Vneshnyaya politika SRV posle XI s\"ezda KPV


Cite item

Full Text

Abstract

The collection «The Vietnamese studies. Vol. IV» consists of five sections. The first is «The Foreign policy of Vietnam». It offers quite an informative article of Pham Xuan Son (the Extraordinary and Plenipotentiary Ambassador of the Socialist Republic of Vietnam in Russia and Doctor of Laws) on the foreign policy of Vietnam in light of the decisions of the latest XI Congress of the CPV. Having talked about the open, multi-vector policy of his country and the strengthening of its international position and growth of prestige in the global community, the author also described the importance of a comprehensive strategic partnership relations between Russia and Vietnam as a factor of peace and stability in the Southeast Asia and throughout the Asia Pacific region.

Full Text

I. Цели, задачи, курс и основные направления внешней политики СРВ О целях. Проанализировав международную и региональную обстановку в первые годы XXI в., XI съезд КПВ определил следующий путь развития Вьетнама в предстоящий период: «Продолжать наращивать руководящую энергию и боевую силу нашей Партии, упрочивать силы всей нации, всемерно форсировать дело “обновления ”, закладывать фундамент того, чтобы к 2020 г. в основном превратить Вьетнам в индустриальную, модернизированную страну». Намечая контуры внешней политики в новый период, съезд подтвердил решимость Вьетнама и дальше проводить внешнюю политику независимости и самостоятельности во имя мира, сотрудничества и развития; диверсифицировать, делать многовекторными внешнеполитические отношения, инициативно и активно участвовать в международной интеграции; быть достойным доверия другом и партнером международного сообщества. Раздел первый. Внешняя политика СРВ 17 О задачах. В документах XI съезда КПВ указывается: «Задачами внешнеполитической деятельности являются: сохранение мирной обстановки, благоприятной для усиления индустриализации и модернизации страны, надежная защита независимости, суверенитета, единства и территориальной целостности; повышение мощи страны; активный вклад в борьбу за мир, национальную независимость, демократию и социальный прогресс во всем мире». О курсе. В документах многих съездов КПВ подчеркивается, что необходимо последовательно осуществлять внешнюю политику независимости, самостоятельности, мира, сотрудничества и развития; добиваться диверсификации и многовекторности международных отношений. Новый акцент во внешнеполитическом курсе XI съезда КПВ: «Инициативно и активно участвовать в международной интеграции»; подчеркнуто также: «Вьетнам готов быть достойным доверия другом и партнером и ответственным членом международного сообщества». XI съезд КПВ расширил содержание понятия международной интеграции, а именно - перешел от формулы, утвержденной на X съезде: «Инициативно и активно участвовать в международной экономической интеграции», к более общей формуле: «Инициативно и активно участвовать в международной интеграции». Таким образом, понятие «международной интеграции» здесь больше не ограничивается только рамками «экономики», а распространяется и на другие области, а именно - политику, оборону, безопасность, культуру, социальные отношения и т. п. Планы международной интеграции Вьетнама от съезда к съезду приобретали диалектический характер. Так, если в разделах о внешней политике VII и VIII съездов партии заявлялось, что Вьетнам «хочет быть другом», а в документах IX съезда добавлялось: «другом и достойным доверия партнером», то XI съезд КПВ усовершенствовал эту формулу и добавил новое словосочетание: «Вьетнам является ответственным членом международного сообщества». Диалектическое развитие этого словосочетания отражает этапы взросления вьетнамской дипломатии: Вьетнам все более инициативно и ответственно участвует в двусторонних и многосторонних механизмах как в своем регионе, так и в глобальном плане. 18 Раздел первый. Внешняя политика СРВ О внешнеполитических ориентирах. XI съезд КПВ указал: «Решать существующие погранично-территориальные проблемы с заинтересованными странами; отдавать приоритет развитию отношений со странами АСЕАН, с соседними странами, с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, с великими державами, с традиционно дружественными странами; расширять внешнеполитические отношения по линии партии; развивать народную дипломатию». Итак, один из приоритетных ориентиров внешней политики Вьетнама - это укреплять отношения дружбы и сотрудничества с соседними странами и с государствами - членами АСЕАН, параллельно с этим развивать двусторонние отношения с каждым членом АСЕАН в отдельности и одновременно со всей АСЕАН как международной региональной организацией. Тот факт, что в 1995 г. Вьетнам официально стал членом АСЕАН - это очень важное событие в политической жизни страны. За прошедшие почти 20 лет Вьетнам активно участвовал в деятельности АСЕАН, выступил со многими инициативами, направленными на укрепление этой организации, и тем самым внес немалый вклад в дело упрочения ее позиций на международной арене. Вьетнам считает, что АСЕАН и ее Региональный форум по вопросам мира и безопасности (АРФ) играют важную роль в укреплении мира, безопасности и сохранении стабильности как в Юго-Восточной Азии, так и в АТР в целом. Общая картина событий в ЮВА за последние годы свидетельствует, что то тут, то там все еще происходят мелкие вооруженные конфликты, вызванные погранично-территориальными проблемами; в ряде государств все еще существуют конфликты на национально-расовой и религиозной почве; имеют тенденцию к постоянному росту нетрадиционные угрозы безопасности - эпидемии, стихийные бедствия, - касающиеся природы и окружающей среды, организованная преступность... В этой ситуации Вьетнам считает, что государства ЮВА должны активно участвовать прежде всего в уже имеющихся механизмах безопасности и сотрудничества, таких как асеановские Политический совет по вопросам безопасности (APSC), Экономическое сообщество (АЕС), Социально-культурное сообщество (ASCC) и, особенно, Региональный форум по вопросам мира и безопасности в целях превращения ЮВА в регион мира, стабильности и процветания. Раздел первый. Внешняя политика СРВ 19 Сотрудничество с АСЕАН через Региональный форум по вопросам мира и безопасности с участием стран - партнеров по диалогу, таких как США, Китай, Япония, Индия, Россия, играло и играет позитивную роль в деле поддержания стабильности и безопасности в АТР. Что касается участия в деятельности АСЕАН, то Вьетнам придерживается следующего курса: «Проявлять инициативность, активность и ответственность и вместе со всеми странами строить мощное Сообщество АСЕАН, наращивать отношения с партнерами, продолжать играть важную роль в сфере сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Исходя из этого ориентира, Вьетнам рассматривает участие в деятельности АСЕАН как одно из приоритетных направлений своей внешней политики, равное по значимости с усилением отношений сотрудничества и традиционной дружбы с соседними странами, имеющими общую границу с Вьетнамом. В настоящее время тот факт, что г-н Лe Лыонг Минь, бывший замминистра иностранных дел Вьетнама, выполняет функции Генерального секретаря АСЕАН на период 2013-2017 г.г., может стать хорошей возможностью для того, чтобы Вьетнам внес еще больший вклад в дело строительства мощного Сообщества АСЕАН. В числе внешнеполитических ориентиров Вьетнам уделяет важное внимание проблеме территориальных споров в Юж-но-Китайском море (ЮКМ). Действительно, в последние годы спорная ситуация в ЮКМ становится все более напряженной в связи с тем, в частности, что большое число китайских кораблей и катеров вторгается в морское пространство Вьетнама. Они незаконно задерживают вьетнамских рыбаков и даже нагло открывают огонь на поражение по их лодкам. Более того, Китай обнародовал карту с рисунком в виде «коровьего языка», согласно которой чуть ли не всё ЮКМ - территория Китая, что является серьезным нарушением территориального суверенитета стран, омываемых водами этого моря, прежде всего Вьетнама, Филиппин, Брунея и Малайзии. Эти действия Китая создают угрозу интересам соседних стран, угрожают миру, безопасности и стабильности в районе ЮКМ. 20 Раздел первый. Внешняя политика СРВ В этой ситуации позиция Вьетнама состоит в том, что территориальные и иные споры в пространстве АТР, в том числе и в ЮКМ, должны решаться мирными средствами, на основе действующего международного права, прежде всего Устава ООН и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.; не должны использоваться сила или угроза ее применения; Вьетнам выступает за полную и эффективную реализацию Декларации о поведении сторон в ЮКМ от 2002 г. (DOC), Декларации о 6 принципах АСЕАН по ЮКМ и предлагает возможно скорее продвигаться к принятию Кодекса поведения государств в ЮКМ (СОС). II. Внешнеполитические достижения в период обновления Развивая крупные успехи, достигнутые за более чем три десятилетия реализации политики обновления (с 1985 г. по настоящее время), Вьетнам одновременно активно проводил внешнюю политику независимости, самостоятельности, диверсификации и многовекторности международных отношений, следовал курсом, согласно которому он готов быть другом, достойным доверия партнером, занимающим ответственную позицию по отношению ко всем странам международного сообщества. Боролся за мир, независимость и развитие. Основные результаты в области внешней политики выражаются в следующем. Во-первых, самый важный и всеобъемлющий результат: Вьетнам наметил и успешно воплотил в жизнь политику мира, диверсификации и многовекторности отношений со всеми странами. Это явилось важным вкладом в дело обеспечения международных условий мира, создало благоприятную внешнюю среду для осуществления двух стратегических задач - строительства и защиты Родины - социалистического Вьетнама; Во-вторых, внешнеполитические отношения Вьетнама с каждым днем расширяются и углубляются, внося вклад в дальней Раздел первый. Внешняя политика СРВ 21 шее укрепление авторитета и позиций страны. Вьетнам стремился развивать отношения с соседними странами; установил и повышал стратегические отношения со многими важными партнерами, прежде всего с великими державами; укреплял и развивал отношения с традиционно дружественными странами. Важные конкретные результаты: завершена демаркация сухопутной границы с Китаем; увеличено количество пограничных столбов на границе с Лаосом; сделаны первые шаги по демаркации и установке пограничных столбов на сухопутной границе с Камбоджей; начались переговоры с Китаем по делимитации района открытых вод в заливе Бакбо (Тонкинском) и форсируется работа по делимитации морских вод с заинтересованными государствами в его юго-западной части. Активно и ответственно Вьетнам участвовал в региональных и международных форумах; хорошо исполнил роль непостоянного члена Совета Безопасности ООН; внес важный вклад в строительство Сообщества государств Юго-Восточной Азии, успешно выполнил роль председателя АСЕАН и председателя Межпарламентской ассамблеи Ассоциации государств ЮВА (AIPA). Расширялись отношения с коммунистическими и рабочими партиями, с партиями левого толка, с правящими партиями и рядом других партий; продолжалось наращивание работы по линии народной дипломатии. Достигнуты позитивные результаты в работе с проживающими за рубежом соотечественниками. В полной мере выполнялись международные обязательства; вёлся открытый, откровенный диалог о свободе, демократии и правах человека. Вьетнам вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО), подписал двусторонние и многосторонние соглашения о свободной торговле с рядом важных партнеров; расширил и укрепил отношения сотрудничества со своими партнерами; внес важный вклад в формирование и расширение рынка вьетнамских товаров, услуг и инвестиций, привлек прямые иностранные инвестиции, использовал официальную помощь на цели развития (ОДА), а также помощь из других международных финансовых источников; В-третьих, Вьетнам проявил инициативу в проведении переговоров и подписании с разными странами большого числа 22 Раздел первый. Внешняя политика СРВ документов, определяющих рамки отношений дружбы и всеобъемлющего сотрудничества в XXI веке. В их числе особенно выделяются Совместное вьетнамско-российское заявление об укреплении отношений всеобъемлющего стратегического партнерства; Двустороннее вьетнамско-американское соглашение о торговле; соглашения с Китаем о сухопутной границе, о разграничении Тонкинского залива и рыболовстве; Соглашение с Индонезией о разграничении континентального шельфа и т. п. Развитие двусторонних и многосторонних отношений внесло важный вклад в укрепление мирной и стабильной международной обстановки в целях эффективного служения делу строительства и защиты нашей Родины. В-четвертых, Вьетнам достиг больших успехов в деле интеграции в мировую экономику. В развитии интеграции Вьетнам имеет много конкретных результатов, особенно в привлечении большого количества иностранных инвестиций в его экономику (с начала осуществления политики «обновления» до настоящего времени Вьетнам привлек в общей сложности около 100 млрд долл. иностранных инвестиций). В-пятых, Вьетнам широко и все более эффективно участвует в деятельности региональных организаций, таких как АСЕАН, АТЭС (в ноябре 2006 г. в Ханое успешно прошла 14-я сессия АТЭС), Форум «Азия-Европа» (ASEM), а в 2007 г. вступил в ВТО, став 150-м членом этой организации. Вклад Вьетнама в деятельность международных организаций и форумов шаг за шагом повышал его роль и позиции на международной арене. А активная деятельность СРВ в ООН еще более демонстрировала роль Вьетнама и его вклад в решение общих проблем всего мира. В-шестых, Вьетнам превращается в привлекательное место для все большего числа зарубежных туристов. Главная причина этого в том, что Вьетнам обеспечивает мирную среду, сумел сохранить политическую стабильность, обеспечивает безопасность и общественный порядок. В последние годы в среднем до 4-5 млн иностранных туристов посещают и проводят отдых во Вьетнаме, принося нашей стране немалые доходы. Это также значительный вклад внешней политики Вьетнама. Раздел первый. Внешняя политика СРВ 23 III. Вьетнамско-российские отношения 1. Характер вьетнамско-российских отношений Вьетнам всегда считал отношения как с Советским Союзом прежде, так и с Россией сегодня одним из приоритетных направлений своей внешней политики. Вьетнамско-российские отношения - это отношения традиционной дружбы, испытанные временем, в их основе - взаимное доверие, сотрудничество друг с другом как в годы жестокой войны во Вьетнаме, так и в его мирном строительстве. Вьетнамский народ никогда не забудет и всегда будет испытывать чувства благодарности за моральную и материальную поддержку в прошлом со стороны советского народа и братских социалистических стран, всего прогрессивного человечества, так же, как сегодня он благодарен России и дружественным странам за поддержку Вьетнама. После периода неизбежного застоя двусторонних отношений в 90-х годах XX в. вьетнамско-российские отношения начиная с 2000 г. стали восстанавливаться, развиваться и расширяться. Отношения «стратегического партнерства», заложенные в 2001 г., в 2012 г. повысились до уровня «отношений всеобъемлющего стратегического партнерства». Подписание двумя сторонами в ходе официального визита в Россию президента СРВ Чыонг Тан Шанга в июле 2012 г. Заявления об отношениях всеобъемлющего стратегического партнерства обозначило новую веху в истории развития наших двусторонних отношений, подняло отношения стратегического партнерства между Вьетнамом и Россией на новую высоту, носящую более всесторонний характер. 2. Содержание вьетнамско-российских отношений всеобъемлющего стратегического партнерства Вьетнамско-российские отношения всеобъемлющего стратегического партнерства находят отражение во всех сферах сотрудничества - в политике, экономике, безопасности, обороне, науке, образовании и подготовке кадров, в туризме и т. д. В сфере политики. Приобрел регулярный характер механизм встреч руководителей двух стран. Так, президент В. Путин посе 24 Раздел первый. Внешняя политика СРВ тил Вьетнам в 2001 и 2006 гг., Д. Медведев - в 2010 и 2012 гг., председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко - в 2012 г.... Вьетнамские руководители также регулярно посещают с официальными визитами Российскую Федерацию: президент страны Чыонг Тан Шанг - в июле 2012 г. и председатель Национального собрания СРВ Нгуен Шинь Хунг - в марте 2013 г. Самый недавний - это визит в РФ премьер-министра Вьетнама Нгуен Тан Зунга. В ходе этих встреч руководители двух стран договорились продолжать и развивать сложившиеся между Вьетнамом и Россией традиционные отношения в интересах народов двух стран, в интересах мира, стабильности и прогресса во всём мире. Можно сказать, что если результатом визита в РФ президента Чыонг Тан Шанга стал тот факт, что вместе с президентом В. Путиным были заложены правовые рамки вьетнамско-рос-сийских отношений всеобъемлющего стратегического партнерства, то в ходе визита в Россию премьер-министра Нгуен Тан Зунга в мае 2013 г. им вместе с председателем правительства РФ Д. Медведевым были претворены в жизнь договоренности, достигнутые между двумя президентами. В Совместном заявлении по итогам этого визита указывается: «Оба премьер-министра подчеркнули, что поднятие вьетнамско-российских отношений на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства явилось важной вехой, дало сильный толчок для развития двустороннего сотрудничества в новый период. Правительства двух стран будут тесно взаимодействовать, руководить министерствами и местными органами власти своих стран, чтобы развернуть всестороннее сотрудничество, отвечающее потребности в развитии и интересам каждой страны. В сфере экономики. Обе страны будут бороться за то, чтобы объем взаимного товарооборота с нынешних более 3,6 млрд долл. вырос до 7 млрд в 2015 г. Что касается структуры внешней торговли двух стран, то в экспорте России преобладающее место занимают химическая продукция, металлы, бензин, машины, удобрения (в 2012 г. российский экспорт вырос на 4%, достигнув 1,4 млрд долл.). В свою очередь Вьетнам экспортирует в Россию в основном сельхозпродукцию, каучук, морепродукты, Раздел первый. Внешняя политика СРВ 25 обувь, компьютеры, мобильные телефоны и др. В 2012 г. Вьетнам экспортировал в Россию товары общей стоимостью 2,3 млрд долл. Рост составил 32%. Исключительно важным является сотрудничество в нефтегазовой области и в сфере энергетики. Эффективно действует созданное во Вьетнаме в 1981 г. при помощи СССР и России совместное нефтегазовое предприятие «Вьетсовпетро» (в 2012 г. добыто сверх плана 0,93 млн т нефти; доход впервые превысил 700 трлн вьетнамских донгов, и в госбюджет поступило свыше 9 млрд долл.). Самые мощные транснациональные энергетические компании России, такие как «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», продолжают свою деятельность во Вьетнаме. Достойно внимания, что недавно в этой области произошли довольно позитивные подвижки, в том плане что сотрудничество расширяется за пределы Вьетнама на территорию России. Начали действовать совместные российско-вьетнамские нефтегазовые компании «Русвьетпетро» в Ненецком автономном округе и на Южном Урале. Кроме того, при содействии «Росатома» в центральной провинции Вьетнама Ниньтхуан ведется подготовка к строительству первой вьетнамской атомной электростанции, а также науч-но-технологического ядерного центра во Вьетнаме. В области инвестиций: в настоящее время Россия реализует во Вьетнаме 93 проекта общей стоимостью более 2,7 млрд долл., а Вьетнам имеет в России 16 проектов с общим объемом капиталов более 1,7 млрд долл. Кроме этого, Россия предоставила Вьетнаму кредит в размере 10 млрд долл. для реализации в предстоящие годы крупномасштабных проектов, что будет способствовать значительному увеличению взаимного товарооборота. Одним из важных направлений сотрудничества является развитие межрегиональных отношений. В настоящее время более 20 российских субъектов (на областном уровне) поддерживают связи с вьетнамскими партнерами. Обе стороны считают весьма перспективным сотрудничество в реализации программ развития российского Дальнего Востока. В сфере обороны и безопасности сотрудничество Вьетнама и России развивается исключительно благоприятно. Для обеспе 26 Раздел первый. Внешняя политика СРВ чения безопасности страны, особенно защиты более 3000 км морских границ и островов в Южно-Китайском море, находящихся под суверенитетом СРВ, Вьетнам нуждается в различных видах современного вооружения российского производства. В последнее время он принял от России современные фрегаты, получившие имена вьетнамских исторических деятелей, - «Динь Тьен Хоанг» и «Ли Тхай То»; принимает и будет принимать 6 дизельных подводных лодок класса Кило-636, самолеты СУ-30 МКИ, ракеты С-300, «Бастион» и др. Эти новейшие виды вооружений помогут Вьетнамской народной армии поставить заслон на пути любой авантюры, откуда бы она ни исходила, надежно защитить суверенитет нашей Родины - Вьетнама. В гуманитарной области - в сфере образования и науки. Советский Союз, а сегодня Россия оказали Вьетнаму огромную и эффективную помощь в сфере образования и подготовки кадров. Количество научных кадров Вьетнама, подготовленных ранее в СССР, составляет более 50 тыс. человек, в их числе многие стали руководителями высокого ранга или же людьми, занимавшими и занимающими ключевые позиции в работе по управлению экономикой, а также во многих других деловых сферах Вьетнама. В настоящее время в высших учебных заведениях Российской Федерации обучается свыше 6 тыс. вьетнамских студентов. Достойно внимания, что наши две страны согласовали содержание проекта межправительственного соглашения о создании в Ханое первого совместного высшего учебного заведения - Технологического вьетнамско-российского университета. В области туризма Вьетнам стремится создать самые благоприятные условия обслуживания для зарубежных туристов, в том числе и из России. В 2012 г. значительно возросло количество российских туристов, посетивших Вьетнам, достигнув рекордной цифры - около 200 тыс. человек. Мы надеемся, что благодаря красотам вьетнамской природы и особому гостеприимству вьетнамцев в ближайшие годы Вьетнам будет принимать в гости еще большее количество туристов как из России, так и из других стран. Раздел первый. Внешняя политика СРВ 27 О координации действий на международной арене. У руководства России и Вьетнама имеются общие или близкие взгляды по многим международным вопросам, в том числе о сохранении глобальной безопасности и поддержке создания нового мирового порядка - многополярного и более справедливого. Обе страны выступают за урегулирование горячих точек и спорных вопросов между государствами только мирными средствами; подчеркивают центральную роль ООН, глобальных и региональных международных организаций; считают, что, только объединив усилия всех стран, можно успешно противостоять глобальным вызовам. Для решения территориальных споров, в том числе в Южно-Китайском море, заинтересованные государства должны уважать международное право, в том числе Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. и Декларацию о поведении сторон в Южно-Китайском море 2002 г.; одновременно форсировать работу по скорейшему принятию Кодекса поведения государств в Южно-Китайском море.
×

About the authors

- Fam Suan Shon

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2014 Fam Suan Shon -.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies