Crisis as part of history (Vietnam’s experience)

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article presents an overview of reports on Vietnam held on October 17-18, 2023 at the All-Russian scientific conference «Crisis as a phenomenon and as an event: the experience of Southeast and East Asia (history, politics, economy, culture)» within the regular «Guberovsky readings». The conference, organized by the Department of History of the Far East and Southeast Asian countries of IAAS MSU, was attended by researchers from various academic, research and training institutes. A large number of reports were devoted to Vietnam.

Full Text

Название конференции в этом году было весьма интригующим – «Кризис как явление и как событие: опыт Юго-Восточной и Восточной Азии (история, политика, экономика, культура». Организаторы мероприятия подчёркивали, что «на протяжении истории локальные и региональные системы, как и человечество в целом, сталкивались с широким спектром кризисных явлений, а способность государств, территорий и общностей адаптироваться к кризисам, в значительной мере, определяла темпы и траектории их развития».

Конференция состояла из большой секции пленарных докладов и трёх отдельных секций – «Кризисы в Корее: история и современность», «Кризисы в странах Восточной и Юго-Восточной Азии в XIX–XXI вв.», «Кризис в традиционном обществе стран Восточной и Юго-Восточной Азии». Всего было зачитано более 40 докладов (рис. 1).

 

Рис. 1. На пленарном заседании конференции. Фото автора

 

В ходе конференции большинство выступающих сошлись на таком интересном наблюдении – если традиционно что на обывательском уровне, что в научных кругах кризис рассматривался как нечто своего рода «противоестественное» или выбивающееся из должной нормы, то при детальном историческом рассмотрении выясняется, что кризисы являют собой неотъемлемую и константную часть истории и выступают если не как норма, то как один из её вариантов.

О том, как кризисные явления были вплетены в ткань вьетнамской истории, аудитория смогла узнать из полностью или частично посвящённых стране выступлений докладчиков во всех основных секциях.

В пленарном выступлении «Опыт армий ЮВА по силовому транзиту власти и его значение сегодня» профессор В.М. Мазырин (Центр изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН) рассмотрел это явление с точки зрения возникновения и поиска выхода из политического кризиса, при этом осветив и вьетнамский опыт. Был подчёркнут патриотический характер вьетнамских вооруженных сил и то, что армия и партия действуют консолидированно, не вступая в какие-либо конфликтные ситуации. При этом роль военных в государственно-партийном аппарате СРВ, как отметил докладчик, весьма велика (рис. 2).

 

Рис. 2. Профессор В. М. Мазырин выступает на конференции. Фото автора

 

В пленарном докладе профессора В. Н. Колотова (Восточный факультет СПбГУ), «Проблематика экспорта ключевых элементов кризиса: от Южного Вьетнама середины ХХ века до России в период СВО» предпринята попытка концептуализации и сопоставления схожих кризисных ситуаций в далеких друг от друга странах. По мнению докладчика, одна из ключевых колониальных технологий по стабилизации режима состояла в создании кризиса религиозной идентичности в среде туземного населения. В первые века колонизации в ЮВА предпринимались попытки распространения католицизма, позднее французские спецслужбы пошли по пути создания религиозных сект Каодай и Хоахао, которые получили наибольшее распространение в Южном Вьетнаме в середине ХХ в. Технология создания каодаизма опиралась на взлом и реформирование буддизма на основе спиритизма. С опорой на вооруженные формирования религиозных сект колониальные власти установили прокси-контроль над основными регионами Кохинхины. В настоящее время в одном из регионов РФ имеет место практически полное клонирование доктрины каодаизма под видом реформирования православия на основе спиритизма, что вынудило правоохранительные органы отреагировать на новую угрозу уже в период СВО. Сравнительный анализ двух религий позволил докладчику поставить проблему экспорта отработанной неоколониальной технологии создания локального кризиса путем клонирования каодаистской доктрины с учетом ее локализации и ребрендинга для использования в РФ.

Различным кризисным явлениям в истории Вьетнама было посвящено несколько докладов и в профильных секциях конференции. В докладе П.Ю. Цветова и С.А. Мельничук (Дипломатическая академия МИД России) «Апология “исторического права” как причина затянувшегося конфликта между КНР и СРВ по поводу островов в Южно-Китайском море» показано, что построение властями двух спорящих государств доказательной базы принадлежности островов архипелагов Спратли и Парасельские на основе путевых заметок, упоминаний в летописях и карт прошлых лет бессмысленно, потому что такие свидетельства не принимаются международным правом. Докладчики отметили, что ни одно государство мира официально не признало суверенитет какого-либо государства над этими архипелагами. По мнению авторов доклада, выходом из конфликтной ситуации могло бы стать применение принципа uti possidetis, ita possideatis («чем владеете, тем и владейте»), то есть признания суверенитета соседнего государства над территориями, которые оно занимает и уже использует. Однако руководителям КНР и СРВ мешают пережитки имперских взглядов и националистический настрой основной массы населения двух стран.

Культурной проблематике был посвящен доклад А. А. Соколова (Институт востоковедения РАН) «Современная вьетнамская культура: кризис или стагнация?». С точки зрения исследователя, сегодня экономика Вьетнама демонстрирует впечатляющие успехи, тогда как в сфере культуры видны признаки стагнации. Это проявляется в отсутствии значимых произведений литературы и искусства. Такая ситуация приводит к размыванию национальной идентичности, ориентации на западные ценности и образ жизни.

Со второй половины 1980-х годов, когда в стране начала осуществляться политика обновления и переход к рыночной экономике, социалистическую идеологию потеснила идеология потребления – консюмеризм. Традиционная культура по большей части трансформируется в массовую культуру, которая сегодня доминирует в духовной жизни Вьетнама и проповедует идеи поиска удовольствия и комфорта. В результате перед вьетнамской культурой стоит трудная задача – сохранить свою культурную идентичность; не раствориться в чужой, пришедшей извне культуре; не превратиться в культуру, обслуживающую потребительскую цивилизацию. По мнению докладчика, решить такую задачу можно только с помощью государства и его политики по обеспечению устойчивого развития национальной культуры.

Одному из самых известных событий вьетнамской истории, в названии которого непосредственно фигурирует слово «кризис», было посвящено выступление М. А. Сюннерберга (ИСАА МГУ) «Процесс или личность как навигатор исторических событий: буддийский кризис 1963 г. в Южном Вьетнаме». В докладе было уделено внимание реконструкции событий и демонстрации гипотетических вариантов раскрытия сути и природы буддийского кризиса 1963 г., одного из ключевых событий в истории Республики Вьетнам (1955–1975).

При этом сам по себе буддийский кризис в данном выступлении скорее выступил в качестве фона для постановки вопроса общеисторического характера: что определяет ход исторических событий – деперсонифицированные длительные глубинные процессы или сиюминутные действия конкретных исторических персон? Показано, что трагическое разрешение кризиса стало закономерным итогом не только и не столько объективных процессов религиозно-политической жизни середины XX в., но во многом действий конкретных творцов тех процессов, чья амбициозность и решительность при полярном концептуальном миропонимании и предопределила развязку. Причем в первую очередь речь идет не о президенте Республики Вьетнам Нго Динь Зьеме, а о его старшем брате католическом иерархе Нго Динь Тхуке и противостоящем ему буддийском лидере Тхить Чи Куанге. Однако ответ на вопрос, процесс ли либо личность выступили здесь навигатором исторических событий, докладчик предоставил каждому из слушателей.

С этим же вопросом – о роли личности в истории – пересекается выступление из секции по традиционному периоду истории, которое сделал А. Л. Федорин (Центр изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН). Доклад «Политический и военный кризис во Вьетнаме в середине XVIII в. как результат неудачных контрреформ правителя Чинь Кыонга и его окружения» был посвящен проблемам социально-политических кризисов во Вьетнаме в XVII–XVIII вв. Основываясь на материалах синхронных вьетнамских и китайских источников, докладчик проиллюстрировал два зеркальных процесса, происходивших в стране в те годы. Первый из них, наблюдавшийся во времена правления Чинь Така (прав. в 1657–1682 гг.) и Чинь Кана (прав. в 1682–1709 гг.), позволил Вьетнаму выбраться из, казалось бы, непреодолимого кризиса, связанного с перманентными «войнами юга и севера». И наоборот, при правителе Чинь Кыонге (прав. в 1709–1730 гг.), который пришел к власти в государстве, находившемся в относительно благополучном состоянии, в результате его, основанного на конфуцианских подходах стремления сделать общество более справедливым, подчинить все процессы в нем централизованному руководству, добиться равноправия жителей северной и южной части страны, а также его авантюрных и непродуманных мероприятий (военная реформа, отказ от постоянного налогообложения, прямое вмешательство государственных чиновников в дела каждой отдельно взятой сельскохозяйственной общины и т.д.) Вьетнам в конечном итоге был ввергнут в новый масштабный системный кризис, близкий к катастрофе, вылившийся в беспрерывные кровопролитные гражданские войны, длившиеся не одно десятилетие. И хотя этот кризис, безусловно, был вызван и рядом объективных причин, связанных с противоречиями во вьетнамском обществе того периода, автор доклада полагает возможным считать, что во многом он носил и «рукотворный» характер.

Завершая обзор конференции, не могу не затронуть весьма печальное событие. К огромному сожалению, летом этого года ушла из жизни Оксана Владимировна Новакова – последний непосредственный ученик академика А. А. Губера (1902–1971), в честь которого каждые два года проводятся мемориальные чтения. На каждом из этих научных мероприятий Оксана Владимировна делилась с коллегами той или иной гранью характера и событиями творческого пути великого ученого. Автор данной статьи как ученик О. В. Новаковой считает своим долгом выразить от себя лично и от всего научного сообщества глубочайшие сожаления об этой утрате.

×

About the authors

Maxim A. Syunnerberg

Lomonosov Moscow State University

Author for correspondence.
Email: hongik@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0111-9551

Ph.D. (History), Assistant Professor, Institute of Asian and African Studies

Russian Federation, Moscow

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig.1. At the plenary session of the conference. Photo by the author

Download (1MB)
3. Fig.2. Professor V. M. Mazyrin speaks at the conference. Photo by the author

Download (1MB)

Copyright (c) 2024 Syunnerberg M.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies