли бы стремиться к быстрой региональной экспансии. Стартапы могут и не быть решением каких-то конкретных проблем, но мышление стартапов и иной подход, нежели “обычный бизнес”, могут способствовать культуре материализации инновационных моделей. Вместе с самыми активными бизнесменами Вьетнама автор размышляет, над чем ещё нужно работать вьетнамским и иностранным предпринимателям и в чём нуждаются бизнес- ангелы во Вьетнаме. В качестве примера глобальных стартап-идей, имеющих все шансы для успешной локализации во Вьетнаме, и сфер их применения автор приводит “Запрос на стартапы” (с. 162-163) венчурного фонда Y Combinator, работающего в формате бизнес-инкубатора для небольших компаний в сфере информационных технологий: 1. Искусственный интеллект (AI). 2. Биотехнологии. 3. Кирпич и строительный раствор. 4. Технологии удаления углерода. 5. Клеточное сельское хозяйство и чистое мясо. 6. Более чистые товары. 7. Компьютерная безопасность. 8. Тематическое разнообразие стартапов. 9. Образование. 10. Топливно-энергетический комплекс. 11. Корпоративное программное обеспечение. 12. Финансовые услуги. 13. Будущее работы. 14. Здоровье. 15. Улучшение памяти. 16. Долголетие и антистарение. 17. Миллион рабочих мест. 18. Инструменты программирования. 19. Робототехника. 20. Распознование фейкового видео. 21. Продуктивная рабочая среда для создателей стартапов. 22. Транспорт и жилье. 23. Повышение уровня обеспеченности услугами. 24. Голосовые приложения. 25. Виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR). Возможностей и ниш для воплощения идей более чем достаточно. Государственная поддержка, активный интерес к предпринимательству со стороны различных слоёв населения и многочисленные деловые события всё быстрее набирают критическую массу, достаточную для перехода количественных изменений в качественные. Около 95 % вьетнамских респондентов, участвовавших в специальном опросе, согласились со следующим утверждением: “Большинству людей лучше жить в условиях экономики свободного рынка, несмотря на то что кто-то богат, а кто-то беден” (с. 9). В трёх главах (“Создание прочного фундамента”, “Локализация глобальных решений” и “Быть частью успеха Вьетнама”) третьего раздела “Необходимые условия успеха” изложено видение будущего Вьетнама. По данным Wealth-X World Ultra Wealth Report 2018, в 2012-2017 гг. во Вьетнаме рост показателя населения со сверхвысоким доходом был третьим в мире (с. 238). “...число вьетнамцев среднего класса достигнет 44 млн к 2020 г. и 95 млн к 2030 г.” [Вьетнам сегодня: 27.10.2016]. И с ростом покупательной способности эти потребители будут стремиться к новым продуктам и услугам. Неудивительно, что появляется всё больше стартапов, притягивающих значительные инвестиции из-за рубежа. Автор излагает своё долгосрочное видение Вьетнама, т. е. как именно страна движется к намеченной цели, какие инвестиции и в каком объёме необходимы в образование, обучение и технологии, каковы вызовы и возможности у каждого участника. Нет ничего, что может помешать Вьетнаму соответствовать высоким международным стандартам для преодоления вызовов будущего. “Вьетнам не только финансово доходен. Он находится на переднем крае нескольких отраслей и великих задач, поэтому лидеры различных направлений могут использовать свои позиции, чтобы стать первыми, кто разработает решения и экспортирует полученные технологии за рубеж или лицензирует их... На данный момент вопрос только в том, будете ли вы частью истории Вьетнама?” (с. 9) С крушением административных и политических барьеров во Вьетнам хлынули предприниматели со всего мира. Описание этого интернационального бизнес-котла, дополненное рассказами о личном взаимодействии автора с вьетнамскими и иностранными предпринимателями, весьма поучительно. Среди иностранцев есть даже представители нашего ближайшего зарубежья: например, Айгерим Жангозина, первая женщина из Казахстана, возглавившая технологическую компанию за рубежом (с. 52-53). На этом фоне присутствие во Вьетнаме российского среднего и малого бизнеса выглядит очень грустно, хотя взаимовыгодный потенциал огромен. Автор упоминает, например, в числе удачно воплощённых проектов “гиперлокализованный браузер CØc CØc с его 24 миллионами активных пользователей в месяц” (с. 25), но вообще не говорит о том, что вьетнамский поисковик CØc CØc Search был создан российским IT-специалистом Виктором Лавренко и его большой командой [Ведомости: 6.09.2018]. Есть уже и другие примеры попыток входа российских стартапов на вьетнамский рынок. Например, пришедший в 2015 г. во Вьетнам российский стартап 2can & ibox, занимающийся мобильным эквайрингом по банковским картам. Или SKYF - российский стартап, создавший первый в мире промышленный авиагрузовой дрон вертикального взлёта и посадки, заключивший в 2018 г. партнёрство с Международной транспортно-торговой компанией (ITC, Вьетнам) для использования аппаратов SKYF в логистических целях. Но всё это, конечно, совершенно не соответствует возможностям российского бизнеса, и книга “Startup Vietnam...” имеет все шансы стать действенным импульсом для инициативных россиян. “Если у вас есть идея или концепция, найдите способ превратить её в продукт или услугу и в конечном итоге в бизнес с помощью вьетнамских умельцев. Если вы являетесь экспертом в определённой вертикали и хотите помочь или стать частью следующей волны вьетнамских технологических предпринимателей, приезжайте во Вьетнам” (с. 240). У книги Эндрю Роуэна уже есть много заинтересованных и благодарных англоязычных читателей. Нет сомнения, что и в русскоязычном пространстве найдётся немало активных предпринимателей и инвесторов, для которых эта дельная, наполненная практичной информацией книга станет настоящей находкой.
×

About the authors

I. N Kibiryov

Russian-Vietnamese Friendship Society

Email: ikibirev@yahoo.com

References

  1. Ожидается, что средний класс Вьетнама удвоится к 2020 году. Портал Вьетнам сегодня, 27.10.2016. URL: https://asia-vietnam.ru/business-category/credniy-klass-naseleniya-vo-vietname-po-prog nozam-udvoitsya-k-2020-godu
  2. Инвесторы говорили: “Ребята, вы сумасшедшие - сжигаете миллион долларов в месяц без бизнес-плана” // Ведомости, 6.09.2018. URL: https://vc.ru/migrate/44908-investory-govorili-rebyata-vy-suma sshedshie-szhigaete-million-dollarov-v-mesyac-bez-biznes-plana

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Kibiryov I.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies