Кризис как часть истории (опыт Вьетнама)
- Авторы: Сюннерберг М.А.1
-
Учреждения:
- МГУ им. М. В. Ломоносова
- Выпуск: Том 7, № 4 (2023)
- Страницы: 98-101
- Раздел: Научная жизнь
- URL: https://vietnamjournal.ru/2618-9453/article/view/624976
- DOI: https://doi.org/10.54631/VS.2023.74-624976
- ID: 624976
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлен обзор докладов по Вьетнаму на состоявшейся 17–18 октября 2023 г. Всероссийской научной конференции «Кризис как явление и как событие: опыт Юго-Восточной и Восточной Азии (история, политика, экономика, культура)» в рамках регулярных «Губеровских чтений». В конференции, организованной кафедрой истории стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии ИСАА МГУ, приняли участие исследователи из различных академических, научно-исследовательских и учебных институтов.
Полный текст
Название конференции в этом году было весьма интригующим – «Кризис как явление и как событие: опыт Юго-Восточной и Восточной Азии (история, политика, экономика, культура». Организаторы мероприятия подчёркивали, что «на протяжении истории локальные и региональные системы, как и человечество в целом, сталкивались с широким спектром кризисных явлений, а способность государств, территорий и общностей адаптироваться к кризисам, в значительной мере, определяла темпы и траектории их развития».
Конференция состояла из большой секции пленарных докладов и трёх отдельных секций – «Кризисы в Корее: история и современность», «Кризисы в странах Восточной и Юго-Восточной Азии в XIX–XXI вв.», «Кризис в традиционном обществе стран Восточной и Юго-Восточной Азии». Всего было зачитано более 40 докладов (рис. 1).
Рис. 1. На пленарном заседании конференции. Фото автора
В ходе конференции большинство выступающих сошлись на таком интересном наблюдении – если традиционно что на обывательском уровне, что в научных кругах кризис рассматривался как нечто своего рода «противоестественное» или выбивающееся из должной нормы, то при детальном историческом рассмотрении выясняется, что кризисы являют собой неотъемлемую и константную часть истории и выступают если не как норма, то как один из её вариантов.
О том, как кризисные явления были вплетены в ткань вьетнамской истории, аудитория смогла узнать из полностью или частично посвящённых стране выступлений докладчиков во всех основных секциях.
В пленарном выступлении «Опыт армий ЮВА по силовому транзиту власти и его значение сегодня» профессор В.М. Мазырин (Центр изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН) рассмотрел это явление с точки зрения возникновения и поиска выхода из политического кризиса, при этом осветив и вьетнамский опыт. Был подчёркнут патриотический характер вьетнамских вооруженных сил и то, что армия и партия действуют консолидированно, не вступая в какие-либо конфликтные ситуации. При этом роль военных в государственно-партийном аппарате СРВ, как отметил докладчик, весьма велика (рис. 2).
Рис. 2. Профессор В. М. Мазырин выступает на конференции. Фото автора
В пленарном докладе профессора В. Н. Колотова (Восточный факультет СПбГУ), «Проблематика экспорта ключевых элементов кризиса: от Южного Вьетнама середины ХХ века до России в период СВО» предпринята попытка концептуализации и сопоставления схожих кризисных ситуаций в далеких друг от друга странах. По мнению докладчика, одна из ключевых колониальных технологий по стабилизации режима состояла в создании кризиса религиозной идентичности в среде туземного населения. В первые века колонизации в ЮВА предпринимались попытки распространения католицизма, позднее французские спецслужбы пошли по пути создания религиозных сект Каодай и Хоахао, которые получили наибольшее распространение в Южном Вьетнаме в середине ХХ в. Технология создания каодаизма опиралась на взлом и реформирование буддизма на основе спиритизма. С опорой на вооруженные формирования религиозных сект колониальные власти установили прокси-контроль над основными регионами Кохинхины. В настоящее время в одном из регионов РФ имеет место практически полное клонирование доктрины каодаизма под видом реформирования православия на основе спиритизма, что вынудило правоохранительные органы отреагировать на новую угрозу уже в период СВО. Сравнительный анализ двух религий позволил докладчику поставить проблему экспорта отработанной неоколониальной технологии создания локального кризиса путем клонирования каодаистской доктрины с учетом ее локализации и ребрендинга для использования в РФ.
Различным кризисным явлениям в истории Вьетнама было посвящено несколько докладов и в профильных секциях конференции. В докладе П.Ю. Цветова и С.А. Мельничук (Дипломатическая академия МИД России) «Апология “исторического права” как причина затянувшегося конфликта между КНР и СРВ по поводу островов в Южно-Китайском море» показано, что построение властями двух спорящих государств доказательной базы принадлежности островов архипелагов Спратли и Парасельские на основе путевых заметок, упоминаний в летописях и карт прошлых лет бессмысленно, потому что такие свидетельства не принимаются международным правом. Докладчики отметили, что ни одно государство мира официально не признало суверенитет какого-либо государства над этими архипелагами. По мнению авторов доклада, выходом из конфликтной ситуации могло бы стать применение принципа uti possidetis, ita possideatis («чем владеете, тем и владейте»), то есть признания суверенитета соседнего государства над территориями, которые оно занимает и уже использует. Однако руководителям КНР и СРВ мешают пережитки имперских взглядов и националистический настрой основной массы населения двух стран.
Культурной проблематике был посвящен доклад А. А. Соколова (Институт востоковедения РАН) «Современная вьетнамская культура: кризис или стагнация?». С точки зрения исследователя, сегодня экономика Вьетнама демонстрирует впечатляющие успехи, тогда как в сфере культуры видны признаки стагнации. Это проявляется в отсутствии значимых произведений литературы и искусства. Такая ситуация приводит к размыванию национальной идентичности, ориентации на западные ценности и образ жизни.
Со второй половины 1980-х годов, когда в стране начала осуществляться политика обновления и переход к рыночной экономике, социалистическую идеологию потеснила идеология потребления – консюмеризм. Традиционная культура по большей части трансформируется в массовую культуру, которая сегодня доминирует в духовной жизни Вьетнама и проповедует идеи поиска удовольствия и комфорта. В результате перед вьетнамской культурой стоит трудная задача – сохранить свою культурную идентичность; не раствориться в чужой, пришедшей извне культуре; не превратиться в культуру, обслуживающую потребительскую цивилизацию. По мнению докладчика, решить такую задачу можно только с помощью государства и его политики по обеспечению устойчивого развития национальной культуры.
Одному из самых известных событий вьетнамской истории, в названии которого непосредственно фигурирует слово «кризис», было посвящено выступление М. А. Сюннерберга (ИСАА МГУ) «Процесс или личность как навигатор исторических событий: буддийский кризис 1963 г. в Южном Вьетнаме». В докладе было уделено внимание реконструкции событий и демонстрации гипотетических вариантов раскрытия сути и природы буддийского кризиса 1963 г., одного из ключевых событий в истории Республики Вьетнам (1955–1975).
При этом сам по себе буддийский кризис в данном выступлении скорее выступил в качестве фона для постановки вопроса общеисторического характера: что определяет ход исторических событий – деперсонифицированные длительные глубинные процессы или сиюминутные действия конкретных исторических персон? Показано, что трагическое разрешение кризиса стало закономерным итогом не только и не столько объективных процессов религиозно-политической жизни середины XX в., но во многом действий конкретных творцов тех процессов, чья амбициозность и решительность при полярном концептуальном миропонимании и предопределила развязку. Причем в первую очередь речь идет не о президенте Республики Вьетнам Нго Динь Зьеме, а о его старшем брате католическом иерархе Нго Динь Тхуке и противостоящем ему буддийском лидере Тхить Чи Куанге. Однако ответ на вопрос, процесс ли либо личность выступили здесь навигатором исторических событий, докладчик предоставил каждому из слушателей.
С этим же вопросом – о роли личности в истории – пересекается выступление из секции по традиционному периоду истории, которое сделал А. Л. Федорин (Центр изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН). Доклад «Политический и военный кризис во Вьетнаме в середине XVIII в. как результат неудачных контрреформ правителя Чинь Кыонга и его окружения» был посвящен проблемам социально-политических кризисов во Вьетнаме в XVII–XVIII вв. Основываясь на материалах синхронных вьетнамских и китайских источников, докладчик проиллюстрировал два зеркальных процесса, происходивших в стране в те годы. Первый из них, наблюдавшийся во времена правления Чинь Така (прав. в 1657–1682 гг.) и Чинь Кана (прав. в 1682–1709 гг.), позволил Вьетнаму выбраться из, казалось бы, непреодолимого кризиса, связанного с перманентными «войнами юга и севера». И наоборот, при правителе Чинь Кыонге (прав. в 1709–1730 гг.), который пришел к власти в государстве, находившемся в относительно благополучном состоянии, в результате его, основанного на конфуцианских подходах стремления сделать общество более справедливым, подчинить все процессы в нем централизованному руководству, добиться равноправия жителей северной и южной части страны, а также его авантюрных и непродуманных мероприятий (военная реформа, отказ от постоянного налогообложения, прямое вмешательство государственных чиновников в дела каждой отдельно взятой сельскохозяйственной общины и т.д.) Вьетнам в конечном итоге был ввергнут в новый масштабный системный кризис, близкий к катастрофе, вылившийся в беспрерывные кровопролитные гражданские войны, длившиеся не одно десятилетие. И хотя этот кризис, безусловно, был вызван и рядом объективных причин, связанных с противоречиями во вьетнамском обществе того периода, автор доклада полагает возможным считать, что во многом он носил и «рукотворный» характер.
Завершая обзор конференции, не могу не затронуть весьма печальное событие. К огромному сожалению, летом этого года ушла из жизни Оксана Владимировна Новакова – последний непосредственный ученик академика А. А. Губера (1902–1971), в честь которого каждые два года проводятся мемориальные чтения. На каждом из этих научных мероприятий Оксана Владимировна делилась с коллегами той или иной гранью характера и событиями творческого пути великого ученого. Автор данной статьи как ученик О. В. Новаковой считает своим долгом выразить от себя лично и от всего научного сообщества глубочайшие сожаления об этой утрате.
Об авторах
Максим Алексеевич Сюннерберг
МГУ им. М. В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: hongik@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0111-9551
к. и. н., доцент, Институт стран Азии и Африки
Россия, Москва