Asia: Challenges for Russia. Review on the collective monograph “Asian models of reforming. Opportunities and challenges for Russia”

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In the monograph «Asian models of reform. Opportunities and challenges for Russia» a team of leading Russian orientalists-economists explores the transformation of socio-economic systems and the creation of conditions for the sustainable development of Eastern countries that were previously a part of the world socialist system: China, Vietnam, North Korea, Mongolia.

Full Text

Рецензируемая монография представляет собой третий том трёхтомного издания Института экономики РАН «Постсоциалистический мир: итоги трансформации», выпуск которого начался в 2017 г. под общей редакцией С.П. Глинкиной[18]. Авторский коллектив третьего тома включает маститых российских востоковедов: В.Я. Портякова, Л.И. Кондрашову, Г.Д. Толорая, Л.А. Аносову, М.Е. Тригубенко и молодых сотрудников Центра российской стратегии в Азии ИЭ РАН В.О. Горбачёву, А.А. Яковлева. Работа над этим изданием продолжает исследование социально-экономических проблем стран социалистического содружества, которые вел Институт экономики мировой социалистической системы АН СССР, впоследствии влившийся в состав Института экономики РАН. Ведущие специалисты по азиатским странам - бывшим членам социалистического лагеря - дали обобщенный анализ положения в этих странах в постсоциалистический период - в условиях рыночной экономики и обновленной политической системы. Первая глава рецензируемого тома - «Реформы экономической модели Китая» раскрывает общий ход преобразований и развитие рыночных отношений, посвящена рассмотрению реформы отношений собственности, финансовой реформы, реформы социальной сферы, проблем нового образа жизни, социальной дифференциации в обществе и путей её преодоления, некоторых особенностей социальной политики Китая. В комплексе исследуемых проблем реформирования экономической модели Китая основной упор делается авторами на проблемы социальной сферы в силу того, что численность населения страны достигла 1 млрд 400 млн человек, что требует для развития национальной экономики на принципах многоукладного хозяйствования и её модернизации решения в первую очередь социальных проблем. Вторая глава, именуемая «Рыночные преобразования и стратегия превращения Вьетнама в экономически развитое государство Юго-Восточной Азии» представляет сравнительный анализ итогов изменений в экономике, проявившихся в ходе трех этапов (периодов) развития: - 1976-1985 гг. - после государственного объединения Северного и Южного Вьетнама в Социалистическую Республику Вьетнам, - 1986-2000 гг.- после перехода страны к рыночной экономике, - 17-летний период нового столетия, изучаемый с точки зрения разработки стратегии устойчивого развития Вьетнама. В главе убедительно раскрыты главные положительные достижения Вьетнама за 30 лет экономической трансформации: 1. Обеспечен устойчивый экономический рост. Вьетнам вошёл в число государств с высокими темпами роста ВВП свыше 6% в 2015-2018 гг. и рекордно низкой инфляцией. 2. Впечатляющий рост внешней торговли с 30 млрд долл США в 2000 г. до 430 млрд долл США в 2017 г. и завоевание новых рынков. Сегодня в группу основных торгующих с Социалистической Республикой Вьетнам государств входят такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Республика Корея, КНР, Тайвань и Сингапур. Росту торговли способствует активное участие Вьетнама более чем в 16 Зонах свободной торговли в многостороннем формате с АСЕАН и в двустороннем формате со странами мира. Сотрудничество Социалистической Республикой Вьетнам с Российской Федерацией в формате Зоны свободной торговли «ЕАЭС-СРВ» позволило увеличить взаимные обмены с 3,9 до 5,3 млрд долл США (в целом с ЕАЭС до 5,9 млрд долл) за 2015- 2017 гг. Власти рассчитывают на рост товарооборота до 10 млрд долл США в 2020 г. 3. В социальной сфере происходит увеличение и выравнивание уровня доходов населения. Доля бедных семей сократилось до 7%, доля безработных во Вьетнаме колеблется в пределах 2-4%. 4. Развивается наука, здравоохранение и образование. Вьетнам переходит к инновационной модели экономики и сокращает разрыв с развитыми странами-членами АСЕАН. Понятно, что самой трудной для объективного научного анализа итогов 25 лет трансформации была Корейская Народно-Демократическая Республика (третья глава). Сложным оказался поиск ответа на главный вопрос: можно ли считать достаточными для будущего воссоединения Севера и Юга экономические реформы, начатые в конце управления Ким Чен Ира и весьма успешные инновации в 2014-2018 гг. преемника власти Ким Чен Ына? Как влияют на это атомные испытания КНДР, которые, вопреки обещаниям Ким Чен Ына, пока не заморожены? Тем не менее, достоинством данной главы, несомненно, следует признать то, что ней подробно описаны экономические инновации в условиях отсутствия изменений во внутренней и внешней политике Пхеньяна. Авторы главы высказывают свое экспертное мнение в отношении реформы управления промышленностью, организации зон свободной торговли с Китаем и Россией, обновления научно-технологического потенциала, развитие международного туризма. Суждение экспертов логично вписано в текст, подводя итоги материалу, посвященному описанию событий и складывающейся ситуации. Большой интерес представляет четвертая глава, посвященная Монголии, особенно в связи с тем, что проблемы развития этой страны достаточно редко входят в сферу интересов современных российских исследователей. После падения СССР Монголия, 95% всего внешнеторгового оборота и 70% всех инвестиций которой приходилась на Советский Союз, пережила очень непростой этап в своем развитии. Существуя в последнее десятилетие XX в. благодаря поддержке МВФ, членом которого она стала в 1991 г., она вступила в новый XXI в. Получая кредиты и помощь от других стран, Монголия применила метод шоковой терапии, что кардинально изменило внутреннюю и внешнюю политику этой страны. В Монголию пришли крупные западные инвестиционные компании для разработки больших ресурсов полезных ископаемых. Здесь начал работать российский бизнес. Усилилось присутствие Китая и его противостояние с Россией. Монголия включилась в работу ШОС в качестве наблюдателя, стала участвовать в саммитах АТЭС. В представленном анализе трансформации социально -экономических отношений в Монголии авторы раскрывают особенности монгольского опыта, доказавшего возможность проведения социально-экономических трансформаций без переходного периода, но с опорой на внушительную зарубежную помощь. В заключительной части рецензируемого тома обобщён опыт Китая, Вьетнама, Монголии и КНДР и представлен перспективный прогноз их дальнейшего развития. Авторы исследования пришли к выводу об ослаблении влияния России в Восточной Азии, куда в XXI в. переместился центр мировой экономической мощи. Отмечая безусловную важность и значимость настоящей монографии, следует выделить отдельные тематические направления, не включенные в данный том, раскрытие которых хотелось бы ожидать от авторов исследования в ближайшем будущем. Так, например, очень интересной темой представляется определение среднесрочной перспективы встраивания Китая, Вьетнама, Монголии и КНДР в глобальные и региональные хозяйственные цепочки, анализ рисков и угроз развития этих стран в условиях быстро меняющего мира и возрастания его нестабильности. Еще одной актуальной опцией, развивающей данное исследование, мог бы стать анализ влиянии антироссийских санкций на сотрудничество Российской Федерации с рассмотренными странами Восточной Азии. В сопоставлении с анализом влияния торговых войн США и Китая на китайскую экономику, этот материал мог бы добавить «остроты» в описание проблем современной действительности. И, безусловно, не стоит «снимать со счетов» вопрос сохранения отдельными из ряда рассматриваемых стран пусть и трансформируемой / развиваемой, но социалистической политической системы. Отмечая сохранение социализма в Азии в современных рыночных условиях, авторы монографии не показали национальную специфику политики Китая и Вьетнама по выбору нового пути развития. К сохранению принципов социализма, кроме указанных в книге, присоединились Лаос и Камбоджа, что подтвердили на своих партийных съездах, а ранее это сделала также Мьянма. Тем не менее, следует признать, что рецензируемая монография раскрывает результаты научного исследования одной из самых сложных проблем современности: трансформации социально-экономических систем и создания условий для устойчивого развития стран, ранее входивших в мировую социалистическую систему. И изучение этих результатов представляет большой интерес.
×

About the authors

Lyudmila S. Kabir

NIFI, Ministry of Finance of Russia

Email: lkabir@yandex.ru
Doctor of Economics, Professor,the Russian Academy of Sciences, Chief Researcher, Center for International Finance, FFI, NIFI, Ministry of Finance of Russia

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Kabir L.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies