Unique ethnographic Museum of small nations Tainguen plateau in Dalat


Cite item

Full Text

Abstract

The article presents private ethnographic collection of the plateau Tay Nguyen minorities, which was gathered more than 30 years by the resident of Dalat city Mr. Dang Minh Tam (Lam Dong province).

Full Text

Введение Современный Вьетнам является многонациональной страной. Согласно Перечню народов СРВ, приведенному по итогам переписи 1979 г., в стране насчитывается 54 этнических образования, которые квалифицируются как народы1. По официальным данным 2016 г., население Вьетнама составляет 91,713 млн человек. Это означает, что по численности среди стран Юго-Восточной Азии оно занимает 3-е место (после Индонезии и Филиппин), среди азиатских стран стоит на 8-м месте, а в мировой иерархии - на 13-м2. Кини (или вьеты) во Вьетнаме являются наиболее многочисленным народом, составляющим около 86 % населения страны. Соответственно, численность остальных 53 народов, относящихся к категории национальных меньшинств3, составляет примерно 14 % населения. Из национальных меньшинств Вьетнама к наиболее крупным относятся следующие: тай (1 млн 626 тыс. человек), тхай (1 млн 550 тыс.), мыонг (1 млн 269 тыс.), кхмер (1 млн 261 тыс.) и монг, или хмонг, мео (1 млн 68 тыс. человек). Приближаются к ним по численности народы нунг и хоа (этнические китайцы), а также зао (май, миен). Самыми малочисленными народами во Вьетнаме являются такие небольшие мон-кхмерские народы, как оду, брау и ромам. Численность каждого из них составляет около 400 человек4. Вьетнам ещё с момента провозглашения независимости и образования Демократической Республики (2 августа 1945 г.) стал проводить в отношении малых народов политику, направленную на их сохранение и прогресс, закрепляя их право на развитие собственной культуры. Государство поощряет и стимулирует право каждого народа пользоваться родным языком, своей письменностью для сохранения традиционной культуры и идентичности. Оно помогает бесписьменным малым народам в создании своей письменности. Языковая политика Вьетнама отражена в основном законе страны. Так, в ст. 5 Конституции СРВ 2013 г. говорится: «Социалистическая Республика Вьетнам - единое государство всех национальностей, совместно проживающих на земле Вьетнама. Государство осуществляет политику равноправия национальностей, их консолидацию и взаимопомощь, строго запрещает любые действия, унижающие национальности и ведущие к их расколу. Каждая национальность имеет право говорить и писать на родном языке, сохранять и развивать свои прекрасные нравы, обычаи, традиции и культуру. Государство осуществляет политику всестороннего повышения и развития материальной и духовной жизни малых народов»5. На очередном XII съезде Компартии Вьетнама, состоявшемся в Ханое в январе 2016 г., отмечено, что КПВ постоянно уделяет большое внимание национальной политике, заботится о единстве всех национальностей, создает условия для зримых перемен в экономическом, культурном, социальном развитии в районах проживания малых народов, прежде всего Тэйбака, Тэйнгуена, Юго-Западного Намбо, южного побережья Центрального Вьетнама. Съезд указал на необходимость создания условий для развития этих регионов и территорий, испытывающих трудности. Особенно было обращено внимание на необходимость формирования кадров из числа малых народов, на усиление контроля и проверку выполнения решений партийных и государственных органов всех уровней в области национальных отношений6. И нужно отметить, что указания съезда не повисли в воздухе. Практически сразу же после съезда телеканал VTC по заказу Министерства информации и коммуникаций Вьетнама запустил показ новой телепрограммы о малочисленных народностях Вьетнама под названием «В горный край». В серии телевизионных очерков рассказывалось о народностях лоло, патхен, пупео, колао, бои, лаху, фула, лы, мант, шила, конг, лаха, оду, чыт, ромам и брау. Два телеочерка были посвящены культурным особенностям нацменьшинств и проводимой политике предоставления льгот самым малочисленным этносам. Замминистра информации и коммуникаций СРВ Чыонг Минь Туан прокомментировал эту работу так: «Мы хотим с помощью телевизионных программ о малочисленных народностях показать людям влияние разных факторов на их самобытность и культурную жизнь. В этой телепередаче показаны редкие кадры, снятые в малодоступных краях и рассказывающие о больших секретах и тайнах местных жителей. Мы можем увидеть, как трудно и практически невозможно восстановить утраченные этими народностями традиции»7. Действительно, телепрограмма «В горный край» показывает реальную жизнь представителей нацменьшинств и призывает проводить политику, направленную на сохранение их национального своеобразия, побуждает административные органы соответствующих провинций оказывать им всяческую поддержку и помощь. Эта передача транслируется на телеканале цифрового телевидения VTC и на радио «Голос Вьетнама» уже год. Приведем еще один пример внимания к жизни малых народов Вьетнама и выполнения решений XII съезда КПВ. В марте 2016 г. в Краеведческом музее пров. Контум прошла большая выставка деревянных скульптур, народных музыкальных инструментов и других артефактов, изготовленных руками представителей малых народностей плато Тэйнгуен. Данная выставка, в которой участвовали представители пяти провинций высокогорного района (Зялай, Даклак, Дакнонг, Ламдонг и Контум), состоялась в рамках Фестиваля культуры малых народов, проживающих на плато Тэйнгуен, который проходил в пров. Контум уже в третий раз. Нужно сказать также о том, что во многих (если не во всех) центральных и провинциальных музеях Вьетнама представлены разделы, рассказывающие о кинях (вьетах) - титульной нации, а также о жителях регионов, включая малые народы, проживающие в них. Таким, например, является Краеведческий музей г. Далат (пров. Ламдонг). Это довольно крупный музей, располагающийся во дворце Нгуен Хыу Хао - отца жены императора Бао Дая. В этом дворце имеется девять выставочных залов, в которых демонстрируются экспонаты, относящиеся к разным периодам истории Вьетнама и отдельно Далата, - от древних археологических раскопок до экспонатов времен французской колонизации и американской войны. В музее представлен богатый этнографический материал: старинные гончарные изделия, предметы быта, музыкальные инструменты, одежда и другие сохранившиеся раритеты местных народностей. Проживающие на плато Тэйнгуен нацменьшинства представляют интерес для исследования у историков и этнологов благодаря их уникальной культуре и образу жизни, в которых значительное место занимают общинные и родственные отношения. Распространенная издревле среди народов, проживающих на плоскогорье, традиция игры на гонгах в 2005 г. была внесена ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества. Этнографическое исследование малых народов Вьетнама имеет большое значение не только для решения теоретических проблем этнологии, но и для планирования и осуществления программ, мероприятий по социально-экономическому подъему и развитию народов данного региона, о чем говорилось на XII съезде КПВ. В этом отношении большую научно-практическую ценность представляет также частная этнографическая коллекция предметов материальной и духовной культуры народов плато Тэйнгуен, которую собрал более чем за 30 лет своей жизни житель г. Далата Данг Минь Там. Тэйнгуен - особый историко-этнографический регион Вьетнама Плато Тэйнгуен находится в юго-западной части Центрального Вьетнама. Этот регион представляет собой особую историко-этнографическую область, где расположены провинции Контум, Зялай, Даклак, Дакнонг и Ламдонг. Его площадь составляет 54 641 кв. км, что равно почти шестой части территории всей страны. Большую часть Тэйнгуена составляют горы и возвышенности, покрытые лесами. Средняя их высота над уровнем моря относительно небольшая - колеблется о 500 до 900 м. Над этой платформой возвышаются горные вершины, такие как Нгоклинь (2589 м), Чыонгшон (2405 м), Лангбиан (2163 м), Бидуп (2287 м). Вьетнамцы иногда называют этот регион «Тхыоиг», что значит Высокогорный, а людей, проживающих здесь, тхыонгами, т. е. горцами. Здесь берут начало многочисленные реки, принадлежащие бассейну могучего Меконга. Имеется немало озер, образовавшихся на месте кратеров потухших вулканов. С гор плато по узким долинам текут быстрые горные реки и ручьи, изобилующие порогами и водопадами. Наиболее крупные из них: Кронг Ана, Кронг По и Кронг Па8. Климат высокогорья тропический, муссонный с характерными для всего Вьетнама двумя сезонами: одним - сухим и относительно прохладным, и другим - дождливым и жарким. Но все же тропический характер в данном регионе, особенно в районе Далата, выражен не так ярко, как в других областях страны. Растительный и животный мир Тэйнгуена характеризуются большим видовым разнообразием флоры и фауны, характерным для тропического пояса. Недра плато богаты полезными ископаемыми. Имеются месторождения бокситов, цинка, олова, золота и других ископаемых. Однако, несмотря на благоприятные природные условия и богатство природных ресурсов, Тэйнгуен остается еще слаборазвитой и малоосвоенной территорией Вьетнама9. Это объясняется как географическими, так и, в большей степени, историческими причинами. Регион Тэйнгуен является прародиной многих малых народов и этнических общностей. Согласно упомянутому Перечню народов Вьетнама, здесь проживали 12 этносов, говорящих на языках и диалектах двух лингвистических семей: монкхмерской (банары, седан- ги, ма, кохо, мнонги, зе-чиенги, рмам и брау) и малайско-полинезийской (джараи, эдэ, раглаи и тюру)111. Кроме этих коренных народов на плато живут переселившиеся сюда вьеты, тхай, таи, мыонги и др. В силу того, что средой обитания народов плато Тэйнгуен являются горы и лес, их основной формой хозяйства с древности является подеечно-огневое земледелие, которое в сочетании с низким уровнем производительных сил способствовало длительному сохранению родственных и общинных отношений и отставанию в становлении новой (более прогрессивной) общественной формации. Природно-географические условия плато были благоприятны для занятий собирательством и охотой, а также земледелием. В силу относительной изоляции от равнинных районов, населенных наиболее развитыми народами, в обществе народностей высокогорья товарное производство было неразвито. У жителей Тэйнгуена товарный обмен распространен лишь в потребительских целях. Тэйнгуен к тому же с первых веков нашей эры являлся ареной многочисленных войн и сражений с захватчиками. В древности в течение многих веков на его территории происходили жестокие войны между государством Тямпа и кхмерскими королевствами Фунань, а затем Ченла. Их целью был захват данного плато и установление над его народами своего господства. Многовековые распри и столкновения принесли горцам много несчастий. Захватывая территории ила- то, поработители облагали горцев большими налогами, заставляя их выплачивать дань и поставлять мужчин для службы в армии. Королевство Тямпа владычествовало над населением плато в течение трех веков - с XIII по XV11. Во второй половине XIX в. французы в ходе колониальной экспансии захватили плато Тэйнгуен и нещадно эксплуатировали тхы- онгов. Они интенсивно вели его экономическое освоение: разрабатывали горнорудные месторождения, создавали чайные, кофейные, гевейные и другие плантации, вывозя в метрополию горнорудное сырье, а также рис, кофе, чай, каучук, артишок и другие сельскохозяйственные продукты. При этом извлекали сверхприбыль путем эксплуатации дешевой рабочей силы. На смену местному самоуправлению пришли ими назначенные чиновники. В каждой деревне французы назначали своего начальника, который служил опорой их власти. Следуя политике «разделяй и властвуй», французские колонизаторы превратили Тэйнгуен в изолированный от киней «автономный район»12. Наряду с вьетами, восставшими на борьбу с французами, тхыон- ги также оказывали сопротивление колонизаторам. Движение сопротивления в Тэйнгуене возглавили вожди горцев - Н'Транг Лонг и Сам Брам. Но все их попытки вооруженного сопротивления терпели неудачу13. В рамках Республики Вьетнам, созданной американцами в южной половине страны, положение малых народов Тэйнгуен фактически продолжало оставаться прежним. После заключения Женевских соглашений 1954 г. южновьетнамский президент Нго Динь Зьем взял курс на ассимиляцию горных народов. Он заменил местных управленцев из числа горцев на этнических вьетов. Были выпущены законы, запрещавшие местному населению владеть собственной землей. Было запрещено преподавание на родных языках, переименовывались топонимы на плато, а жителей заставляли брать вьетнамские имена. Малым народам запрещалось носить традиционную одежду и строить дома в привычном стиле. И только после освобождения Южного Вьетнама (30 апреля 1975 г.) от власти проамериканского режима все народы плато Тэйнгуен вошли в состав СРВ, и их положение стало меняться коренным образом14. Этнографическая коллекция Данг Минь Тама - хранителя уникальной культуры малых народов плоскогорья Тэйнгуен Данг Минь Там является этнографом не по профессии, а по призванию. Он также не является представителем малых народностей Тэйнгуен. Родился он в северовьетнамской провинции Намдинь в 1962 г. в семье преподавателя. Будучи хорошо образованным кинем, получившим три высших образования (юридическое, медицинское и военное), майор Данг Минь Там еще в 17-летнем возрасте заинтересовался малыми народностями плоскогорья Тэйнгуен. Толчком для этого послужила его служба в армии. И, в частности, то, что его воинская часть находилась в освобожденных районах плато, где проживали тхыонги. Оказавшись там, он стал скрупулезно собирать этнографический материал о народностях плоскогорья - горных тя- мах, эде, зярай, бана, седанг, коту, стиенг, тьру и др. По долгу службы ему приходилось долго находиться среди них, и он все глубже погружался в жизнь горцев, их быт, самобытную культуру, постепенно накапливая глубокие этнографические знания о местном населении плато. Данг Минь Там многому научился у малых народностей плоскогорья: выучил языки некоторых из них, научился играть на 50 различных местных музыкальных инструментах. В собранной им за 40 без малого лет этнографической коллекции насчитывается (по его собственным подсчетам) 30 ООО артефактов и 1 ООО фотографий. Его коллекция, по признанию многих вьетнамских этнографов, наиболее полно отражает культуру народностей Тэйнгуен. Коллекция размещена на трех этажах в его доме по ул. Лыонг Тхе Винь, 27 в Далате. В сущности, это настоящий этнографический музей, в котором широко представлены уникальные предметы быта малых народностей, их домашняя утварь, охотничье оружие, одежда, музыкальные инструменты, украшения и т. д. В коллекции имеется большое разнообразие барабанов, включая бронзовые и кожаные. Есть даже кресло вождя одного из горных племен, выполненное весьма оригинально, с включением бивней слона. Все собранные Данг Минь Тамом предметы - это настоящее этнографическое сокровище. Этнографическая коллекция Данг Минь Тама включает 10 разделов: 1. Музыкальные инструменты горных народов Тэйнгуен. Известно, что тхыонги славятся богатством и разнообразием своих музыкальных инструментов. Важное место в их ряду занимают ударные инструменты: барабаны, гонги и ксилофоны. Существует даже предположение, что плато Тэйнгуен является одним из очагов возникновения бронзовых гонгов15. Мировую известность имеет найденный здесь древний каменный ксилофон, состоящий из 11 плоских каменных плит разного размера и веса16. Кроме того, горцы Тэйнгуена используют ксилофон, сделанный из бамбуковых трубок, так называемый трынг - на нем играют двумя деревянными палочками толо, а также разнообразные виды флейт сао. Разные виды таких музыкальных инструментов богато представлены в коллекции Данг Минь Тама. Особенно много разнообразных барабанов. Здесь имеются бронзовые барабаны, барабаны, сделанные из кожи животных (слона, оленей, буйвола, лошади). Причем, имеются очень древние раритеты. Особенно это касается гонгов, деревянных инструментов, струнных и духовых. 2. Орудия труда. Традиционной формой хозяйства у народов Тэйнгуена является подсечно-огневое земледелие. Главное место в нем занимает суходольный рис, который служит основным продуктом питания для местного населения. Способы и операции подсечно-огневого земледелия у всех народов плато примерно одинаковые. Вырубка и выкорчевывание кустов и мелких деревьев с последующим их сжиганием начинается в январе и заканчивается в марте. Затем в мае, когда начинается дождливый сезон, сеют рис и кукурузу. В октябре приступают к сбору урожая. В коллекции представлено много орудий земледелия: плуги, бороны, топоры для вырубки и выкорчевывания кустов и деревьев, мотыги для возделывания риса, серпы для жатвы. В этом разделе также представлены металлические и деревянные орудия труда. 3. Орудия для собирательства. Собирательство у народов Тэйнгуена с древности служило дополнительным источником пополнения запасов пищи, особенно в период, предшествующий сбору нового урожая, когда запасы риса обычно заканчиваются. Жители плато собирают грибы, лесные фрукты, бамбуковые побеги, коренья и другие лесные дары. В этом разделе коллекции представлены различные плетеные заплечные корзины для переноски этих продуктов, а также приспособления для сбора меда. 4. Орудия, предназначенные для охоты. После посева, а также после сбора урожая горцы выходят на охоту. Они охотятся на оленей, кабанов и других животных и птиц. Есть даже охотники на слонов. Пойманных слонов они используют при транспортировке крупных и тяжелых грузов, а также для продажи и обмена. В разделе, включающем все, что касается охоты, представлено охотничье оружие, приспособления для ловли лесных слонов и слонят и других лесных зверей и птиц, всевозможные луки и стрелы. 5. Рыбная ловля. Горцы Тэйнгуена ловят рыб, лягушек, маленьких крабов и улиток. Все это также является дополнением к их основному рациону питания. В этом разделе коллекции представлены различного рода ловушки-плетенки из бамбука, ставки и садки. Но самым грандиозным экспонатом в этом разделе является лодка, служившая транспортным средством для перевозки людей и грузов, целиком выдолбленная из ствола огромного дерева. Длина лодки составляет около 6 м. 6. Ремесла и домашние промыслы. Ремесла и домашние промыслы занимают второстепенное место в жизни малых народов плато. Необходимые для жизни предметы они изготовляют в свободное время. Из домашних промыслов и ремесел в коллекции хорошо представлено плетение, гончарное и кузнецкое дело, а также ткачество. В этом разделе собраны предметы, относящиеся к кузнечному делу. Здесь имеются приспособления для поддержания огня, молоты и различного рода молотки, наковальни, точильные и шлифовальные приспособления для заточки ножей и серпов. 7. Ткацкое дело и одежда. В этом разделе представлены приспособления для сучения пряжи, изготовления нитей, своеобразные прялки и станки для изготовления тканей и образцы получаемых тканей и одежда. Одежда тхыонгов довольно однообразна, проста по фасону и покрою. И это несмотря на то, что они расселены на огромной территории плато и принадлежат к различным этническим группам. По признаку одежды практически нельзя отличить представителей разных народов Тэйнгуена друг от друга. У всех горцев будничная, праздничная и даже ритуальная одежда в основном одна и та же. Единственное различие между ними заключается лишь в том, что новая одежда служит праздничным нарядом, а старая, поношенная - рабочим, повседневным17. Одежда у этих народов не делится на летнюю и зимнюю. В холодные дни горцы носят большой кусок хлопчатобумажной ткани, концы которого перекрещиваются на груди, чтобы защититься от холода. Мужчины носят набедренные повязки и куртки, а женщины юбки и кофты. Цвет тканей, используемых для пошива одежды, преимущественно темный с некоторым количеством полос белого, красного и синего цвета, формирующих геометрический орнамент в виде треугольников и параллельных линий. Головные уборы и обувь тхыонги не носят18. Правда, в последнее время, в результате расширения контактов с вьетами, у горцев плато широкое распространение получили вьетские и европейские костюмы, в особенности у молодежи. Несколько образцов такой одежды, по существу ничем не отличающейся от современной вьете кой, также представлено в коллекции. 8. Украшения. К разряду наиболее ярких этнокульурных особенностей малых народов плато Тэйегуен относятся украшения. Представлены украшения двух типов. К первому типу относятся украшения, наносимые посредством некоторых операций на теле человека. К ним относятся татуировки, подпиливание зубов, прокалывание мочек ушей, ношение массивных серег. Из-за этих специфических украшений вьеты раньше называли тхыонгов «людьми с подпиленными зубами и длинными ушами»19. До недавнего времени всем местным юношам и девушкам, достигшим 14-15 лет, спиливали 4 или 6 верхних передних зубов. Это делалось в качестве одного из приемов возрастной инициации. Тхыонги считали, что человек с передними неподпиленными зубами похож на тигра211. Молодой горец, не спиливший передние зубы, не имел права вступать в брак. Следующая этнокультурная особенность тхыонгов заключается в том, что они неравнодушны к украшениям (предметам). Они любят носить кольца, браслеты на руках и надевать нашейные кольца с подвесками из тигровых или змеиных клыков, а также серьги в мочках ушей. Такие серьги обычно представляют собой большие диски из слоновой кости. Их вес приводил к удлинению мочек. Этот обычай также рассматривается как способ возрастной инициации21. У некоторых горцев, обитающих на западе вдоль лаосской границы, было принято татуировать бедра изображениями драконов, тигров, а также наносить точки вокруг рта22. Однако почти все указанные обычаи сегодня уже ушли из жизни народов данного региона. В рассматриваемой этнографической коллекции в разделе, относящемся к украшениям, собраны различные шейные, ручные и ножные браслеты, серьги, мужские и женские свадебные украшения. Причем все украшения выполнены из разного материала: есть из слоновой кости, из золота, бронзы, из ценных пород дерева. 9. Домашняя утварь. Домашняя утварь у тхыонгов достаточно проста и непритязательна. Несмотря на то что живут они среди лесов, богатых разными ценными породами деревьев, мебели в их домах почти совсем нет. Кровати появились только в последние десятилетия (после освобождения Юга). И то появились в семьях, проживающих по соседству с вьетами. Большинство горцев спят прямо на полу в свайных домах или на бамбуковых лежанках. Роль шкафа в их домах выполняют бамбуковые корзины, в которые складывают одежду, нитки, украшения и другие мелкие вещи. Самыми ценными предметами у тхыонгов считаются бронзовые гонги и глиняные кувшины, выполняющие ритуальное предназначение, связанное с анимистическими представлениями их владельцев и не являющиеся предметами повседневного обихода. Мужчины тхьгонги заядлые курильщики. Они делают сигареты из высушенного табака. Используют табак также в нарезанном виде, для обертки берут листья банана или бумагу. Пользуются также трубками, сделанными ими из дерева или бронзы23. Они также любят алкогольные напитки, приготовляя их из риса, кукурузы и маниока. Вино тхыонги хранят в специальных больших кувшинах и пьют его через длинные бамбуковые трубки. В разделе коллекции, посвященном домашней утвари, представлено много заплечных бамбуковых корзин для переноски самых разных предметов и продуктов. В том числе дров, хвороста, земли, воды. Хранится также много глиняных сосудов разных размеров для риса, кукурузы, вина и другого. 10. Ритуалы и праздники народов Тэйнгуена. Важное место в духовной жизни тхыонгов занимают праздники. Самым главным из них является Праздник нового урожая, совпадающий с наступлением весны. Но это не праздник Нового года, как считают некоторые исследователи. В действительности, у народов плато Тэйнгуен нет понятия «год», а существует лишь понятие «сезон выращивания риса». Праздник нового урожая устраивается в честь окончания сева и созревания весеннего урожая. Обязательным культовым действием во время такого праздника является принесение буйвола в жертву духам24. Много церемоний у горцев связано с важнейшими событиями в жизни человека: празднество по случаю рождения ребенка, свадебные обряды и погребальные обряды. При проведении ритуалов тхыонги исполняют особые песни, сюжет которых тесно связан с целью конкретных обрядов. Горцы Тэйнгуена верят в духов. Список объектов поклонения очень длинный. Почти все вещи и природные явления имеют своих духов. Но все они не принадлежат к особенному миру, отличающемуся от мира людей. Поэтому отношения между людьми и духами, считают тхыонги, являются равноправными. Раздел коллекции, посвященный ритуалам и праздникам народов Тэйнгуена, содержит набор особых предметов и вещей, которыми пользуются тхыонги в предназначенные для этого дни. Это так называемые кэй нэу (шесты) - непременные атрибуты процессий, направляющихся для поклонения духам Неба, Земли, Воды, Риса и др. Здесь же имеются ритуальные сосуды для вина, которым от 200 до 2000 лет. Заключение Вот такую этнографическую коллекцию предметов материальной и духовной культуры народов плато Тэйнгуен собрал Данг Минь Там, которого знают и уважают за его титанический труд многие этнологи не только во Вьетнаме, но и за рубежом. Он является членом Общества антикваров Южного Вьетнама, а также членом Общества поддержки ЮНЕСКО во Вьетнаме. Собрать и разместить в частном порядке такую блестящую коллекцию было непросто. Многие артефакты он приобрел на свои личные средства, многое получил в качестве дара. Самыми первыми экспонатами в его этнографической коллекции стали украшения тхыонгов. К числу последних по времени приобретения относятся образцы тканей с оригинальным геометрическим орнаментом, сотканных местным населением. На вопрос, почему он стал собирать свою грандиозную коллекцию, Данг Минь Там отвечает обычно так: «Потому что я полжизни был связан с Тэйнгуеном, жил среди местного населения, узнал очень многое о тхыонгах, об их обычаях, нравах и традициях, научился говорить на их языке, умею играть на их инструментах. Я полюбил этот народ, его культуру и хочу, чтобы они сохранились. Хочу также, чтобы больше людей знало о самобытной культуре народов Тэйнгуена».
×

About the authors

Alexander Y. Sokolovsky

Far Eastern Federal University; Oriental Institute - school of regional and international studies

Ph. D. (philology), Director of the Vietnamese cultural and educational Center of the far Eastern Federal University, candidate of Phil., associate Professor of Asia Pacific Department, head of Department on educational work of the Oriental Institute - school of regional and international studies Vladivostok

References

  1. Современный Вьетнам. Справочник. М.: ИД «Форум», 2015. С. 26-28.
  2. Statistical Yearbook of Vietnam 2015. Hanoi, 2016. P. 85.
  3. Конституция Социалистической республики Вьетнам. Ханой. 2013. URL: http://www.chinhphu.vn/portal/page/portal/chinhphu/NuocCHXHCNVietNam/ThongTinTongHop/hienphapnam2013 (дата обращениия: 20.09.2016).
  4. XII съезд компартии Вьетнама: документы и экспертные оценки. М.: ИД «ФОРУМ», 2016. С. 72-73, 115, 144.
  5. URL: http://vov.world/01/01/2016.vietnam.vnanet.vn. (дата обращения: 01.01.2016).
  6. Као Тхе Чинь. Традиционное жилище народов плато Тэйнгуен. М., 1994.
  7. Condominas G. L'exotique est quotidian. Sar Luc, Vietnam central. Paris, 1965. P. 47.
  8. Нгуен Куок Лок. Горные индонезийские народы Вьетнама // Малые народы Индокитая. М., 1983. С. 146.
  9. Народы Юго-Восточной Азии. М., 1966. С. 161, 166.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Sokolovsky A.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies