The religious policy of the state and Communist party of Vietnam under renovation


Cite item

Abstract

Abstract: The paper discovers process of revision of religious views and policies realized by the Communist Party and State of Vietnam during past 25 years (1990-2015). The author accepts that due to historical conditions some State and Communist Party guidelines and policies towards religion revealed shortcomings before Renovation period (1986). This period is considered as breakthrough in the «rediscovery of religion» when the Party admitted that «religious morality is much consistent with the building of new society». The paper studies CPV innovative approach towards some peculiar religions such as Protestant, Muslim, and Khmer Theravada Buddhism. Based on his study results, the author reviews achievements and lessons of this process in religious realm.

Full Text

Вступление В преамбуле статьи «О религиозной политике в новой ситуации» в Резолюции 25-NQ / TW Центрального комитета партии, опубликованной 12 марта 2003 г., говорится следующее: «В процессе революции партия и государство определили, что вопросы религии имеют очень важное стратегическое значение. Коммунистическая партия и государство высоко оценивают роль и статус религиозных конфессий в стране. Во Вьетнаме много религий, большинство людей имеют свои религиозные убеждения и являются верующими. Исторически сложилось так, что монархические династии проводили политику поддержки определенной религии, исходя из задач национальной борьбы за независимость, оборону и строительство страны. С момента создания КПВ твердо взяла курс на вовлечение всех граждан и верующих в национальный блок единства, способствуя тем самым строительству социализма. Свои взгляды и принципы религиозной политики КПВ сформировала, во-первых, наследуя традиции и уроки предков по религиозным вопросам, исходя из теории о религии в марксизме-ленинизме, а также революционной практики. Политика Хо Ши Мина по обеспечению свободы вероисповедания и солидарности в демократической революции внесла огромный вклад в победу борьбы за национальную независимость и единство страны»2. 1. Политический курс государственной власти Вьетнама в отношении религии с начала политики обновления 1990 года до наших дней 30 апреля 1975 г. объединенный Вьетнам вступил в новую эру национального строительства и защиты социализма. В соответствии с новыми условиями в первое десятилетие после воссоединения Коммунистической партией и вьетнамским государством были реализованы комплексные реформы, включая пересмотр перспектив и политики относительно религии. Процесс всестороннего обновления, инициированный на VI съезде партии (1986), привел к переменам в политической линии, мышлении, усиление демократических тенденций как в партии, так и в обществе. Уже на начальном этапе реформ были пересмотрены взгляды и установки в сфере религии, в первую очередь в Резолюции 24-NQ / TW Политбюро «Об усилении религиозной активности в новой ситуации», от 16 октября 1990 г. (далее - Резолюция 24). 1.1. Прорыв в установках и взглядах КПВ на примере Резолюции 24 Проводя пересмотр основ национальной теории и понимания социально-экономического развития, партия осознала, что религия не может оставаться в стороне от процессов обновления. Во Вьетнаме религиозные конфессии всегда играли важную роль и занимали ключевую позицию в национальном развитии и вопросах национальной безопасности. Несмотря на некоторые существенные достижения в религиозной работе 1975-1990 гг., система обнажила ряд недостатков, прежде всего в вопросах аргументации. Вследствие этого пересмотр политического курса и отношения к религии должен был начаться с информированности в сфере религии. Как было сказано в Резолюции 24, «религия - это вопрос, требующий длительного рассмотрения. Религии удовлетворяют духовные потребности части населения. Религиозная мораль хорошо согласуется с построением нового общества». Более подробно эта резолюция свидетельствует о следующем. Во-первых, Коммунистическая партия признает фундаментальность религии, утверждает, что религия - вопрос, требующий длительного изучения, она видит условия для дальнейшего существования религии. Признание существования религии на протяжении длительного времени объясняет наличие множества ее последователей. В то же время партии необходимо было разработать соответствующую стратегию совместных с религиозными иерархами действий для достижения социального благополучия, отказавшись от «недальновидной и ограниченной позиции, дискриминации и предрассудков в отношении религии и ее последователей». Во-вторых, партия признает духовные нужды последователей религий, являющихся частью населения. Люди создали религию, чтобы удовлетворять духовные потребности... Эта мысль представляется вполне понятной, однако религия была исключена из общественной жизни в течение очень длительного времени, при этом духовные потребности групп людей не были приняты во внимание. Признав, что часть населения нуждается в религии, необходимо также принять надлежащие политические меры. В-третьих, партия признает роль религии, понимая, что она совместима с построением нового общества. Ранее религиозная мораль не ценилась, представляясь чем-то нереалистичным. Итак, Коммунистическая партия определяет религию, и в особенности религиозную мораль, как важный фактор построения социализма во Вьетнаме. Коммунистическая партия подтверждает природу, роль и позицию религии по отношению к вьетнамской революции в новейший период, существенно исправив предвзятое отношение к религии в политической сфере и искоренив предрассудки. Подход Коммунистической партии к вопросам религии стал внимательным, всесторонним и инновационным. Политика обновления совпала с нововведениями в религиозной политике. Были признаны хорошо организованные конфессии, секты, культы, духовные практики которых связаны с этнической принадлежностью, принципы, цели и устав которых соответствуют государственным законам. Причиной этого стало существование во Вьетнаме множества религий, некоторые из них, такие как протестантизм, каодай и т. д., оставались непризнанными. Резолюции 24 стала прорывом, реакция на который была неоднозначной, однако со временем она показала свою состоятельность. Этот документ можно считать поворотным пунктом в деле обновления политики партии в религиозной сфере. Правительство СРВ издало Указ 69-HDBT, заменивший Указ 297-СР от 11.11.1977 г. Указ 69-HDBT характеризуется глубоким осознанием задач духовного обновления в рамках Резолюции 24, так как были изучены нужды религиозного руководства, выявлены наиболее остро стоящие задачи, нежелательное духовное наследие. Указ возымел быстрое действие, изменив облик религиозной жизни во Вьетнаме. Он заставил чиновников аппарата управления религией постепенно приобщиться к мировым и религиозным законам, гарантируя свободу вероисповедания. Когда религиозная жизнь людей получила зеленый свет, служители и последователи поверили в процесс обновления и стали выполнять свой гражданский долг на благо общества. Более того, контрреволюционные силы лишились основ для борьбы против вьетнамской революции, в связи с чем политическая ситуация существенно стабилизировалась в чрезвычайно неспокойный период начала 1990-х годов. 1.2. Директива 37 и Резолюция 25: перемены, наследие и развитие 1.2.1. Директива 37: перемены 2 июля 1998 г. Политбюро издало Директиву «О религиозных вопросах в новой ситуации». В то время как Резолюция 25 проясняла взгляды партии на понимание и осознание религии, религиозных вопросов, Директива 37 дополнила ее, определив шесть принципов и семь задач государственной религиозной политики. Шесть принципов, обозначенных в Директиве, были, по существу, сформулированы на основе предыдущих документов, изданных партией и государством по вопросу религии. Формируясь под контролем КПВ, эти принципы изложены более четко, кратко и сжато для осуществления кодификационной работы и создания законодательной базы. Среди шести принципов, особенно важен четвертый: официально гарантировалась религиозная деятельность, осуществляемая в благих целях и в соответствии с желаниями людей. Эти позитивные культурные и моральные аспекты религии получили поддержку и уважение. Партия выявила потенциальное благотворное культурное и моральное влияние религии на страну в новую эпоху. Среди семи задач наибольшее значение имеют вторая и третья. Вторая направляет религию на продвижение ее культурных и этических ценностей совместно с культурными традициями в общественной жизни, связывая вместе религию и нацию, гармонично объединяя религии для совместного национального строительства и национальной безопасности. Исходя из третьей задачи, правительство издало дополнительные указы о религиозной деятельности, предложив Постоянному комитету Национального собрания проект постановления о религиозной работе, принятый в качестве основы государственного управления и сделавший возможной нормальную религиозную деятельность в рамках закона. Правительство внимательно «руководит деятельностью религиозных орденов, конгрегаций, фондов и финансовыми операциями, благотворительной и гуманитарной деятельностью, а также деятельностью в сфере религиозного творчества, международных отношений, использованием земельных участков, реконструкцией религиозных сооружений, подготовкой духовенства и другой деятельностью в рамках религиозной политики и законодательства» и регулирует ее. На основе Директивы 37 правительство издало Указ 26/1999/ND-CP от 19.04.1999 «О религиозной деятельности», составленный на основе Постановления о религии и верованиях. В целом Директива 37 стала скорее дополнением к Резолюции 24, чем прорывом в устранении несовершенств прошлых документов. Директива пересматривает вопросы, поставленные партией и государством, для реализации задач в центре и на местах. Таким образом, Директива 37 является переходным документом между Резолюцией 24 и Резолюцией 25. 1.2.2. Резолюция 25: преемственность и развитие 3 декабря 2003 г. ЦК КПВ выпустил Резолюцию № 25-NQ/TW «О религии в новой ситуации» (здесь и далее Резолюция 25). Резолюция была принята на 7-м пленуме ЦК 9-го созыва, посвящённом этническим и религиозным вопросам. Она содержит пять конкретных аспектов: 1) положение религии и религиозных дел; 2) взгляд и политика в отношении религии; 3) задачи в религиозной сфере; 4) главные показатели; 5) реализация3. Резолюция создала предпосылки для осуществления следующей политики: религиозная деятельность и религиозные дела должны служить укреплению сплочённости и национального единства, обеспечивать взаимодействие всей нации, чтобы успешно осуществлять индустриализацию и модернизацию, строить и защищать Отечество. В Резолюции выражены пять следующих установок новой политики в отношении религии. Во-первых, верования и религия - это духовные потребности части населения, которые существовали вместе с нацией в процессе построения социализма. Резолюция 24 утверждает, что религия - это вопрос долгосрочный, а Резолюция 25 это подтверждает и устанавливает, что «религия сейчас существует и будет существовать вместе с нацией в процессе построения социализма». Это означает, что Коммунистическая партия совершенно точно признаёт долго- срочность существования религии. Подразумевается уважение к духовным потребностям религиозных последователей и избегание субъективных, поспешных мероприятий. Во-вторых, партия и государство постоянно осуществляют политику объединения всех народов Вьетнама. Опираясь на эту идею, она продолжает подтверждать большую роль религии в обеспечении общенационального единства в новый период. Во вьетнамскую общность включены почти 4 млн вьетнамских экспатриантов, в том числе церковных иерархов и верующих. В-третьих, основная задача религиозной политики - это мобилизация масс. Вслед за Резолюцией 24 Резолюция 25 ещё раз это подтвердила. В ней четко прописано, как мобилизовать религиозные массы: «Люди должны быть мотивированы, чтобы поддерживать патриотический дух, стремление к защите независимости и национального единства. Этого нужно достигать с помощью успешного осуществления социально-экономической политики, защиты и поддержки материальных и духовных интересов народа, в том числе последователей различных конфессий (верующих)». В-четвёртых, религиозная политика - ответственность всей политической системы. Это положение воспроизводит третью часть Резолюции 24, 13 лет действия которой доказывает правильность и необходимость продолжения выполнения соответствующей политики. В-пятых, Резолюция поднимает вопросы исповедования религии и миссионерства. Такой подход проистекает из религиозных реалий и особенно касается протестантов на Центральном плато и на северо-западе. Именно благодаря этой позиции вопросы вероисповедания и миссионерства были постепенно решены, особенно в отношении протестантов. У враждебных сил больше нет оснований для того, чтобы клеветать и говорить, что Вьетнам нарушает свободу вероис поведания. В Резолюции сформулировано шесть направлений религиозной работы, в частности: • создать условия для нормальной реализации религиозной деятельности в соответствии с законом и политикой государства; • направлять развитие внешних связей конфессий в соответствии с внешней политикой партии и государства; улучшать качество информации и коммуникаций в отношении религиозной политики партии и государства; противодействовать пропаганде внешних вражеских сил, искажающих действительность в отношении религиозной работы и ситуации во Вьетнаме. Последней задачей поставлено «подвести итог выполнения директив и резолюций партии в религиозной сфере. Фундаментальные исследования должны быть усилены с тем, чтобы внести вклад в науку для немедленной и долгосрочной реализации руководящих принципов религиозной политики». Они должны обозначить причины успехов и неудач с тем, чтобы продолжать и развивать успехи политики партии в отношении религии. Больше научных исследований должно быть предложено партии, чтобы она формировала правильный взгляд и соответствующую религиозную политику. В Резолюции 25 предложено четыре главных решения. Первое - сохранение и развитие традиций поклонения предкам, почтения и благодарности тем, кто погиб во имя национальной идеи, уважение традиционных верований и верующих, укрепление согласия между ними, обеспечение фундамента для борьбы с суевериями и использованием религии для ущемления национальных и человеческих интересов. Третье решение состоит из нескольких пунктов: обнародовать постановление для принятия закона в отношении религии и верований, создать условия для участия религии в культурной, социальной и образовательной деятельности; отдать указания насчёт зданий и земли, предназначенных для религиозных целей; требовать, чтобы все конфессии получили разрешение и действовали в соответствии с законом. На основе этой резолюции Национальное собрание СРВ выпустило Постановление о религии и верованиях от 18.06.2004 г. Постановление определило условия деятельности религиозных организаций в медицинской, культурной, социальной и образовательной сферах. Оно почти решило проблему наследия «религиозных объединений», жилья и землепользования в религиозных целях, поднятую в Директиве 1940 / CT-TTg от 31.12.2008 г. 1.3. Точка зрения и политика в отношении религии в политических докладах партийных съездов 1.3.1. Программные установки Точка зрения и политика в отношении религии отражены в Программе комплексной модернизации, выдвинутой VI съездом КПВ (1986) наряду с национальными и международным ориентирами политики обновления. На VII съезде партия предложила платформу национального строительства в период перехода к социализму (известную как Платформа 1991)4. В 2011 г. на XI съезде партия дала оценку политике обновления и продолжила реформы, выдвинув новую программу (дополненную и развитую)5. В обеих политических платформах политика в религиозной сфере упомянута в двух аспектах: 1) уважение и гарантия свободы вероисповедания; 2) борьба со злоупотреблением свободы вероисповедания, совершённым с целью нанести вред интересам Родины и людей. 1.3.2. Точка зрения и политика партии в отношении религии на VII-XI партийных съездах6 Политические доклады ЦК VII-XI партийным съездам (1991- 2011 гг.) состоят из двух частей. Это две последовательные части, и съезд обозначал главное задание. На VII съезде было подчеркнуто, что надо преодолеть предвзятое отношение, предрассудки и любые нарушения свободы религии, а также дискриминацию по отношению к верующим. VIII съезд сформулировал, что государство должно заботиться об общественно-экономическом развитии, культуре и помогать верующим в преодолении голода и сокращении бедности, повышении заработка, в том числе путем их участия в общественных работах и за счет благотворительности. IX съезд обозначил необходимость поощрять здоровые культурные ценности, религиозную мораль и постепенно улучшать правовое регулирование в отношении верований и религии. X съезд установил, что верующие соотечественники - это важная часть блока национального единства, подчеркнув, что религиозные организации должны действовать легально, в соответствии с законом и под его защитой. XI съезд предложил улучшать политику и законы, касающиеся верований и религии, в соответствии с точкой зрения партии. Было обозначено, что необходимо продвигать культурные ценности, здоровую мораль религии, поощрять религиозные организации, высокопоставленных лиц (церковных иерархов) и верующих к «хорошему поведению и позитивному вкладу в строительство и защиту Отечества». Кроме того, предложено выделять интересы, создавать благоприятные условия для религиозных организаций, действующих по уставу и правилам, утвержденным государством и регулируемым законом. Вместе с подтверждением основных принципов политической позиции партия на каждом съезде фокусируется на новых политических проблемах, для решения которых предлагает новые шаги по корректировке перспектив, политики в отношении религии, созданию условий для религий во Вьетнаме, поддерживающих цели строительства и защиты страны. 2. Политика обновления в отношении некоторых религий специфического характера Концепция «религий специфического характера» касается религий со сложным миссионерством, вовлекающих политически чувствительные элементы и быстро распространяющихся среди национальных меньшинств. Это - протестантизм, ислам и буддизм Тхеравады. 2.1. Протестантизм С 1986 г. протестантизм быстро распространился на Центральном плато и на северо-западе Вьетнама. Протестантизм отделился от католичества в XVI в. В западных странах и позже в Северной Америке протестанты вносили вклад в общественное развитие. Протестанты пришли во Вьетнам во время французской колонизации. В силу различных причин, включая полный запрет протестантам поклоняться своим предкам - сути духовной жизни вьетнамцев, протестанты не были широко приняты. Ввиду сложной ситуации с протестантами на Центральном плато и на северо-западе, партия своевременно издала директивы, определившие правила и политику в отношении них. В частности, это «Руководство для протестантов в новой ситуации», датированное 07.10.1999 г. Оно подтвердило последовательный курс партии и государства на уважение свободы граждан исповедовать или не исповедовать религию. Каждому протестанту, соблюдающему определённые религиозные практики в случае, если они соответствуют политике и законодательству, предоставлена свобода этой деятельности. Непризнанным сектам разрешено осуществлять собственную религиозную практику в кругу семьи и зарегистрированных религиозных институтах. Государство заявило, что не намерено объединять протестантские конфессии. На основе этого и других документов в 2004 г. была оказана существенная помощь Генеральной ассамблее протестантской церкви (северный регион). На юге Генеральная ассамблея Всеобщей федерации протестантов Вьетнама успешно провела выборы, что стало историческим событием в ее работе. Потом государство утвердит легальный статус Всеобщей федерации. Что касается протестантов в северных горных районах, партия помогла людям понять и научиться уважать свободу вероисповедания, и они присоединились к борьбе против правонарушений и нарушений со стороны госчиновников. Партия также помогла инвестициями в инфраструктуру этой конфессии, развитие передового производства.7 Понимая, что вопрос протестантов должен быть полностью решён, премьер-министр 04.02.2005 выпустил Директиву 01/2005/ CT-TTg «О работе в отношении протестантов». В ней дана оценка результатов, достигнутых в реализации принципов, политики партии и государства в отношении протестантов, и особо обозначена необходимость продолжения работы, касающейся протестантов в будущем. Благодаря своему содержанию Директива 01 помогла быстро решить почти все кратко- и долгосрочные вопросы в отношении протестантов. Согласно данным Государственного комитета по религиозным делам, в начале 2012 г. на Центральном плато и в пров. Биньфыок было зарегистрировано 184 конфессии и 1284 группы протестантов. В северных горных районах было зарегистрировано 258 групп. В 2012 г. государство официально признало 10 протестантских организаций. Важно отметить, что после нормализации ситуации в этих районах протестанты стали больше доверять руководству и политике партии и государства. Они разоблачили ложные обвинения реакционных сил, политику прозелитизма, направленную против вьетнамской революции. 2.2. Ислам Тямское население в настоящее время проживает в основном в провинциях Ниньтхуан, Биньтхуан, а также в г. Хошимин, провинциях Тэйнинь, Анзянг и др. Тямы были последователями брахманизма и буддизма с I в. н.э., тогда как с XV в. они стали исповедовать ислам. В связи со сложностью этнической и религиозной истории, особенно в результате некоторых операций, организованных реакционными группами в 1975 г., ситуация в сфере безопасности здесь серьезно осложнилась. Более того, жизнь тямского населения в провинциях Биньтхуан и Ниньтхуан всегда была тяжелой в связи с жесткими климатическими условиями. Этнические и конфессиональные вопросы в тямском регионе постепенно обострялись, что заставило партию и государство принять особые меры. 26 октября 1981 г. Политбюро издало Директиву № 121-CT/TW «О работе с тямским населением». Директива признавала вклад тямов в войны сопротивления против французов и американцев, достижение национальной независимости и объединение страны, важную роль тямского народа в национальном строительстве и защите страны после объединения. В ней же были признаны тяжелые условия жизни тямов, обусловленные объективными и субъективными причинами. На этом основании Директива обязала органы власти на всех уровнях распространять политические и идеологические знания, увеличивать производство, повышать уровень жизни тямов, развивать культуру, образование, медицинское и социальное обеспечение, поддерживать политическую безопасность и общественный порядок. Директива строго соблюдалась, особенно в провинциях Нинь- тхуан и Биньтхуан (впоследствии - Тхуанхай). Очевидным было повышение уровня жизни тямского населения. 17.10.1991 ЦК партии обнародовал официальное Распоряжение 03-TT/TW «О работе с тямским населением». В Распоряжении отмечалось, что вопросы земли, ирригации, охраны национального единства, традиций, развития традиционных ремесел должны быть решены. 18 февраля 2004 г. правительство издало Директиву 06/2004/ CT-TTg о содействии социально-экономическому развитию и безопасности тямского населения в новый период. При этом особое внимание было обращено на экономическую сферу, культуру и религиозную жизнь тямской общины, особенно Тям-Бани и тя- мов-мусульман. Партия выступала за своевременное принятие адекватных мер и осуществление контроля. 30 сентября 2003 г. Секретариат ЦК партии издал под № 119-TB/TW «Уведомление о руководящих принципах, касающихся ислама в новой ситуации». Благодаря претворению в жизнь этих документов постепенно удалось добиться разрешения на проведение религиозных обрядов в двух мусульманских общинах провинций Анзянг (декабрь 2004 г.) и Тэйнинь» (декабрь 2008 г.). Ранее, в 1992 г., уже была признана Исламская община г. Хошимин. По состоянию на 2008 г. в стране насчитывалось 28 736 мусульман и 300 священнослужителей. Количество религиозных сооружений оценивалось в 40 мечетей и 22 молельни. В каждой мечети был глава, управляющий религиозными делами. Каждый год последователи ислама совершали паломничество в Мекку. Религиозный совет Тям-Бани пров. Биньтхуан получил лицензию в 2007 г. В общине Тям-Бани насчитывается 43 996 последователей, 399 священнослужителей и 17 мест культового поклонения. 2.3. Кхмерский буддизм Тхеравады В Восточном Намбо проживают около 1,3 млн этнических кхмеров, большинство из которых являются последователями буддизма Тхеравады. Кхмерский народ тесно связан с этим верованием. Имея дело с этно-религиозными вопросами, Секретариат ЦК КПВ издал 18.04.1991 г. Директиву 68-CT/TW «О работе в регионе этнических кхмеров». Директива подтвердила, что буддийские храмы и монахи играют очень важную роль в жизни этнических кхмеров, религиозная и национальная принадлежность переплетаются, следовательно, религиозная и этническая политика должна быть комплексной. В Директиве предполагалось воссоздание кхмерской Ассоциации монахов в защиту Отечества - организации времён войны во Вьетнаме. В ноябре 1981 г. эта Ассоциация и восемь других буддистских сект сформировали буддистскую сангху Вьетнама. На момент вступления Директивы в силу эта организация продолжала действовать лишь в бывшей пров. Хаузянг. Директива предложила определённые меры, такие как открытие в вузах групп по изучению языка Пали для обучения монахов. Кхмерские храмы, являющиеся культурным наследием, были признаны требующими уважения, защиты и объединения в соответствии с новым культурным содержанием. 14 марта 2007 г. ЦК КПВ выпустил под № 67-TB/TW Решение Секретариата по дальнейшему исполнению Директивы 68 по религиозным делам этнических кхмеров. В части «Обзор выполнения Директивы 68-CT/CW» сказано, что «за последние 15 лет ее действия работа в провинциях, населённых кхмерами, достигла значительных результатов, внеся вклад в общее развитие этого региона». Была развернута массовая пропаганда, идейная мобилизация кхмерского населения. Кхмеры стали доверять и следовать принципам и политике партии и государства, делая свой вклад в дело национального строительства и единства. Материальная и духовная жизнь людей значительно улучшилась. Нашли применение различные тактические приемы и стратегии экономического развития, чтобы быстрыми темпами снизить уровень бедности, сделать хозяйства более зажиточными. Сохранение и повышение уровня национальной культурной идентичности принесло хорошие результаты. Было обеспечено отправление религиозных практик, уважение права людей на свободу вероисповедания. Выполнение Директивы 68-CT/TW привело к тому, что в восьми из девяти провинций и городов Восточного Намбо с кхмерским населением была основана Ассоциация буддийских монахов-пат- риотов. Она стала центром патриотического движения, объединяющим религию с жизнью, создающим авторитет и силу кхмерского буддизма ветви Тхеравады во Вьетнаме. 3. Достижения и уроки процесса обновления, политики по отношению к религии со стороны партии и государства 3.1. Достижения в обновлении религиозной политики Хотя политика обновления была инициирована Коммунистической партией на VI партийном съезде, инновационный прорыв в религиозных делах начался лишь в 1990 г. с принятием Резолюции 24/TW. Эта резолюция стала поворотной точкой в пересмотре религиозной политики, основой для последующих резолюций и директив партии, также являясь теоретической базой для выбранной государством религиозной политики. В разделе «Религиозная ситуация и религиозная работа» Резолюции 25-NQ/TW от 2003 г. были определены роль и состояние религиозных дел во Вьетнаме. Благодаря новаторскому подходу и политике религиозная жизнь изменилась кардинальным образом. Верующие соотечественники активно способствовали делу строительства и защиты Родины. В общем религиозные организации создали религиозные практики, действовали в рамках закона, были признаны государством и способствовали национальному единству, строя лучшую материальную и духовную жизнь, делая вклад в национальное обновление. После пяти лет действия Резолюции 25-NQ/TW 20 июля 2009 г. ЦК партии подвел итоги ее выполнения следующим образом: Резолюция создала фундаментальные изменения в осведомлённости церковного персонала, а также членов партии и всех граждан в отношении религиозной политики, сократила количество религиозных предрассудков, эффективно усилила государственное управление религией, повысила уровень ответственности на всех уровнях и секторах, в Отечественном фронте и массовых организациях по религиозным делам. Религиозную ситуацию можно охарактеризовать как стабильную при увеличении числа последователей, церковных иерархов, монахов, а также активизации религиозной деятельности. Строились новые и сохранялись старые места поклонения. Организация религий была усилена на всех уровнях при участии властей. Все верующие и иерархи поддерживают стратегию и политику партии и государства, активно участвуют в благотворительных общественных мероприятиях, местных культурных движениях, традиционных религиозных фестивалях для поддержания безопасности, порядка и вклада в строительство и развитие страны. Новые взгляды и политика партии и государства в сфере религий приносят позитивные теоритические и практические результаты также в международном плане. В 2006 г. США исключили Вьетнам из списка стран, вызывающих особую озабоченность (Countries of Particular Concern)8. Такие результаты коренным образом изменили религиозную ситуацию во Вьетнаме. До политики обновления насчитывалось шесть основных религий (буддизм, католицизм, протестантизм, ислам, каодай, хоахао). В 2012 г. добавились их ответвления: Ислам Бани, Бахай, Быу Сон Ки Хыонг, Ту Ан Хиеу Нгиа и т. д. В будущем и другие религиозные конфессии смогут получить разрешение на деятельность. Помимо 13 религий ещё 40 организациям было предоставлено право регистрации и аккредитации9. 3.2. Уроки нового подхода к религии Достижения новой политики партии и государства по отношению к религии требуют зафиксировать следующие ценные уроки. 3.2.1. Обновление взглядов и политики по отношению к религии неизбежно в комплексе национальных реформ. Политика реформ должна учитывать национальную практику и требования международной интеграции. Связь религии и этнической принадлежности должна быть гибкой с тем, чтобы строить и защищать национальное единство Новации в религиозной политике должны начинаться с методологии, признающей природу, роль и функцию религии. Это не полное отрицание прошлого, а скорее, опора на традиционные платформы и опыт предков на основе марксистко-ленинской теории религии, особенно идей Хо Ши Мина. Только проводя обновление религиозной политики, можно избежать нарушений, ошибок и соблюдать требования диалектики. После поворотной Резолюции 24-NQ/TW в сфере религиозной политики были подведены итоги, выявлены достоинства и недостатки с целью развить новую систему взглядов. Они нашли отражение в Резолюции 37-CT/TW, уточнившей платформу национального развития в религиозной сфере. Эта политика обычно согласовалась с международными конвенциями. 3.2.2. Новые взгляды и политика по отношению к религии должны постепенно укрепляться, чтобы улучшить религиозную политику и ее правовое регулирование Для реализации указанных новаций и признания государством религии были изданы официальные документы. Они являются фундаментальными опорами религиозной деятельности. Особенно это касается тем, связанных с землевладением, собственностью, международной деятельностью руководства церкви и религиозным порядком. Декрет 26/1999/ND-CP (8-я статья, 1-й параграф) подтвердил подход, отраженный в Резолюции 24: «Разрешение на деятельность религиозных организаций и приравненных к ним сект, имеющих подобающий организационный и штатный аппарат, религиозные практики, связанные с этничностью, осуществляемые в соответствии с их принципами и целями, уставом, а также законами государства, рассматривается в каждом отдельном случае». 3.2.3. Необходимо способствовать продвижению религиозных ценностей, расширения ресурсов для общественного развития Начиная с Резолюции 24-NQ/TW, признавшей моральную роль религии в создании нового общества, все последующие партийные директивы, резолюции и политические отчёты также следовали этой линии. Директива 37 Политбюро гласила: «... продвигать культурные и народные ценности, духовное восприятие религиозных традиций как части национальной культуры». Резолюция 25-NQ/TW нацеливала на то, чтобы сохранить и укрепить традицию почитания предков, чести и благодарности тем, кто погиб за страну, уважения традиционных верований национальных меньшинств и религиозных адептов. На IX и XI съездах КПВ были утверждены положения о продвижении культуры и моральных ценностей религии. Одно из решений по религиозной работе, упомянутое в Директиве 37 Политбюро - включение религии в общественную деятельность, в культуру, общество, в сферу образования и т. д. 3.2.4. Вести активное предотвращение и целенаправленную борьбу против злоупотребления религией, подрывающего этническую целостность, безопасность и общественный порядок В силу своей природы вьетнамские религии уязвимы в отношении антиправительствен антиправительственной деятельности, причем у каждой есть собственные особенности. Поэтому необходимо инициативно предотвращать и бороться с неповиновением реакционных сил, пытающихся из любого незначительного дела создать проблему прав человека, угрозу религиозного насилия. Во всех документах партия всегда утверждала, что верующие - важная часть нации. Враждебные силы стремятся подорвать национальное единство, ослабить страну через религиозные конфликты. Ответ на подобные действия нужно давать через убеждение сторонников религиозных организаций. Те, кто однажды испытал соблазн поступить неверно, должны быть обучены вести себя правильно. Конспираторы должны признать грех и взять на себя ответственность. Эти четыре урока, четыре основных вывода, вынесенные партией и государством из процесса обновления взглядов и политики по отношению к религии во Вьетнаме. Перевод О.В. Новаковой
×

About the authors

Hong Duong Nguyen

Institute of religious studies, Vietnamese Academy of social Sciences

associate professor, research fellow, Institute of religious studies, Vietnamese Academy of social Sciences

References

  1. Nguyen Hong Duong. The Vietnamese State and the Communist Party's Views and Policies on Religions during 1975-2015 // Vietnam Social Sciences. 2016. № 2 (172). P. 87-100.
  2. Bao cao 5 nam thuc hien Nghi quyet so 25-NQ/TW cua Ban Chap hanh Trung uong (Khoa IX) ve cong tac ton giao trong tinh hinh moi : [Доклад о 5-летии выполнения Резолюции № 25-NQ/TW ЦК КПВ (IX созыва) о религиозной работе в новой ситуации]. Kho luu tru cua Vien nghien cuu Ton giao.
  3. Van kien toan tap ve Hoi nghi lan thu 7 cua Ban Chap hanh Trung uong Dang Cong san Viet Nam. Hanoi: NXB Chinh tri quoc gia, 2003 : [Полные документы 7-й конференции ЦК КПВ. Госполитиздат, Ханой].
  4. Van kien Dang toan tap : [Полные документы съездов, Т. 51. Госполитиздат]. Ханой, 2007. С. 142.
  5. Nhan dan («Нян зан»). 19.03.2011.
  6. Van kien Dang toan tap : [Полные документы партийных съездов. Т. 41. Госполитиздат]. Ханой, 2003. С. 105.
  7. Bao cao tong ket ve 5 nam thuc hien chu truong cong tac doi voi giao Tin lanh trong tinh hinh moi. Kho luu tru cua Vien nghien cuu ton giao. Cuc so 184 : [Доклад о 5 годах реализации новой политики в отношении Протестантов в новой ситуации. Архив Института религиозных исследований. Дело № 184]. Ханой, 2004.
  8. Ha, Nguyen Ngoc Quynh, Nguyen Thanh Xuan, Vu Van Hoang. Hoi - dap chinh sach cua Dang, Nha nuoc ve tin nguong, ton giao. H. : Chinh tri quoc gia - Su that : [Вопросы и ответы о политике Партии и Государства в отношении Верований и Религий, Ханой, Госполитиздат-Правда], 2012. С. 19-20.

Copyright (c) 2017 Nguyen H.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies