Вьетнам - страна стартапов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рецензия дана на изданную в США в апреле 2019 г. книгу “Стартапы Вьетнама:инновации и предпринимательство в социалистической республике”. В 2018 г. руководство СРВпублично взяло на себя обязательство сделать Вьетнам “страной стартапов”. Мощное экономическое развитие в XXI в. позволило осуществить многое из намеченного, превратив Вьетнам в одну из узловых площадок для стартапов в Юго-Восточной Азии. Именно об этом рассказывает американский предприниматель, бизнес-консультант и консультант для стартапов Эндрю П. Роуэн. Свидетель, участник и инициатор многих знаковых деловых проектов во Вьетнаме, автор делится личнымопытом работы во вьетнамской предпринимательской среде, экстраполируя этот опыт на региональный и глобальный контексты. Книга будет весьма полезной как исследователям экономики страны и региона, так и практикам бизнеса.

Полный текст

Американский предприниматель Эндрю Роуэн много лет прожил во Вьетнаме, все эти годы занимаясь техническим консультированием вьетнамских стартапов и развитием деловых инициатив национального уровня. Автор делится своим обширным опытом взаимодействия с вьетнамскими и иностранными бизнесменами по всей стране и выделяет ключевые проблемы, преодолеваемые предпринимателями и стартапами во Вьетнаме. В качестве директора GKTA Group (компании, создающей и поставляющей специализированные технологические и бизнес-продукты, услуги и решения для частных лиц и организаций прежде всего в Юго-Восточной Азии) он установил партнёрские отношения с программой финско-вьетнамского инновационного партнёрства (The Vietnam - Finland Innovation Partnership Programme - IPP), ускорившей рост многих стартапов на территории Вьетнама. Роуэн активно сотрудничает с ведущими новостными стартап-порталами Tech In Asia, e27 и Tech Wire Asia, где регулярно пишет на темы стартапов, инноваций и экономического роста Юго-Восточной Азии. Выступал с лекциями на эти темы в Калифорнийском, Дэвисском и Нью-Йоркском университетах. Автор делится контентом, связанным с Вьетнамом, в Твиттере и LinkedIn, и в дополнение к своей книге создал сайт www.startupvietnambook.com, включающий в себя весь опубликованный материал, касающийся стартапов, инноваций и технологий Вьетнама. Такого рода опыт безусловно заслуживает самого пристального внимания. Книга поделена на три раздела и десять глав. Первый раздел, названный “Больше, чем видится”, и три его главы (“Почему Вьетнам”, “Первые впечатления” и “Вьетнам вблизи”) помогают читателю “войти в страну”, оглядеться, “сориентироваться на местности”. Автор уверен, что происходящее сейчас во Вьетнаме стоит усилий для буквальной и культурной акклиматизации. “За тридцать лет Вьетнам прошел путь от экономики, опирающейся на субсидии (до 1986 г.) к “экономике стартапов” с тысячами быстрорастущих предприятий с большим потенциалом” (с. 5). Уникальные возможности, таящиеся здесь, примиряют западных предпринимателей и вьеткьеу (этнических вьетов, проживающие за пределами Вьетнама) даже с тем фактом, что Вьетнам - одна из немногих в мире стран, где у власти по-прежнему стоит коммунистическая партия. Но тем, кто стремится здесь к успеху, очень важно иметь правильные ожидания. Вьетнамская деловая среда часто чувствительно отличается от достаточно структурированной и формальной деловой среды на Западе, да и в России. Нюанс и контекст - ключи к пониманию многих деловых ситуаций! Очень часто контакты и отношения даже важнее уже заключённых контрактов. Местный партнёр, помогающий ориентироваться на местной территории, является необходимостью для большинства иностранных предприятий, и книга поможет настроиться на верную предпринимательскую волну для управления присущими вьетнамскому рынку рисками. Автор знакомит с неочевидным, пронизывающим ежедневность, а это поможет научиться верно оценивать даже противоречивую информацию, избегая распространённых ошибок и понимая, чего можно ожидать в тех или иных ситуациях. Доброжелательная внимательность к деталям, о которых рассказывает автор, позволит создавать релевантную модель поведения, оставаясь верным своим принципам. Продолжением темы неформальных аспектов жизни во Вьетнаме становится и описание определяемых ими неформальных стилей ведения бизнеса. Второй раздел книги “Новые инвесторы Вьетнама” с его четырьмя главами (“Изменение мышления”, “Форсирование роста Вьетнама”, “Истоки нации стартапов” и “Вызовы и возможности”) даёт понимание деловых реалий нынешнего Вьетнама как таковых. Во Вьетнаме уже действует несколько тысяч вставших на ноги активных стартапов, что делает страну третьей по величине предпринимательской экосистемой в Юго-Восточной Азии после Сингапура и Индонезии. Многие предприниматели здесь воплощают собой “образ мышления нового Вьетнама”. На примере их историй автор размышляет о том, как формируется и чем подпитывается это мышление и как оно формирует облик вьетнамской предпринимательской среды. Каждая конкретная история не похожа на остальные, и автор пытается понять, исключение ли это или формирование нового правила, ведь ответ на этот вопрос позволяет наметить хотя бы общий контур пути к успеху. В большинстве случаев создание рабочих мест в экономике происходит благодаря малым и средним предприятиям, и, хотя стартапы являются лишь небольшой частью модели экономического роста страны, успешные компании могут сыграть существенную роль в долгосрочной перспективе. Обобщение опыта автора поможет не только увидеть чёткий контур делового пути страны, но и достаточно реалистично оценить конкретную бизнес-идею, и прежде всего, оптимальна ли она только для локального рынка или с первого же дня необходимо стремиться к региональной, а то и к глобальной игре. По мнению автора, местные и иностранные предприниматели, учитывая существующие в стране ресурсы и технологии, могут выбирать как разработку новых продуктов, услуг и решений на местном уровне, так и включение существующих глобальных решений в контекст Вьетнама. Причём для вьетнамских предпринимателей оптимальным может стать использование местных ноу-хау для сосредоточения на внутреннем рынке, в то время как международные инвесторы могли бы стремиться к быстрой региональной экспансии. Стартапы могут и не быть решением каких-то конкретных проблем, но мышление стартапов и иной подход, нежели “обычный бизнес”, могут способствовать культуре материализации инновационных моделей. Вместе с самыми активными бизнесменами Вьетнама автор размышляет, над чем ещё нужно работать вьетнамским и иностранным предпринимателям и в чём нуждаются бизнес- ангелы во Вьетнаме. В качестве примера глобальных стартап-идей, имеющих все шансы для успешной локализации во Вьетнаме, и сфер их применения автор приводит “Запрос на стартапы” (с. 162-163) венчурного фонда Y Combinator, работающего в формате бизнес-инкубатора для небольших компаний в сфере информационных технологий: 1. Искусственный интеллект (AI). 2. Биотехнологии. 3. Кирпич и строительный раствор. 4. Технологии удаления углерода. 5. Клеточное сельское хозяйство и чистое мясо. 6. Более чистые товары. 7. Компьютерная безопасность. 8. Тематическое разнообразие стартапов. 9. Образование. 10. Топливно-энергетический комплекс. 11. Корпоративное программное обеспечение. 12. Финансовые услуги. 13. Будущее работы. 14. Здоровье. 15. Улучшение памяти. 16. Долголетие и антистарение. 17. Миллион рабочих мест. 18. Инструменты программирования. 19. Робототехника. 20. Распознование фейкового видео. 21. Продуктивная рабочая среда для создателей стартапов. 22. Транспорт и жилье. 23. Повышение уровня обеспеченности услугами. 24. Голосовые приложения. 25. Виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR). Возможностей и ниш для воплощения идей более чем достаточно. Государственная поддержка, активный интерес к предпринимательству со стороны различных слоёв населения и многочисленные деловые события всё быстрее набирают критическую массу, достаточную для перехода количественных изменений в качественные. Около 95 % вьетнамских респондентов, участвовавших в специальном опросе, согласились со следующим утверждением: “Большинству людей лучше жить в условиях экономики свободного рынка, несмотря на то что кто-то богат, а кто-то беден” (с. 9). В трёх главах (“Создание прочного фундамента”, “Локализация глобальных решений” и “Быть частью успеха Вьетнама”) третьего раздела “Необходимые условия успеха” изложено видение будущего Вьетнама. По данным Wealth-X World Ultra Wealth Report 2018, в 2012-2017 гг. во Вьетнаме рост показателя населения со сверхвысоким доходом был третьим в мире (с. 238). “...число вьетнамцев среднего класса достигнет 44 млн к 2020 г. и 95 млн к 2030 г.” [Вьетнам сегодня: 27.10.2016]. И с ростом покупательной способности эти потребители будут стремиться к новым продуктам и услугам. Неудивительно, что появляется всё больше стартапов, притягивающих значительные инвестиции из-за рубежа. Автор излагает своё долгосрочное видение Вьетнама, т. е. как именно страна движется к намеченной цели, какие инвестиции и в каком объёме необходимы в образование, обучение и технологии, каковы вызовы и возможности у каждого участника. Нет ничего, что может помешать Вьетнаму соответствовать высоким международным стандартам для преодоления вызовов будущего. “Вьетнам не только финансово доходен. Он находится на переднем крае нескольких отраслей и великих задач, поэтому лидеры различных направлений могут использовать свои позиции, чтобы стать первыми, кто разработает решения и экспортирует полученные технологии за рубеж или лицензирует их... На данный момент вопрос только в том, будете ли вы частью истории Вьетнама?” (с. 9) С крушением административных и политических барьеров во Вьетнам хлынули предприниматели со всего мира. Описание этого интернационального бизнес-котла, дополненное рассказами о личном взаимодействии автора с вьетнамскими и иностранными предпринимателями, весьма поучительно. Среди иностранцев есть даже представители нашего ближайшего зарубежья: например, Айгерим Жангозина, первая женщина из Казахстана, возглавившая технологическую компанию за рубежом (с. 52-53). На этом фоне присутствие во Вьетнаме российского среднего и малого бизнеса выглядит очень грустно, хотя взаимовыгодный потенциал огромен. Автор упоминает, например, в числе удачно воплощённых проектов “гиперлокализованный браузер CØc CØc с его 24 миллионами активных пользователей в месяц” (с. 25), но вообще не говорит о том, что вьетнамский поисковик CØc CØc Search был создан российским IT-специалистом Виктором Лавренко и его большой командой [Ведомости: 6.09.2018]. Есть уже и другие примеры попыток входа российских стартапов на вьетнамский рынок. Например, пришедший в 2015 г. во Вьетнам российский стартап 2can & ibox, занимающийся мобильным эквайрингом по банковским картам. Или SKYF - российский стартап, создавший первый в мире промышленный авиагрузовой дрон вертикального взлёта и посадки, заключивший в 2018 г. партнёрство с Международной транспортно-торговой компанией (ITC, Вьетнам) для использования аппаратов SKYF в логистических целях. Но всё это, конечно, совершенно не соответствует возможностям российского бизнеса, и книга “Startup Vietnam...” имеет все шансы стать действенным импульсом для инициативных россиян. “Если у вас есть идея или концепция, найдите способ превратить её в продукт или услугу и в конечном итоге в бизнес с помощью вьетнамских умельцев. Если вы являетесь экспертом в определённой вертикали и хотите помочь или стать частью следующей волны вьетнамских технологических предпринимателей, приезжайте во Вьетнам” (с. 240). У книги Эндрю Роуэна уже есть много заинтересованных и благодарных англоязычных читателей. Нет сомнения, что и в русскоязычном пространстве найдётся немало активных предпринимателей и инвесторов, для которых эта дельная, наполненная практичной информацией книга станет настоящей находкой.
×

Об авторах

И. Н Кибирёв

Общество российско-вьетнамской дружбы

Email: ikibirev@yahoo.com

Список литературы

  1. Ожидается, что средний класс Вьетнама удвоится к 2020 году. Портал Вьетнам сегодня, 27.10.2016. URL: https://asia-vietnam.ru/business-category/credniy-klass-naseleniya-vo-vietname-po-prog nozam-udvoitsya-k-2020-godu
  2. Инвесторы говорили: “Ребята, вы сумасшедшие - сжигаете миллион долларов в месяц без бизнес-плана” // Ведомости, 6.09.2018. URL: https://vc.ru/migrate/44908-investory-govorili-rebyata-vy-suma sshedshie-szhigaete-million-dollarov-v-mesyac-bez-biznes-plana

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кибирёв И.Н., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах