Availability of Education in Vietnam: Sociological Analysis

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

This article analyzes the situation of inequality of educational opportunity in Vietnam and its reasons, and also provides comments and assessments of the impact of some support programs and policies of the Vietnamese government to reduce inequality in educational opportunity in this country. The views and approaches to studying the accessibility of education are revealed, its main characteristics are considered, the main barriers that students face in the educational process are identified; the article provides information on the availability of education in Vietnam. The authors come to the conclusion that despite the fairly successful steps taken by the Vietnamese government, the problem of inequality in education is still far from being completely resolved. The article is based on data from international organizations and the results of sociological surveys, including those conducted with the participation and guidance of the authors.

Full Text

Введение

Образование для всех – цель, поставленная ЮНЕСКО с 1945 г. В сентябре 2015 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., включающую 17 целей. В частности, цель № 4 «Обеспечить качественное, справедливое, всестороннее образование и содействовать возможностям обучения на протяжении всей жизни для всех» (ЦУР 4) подтверждает важную роль образования в искоренении бедности и обеспечении процветания для всех [Bao Yen 2020]. Доступность образования сегодня является важным фактором формирования экономической и качественной составляющей общественной жизни, а также наиболее эффективным механизмом решения глобальных социальных проблем.

Во Вьетнаме право на образование закреплено в Конституции, Законе об образовании и других важных правовых документах государства. Вопросы образования регулярно обсуждаются Постоянным комитетом Национального Собрания, президентом и правительством СРВ. Причём развитие образования является основным приоритетом национальной политики государства. Данные международных организаций, таких как ЮНЕСКО и Всемирный банк, показывают, что с 1990 г. доля государственных расходов на образование и обучение во многих развивающихся странах приблизилась к среднему уровню в развитых странах. Правительство Вьетнама также поддерживает эту тенденцию [Vu Sy Cuong 2019].

Однако не только государства, но и домохозяйства инвестируют в образование. Родителей заботит будущее своих детей, поэтому они готовы финансировать их обучение. По этому показателю Вьетнам считается одной из стран с самыми высокими затратами на образование в мире [Tổng cục thống kê: 16.09.2021]. По данным Института статистики ЮНЕСКО государственные расходы на образование во Вьетнаме составили в 2020 г. 3,22 % ВВП, что ниже, чем в среднем по региону (4,7 %). В 2022 г. государственные расходы на образование СРВ составили 2,9 % ВВП [Государственные расходы на образование Вьетнама 2022].

В рамках национального «Проекта 911» (продолжение «Проекта 322»), на 2010–2020 гг. было предусмотрено: 10 тыс. стипендий абитуриентам вьетнамских вузов, обучающимся в аспирантуре в университетах мирового класса; 3 тыс. стипендий – на прохождение совмещенных программ аспирантуры (предполагающих проведение исследований в родной стране, а не за рубежом); 10 тыс. – на обучение в аспирантуре во вьетнамских университетах [Степанов, Степанова, Соколова 2022].

По данным Главного статистического управления Вьетнама, общее количество вузов в 2018 г. составляло 237, из них государственных университетов и колледжей насчитывалось 172, а негосударственных– 65. Общее количество обучающихся в университетах и колледжах Вьетнама в 2018 г. составило 1526100 чел., из них 1261500 обучались в государственных высших учебных заведениях, а 264600 – в негосударственных университетах и колледжах. В 2018 г. в вузах Вьетнама по программам докторантуры обучалось 11 тыс. чел., а по программам магистратуры – более 97134 тыс. чел. [Во Тхи.Хуен 2019].

Тем не менее во Вьетнаме сохраняется разрыв между группами населения по объёмам доступных средств для оплаты образовательных услуг. Разрыв в расходах на образования между наиболее обеспеченным квартилем населения (топ-25 % населения по уровню дохода) и квартилем наименее обеспеченного – 6,5 раз. Средний объём расходов в год на одного учащегося вьетнамского домохозяйства из обеспеченного квартиля составляет 4882 тыс. донгов (214 долл. США). Низкий показатель обусловлен тем, что образование во Вьетнаме обеспечивается преимущественно государственными учреждениями на бюджетной основе, и расходы граждан на частных преподавателей и образовательные курсы не учитываются [Анализ рынка образовательных услуг Вьетнама 2021].

С одной стороны, наличие расходов на образование в семейном бюджете показывает заинтересованность домохозяйств в повышении образовательного уровня своих детей, а с другой – является одним из барьеров доступа к образованию для малообеспеченных групп населения. Так, для бедных домохозяйств расходы на образование детей на каждом следующем уровне становятся всё более обременительными. Плата за обучение и другие затраты по-прежнему являются серьёзным препятствием получения образования вьетнамскими детьми, а также может быть одной из причин пропусков занятий в школе, отчисления из образовательного учреждения и раннего выхода на рынок труда.

Научный дискурс

Под доступностью образования понимается равенство возможностей получения образования для представителей различных социальных групп и слоёв, которые различаются в зависимости от социально-экономического статуса, культурного капитала семьи, территориальной, этнической и гендерной принадлежности.

К популярным измерителям доступности в сфере образования исследователи относят: число выпускников школ, поступающих на на бюджетные места, число студентов на 10 тыс. населения (наиболее популярный критерий в международных исследованиях), уровень охвата образовательными услугами и др. [Кондрацкая, Унжакова 2014].

Во Вьетнаме тема неравенства в образовании занимает центральное место в государственной политике в области образования и обучения, а также в исследовательских работах. Учёные обращают внимание на неравенства возможностей в сфере образования, различия в доступе к образованию между уровнями образования и местами проживания, а также различными географическими регионами; проблемы гендерного неравенства в доступе к образованию и различия в возможностях доступа к образованию в зависимости от доходов домохозяйств и расходов на образование; много внимания уделяется исследованию программ и политики по сокращению неравенства в возможностях доступа к образованию [Куан Тяу 2020; До Тхи Ван Фыонг2023; Thanh Hang, Duy Phuong 2022 и др.]. Много внимания уделяется исследованию программ и политики по сокращению неравенства в возможностях доступа к образованию, в том числе зарубежными коллегами [Феликс 2021; Ilie, Rose, Vignoles 2021].

Научная новизна статьи заключается в том, что авторами использован комплексный социологический подход для анализа доступности образования во Вьетнаме, включающий количественные, качественные, объективные и субъективные характеристики. Количественные характеристики раскрываются через демографические, географические, территориальные, физические, социально-экономические, информационные, нормативно-правовые параметры доступности образования для основных субъектов учебной деятельности. Качественные же характеристики проявляются в уровне квалификации сотрудников образовательных учреждений, а также в разнообразии ресурсов, формирующих социокультурный капитал семьи. Объективные характеристики касаются институциональных ограничений образовательных организаций и языковых способностей учащихся. К субъективным характеристикам относятся мотивы получения образования и общественное мнение о достаточном уровне образования для различных категорий населения.

Неравенство возможностей получения образования во Вьетнаме

В настоящее время неравенство возможностей в сфере образования во Вьетнаме дифференцировано в зависимости от следующих критериев:

  • географического размещения населения (Северный, Центральный и Южный Вьетнам);
  • демографического (этнического и гендерного) состава учащихся;
  • уровня получаемого образования (начальное, неполное среднее, среднее, высшее и др.);
  • места проживания (городская или сельская местность).

Доступность образовании – это, прежде всего, равные возможности для всех посещать учебные заведения. Так, Конституция Социалистической Республики Вьетнам обеспечивает обязательное и бесплатное пятилетнее начальное образование, а обучение детей в средней и старшей школе на 50 % финансируется из государственного бюджета.

По данным «Обследования SDGCW Вьетнама на 2020–2021 гг.», проведённого Главным статистическим управлением Вьетнама при поддержке ЮНИСЕФ и Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), самой многочисленной является начальная школа, но переход к следующим уровням образования вплоть до колледжей и университетов сопровождается постепенным снижением количества обучающихся. Так, самой массовой ступенью образования является начальное образование: его получают 98,3 % школьников. Неполную среднюю школу оканчивает 86,8% учащихся и только 58,1 % вьетнамских детей успешно завершают среднее образование [Viet Nam SDGCW Survey 2020–2021].

Возможности пойти в школу в нужном возрасте немногочисленны и распределены неравномерно, особенно на уровне средней школы, колледжа и университета. Риск того, что дети перестанут посещать школу, также постепенно увеличивается с уровнем образования и возрастом. На уровне начальной школы 98,2 % детей ходят в школу в нужном возрасте и только 1,2 % детей не посещают школу, но на уровне средней школы уровень посещаемости школы составляет только 78,1 %. Учащиеся, не посещающие школу на этом образовательном уровне, составляют 21,6 % [Лыонг Мань Ха 2020].

Несмотря на значительные улучшения, неравенство возможностей в сфере образования во Вьетнаме всё ещё существует, что отражает недостаточное и неравномерное распределение государственных ресурсов, сокращающее доступ к образовательным возможностям и образовательным услугам для обездоленных групп, таких как дети из бедных семей и дети из этнических меньшинств.

Во Вьетнаме всё ещё существует в некоторых группах населения и регионах явление гендерного неравенства в образовании: доля девочек в регионах проживания этнических меньшинств, которые никогда не ходили в школу, выше, чем в других регионах страны; доля девочек, умеющих читать и писать на уровне начальной школы, ниже, чем мальчиков, во всех регионах.

Согласно статистическим данным, несмотря на увеличение зачисления учащихся на все уровни общего образования, сохраняется неравенство доступа между различными социально-экономическими группами населения Вьетнама. Дети из беднейших слоёв общества и этнических меньшинств находятся в наиболее неблагоприятном положении с точки зрения образования, а девочки из семей этнических меньшинств имеют наименьший доступ к образованию. Уровень зачисления в школу девочек из этнических меньшинств намного ниже, и у них меньше шансов поступить в среднюю школу, колледж и университет по сравнению с мальчиками [До Тхи Ван Фыонг 2023].

Сложная ситуация, вызванная пандемией COVID-19, также серьезно повлияла на качество образования детей и подростков во Вьетнаме. Рекомендация Детского фонда ООН о закрытии школ во время эпидемии создала потенциальный кризис для детей. Помимо сбоев и задержек в школьном обучении, многие дети страдали от социальной изоляции и повышенного уровня тревожности и даже подвергались жестокому обращению и насилию. В некоторых местах закрытие школ также приводит к тому, что ученики бросают школу, идут на работу и рано женятся. В период эпидемии внедрение онлайн-обучения оказало большое влияние на качество обучения студентов, поскольку физические условия и ресурсы для организации онлайн-обучения в разных регионах неравноценны. Неадекватность дистанционного обучения из-за отсутствия оборудования и цифровой поддержки для детей из бедных домохозяйств и проживающих в районах со сложными экономическими условиями является неизбежной и выявляет проблему цифрового неравенства [Cần có sự đánh giá toàn diện...: 25.02.2022].

Результаты социологических опросов, проведённых с 2000 по 2010 г. во Вьетнаме, показывают, что расходы населения на образование были низкими, составляя в среднем около 5,1 % от общего дохода домохозяйства. Эта цифра варьируется в зависимости от региона. Однако в истекшее десятилетие (2011–2020 гг.) инвестиции в образование во Вьетнаме неуклонно росли, достигая более 18 % общих расходов государственного бюджета, что эквивалентно 4,9 % ВВП – этот показатель выше, чем во многих странах региона. [Thanh Hang, Duy Phuong 2022].

Для бедных домохозяйств расходы на образование детей становятся всё более существенным бременем в общих расходах семьи, особенно когда в ней есть дети, получающие высшее образование. Дети из бедных семей с большей вероятностью рано бросают школу, и ещё чаще это случается с детьми с плохой успеваемостью. Большинство бедных домохозяйств не могут позволить себе отправить своих детей из средней школы в старшую. При этом дети из благополучных семей имеют больше возможностей продолжить обучение и в средней школе, чем дети из неблагополучных семей [Нгуен Динь Туан 2022].

Исследования статистического института ЮНЕСКО показали положительное соотношение между доходом и доступом к образовательным возможностям. Так, неравенство в показателях посещаемости колледжей между 20 % самых богатых и 20 % самых бедных людей достигает 88 раз (возрастной коэффициент зачисления в колледж для богатой группы составляет 26,3 % по сравнению с возрастным коэффициентом зачисления в бедную группу, составляющим всего 0,3 %) [Education finance watch 2023].

Результаты социологического опроса автора на тему «Неравенство образовательных возможностей для детей в старшей школе», проведённого в 2024 г. во Вьетнаме, также показывают, что часть вьетнамского общества ещё не в полной мере воспользовалась правом на образование, всё ещё существуют различия в доступе к базовым образовательным услугам и получении выгод от политики государственной поддержки образования. В частности, помимо групп личных факторов (пол ребенка, семейные обстоятельства, место проживания) и социальных факторов (государственные и местные программы и меры поддержки образования), роль, осведомлённость и интерес семьи к образованию являются одними из важных факторов, порождающих ситуации неравенства образовательных возможностей детей в исследуемой области. В частности, на осведомлённость семьи часто влияют условия жизни, уровень образования и род занятий родителей. Уровень расходов и инвестиций на образование детей в опрошенных семьях составляет большую долю от общих расходов семьи. Результаты исследования также показывают, что в семье мать оказывает более сильное влияние на обучение детей, чем отец. Кроме того, экономическое положение семьи по-прежнему является решающим фактором в доступе детей к возможностям получения образования на всех уровнях. Политика государства по освобождению от платы за обучение не имеет большого смысла на практике, когда есть ряд других взносов с уровнем сбора, во много раз превышающим отменённую плату за обучение. Ставка взноса домохозяйств на образование довольно высока и постепенно увеличивается с каждым уровнем образования, что имеет тенденцию усугублять существующее неравенство в доступе к образованию и усиливать неравенство в результатах обучения [Ngô Thị Chăm 2024].

Причины неравенства возможностей получения образовании во Вьетнаме

Социальные структурные характеристики семьи, такие как её состав, порядок рождения и количество детей, являются факторами, влияющими на уровень доступа к образовательным возможностям, а также на уровень успешности в образовании детей. Некоторые эксперты отмечают, что во Вьетнаме в семьях с одним или двумя детьми разница в успеваемости старших и младших школьников незначительна. В свою очередь, в семьях, где детей больше трёх, разница в уровне успешности между детьми заметно выше. Психологическая обстановка в семье и отношение родителей к учёбе своих детей также влияют на успехи детей в школе.

Несмотря на то, что вьетнамское правительство в настоящее время проводит политику снижения платы за обучение для бедных слоев населения вплоть до полного освобождения от оплаты, многие бедные люди по-прежнему испытывают трудности с доступом к образованию. Реальность показывает, что образовательное неравенство проявляется и в отличиях количества и качества школ разных типов между населёнными пунктами. Расстояние от дома до школы, особенно в отдалённых районах и районах проживания этнических меньшинств, всё ещё велико, а в школах в этих местах по-прежнему очень не хватает помещений и образовательных кадров [До Тхи Ван Фыонг 2023].

Обычаи детских браков1 среди этнических меньшинств являются самым большим препятствием для доступа вьетнамских девочек к образованию.

Практика ранних браков и необходимость иметь детей в этих сообществах повлияли на возможность учениц посещать школу. Хотя часть девочек из числа этнических меньшинств всё ещё хотят ходить в школу, они по-прежнему должны выполнять свои обязанности женщины в семье, поэтому такая практика серьёзно снижает качество образования. Кроме того, исследования показывают, что уровень образования родителей и неполная осведомлённость детей о положительных эффектах образования также влияют на возможности детей получить доступ к образованию. Чем выше уровень образования родителей и чем больше они осознают положительные эффекты образования, тем выше шансы их детей пойти в школу. В семьях, где родители имеют высокий уровень образования, они выделяют больше средств на образование своих детей, чем в семьях, где родители имеют низкий уровень образования [Education finance watch 2023].

Государственные программы сокращения неравенства в сфере образования

Правительство СРВ приняло множество мер по решению проблемы неравного доступа к образованию и уменьшению различий в качестве образования между различными регионами, сельскими и городскими районами, этническими и социально-экономическими группами. Кроме того, во многих сложных регионах реализованы многочисленные программы и проекты муниципалитетов, международных и отечественных организаций, направленные на поддержку детей в получении образования. Это является конкретизацией политики партии и государства в области образования для всех, что важно для поддержки и создания возможностей доступа к образованию для социально незащищенных людей в обществе.

Благодаря таким усилиям Вьетнам добился значительных успехов в сокращении неравенства в образовательных возможностях. Результаты исследования уровня жизни во Вьетнаме 2022 г. показывают, что уровень посещаемости школ всех ступеней, особенно средней школы, в последние годы имеет тенденцию к увеличению, расширилась сеть учебно-воспитательных учреждений; особое внимание уделяется образованию и профессиональной подготовке в труднодоступных горных районах и районах проживания этнических меньшинств [Степанов, Степанова 2024].

Но результаты многих исследований показывают, что во Вьетнаме сегодня всё ещё существует неравенство в образовательных возможностях. Сохраняется разрыв в доступе к образовательным услугам и в получении выгод от государственной политики поддержки образования. Контрасты в результатах образования между городскими и сельскими районами, горными и отдалёнными районами и равнинами, неравенство в доступе к возможностям образования среди различных этнических групп во Вьетнаме пока велики.

Гендерное неравенство в доступе к образованию, переплетённое с аспектами неравенства возможностей, является проблемой, которая требует внимания и решения во Вьетнаме. Под влиянием концепции мужского превосходства в семье и общине, а также гендерных норм, ограничивающих жизнь женщины материнством и работой по дому, многие поколения вьетнамских женщин по-прежнему находятся в неблагоприятном положении в плане доступа к образованию, позволяющему повысить квалификацию. Сегодня наличие благоприятной правовой базы и осведомленность общества о гендерном равенстве значительно улучшило положение женщин в семье и обществе, но в целом женщины по-прежнему находятся в невыгодном положении по сравнению с мужчинами. Фактически, гендерное неравенство в сфере образования по-прежнему весьма серьёзно, особенно в сообществах этнических меньшинств. Женщины и девочки из числа этнических меньшинств испытывают трудности с доступом к образованию и профессиональной подготовке, особенно на более высоких уровнях. [Содействие гендерному равенству 2024]. Эта ситуация показывает, что политика по развитию образования для всех во Вьетнаме ещё не достигла желаемых результатов.

В целом, политика вьетнамского правительства по поддержке образования обнаруживают недостатки, влияющие на доступ людей к образованию. Новая политика поддержки стипендий и освобождения от платы за обучение распространяется только на студентов из этнических меньшинств и отдалённых регионов. Кредиты также предоставляются только бедным домохозяйствам. Программы поддержки бедных студентов по-прежнему ограничены из-за низкого охвата и небольшого уровня поддержки, а большая часть расходов на образование по-прежнему покрывается семьями студентов. Хотя на самом деле количество неблагополучных домохозяйств по всей стране составляет значительную долю, и отсутствие права на какую-либо поддержку привело к ограничению возможностей получения образования для детей из трудных семей. Более того, реализация некоторых программ иногда происходит медленно, непоследовательно и несерьезно. Некоторые меры в отношении учителей, сотрудников сектора образования и учащихся в неблагополучных районах проживания этнических меньшинств по-прежнему ограничены и неадекватны с точки зрения правильного определения бенефициаров, норм, продолжительности льгот и методов поддержки [Ха Ван Хоанг, Фурсова 2019].

Заключение

Образование часто считают показателем благосостояния, поскольку оно может стимулировать инновации, производительность и экономический рост, а также общее состояние развития страны. Таким образом, образовательное неравенство в каждой стране будет занимать важное место в программе действий политиков. Соответственно, политики будут стремиться определить лучшие системы образования и их определяющие факторы для сокращения существующего неравенства.

Можно сказать, что давление индустриализации, модернизации и международной интеграции являются необходимыми, но недостаточными факторами для формирования образовательной модели во Вьетнаме. Влияние этих факторов на равенство осуществляется не только через изменения функциональных факторов школы и образования, но также через изменения культурных и идеологических факторов; однако эти факторы часто меняются медленно. Вьетнамская государственная реформа образования направлена на улучшение системы образования и обеспечение равенства в этой области, чтобы расширить возможности карьеры для людей в обществе. Однако политика бесплатного обучения и другой поддержки образовательной и профессиональной деятельности не полностью устранила неравенство в образовательных возможностях во Вьетнаме в соответствии с многомерными подходами к неравенству в образовании. Влияние семьи на образовательные возможности детей практически не исследовалось систематически и углубленно.

Социальная проблема неравенства в целом и неравенства возможностей в сфере образования в частности во Вьетнаме, вероятно, всё ещё остаётся нерешённой, и дети, особенно живущие в семьях с трудными жизненными обстоятельствами, всегда являются уязвимой группой общества.

 

1 Детский брак – это бракосочетание, когда одна или обе стороны не достигли возраста, достаточного для вступления в брак, как это предписано подпунктом а пункта 1 статьи 8 Закона Вьетнама о браке и семье 2014 г. Законный возраст вступления в брак составляет 20 лет и старше для мужчин и 18 лет и старше для женщин.

×

About the authors

Thi Cham Ngo

Institute of Sociology, Vietnam Academy of Social Sciences

Email: chamnt.ios@gmail.com
ORCID iD: 0009-0006-1552-1935

Leading Specialist

Viet Nam

Natalia A. Kondratenko

Tula State University

Author for correspondence.
Email: nkondratenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2445-1661

Ph.D. (Sociology), Associate Professor

Russian Federation

Svetlana N. Shashkova

Tula State University

Email: 2902svetlana@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-2955-3926

Ph.D. (Sociology), Associate Professor

Russian Federation

References

  1. Analiz rynka obrazovatelnyh uslug Vietnama: vozmozhnosti prodvizheniya uslug rossijskih eksporterov [Analysis of the educational services market in Vietnam: opportunities for promoting Russian exporters’ services] (2021). Vserossijskaya akademiya vneshnej torgovli. URL: https://myexport.exportcenter.ru/marketing-research/Obrazovatelnye_Vetnam_0511.pdf. (In Russian)
  2. Bảo Yến (2020). Quốc hội Việt Nam với nỗ lực thực hiện mục tiêu phát triển bền vững [Vietnam's National Assembly makes efforts to achieve sustainable development goals]. 20.07. URL: https://quochoi.vn/uybanvanhoagiaoducthanhnienthieunienvanhidong/tintuc/Pages/tin-hoat-dong.aspx?ItemID=478. (In Vietnamese)
  3. Cần có sự đánh giá toàn diện tác động của dịch covid-19 tới hoạt động giáo dục ở tất cả các cấp học (2022). Quốc Hội Cộng Hòa Xã Hội Chủ Nghĩa Việt Nam [A comprehensive assessment of the impact of the covid-19 epidemic on education at all levels is needed. National Assembly of the Socialist Republic of Vietnam]. URL: https://quochoi.vn/pages/tim-kiem.aspx?ItemID=62427. (In Vietnamese)
  4. Do Thi Van Fuong (2023). Obrazovatelnaya politika Socialisticheskoj Respubliki Vietnam i Rossijskoj Federacii: sravnitelnyj analiz [Educational policy of the Socialist Republic of Vietnam and the Russian Federation: a comparative analysis]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 493: 5–10. (In Russian)
  5. Education finance watch 2023. UNESCO. doi: 10.54676/XTON4555
  6. Felix, J.J. (2021). Exploring the relationship between higher education and inequality in vietnam: socio-cultural foundations and future directions. The Russian Journal of Vietnamese Studies, 5 (2). doi: 10.24412/2618-9453-2021-2-68-87
  7. Gorshkov, M.K., Sheregi, F.E. (2010). Modernizaciya rossijskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy [Modernization of Russian education: problems and prospects]. M.: TSSPIM. P. 176–191. (In Russian)
  8. Gosudarstvennye rashody na obrazovanie Vietnama [Public expenditure on education in Vietnam]. STATBASE. Retrieved on 15.07.2024 from URL: https://statbase.ru/data/vnm-education-expenditure-share-of-gdp/. (In Russian)
  9. Ha Van Hoang, Fursova, V.V. (2019) Dostupnost vysshego obrazovaniya v rossijskom i vietnamskom obshhestvah: sravnitelnyj analiz [Accessibility of higher education in Russian and Vietnamese societies: a comparative analysis]. Kazan: Izd-vo Kazan. un-ta. 188 s. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/197479719.pdf. (In Russian)
  10. Ilie, S., Rose, P., Vignoles, A. (2021). Understanding higher education access: Inequalities and early learning in low and lower-middle-income countries. British Educational Research Journal, 47 (5): 1237–1258. doi: 10.1002/berj.3723
  11. Kondratskaya, T.A., Unzhakova, E.P. (2014). Statisticheskaya ocenka dostupnosti vysshego obrazovaniya [Statistical assessment of the availability of higher education]. Izvestiya IGEA, 2: 127-128. (In Russian)
  12. Luong Manh Ha (2020). Sravnitelnyj analiz sistem vysshego obrazovaniya Rossii i Vietnama. Institucionalnye barery i napravleniya razvitiya mezhdunarodnoj integracii [Comparative analysis of the higher education systems of Russia and Vietnam. Institutional barriers and directions of development of international integration]. Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 90: 73–78. (In Russian)
  13. Mazyrin, V.M. (2007). Reformy perekhodnogo perioda vo Vietname (1986–2006): napravleniya, dinamika, rezultaty. M.: Klyuch-S, 2007. 336 s. [Reforms of the transition period in Vietnam (1986–2006): directions, dynamics, results]. M.: Klyuch-S. 336 p.
  14. Ngô Thị Chăm (2024). Bất bình đẳng về cơ hội giáo dục cho trẻ em ở trường trung học [Inequality of Educational Opportunities for Children in High School]. Viện Xã hội Học Của Viện Hàn Lâm Khoa Học Xã Hội Việt Nam. [Institute of Sociology, Vietnam Academy of Social Sciences]. (In Vietnamese)
  15. Nguyen Dinh Tuan (2022). Multidimensional poverty and human development of Vietnam in comparison with some Southeast Asian countries. The Russian Journal of Vietnamese Studies. 6 (1): 40–51. doi: 10.54631/VS.2022.61-105388
  16. Quan Chau (2020). Vietnam: unikalnoe monopolnoe polozhenie chastnyh vuzov [Vietnam: the unique monopoly position of private universities]. Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie, 103: 28–29. URL: https://ihe.hse.ru/article/view/11416. (In Russian)
  17. Sodejstvie gendernomu ravenstvu v etnicheskih menshinstvah i gornyh rajonah: Problemy, podnyatye v ramkah Proekta 8: Izmenenie podhoda i dolgosrochnaya dorozhnaya karta [Promoting gender equality in ethnic minorities and mountainous areas: Issues raised in the framework of Project 8: Changing the approach and a long-term roadmap]. Vietnam.vn, 18.11.2024. URL: https://www.vietnam.vn/ru/hagiang/thuc-day-binh-dang-gioi-vung-dtts-va-mien-nui-nhung-van-de-dat-ra-tu-du-an-8-thay-doi-cach-tiep-can-cung-lo-trinh-dai-hoi-bai-cuoi. (In Russian)
  18. Stepanov V.I., Stepanova N.V. (2024) Uspehi gosudarstvennogo i chastnogo sektorov vysshego obrazovaniya v socialisticheskoj respublike Vietnam [Achievements of the public and private sectors of higher education in the Socialist Republic of Vietnam]. Vestnik pedagogicheskix nauk, 8: 207–217. doi: 10.62257/2687-1661-2024-8-207-217. (In Russian)
  19. Stepanov, V.I., Stepanova, N.V., Sokolova, I.V. (2022) Transformaciya gosudarstvennogo i chastnogo sektorov vysshego obrazovaniya v socialisticheskoj respublike Vietnam [Transformation of the public and private sectors of higher education in the Socialist Republic of Vietnam]. Sovremennye naukoemkie tehnologii, 10-2: 297-301. doi: 10.17513/snt.39385. (In Russian)
  20. Thanh Hang, Duy Phuong. Vietnam spends 4.9% of GDP on education: report. VNExpress, 08.08.2022. URL: https://e.vnexpress.net/news/news/vietnam-spends-18-of-national-budget-on-education-report-4497240.html
  21. Tổng cục thống kê. Chi tiêu cho giáo dục, đào tạo của các hộ gia đình ở Việt Nam những năm gần đây (2021) // [General Statistics Office. Spending on education and training of households in Vietnam in recent years]. URL: https://www.gso.gov.vn/du-lieu-va-so-lieu-thong-ke/2021/09/chi-tieu-cho-giao-duc-dao-tao-cua-cac-ho-gia-dinh-o-viet-nam-nhung-nam-gan-day/. (In Vietnamese)
  22. Viet Nam SDGCW Survey 2020–2021. Early Childhood Development (ECD). UNICEF. URL: https://www.unicef.org/vietnam/media/8681/file/Early%20Childhood%20Development.pdf
  23. Vo Thi Huyen (2019). Soderzhanie obrazovatelnyh programm vietnamskih universitetov v seredine XX veka [The content of educational programs of Vietnamese universities in the mid-twentieth century]. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 5: 222–229. (In Russian)
  24. Vũ Sỹ Cường (2019). Chi tiêu công cho giáo dục, đào tạo: Xu hướng và ảnh hưởng [Vu Sy Cuong. Public spending on education and training: Trends and impacts]. URL: https://mof.gov.vn/webcenter/portal/ttpltc/pages_r/l/chi-tiet-tin-ttpltc?dDocName=MOFUCM236668. (In Vietnamese)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Kondratenko N.A., Shashkova S.N., Ngo T.C.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.