Current changes in international political situation and their impact on Vietnam


Cite item

Full Text

Abstract

The article overviews changes in international political situation and their reasons: global financial crisis, geopolitical conflicts, fierce competition between the great powers, instability in some regions. The author dwells on security issues, including non-traditional, such as climate change, energy and food problems, international terrorism, transnational crime, etc. He defines the impact of these changes on Vietnam's policy and renovation process. Conclusion says that effective participation of Vietnam in different forums of the region and the world, activeness in solving regional and global problems has resulted in improvement of Vietnam's image in the eyes of foreign friends.

Full Text

1.Введение В период с начала 1986 г. политики «Дой мой» (обновления) Вьетнам добился выдающихся успехов в развитии экономики, в деле политической стабилизации, совершенствования общественной безопасности, обеспечения международной безопасности. Много внимания уделено сбалансированному развитию других сфер общественной жизни. Параллельно с экономическим обновлением неуклонно осуществлялось обновление в политической, общественной, культурной сферах с целью повышения роли народа как реального хозяина, строительства и укрепления общенародного единства, защиты национального наследия, восприятия квинтэссенции культурных достижений человечества. В процессе обновления политической системы, а именно перехода от бюрократической системы, использующей командно-административные методы управления экономикой, к демократизации всех сторон общественной жизни, проводилось введение демократии в сочетании с уважением закона и общественного порядка, развитие права народа быть хозяином2. В деле обновлении политической системы достигнуты впечатляющие результаты. Оно позволило создать в обществе атмосферу демократии и открытости, сформировать механизмы и политические установки реализации народной демократии, внесло важный вклад в упрочение общественно-политической стабильности и стимулировало всестороннюю модернизацию страны. Во внешней политике важнейшей стала реализация независимого курса открытости, многовекторности, многообразия отношений со 185 странами и территориями. Вьетнам развивал отношения с сопредельными странами, формировал и укреплял отношения с многочисленными важными партнерами. Активно и ответственно участвовал в региональных и международных форумах; надежно обеспечивал роль непостоянного члена Совета Безопасности ООН; вносил важный вклад в строительство Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Хартии АСЕАН, в том числе успешно выполняя роль Председателя АСЕАН, Председателя межпарламентской ассамблеи стран Юго-Восточной Азии (АИПА). Вьетнам в полной мере выполнил свои международные обязательства, открыто и честно вел диалоги по вопросам свободы, демократии и прав человека. Вьетнам надежно защищал территориальный суверенитет, формировал атмосферу дружбы и мирного сотрудничества с соседними странами; усиливал международную интеграцию, став участником более 500 двусторонних и многосторонних соглашений в различных областях. Все большее внимание уделялось образованию и подготовке кадров, науке и технологиям, культуре и прогрессивным социальным сферам, охране природных ресурсов и окружающей среды, совершенствованию жизни всех слоев общества. Были достигнуты положительные итоги в решении проблем трудоустройства, борьбы с голодом, сокращения бедности, поддержки людей, имеющих заслуги перед Родиной, обеспечения общественной безопасности. 2. Новые особенности международной и региональной обстановки 2.1. Политическая обстановка Изменение соотношения сил между государствами В последние годы международная обстановка претерпела значительные изменения. Снижение мощи США, возрождение России, мощный подъем Китая, Индии и ряда других государств вызвали глобальное изменение соотношения сил. Сегодня мир является свидетелем изменений способов международного реагирования. Хотя США всеми силами укрепляют свою роль сверхдержавы с целью и далее разделять и властвовать, однако реальность позволяет увидеть, что превосходство Америки ныне постепенно снижается, а влияние других великих держав, таких как Россия, Китай, с каждым днем растет. Другие экономические центры и державы продолжают искать и развивать преимущества, чтобы конкурировать с США. Можно сказать, что финансовый кризис стимулировал процесс снижения мощи и влияния США в зарубежных странах. Руководство ЦРУ констатировало, что хотя Соединенные Штаты по-прежнему, вплоть до 2025 г., сохранят положение великой державы № 1, однако их господство сильно ослабнет. Эта тенденция проявится во многих аспектах - от политики и экономики до культуры3. По оценке премьер-министра РФ Д. Медведева, глобальная экономическая эра Америки прервалась, и сегодня мир требует новой, более сбалансированной финансовой системы. Период господства одной экономики и одной валюты ушел в прошлое. Из этого мы делаем вывод, что неуклонное снижение экономической роли и мощи США приведет к формированию нового многополярного мирового порядка, при котором Америка не сможет в одностороннем плане осуществлять экономические и военные действия. Растущая конкуренция между великими державами все более проявляется в тех регионах, где сталкиваются их интересы • Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) в прошлом и настоящем является местом сосредоточения и взаимодействия стратегических интересов крупных стран. Такие державы, как Китай и Япония, приобретают все более важную роль в решении региональных проблем экономики, политики и безопасности. Подъем Китая, включая усиление его военного потенциала и увеличение бюджетных инвестиций в модернизацию военно-воздушных и военно-морских сил, сопровождается ущемлением суверенитета и территорий стран региона в Восточном (вьетнамское название Южно-Китайского моря. - Прим. перев.) и Восточно-Китайском морях, что является демонстрацией притязаний на региональное руководство. Что касается Японии, то изменение образа «большой экономической и малой политической державы» являлось в предшествующий период самым большим желанием власть имущих этой страны. Япония стремится посредством экономической дипломатии добиться всестороннего участия в делах Восточной Азии и стать великой мировой политической державой. США изменили свою стратегию в отношении региона ВА- АТР. Они рассматривают себя как региональную державу, для чего проводят стратегию «перебалансировки» и стремятся все сильнее вмешиваться в региональные дела. Америка провозгласила свое возвращение в АТР и надеется по примеру Трансатлантического партнерства с Европой построить отношения со странами АТР. Сегодня США активно участвуют в многосторонних региональных механизмах, таких как Восточноазиатский саммит (ВАС); стимулируют многосторонние механизмы сотрудничества на различных уровнях, а именно: США-Япония-Южная Корея, США-Япония-Австралия, США-Япония-Индия, с тем чтобы совместно формировать нужные сети и альянсы, одновременно стимулируют введение в действие различных международных норм в АТР. Кроме того, Азиатско-Тихоокеанский регион приобретает все большее значение для России. Экономические интересы РФ в АТР имеют очень большой потенциал, особенно при её нынешнем стремлении ускоренно развивать экономику своих восточных территорий. В последние годы Россия начала играть в АТР весьма заметную роль. Она успешно провела Конференцию АТЭС на высшем уровне во Владивостоке в 2012 г., а также приняла участие в деятельности региональных структур, в частности в Конференции ВАС- АСЕАН. В этот период происходило увеличение инвестиций России в военную область, прежде всего в военно-морские и военно-воздушные силы. Бесспорно, что изменения в соотношении сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе будут продолжаться, и Россия сможет сыграть здесь еще более важную роль. • Ближний Восток. Бывший директор разведывательной службы «Моссад» и председатель Государственного комитета безопасности Израиля Ефраим Халеви сказал: «Россия начала возвращать свою былую роль на Ближнем Востоке и сегодня становится главным игроком в регионе». По его мнению, Ближний Восток сегодня становится «ареной международного конфликта», местом конкуренции интересов двух великих держав - России и США4. Америка, следуя своей стратегии, издавна стремится всемерно препятствовать появлению на Ближнем Востоке любой другой великой державы, которая могла бы бросить вызов мировому господству США, и вновь «установить порядок», обеспечивающий интересы и контроль над огромными энергетическими источниками региона. США проводят линию на вмешательство (Ирак 2003 г., Ливия 2011 г. и сегодня - Сирия), чтобы изменить современные режимы в целях влияния на светские правительства и тактической или непосредственной поддержки исламских сил для реализации своих целей5. «Арабская весна» охватила все страны Ближнего Востока и Северной Африки, ставя целью любой ценой изменить существующие режимы, которые создают осложнения для США и Запада. Эти страны объявили, что усилия России на Ближнем Востоке предполагают возвращение прежнего положения великой державы, и РФ теперь планирует полностью использовать ослабление влияния США на Ближнем Востоке, чтобы усилить свое влияние в регионе. Таким образом, активность России рассматривается как символ антиамериканизма. Тем не менее её твердая позиция по-прежнему служит обеспечению международного права для разрешения проблем Ближнего Востока. Россия решительно «блокирует» поддержку проамериканских и прозападных оппозиционных сил, связанных с террористическими и экстремистскими исламскими группировками, которые намерены свергнуть законные режимы в странах региона. Что касается США, то одна из их целей в «сирийской игре» - лишить Иран статуса союзника России и еще более ослабить ее позиции в регионе6. • СНГ. США намерены проводить политику экспансионизма в отношении СНГ и ряда стран Центральной и Восточной Европы, являющихся «тылом» России. Для достижения поставленных целей стратегия США в отношении РФ заключается в том, чтобы по-прежнему изыскивать любые способы её ослабления и изоляции. В этих целях они применяют целый набор средств: расширение НАТО, усиление влияния США на страны Балтии и СНГ, торговля оружием, противоракетная оборона (ПРО), использование внутренних сепаратистских и нелегальных оппозиционных сил в России. Тем не менее в последние годы РФ достаточно успешно восстановила свое влияние в странах, входивших прежде в СССР, так же, как и в Центральной Европе, где Америка смогла установить господствующие позиции. Россия не ищет пути установления контроля над Центральной Европой, однако и не хочет, чтобы этот регион стал базой американской военной мощи в Евразии. 2.2. Ситуация в сфере безопасности Обострение конфликтов и дестабилизация во многих регионах, «горячих точках» - в Северной Африке, на Ближнем Востоке, на Корейском полуострове, в Восточном море - угрожают региональной и глобальной безопасности. Начиная с конца 2010 г. до настоящего момента мир захлестнула волна мятежей и выступлений по свержению режимов в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Черная полоса общественно-политических потрясений привела к падению существовавших десятилетиями правительств Египта, Йемена, Ливии, Бахрейна и т. д. В других странах, таких как Иордания, Кувейт, Оман, Марокко, Алжир и пр. также произошли массовые выступления. Иран также вынужден противостоять все более возрастающему давлению из-за рубежа. И, наконец, сирийская проблема привела к невиданному прежде накалу обстановки на Ближнем Востоке. Восточное море является зоной переплетения интересов многих стран, многих сторон, что привело к конфликтам в этом районе. Расширение и узаконивание суверенных требований, не опирающихся на международное право, в том числе Конвенцию ООН 1982 г. по морскому праву, участниками которой являются все заинтересованные стороны, приводит к обострению обстановки в Восточном море. Односторонние действия Китая, а именно создание им новых административных единиц как в конфликтных, так и неконфликтных районах, односторонний запрет на рыбный промысел и препятствия на осуществление нормальной деятельности государств в особой 200-мильной экономической зоне, установленной названной Конвенцией ООН 1982 г., ведут ко все большему расширению конфликтов и все больше затрудняют их урегулирование. Долгосрочная и максималистская стратегия Китая состоит в установлении контроля над Восточным морем и поиске различных способов давления на государства АСЕАН, которые также заявили о своей вовлеченности в конфликт7. Китай неоднократно заявлял о своем неучастии в многосторонних переговорах по данной проблеме и ведет речь лишь о двусторонних переговорах по экономическому освоению моря во взаимных интересах. Пекин в настоящее время усиливает строительство и расширение военной деятельности в Восточном море, одновременно осуществляя здесь политику постепенного захвата островов. Он настаивает на признании девятипунктирной линии в Восточном море как района своего суверенитета, что идет вразрез с Конвенцией ООН по морскому праву, принятой многими странами. Планы Китая по монополизации Восточного моря с каждым днем все более угрожают безопасности в регионе. Ядерный кризис на Корейском полуострове возник в последние десятилетия XX в., но до настоящего времени разрешить его пока не удалось. Эта проблема затрагивает интересы мирового сообщества, прежде всего великих держав - Америки, Японии, Китая и Российской Федерации. Все они прилагают максимальные усилия к разрешению кризиса путем проведения шестисторонних переговоров, созданию обстановки мира и безопасности в регионе, приостановке гонки и распространения ядерных вооружений. Обладание Корейской Народно-Демократической Республикой ядерными технологиями является свершившимся фактом. Значит, в случае возникновения войны эта страна будет иметь возможность сотрудничать с любым государством по этой проблеме. Ракеты, техника и ядерное сырье могут попасть в руки вооруженных террористических группировок, что представляет большую угрозу для всей планеты. В последние годы в мире обозначился новый виток гонки вооружений, особенно в АТР. Ряд государств - потенциальных геополитических центров, имеющих мировое влияние (Китай, Индия и государства этого региона) наращивает военный потенциал до уровня, превосходящего потребности национальной обороны. Конфликты развернулись вокруг как сухопутных территорий, так и морских акваторий между Китаем и сопредельными государствами в Восточном море (Вьетнам, Филиппины, Индонезия и др.) и в Восточно-Китайском море (Япония и Южная Корея). Один из них возник вследствие установления Китаем «зоны обязательного опознавания» (ADIZ) в районах споров с Японией в Восточно-Китайском море. Это усиливает обеспокоенность ростом региональной конфликтности между двумя государствами и вынуждает страны региона включиться в гонку вооружений в целях укрепления национальной обороны. Растут вызовы разряда нетрадиционной безопасности: климатические изменения, осложнение энергетической и продовольственной ситуации, проблемы старения населения, незаконной миграции и др. Энергетическая безопасность. Запасы традиционной энергии истощаются, потребности в них все более возрастают. Политические кризисы привели к росту цен на нефть, тяжело сказались на развитии мировой экономики, одновременно создали напряженность в отношениях межд у производителями и странами- импортерами нефти, породили вооруженные конфликты, угрожающие безопасности отдельных регионов и способные распространиться по всему миру. Азиатско-Тихоокеанский регион потребляет наибольшее количество энергетических ресурсов и крайне зависим от их импорта. Проблема овладения источниками энергии всегда была серьезным испытанием для безопасности всех стран. Все без исключения великие державы, такие как Америка, Россия, государства ЕС и Китай, формируют энергетические стратегии для извлечения выгоды из конкуренции и обеспечения контроля над своими природными ресурсами. Для обеспечения безопасности нефтяной отрасли Китай, с одной стороны, обеспечивает и стимулирует хорошие отношения с нефтяными рынками, обладающими большим потенциалом, - Ближним Востоком, Юго-Восточной Азией, усиленно развивает отношения стратегического партнерства с Россией, играет роль авангарда в развитии Шанхайской организации сотрудничества с целью укрепления связей с нефтяными державами Центральной Азии. С другой стороны, он стремится к диверсификации источников импорта нефти путем масштабного проникновения на нефтяные месторождения Африки и Латинской Америки. Продовольственная безопасность. В этой сфере Америка, Канада, почти вся Европа, Австралия, Новая Зеландия и Япония относятся к группе с низкой степенью угрозы. Все развивающиеся экономики, такие как Китай, Бразилия, Турция, Индия и Мексика, все еще не обеспечили свои потребности в продовольствии и относятся к группе средней степени риска, хотя реально производят 30,6 % валовой сельскохозяйственной продукции планеты8. Продовольственная безопасность - это не только объем продовольствия и возможности потребления, но также качество питания и безопасность продукции. Но именно в развитых государствах, таких как США, в 2012 г. 49 млн человек не были в достаточной мере обеспечены продовольствием, 12,4 млн взрослых имели очень низкий уровень продовольственной безопасности, 8,3 млн детей получали недостаточное питание9. Старение населения. Согласно прогнозу ООН, доля мирового населения в возрасте свыше 65 лет должна вырасти с 601 млн в 2015 г. до 714 млн в 2020 г. В 2050 г. люди старше 65 лет составят 1,5 млрд человек, или 16 % от общей численности населения планеты, тогда как в 1950 г. их доля равнялась лишь 5 %1и. Проблема старения вызвана главным образом уменьшением коэффициента рождаемости. Население Китая в настоящее время также стремительно стареет. В предшествующие три десятилетия 65-летние составляли только 5 % населения, тогда как сегодня 9 % (123 млн граждан). Согласно докладу Госсовета, в 2030 г. Китай станет старейшим обществом планеты. Кроме того, к 2050 г. численность пожилых людей достигнет 330 млн человек, т. е. 1/4 населения Китая11. Проблема миграции становится неотложной для многих государств. Миграция делится на два вида - экономическая и незаконная. Граждане развивающихся стран с низким уровнем доходов перемещаются в районы и центры, имеющие высокий экономический рост. Для вьетнамцев представляет интерес рынок труда России. Он состоит из мигрантов более чем 100 стран, 80 % из них - выходцы из Центральной Азии12. Большинство мигрантов прибывают из бывших республик СССР - Узбекистана, Таджикистана, Украины и Молдовы. Наиболее дешевая рабочая сила - в сферах строительства и услуг13. Климатические изменения - один из основных долговременных факторов, ведущих к изменениям экономики, общества и окружающей среды. Они имеют глобальный характер и в различной степени влияют на каждый из регионов. Ведущие государства мира взяли на себя обязательства и предложили различные способы преодоления последствий, вызываемых климатическими изменениями. В 2010 г. Америка активизировала процесс перехода с нефти на источники возобновляемой энергии и стимулировала законодательную деятельность, предупреждающую вредные воздействия на климат. Что касается Китая, то 18 ноября 2013 г. на 19-й международной конференции по климату (КОП) в Варшаве эта страна впервые обнародовала Стратегию адаптации к климатическим изменениям. В 2012 г. выбросы диоксида углерода, которые в Китае превышали установленные показатели, были снижены на 5,02 % по сравнению с 2011 г.14 3. Воздействие изменения глобальной и региональной ситуации на Вьетнам 3.1. Воздействие на внутреннюю и внешнюю политику Вследствие изменения баланса сил великих держав - США, Китая, России, Японии, Евросоюза, а также правил их отношений на региональном уровне произошли серьезные сдвиги в глобальной политической ситуации. КПВ адаптировала к ним свою внешнеполитическую линию на новом этапе развития, как наметил XI съезд партии: «Последовательно проводить в жизнь независимый внешнеполитический курс за мир, сотрудничество и развитие; поддерживать разнообразные и разносторонние отношения, инициативно и активно участвовать в международной интеграции, быть надежным другом, партнером и ответственным членом мирового сообщества; бороться за государственные и национальные интересы, за богатый и могущественный социалистический Вьетнам»15. Вьетнам активно строит новые форматы сотрудничества с важнейшими государствами мира в целях укрепления своего международного положения и усиления влияния. К 2016 г. Вьетнам поддерживал отношения стратегического партнерства с 12 странами (Японией, Южной Кореей, Испанией, Англией, Германией, Италией, Таиландом, Индонезией, Сингапуром, Малайзией, Францией, Филиппинами), отношения всеобъемлющего стратегического партнерства с тремя странами (Россией, Китаем, Индией), отношения всестороннего партнерства с 10 странами (Южной Африкой, Чили, Бразилией, Венесуэлой, Австралией, Новой Зеландией, Аргентиной, Украиной, США, Данией)16. Таким образом, Вьетнам сформировал особый формат отношений с пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН - Россией, Китаем, Англией, Францией и США. Стратегическими партнерами Вьетнама в Азии являются государства, занимающие важное положение и играющие заметную международную роль. Это Япония, Южная Корея, Индия и пять стран Юго-Восточной Азии - Индонезия, Сингапур, Таиланд, Малайзия и Филиппины. В регионе Вьетнам утвердил свое положение и роль благодаря эффективному, ответственному участию в общих делах и различным инициативам в форматах многостороннего и двустороннего сотрудничества АСЕАН, роль которой все более активизируется в разрешении региональных проблем, что способствует улучшению образа Вьетнама в глазах дружественных стран как динамичной и обновляющейся страны. 3.2. Воздействие на безопасность Перед лицом резких изменений в области безопасности в регионе Вьетнам усиливает сотрудничество с крупными державами (Россией, Японией, США, Индией, ЕС) в целях привлечения этих стран к решению проблем безопасности, политики, национальной обороны для защиты страны. Особое внимание уделяетя получению такой поддержки для урегулирования конфликта в Восточном море на законной основе, согласно Морской конвенции, Декларации о поведении сторон в Восточном море (DOC) и Кодекса поведения сторон в Восточном море (СОС). СРВ укрепляет военное сотрудничество с партнерами, проводит диалог и обмен опытом в сфере национальной обороны, участвует в деятельности сил по поддержанию мира Организации Объединенных Наций. Ханой участвует в диалоге с такими странами, как США, ЕС и другими партнерами по вопросам демократии, прав человека и фундаментальных прав, обеспечивающих взаимопонимание по проблемам, представляющим взаимный интерес. Очевидно, что вовлечение самых крупных держав мира в решение проблем региональной безопасности создает для малых стран, в том числе и для Вьетнама, условия для сотрудничества в деле обеспечения собственной безопасности и суверенитета. Вьетнам активно участвует во всех союзах региональной безопасности, усилении коллективного отпора абсурдным претензиям Китая в Восточном море. Россия в настоящее время выступает в качестве международного посредника примирения, в частности в решении проблемы химического оружия в Сирии, ядерной проблемы на Корейском полуострове. Совместно с другими государствами, имеющими интересы в АТР, она стремится заключить соглашение по региональной безопасности, носящее обязательный правовой характер17. Для противодействия вызовам региональной безопасности, которые в последние годы угрожают суверенитету и территориальной целостности, Вьетнам всемерно укреплял свою военную мощь, модернизировал вооруженные силы, осуществлял военное сотрудничество и военные закупки в целях повышения боеспособности армии, прежде всего военно-воздушных и военно-морских сил. Вьетнам является одним из крупнейших в мире покупателей вооружений у России. В последние десять лет Вьетнам и Россия завершили выполнение договоров на поставки боевых самолетов марки СУ: 12 единиц СУ-27СК/УБК и 24 единицы СУ-30МК2В. Недавно ВВС Вьетнама выразили большую заинтересованность в приобретении новых боевых российских самолетов СУ-35 ввиду тех реальных требований, которые предъявляются к истребителям по борьбе с самолетами-невидимками. Наибольшее развитие военно-техническое сотрудничество с Россией получило в области оснащения военно-морских сил Вьетнама. В 2013-2016 гг. был реализован контракт на поставку шести подводных лодок проекта 636 «Варшавянка»18. Кроме строительства подлодок, Россия ведет подготовку и инструктаж военно-морского персонала, поставку различных видов артиллерии, оказывает необходимое материально-техническое содействие. В 2011 г. Вьетнаму были переданы два сторожевых корабля «Гепард 3.9», еще две единицы будут поставлены в 2017 г. Перед лицом проблем нетрадиционной безопасности Вьетнам вместе со всем миром активно изыскивает способы преодоления новых угроз и обеспечения устойчивого развития. СРВ рассматривается как одна из пяти стран планеты, наиболее подверженных климатическим изменениям. На ежегодной конференции ООН по климату КОП-21, состоявшейся в Париже в декабре 2016 г., делегация Вьетнама активно участвовала во всех дискуссиях по проблемам глобальных климатических изменений. На заседании конференции на высоком уровне по теме «Вьетнам призывает всех партнеров совместными усилиями противостоять вызовам климатических изменений в дельте реки Меконг» состоялся обмен мнениями в целях выработки механизмов и методов активного и долговременного сотрудничества по решению этой проблемы и обеспечению социально-экономического развития дельты реки Меконг во Вьетнаме19. Немалым вкладом Вьетнама на КОП-21 явилось обязательство внести 1 млн долл. в Зеленый климатический фонд ООН. Для ответа на проблему энергетической безопасности правительство СРВ также изыскивает гарантии обеспечения государства энергией. Вьетнам подписал межправительственные соглашения с Российской Федерацией и Японией о сотрудничестве в строительстве атомных электростанций № 1 и № 2 в пров. Ниньтхуан211. В этих целях Россия и Япония окажут Вьетнаму как технологическое, так и материальное содействие. Вьетнам - аграрная страна, поэтому обеспечение продовольственной безопасности рассматривается как первоочередная задача. С тех пор как Вьетнам приступил к реформированию экономики, благодаря развитию в правильном направлении всех отраслей экономики, в том числе стимулированию сельского хозяйства и производства продовольствия и продуктов питания, успешно решалась задача борьбы с голодом и бедностью, повышения уровня жизни населения. Дело продовольственной безопасности и поисков средств к существованию в масштабе государства было обеспечено и достигло больших успехов. Из импортера продовольствия Вьетнам превратился в экспортера, выйдя на 2-е место в мире по экспорту риса. По прогнозам экспертов, Вьетнам будет и дальше до 2030 г. обеспечивать государственную продовольственную безопасность21. Заключение Основываясь на изложенных выше новых особенностях современной мировой и региональной ситуации, можно прийти к следующим выводам: • за прошедший период произошли большие изменения в политической ситуации, усилилось влияние и международные позиции таких великих держав, как Россия, Китай, Япония, а также страны ЕС. Эти великие державы стремятся сегодня подняться выше и стать одним из соперников США. Их роль и авторитет в урегулировании нестабильности, споров и конфликтов во многих регионах все более возрастают. Претензии США на однополярный мир и положение мирового «руководителя» никогда не уменьшались. Но реальность свидетельствует, что сегодня Вашингтон вынужден «напрягать мускулы», чтобы противостоять возвышению других великих держав. Кроме того, динамизм и развитие групповых, региональных и транс- региональных объединений набирают силу и становятся одной из главных тенденций развития международной политической ситуации; • мировая экономическая ситуация претерпевает глубокие перемены. Под воздействием финансового кризиса и глобального спада 2008 г. в мировой экономике происходит снижение темпов роста, перераспределение инвестиционных потоков, перемещение экономического центра тяжести из развитых стран в развивающиеся страны, подъем новых растущих экономик. Глобальный экономический подъем сегодня происходит благодаря новым растущим экономикам и развивающимся странам, прежде всего Китаю и Индии. Распространение современных технологий становится основной движущей силой глобального роста. Мир сегодня развивается в направлении «экономики знаний», одновременно идет поиск источников для обеспечения устойчивого развития; • произошедшие в минувшие годы во многих районах мира перемены повлияли на глобальную и региональную безопасность. Конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке, конкуренция и демонстрация силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе между великими державами - США, Китаем, Россией, Японией, нестабильность вокруг конфликтов относительно суверенитета в Восточном и Восточно-Китайском морях, ядерный кризис на Корейском полуострове и др. ведут ко все большему ухудшению ситуации. Мир также должен противостоять другим вызовам традиционной безопасности, таким как международный терроризм, транснациональная преступность, наркоторговля, морское пиратство. Усугубились и проблемы нетрадиционной безопасности, такие как климатическая, продовольственная, энергетическая, старение населения, миграция. Эти потенциальные угрозы вынуждают страны к поиску способов своевременного реагирования на них в целях обеспечения безопасности, а также стабильного и устойчивого развития. • можно сделать вывод, что после 30 лет реализации политики «Дой мой» Вьетнам вступил в новый период развития в обстановке многочисленных перемен как в мире, так и внутри страны. Испытывая воздействие изменений мировой и региональной обстановки, Ханой принимает своевременные меры по укреплению своего положения в мире, расширению политического влияния путем повышения уровня отношений стратегического партнерства со многими государствами. Он строит сотрудничество на основе идей мира и взаимных интересов стран и организаций региона и планеты, усиливает торгово-экономический обмен, подписав много двусторонних и многосторонних соглашений. Одновременно СРВ участвует в важных международных форумах с целью преодоления и ограничения последствий проблем нетрадиционной безопасности. Перевод Е.В. Кобелева
×

About the authors

Thuy Trang Vu

Institute for European studies, VASS

Ph. D. (politology), Director of the Center for Russia and the CIS countries studies, the Institute for European studies, VASS

References

  1. Выдающиеся достижения Вьетнама в развитии экономики за 30 лет обновления. URL: http://www.tapchicongsan.org.vn/Home/Viet-nam-tren-duong-doi-moi/2016/36945/Nhung-thanh-tuu-noi-bat-trong-phat-trien-kinh-te-qua-30.aspx
  2. Нгуен Зюи Кюи. Дело «обновления» - успехи и опыт. URL: http://dangcongsan.vn/tu-lieu-van-kien/tu-lieu-ve-dang/sach-chinh-tri/books-310520153565356/index-51052015351515676.html
  3. Ле Тхе Мау. Мир - взгляд спустя десятилетие. Госполитиздат-Правда, Ханой, 2011. С. 37-38.
  4. Ву Тхюи Чанг. Российская Федерация всемерно охраняет свои интересы на Ближнем Востоке // Африка и Ближний Восток. № 7 (95). 2013. С. 31-33.
  5. Machiel Kommers. Global food security. URL: http://www.foodpolitics.eu/global-food-security
  6. Food Security Status of U.S. Households in 2012. USDA-ERS, 2013. Дата обращения: 16.12.2013.
  7. Тенденция старения населения в мире. URL: http://www.gopfp.gov.vn/so-2-131
  8. Yanzhong Huang. Population Aging in China: A Mixed Blessing. URL: http://thediplomat.com/2013/11/population-aging-in-china-a-mixed-blessing/
  9. Russia's Migration Profile. URL: www.migrationpolicycentre.eu/docs/migration.../Russia.p...?
  10. Sean Guillory. Corruption, Not Migrants, Is Russia's Problem. URL: http://www.thenation.com/article/175815/corruption-not-migrants-russias-problem (дата обращения: 20.08.2013).
  11. Китай впервые выдвинул климатическую стратегию. URL: http://occa.mard.gov.vn/Content/Lan-dau-tien-Trung-Quoc-phat-hanh-chien-luoc-khi-hau/2013/11/19/32029.news (дата обращения: 19.11.2013).
  12. Внешнеполитический курс XI Съезда и важнейшие перемены внешнеполитического мышления Партии. URL: http://www.mofahcm.gov.vn/vi/mofa/csdoingoai/nr070523093001/ns11052017023
  13. Стратегическое направление дипломатии Вьетнама в 21 веке. URL: http://baochinhphu.vn/Tin-noi-bat/Huong-di-chien-luoc-cua-ngoai-giao-Viet-Nam-trong-the-ky-21/243664.vgp
  14. Безопасность в Азиатско+Тихоокеанском регионе: настало время перейти от слов к делу. URL: http://vietnamese.ruvr.ru/2013_12_20/126212581/ (дата обращения: 20.12.2013).
  15. Вьетнамско-российское военное сотрудничество, стабильность и доверие. URL: http://www.baodatviet.vn/chinh-tri-xa-hoi/tin-tuc-thoi-su/hop-tac-quan-su-viet-nga-on-dinh-va-tin-cay-2360856/
  16. Высокая оценка ответственного участия Вьетнама в КОП-21. URL: http://chuyentrang.monre.gov.vn/cop21/thong-bao/tin-tuc/danh-gia-cao-su-tham-gia-co-trach-nhiem-cua-viet-nam-tai-cop-21.html
  17. Япония и Вьетнам сотрудничают в сфере мирного использования ядерной энергии. URL: http://dienhatnhan.com.vn/?u=nws&su=d&cid=229&id=1210 (дата обращения: 26.11.2012).
  18. Вьетнам продолжит надежно обеспечивать государственную продовольственную безопасность с настоящего времени до 2030 г.. URL: http://cids.org.vn/index.php?option=com_content&view=article&id=400:vit-nam-vn-m-bo-tt-an-ninh-lng-thc-quc-gia-t-nay-n-nm-2030&catid=81:tin-kinh-te-xa-hoi-can-tho&Itemid=458 (дата обращения: 13.06.2011).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Vu T.T.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies