Vietnam's position on Russia's special military operation

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

This article examines the Socialist Republic of Vietnam's position on Russia's Special Military Operation. The study analyses the dynamics of Hanoi's official statements and identifies factors influencing its position, as well as examines the position of Vietnamese society. The article draws on a variety of sources, including Russian, Vietnamese and Western media sources. The author points out the need to consider the basic principles of the Vietnam foreign policy in order to better understand its position on the issue. It concludes by stressing the importance of Vietnam's flexible diplomacy in a complex geopolitical situation and maintaining neutrality in the conflict.

Full Text

Введение

Современный мир характеризуется всё большей интернационализацией политических и экономических процессов, а также ростом международной интеграции. В условиях глобализации национальные интересы государств не могут существовать в отрыве от мировой политической конъюнктуры. Позиция государства в международных отношениях является результатом сложного взаимодействия многочисленных факторов – геополитических, экономических, социальных, идеологических и др.

В данной статье рассматривается позиция Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) относительно специальной военной операции России (СВО). Вьетнам, как и любое другое государство, имеет свои принципы внешней политики, которые определяют его отношение к международным событиям. Анализ динамики высказываний официального Ханоя и определение факторов, влияющих на его позицию, позволяют более полно раскрыть эту проблему.

Кроме того, в работе представлена позиция вьетнамского общества относительно СВО. Учитывая то, что гражданское общество становится более активным и играет всё большую роль в формировании общественного мнения, изучение этого вопроса является крайне актуальным и важным.

С момента начала военной операции эта тема регулярно поднималась в научных публикациях – российских (И. В. Бритов [2022], В. М. Мазырин [2022], Е. В. Кобелев [2022], Г. П. Трофимчук [25.04.2022]), вьетнамских (Нгуен Тьи Винь [Nguyễn Chí Vịnh: 20.12.2022], Нгуен Хонг Куан [Nguyễn Hồng Quân: 23.03.2022], Ле Тхе Мау [Lê Thế Mẫu 2022], Нгуен Куанг Зи [Nguyễn Quang Dy: 26.02.2022], Хоанг Тхи Ха и Диен Нгуен Ан Лыонг [The Russia-Ukraine War: 20.04.2022] и западных специалистов (Zachary Abuza [Abuza: 28.09.2022], Joshua Kurlantzick [Kurlantzick: 21.04.2022]), не говоря уже о многочисленных статьях журналистов. Это свидетельствует о значимости позиции Вьетнама, несмотря на отдалённость региона от места событий.

Материалом для исследования послужили вышеперечисленные работы, а также данные российских, вьетнамских, западных электронных СМИ. Для более глубокого понимания официальной позиции Вьетнама относительно российско-украинского конфликта необходимо рассмотреть основные принципы внешней политики СРВ.

Принципы внешней политики Вьетнама

В постановлении XIII съезда Коммунистической партии Вьетнама (КПВ), прошедшего в 2021 г., направления внешней политики определены следующим образом: «Продолжать реализовывать внешнеполитический курс независимости и самостоятельности, мира, дружбы, сотрудничества и развития, диверсификации и многовекторности международных отношений. Быть достойным доверия другом и партнером, а также активным и ответственным членом международного сообщества. Обеспечивать высшие государственные и национальные интересы на основе основополагающих принципов Устава ООН и международного права, равенства, сотрудничества. Инициативно, активно, широко, глубоко и всесторонне интегрироваться в мировое сообщество» [Nghị quyết Đại hội: 26.02.2021].

Внешняя политика Вьетнама руководствуется принципами независимости, опоры на собственные силы и диверсификации внешних связей. Известный лозунг «больше друзей –меньше врагов (thêm bạn bớt thù)» основателя КПВ и первого президента Вьетнама Хо Ши Мина является одним из основополагающих принципов внешнеполитического курса Вьетнама. Главным девизом вьетнамской дипломатии сегодня стал лозунг: «Вьетнам – друг и достойный доверия партнер в международном сообществе, активно участвующий в развитии международного и регионального сотрудничества» [Вершинина 2021: 103].

Согласно «Белой книге по обороне» за 2019 г., Вьетнам проводит внешнеполитический курс в рамках «четырёх нет»: не вступать в военные союзы и не являться военным союзником никакой страны; не разрешать иностранным государствам размещать военные базы на территории Вьетнама; не вступать в союзы с какой-либо страной против третьей; не использовать вооруженную силу или угрозу её применения в международных отношениях [Sách trắng 2019].

В данном ключе интересным представляется интервью экс-заместителя начальника Института оборонной стратегии Министерства национальной обороны Вьетнама генерал-майора Нгуен Хонг Куана, в котором он рассуждает о важности сохранения приверженности политике «четырёх нет» на фоне влияния украинских событий на архитектуру безопасности в мире вообще и во Вьетнаме в частности. Генерал Нгуен Хонг Куан считает, что «если Вьетнам вступит в союз с другими странами, позволит им создавать военные базы, даже в интересах нашей страны, нас вытолкнут на передовую, и мы станем жертвами геостратегического соперничества между крупными державами» [Nguyễn Hồng Quân: 23.03.2022].

Комментируя второе «нет» – неприсоединение к военным действиям других стран против третьей стороны, он отмечает: «Если бы Вьетнам вступил в военный союз с какой-либо другой страной, отдавая приоритет использованию военных мер для разрешения споров и разногласий, ему было бы трудно заручиться поддержкой других стран» [Там же].

Несмотря на твёрдую приверженность Вьетнама данному принципу, который, как говорит генерал, «помогает Вьетнаму иметь независимую позицию для диалога с другими странами или участия в механизмах обсуждения вопросов безопасности, а также проводить мероприятия военного сотрудничества с другими странами исключительно в гуманитарных целях», регион ЮВА всё ещё остается нестабильным и раздираемым противоречиями на фоне американско-китайского противостояния [Там же]. Регулярные визиты кораблей ВМС США и их союзников в порты Вьетнама, далекие от гуманитарных задач и явно направленные на конфронтацию с Пекином, служат ярким примером того, что, несмотря на гармоничный баланс, достигнутый Вьетнамом в международных отношениях, страна не отказывается от «игры со сверхдержавами» для достижения своих интересов.

Вьетнам при описании своей внешней политики использует термин «бамбуковая дипломатия», впервые введённый генеральным секретарем ЦК КПВ в одном из его выступлений в 2016 г. Этот термин отсылает к уникальным чертам бамбука, воспетым во многих вьетнамских стихах, народных песнях и легендах. Бамбук символизирует прочные корни и гибкие стебли, и вьетнамцы используют эту метафору, чтобы подчеркнуть, что они крепко укоренены в своих ценностях, однако готовы адаптироваться и проявлять гибкость в международных отношениях.

Наглядным примером «бамбуковой дипломатии» Вьетнама является майская встреча премьер-министра Фам Минь Тьиня с президентом Украины В. А. Зеленским на полях саммита G7 в Японии, одной из ключевых тем которого была изоляция России. И уже через 10 дней после этого события радушный приём вьетнамским руководством был оказан заместителю председателя Совета безопасности РФ, лидеру партии «Единая Россия» Д. А. Медведеву. Это демонстрирует приверженность Ханоя к многовекторности и независимости во внешней политике.

Динамика высказываний официального Вьетнама по проблеме СВО

Практическим подтверждением положений, закреплённых в официальных документах, являются высказывания вьетнамских политических деятелей. Нами было проанализировано 17 заявлений представителей официального Вьетнама, сделанных в период с 2014 г. по настоящее время.

С начала агрессивных действий киевского режима в отношении народа Донбасса в марте 2014 г. Ханой последовательно призывал к мирному урегулированию конфликта дипломатическими средствами, подчёркивая необходимость уважения международного права, суверенитета и территориальной целостности Украины [Quan điểm của Việt Nam: 22.03.2014].

Ханой в качестве активного члена ООН и непостоянного члена Совета безопасности ООН1 регулярно призывал уважать международное право и принципы Устава ООН. В своих заявлениях до 2022 г. власти Вьетнама призывали все стороны конфликта воздерживаться от применения военной силы.

С началом СВО официальный Вьетнам в лице Министерства иностранных дел немедленно отреагировал «крайней обеспокоенностью вооружённым конфликтом на Украине и призывом к его мирному урегулированию путем диалога и переговоров» [Вьетнам выражает обеспокоенность: 23.03.2023]. В выступлениях вьетнамских политиков прослеживается последовательная и чётко сформулированная линия поведения относительно СВО: она заключается в невмешательстве во внутренние дела и уважении международного права, а также в решении конфликтов путем диалога и переговоров, вместе с тем в дистанцировании от любых конфликтов.

Одним из самых значимых заявлений, по нашему мнению, стало послание премьер-министра СРВ Фам Минь Тьиня во время его рабочего визита в США, где он выступал на многих авторитетных площадках, среди которых был CSIS (Центр международных и стратегических исследований): «В мире, полном нестабильности, стратегической конкуренции и множества вариантов, Вьетнам не выбирает сторону, а выбирает равенство, честность и справедливость на основе принципов международного права и Устава ООН; полного равенства, взаимной выгоды и взаимной победы». Именно тезис «Việt Nam không chọn bên» («Вьетнам не выбирает сторону») является главным во внешней политике Вьетнама. Важно отметить, что позже он повторил эту позицию во время официальной встречи с вице-премьером РФ Д.Н. Чернышенко во Вьетнаме, а также добавил, что «Вьетнам не поддерживает изоляцию России и санкции против нее» [Вьетнам заявил: 06.04.2023].

За последние годы позиция Вьетнама по отношению к российско-украинскому конфликту осталась практически неизменной. Несмотря на выраженную обеспокоенность ситуацией, Вьетнам предпочитает не принимать чью-либо сторону и уделять внимание гармоничному разрешению конфликта с учётом интересов всех сторон в рамках международного права и принципов Устава ООН.

Е. В. Кобелев считает, что «с самого начала военных действий на Украине Ханой занял и продолжает занимать либо подчёркнуто нейтральную позицию, либо даже с оттенком понимания действий России», аргументируя это нейтральным голосованием по резолюциям ООН, отказом от поддержки односторонних санкций и сохранением и развитием многостороннего сотрудничества [Кобелев 2022: 99]. По нашему мнению, все эти действия носят скорее «подчёркнуто нейтральную позицию», чем «с оттенком понимания действий России», поскольку, как справедливо замечает И. В. Бритов, «официальная позиция властей Вьетнама основана на стремлении минимизировать возможное негативное воздействие событий на Украине на их страну. Однозначный выбор в пользу России или Украины может негативно сказаться на международных связях Вьетнама, его безопасности, внутренней экономической ситуации и отрицательно повлиять на ход выполнения масштабных задач, поставленных XIII съездом Коммунистической партии Вьетнама» [Бритов 2022: 67–68].

Факторы, определяющие позицию официального Вьетнама

Мы полностью разделяем точку зрения И. В. Бритова, который в своем исследовании обозначил две группы факторов, определяющих позицию Вьетнама в отношении событий на Украине.

Первая группа – факторы, удерживающие Вьетнам от участия в западной антироссийской кампании. Среди них – институциональный фактор, особое значение отношений России и Вьетнама, связанных всеобъемлющим стратегическим партнерством, закреплённым в Совместном заявлении президентов двух стран в 2021 г. [Совместное заявление: 30.11.2021]. Обе страны имеют богатую и длительную историю развития отношений, продвигают сотрудничество в военной, военно-технической, энергетической, торгово-экономической, научной сферах, в области подготовки кадров и т.д. Регулярно поддерживается обмен делегациями и политический диалог на всех уровнях, а статус «всеобъемлющего стратегического партнерства» во многом отражает высокий уровень доверия между странами.

Не меньшее значение представляет китайский фактор. Вопросы мировой политики играют важную роль в отношениях Китая и Вьетнама, которые стараются демонстрировать единство по ключевым проблемам международной жизни. Страны имеют сходные позиции по Украине и воздерживаются от осуждения России на сессиях Генассамблеи ООН. Помимо этого, «отношения между странами характеризуются сложным клубком противоречий, связанных с территориальным спором в Южно-Китайском море (ЮКМ), разными взглядами на роль США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, несовпадающими экономическими интересами и рядом других. Вьетнам не заинтересован в том, чтобы имеющиеся противоречия переходили в острую фазу» [Бритов 2022: 70].

Фактор АСЕАН, заключающийся в растущей роли Вьетнама в АСЕАН и его значимости в развитии отношений между АСЕАН и Россией. АСЕАН нацелена на развитие партнерства с Россией, и Вьетнам выступает мостом в этом сотрудничестве. Несмотря на то, что некоторые страны АСЕАН, в том числе Камбоджа, осудили действия России на Украине, участие министра иностранных дел РФ в мероприятиях АСЕАН в Камбодже свидетельствует о том, что страны ЮВА ценят сотрудничество с Россией, и подтверждает провал международной «изоляции» России.

В анализе фактора исторических аналогий проводятся параллели между СВО и вводом войск Вьетнама в Камбоджу в 1978 г. для свержения режима «красных кхмеров». И. В. Бритов отмечает, что обе операции были направлены на обеспечение безопасности соответствующих стран и что СССР поддерживал Вьетнам в его действиях. Аналогии между Камбоджей и Украиной дают основание для понимания мотивов и логики действий российских властей в отношении Украины. Данный вопрос очень подробно рассматривает в своей статье Е. В. Кобелев, который пишет, что «кризис на Украине почти аналогичен истории событий в Южном Вьетнаме и в Камбодже» [Кобелев 2022: 99].

Также рассматривается личностный фактор: сравниваются интересы и действия Владимира Путина и Владимира Зеленского в отношении стран ЮВА и Вьетнама, в частности. Анализируется сходство между Зеленским и первым президентом Республики Вьетнам Нго Динь Зьемом, включая зависимость от США, назначение на государственные должности друзей и родственников, жёсткую политику и насилие в отношении определённых групп населения.

Ко второй группе относятся факторы, удерживающие Вьетнам от прямой и активной поддержки России.

Фактор политического внешнего давления. С самого начала СВО было множество попыток лидеров разных стран повлиять на позицию Ханоя в конфликте. Примечательным явился визит премьер-министра Японии Фумио Кисиды в Ханой, где он активно выступал против России и оказывал экономическое давление, склоняя вьетнамское руководство к занятию «правильной» позиции в обмен на финансовую поддержку. Кисида заявил: «Агрессия поколебала основы мирового порядка не только в Европе, но и в Азии. Для стабильности в регионе и мире нам нужно идти, взявшись за руки» [Премьер-министр: 30.04.2022]. По его мнению, попытки оказать влияние на Ханой принесли результат, так как Вьетнам впервые объявил о помощи Украине на сумму в полмиллиона долларов, что «является позитивным шагом» [Бритов 2022: 73].

Однако японские ожидания не достигли своей цели, поскольку помощь носила гуманитарный характер, эти деньги были перечислены через различные гуманитарные фонды и организации ООН (Центральный фонд реагирования на чрезвычайные ситуации, ВОЗ, ЮНИСЕФ, Красный Крест), способствуя осуществлению гуманитарной деятельности и поддержке людей, пострадавших от конфликта в Украине, в том числе и вьетнамской диаспоры [Chi tiết: 12.05.2022].

Также показателен визит канцлера Германии Олафа Шольца в ноябре 2022 г., в ходе которого он заявил, что Вьетнам должен определиться и занять более ясную позицию по ситуации на Украине, поскольку конфликт на Украине является нарушением международного права и может стать прецедентом, из-за которого «маленькие страны» больше не будут чувствовать себя в безопасности «в свете действий их более крупных и сильных соседей» [Đức muốn: 13.11.2022]. Как видится на сегодняшний день, поучения Шольца Вьетнам услышал, но не стал руководствоваться ими в международных делах, поскольку данный жест со стороны германского руководства выглядел неуместным и деструктивным по отношению к Вьетнаму, стране, которая очень ценит свой суверенитет и независимость. Директор Института Хо Ши Мина СПбГУ В. Н. Колотов в этой связи заметил: «Вьетнам – суверенная страна. Её руководство не нуждается в нравоучениях господина канцлера, какую позицию занимать по каким вопросам» [Колотов: 22.11.2022].

Экономический фактор, который заключается в том, что Вьетнам не придает большого значения экономическому сотрудничеству с Россией и Украиной, так как их товарообороты невелики в сравнении с торговлей с Китаем. Однако события на Украине могут негативно повлиять на экономические связи Вьетнама с другими важными для него странами, особенно с США, которые являются вторым после Китая экономическим партнером Вьетнама. Кроме того, политическая и экономическая турбулентность в Европе, связанная с военным конфликтом на Украине, может вызвать экономические трудности для Вьетнама и его партнеров в ЕС. Вьетнам проявляет крайнюю заинтересованность в успешной реализации соглашении о свободной торговле с ЕС, но события на Украине могут стать в ближайшее время тормозом для этого процесса.

Фактор вьетнамской общины на Украине. В результате СВО России на Украине угроза безопасности вьетнамских граждан на Украине увеличилась, и Вьетнам начал эвакуацию своих граждан в другие страны Европы. Однако для Вьетнама также важен вопрос последующего возвращения этих граждан на родину, так как существует вероятность, что они не захотят вернуться и останутся в Западной Европе. Это может привести к потере квалифицированных кадров, что становится серьёзной проблемой для Вьетнама, который стремится к модернизации и индустриализации с опорой на достижения четвертой технологической революции. Поэтому Вьетнам организовал несколько специальных авиарейсов для эвакуации своих граждан, проживавших на Украине, и смог вернуть на родину более 2,5 тыс. человек2.

Помимо этого, мы выделили исторический фактор, где отмечаем, что Вьетнам не имеет и не может иметь врагов на постсоветском пространстве в связи с долгой историей сотрудничества с народами СССР. Все советские народы и республики, включая россиян и украинцев, воспринимались вьетнамцами как единая семья, которая оказывала им поддержку в период становления. Таким образом, следует признать, что Вьетнам не выступает просто в роли стороннего наблюдателя в конфликте, но представляет собой сторону, глубоко заинтересованную в его мирном разрешении. В контексте глобальной политики Ханой проявляет высокую степень дипломатической осторожности и избегает жёстких политических заявлений. Как было справедливо подмечено российским политологом Г. П. Трофимчуком, «Ханой пытается делать всё, что в его силах, чтобы не допустить разрастания украинских событий в той степени, когда они будут способны уже на другом конце евразийского «коромысла» затронуть Азию, сорвав с места все её дремлющие проблемы и противоречия» [Трофимчук: 25.04.2022].

Позицию официального Вьетнама также подтверждают слова, сказанные в одном из интервью вьетнамской газете «Туой че» («Молодость») бывшим заместителем министра национальной обороны Вьетнама генерал-полковником Нгуен Тьи Винем: «Мы не можем оставаться в стороне от этого инцидента, потому что в первую очередь Россия и Украина – друзья Вьетнама, а вовлечённые стороны – наши партнеры. У нас есть сильные стороны, чтобы иметь возможность участвовать и вносить свой вклад в восстановление мира… Нам нужно честно и откровенно высказывать мнение всем нашим друзьям и партнёрам, чтобы способствовать миру» [Nguyễn Chí Vịnh: 20.12.2022].

Позиция вьетнамского общества по проблеме СВО

Если официальная позиция Вьетнама в отношении СВО основана на принципах невмешательства в дела других государств и мирного урегулирования конфликтов путем переговоров, позиция вьетнамского общества в этом вопросе является неоднозначной. Одни слои населения выражают поддержку действиям России, другие критически относятся к ним. Текущая ситуация показывает, что вьетнамское общество разделилось на две противоположные стороны: пророссийскую и проукраинскую. На это разделение влияют различные факторы.

Один из наиболее значимых факторов, который необходимо учитывать при анализе ситуации, – это пропаганда в СМИ. Несмотря на то, что в настоящее время во Вьетнаме наблюдается нейтральная подача контента относительно данной повестки с указанием источников новостей, население склонно принимать сторону, исходя из мнения большинства. Это обусловлено слабой информированностью об истории конфликта и геополитических реалиях региона. Данный тезис также подтверждает руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН профессор В. М. Мазырин, который пишет, что «даже во Вьетнаме, ближайшем партнере России в регионе, где средства массовой информации жестко контролируются, было разрешено открыто говорить о конфликте, и общественность, не имея полной и достоверной информации, в заметной мере, как представляется, симпатизирует Украине, оценивает события в духе одобрения политики США» [Мазырин 2022: 40].

Далее рассмотрим подробнее эти две разнонаправленные позиции вьетнамского общества.

К пророссийскому лагерю в большей степени можно отнести людей старшего поколения и консервативных взглядов, которые обучались в Советском Союзе, работали в России или интересуются историей конфликта. В данном контексте нам представляется весьма интересным исследование, проведённое учёными Хоанг Тхи Ха и Диен Нгуен Ан Лыонгом в ISEAS – Институте Юсуфа Исхака в Сингапуре. Авторы сделали глубокий анализ контента самой популярной во Вьетнаме социальной сети Facebook3 [The Russia-Ukraine War: 20.04.2022]. Их исследование включало рассмотрение 28 пророссийских сообществ с многочисленными подписчиками с целью составления профиля симпатизирующих России и выявления основных нарративов, с которыми они связаны. По мнению авторов статьи, наиболее значительными и влиятельными темами сообщений, побуждающих вьетнамцев негативно относиться к Украине, являются снос памятников В.И. Ленину, продажа Украиной Китаю авианосца «Ляонин», что и без того дестабилизирует обстановку в Южно-Китайском море, а также нелестные высказывания украинских СМИ в адрес вождя вьетнамской нации Хо Ши Мина. Кроме того, сюда можно добавить акции по разрыву государственного флага СРВ украинскими радикалами.

Авторы пришли к выводу, что пророссийские нарративы в киберпространстве Вьетнама являются результатом сложного взаимодействий факторов, включающих как сентиментальную привязанность к советскому прошлому, психологические установки в отношении России, заложенные в системе образования и пропаганды Вьетнама, так и главенствующий императив по сохранению политических и идеологических интересов вьетнамского государства.

По нашему мнению, этому есть несколько причин. Во-первых, историческое наследие: Россия и Вьетнам имеют долгую историю дружбы и сотрудничества, боевого братства, которая ковалась на поле боя против единого врага и развивалась в послевоенное время. Во-вторых, сложившийся во вьетнамском обществе образ России как страны, способной восстановить порядок в любой части мира, сбалансированной, ответственной и мудрой. В-третьих, конфликт на Украине рассматривается как противостояние западному империализму, что также влияет на отношение Вьетнама к России.

К проукраинскому лагерю можно отнести более молодые, либерально настроенные слои общества, черпающие информацию сугубо из западных источников. Данная категория граждан транслирует тезисы, продвигаемые западной пропагандой, и считает, что действия России являются нарушением международного права и агрессией против суверенитета Украины. В этой связи Россия воспринимается как имперская держава. Некоторые вьетнамские активисты выражают обеспокоенность последствиями агрессии России, опасаясь, что она может создать прецедент для других стран по использованию военной силы для решения территориальных споров. Более того, Вьетнам имеет собственные территориальные споры с Китаем в ЮКМ, и многие беспокоятся, что действия России могут подтолкнуть Китай к аналогичным действиям в регионе.

Кроме того, проукраинская позиция рядовых вьетнамцев продиктована чувством пацифизма и сострадания к украинскому народу, который сильно пострадал в результате конфликта. Многие вьетнамские граждане сами пережили травму войны и конфликта и поэтому испытывают чувство сопереживания. Однако ими не учитывается факт того, что с 2014 г. жители восточных регионов Украины регулярно подвергались обстрелам со стороны правящего украинского режима.

Когда 23 февраля 2023 г., за день до годовщины начала СВО, на Генассамблее ООН Вьетнам воздержался при голосовании по Резолюции о необходимости скорейшего достижения «всеобъемлющего, справедливого и прочного» мира на Украине в соответствии с принципами Устава ООН, сотни вьетнамских пользователей Facebook4 на странице посольства Украины в Ханое оставили комментарии с извинениями за то, «что партия не выражает сознание вьетнамского народа». Это является ярким выражением проукраинской позиции определённых слоёв вьетнамского общества.

Нельзя обойти вниманием фактор проукраинской антироссийской пропаганды, развязанной коллективным Западом во Вьетнаме. Запад проводит активную кампанию по дискредитации СВО, вбросам фейковых сообщений о якобы совершённых Россией военных преступлениях. Диппредставительства, международные и некоммерческие организации активно демонстрируют сочувствие Украине, вывешивая желто-голубые флаги на своих зданиях, их представители регулярно поднимают в своих речах эту тему. Кроме того, посольство Украины во Вьетнаме с самого начала СВО развернуло активную пропагандистскую компанию. Так, временный поверенный в делах Украины проводила встречи с вьетнамской оппозицией, через каналы католической церкви участвовала в мессах «за мир на Украине» [Nhà thờ Thái Hà: 08.04.2023]. А новый посол Украины А. Гаман в своем интервью «Голосу Америки» во Вьетнаме на вопрос о том, как повлиял конфликт на его работу в качестве дипломата, ответил: «Обычно при выполнении дипломатических миссий нашей целью является как раз углубление отношений между двумя странами, в данном случае Украиной и Вьетнамом, развитие торговых, культурных, коммуникационных отношений с людьми. Но когда идёт война, наша цель – донести до вьетнамского общества, что на самом деле происходит в Украине, какова настоящая причина этой войны, почему господин Путин решил так поступить» [Đại sứ Ukraine: 24.02.2023]. Таким образом, играя на чувствах миролюбивых вьетнамцев, посольству Украины удалось собрать около 250 тыс. долл. [Там же].

Заключение

Нет никаких сомнений в важности гибкой дипломатии Вьетнама в условиях тех вызовов, которые ставит перед ним сложная геополитическая ситуация в мире. Вьетнамские политики долгое время гордились тем, что могут пожинать плоды разнонаправленной дипломатии с минимальными сопутствующими затратами. Пока не ясно, сможет ли Вьетнам сохранить свой нейтралитет, но тот комплекс факторов, которые вынуждают его занимать эту позицию, является весомым аргументом, с которым нельзя не считаться.

Во вьетнамском обществе, несмотря на разделение на два вышеупомянутых лагеря, всё же сохраняется стремление к миру и гармонии. Вьетнамцы, пролившие много крови за свою независимость, знают цену мира, и непринятие какой-либо стороны вызвано не злыми намерениями или неприверженностью конкретному политическому лагерю, а желанием содействовать миру и минимизации человеческих потерь.

В условиях масштабной информационной войны, которая ведётся Западом, стремящимся провести «мирную трансформацию» во Вьетнаме и свергнуть социалистический режим невоенными методами, КПВ умело проводит политику формирования общественного мнения по поводу СВО, стремится консолидировать общество в духе миролюбия и нейтральности, несмотря на имеющиеся в нём разногласия.

 

1 Вьетнам дважды избирался непостоянным членом СБ ООН сроком на два года: 2008–2009 и 2020–2021 гг.

2 По состоянию на 6 марта 2023 г.

3 Facebook – проект корпорации Meta Platforms Inc., признанной в России экстремистской организацией, деятельность которой запрещена.

4 См. примеч. 3.

×

About the authors

Vladimir A. Serbin

Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

Author for correspondence.
Email: vietvladimir@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8066-2519

Ph.D. (Philology), Lecturer

Russian Federation, Moscow

References

  1. Abuza, Z. (2022) Vietnam placed in awkward position as old ally Russia suffers losses in Ukraine. RFA, September 28. URL: https://www.rfa.org/english/commentaries/vietnam-russia-09282022094801.html
  2. Britov, I.V. (2022) Special'naya voennaya operaciya Rossii na Ukraine: poziciya V'etnama [Russia's Special Military Operation in Ukraine: Vietnam's Position]. Rossiya i sovremennyj mir [Russia and the Modern World], 4 (117): 65–79. (In Russian)
  3. Chi tiết gói viện trợ 500,000 USD Việt Nam dành cho Ukraine [Details of Vietnam's $500,000 aid package for Ukraine] (2022). Tiền Phong [Vanguard], May 12. URL: https://tienphong.vn/chi-tiet-goi-vien-tro-500000-usd-viet-nam-danh-cho-ukraine-post1437828.tpo. (In Vietnamese)
  4. Đại sứ Ukraine: “Chúng tôi muốn Việt Nam đứng về phía chính nghĩa, công lý” [Ukrainian ambassador: “We want Vietnam to stand up for justice and fairness”] (2023). VOA, February 24. URL: https://www.voatiengviet.com/a/dai-su-ukraine-chung-toi-muon-viet-nam-dung-ve-phia-chinh-nghia-cong-ly/6976999.html. (In Vietnamese)
  5. Đức muốn Việt Nam có 'lập trường rõ ràng' về cuộc chiến Ukraine [Germany wants Vietnam to take a “clear position” on the war in Ukraine] (2022). BBC, November 13. URL: https://www.bbc.com/vietnamese/vietnam-63615665. (In Vietnamese)
  6. Kobelev, E.V. (2022) Uroki V'etnama i ukrainskij krizis [Lessons from Vietnam and the Ukrainian crisis]. East Asia: facts and analytics, 3: 93–101. (In Russian)
  7. Kolotov, V.N. (2022) Kancler FRG Shol'c pytalsya nastroit' V'etnam protiv Rossii [Chancellor of the Federal Republic of Germany Scholz tried to turn Vietnam against Russia]. Svobodnaya Pressa [Free Press], November 22. URL: https://svpressa.ru/politic/article/352308. (In Russian)
  8. Kurlantzick, J. (2022) Vietnam Caught Between the U.S. and Russia on Ukraine. CFR, April 21. URL: https://www.cfr.org/blog/vietnam-caught-between-us-and-russia-ukraine
  9. Lê Thế Mẫu (2023). Cuộc chiến tại Ukraina: một năm nhìn lại [Le The Mau. War in Ukraine: a year in retrospect]. Tạp chí Cộng sản [Communist Magazine], 489. (In Vietnamese)
  10. Mazyrin, V.M. (2022) Reakciya Yugo-Vostochnoj Azii na specoperaciyu Rossii na Ukraine [Reaction of South-East Asia to Russia's Special Operation in Ukraine]. Analytical Notes of ICCA RAS, 1: 39–41. (In Russian)
  11. Nghị quyết Đại hội đại biểu toàn quốc lần thứ 13 của Đảng [Resolution of the 13th CPV Congress] (2021). Báo điện tử Chính phủ [Government electronic newspaper], February 26. URL: https://baochinhphu.vn/toan-van-nghi-quyet-dai-hoi-dai-bieu-toan-quoc-lan-thu-xiii-cua-dang-102288263.htm. (In Vietnamese)
  12. Nguyễn Chí Vịnh (2022). Xung dôt Nga – Ukraine để lại nhiều bài học [Nguyen Chi Vịnh. The conflict between Russia and Ukraine left many lessons]. Dân Trí, December 20. URL: https://dantri.com.vn/xa-hoi/thuong-tuong-nguyen-chi-vinh-xung-dot-nga-ukraine-de-lai-nhieu-bai-hoc-20221219204252665.htm. (In Vietnamese)
  13. Nguyễn Hồng Quân (2022). Chính sách quốc phòng "bốn không" của Việt Nam (Nguyen Hong Quan. Vietnam's "four no’s"). Dân Trí, March 23. URL: https://dantri.com.vn/tam-diem/chinh-sach-quoc-phong-bon-khong-cua-viet-nam-20220322234432331.htm. (In Vietnamese)
  14. Nguyễn Quang Dy (2022). Những bài học về Ukraine [Nguyen Quang Dy. Ukrainian Lessons]. Viet Studies, February 26. URL: https://www.viet-studies.net/kinhte/NQuangDy_BaiHocUkraine.html. (In Vietnamese)
  15. Nhà thờ Thái Hà tổ chức thánh lễ cầu nguyện cho hòa bình ở Ukraine [Thai Ha Church held a Mass in prayer for peace in Ukraine]. VOA. Retrieved on 08.04.2023 from URL: https://www.voatiengviet.com/a/nha-tho-thai-ha-to-chuc-thanh-le-cau-nguyen-cho-hoa-binh-o-ukraine/6504545.html. (In Vietnamese)
  16. Prem'er-ministr Yaponii prizval V'etnam sotrudnichat' po situacii na Ukraine [Japanese Prime Minister urged Vietnam to cooperate on the situation in Ukraine] (2022). RIA Novosti, April 30. URL: https://clck.ru/hBN2u. (In Russian)
  17. Quan điểm của Việt Nam về Crimea và Sevastopol [Vietnamese position on Crimea and Sevastopol] (2014). Pháp Luật [Law], March 22. URL: https://plo.vn/quan-diem-cua-viet-nam-ve-crimea-va-sevastopol-post270623.html. (In Vietnamese)
  18. Sách trắng quốc phòng Việt Nam 2019 [Vietnam National Defence White Paper 2019]. Retrieved on 06.04.2023 from URL: https://daisukybiendong.files.wordpress.com/2019/12/sacc81ch-tracc86cc81ng- quocc82cc81c-phocc80ng-viecca3cc82t-nam-2019.pdf. (In Vietnamese)
  19. Sovmestnoe zayavlenie o videnii razvitiya otnoshenij vseob"emlyushchego strategicheskogo partnerstva mezhdu Rossijskoj Federaciej i Socialisticheskoj Respublikoj V'etnam na period do 2030 goda [Joint statement on the vision of the development of relations of comprehensive strategic partnership between the Russian Federation and the Socialist Republic of Vietnam for the period up to 2030] (2021). Website of the President of the Russian Federation, November 30. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5742. (In Russian)
  20. The Russia-Ukraine War: Unpacking Online Pro-Russia Narratives in Vietnam" by Hoang Thi Ha and Dien Nguyen An Luong (2022). ISEAS, April 20. URL: https://www.iseas.edu.sg/articles-commentaries/iseas-perspective/2022-44-the-russia-ukraine-war-unpacking-online-pro-russia-narratives-in-vietnam-by-hoang-thi-ha-and-dien-nguyen-an-luong/
  21. Trofimchuk, G.P. (2022) Na proiskhodyashchee v Ukraine Aziya smotrit v binokl' [Asia looks at what is happening in Ukraine through binoculars]. Nezavisimaya gazeta [Independent newspaper], April 25. URL: https://www.ng.ru/ideas/2022-04-25/7_8426_asia.html. (In Russian)
  22. Vershinina, V.V. (2021) Regional'nye integracionnye gruppirovki vo vneshnej politike derzhav srednego urovnya (na primere V'etnama) [Regional Integration Groupings in the Foreign Policy of the Mid-Level Powers (at the Example of Vietnam)]. Dissertation for the degree of Candidate of Political Sciences. M. 247 s. (In Russian)
  23. V'etnam vyrazhaet obespokoennost' eskalaciej nasiliya [Vietnam expresses concern over escalation of violence]. Retrieved on 23.03.2023 from URL: http://www.mofa.gov.vn/en/tt_baochi/pbnfn/ns200224151043. (In Russian)
  24. V'etnam zayavil, chto ne podderzhivaet izolyaciyu Rossii i sankcii protiv nee [Vietnam says it does not support Russia's isolation and sanctions against it] (2023). TASS, April 6. URL: https:// tass.ru/ekonomika/17466929. (In Russian)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Serbin V.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies