V'etnamo-rossiyskoe sotrudnichestvo i razvitie nauchno-tekhnologicheskoy sfery v SRV


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

Научно-технологические связи составляют крайне важный компонент экономических отношений между Вьетнамом и Россией, которые с 2001 г. после подписания Декларации о стратегическом партнерстве стали более интенсивными и разнообразными по формам и направлениям. Экономические итоги сотрудничества советского периода Стороны накопили большой предшествующий опыт сотрудничества с СССР и другими странами - членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в 80-е годы прошлого века, когда были заложены основы научно-технологического взаимодействия в XXI в. СССР был основным инвестором в индустриализацию и создание промышленного комплекса СРВ. В Восточной Азии самые крупные инвестиции из СССР поступали во Вьетнам. К наиболее крупным объектам, построенным на основе льготных кредитов, относятся ТЭС Фалай мощностью 440 мВт, ГЭС Тхакба (120 мВт), Чиан (420 мВт), Хоабинь (2 млн кВт), ТЭС Уонгби (153 мВт), свыше 1400 км линий высоковольтной электропередачи с подстанциями, угольные разрезы 74 Раздел первый. Внешняя политика СРВ и шахты с объемом добычи 10,3 млн т угля в год, а также Ханойский механический завод, апатитовый рудник Лаокай, оловянный рудник Тинтук (мощностью 450 т олова), цементный завод Бимшон (мощностью 1,2 млн т цемента), суперфосфатный завод Ламтхао (мощностью 300 тыс. т супер-фосфата и 180 тыс. т серной кислоты), чайные фабрики, фабрики по первичной переработке кофе, хлебозаводы, госпитали, политехнический институт в Ханое, сеть профтехучилищ, две наземные станции космической связи системы «Интерспутник», причалы в порту Хайфон, мост Тханлонг протяженностью 5,5 км через р. Красная в Ханое, Дворец культуры профсоюзов, атомный реактор в г. Далате и многие другие объекты1. Объем выпускаемой продукции на промышленных предприятиях СРВ, построенных в счет кредитов и при техническом содействии СССР, к началу 1990-х годов составлял в общем объеме производства электроэнергии - 70,5%, добычи угля - 71,4, производства цемента - 45,4, добычи нефти, суперфосфата, апатитовой руды - 100, олова - 42, производства металлорежущих станков - 100%. За годы сотрудничества в СССР было подготовлено свыше 190 тыс. вьетнамских специалистов. За весь период сотрудничества, начиная с 1955 г., Советский Союз предоставил Вьетнаму государственные кредиты на сумму 16,4 млрд переводных рублей, из которых было использовано 12,6 млрд руб., в том числе погашено и рефинансировано из сумм основного долга около 2,8 млрд руб., списано основного долга на сумму 1,1 млрд руб. Таким образом, общая задолженность СРВ бывшему Советскому Союзу по предоставленным кредитам к началу 1990-х годов составляла 10,2 млрд переводных рублей2. В комплексе проблем, возникших после распада СССР и прекращения льготной помощи СРВ, одной из главных стало сохранение инвестиционного присутствия России во Вьетнаме. Сложность состоит в том, что помимо финансовых трудностей возникла сильная конкуренция за Вьетнам среди крупнейших зарубежных инвесторов. А инвестиционное поле во Вьетнаме после провозглашения политикии «дой мой» (обновления) расширилось в результате осуществления крупных инвестицион Раздел первый. Внешняя политика СРВ 75 ных проектов в различных отраслях народного хозяйства. Россия имеет шанс закрепиться в отраслях, где долгие годы развивалось инвестиционное сотрудничество с СССР. Приоритеты сотрудничества СРВ и РФ в новых геополитических условиях были определены в 1994 г. Договором об основах дружественных отношений, а также отражены в совместной декларации, подписанной во время визита В.В. Путина во Вьетнам в марте 2001 г. В последней сказано, что развитие торгово-экономических связей является одной из приоритетных задач стратегического партнерства. Итоги научно-технического сотрудничества СРВ с СССР В 1980-е годы интенсивно развивались также научно-технические связи Вьетнама и СССР. Это происходило как на двусторонней основе, так и в формате связей с социалистическими странами Восточной Европы в СЭВ. Отношения в научно-технической сфере можно разделить на два периода. На первом оно характеризовалось исключительно сотрудничеством на двусторонней основе. Второй этап начался после подписания 15 января 1981 г. Генерального соглашения о сотрудничестве стран - членов СЭВ в содействии ускоренному развитию науки и техники СРВ на период до 1990 г. Значение этого соглашения состоит в том, что оно положило начало координации между странами СЭВ объектов и тем научно-технологического сотрудничества с Вьетнамом, совместной разработке стратегии развития научно-технического прогресса (НТП), определению реального вклада и финансовых ресурсов каждой страны - члена СЭВ в обновление научно-технического комплекса СРВ. Помимо подписания Генерального соглашения в его развитие каждая страна - член СЭВ подписала с Вьетнамом свое соглашение: Чехословакия - в октябре 1981 г., Болгария и ГДР - в феврале 1987 г., Венгрия - в декабре 1982 г. К ним в ноябре 1982 г. присоединилась Куба3. Двусторонние соглашения предусматривали передачу СРВ технической документации, научной информации и результатов научно-исследовательских ра 76 Раздел первый. Внешняя политика СРВ бот, участие в создании и оснащении институтов и лабораторий СРВ, направление и прием специалистов, оказание помощи в подготовке и повышении квалификации научных и технических кадров. Если Генеральное соглашение было ориентировано на предоставление помощи СРВ, то с 1985 г. Вьетнам стал одним из разработчиков нового документа СЭВ - Комплексной программы научно-технического прогресса стран - членов СЭВ на период до 2000 г., которая была утверждена на 41-й сессии Совета. На первом этапе научно-технологическая помощь Вьетнаму странами СЭВ шла преимущественно на развитие базовых отраслей тяжелой промышленности, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры. На втором этапе Вьетнам начал осваивать некоторые новые направления НТП, которые создали основы для технологической модернизации экономики СРВ в XXI в. Среди них в первую очередь надо назвать биотехнологию, генную инженерию, микроэлектронику, технологии производства и обработки новых материалов. На безвозмездной основе Вьетнам получил результаты исследований по промышленной микробиологии и клеточной инженерии. Большие исследования проводились во Вьетнаме в области освоения космоса, по атомной энергетике. При содействии советских специалистов восстановлен ядерный реактор в г. Далате. Построены станции космической связи в Северном и Южном Вьетнаме. Проведен полет космического экипажа Фам Туана и Виктора Горбатко. Для разработки месторождений природных ресурсов при содействии советских специалистов составлены географический атлас и геологическая карта Вьетнама, организовано СП «Тропический центр»4. Практически не было ни одной области научных исследований и открытий, проведенных в рамках АН СССР, ее головных институтов и лабораторий, результаты которых не передавались бы вьетнамским коллегам безвозмездно. Советский Союз помог организации Национального центра научных исследований и Комитета общественных наук, реорганизация которых привела к созданию Вьетнамской академии естественных наук и Вьетнамской академии общественных наук, успешно осуществляющих сегодня обширные международные научные контакты. Раздел первый. Внешняя политика СРВ 77 В период существования СССР наладились научные контакты в форме проведения двусторонних конференций, которые приобрели особую актуальность после воссоединения и провозглашения в 1976 г. СРВК сожалению, ввиду краха СССР очень конструктивные предложения ученых и руководителей двух стран, сделанные тогда, не осуществились, что говорит об упущенных возможностях двустороннего сотрудничества. Сотрудничество в сфере науки и образования между СРВ и РФ После распада СССР РФ и СРВ были заинтересованы в продолжении научно-технического сотрудничества, учитывая прошлый богатый опыт. В конце 1990-х годов научно-технические связи несколько оживились. Возобновились российские полевые исследования во Вьетнаме, включая изучение и исследование природных ресурсов, климата, общества, народов и языков СРВ. Налаживалось сотрудничество в организации симпозиумов, совместных трудов по языкознанию, истории, этнографии, географии, экономике Вьетнама. Более слабо был представлен эквивалентный обмен учеными по линии академий наук из-за финансовых трудностей с обеих сторон. В 1990-е годы стороны разрабатывали 20 проектов и 50 тем по естественным наукам в области высоких технологий, окружающей среды, а также по гуманитарным наукам5. Соглашение о сотрудничестве в области высшего образования, подписанное министерствами образования СРВ и РФ, открыло ряд новых направлений: повышение квалификации научных кадров и преподавателей русского языка, вузовская подготовка по гуманитарным и естественным наукам, использование новых методик в сфере образования и профессиональной подготовки, создание банков данных, информационно-поисковых систем и т. д. Были определены российские высшие учебные за-ведения-партнеры СРВ, перечень специальностей и проч. Обучение вьетнамских студентов в вузах России осуществляется по трем направлениям: за счет бюджетных средств Вьетна 78 Раздел первый. Внешняя политика СРВ ма, в счет погашения государственного долга России и на частной основе. В рамках второй формы ежегодно выделяется 0,25% от общей суммы погашения, или 3 млн долл. Этот вид обучения нашел подкрепление в Соглашении об обучении вьетнамских граждан в вузах России от 9 июля 2002 г. Технически расчеты за обучение осуществляют Внешэкономбанк РФ и Вьеткомбанк. Третья форма - заключение контрактов, или платное обучение студентов и аспирантов на этой основе. Около 2,4 тыс. молодых вьетнамцев прошли обучение в учебных и научно-исследова-тельских институтах РФ на контрактной основе. Стала развиваться и такая новая форма, как подготовка кадров по договорам, заключенным между крупными вьетнамскими фирмами и российскими вузами, к примеру - между Государственной нефтегазовой компанией «Петровьетнам» и Московской академией нефти и газа имени И.М. Губкина. Между АО «Вьет-намАэролайн» и Академией гражданской авиации Санкт-Петер-бурга рассматривалась возможность создания отделения Академии на территории Вьетнама. Профессиональная подготовка кадров для Вьетнама охватила такую закрытую ранее сферу сотрудничества, как военно-тех-ническую. Большая часть военной техники была поставлена во Вьетнам в разное время из Советского Союза, затем из России, поэтому выявилась возможность развивать сотрудничество, связанное с ее модернизацией и качественным обслуживанием непосредственно вьетнамским персоналом. Вопрос о создании при российском содействии первого в СРВ учебного центра по подготовке кадров для национальной службы спасения отражен в «Меморандуме о взаимопонимании между спасательными службами России и Вьетнама», в том числе о сотрудничестве на плановой основе по обмену опытом, подготовке вьетнамских специалистов. Готовить вьетнамские кадры МЧС предполагалось в Академии гражданской защиты МЧС России и Центре подготовки спасателей в г. Ногинске. Те, кто прошли подготовку в России, стали инструкторами Учебного центра в самом Вьетнаме. Такой Центр может сыграть важную роль не только для СРВ, но и всего региона, где часто происходят стихийные бедствия6. Раздел первый. Внешняя политика СРВ 79 Примером эффективного научно-практического сотрудничества двух стран стал российско-вьетнамский «Тропический центр». На его базе решается важнейшая технологическая проблема - тропикализация российской техники и материалов, идущих на экспорт в страны с тропическим климатом. Важным направлением исследований является проведение испытаний российской спецтехники и материалов на устойчивость к воздействию факторов тропического климата. В Центре проводятся уникальные исследования в области изучения тропических экологических систем и их биоразнообразия, экологических и медицинских последствий химической войны США во Вьетнаме. В работе Центра принимают участие несколько тысяч российских и вьетнамских специалистов, включая академиков и членов-корреспондентов РАН и РАМН, докторов и кандидатов наук. Ими сделаны открытия мирового уровня. В перспективные планы дальнейшего развития российско-вьетнамского «Тропического центра» входит создание его российского отделения в Москве7. Научное сотрудничество Вьетнама с Россией в XXI в. охватывает различные сферы на основе подписанных межвузовских и межакадемических соглашений. Так, например, в сфере общественных наук установились устойчивые связи между ВАОН и РАН. В мае 2012 г. в Москве подписано очередное пятилетнее соглашение. Со стороны ВАОН его подписал крупный уче-ный-международник, президент Академии Нгуен Суан Тханг. Все НИИ, входящие в Отделение общественных наук Президиума РАН, представили свои предложения к плану сотрудничества по тем направлениям, которые выделены как приоритетные. В Институте экономики - это модернизация, социальная политика, стратегия развития. В Институте Дальнего Востока - рос-сийско-вьетнамское сотрудничество, отношения Вьетнама с Китаем и АСЕАН, в Институте востоковедения - история Вьетнама и ряд других. Активно развиваются прямые межинститутские научные исследования на основе академических грантов. Завершена совместная исследовательская работа по грантам РГНФ № 11-22- 09001a/v, 2011-2012 гг. «Системный анализ современных соци 80 Раздел первый. Внешняя политика СРВ альных моделей России и Вьетнама» (со стороны РАН - Институт экономики), № 10-02-00706 a/v, 2010-2011 гг. «Экономика Дальневосточного федерального округа и трудовая миграция в регион из Китая и Вьетнама» (со стороны РАН - Институт экономики), № 09-02-00645 a/v, 2009-2010 гг. «Сравнительный анализ общих черт и особенностей переходного периода в России, Китае и Вьетнаме» (со стороны РАН - Институт Дальнего Востока). В этих работах нашли отражение малоисследованные вопросы сравнительного анализа коренных социально-экономических проблем переходного периода и сотрудничества СРВ с РФ. Нельзя не упомянуть о совместном научном проекте ИМЭПИ РАН с институтами ВАОН, реализованном в 2005-2007 гг. по теме «Россия-Вьетнам-АСЕАН: проблема сближения и взаимодействия». В 2010-2011 гг. Институт экономики РАН провел совместное исследование с Государственным социологическим университетом и Государственным университетом внешней торговли СРВ, итоги которого отражены в изданной в 2011 г. на вьетнамском языке в Ханое монографии8. С 2010 г. в Институте Дальнего Востока РАН ежегодно проходят научно-практические конференции «Актуальные проблемы российского вьетнамоведения», по итогам которых издано три сборника докладов. Развитие информационных технологий в СРВ и участие России Вьетнам интенсивно развивает свой научно-технологиче-ский потенциал, опираясь на иностранные инвестиции и трансфер иностранных технологий через СП. Главным направлением научно-технологического обновления стали телекоммуникации и связь. Развитие системы телекоммуникаций началось в рамках госпредприятий и жесткого контроля со стороны правительства СРВ. Со второй половины 1990-х годов государство установило монополию на рынке ИТ-услуг в лице Государственной корпо Раздел первый. Внешняя политика СРВ 81 рации почт и телекоммуникаций, в которую вошли 117 подразделений: • 64 подразделения в 5 городах центрального подчинения и 59 провинциях; • 5 компаний-операторов национальной и международной сетей телефонии и передачи данных; • 2 компании мобильной связи общенационального масштаба; • 21 компания, выпускающая профильное оборудование; • 2 торговые компании; • 5 консалтинговых и конструкторско-строительных компаний; • Академия почт и телекоммуникаций и 3 центра подготовки кадров; • отраслевая больница и 2 санатория; • Центр информации9. При создании головного оператора КПТВ в первую очередь ставилась задача развития современной индустрии программного обеспечения, развития НИОКР на базе кооперации с зарубежными фирмами. Установление госмонополии на рынке ИТ-услуг во Вьетнаме было вызвано стремлением не допустить иностранные фирмы, слабостью частных телекомпаний, которые в силу отсутствия средств и опыта не смогли бы создать конкурентоспособные и современные продукты на рынке ИТ-услуг. В Корпорации была разработана и утверждена программа развития промышленного производства на перспективу, расширения сотрудничества с зарубежными фирмами и на этой основе создано СП, выпускающее высоко-технологичное оборудование и современные производственные линии. С 2005 г. стали выпускаться некоторые виды высокотехнологичной продукции под торговой маркой КПТВ (VNPT), востребованные вне СРВ. Возросшие требования к основным типам выпускаемой отечественной продукции состояли в следующем: создание коммуникационного оборудования программной коммутации (soft switch), переключение типа связи IP/MPLS для сетей NGN (IP/MPLS switching for NGN network); произ 82 Раздел первый. Внешняя политика СРВ водство высокоскоростных волокон для оптической передачи SDH (от 155 Мбит до 2,5 Гбит); наращивание производства оборудования для мобильной связи: BTS, BSC для CDMA; оборудования для широкополосных сетей доступа xDSL; оптических и медных кабелей, оптических кабелей для широкополосных сетей доступа, LAN ; составление карты для идентификации пользователей [смарт карты (Smart IC cards) для разных телекоммуникационных и других услуг]10. Интенсивного развития телекоммуникаций Вьетнам достиг со второй половины 1990-х годов: если общее число пользователей почтовой и мобильной связью в 1996 г. составило 1,2 млн человек (или по плотности 1,7 на 100 человек), то в 2005 г. - 15,8 млн, а на 100 жителей страны уже приходилось более 19 пользователей почтовой и мобильной связью. Причем среднегодовой рост числа пользователей мобильной связью в 2001-2005 гг. составлял 61,9%, телефонной - 23,3%, а общая численность пользователей мобильной связью в 2005 г. превысила число абонентов телефонной связи: соответственно 8,7 и 7,1 млн человек. Глобализация ускорила развитие международных телекоммуникаций СРВ через станции Ханоя, Хошимина, Дананга. В сеть международных телекоммуникаций Вьетнама входят 5535 каналов, в том числе 3656 каналов по оптическим кабелям (63,1%) и 1897 каналов спутниковой связи (33,9%). Оптоволоконные кабели используют три линии: 1) линию морского оптоволоконного кабеля T-V-H, соединяющую Таиланд, Вьетнам и Гонконг протяженностью 3373 км и емкостью 565 Мб/с, что эквивалентно 7560 телефонным каналам; 2) линию международного морского оптоволоконного кабеля SEA-МЕ-МЕЗ, соединяющую Вьетнам со странами ЮВА, Ближнего Востока и Европы; 3) линию оптоволоконного кабеля CSC, соединяющую Вьетнам, Китай, Лаос, Таиланд, Малайзию и Сингапур, с емкостью 2,5 Гб/с, что эквивалентно 30 240 телефонным каналам по 64 Кб/с. По каналам спутниковой связи во Вьетнаме имелось 8 наземных станций, в том числе 7 станций Интелсат и 1 станция Интер-спутник, обеспечивая 1897 каналов непосредственно в 30 странах и транзитный доступ в более 200 стран мира. Спут Раздел первый. Внешняя политика СРВ 83 никовые каналы обеспечивают 33,9% от общего потока международной связи. В соответствии с государственной Стратегией развития науки, технологий и промышленности, сферы почтовых услуг и телекоммуникаций до 2020 г. в СРВ должна быть создана полностью модернизированная телекоммуникационная инфраструктура на основе передовых технологий. Большинство станций оцифровано и соединяет провинции с Ханоем, Данангом и Хошимином при помощи высокочастотных радиорелейных сетей или волоконнооптических линий. Оборудование для вьетнамских сетей поставляли такие компании, как Siemens, Nortel, Alcatel, Fujitsu. Цифровые коммутаторы поставила компания Ericsson11. Новым в развитии телекоммуникаций является программа 3G. Выдано четыре лицензии на право развертывания и оказания услуг Viettel, VinaPhone, MobiFone, альянс операторов EVN Telecom и Hanoi Telecom. Компания GTEL Mobile решила развивать сеть 3G не самостоятельно, а в партнерстве с компанией VinaPhone. Начиная с 2011 г. 80 млн жителей (более 90%) пользуются услугами мобильной связи, 97,5% имеют доступ к телефонным услугам операторов мобильной либо стационарной телефонной связи. По этим показателям СРВ вышла на один уровень развитых стран мира. К концу 2013 г. прогнозировался рост количества абонентов сотовой связи до 112,1 млн человек. После вступления в ВТО вьетнамский рынок сотовой связи поделен между отечественными и иностранными компаниями: Nokia, Motorola, Siemens, Eriksson. Основную долю рынка (75%) занимает госкомпания Vietnam Post and Telecommunication Group (VNPT), владеющая операторами MobiFone и Vinaphone, и компания Viettel министерства обороны. Мобильная сеть оптиковолоконной связи Viettel обслуживает 28 млн абонентов. В 2006 г. Viettel стала первой компанией мобильной связи, вложившей инвестиции в Камбоджу: в услуги интернет-телефонии (VOIP), услуги мобильной и стационарной телефонной связи. Совместная компания Hanoi Telecom и Hutchison Telecommunication стала четвер- 84 Раздел первый. Внешняя политика СРВ той во Вьетнаме, предоставляющей услуги мобильной связи в стандарте GSM наряду с MobiFone, VinaPhone и Viettel. Новое оборудование было закуплено у зарубежных компаний Ericsson и Huawei. В начале XXI в. была проведена реформа госсобственности в сфере телекоммуникаций. Две телекоммуникационные компании - одна по передаче данных VDC и другая - программного обеспечения коммуникацй (VASC) - не были реструктурированы и остались компаниями со 100%-ной госсобственностью. Компаниями услуг мобильной связи с контрольным пакетом акций (свыше 50% акционерного капитала) у государства стали MobiFone, VinaPhone, менее 50% - компании финансовых и консалтинговых услуг, компании интернет-услуг. К компаниям с акционерным капиталом в госсобственности ниже 50% относятся производители телекоммуникационного оборудования и индустрии ПО, а также строительные, торговые, компании страхования, туризма, СП по телекоммуникациям и ИТ-услугам12. С 2008 г. телекоммуникационная сеть СРВ быстро развивается за счет использования искусственных спутников земли системы Vinasat, созданной с опорой на американский капитал. В апреле 2008 был запущен первый государственный спутник, способный охватить сигналом не только территорию страны, но обширные районы Юго-Восточной Азии, восточную часть Китая, а также Индию, Северную Корею, Японию, Австралию и Гавайские острова. Благодаря мощности сигнала в 90 Вт (Ки-диапазон) и 85 Вт (С-диапазон), ширине пропускания 36 МГц, спутник Vinassat-1 позволил обеспечить услуги телекоммуникационной связи, Интернета и телевидения для отдаленных, труднодоступных или горных районов, островных территорий Вьетнама. 16 мая 2012 г. с космодрома Куру во Французской Гвиане ракетой Ариан-5 был выведен на орбиту второй вьетнамский искусственный спутник. Vinassat-2 стоимостью 226 млн долл. был предоставлен СРВ американской Lockheed Martin Commercial Space Systems Company в рамках контракта с госкомпанией VNPT (Vietnam Post and Telcom-mynication Group). Расчетный срок работы второго спутника на околоземной орбите составляет 15 лет. Он оснащен 24 транс Раздел первый. Внешняя политика СРВ 85 пондерами в целях передачи изображения и сигналов телевидения, радиовещания и телефонной связи во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, Мьянме и части территории Таиланда13. Россия с 2008 г. решилась на участие во вьетнамском рынке телекоммуникационных услуг. Начало положила «Билайн». В июле 2008 г. было создано первое российско-вьетнамское СП GTEL-Mobile по оказанию услуг в сфере телекоммуникаций во Вьетнаме. Участниками СП стали ОАО «ВымпелКом» (40% акций), вьетнамское государственное предприятие GTEL (51% акций) и его дочерняя компания GTEL TSC (9% акций). Общий объем инвестиций в этот проект оценивался в 1,8 млрд долл. Он должен был стать одним из крупнейших проектов рос-сийско-вьетнамского сотрудничества. По сведениям агентства Informa telecoms & media, за первые три месяца работы GTEL-Mobil доля СП в общем количестве подключений составила 5,3%, т. е. оно привлекло 600 тыс. из 11,39 млн новых абонентов. К концу 2010 г. GTEL-Mobile рассчитывала занять 10% вьетнамского рынка. В мае 2010 г. Министерство информации и коммуникаций СРВ выдало новую лицензию компании GTEL на развертывание сети и услуг фиксированной телефонной связи. Она стала 9-м лицензированным оператором фиксированной связи наряду с Vietnam Post and Telecommunications Group, Viettel, EVN Telecom, Saigon Postel, FPT Telecom, VTC Group и CMC. Однако в апреле 2012 г. ОАО «ВымпелКом» внезапно приняло решение о продаже своей доли в СП GTEL-Mobile и о прекращении работы на вьетнамском рынке14. Второй российской компанией мобильной связи, пришедшей во Вьетнам, стала Alltech Telecom. Она подписала соглашение с вьетнамской госкомпанией VNPT о создании СП RusViet Telecom по сети 4Q, чтобы внедрять современные технологии четвертого поколения мобильной связи. СП RusViet Telecom получило лицензию на создание тестовых зон LTE в диапазоне 2,5-2,7 ГГц в Ханое и Хошимине. Капитал СП RusViet Telecom составляет 0,5 млрд долл., т. е. значительно меньше, чем «ВымпелКома», но действует Alltech Telecom более оперативно, создав СП в Камбодже по развитию сетей 4Q и намереваясь выйти на рынки интернет-услуг Филиппин и Малайзии15. 86 Раздел первый. Внешняя политика СРВ Вьетнамские парки высоких технологий Важным направлением научно-технологического сотрудничества Вьетнама с Россией может стать участие в технологических парках Вьетнама. В настоящее время организационно оформлены и работают три парка. На севере парк Хоалак в пригороде Ханоя; в центральной части страны парк в г. Дананге, на юге - Сайгонский парк высоких технологий в пригороде Хошимина16. Одной из главных задач технопарков является трансфер и внедрение передовых технологий. Для формирования программ создания высокотехнологичных проектов и целевых инвестиционных фондов определены 11 направлений: 1. Информационные технологии 2. Средства связи и телекоммуникации 3. Биотехнологии 4. Микроэлектроника 5. Прецизионные станки и механизмы 6. Новые материалы 7. Нанотехнологии 8. Источники возобновляемой энергии 9. Робототехника и электронно-механические устройства 10. Ресурсосберегающие технологии 11. Технологии защиты окружающей среды. Для привлечения в технопарки иностранных высокотехнологичных компаний Вьетнамом разработана следующая система предоставления льгот и преференций: • первые 4 года работы - полная отмена налога на прибыль; • следующие 9 лет работы - налог на прибыль составляет 5%; • очередные 2 года работы - налог на прибыль составляет 10%; • освобождение от таможенной пошлины на ввоз материалов для создания производственной инфраструктуры; • освобождение от НДС поставок в технопарки необходимого оборудования; • предоставление правила «одного окна» при прохождении формальностей при регистрации, сертификации по ISO 9001:2008 и лицензировании; Раздел первый. Внешняя политика СРВ 87 • предоставление готовой земельной площади на территории Парка, не обремененной проблемой переселения местных жителей и выплаты им компенсаций; • обеспечение иностранным фирмам доступа к сети Интернет, электроэнергетических и инженерных систем, водоснабжения, водоотвода, канализации, систем утилизации бытовых и производственных отходов; охраны, благоустроенного быта, площадок для занятия спортом и мест отдыха. Для компаний, специализирующихся на производстве продукции стратегического или государственного значения, предусмотрена возможность освобождения от всех налогов на весь период работы17. Парк высоких технологий Хоалак был образован в 1999 г. на площади 1600 га. К настоящему времени выданы лицензии на освоение 61 проекта с общим объемом инвестиций 1,47 млрд долл. 29 проектов находится в стадии оформления и освоения. Парк в Дананге был создан в октябре 2010 г. на площади 1010 га. После открытия Парка здесь побывали делегации из США, Японии, Южной Кореи, но проекты только формируются. Явным лидером среди трех парков высоких технологий стал Сайгон-ский парк - в нем реализуется 58 проектов. Общая сумма инвестиций превысила 2,03 млрд долл. В 2011 г. выдано 11 новых лицензий на сумму 167,4 млн долл. В работу парков активно включились компании США. Вслед за Intel в 2011 г. участником Сайгонского парка стала компания Rockwell Automation. Сайгонский парк осваивает и экспортирует свою высокотехнологичную продукцию. В планах развития до 2015 г. выйти на объем экспорта 6,5 млрд долл. против 1 млрд долл. в 2011 г. Поставлена задача привлечь в Сайгонский парк зарубежные компании типа Intel, Rockwell, Sony, Panasonic, Nissan, Samsung, т. e. стран с высокоразвитыми технологиями: СІЛА, Японии, Южной Кореи и ЕС. Этому, как ожидается, будет способствовать тот факт, что Сайгонский парк стал координатором проведения 24-26 октября 2012 г. 16-й конференции научно-технологических парков стран Азии в Хошимине18. 88 Раздел первый. Внешняя политика СРВ Задачи Вьетнама в сфере науки и технологий Развитие науки и технологий в СРВ было одной из ведущих тем обсуждения на очередном 6-м пленуме ЦК КПВ в 2012 г.19 На пленуме были подведены итоги НТП в текущей пятилетке. Было сказано, что страна добилась значительных успехов в развитии науки и технологий. Тем не менее достижения в этой сфере не удовлетворяют требованиям времени в условиях, когда Вьетнам стремится к обновлению всех сфер жизни и расширению международной экономической интеграции. Научно-технологические достижения играли исключительно важную роль в социально-экономическом развитии страны за прошедшее время. Развитие науки и технологий служит научной основой для разработки политики обновления и развития страны по пути социализма. Научно-технологические достижения вносят активный вклад в модернизацию отраслей народного хозяйства: индустрии, сельского хозяйства, транспорта, строительства и телекоммуникаций. Но развитие науки и технологий пока носит все же больше «теоретический» характер, так как не столь тесно связано с социально-экономическим развитием страны, как это происходит в других развитых государствах. Именно поэтому в апреле 2012 г. правительство СРВ утвердило обновленную стратегию научно-технологического развития на период до 2020 г. Согласно ей, во Вьетнаме будет создано около 5 тыс. новых научно-технологических предприятий, имеющих прикладное значение для развития национальной экономики. Особое внимание будет уделено подготовке научных кадров: на каждые 10 тыс. жителей страны будут приходиться 11-12 специалистов в области науки и технологий. На развитие научно-технологи-ческой сферы государство запланировало к 2020 г. ежегодно выделять не менее 2% доходной части бюджета. По словам министра науки и технологий СРВ Нгуен Куана, большое внимание будет уделяться ускорению темпов развития науки и технологий для того, чтобы научно-технические достижения вскоре поставили Вьетнам в один ряд с ведущими странами региона по развитию этой сферы. С этой целью, отметил Нгуен Куан, его ведомство активизирует реализацию госпроекта Раздел первый. Внешняя политика СРВ 89 «Комплексное всестороннее обновление деятельности в сфере науки и технологий». Правительством были намечены новые показатели по развитию науки и технологий. Конкретно, к 2020 г. продукция высоких технологий и применение высоких технологий должны обеспечить не менее 45% ВВП страны. «Очевидно, что внедрение в производство достижений НТП даст стране большой экономический эффект и станет значительным вкладом в развитие и реструктуризацию ее народного хозяйства», - подчеркнул министр20. Свой вклад в решение этой задачи в форме подготовки высококвалифицированных кадров и разработки инноваций должен внести недавно созданный вьетнамо-россий-ский технологический университет.
×

About the authors

- Nguen Kuok Khung

References

  1. Нгуен Тхи Кам Тхо. Инвестиционное и научно-производственное сотрудничество Вьетнама с Россией: современное состояние и перспективы // Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем. Выпуск 27. СПб., 2004. С. 46-47
  2. Нгуен Ле Фук. Современное состояние и стратегические ориентиры развития информационных технологий во Вьетнаме // Экономические проблемы развития стран Азии: вызовы, противоречия, трудности. М., 2006
  3. Тригубенко М.Е. Нужны ли друг другу Россия и Вьетнам (к визиту президента ЧыонгТан Шанга) // Аргументы недели. 24.06.2012
  4. Тригубенко М.Е. Россия и Вьетнам: развитие всеобъемлющего стратегического партнерства // Мир перемен, 2012. № 4
  5. Фам То Нга. Развитие отраслей высоких технологий в странах Восточной Азии // Экономика и управление. СПб., 2008

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2014 Nguen Kuok Khung -.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies