Higher education in Vietnam: forms of internationalization


Cite item

Abstract

The article reveals the peculiarities and forms of the intarnationalization process in educational realm of Vietnam, including the training of Vietnamese students abroad. It discovers the number and dynamics, the motives of the departure of students to other countries, the priorities of choice the countries for education, popular specialties in modern Vietnamese. The development of joint programmes and the import of foreign programmes are specified together with characteristics of foreign universities working in Vietnam. Special attention is paid to the cooperation with USA in higher education and to its results. The author identifies the negative aspects of the latent tendencies, asks about the consequences of the studied process.

Full Text

XXI век обозначил новые тенденции в мировом интеллектуальном пространстве, что во многом связано с усилением интернационализации высшего образования, основанной на универсальном характере знаний и требующей мобилизации совокупных усилий международного научного сообщества. Именно интернационализация и интеграция образования становятся основными тенденциями современного развития мирового образовательного процесса. В условиях глобализации роль образования в решении задач модернизации Вьетнама является приоритетной в современной образовательной политике. Именно в вузах СРВ сегодня формируется новое поколение профессионалов, которые будут принимать решения по ключевым вопросам политики, экономики, финансов, идеологии, культуры, науки, образования и других сфер жизни общества, будут строить новый Вьетнам. Современная экономика это прежде всего экономика знаний. В нынешних условиях могущество государства определяют люди, владеющие знаниями, которые двигают свою страну вперед, принимают активное участие в развитии её экономики и других сфер деятельности, своими действиями повышая её конкурентоспособность1. В 2016 г. в 95-миллионном Вьетнаме насчитывалось 2,2 млн студентов, которые обучались в 412 вузах и колледжах - в среднем примерно шесть учебных заведений на каждую провинцию СРВ2. Вступление Вьетнама в ВТО в 2007 г. и активное продвижение на внешних рынках, осуществляемое в рамках стратегии «выхода во внешний мир», открыли новый этап интернационализации его высшего образования, который включает в себя различные аспекты и формы: • отправка вьетнамских преподавателей и студентов за рубеж; • привлечение иностранных преподавателей и научных сотрудников; • привлечение иностранных студентов во Вьетнам; • развитие совместных образовательных программ с зарубежными вузами; • внедрение зарубежных учебников и двуязычных программ в образовательный процесс; • открытие зарубежных языковых центров. В последние годы наблюдается устойчивый рост тенденции отъезда вьетнамских студентов на учебу в зарубежные страны. В 2016 г. их количество составило 130 тыс. человек3, а в 2015 г. на 10 тыс. меньше4. 90 % студентов учатся на собственные средства. В 2016 г. по государственной линии в 44 странах мира обучались всего 5519 вьетнамских юношей и девушек, в том числе по линии профильного министерства образования 550 магистрантов, 63 практиканта и 2501 аспирант, по линии министерства сельского хозяйства, министерства промышленности и торговли и других ведомств 2375 студентов, стажеров и аспирантов5. По данным вьетнамских СМИ, расходы на обучение одного вьетнамского студента за рубежом сегодня составляют от 30 тыс. до 40 тыс. долл., а всего ежегодно Вьетнам тратит на эти образовательные услуги около 3 млрд долл., при том что еще в 2013 г. эта цифра составляла 1,8 млрддолл6. Мотивы молодежи для выезда на учебу в другие страны понятны и универсальны и в первую очередь связаны со статусом и престижем такого образования. У выпускника с зарубежным дипломом, претендующего на хорошую работу, шансов в большинстве случаев больше, чем у выпускников отечественных вузов. Методика обучения в большинстве зарубежных вузов во многом отличается от вьетнамской, поэтому для многих молодых людей образование за границей является полезной жизненной школой. Во время учебы в зарубежном вузе вьетнамские студенты ежедневно общаются с преподавателями и сверстниками, совершенствуя знание иностранного языка, прежде всего английского, работают в новейших лабораториях и на лучшем оборудовании. Как правило, западные фирмы активно привлекают студентов к себе на практику, и, показав хорошие результаты, студент может получить в фирме работу. И, конечно, на учебе в других странах вьетнамские студенты могут найти новых знакомых и друзей, познакомиться с культурой разных наций, завязать полезные связи. Согласно опросу, проведенному в июне 2016 г. международным образовательным интернет-порталом EasyUni7, 41 % вьетнамской молодежи хочет учиться дома, во Вьетнаме, а 59 % - за рубежом. При этом 64 % первой из этих групп согласны учиться дома по финансовым причинам - соответственно возможностям их семей, а около 80 % при любой возможности готовы уехать на учебу за рубеж. Вторая группа вьетнамской молодежи, выбравшая обучение за рубежом, свое решение обосновывает следующими аргументами: доверие к качеству образования и подготовки - 38 %; хороший жизненный опыт при освоении будущей специальности - 36 %; надежность инвестиций в получение диплома за рубежом, имеющего международное признание, и создание благоприятных условий для последующей работы - 19 %8. По данным Министерства образования и подготовки кадров (МОПК) Вьетнама и международных образовательных организаций, приоритеты выбора стран для учебы у современных вьетнамцев в 2013 г. были таковы: Австралия - 26 015 человек, США - 19 591, Япония - 13 328, Китай - 13 ООО, Сингапур - 10 000, Франция - 6700, Тайвань - 6000, Великобритания - 5118, Россия - 5000, Германия - 5000, Южная Корея - 2600 человек9. Эти пропорции в целом сохранились и в настоящее время. Самыми популярными специальностями, которые выбирают вьетнамские студенты в зарубежных вузах, являются: административное управление (в том числе EMBA, MBA - до 15,9 % от общего числа), искусство, медиа, экономика и финансы, юриспруденция. Вьетнамское правительство активно проводит политику по привлечению зарубежных ученых и преподавателей во Вьетнам. Увеличивает финансирование вузов, выделяет средства для привлечения иностранных специалистов. Началось широкое внедрение иностранных, в первую очередь англоязычных, учебников в образовательный процесс. Вьетнам заинтересован в развитии совместных и импорте зарубежных программ, причем не только в технической сфере. В учебный план входят курсы, разработанные как вьетнамской стороной, так и партнерами. По данным на январь 2015 г., МОПК одобрило 266 совместных программ, большинство из которых реализуется с университетами Франции (42 программы), Великобритании (40), США (33), Австралии (27), Тайваня (20)111. Основная тематика этих программ связана с экономикой и бизнесом: бухгалтерский учет, деловое администрирование, финансы, информационные технологии, маркетинг. Внедрение английского языка и англоязычных учебников в образовательный процесс в СРВ отражает глобальные тренды. Необходимость соответствовать мировым стандартам требует изучения передовой мировой практики, сведения о которых часто отсутствуют на вьетнамском языке. Следует отметить, что данные процессы в первую очередь имеют место в естественнонаучных областях и экономике. Правительство СРВ осуществляет материальную поддержку иностранных студентов, предоставляя стипендии, общежития и т. д. В настоящее время в стране действуют два иностранных вуза. Первым освоил вьетнамское образовательное пространство Мельбурнский королевский технологический институт (Royal Melbourne Institute of Technology, RMIT) - один из самых крупных университетов Австралии, выпускники которого работают в компаниях 130 стран мира. В 2001 г. открылся первый зарубежный филиал RMIT International University в г. Хошимин, а в 2004 - в Ханое. Университет имеет несколько кампусов во Вьетнаме, самый большой из них - в Хошимине. Это - несколько академических зданий, общежитие, парковки, спортивные зоны под открытым небом, огромный зал для спорта и проведения экзаменов и т. д. Преподавание ведется на английском языке, и большая часть преподавателей приехала из англоговорящих стран. 20 % учащихся составляют студенты из зарубежных стран - США, Канады, Австралии, Южной Кореи, Японии, Сингапура и других стран, в последнее время появились студенты из России. По окончании обучения студенты получают диплом RMIT стандартного образца (без упоминаний, что он получен во Вьетнаме) и Undergraduate степень - Bachelor of Information Technology. Этот диплом признается во всех странах, использующих западную систему обучения, и открывает шансы для работы в Австралии. 25 мая в 2016 г. в г. Хошимин на специальной церемонии было объявлено о создании Университета Фулбрайта (Fulbright University Vietnam, FUV) во Вьетнаме. В ней приняли участие госсекретарь США Джон Керри, секретарь горкома КПВ Динь Ла Тханг и представители местных ведомств. Как было заявлено обеими сторонами, Университет Фулбрайта станет первым в стране независимым и некоммерческим вузом. В своей работе он будет опираться на поддержку со стороны правительств США и СРВ. Финансирование этого проекта ведется через американское НКО «Целевой фонд инновационного образования Вьетнама» (Trust for University Innovation in Vietnam, TUIV). К середине 2016 г. США выделили более 20 млн долл. этому университету, а городские власти Хошимина обязуются обеспечить ему благоприятные условия для развития. Основу преподавательского корпуса Университета должны составить выпускники Программы Фулбрайта для преподавателей экономики (Fulbright Economics Teaching Program, FETP), подготовка по которой ведется во Вьетнаме с 1994 г. в рамках соглашения о сотрудничестве между Еарвардским университетом и Институтом экономики г. Хошимин при полной финансовой поддержке со стороны правительства США. В сентябре 2016 г. прошел первый набор студентов на факультет государственной политики и управления. В 2018 г. будет создан факультет общественных и гуманитарных наук с четырехлетним сроком обучения в сферах общественных и гуманитарных наук, искусства и техники. Было заявлено и об открытии в будущем филиалов университета в других городах Вьетнама. Процессы глобализации, несомненно, несут и негативные моменты для вьетнамского высшего образования и его интернационализации, в числе которых на первом месте - «утечка мозгов». По обобщенным данным вьетнамских ведомств, доля возвращающихся из-за рубежа студентов и стажеров в настоящее время составляет от 40 до 60 %. При этом следует отметить, что лучшие и наиболее талантливые кадры остаются за рубежом, а на родину возвращаются, как правило, те специалисты, кто не смог найти работу и устроиться за рубежом. Вьетнамские студенты с высоким уровнем доходов, высоким базовым образованием в основном направляются в страны, считающиеся престижными, - в США, Австралию, Европу. При обучении в этих странах студенты СРВ очень часто получают грантовую поддержку в различной форме. В 2016 г. по стипендиям посольств различных стран обучались около 1400 вьетнамских студентов. Рассматривая процессы интернационализации высшего образования во Вьетнаме, следует особо выделить так называемую американскую часть. Сотрудничество двух стран в области образования началось практически сразу после нормализации межгосударственных отношений в 1995 г. Летом того же года была подписана программа о сотрудничестве на 1995-1996 гг. между Ханойским медицинским институтом и Медицинским институтом в Аризоне (Arizona Medical Training Institute, AMTI). В соответствии с этим документом предусматривался обмен студентами и преподавателями, участие в практических учебных программах, помощь в оснащении оборудованием и т. д. Некоторое время спустя МОПК и Ассоциация американских университетов MUCIA провели совместный семинар по вопросам организации учебных процессов в вузах. Ряд американских ученых оказали практическую и консультативную помощь МОПК11. В ноябре 2000 г. во время своего визита во Вьетнам американский президент Б. Клинтон выступил с речью в Ханойском национальном университете, в которой указал на важность обменных образовательных программ между США и СРВ. В декабре того же года он подписал документ о создании Фонда поддержки образования Вьетнама (Vietnam Education Foundation, VEF)12. Согласно этому акту обе страны обязались осуществлять Программу по обмену студентами и стажерами на период 2000-2016 гг. Расходная часть фонда была определена в 145 млн долл. Задача Фонда формулировалась так: укрепление отношений сотрудничества между двумя странами в области образования, науки и технологий. В 2003 г. Вьетнам и США подписали соглашение о сотрудничестве, в котором была конкретизирована реализация проекта VEF сроком на 10 лет и установлен ежегодный бюджет в 5 млн долл. Фонд выделял стипендии вьетнамским студентам для подготовки кандидатских диссертаций в университетах США, а также утвердил программу отправки американских профессоров во вьетнамские вузы. Важность усиления обменов в области культуры и образования, особенно по линии VEF, была отмечена вьетнамской и американской сторонами во время визита премьер-министра СРВ Фам Ван Кхая в США в июне 2005 г. В сентябре 2009 г. заместитель министра МОПК Фам By Луан и посол США в СРВ Мишель Михалак представили Доклад о сотрудничестве в области образования между двумя странами. В документе, помимо различных положений об укреплении сотрудничества в области образования, содержалось положение о создании во Вьетнаме университета по американскому образцу. 17 марта 2016 г. в Вашингтоне Фонд поддержки образования Вьетнама совместно с посольством СРВ в США организовал 12-й ежегодный семинар на тему «Сегодня учащиеся - завтра руководители». Цель семинара - дать оценку результатам, достигнутым Вьетнамом в сфере образования в целом и в подготовке кадров в области науки и технологий в частности. В семинаре приняли участие более 140 вьетнамских студентов и аспирантов, получающих образование в американских вузах13. На этом мероприятии выступил министр науки и технологий Вьетнама Нгуен Куан, который отметил эффективность стипендиальной программы Фонда. За прошедшие два десятилетия во Вьетнаме побывали делегации многих известных американских университетов, таких как Гарвард, Беркли, Колумбийский, Джорджтаунский и др. Они знакомились с ситуацией на местах, открывали программы по сотрудничеству и обмену преподавателями и т. д. Основное внимание было уделено практическим вопросам, прежде всего связанным с направлением вьетнамских студентов и преподавателей на учебу и стажировку в университеты США, подготовкой студентов во вьетнамских вузах по программам американских университетов и др. Активно работает во Вьетнаме американская Программа Фул- брайт (The Fulbright Programs): ежегодно от 25 до 30 вьетнамских студентов отправляются в США на учебу для получения степени магистра. По этой же программе во Вьетнам ежегодно приезжают из США 10 студентов, 10 исследователей, 15 преподавателей английского языка, а также от пяти до 10 высококвалифицированных специалистов для подготовки местных преподавателей и организации гуманитарных проектов. Положительная оценка работы этой программы содержится в принятой в июне 2008 г. совместной вьетнамско-американской декларации, подписанной премьер-министром СРВ Нгуен Тан Зунгом и президентом США Джорджем Бушем. С лета 2016 г. в СРВ официально начал работать Университет Фулбрайта, о чем говорилось раньше. Помимо Программы Фулбрайта, во Вьетнаме нашли свое применение программы высшего образования в США (Study of the U.S. Institutes, SUSI), Международная программа студенческого обмена (Global Undergraduate Exchange Program, Global UGRAD), студенческие интенсивные программы изучения английского языка (Undergraduate Intensive English Language Study Program, UIELSP), программы для молодых лидеров Юго-Восточной Азии (Southeast Asia Youth Leadership Program, SEAYLP), стипендиальные программы Хьюберта Хамфри (Hubert Н. Humphrey Fellowship Program), стипендиальные программы для учителей английского языка (E-Teacher Scholarship Program), стипендиальные программы изучения английского языка для подростков в возрасте от 14 до 18 лет из малообеспеченных семей (English Access Microscholarship Program), стажировки учителей и преподавателей английского языка из США в учебных заведениях стран ЮВА (English Language Fellow Program) и др.14 Как отмечали многие исследователи, среди всех стран Юго-Восточной Азии наиболее активно американские образовательные программы реализуются во Вьетнаме. Практическим результатом деятельности этих программ стал рост количества вьетнамских студентов, стажеров и аспирантов в США. Так, в 1995 г. в этой стране обучались менее 800 студентов из СРВ15, в 1998-1999 учебном году - 1587, в 2006-2007-м - 603616. По данным международной образовательной организации Open Doors, по сравнению с 2009/2010 учебным годом их число увеличилось в 2010/2011 учебном году на 14 % - с 13 112 до 14 888 человек. В 2012/2013 учебном году в США обучались 16 098 вьетнамцев, что означало рост на 3,4 % по сравнению с предыдущим годом. В 2013 г. численность вьетнамских студентов в США составила 19 591 человек, а в 2014/2015 учебном году несколько снизилась и составила 18 722 человека. В 2013 г. Вьетнам занимал 9-е место среди всех стран мира по числу студентов, стажеров и аспирантов, обучающихся в США по линии многочисленных образовательных программ, а в 2015 - уже 6-е место (после Китая, Индии, Южной Кореи, Саудовской Аравии и Канады)17. Факт увеличения численности вьетнамских студентов в США даже стал темой кандидатской диссертации, защищенной в 2012 г. в Университете Северного Канзаса18. В настоящее время вьетнамские студенты обучаются во всех штатах США - от Аляски (6 человек) до Калифорнии (6151 человек)19. Больше всего вьетнамских студентов учатся в пяти штатах: Калифорния, Техас, Вашингтон, Массачусетс и Нью-Йорк. По американским данным, в 2015 г. по специальности иностранные языки занимались 3732 вьетнамских студента (12,9 %), по все остальным специальностям - 8050 (27,9 %), на бакалавра учились 8976 (31,1 %), на магистра - 2330 (8,1 %), в аспирантуре - 1159 (4 %)2и. Постепенно увеличивается численность студентов и стажеров США, приезжающих во Вьетнам: в 1998-1999 гг. их было 95 человек, в 2006-2007 гг. - 550, в 2010 г. - 67221. По данным американских образовательных ведомств, около 60 % вьетнамских студентов в США обучаются в комьюнити-кол- леджах (Community College) - двухгодичных муниципальных колледжах. Столь масштабное обучение вьетнамской молодежи в такого рода учебных заведениях обязывает более подробно рассказать о них. Комьюнити-колледжи бывают государственными (их в США большинство), частными и общинными. Они обслуживают регион, в котором находятся, обычно это город или округ в США. Половина всех студентов американских университетов начинали свою учебу именно в комьюнити-колледжах, потому что это позволяет легче поступить в университет и значительно сократить расходы на высшее образование. Многие из этих американских колледжей предлагают специальные услуги для иностранных студентов, например скидки на обучение; также предлагают обучение английскому как иностранному или интенсивные программы изучения английского языка. Некоторые колледжи обеспечивают иностранных студентов жильем, а также предлагают услуги консультативных служб. Комьюнити-колледж предлагает два основных типа учебных программ: а) одногодичная и двухгодичная программы с присвоением профессионального или технического сертификата или диплома; б) двухгодичная программа с присвоением диплома младшего специалиста (Associate Degree) по широкому кругу академических специальностей. После двух лет обучения на программе Associate Degree в муниципальном колледже можно перевестись сразу на 3-й курс бакалавриата американского университета. При этом некоторые курсы, прослушанные в муниципальном двухгодичном колледже, могут быть автоматически засчитаны при переводе студента на бакалаврскую программу в университет (Articulation Agreement с гарантированным зачетом прослушанных курсов). В результате по окончании университета выпускник получает сразу две квалификации: диплом младшего специалиста из муниципального колледжа и диплом бакалавра из университета. Преимущества муниципальных колледжей и их привлекательность для вьетнамских студентов состоит в: • доступной стоимости: год обучения в муниципальном колледже в США стоит в 2-3 раза ниже, чем на четырехлетней программе в государственном университете; • легкой адаптации - для иностранных студентов, которые впервые отправляются жить вдали от дома, муниципальный колледж может оказаться хорошим промежуточным вариантом перед учебой в университете: здесь небольшие классы, более гибкие требования к знанию английского языка, больше внимания студентам; • возможности получить две квалификации: по окончании бакалавриата, выпускник муниципального колледжа получает две квалификации: Associate Degree и Bachelor's Degree. Процесс интернационализации высшего образования во Вьетнаме становится всё более активным и эффективным, является одним из приоритетных направлений политики. Тем не менее для достижения желаемых результатов правительство СРВ проявляет заботу и о совершенствовании качества образования внутри своей страны, что будет способствовать росту сотрудничества с зарубежными высшими учебными заведениями.
×

About the authors

Anatoly A. Sokolov

Institute of Oriental studies, RAS

Ph. D. (philology), leading researcher, Institute of Oriental studies, RAS

References

  1. Соколов А.А. Человеческий потенциал и модернизация Вьетнама: наука и образование // XII съезд Компартии Вьетнама: документы и экспертные оценки. М.: ИДВ, 2016. С. 311-323.
  2. 000 бакалавров и магистрантов не имеют работы: результат бурного роста количества вузов. 31.05.2016. URL: http://dantri.com.vn/giao-duc-khuyen-hoc/225000-cu-nhan-thac-si-that-nghiep-he-qua-cua-mo-truong-dai-hoc-o-at-20160531074206426.htm (дата обращения: 14.7.2016).
  3. Вьетнамские студенты-самая многочисленная группа в Японии. 31.10.2016. URL: http://vietnamnet.vn/vn/giao-duc/du-hoc/du-hoc-nhat-ban-du-hoc-my-du-hoc-sinh-viet-nam-dong-nhat-o-nhat-du-hoc.html (дата обращения: 14.12.2016).
  4. Вьетнам на 6-месте по числу студентов в США. 14.11.2015. URL: http://baodatviet.vn/chinh-tri-xa-hoi/giao-duc/viet-nam-dung-top-6-luong-du-hoc-sinh-o-my-3323090 (дата обращения: 12.08.2016).
  5. Бурный рост численности вьетнамских студентов за рубежом. 13.07.2016. URL: http://www.sggp.org.vn/duhocgd/2016/7/427018 (дата обращения: 07.10.2016).
  6. Вьетнамские студенты-самая многочисленная группа в Японии. 31.10.2016. URL: http://vietnamnet.vn/vn/giao-duc/du-hoc/du-hoc-nhat-ban-du-hoc-my-du-hoc-sinh-viet-nam-dong-nhat-o-nhat-337144.html (дата обращения: 14.12.2016).
  7. % вьетнамской молодежи хотят учиться за рубежом. 24.06.2016. URL: http://duhoc.dantri.com.vn/du-hoc/gan-60-nguoi-tre-viet-muon-ra-nuoc-ngoai-hoc+tap-201606240818157ga.htm (дата обращения: 31.06.2016).
  8. Number of Vietnamese students abroad up 15 % in 2013. URL: http://monitor.icef.com/2014/11/number-vietnamese-students-abroad-15-2013 (дата обращения: 24.10.2016).
  9. До Тхань Тхюи. Вьетнам: трудности в реализации совместных международных образовательных программ // Международное высшее образование. Осень 2015. Вып. 82. С. 28.
  10. Ву Тхи Тху Зянг. Сотрудничество СРВ и США в области образования и медицины: с 1995 года по настоящее время // Изучение истории. 2015. № 10. С. 58, 60.
  11. S. 3241 (106th): Vietnam Education Foundation Act of 2000. https://www.govtrack.us/congress/bills/106/s3241/text (дата обращения: 23.07.2016).
  12. В Вашингтоне прошёл ежегодный семинар Фонда поддержки образования Вьетнама. URL: http://vovworld.vn/ru-RU/420010.vov (дата обращения: 27.10.2016).
  13. Зеленкова М.С. Образовательные программы как механизм «мягкой силы» США во Вьетнаме. URL: https://riss.ru/analitycs/23334/ (датаобращения: 29.12.2016).
  14. Вьетнам на 6-месте по числу студентов в США. 14.11.2015. URL: http://baodatviet.vn/chinh-tri-xa-hoi/giao-duc/viet-nam-dung-top-6-luong-du-hoc-sinh-o-my-3323090 (дата обращения: 12.08.2016).
  15. Miller, Randy Scott. Understanding the motivation of Vietnamese International Students and their higher Education Experience in the United States. Dissertation prepared for the Degree of Doctor of Philospphy. University of North Texas, 2012.
  16. Стремительный рост численности вьетгнамских студентов в США.18.01.2016. URL: http://thanhnien.vn/giao-duc/du-hoc-sinh-viet-nam-o-my-tang-chong-mat-658763.html (дата обращения: 22.10.2016).

Copyright (c) 2017 Sokolov A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies