Vietnam and South China Sea: situation and trends


Cite item

Abstract

The paper focuses on three major issues: a) A number of practical measures by Vietnam in order to manage the tension in the South China Sea (SCS) situation; b) the real source of strength of Vietnam in the struggle to defend our borders in the SCS and c) the low-intensity conflict scenario in the SCS in the coming years and the responses of Vietnam. For Vietnam, the solution with the most potential and applicable to current situation in the SCS is to implement the triangle Russia-India-Vietnam in exploiting and maintaining the stability and security of the SCS, because of its natural advantages.

Full Text

В последние годы возрастающий интерес к вопросу безопасности в Южно-Китайском море сделал данный спор одной из проблем, имеющих региональный и в какой-то степени глобальный характер. Страны региона, а также многие другие страны мира, заинтересованные в данном вопросе, в том числе США, Индия, некоторые страны ЕС, Россия и другие, проявляли и проявляют особое внимание к данной проблеме. Вопрос безопасности, конфликта в Южно-Китайском море (далее - вопрос Южно-Китайского моря), обострившийся в последние годы, не может быть разрешен, если не будет совместных усилий со стороны международного сообщества, особенно со стороны всех заинтересованных стран. Фактическое изучение вопроса и старания каждого отдельного государства являются важным вкладом в координацию и эффективность практических усилий. Статья отражает четкую и последовательную позицию Вьетнама в вопросе разрешения спора в Южно-Китайском море. 1. Вьетнам и Южно-Китайское море в прошедшие годы Одной из главных задач в борьбе за защиту государственной безопасности и национального суверенитета, в том числе в борьбе за защиту суверенитета на вьетнамских островах в прошлые годы, - это поиск способов решения вопроса безопасности в Южно-Китай-ском море. В рамках этой задачи два первостепенных приоритета Вьетнама включают в себя: увеличение комплексных мер для защиты суверенитета на островах Южно-Китайского моря, и фактическая оценка мощи Вьетнама в этой борьбе. а) Усиление борьбы в защиту суверенитета В 2013 году безопасность в Южно-Китайском море оставалась актуальной и важной проблемой для Вьетнама. Основополагающие принципы, политика и фактические действия, нацеленные на усиление практического контроля за Южно-Китайским морем по принципу создания «морской сверхдержавы» - китайской реформаторской идеи, выдвинутой Си Цзиньпином в отношении этой мор- 140 Раздел I. Современный Вьетнам ской территории - продолжают создавать из Южно-Китайского моря одну из наиболее «горячих» зон в АТР и среди других морских территорий в целом. Такое отношение особенно опасно для соседних стран, имеющих морские границы с Китаем, как, например, Вьетнам, Филиппины и другие. В этой ситуации Вьетнам продолжает усиливать борьбу за защиту своего морского суверенитета. Особого внимания заслуживают следующие действия Вьетнама в этой борьбе: Реализация «Морского права», усиление правовой борьбы В 2012 году Вьетнам принял закон о «Морском праве». Этот первый вьетнамский морской закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Морское право Вьетнама - это важный законодательный документ, нацеленный на совершенствование правовой базы, касающийся морских и островных территорий Вьетнама. Впервые во Вьетнаме появился правовой документ, наиболее полно освещающий правовой статус морских и островных территорий, принадлежащих вьетнамскому суверенитету и вьетнамскому суверенному праву в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Это важная правовая база в деле управления, защиты и развития экономики моря и островов Вьетнама. В содержании Морского права Вьетнама пункты, определяющие статус вьетнамских морских территорий как принадлежащих вьетнамскому суверенитету, вьетнамскому суверенному праву и находящихся в государственной юрисдикции, отдельно подчеркивая и определяя суверенитет Вьетнама на таких островах, как Парасельские и Спратли, являются крайне важными во вьетнамском Морском законодательстве, вызывая большой интерес как внутри страны, так и за рубежом. Наряду с намерением урегулирования споров по морским и островным территориям мирными способами, Вьетнам направил важное послание всему мировому сообществу: «Вьетнам - это ответственный член международного сообщества, уважающий и соблюдающий международное законодательство, особенно международные договоры, в которых Вьетнам выступает в качестве одной из сторон, в том числе Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, и заинтересованный в борьбе за мир, стабильность и развитие региона и Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 141 мира». 1 Данное Морское право является одним из важнейших орудий по защите и сохранению суверенитета, прав и интересов Вьетнама в Южно-Китайском море. Помимо принятия и реализации Морского права, Вьетнам также принял и осуществляет ряд других постановлений, ориентированных на утверждение суверенитета в отношении Южно-Китайского моря. Большое значение имеет Постановление № 162/2013/ND-CP, принятое 12 ноября 2013 года, в котором говорится о наказании административных нарушений на морской и континентальной территории Вьетнама. Согласно постановлению, группы административных правонарушений, определенных в нем, включают: нарушение порядка на морских, островных и континентальных территориях СРВ, нарушение порядка мореходства вне портовых вод, нарушение порядка охраны окружающей среды. Рост оборонной мощи В 2013 и начале 2014 года силы Народного военно-морского флота Вьетнама значительно увеличились. 23 мая 2013 г. в г. Хайфоне военно-морским флотом Вьетнама была организована церемония обнародования постановления о создании Управления подводных сил при штабе ВМФ Вьетнама, направленного на помощь штабу и командованию флота в руководстве, управлении, организации обучения, поддержании боеготовности подводных сил ВМФ. Впервые у Народного военно-морского флота Вьетнама появились современные подводные лодки, в том числе 6 подлодок класса Кило проекта 636 - самые современные подложки в мире на настоящий момент, производимые в России. В целом Вьетнам не намерен применять военную силу, а будет действовать посредством переговоров и консультаций для поиска надлежащих способов решения вопроса борьбы за защиту национального суверенитета, в том числе что касается Южно-Китайского моря2. Помимо подводных лодок ВМФ Вьетнама также наращивает силы с помощью других видов военных кораблей. Так, 26 августа 2013 года в г. Хайфоне Главное управление оборонной промышленности передало морской погранслужбе 3 пограничных корабля под номерами CSB 8003, CSB 2015 и CSB 2016. Данное событие ознаме 142 Раздел I. Современный Вьетнам новало новый виток в развитии и постепенном обновлении вооружений пограничных сил Вьетнама, чтобы отвечать требованиям в соответствии с функциями руководства страной в охране порядка и сохранении безопасности на море3. ВМФ Вьетнама также укрепляет свою мощь посредством увеличения сил морской авиации. 954-й военно-морской авиаполк авиации войск противовоздушной обороны (ПВО) был передан в ведение ВМФ. Во Вьетнаме был создан 930-й вертолетный полк при 372-ой дивизии (ПВО)4. Военно-воздушные силы Вьетнама также получили 3 воєнно-транспортных самолета CASA-212-400 под номерами 8981, 8982 и 8983. Самолеты CASA-212 - это современные самолеты четвертого поколения, производимые компанией Airbus и способные вести военные действия в условиях, соответствующих вьетнамским5. Вьетнам также приобрел у Белоруссии 20 радиолокационных станций метрового диапазона «Восток-Э» для усиления эффективности защиты воздушных и морских границ. Кроме PJIC «Восток-Э», Вьетнам также владеет несколькими системами перехвата самолетов-невиди-мок и станциями радио-технической разведки «Кольчуга», производства Украины6. ВМФ Вьетнама также получил производимый канадской компанией «Викинг» гидросамолет DHC-6 под номером VNT-777 VIP в распоряжение сил авиации военно-морского флота7. Расширение пропагандистской деятельности по вопросу островов для улучшения понимания проблемы со стороны вьетнамских граждан. Основная деятельность в целях пропаганды включает: • издание литературы об островах Спратли (по образцу книги «Записки об островах Спратли») и фотоальбомов об островах Спратли и Парасельских островах, ориентированных на детский возраст, под названием «Колыбель нашей Родины»; • выставки, посвященные картографии, с нанесенными островами Спратли и Парасельскими островами на карты Вьетнама и без этих двух островов на картах КНР, из коллекций, собранных как внутри страны, так и за рубежом. Главной среди десятков выставок, организованных в разных городах и провинциях по всей стране, является «Экспозиция недавно обнаруженных Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 143 фактов, касающихся суверенитета Вьетнама на Парасельских островах» в музее Дананга, состоящая из 125 карт, 3 атласов, и 102 книг, изданных в странах Запада в XVIII - XIX вв. на английском, немецком, французском, испанском, итальянском и голландском языках (с переводом на вьетнамский), подтверждающих суверенитет Вьетнама на Парасельских островах и островах Спратли. На другой выставке в Музее вьетнамской армии были представлены 150 карт, в том числе 110 оригинальных и 40 переизданных, из них 80 карт были напечатаны на Западе с 1626 по 1980 гг., на которых указывалось, что крайней южной точкой территории Китая являлся остров Хайнань; 50 карт, изображающих Парасельские острова и острова Спратли, лежащие вдоль морской территории Вьетнама; 10 морских карт, изображающих Парасельские острова и острова Спратли, лежащие на морской территории Вьетнама; 10 общих карт Азии и Юго-Восточной Азии, изображающих Парасельские острова и острова Спратли, лежащие на морской территории Вьетнама; 3 атласа, изданные в 1908, 1919 и 1933 гг.8; • борьба с лжепропагандой, ведущейся в других странах. Во Вьетнаме были конфискованы и уничтожены около 500 блокнотов и календарей, изображающих карту Вьетнама без Парасельских островов и островов Спратли9; • организация митингов, демонстраций, проведение Недель моря и вьетнамских островов в целях улучшения понимания гражданами преимущества вьетнамских морских островов. Усиление внешнеполитической деятельности по вопросу Юж-но-Китайского моря Вьетнам принял участие в 23-й Конференции стран-членов Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) 1982 года. Вьетнамское морское право было официально представлено на этой конференции, которое полностью соответствует положениям, изложенным в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года10. В ходе официальных встреч на высшем уровне Вьетнама и ряда других стран - Королевства Таиланд, Индонезии, Республики Сингапур, Французской Республики - Вьетнам всегда выражал свою 144 Раздел I. Современный Вьетнам точку зрения по вопросу Южно-Китайского моря и получал одобрение и поддержку этих стран. Военный диалог - это важная составляющая любой внешнеполитической деятельности. В 2013 году Вьетнам провел военные переговоры с США, Канадой, Малайзией, Новой Зеландией, Брунеем, Индонезией, ВМФ Королевства Великобритании. Результатом этих переговоров стало то, что указанные страны ясно поняли позицию Вьетнама и выразили согласие быть рядом с Вьетнамом и оказывать ему поддержку в целях сохранения стабильности и мира и обеспечения морской безопасности в регионе. 2013 и 2014 г.г. явились трудным периодом для Вьетнама в борьбе за суверенитет в Южно-Китайском море. В долгосрочной перспективе Вьетнам надеется, что ему хватит внутренних сил для борьбы за защиту своего суверенитета на морских островах Южно-Китайского моря. б) Реальные силы Вьетнама в Южно-Китайском море Вьетнамская история уже не раз доказывала, что в моменты, когда страна оказывалась в опасности, сила сплоченности народа все-гдавокруг являлась важнейшим орудием для сохранения суверенитета Вьетнама. В настоящее время в споре Южно-Китайского моря Вьетнам находится именно в такой ситуации. Вьетнам будет действовать наиболее разумным способом, обращаясь ко всей государственной силе, в том числе к силе единства - говоря современным языком, силе консолидации Вьетнама - в решении вопроса Южно-Ки-тайского моря. Эта сила консолидации проявляется на трех уровнях. Консолидация вьетнамцев (внутри страны и за ее пределами) В настоящее время спор в Южно-Китайском море является связующим звеном, способствующим сплочению народа. Более, чем любой другой вопрос, активизация всех сфер на защиту суверенитета островов в Южно-Китайском море получала и получает солидарную поддержку и готовность к действию от всех вьетнамских патриотов, проживающих в стране и за ее пределами. Внутри страны любая направленность политики, связанная с проблемой Южно-Китайского моря, одобряется и исполняется на всех уровнях и в соответствующих областях. Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 145 В настоящее время во Вьетнаме работа по исследованию моря и морских островов распределена между 15 руководящими министерствами и отраслями, а именно: Министерство природных ресурсов и окружающей среды, Министерство науки и технологий, Министерство обороны, Министерство внутренних дел и др. Сейчас Департамент моря и морских островов (при Министерстве природных ресурсов и окружающей среды) является главным органом, реализующим «Генеральный проект основного контроля и управления природными ресурсами и экологией моря до 2010 года, на перспективу до 2020 года» (обычно носит название «Проект 47»), осуществляемый с 2006 года. Отдел общественных и естественных наук (при Министерстве природных ресурсов и окружающей среды) также является органом, руководящим исследовательской работой, в том числе программой «Наука о морских технологиях для всестороннего развития экономики и общества» (КС.09/06-10) - одной из ключевых государственных программ. С 2006 по 2010 гг. эта программа предоставила финансирование для 28 проектов, в том числе исследовательские программ в области права и суверенитета. Результаты, полученные программой за период 2006-2010 гг. относительно скромные: 201 научная статья, опубликованная в отечественных журналах, и 32 статьи в международных изданиях. Тем не менее это является одним из важных вкладов в борьбу за защиту морских островов Вьетнама. Как было сказано выше, во Вьетнаме существует множество направлений деятельности, охватывающих различные сферы, для решения проблемы Южно-Китайского моря. За рубежом вьетнамские диаспоры в разных странах - США, Англии, Франции, Канады, Австралии и др. - постоянно организуют различные патриотические мероприятия в поддержку миролюбивой политики в решении спора в Южно-Китайском море, основанной на принципах многополярности, неиспользования военной силы или угрозы ее применения, сопротивления провокационным или захватническим действиям со стороны других государств в отношении суверенитета морских островов, особенно что касается островов Спратли и Парасельских, принадлежащих Вьетнаму. 146 Раздел I. Современный Вьетнам Региональная консолидация В настоящий момент в Азиатско-Тихоокеанском регионе вопрос безопасности Южно-Китайского моря в Юго-Восточной Азии имеет тесную связь с Северо-Восточной Азией. Направления и способы решения спора в Южно-Китайском море были оглашены Вьетнамом на различных саммитах и региональных форумах, в частности: ASEAN+1 (страны Юго-Восточной Азии + Китай), ASEAN+3 (страны Юго-Восточной Азии + Китай, Япония, Республика Корея), EAS (Восточноазиатский саммит), ARF (Региональный форум АСЕАН), ADMM+ (Совещания министров обороны АСЕАН в формате + другие страны). Большинство из предложений Вьетнама нашло одобрение и поддержку со стороны других стран региона. Был такой период, когда иностранные силы успешно справились с расслоением стран АСЕАН по вопросу Южно-Китайского моря, примером чего стал 21-й саммит АСЕАН и 7-ой Восточноазиатский саммит, проведенные в Камбодже в 2012 году. Выступая в качестве страны-хозяйки саммитов, Камбоджа объявила о несогласии выносить на международный уровень спор об островных территориях в Южно-Китайском море, что противоречило ожиданиям других стран-членов АСЕАН. Уже в 2014 году лидер камбоджийской оппозиции Сам Рэнси сообщил, что Партия национального спасения Камбоджи и члены этой партии «полностью поддерживают КНР» в претензиях Пекина к Вьетнаму (в том числе в притязаниях Китая на Парасельские острова и острова Спратли, находящиеся под суверенитетом Вьетнама). Тем не менее позиция Вьетнама по вопросу Южно-Китайского моря, с которой солидарны остальные страны АСЕАН, недавно была понята ввиду ее справедливости и с радостью поддержана самими камбоджийцами, которых представлял премьер-министр Хун Сен. Во время визита во Вьетнам премьера Камбожди в 2013 году и визита премьера Вьетнама Нгуен Тан Зунга в Камбоджу в 2014 году, премьер Хун Сен полностью поддержал Вьетнам во всех вопросах, в том числе касающихся спора в Южно-Китайском море. Хун Сен сказал: «Вьетнам - это самый лучший и наиболее заслуживающий доверия друг камбоджийского народа как в прошлом, так в настоящем и будущем».11 Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 147 Недавно премьер-министр Хун Сен открыто обозначил позицию Камбоджи в поддержку Японии, Вьетнама и стран АСЕАН в территориальных спорах с Китаем, будь то Восточно-Китайское море или Южно-Китайское море12. Таким образом, позиция Вьетнама в решении проблемы Юж-но-Китайского моря многосторонним способом, прежде всего посредством соблюдения Декларации о правилах поведения сторон в ЮКМ (DOC), соблюдения международного права, в частности, Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, соотносится со взглядами и общими интересами стран-членов АСЕАН и к настоящему времени единодушно принято и поддержано ими. Международная консолидация В вопросе Южно-Китайского моря Вьетнам придерживается линии: Мир - Сотрудничество - Дружба - Совместное мировое развитие с целью получить поддержку со стороны миролюбивой общественности. Действительно Вьетнам получил и получает согласие и поддержку в вопросе решения проблемы безопасности, территориальных споров и конфликта в Южно-Китайском море от многих стран, в том числе великих держав: США, России, Индии, Японии... Солидарность и поддержка Вьетнаму выражается во многих различных направлениях в зависимости от позиции, взглядов и стратегии каждой из вышеперечисленных стран. Придерживаясь стратегии глобализации, США объявили о том, что они возвращаются в Азиатско-Тихоокеанский регион, в этой связи Америка мощно активизировала сотрудничество с Вьетнамом, в том числе и в области обороны. Наряду с США, Россия также придерживается стратегии возврата в Азию. Ранее Вьетнам поддерживал хорошие отношения с СССР, а теперь с Россией. В настоящее время Российская Федерация полностью поддерживает позицию Вьетнама в решении спора в Юж-но-Китайском море. Такая позиция наиболее четко была выражена на Международной научной конференции по проблемам Южно-Ки-тайского моря, организованной в Москве в 2013 году и на научной конференции «Парасельские острова 40 лет спустя: эскалация терри 148 Раздел I. Современный Вьетнам ториальных споров в Южно-Китайском море и геополитические последствия на региональном уровне», состоявшейся в Санкт-Петер-бурге в январе 2014 года. Другие факты поддержки Вьетнама со стороны России в вопросе Южно-Китайского моря - это: поставки военной техники, в том числе современных подводных лодок и надводных кораблей, а также участие передовых российских энергетических компаний в разработке новых нефтяных месторождений в Южно-Китайском море, невзирая на протесты со стороны третьей страны. Регулярные визиты высшего руководства обеих стран подтверждают политическую волю и важный уровень доверия в целях взаимной поддержки. Индия также является азиатской сверхдержавой, имеющей хорошие отношения с Вьетнамом. Эта страна всегда поддерживает позицию Вьетнама в вопросе Южно-Китайского моря. Так же как и российские, индийские энергетические компании совместно с Вьетнамом разрабатывают несколько нефтяных месторождений в Юж-но-Китайском море, невзирая на претензии третьей стороны. У Индии сложились хорошие отношения с Вьетнамом в сфере военного сотрудничества, помощи в подготовке военных для службы на подлодках класса Кило и др. Вьетнамско-японские отношения - одни из самых благоприятных в сравнении отношений Вьетнама с другими странами Азии. Проблемы с морскими островами Японии практически схожи с проблемами с островами Вьетнама. Обе страны сталкиваются с трудностями в связи с претензиями со стороны соседнего государства в споре вокруг осровов. Япония и Вьетнам сходятся в способах разрешения проблемы островов по принципу многостороннего механизма, на основе международного права, особенно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Австралийская общественность также полностью поддерживает позицию Вьетнама и стран-членов АСЕАН в решении спора в Южно-Китайском море без применения военной силы или угрозы ее применения. В современной сложной международной обстановке некоторые иностранные политические аналитики сравнивают положение Вьетнама в Южно-Китайском море с положением Украины в случае с Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 149 Крымом. Однако если более глубоко проанализировать данную ситуацию, то можно увидеть, что лишь внешняя сторона вопроса имеет некоторые схожие моменты в положении двух вышеперечисленных территорий. На самом деле, о чем и свидетельствуют уроки вьетнамской истории, Вьетнам четко понимает суть воссоединения. Придерживаясь независимых и самостоятельных взглядов, соблюдая принципы Мир - Дружба, Сотрудничество - Развитие, Вьетнам принципиально выбрал путь «неприсоединения». С одной стороны, Вьетнам сохраняет независимую, суверенную позицию, гибкую, но решительную во внешней политике в споре с Китаем по проблеме островов. С другой стороны, Вьетнам получает поддержку стран региона и великих внерегиональных держав, преследующих собственные интересы, однако Вьетнам не зависит от выдвигаемых ими требований, не преследует цель одержать победу, чтобы при этом попасть в долгосрочное рабство. Можно сказать, что основная реальная сила Вьетнама в решении трудного и сложного спора в Южно-Китайском море - это сила консолидации. Всем ясно, что если полагаться на военную, экономическую и другую мощь, то Вьетнам вряд ли сможет устоять перед натиском воинственно настроенных сил, значительно превосходящих по своей мощи Вьетнам. Для Вьетнама в современном вопросе Южно-Китайского моря фраза Президента Хо Ши Мина: «Сплочение, сплочение, великое сплочение - победа, победа, великая победа», и в наше время сохраняет свою актуальность. 2. Сценарии развития ситуации в Южно-Китайском море и действия Вьетнама в ближайшем будущем За последние годы в мире и во Вьетнаме многие исследователи выдвинули различные сценарии будущего развития Китая, ситуации безопасности, конфликта и спора в Южно-Китайском море, основанные на различных аргументах в зависимости от способа оценки и мнения автора13. 150 Раздел I. Современный Вьетнам Для того чтобы было понимание, чтобы были найдены способы предотвращения и управления конфликтом в Южно-Китайском море, участники конфликта должны представить себе сценарии развития событий, которые могут стать реальностью. Ниже предложены 3 сценария развития ситуации, связанной с безопасностью в Южно-Китайском море, которые составлены согласно личному пониманию автора данной статьи. Оптимистичный сценарий - мирное и безопасное Южно-Китайское море в региональном и мировом развитии Условия: а) упадок Китая (экономики, армии, общества и т. д.); б) укрепление великих держав; в) укрепление АСЕАН; г) принятие Кодекса о правилах поведения сторон в ЮКМ (СОС). После глубокого анализа вышеизложенных условий, мы можем представить себе сценарий политической безопасности Южно-Ки-тайского моря: согласно этому сценарию события в 2025-2030 гг. будут развиваться следующим образом: Китай из-за чрезмерной занятости решением внутренних проблем, к тому времени ставших уже весьма серьезными, не сможет вывести внутренние проблемы на внешний уровень, как сейчас они выносят противоречия и внутренние сложности наружу для решения проблем, главной из которых является Южно-Китайское море. Их суверенные требования о суверенитете над островами временно забыты. Они вынуждены следовать пунктам Кодекса о правилах поведения сторон в ЮКМ и положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Страны, имеющие свои интересы в Южно-Китайском море, в том числе внерегиональные, как, например, США, Россия, Индия, Япония, ЕС..., а также страны восточноазиатского сообщества, совместно развиваются в атмосфере мира, дружбы и торговой конкуренции на основе принципов ВТО. Станет ли реальным данный сценарий развития ситуации в Юж-но-Китайском море или нет, зависит от двух следующих вариантов развития событий. Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 151 Пессимистичный сценарий - война с участием нескольких стран Условия: а) Китай становится сверхдержавой (экономической, военной, социальной и т. д.); б) укрепление великих держав; в) укрепление АСЕАН; г) Кодекс о правилах поведения сторон в ЮКМ (СОС) не принят. Следуя ранее намеченному замыслу, в период 2030-2035 гг. Китай производит захват Южно-Китайского моря. После нескольких успешных попыток оклеветать Вьетнам и Филиппины Китай проводит масштабную военную операцию, захва-тыывая все острова и рифы в Южно-Китайском море, которые Китай считает своей суверенной территорией. Мобилизуя гигантские силы военно-морского флота - число авианосцев, военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов сильно превысит совокупный объем вооружений других стран-участниц конфликта в Южно-Китай-ском море, - Китай будет использовать управляемые ракеты дальнего действия, поражая все цели, которые необходимо уничтожить. Несмотря на то, что другие страны, участвующие в конфликте, будут готовы к нападению со стороны Китая, тем не менее, нападение застанет их врасплох и на начальном этапе они будут нести потери. Морская пехота Китая позволит оккупировать острова и рифы Южно-Китайского моря. В войне в Южно-Китайском море примет участие несколько стран, и она закончится только тогда, когда Китай решит прекратить здесь боевые действия. Этот сценарий является категорически нежелательным для Юж-но-Китайского моря. Шансы, что данный сценарий станет реальным, очень невелики, так как отсутствуют базовые условия. По мнению академика M.Л. Титаренко, возможность реализации сценария неожиданного укрепления Китая в среднесрочной перспективе крайне мала14. Однако нельзя полностью исключать такую возможность. Сценарий «конфликта в малых масштабах» Условия: а) постепенное, стабильное и нарастающее развитие Китая (в сфере экономики, обороны, общества и др.); 152 Раздел I. Современный Вьетнам б) укрепление великих держав; в) укрепление АСЕАН; г) принятие Кодекса о правилах поведения сторон в ЮКМ (СОС); д) в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года внесены изменения, которые выгодны также и для морских сверхдержав. Следует рассмотреть каждое из условий в отдельности: а) постепенное, стабильное и нарастающее развитие Китая (в сфере экономики, обороны, общества и др.). В этом мы согласны с прогнозом академика M.Л. Титаренко: «Наиболее вероятный сценарий развития событий, удовлетворяющий интересам соседних стран, в том числе России и Вьетнама, - это постепенное, стабильное и нарастающее развитие китайской экономики при одновременном сохранении современных направлений базовой консолидации во внутреннем развитии страны, преимущество манеры развития хотя и не очень быстрой, зато более равномерной и гармоничной, более социально направленной»15. Такой сценарий развития ситуации оценивается как наиболее вероятный, соответствующий стремлениям самого китайского народа и большинства вышеназванных государств мира, в том числе США, России, Индии и Вьетнама; б) Укрепление великих держав. Вышеуказанная тенденция развития Китая является также общей тенденцией для других стран мира, включая США, Россию, Индию, Японию и др. К 2020 году США разместят 60 % своих воен-но-морских сил в Тихом океане.16 Россия, Индия также будут увеличивать свое военно-морское присутствие в этом регионе17; в) укрепление АСЕАН Страны-члены АСЕАН успешно разиваются в направлении создания сообщества стран АСЕАН. Некоторые менее развитые страны догоняют более развитые, и все вместе активно развиваются дальше; г) принят Кодекс о правилах поведения сторон в ЮКМ (СОС) Проект Кодекса о правилах поведения сторон в ЮКМ, принятый странами АСЕАН 24 мая 2012 года в Пномпене (Камбоджа)18, в последующем будет подписан Китаем и станет стандартом морской политики, соблюдаемой каждой из стран; Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 153 д) конвенция ООН по морскому праву 1982 года существует уже более 30 лет. В настоящее время бытует мнение, что в новых международных условиях и ситуации в мире некоторые пункты этой Конвенции необходимо изменить и дополнить. При внесении правок морские сверхдержавы, такие как США и Китай, постараются внести пункты, выгодные для морских сверхдержав. В данных условиях ситуация безопасности Южно-Китайского моря будет развиваться по следующему сценарию. Китай продолжает применять традиционные и нетрадиционные меры по обеспечению безопасности в Южно-Китайском море. Традиционная безопасность - это использование способов, имеющих военный характер, для сохранения суверенитета отдельной страны. Согласно «Китайской мечте», провозглашенной Си Цзиньпином, в которую входит становление Китая как сильной морской сверхдержавы, в ближайшие годы Китай значительно увеличит военно-морские силы в целом и военно-морские единицы в районе Южно-Китайского моря в частности, что считается этой страной одним из самых главных орудий обеспечения победы и для защиты собственного суверенитета в случае перерастания конфликта в современную войну. Странам Азии и всего мира необходимо осознать, что происходит появление воинственно настроенной китайской морской сверхдержавы. Нетрадиционные способы обеспечения Китаем морской безопасности в Южно-Китайском море Китай проявляет активность в постепенном урегулировании совместно с АСЕАН проблемы Южно-Китайского моря - исторического и современного региона, который не раз вызывал и вызывает споры между этими двумя партнерами. Это положительное направление, открывающее перспективу разрешения спора в Южно-Ки-тайском море между Китаем и АСЕАН. Однако не все страны АСЕАН, причастные к спору в Южно-Китайском море, разделяют вышеизложенную позицию Китая, Филиппин и Вьетнама. Существуют определенные опасения относительно намерений Китая в вопросе Южно-Китайского моря. Они исходят из того, что Китай в начале XXI века стал морской сверхдержавой. Китай осуществляет 154 Раздел I. Современный Вьетнам расширение «Южноазиатского коридора» на суше и следует «Стратегии двух морей» в Южно-Китайском море. КНР является страной, конфликтующей в морском пространстве повсюду. Помимо вышеперечисленных конкретных действий, Китай также ссылается на аргументы, которые не могут быть приняты. Там считают, что когда они захватывают острова, являющиеся предметом спора в Южно-Китайском море, и более того, острова Сенкаку, то они «возвращают» их под свой суверенитет, а не, как утверждают другие страны, «завоевывают». Такая игра слов уже не раз становилась опасной ловушкой в предыдущих международных спорах, в которую попадали некоторые страны, в том числе в регионе Юго-Вос-точной Азии. Действия военного характера со стороны Китая в Южно-Китай-ском море по отношению к странам Юго-Восточной Азии, особенно к Вьетнаму и Филиппинам, в первые годы второго десятилетия XXI века, показывают, что Китай создает сценарий «завоевания Юж-но-Китайского моря». Китай продолжает осуществлять твердую политику в отношении других стран, проявляющуюся на всех международных форумах; в каждом разъяснении Пекином своей позиции ощущается неясность политической линии, что создает разного рода догадки со стороны других государств. Китай может найти способ обуздать соседние страны посредством квинтэссенции сотрудничества и принуждения. Политика Китая - это способность предугадывать заранее результат и строгая последовательность, совокупность миротворческих идей и расширения влияния; некоторые страны Юго-Восточной Азии подшучивают над политикой Китая, называя ее «рот говорит, руки делают». Китай выступает категорически против вынесения спора в Южно-Китайском море на международную арену для многосторонних переговоров. С помощью двустороннего способа решения проблемы Китай может разделять и властвовать, в то время как многосторонние механизмы решения вопроса поставят Китай в более слабое положение. Конечной целью Китая, когда он окрепнет, будет применение военных мер для завоевания Южно-Китайского моря с помощью маломасштабных конфликтов. Сценарий захвата Южно-Ки Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 155 тайского моря будет реализован примерно через 20 лет. Китай использовал и будет использовать единую формулу для удовлетворения своих притязаний: 1) вооруженные нападения в ограниченных масштабах; 2) в одностороннем порядке осуществлять разведку и разработку природных ресурсов на спорных территориях; 3) угрожать военной силой простым гражданам или использовать экономические рычаги давления на международные нефтегазовые корпорации с целью предостеречь соперников от разработки природных ресурсов на оспариваемой территории; 4) разделить страны региона посредством экономики и дипломатии; 5) пропагандировать свой суверенитет и твердую позицию в отношении вопроса Южно-Ки-тайского моря на мировой арене для запугивания других стран. Данная китайская формула нацелена на фактическом установление китайского суверенитета в Южно-Китайском море (de facto), несмотря на невозможность доказать это с юридической точки зрения (de jure)19. Страны, имеющие отношение к Южно-Китайскому морю Страны АСЕАН, особенно Вьетнам и Филиппины, должны дополнительно закупать вооружения для возможной обороны. В то же время им также следует активно проводить внешнюю политику, обязав соперника соблюдать пункты Декларации о правилах поведения сторон в ЮКМ (DOC), а особенно Кодекса о правилах поведения сторон в ЮКМ (СОС) после того, как он будет принят. Некоторые внерегиональные страны, такие, как США, Россия, Индия, Австралия... более активны в отношениях со странами АСЕАН, они предпринимают конкретные действия, «препятствуя» Китаю совершать поступки «сверх дозволенного» в Южно-Китайском море. Странам необходим новый принцип поведения в Южно-Китай-ском море, включающий: а) участие всех стран на основе многостороннего принципа; б) установление принципов территориальных споров и правил судоходства; в) решение конфликтов мирными способами; г) обязательный юридический принцип первостепенной важности во благо каждой из стран20. Это сценарий, имеющий большие шансы стать реальным. Актуальность данного сценария заключается в том, что: а) он являет 156 Раздел I. Современный Вьетнам ся актуальным на сегодняшний день в вопросе Южно-Китайского моря в отношениях между Китаем и всеми другими странами мира; б) он будет существовать до тех пор, пока внутренние и внешние условия в Китае не создадут подходящую возможность, как в прогнозах двух первых сценариев, которые мы привели выше, для того чтобы один из этих двух сценариев мог реализоваться; в) этот сценарий будет продолжаться до тех пор, пока Китай не реализует свои намерения, как в сценарии «конфликта в ограниченных масштабах». По вышеперечисленным причинам, на наш взгляд, все мнения и обсуждения способов решения спора в Южно-Китайском море в отношении всего региона в целом и для каждой страны, особенно для Вьетнама, следует строить исходя из этого сценария. Существует множество предложений ученых, в том числе и российских21, направленных на помощь Вьетнаму в поиске способов решения конфликта и спора в Южно-Китайском море. В дополнение к уже изложенным предложениям, хотим предложить в данной статье еще один способ решения проблемы, который пока не упоминался ни в одном другом источнике. Прежде всего, Вьетнам изучит предложения по способам решения спора в Южно-Китайском море, развивающегося в будущем по сценарию «конфликта в ограниченных масштабах», сделанные отечественными и зарубежными министерствами, политиками, специалистами, учеными, в том числе российскими политиками и учеными22. Что касается принципов, то Вьетнам всегда преследует принцип вынесения вопроса Южно-Китайского моря на многостороннее и международное обсуждение, принцип соблюдения международного права, соблюдения Декларации о правилах поведения сторон в ЮКМ (DOC), создания и соблюдения Кодекса о правилах поведения сторон в ЮКМ (СОС). Что касается конкретных методов, то в данной статье мы хотим предложить другой реальный способ решения проблемы безопасности в Южно-Китайском море для Вьетнама, имеющий отношение и к России, и к Вьетнаму. Это разработка, создание и реализация треугольника Россия-Индия-Вьетнам. Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 157 Все мы знаем, что у России и Индии есть свой практический интерес в Южно-Китайском море, который признают обе эти страны. В прошлом и на современном этапе двусторонние российско-вьет-намские и индийско-вьетнамские отношения всегда были хорошими, почти не имели трудностей и ограничений. Российско-индий-ские отношения также развиватся превосходно. Энергетическое и военное сотрудничество между Россией - Индией - Вьетнамом в последние годы мощно развивается и приносит положительные результаты. В будущем у этих отношений есть основа для дальнейшего, еще более позитивного развития. Прежде всего, все три страны официально заявляют и применяют на практике дипломатическую и мирную внешнюю политику. В прошлом, как и сегодня, между странами не существовало исторических проблем. В отношениях между тремя странами абсолютно не существует корысти или влияния на какую-либо третью страну, особенно на страны региона Юго-Восточной Азии. О бескорыстных отношениях говорил Президент России В.В. Путин: «Тем не менее, существуют моменты, которые никогда не изменятся - это взаимоуважительные отношения, традиционное доверие и взаимоподдержка, способность принимать бескорыстную помощь партнера, который никогда не предаст»23. По сравнению с другими «треугольниками» в этом регионе, к которым обращаются некоторые научные источники, как, например, Россия - Китай - Индия, Япония - Республика Корея - Китай, и другие.., - возможность реализации и практической эффективности треугольника Россия - Индия - Вьетнам, на наш взгляд, наиболее перспективна. Если это произойдет, то Вьетнам получит лучшую поддержку в решении проблемы Южно-Китайского моря. Заключение В настоящее время решение вопроса в Южно-Китайском море для Вьетнама является первостепенной, актуальной и очень трудной задачей. В 2013 и 2014 гг. продолжался период противостояния Вьетнама внешнему давлению в вопросе суверенитет на островах Южно-Китайского моря. 158 Раздел I. Современный Вьетнам Вьетнам применял и применяет универсальные меры, прежде всего направленные на решение современных трудностей. Однако это лишь временные меры. В среднесрочном и долгосрочном плане наиболее реальный сценарий развития проблемы безопасности в Южно-Китайском море - это сценарий «конфликта в ограниченных масштабах». Претендуя на господство в Южно-Китайском море, северный сосед Вьетнама развернет малые конфликты, чтобы захватить морские и островные территории, находящиеся под суверенитетом Вьетнама в Южно-Ки-тайском море. В такой ситуации для решения проблемы Южно-Китайского моря Вьетнаму следует выработать долгосрочную стратегию и универсальную методику. Создание и правильная реализация треугольника Россия - Индия - Вьетнам станет ресурсом, добавляющим силы к вышеперечисленным общим мерам. На самом деле, у Вьетнама достаточно внутренних сил для борьбы за защиту национального суверенитета на суше, так же как и суверенитета на островах Южно-Китайского моря. Эта сила состоит в сплочённости, внутригосударственной и международной консолидации народа, обладающего традиционным единством, подтверждённым историей сопротивления внешним захватчикам на протяжении многих веков. Когда весь народ, в венах которого течет кровь дракона, объединяется и получает бескорыстную поддержку патриотов вне страны, то ни один враг не в силах покорить вьетнамцев.
×

About the authors

Minh Cao Do

Institute of Chinese studies

Email: cao_dominh@yahoo.com
PhD (Hist.)

References

  1. Постановление Национального собрания от 23.06.1994 о ратификации Конвенции ООН по морскому праву 1982
  2. URL: http://vietnamnet.vn/vn/cliinh-tri/128768/viet-nam-mua-6-tau-ngam.html
  3. URL: http://www.vietnamplus.vn/Home/Trang-bi-ba-tau-tuan-tra-hien-dai-cho-canh-sat-bien/20138/213059.vnplus
  4. URL: http://www.qdnd.vn/qdndsite/vi-vn/61/43/4/39/39/250241/Default.aspx
  5. URL: http://www.qdnd.vn/qdndsite/vi-vn/61/43/4/37/37/252348/Default.aspx
  6. URL: http://dantri.com.vn/the-gioi/bao-trang-quoc-viet-nam-sam-them-20-mat-than-canh-bien-dong-755865.htm
  7. URL: http://www.thanhniennews.com/index/pages/20131030-vietnam-navy-receives-first-twin-otter-from-canada.aspx
  8. URL: http://vtc.vn/311-394302/quoc-te/trien-lam-hang-tram-tu-lieu-quy-ve-hoang-sa-traong-sa.htm
  9. URL: http://www.baomoi.com/Huy-lich-in-ban-do-Viet-Nam-khong-co-Hoang-Sa-Traong-Sa/122/10487824.epi
  10. URL: http://www.vietnamplus.vn/Home/Viet-Nam-keu-goi-duy-tri-hoa-bmh-hop-tac-o-Bien-Dong/20136/201819.vnplus
  11. URL: http://www.baomoi.com/Tai-sao-Hun-Sen-tham-Viet-Nam-dau-tien-ma-khong-phai-Trung Quoc/122/12785402.epi
  12. URL: http://m.baodatviet.vn/the-gioi/quan-he-quoc-te/campuchia-lo-so-chinh-sach-nuoc-doi-cua-trang-quoc-3000757/
  13. Титаренко M.Л. Китай в начале XXI века. Указ. соч. с. 494
  14. URL: http://www.baomoi.com/Lau-Nam-Goc-se-dua-60-ham-doi-hai-quan-toi-Thai-Binh-Duong/119/8598398.epi
  15. URL: http://www.baomoi.com/Home/TheGioi/phunutoday.vn/Hai-quan-Nga-tang-cuong-xuat-hien-tai-bien-Dong/8605798.epi
  16. Индия перемещает свои суда в Южно-Китайское море. http://vn.news.yahoo.com/%E1%BA%A5n-%C4%91%E1%BB%99-%C4%91i%El%BB%81u-t%C3 %A0u-chi%El%BA%BFn-t%El%BB%9Bi-bi%Е1%в B%83n-%C4%91%C3%B4ng-190552307.html
  17. URL: http://www.cand.com.vn/vi-VN/quocte/2012/5/172809.cand
  18. URL: http://vongal.wordpress.com/tag/chia-doi-thai-binh-d%C6%B0%C6%Alng/
  19. URL: http://vntime.vn/QuocTe-QuanSu/KhiTai-QuanSu/2012/5/23/The-va-luc-01412361.html
  20. URL: http://vietnamnet.vn/vn/chinh-tri/148737/tt-putin--quan-he-nga---viet-vo-tu--khong-vu-loi.html

Copyright (c) 2015 Do M.C.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies