Вьетнам и Южно-Китайское море: обстановка и тенденции
- Авторы: До М.К.1
-
Учреждения:
- Институт изучения Китая Академии общественных наук СРВ
- Выпуск: Том 1, № 5 (2015)
- Страницы: 138-160
- Раздел: Статьи
- URL: https://vietnamjournal.ru/2618-9453/article/view/84349
- ID: 84349
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Данная статья посвящена трем основным моментам: а) ряду практических мер со стороны Вьетнама во избежание нарастания напряженности в Южно-Китайском море (ЮКМ); б) реальным возможностям Вьетнама по защите собственного национального суверенитета в ЮКМ; в) трем наиболее вероятным сценариям состояния безопасности в ЮКМ в ближайшие годы и реакции со стороны Вьетнама. Для Вьетнама потенциальный и реальный способ решения при наиболее возможном сценарии развития ситуации в Южно-Китайском море - это сохранение и обеспечение здесь стабильности и безопасности с помощью его естественных преимуществ.
Ключевые слова
Полный текст
В последние годы возрастающий интерес к вопросу безопасности в Южно-Китайском море сделал данный спор одной из проблем, имеющих региональный и в какой-то степени глобальный характер. Страны региона, а также многие другие страны мира, заинтересованные в данном вопросе, в том числе США, Индия, некоторые страны ЕС, Россия и другие, проявляли и проявляют особое внимание к данной проблеме. Вопрос безопасности, конфликта в Южно-Китайском море (далее - вопрос Южно-Китайского моря), обострившийся в последние годы, не может быть разрешен, если не будет совместных усилий со стороны международного сообщества, особенно со стороны всех заинтересованных стран. Фактическое изучение вопроса и старания каждого отдельного государства являются важным вкладом в координацию и эффективность практических усилий. Статья отражает четкую и последовательную позицию Вьетнама в вопросе разрешения спора в Южно-Китайском море. 1. Вьетнам и Южно-Китайское море в прошедшие годы Одной из главных задач в борьбе за защиту государственной безопасности и национального суверенитета, в том числе в борьбе за защиту суверенитета на вьетнамских островах в прошлые годы, - это поиск способов решения вопроса безопасности в Южно-Китай-ском море. В рамках этой задачи два первостепенных приоритета Вьетнама включают в себя: увеличение комплексных мер для защиты суверенитета на островах Южно-Китайского моря, и фактическая оценка мощи Вьетнама в этой борьбе. а) Усиление борьбы в защиту суверенитета В 2013 году безопасность в Южно-Китайском море оставалась актуальной и важной проблемой для Вьетнама. Основополагающие принципы, политика и фактические действия, нацеленные на усиление практического контроля за Южно-Китайским морем по принципу создания «морской сверхдержавы» - китайской реформаторской идеи, выдвинутой Си Цзиньпином в отношении этой мор- 140 Раздел I. Современный Вьетнам ской территории - продолжают создавать из Южно-Китайского моря одну из наиболее «горячих» зон в АТР и среди других морских территорий в целом. Такое отношение особенно опасно для соседних стран, имеющих морские границы с Китаем, как, например, Вьетнам, Филиппины и другие. В этой ситуации Вьетнам продолжает усиливать борьбу за защиту своего морского суверенитета. Особого внимания заслуживают следующие действия Вьетнама в этой борьбе: Реализация «Морского права», усиление правовой борьбы В 2012 году Вьетнам принял закон о «Морском праве». Этот первый вьетнамский морской закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Морское право Вьетнама - это важный законодательный документ, нацеленный на совершенствование правовой базы, касающийся морских и островных территорий Вьетнама. Впервые во Вьетнаме появился правовой документ, наиболее полно освещающий правовой статус морских и островных территорий, принадлежащих вьетнамскому суверенитету и вьетнамскому суверенному праву в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Это важная правовая база в деле управления, защиты и развития экономики моря и островов Вьетнама. В содержании Морского права Вьетнама пункты, определяющие статус вьетнамских морских территорий как принадлежащих вьетнамскому суверенитету, вьетнамскому суверенному праву и находящихся в государственной юрисдикции, отдельно подчеркивая и определяя суверенитет Вьетнама на таких островах, как Парасельские и Спратли, являются крайне важными во вьетнамском Морском законодательстве, вызывая большой интерес как внутри страны, так и за рубежом. Наряду с намерением урегулирования споров по морским и островным территориям мирными способами, Вьетнам направил важное послание всему мировому сообществу: «Вьетнам - это ответственный член международного сообщества, уважающий и соблюдающий международное законодательство, особенно международные договоры, в которых Вьетнам выступает в качестве одной из сторон, в том числе Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, и заинтересованный в борьбе за мир, стабильность и развитие региона и Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 141 мира». 1 Данное Морское право является одним из важнейших орудий по защите и сохранению суверенитета, прав и интересов Вьетнама в Южно-Китайском море. Помимо принятия и реализации Морского права, Вьетнам также принял и осуществляет ряд других постановлений, ориентированных на утверждение суверенитета в отношении Южно-Китайского моря. Большое значение имеет Постановление № 162/2013/ND-CP, принятое 12 ноября 2013 года, в котором говорится о наказании административных нарушений на морской и континентальной территории Вьетнама. Согласно постановлению, группы административных правонарушений, определенных в нем, включают: нарушение порядка на морских, островных и континентальных территориях СРВ, нарушение порядка мореходства вне портовых вод, нарушение порядка охраны окружающей среды. Рост оборонной мощи В 2013 и начале 2014 года силы Народного военно-морского флота Вьетнама значительно увеличились. 23 мая 2013 г. в г. Хайфоне военно-морским флотом Вьетнама была организована церемония обнародования постановления о создании Управления подводных сил при штабе ВМФ Вьетнама, направленного на помощь штабу и командованию флота в руководстве, управлении, организации обучения, поддержании боеготовности подводных сил ВМФ. Впервые у Народного военно-морского флота Вьетнама появились современные подводные лодки, в том числе 6 подлодок класса Кило проекта 636 - самые современные подложки в мире на настоящий момент, производимые в России. В целом Вьетнам не намерен применять военную силу, а будет действовать посредством переговоров и консультаций для поиска надлежащих способов решения вопроса борьбы за защиту национального суверенитета, в том числе что касается Южно-Китайского моря2. Помимо подводных лодок ВМФ Вьетнама также наращивает силы с помощью других видов военных кораблей. Так, 26 августа 2013 года в г. Хайфоне Главное управление оборонной промышленности передало морской погранслужбе 3 пограничных корабля под номерами CSB 8003, CSB 2015 и CSB 2016. Данное событие ознаме 142 Раздел I. Современный Вьетнам новало новый виток в развитии и постепенном обновлении вооружений пограничных сил Вьетнама, чтобы отвечать требованиям в соответствии с функциями руководства страной в охране порядка и сохранении безопасности на море3. ВМФ Вьетнама также укрепляет свою мощь посредством увеличения сил морской авиации. 954-й военно-морской авиаполк авиации войск противовоздушной обороны (ПВО) был передан в ведение ВМФ. Во Вьетнаме был создан 930-й вертолетный полк при 372-ой дивизии (ПВО)4. Военно-воздушные силы Вьетнама также получили 3 воєнно-транспортных самолета CASA-212-400 под номерами 8981, 8982 и 8983. Самолеты CASA-212 - это современные самолеты четвертого поколения, производимые компанией Airbus и способные вести военные действия в условиях, соответствующих вьетнамским5. Вьетнам также приобрел у Белоруссии 20 радиолокационных станций метрового диапазона «Восток-Э» для усиления эффективности защиты воздушных и морских границ. Кроме PJIC «Восток-Э», Вьетнам также владеет несколькими системами перехвата самолетов-невиди-мок и станциями радио-технической разведки «Кольчуга», производства Украины6. ВМФ Вьетнама также получил производимый канадской компанией «Викинг» гидросамолет DHC-6 под номером VNT-777 VIP в распоряжение сил авиации военно-морского флота7. Расширение пропагандистской деятельности по вопросу островов для улучшения понимания проблемы со стороны вьетнамских граждан. Основная деятельность в целях пропаганды включает: • издание литературы об островах Спратли (по образцу книги «Записки об островах Спратли») и фотоальбомов об островах Спратли и Парасельских островах, ориентированных на детский возраст, под названием «Колыбель нашей Родины»; • выставки, посвященные картографии, с нанесенными островами Спратли и Парасельскими островами на карты Вьетнама и без этих двух островов на картах КНР, из коллекций, собранных как внутри страны, так и за рубежом. Главной среди десятков выставок, организованных в разных городах и провинциях по всей стране, является «Экспозиция недавно обнаруженных Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 143 фактов, касающихся суверенитета Вьетнама на Парасельских островах» в музее Дананга, состоящая из 125 карт, 3 атласов, и 102 книг, изданных в странах Запада в XVIII - XIX вв. на английском, немецком, французском, испанском, итальянском и голландском языках (с переводом на вьетнамский), подтверждающих суверенитет Вьетнама на Парасельских островах и островах Спратли. На другой выставке в Музее вьетнамской армии были представлены 150 карт, в том числе 110 оригинальных и 40 переизданных, из них 80 карт были напечатаны на Западе с 1626 по 1980 гг., на которых указывалось, что крайней южной точкой территории Китая являлся остров Хайнань; 50 карт, изображающих Парасельские острова и острова Спратли, лежащие вдоль морской территории Вьетнама; 10 морских карт, изображающих Парасельские острова и острова Спратли, лежащие на морской территории Вьетнама; 10 общих карт Азии и Юго-Восточной Азии, изображающих Парасельские острова и острова Спратли, лежащие на морской территории Вьетнама; 3 атласа, изданные в 1908, 1919 и 1933 гг.8; • борьба с лжепропагандой, ведущейся в других странах. Во Вьетнаме были конфискованы и уничтожены около 500 блокнотов и календарей, изображающих карту Вьетнама без Парасельских островов и островов Спратли9; • организация митингов, демонстраций, проведение Недель моря и вьетнамских островов в целях улучшения понимания гражданами преимущества вьетнамских морских островов. Усиление внешнеполитической деятельности по вопросу Юж-но-Китайского моря Вьетнам принял участие в 23-й Конференции стран-членов Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) 1982 года. Вьетнамское морское право было официально представлено на этой конференции, которое полностью соответствует положениям, изложенным в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года10. В ходе официальных встреч на высшем уровне Вьетнама и ряда других стран - Королевства Таиланд, Индонезии, Республики Сингапур, Французской Республики - Вьетнам всегда выражал свою 144 Раздел I. Современный Вьетнам точку зрения по вопросу Южно-Китайского моря и получал одобрение и поддержку этих стран. Военный диалог - это важная составляющая любой внешнеполитической деятельности. В 2013 году Вьетнам провел военные переговоры с США, Канадой, Малайзией, Новой Зеландией, Брунеем, Индонезией, ВМФ Королевства Великобритании. Результатом этих переговоров стало то, что указанные страны ясно поняли позицию Вьетнама и выразили согласие быть рядом с Вьетнамом и оказывать ему поддержку в целях сохранения стабильности и мира и обеспечения морской безопасности в регионе. 2013 и 2014 г.г. явились трудным периодом для Вьетнама в борьбе за суверенитет в Южно-Китайском море. В долгосрочной перспективе Вьетнам надеется, что ему хватит внутренних сил для борьбы за защиту своего суверенитета на морских островах Южно-Китайского моря. б) Реальные силы Вьетнама в Южно-Китайском море Вьетнамская история уже не раз доказывала, что в моменты, когда страна оказывалась в опасности, сила сплоченности народа все-гдавокруг являлась важнейшим орудием для сохранения суверенитета Вьетнама. В настоящее время в споре Южно-Китайского моря Вьетнам находится именно в такой ситуации. Вьетнам будет действовать наиболее разумным способом, обращаясь ко всей государственной силе, в том числе к силе единства - говоря современным языком, силе консолидации Вьетнама - в решении вопроса Южно-Ки-тайского моря. Эта сила консолидации проявляется на трех уровнях. Консолидация вьетнамцев (внутри страны и за ее пределами) В настоящее время спор в Южно-Китайском море является связующим звеном, способствующим сплочению народа. Более, чем любой другой вопрос, активизация всех сфер на защиту суверенитета островов в Южно-Китайском море получала и получает солидарную поддержку и готовность к действию от всех вьетнамских патриотов, проживающих в стране и за ее пределами. Внутри страны любая направленность политики, связанная с проблемой Южно-Китайского моря, одобряется и исполняется на всех уровнях и в соответствующих областях. Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 145 В настоящее время во Вьетнаме работа по исследованию моря и морских островов распределена между 15 руководящими министерствами и отраслями, а именно: Министерство природных ресурсов и окружающей среды, Министерство науки и технологий, Министерство обороны, Министерство внутренних дел и др. Сейчас Департамент моря и морских островов (при Министерстве природных ресурсов и окружающей среды) является главным органом, реализующим «Генеральный проект основного контроля и управления природными ресурсами и экологией моря до 2010 года, на перспективу до 2020 года» (обычно носит название «Проект 47»), осуществляемый с 2006 года. Отдел общественных и естественных наук (при Министерстве природных ресурсов и окружающей среды) также является органом, руководящим исследовательской работой, в том числе программой «Наука о морских технологиях для всестороннего развития экономики и общества» (КС.09/06-10) - одной из ключевых государственных программ. С 2006 по 2010 гг. эта программа предоставила финансирование для 28 проектов, в том числе исследовательские программ в области права и суверенитета. Результаты, полученные программой за период 2006-2010 гг. относительно скромные: 201 научная статья, опубликованная в отечественных журналах, и 32 статьи в международных изданиях. Тем не менее это является одним из важных вкладов в борьбу за защиту морских островов Вьетнама. Как было сказано выше, во Вьетнаме существует множество направлений деятельности, охватывающих различные сферы, для решения проблемы Южно-Китайского моря. За рубежом вьетнамские диаспоры в разных странах - США, Англии, Франции, Канады, Австралии и др. - постоянно организуют различные патриотические мероприятия в поддержку миролюбивой политики в решении спора в Южно-Китайском море, основанной на принципах многополярности, неиспользования военной силы или угрозы ее применения, сопротивления провокационным или захватническим действиям со стороны других государств в отношении суверенитета морских островов, особенно что касается островов Спратли и Парасельских, принадлежащих Вьетнаму. 146 Раздел I. Современный Вьетнам Региональная консолидация В настоящий момент в Азиатско-Тихоокеанском регионе вопрос безопасности Южно-Китайского моря в Юго-Восточной Азии имеет тесную связь с Северо-Восточной Азией. Направления и способы решения спора в Южно-Китайском море были оглашены Вьетнамом на различных саммитах и региональных форумах, в частности: ASEAN+1 (страны Юго-Восточной Азии + Китай), ASEAN+3 (страны Юго-Восточной Азии + Китай, Япония, Республика Корея), EAS (Восточноазиатский саммит), ARF (Региональный форум АСЕАН), ADMM+ (Совещания министров обороны АСЕАН в формате + другие страны). Большинство из предложений Вьетнама нашло одобрение и поддержку со стороны других стран региона. Был такой период, когда иностранные силы успешно справились с расслоением стран АСЕАН по вопросу Южно-Китайского моря, примером чего стал 21-й саммит АСЕАН и 7-ой Восточноазиатский саммит, проведенные в Камбодже в 2012 году. Выступая в качестве страны-хозяйки саммитов, Камбоджа объявила о несогласии выносить на международный уровень спор об островных территориях в Южно-Китайском море, что противоречило ожиданиям других стран-членов АСЕАН. Уже в 2014 году лидер камбоджийской оппозиции Сам Рэнси сообщил, что Партия национального спасения Камбоджи и члены этой партии «полностью поддерживают КНР» в претензиях Пекина к Вьетнаму (в том числе в притязаниях Китая на Парасельские острова и острова Спратли, находящиеся под суверенитетом Вьетнама). Тем не менее позиция Вьетнама по вопросу Южно-Китайского моря, с которой солидарны остальные страны АСЕАН, недавно была понята ввиду ее справедливости и с радостью поддержана самими камбоджийцами, которых представлял премьер-министр Хун Сен. Во время визита во Вьетнам премьера Камбожди в 2013 году и визита премьера Вьетнама Нгуен Тан Зунга в Камбоджу в 2014 году, премьер Хун Сен полностью поддержал Вьетнам во всех вопросах, в том числе касающихся спора в Южно-Китайском море. Хун Сен сказал: «Вьетнам - это самый лучший и наиболее заслуживающий доверия друг камбоджийского народа как в прошлом, так в настоящем и будущем».11 Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 147 Недавно премьер-министр Хун Сен открыто обозначил позицию Камбоджи в поддержку Японии, Вьетнама и стран АСЕАН в территориальных спорах с Китаем, будь то Восточно-Китайское море или Южно-Китайское море12. Таким образом, позиция Вьетнама в решении проблемы Юж-но-Китайского моря многосторонним способом, прежде всего посредством соблюдения Декларации о правилах поведения сторон в ЮКМ (DOC), соблюдения международного права, в частности, Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, соотносится со взглядами и общими интересами стран-членов АСЕАН и к настоящему времени единодушно принято и поддержано ими. Международная консолидация В вопросе Южно-Китайского моря Вьетнам придерживается линии: Мир - Сотрудничество - Дружба - Совместное мировое развитие с целью получить поддержку со стороны миролюбивой общественности. Действительно Вьетнам получил и получает согласие и поддержку в вопросе решения проблемы безопасности, территориальных споров и конфликта в Южно-Китайском море от многих стран, в том числе великих держав: США, России, Индии, Японии... Солидарность и поддержка Вьетнаму выражается во многих различных направлениях в зависимости от позиции, взглядов и стратегии каждой из вышеперечисленных стран. Придерживаясь стратегии глобализации, США объявили о том, что они возвращаются в Азиатско-Тихоокеанский регион, в этой связи Америка мощно активизировала сотрудничество с Вьетнамом, в том числе и в области обороны. Наряду с США, Россия также придерживается стратегии возврата в Азию. Ранее Вьетнам поддерживал хорошие отношения с СССР, а теперь с Россией. В настоящее время Российская Федерация полностью поддерживает позицию Вьетнама в решении спора в Юж-но-Китайском море. Такая позиция наиболее четко была выражена на Международной научной конференции по проблемам Южно-Ки-тайского моря, организованной в Москве в 2013 году и на научной конференции «Парасельские острова 40 лет спустя: эскалация терри 148 Раздел I. Современный Вьетнам ториальных споров в Южно-Китайском море и геополитические последствия на региональном уровне», состоявшейся в Санкт-Петер-бурге в январе 2014 года. Другие факты поддержки Вьетнама со стороны России в вопросе Южно-Китайского моря - это: поставки военной техники, в том числе современных подводных лодок и надводных кораблей, а также участие передовых российских энергетических компаний в разработке новых нефтяных месторождений в Южно-Китайском море, невзирая на протесты со стороны третьей страны. Регулярные визиты высшего руководства обеих стран подтверждают политическую волю и важный уровень доверия в целях взаимной поддержки. Индия также является азиатской сверхдержавой, имеющей хорошие отношения с Вьетнамом. Эта страна всегда поддерживает позицию Вьетнама в вопросе Южно-Китайского моря. Так же как и российские, индийские энергетические компании совместно с Вьетнамом разрабатывают несколько нефтяных месторождений в Юж-но-Китайском море, невзирая на претензии третьей стороны. У Индии сложились хорошие отношения с Вьетнамом в сфере военного сотрудничества, помощи в подготовке военных для службы на подлодках класса Кило и др. Вьетнамско-японские отношения - одни из самых благоприятных в сравнении отношений Вьетнама с другими странами Азии. Проблемы с морскими островами Японии практически схожи с проблемами с островами Вьетнама. Обе страны сталкиваются с трудностями в связи с претензиями со стороны соседнего государства в споре вокруг осровов. Япония и Вьетнам сходятся в способах разрешения проблемы островов по принципу многостороннего механизма, на основе международного права, особенно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Австралийская общественность также полностью поддерживает позицию Вьетнама и стран-членов АСЕАН в решении спора в Южно-Китайском море без применения военной силы или угрозы ее применения. В современной сложной международной обстановке некоторые иностранные политические аналитики сравнивают положение Вьетнама в Южно-Китайском море с положением Украины в случае с Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 149 Крымом. Однако если более глубоко проанализировать данную ситуацию, то можно увидеть, что лишь внешняя сторона вопроса имеет некоторые схожие моменты в положении двух вышеперечисленных территорий. На самом деле, о чем и свидетельствуют уроки вьетнамской истории, Вьетнам четко понимает суть воссоединения. Придерживаясь независимых и самостоятельных взглядов, соблюдая принципы Мир - Дружба, Сотрудничество - Развитие, Вьетнам принципиально выбрал путь «неприсоединения». С одной стороны, Вьетнам сохраняет независимую, суверенную позицию, гибкую, но решительную во внешней политике в споре с Китаем по проблеме островов. С другой стороны, Вьетнам получает поддержку стран региона и великих внерегиональных держав, преследующих собственные интересы, однако Вьетнам не зависит от выдвигаемых ими требований, не преследует цель одержать победу, чтобы при этом попасть в долгосрочное рабство. Можно сказать, что основная реальная сила Вьетнама в решении трудного и сложного спора в Южно-Китайском море - это сила консолидации. Всем ясно, что если полагаться на военную, экономическую и другую мощь, то Вьетнам вряд ли сможет устоять перед натиском воинственно настроенных сил, значительно превосходящих по своей мощи Вьетнам. Для Вьетнама в современном вопросе Южно-Китайского моря фраза Президента Хо Ши Мина: «Сплочение, сплочение, великое сплочение - победа, победа, великая победа», и в наше время сохраняет свою актуальность. 2. Сценарии развития ситуации в Южно-Китайском море и действия Вьетнама в ближайшем будущем За последние годы в мире и во Вьетнаме многие исследователи выдвинули различные сценарии будущего развития Китая, ситуации безопасности, конфликта и спора в Южно-Китайском море, основанные на различных аргументах в зависимости от способа оценки и мнения автора13. 150 Раздел I. Современный Вьетнам Для того чтобы было понимание, чтобы были найдены способы предотвращения и управления конфликтом в Южно-Китайском море, участники конфликта должны представить себе сценарии развития событий, которые могут стать реальностью. Ниже предложены 3 сценария развития ситуации, связанной с безопасностью в Южно-Китайском море, которые составлены согласно личному пониманию автора данной статьи. Оптимистичный сценарий - мирное и безопасное Южно-Китайское море в региональном и мировом развитии Условия: а) упадок Китая (экономики, армии, общества и т. д.); б) укрепление великих держав; в) укрепление АСЕАН; г) принятие Кодекса о правилах поведения сторон в ЮКМ (СОС). После глубокого анализа вышеизложенных условий, мы можем представить себе сценарий политической безопасности Южно-Ки-тайского моря: согласно этому сценарию события в 2025-2030 гг. будут развиваться следующим образом: Китай из-за чрезмерной занятости решением внутренних проблем, к тому времени ставших уже весьма серьезными, не сможет вывести внутренние проблемы на внешний уровень, как сейчас они выносят противоречия и внутренние сложности наружу для решения проблем, главной из которых является Южно-Китайское море. Их суверенные требования о суверенитете над островами временно забыты. Они вынуждены следовать пунктам Кодекса о правилах поведения сторон в ЮКМ и положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Страны, имеющие свои интересы в Южно-Китайском море, в том числе внерегиональные, как, например, США, Россия, Индия, Япония, ЕС..., а также страны восточноазиатского сообщества, совместно развиваются в атмосфере мира, дружбы и торговой конкуренции на основе принципов ВТО. Станет ли реальным данный сценарий развития ситуации в Юж-но-Китайском море или нет, зависит от двух следующих вариантов развития событий. Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 151 Пессимистичный сценарий - война с участием нескольких стран Условия: а) Китай становится сверхдержавой (экономической, военной, социальной и т. д.); б) укрепление великих держав; в) укрепление АСЕАН; г) Кодекс о правилах поведения сторон в ЮКМ (СОС) не принят. Следуя ранее намеченному замыслу, в период 2030-2035 гг. Китай производит захват Южно-Китайского моря. После нескольких успешных попыток оклеветать Вьетнам и Филиппины Китай проводит масштабную военную операцию, захва-тыывая все острова и рифы в Южно-Китайском море, которые Китай считает своей суверенной территорией. Мобилизуя гигантские силы военно-морского флота - число авианосцев, военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов сильно превысит совокупный объем вооружений других стран-участниц конфликта в Южно-Китай-ском море, - Китай будет использовать управляемые ракеты дальнего действия, поражая все цели, которые необходимо уничтожить. Несмотря на то, что другие страны, участвующие в конфликте, будут готовы к нападению со стороны Китая, тем не менее, нападение застанет их врасплох и на начальном этапе они будут нести потери. Морская пехота Китая позволит оккупировать острова и рифы Южно-Китайского моря. В войне в Южно-Китайском море примет участие несколько стран, и она закончится только тогда, когда Китай решит прекратить здесь боевые действия. Этот сценарий является категорически нежелательным для Юж-но-Китайского моря. Шансы, что данный сценарий станет реальным, очень невелики, так как отсутствуют базовые условия. По мнению академика M.Л. Титаренко, возможность реализации сценария неожиданного укрепления Китая в среднесрочной перспективе крайне мала14. Однако нельзя полностью исключать такую возможность. Сценарий «конфликта в малых масштабах» Условия: а) постепенное, стабильное и нарастающее развитие Китая (в сфере экономики, обороны, общества и др.); 152 Раздел I. Современный Вьетнам б) укрепление великих держав; в) укрепление АСЕАН; г) принятие Кодекса о правилах поведения сторон в ЮКМ (СОС); д) в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года внесены изменения, которые выгодны также и для морских сверхдержав. Следует рассмотреть каждое из условий в отдельности: а) постепенное, стабильное и нарастающее развитие Китая (в сфере экономики, обороны, общества и др.). В этом мы согласны с прогнозом академика M.Л. Титаренко: «Наиболее вероятный сценарий развития событий, удовлетворяющий интересам соседних стран, в том числе России и Вьетнама, - это постепенное, стабильное и нарастающее развитие китайской экономики при одновременном сохранении современных направлений базовой консолидации во внутреннем развитии страны, преимущество манеры развития хотя и не очень быстрой, зато более равномерной и гармоничной, более социально направленной»15. Такой сценарий развития ситуации оценивается как наиболее вероятный, соответствующий стремлениям самого китайского народа и большинства вышеназванных государств мира, в том числе США, России, Индии и Вьетнама; б) Укрепление великих держав. Вышеуказанная тенденция развития Китая является также общей тенденцией для других стран мира, включая США, Россию, Индию, Японию и др. К 2020 году США разместят 60 % своих воен-но-морских сил в Тихом океане.16 Россия, Индия также будут увеличивать свое военно-морское присутствие в этом регионе17; в) укрепление АСЕАН Страны-члены АСЕАН успешно разиваются в направлении создания сообщества стран АСЕАН. Некоторые менее развитые страны догоняют более развитые, и все вместе активно развиваются дальше; г) принят Кодекс о правилах поведения сторон в ЮКМ (СОС) Проект Кодекса о правилах поведения сторон в ЮКМ, принятый странами АСЕАН 24 мая 2012 года в Пномпене (Камбоджа)18, в последующем будет подписан Китаем и станет стандартом морской политики, соблюдаемой каждой из стран; Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 153 д) конвенция ООН по морскому праву 1982 года существует уже более 30 лет. В настоящее время бытует мнение, что в новых международных условиях и ситуации в мире некоторые пункты этой Конвенции необходимо изменить и дополнить. При внесении правок морские сверхдержавы, такие как США и Китай, постараются внести пункты, выгодные для морских сверхдержав. В данных условиях ситуация безопасности Южно-Китайского моря будет развиваться по следующему сценарию. Китай продолжает применять традиционные и нетрадиционные меры по обеспечению безопасности в Южно-Китайском море. Традиционная безопасность - это использование способов, имеющих военный характер, для сохранения суверенитета отдельной страны. Согласно «Китайской мечте», провозглашенной Си Цзиньпином, в которую входит становление Китая как сильной морской сверхдержавы, в ближайшие годы Китай значительно увеличит военно-морские силы в целом и военно-морские единицы в районе Южно-Китайского моря в частности, что считается этой страной одним из самых главных орудий обеспечения победы и для защиты собственного суверенитета в случае перерастания конфликта в современную войну. Странам Азии и всего мира необходимо осознать, что происходит появление воинственно настроенной китайской морской сверхдержавы. Нетрадиционные способы обеспечения Китаем морской безопасности в Южно-Китайском море Китай проявляет активность в постепенном урегулировании совместно с АСЕАН проблемы Южно-Китайского моря - исторического и современного региона, который не раз вызывал и вызывает споры между этими двумя партнерами. Это положительное направление, открывающее перспективу разрешения спора в Южно-Ки-тайском море между Китаем и АСЕАН. Однако не все страны АСЕАН, причастные к спору в Южно-Китайском море, разделяют вышеизложенную позицию Китая, Филиппин и Вьетнама. Существуют определенные опасения относительно намерений Китая в вопросе Южно-Китайского моря. Они исходят из того, что Китай в начале XXI века стал морской сверхдержавой. Китай осуществляет 154 Раздел I. Современный Вьетнам расширение «Южноазиатского коридора» на суше и следует «Стратегии двух морей» в Южно-Китайском море. КНР является страной, конфликтующей в морском пространстве повсюду. Помимо вышеперечисленных конкретных действий, Китай также ссылается на аргументы, которые не могут быть приняты. Там считают, что когда они захватывают острова, являющиеся предметом спора в Южно-Китайском море, и более того, острова Сенкаку, то они «возвращают» их под свой суверенитет, а не, как утверждают другие страны, «завоевывают». Такая игра слов уже не раз становилась опасной ловушкой в предыдущих международных спорах, в которую попадали некоторые страны, в том числе в регионе Юго-Вос-точной Азии. Действия военного характера со стороны Китая в Южно-Китай-ском море по отношению к странам Юго-Восточной Азии, особенно к Вьетнаму и Филиппинам, в первые годы второго десятилетия XXI века, показывают, что Китай создает сценарий «завоевания Юж-но-Китайского моря». Китай продолжает осуществлять твердую политику в отношении других стран, проявляющуюся на всех международных форумах; в каждом разъяснении Пекином своей позиции ощущается неясность политической линии, что создает разного рода догадки со стороны других государств. Китай может найти способ обуздать соседние страны посредством квинтэссенции сотрудничества и принуждения. Политика Китая - это способность предугадывать заранее результат и строгая последовательность, совокупность миротворческих идей и расширения влияния; некоторые страны Юго-Восточной Азии подшучивают над политикой Китая, называя ее «рот говорит, руки делают». Китай выступает категорически против вынесения спора в Южно-Китайском море на международную арену для многосторонних переговоров. С помощью двустороннего способа решения проблемы Китай может разделять и властвовать, в то время как многосторонние механизмы решения вопроса поставят Китай в более слабое положение. Конечной целью Китая, когда он окрепнет, будет применение военных мер для завоевания Южно-Китайского моря с помощью маломасштабных конфликтов. Сценарий захвата Южно-Ки Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 155 тайского моря будет реализован примерно через 20 лет. Китай использовал и будет использовать единую формулу для удовлетворения своих притязаний: 1) вооруженные нападения в ограниченных масштабах; 2) в одностороннем порядке осуществлять разведку и разработку природных ресурсов на спорных территориях; 3) угрожать военной силой простым гражданам или использовать экономические рычаги давления на международные нефтегазовые корпорации с целью предостеречь соперников от разработки природных ресурсов на оспариваемой территории; 4) разделить страны региона посредством экономики и дипломатии; 5) пропагандировать свой суверенитет и твердую позицию в отношении вопроса Южно-Ки-тайского моря на мировой арене для запугивания других стран. Данная китайская формула нацелена на фактическом установление китайского суверенитета в Южно-Китайском море (de facto), несмотря на невозможность доказать это с юридической точки зрения (de jure)19. Страны, имеющие отношение к Южно-Китайскому морю Страны АСЕАН, особенно Вьетнам и Филиппины, должны дополнительно закупать вооружения для возможной обороны. В то же время им также следует активно проводить внешнюю политику, обязав соперника соблюдать пункты Декларации о правилах поведения сторон в ЮКМ (DOC), а особенно Кодекса о правилах поведения сторон в ЮКМ (СОС) после того, как он будет принят. Некоторые внерегиональные страны, такие, как США, Россия, Индия, Австралия... более активны в отношениях со странами АСЕАН, они предпринимают конкретные действия, «препятствуя» Китаю совершать поступки «сверх дозволенного» в Южно-Китайском море. Странам необходим новый принцип поведения в Южно-Китай-ском море, включающий: а) участие всех стран на основе многостороннего принципа; б) установление принципов территориальных споров и правил судоходства; в) решение конфликтов мирными способами; г) обязательный юридический принцип первостепенной важности во благо каждой из стран20. Это сценарий, имеющий большие шансы стать реальным. Актуальность данного сценария заключается в том, что: а) он являет 156 Раздел I. Современный Вьетнам ся актуальным на сегодняшний день в вопросе Южно-Китайского моря в отношениях между Китаем и всеми другими странами мира; б) он будет существовать до тех пор, пока внутренние и внешние условия в Китае не создадут подходящую возможность, как в прогнозах двух первых сценариев, которые мы привели выше, для того чтобы один из этих двух сценариев мог реализоваться; в) этот сценарий будет продолжаться до тех пор, пока Китай не реализует свои намерения, как в сценарии «конфликта в ограниченных масштабах». По вышеперечисленным причинам, на наш взгляд, все мнения и обсуждения способов решения спора в Южно-Китайском море в отношении всего региона в целом и для каждой страны, особенно для Вьетнама, следует строить исходя из этого сценария. Существует множество предложений ученых, в том числе и российских21, направленных на помощь Вьетнаму в поиске способов решения конфликта и спора в Южно-Китайском море. В дополнение к уже изложенным предложениям, хотим предложить в данной статье еще один способ решения проблемы, который пока не упоминался ни в одном другом источнике. Прежде всего, Вьетнам изучит предложения по способам решения спора в Южно-Китайском море, развивающегося в будущем по сценарию «конфликта в ограниченных масштабах», сделанные отечественными и зарубежными министерствами, политиками, специалистами, учеными, в том числе российскими политиками и учеными22. Что касается принципов, то Вьетнам всегда преследует принцип вынесения вопроса Южно-Китайского моря на многостороннее и международное обсуждение, принцип соблюдения международного права, соблюдения Декларации о правилах поведения сторон в ЮКМ (DOC), создания и соблюдения Кодекса о правилах поведения сторон в ЮКМ (СОС). Что касается конкретных методов, то в данной статье мы хотим предложить другой реальный способ решения проблемы безопасности в Южно-Китайском море для Вьетнама, имеющий отношение и к России, и к Вьетнаму. Это разработка, создание и реализация треугольника Россия-Индия-Вьетнам. Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 157 Все мы знаем, что у России и Индии есть свой практический интерес в Южно-Китайском море, который признают обе эти страны. В прошлом и на современном этапе двусторонние российско-вьет-намские и индийско-вьетнамские отношения всегда были хорошими, почти не имели трудностей и ограничений. Российско-индий-ские отношения также развиватся превосходно. Энергетическое и военное сотрудничество между Россией - Индией - Вьетнамом в последние годы мощно развивается и приносит положительные результаты. В будущем у этих отношений есть основа для дальнейшего, еще более позитивного развития. Прежде всего, все три страны официально заявляют и применяют на практике дипломатическую и мирную внешнюю политику. В прошлом, как и сегодня, между странами не существовало исторических проблем. В отношениях между тремя странами абсолютно не существует корысти или влияния на какую-либо третью страну, особенно на страны региона Юго-Восточной Азии. О бескорыстных отношениях говорил Президент России В.В. Путин: «Тем не менее, существуют моменты, которые никогда не изменятся - это взаимоуважительные отношения, традиционное доверие и взаимоподдержка, способность принимать бескорыстную помощь партнера, который никогда не предаст»23. По сравнению с другими «треугольниками» в этом регионе, к которым обращаются некоторые научные источники, как, например, Россия - Китай - Индия, Япония - Республика Корея - Китай, и другие.., - возможность реализации и практической эффективности треугольника Россия - Индия - Вьетнам, на наш взгляд, наиболее перспективна. Если это произойдет, то Вьетнам получит лучшую поддержку в решении проблемы Южно-Китайского моря. Заключение В настоящее время решение вопроса в Южно-Китайском море для Вьетнама является первостепенной, актуальной и очень трудной задачей. В 2013 и 2014 гг. продолжался период противостояния Вьетнама внешнему давлению в вопросе суверенитет на островах Южно-Китайского моря. 158 Раздел I. Современный Вьетнам Вьетнам применял и применяет универсальные меры, прежде всего направленные на решение современных трудностей. Однако это лишь временные меры. В среднесрочном и долгосрочном плане наиболее реальный сценарий развития проблемы безопасности в Южно-Китайском море - это сценарий «конфликта в ограниченных масштабах». Претендуя на господство в Южно-Китайском море, северный сосед Вьетнама развернет малые конфликты, чтобы захватить морские и островные территории, находящиеся под суверенитетом Вьетнама в Южно-Ки-тайском море. В такой ситуации для решения проблемы Южно-Китайского моря Вьетнаму следует выработать долгосрочную стратегию и универсальную методику. Создание и правильная реализация треугольника Россия - Индия - Вьетнам станет ресурсом, добавляющим силы к вышеперечисленным общим мерам. На самом деле, у Вьетнама достаточно внутренних сил для борьбы за защиту национального суверенитета на суше, так же как и суверенитета на островах Южно-Китайского моря. Эта сила состоит в сплочённости, внутригосударственной и международной консолидации народа, обладающего традиционным единством, подтверждённым историей сопротивления внешним захватчикам на протяжении многих веков. Когда весь народ, в венах которого течет кровь дракона, объединяется и получает бескорыстную поддержку патриотов вне страны, то ни один враг не в силах покорить вьетнамцев.×
Об авторах
Минь Као До
Институт изучения Китая Академии общественных наук СРВ
Email: cao_dominh@yahoo.com
доктор наук (PhD), сотрудник
Список литературы
- Постановление Национального собрания от 23.06.1994 о ратификации Конвенции ООН по морскому праву 1982
- URL: http://vietnamnet.vn/vn/cliinh-tri/128768/viet-nam-mua-6-tau-ngam.html
- URL: http://www.vietnamplus.vn/Home/Trang-bi-ba-tau-tuan-tra-hien-dai-cho-canh-sat-bien/20138/213059.vnplus
- URL: http://www.qdnd.vn/qdndsite/vi-vn/61/43/4/39/39/250241/Default.aspx
- URL: http://www.qdnd.vn/qdndsite/vi-vn/61/43/4/37/37/252348/Default.aspx
- URL: http://dantri.com.vn/the-gioi/bao-trang-quoc-viet-nam-sam-them-20-mat-than-canh-bien-dong-755865.htm
- URL: http://www.thanhniennews.com/index/pages/20131030-vietnam-navy-receives-first-twin-otter-from-canada.aspx
- URL: http://vtc.vn/311-394302/quoc-te/trien-lam-hang-tram-tu-lieu-quy-ve-hoang-sa-traong-sa.htm
- URL: http://www.baomoi.com/Huy-lich-in-ban-do-Viet-Nam-khong-co-Hoang-Sa-Traong-Sa/122/10487824.epi
- URL: http://www.vietnamplus.vn/Home/Viet-Nam-keu-goi-duy-tri-hoa-bmh-hop-tac-o-Bien-Dong/20136/201819.vnplus
- URL: http://www.baomoi.com/Tai-sao-Hun-Sen-tham-Viet-Nam-dau-tien-ma-khong-phai-Trung Quoc/122/12785402.epi
- URL: http://m.baodatviet.vn/the-gioi/quan-he-quoc-te/campuchia-lo-so-chinh-sach-nuoc-doi-cua-trang-quoc-3000757/
- Титаренко M.Л. Китай в начале XXI века. Указ. соч. с. 494
- URL: http://www.baomoi.com/Lau-Nam-Goc-se-dua-60-ham-doi-hai-quan-toi-Thai-Binh-Duong/119/8598398.epi
- URL: http://www.baomoi.com/Home/TheGioi/phunutoday.vn/Hai-quan-Nga-tang-cuong-xuat-hien-tai-bien-Dong/8605798.epi
- Индия перемещает свои суда в Южно-Китайское море. http://vn.news.yahoo.com/%E1%BA%A5n-%C4%91%E1%BB%99-%C4%91i%El%BB%81u-t%C3 %A0u-chi%El%BA%BFn-t%El%BB%9Bi-bi%Е1%в B%83n-%C4%91%C3%B4ng-190552307.html
- URL: http://www.cand.com.vn/vi-VN/quocte/2012/5/172809.cand
- URL: http://vongal.wordpress.com/tag/chia-doi-thai-binh-d%C6%B0%C6%Alng/
- URL: http://vntime.vn/QuocTe-QuanSu/KhiTai-QuanSu/2012/5/23/The-va-luc-01412361.html
- URL: http://vietnamnet.vn/vn/chinh-tri/148737/tt-putin--quan-he-nga---viet-vo-tu--khong-vu-loi.html
Дополнительные файлы
