Internative marriage system, built by the Tran dynasty (1225–1400), its main objectives, forms and collapse

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Since the emergence of the Far Eastern empires, the fundamental principle of the transfer of power in the dynasties that ruled here strictly along the male line and strictly downward was regularly attacked, often successfully, by the female family lines of the ruling families, in particular, by mothers, wives, fathers-in-law and sons-in-law of the emperor, which constantly aroused deep concern among the representatives of the main lines. In the XIII-XIV centuries, the Tran dynasty, which ruled Dai Viet (Vietnam), tried to create and put into practice such a system of transferring the throne within the framework of its house, which would exclude even the theoretical possibility of such encroachments. This article is devoted to a description of the specific measures that were taken in connection with this, as well as the events that led to the destruction of this system and ultimately to the fall of the Tran dynasty and the transfer of power in the country to the Ho dynasty, and formally it was through the female line.

Full Text

Введение

Система передачи власти в дальневосточных империях, по преданию, впервые утвердившаяся при легендарном китайском правителе Ся Юе, предусматривала безусловное наследование престола старшим сыном от главной жены правителя, а в случае его смерти – старшим внуком от этого сына. Исключения допускались только в том случае, если оба эти претендента отсутствовали. В такой ситуации приоритет отдавался наследникам по нисходящей (родным племянникам) и лишь затем братьям правителя или их более дальним родственникам, но только по мужской линии. Передача власти наследницам-женщинам либо любым потомкам императоров по женской линии категорически не приветствовалась и всегда рассматривалась как падение династии и её замена новой.

Уже с самого начала своего существования во все времена наследование власти по мужской линии регулярно подвергалось атакам со стороны представителей женских линий, чаще родственников императриц, реже зятьев императоров. Обусловливалось это традиционной особой близостью сыновей к матерям и их существенным, иногда подавляющим влиянием на своих отпрысков; большей продолжительностью жизни женщин; распространённой существенной разницей в возрасте между мужем и женой при вступлении в брак; а в некоторых традиционных обществах, принявших на вооружение имперскую систему власти (в том же Вьетнаме), сохранявшимися пережитками матриархата или матрилинейности.

Во времена правления династии Чан во Вьетнаме (1225–1400) была предпринята попытка навсегда поставить прочный заслон подобным притязаниям и с этой целью приняты конкретные жесткие меры. В статье анализируются соответствующие действия властей, их результаты и причины, которые в конечном итоге привели эту политику к краху. Основным методом исследования стало обобщение всей информации и выявление «скрытых указаний» и «второстепенных» деталей, в том числе касающихся родственных отношений между различными историческими деятелями, на которые обычно не обращают внимание. Практически все факты, приведённые в данной статье, извлечены нами из летописи «Полное собрание исторических записок Дайвьета». Специальные ссылки приводятся только в том случае, если привлекаются сведения из других источников или исследовательской литературы.

* *

*

Во Вьетнаме практически каждый приход к власти новой династии представлял собой победу женской линии правителей над мужской. И началось это уже с самого начала обретения этими землями относительного суверенитета в 907 г. после тысячелетнего периода «Северной зависимости». Нго Куен (прав. в 939–944 гг.), основатель династии Нго (939–967), первой признанной династии того времени, был зятем предыдущего независимого правителя Зыонг Динь Нге, но после победы над войсками династии Южная Хань он и не подумал вернуть власть роду своего тестя. После кончины Нго Куена его жена передала престол своему младшему брату Зыонг Там Кха (прав. в 944–950 гг.) в обход родных сыновей, которым впоследствии пришлось его возвращать уже с оружием в руках. Ставший правителем страны после победы над двенадцатью шыкуанами Динь Бо Линь (прав. в 968–979 гг.), основатель династии Динь (968–980), первым делом женился на матери последнего представителя дома Нго – Нго Нят Кханя, его сестру отдал в жёны своему наследнику Динь Лиену, а собственную дочь – самому Нго Нят Кханю, став, пусть и постфактум, родственником предыдущей династии по женской линии в самом полном объеме. Основателя следующей династии (Ранние Ле, 980–1009) Ле Хоана (прав. в 980–1005 гг.), пусть и под давлением перед лицом уже начавшегося вторжения сунских армий, правителем сделала вдова Динь Бо Линя, предпочтя его своему собственному сыну Динь Тоану.

Пожалуй, единственным исключением в этом ряду можно назвать основателя династии Поздние Ли (1009–1225) Ли Конг Уана (Ли Тхай-то, прав. в 1009–1028 гг.), который будучи начальником дворцовой охраны самым бесцеремонным образом устранил малолетнего объекта своего попечения и занял его место. В связи с этим средневековым историографам пришлось создать целую теорию, оправдывавшую его действия, вылить вёдра грязи на отца его предшественника и разыскать полдюжины «знамений», предвещавших приход к власти именно этого человека по воле Неба.

Но дальше всё вернулось на круги своя. Захваты престола династиями Чан (1225–1400) и Хо (1400–1407) являют классические примеры спланированных и осуществлённых операций по передаче престола женским линиям. Даже Ле Лой, основатель династии Поздние Ле (1427–1789), ставший правителем на гребне победоносной войны с минскими оккупантами (1407–1427), которому, казалось бы, уже и не требовалась какая-то легитимизация в глазах своих подданных, и то, будучи еще только претендентом на престол, озаботился тем, чтобы найти и взять в жены дочь одной из бывших императриц династии Чан [Федорин 2014: 34].

Крах династии Ле Шо (1428–1527) непосредственно связан с деятельностью родов тестя императора Ле Хиен-тонга (прав. в 1497–1504 гг.) Нгуен Дык Чунга и тестя императора Ле Тыонг-зыка Чинь Чонг Фонга (старшая ветвь рода Чинь), семьи которых сначала фактически узурпировали полномочия действующих императоров, а затем сцепились между собой в ожесточённой борьбе за власть, разрушив государство и расчистив путь к захвату престола основателем династии Мак (1527–1677) Мак Данг Зунгом (прав. в 1527–1530 гг.). Впрочем, последний шёл по их же пути и прежде чем официально стать императором новой династии с целью легитимизации своих действий женился на родной матери двух последних императоров династии Ле Шо (Ле Тьиеу-тонга, прав. в 1516–1525 гг., и Ле Кунг-хоанга, прав. в 1522–1527 гг.), став их отчимом и построив для себя таким образом траекторию якобы «передачи власти по женской линии».

В рядах объединившихся и вставших в оппозицию к Макам всё тех же родов Нгуен и Чинь (младшая ветвь), которым, в конце концов, удалось эту династию свергнуть, процессы перехода власти по женской линии продолжились. Умершему в 1545 г. лидеру этой оппозиции Нгуен Киму наследовали не его родные сыновья, а зять Чинь Кием, что, в конце концов, стало поводом для многолетних гражданских войн и раздела страны на два враждующих самостоятельных государства более чем на 200 лет.

Как уже было сказано выше, классическим примером прихода к власти с использованием женской линии был захват престола династией Чан. Авторство плана узурпации власти, особенно его финальной части, приписывают относительно дальнему родственнику будущего первого правителя династии Чан Каня, его троюродному дяде Чан Тху До, который тем не менее начиная с 1224 г. и вплоть до своей кончины в 1264 г. был фактическим правителем государства. Мы не будем касаться конкретных драматических событий, проходивших в стране, связанных с этим планом, но зафиксируем лишь схему действий. Изгнанный из столицы император династии Поздние Ли Ли Хуэ-тонг (прав. в 1210–1224 гг.) был вынужден обратиться за помощью к региональным лидерам из дома Чан, которые помогли ему вернуться в Тханглонг. В обмен на это он взял в жены представительницу этого рода Чан Тхи Зунг, объявив её императрицей. Полностью контролируя незадачливого монарха, Чаны выдали замуж старшую дочь, появившуюся в этом браке, за еще одного представителя своего рода Чан Лиеу. Затем они заставили Ли Хуэ-тонга, не имевшего мужского потомства, уступить престол своей малолетней незамужней младшей дочери Ли Фат Ким, первой и единственной в истории Вьетнама женщине-императору Ли Тьиеу-хоанг (старшая дочь для этого не подходила, поскольку уже была замужем). Вслед за этим последний император династии Поздние Ли был принужден к самоубийству, его младшую дочь выдали замуж за Чан Каня (младшего брата Чан Лиеу), которому она и передала свои императорские полномочия (если такое можно сказать о девятилетнем ребенке). Вся эта образцово спланированная и проведённая заключительная часть операции по передаче власти, занявшая чуть больше года с момента отречения от престола Ли Хуэ-тонга и закончившаяся в январе 1226 г., была относительно спокойно принята как правящими кругами и населением страны, так и в сунском Китае, который, слегка поколебавшись, в 1241 г. выдал новому правителю свою инвеституру. Более того, она стала примером и прецедентом для последующих поколений основателей новых династий во Вьетнаме, которые всячески стремились доказать и подчеркнуть свою связь с прежней династией, якобы не имевшей мужского потомства, по женской линии (например, внук покойного императора от дочери и зять действующего императора, одновременно являвшийся его племянником, как это было в случае с династией Хо).

Явный и бесспорный успех, которого добились Чан Тху До и его родственники в процессе захвата власти в стране, с одной стороны, безусловно, их обрадовал, но с другой – заставил задуматься о том, что точно так же с потомками рода Чан в будущем могут поступить представители других женских родов, которые окажутся рядом с ними. И было решено создать такую систему перехода власти в рамках династии, которая бы напрочь исключала подобные возможности. Они справедливо рассудили, что главной угрозой «правильной» передаче власти по мужской линии являются роды жен и матерей действующих императоров, у которых появляются возможности влиять на них, в том числе в плане престолонаследия. Второй угрозой – сложности, которые очень часто возникают с передачей по наследству престола после смерти действующего императора, даже в случае, если у него был официально провозглашённый наследник. Обе эти угрозы было решено ликвидировать кардинально. Отныне все значимые представители династии (в первую очередь сами императоры и их дети) должны были вступать в браки исключительно в рамках своего рода, и подлинными членами императорского рода Чан со всеми вытекающими отсюда последствиями, правами и привилегиями считались только дети от таких браков1. В этом случае потенциально опасное для престола место тестя императора занимал его родственник по мужской линии. Таким образом, при любом развитии событий власть за пределы рода уйти не могла.

В условиях существовавшей тогда полигамии, особенно в среде господствующего класса, полностью исключить брачные связи всех мужчин дома Чан с женщинами из других родов было невозможно, да и никто их и не запрещал, однако главными женами у ведущих представителей этого рода всегда были их родственницы, чаще двоюродные сестры (до браков между родными братьями и сестрами, как в Древнем Египте, дело не доходило), а дети от других браков на что-то серьезное в рамках действующей династии претендовать уже не могли.

Чтобы избежать второй угрозы – потенциальной возможности государственных переворотов в смутный период после смерти действующего императора, при династии Чан была введена практика, когда официальный наследник престола занимал его уже сразу после достижения относительного совершеннолетия, его же отец или предшественник провозглашался Верховным императором, сохраняя при этом все свои властные полномочия вплоть до смерти или добровольного отказа от них (как в случае с императором Чан Нян-тонгом). Обязательным элементом этой системы был и уход в буддийский монастырь вдовы Верховного императора, если на момент смерти мужа она еще была жива. Таким образом, роль и место лица, занимавшего этот пост, коренным образом отличалось от роли и места Верховного императора, предписанного ритуалами имперской религией и зафиксированного в конфуцианском каноне, в соответствии с которым он был должен полностью отойти от государственных дел и вмешиваться в политику страны только в том случае, если к нему обратятся за помощью или советом. Вновь назначенный молодой император некоторое (иногда довольно продолжительное) время учился управлять государством бок о бок со своим отцом и после его смерти уже был готов самостоятельно нести бремя всех государственных дел, а вопрос, правомерно ли он занимает свое место, не мог даже возникнуть.

Эти основополагающие правила Чан Тху До начал внедрять в стране, начиная с самого себя, сделав своей старшей женой Чан Тхи Зунг, двоюродную сестру, бывшую императрицу Тхуантхиен, вдову доведённого им до самоубийства императора Ли Хуэ-тонга. Как в дальнейшем соблюдались введённые им в роде Чан правила, о которых было сказано выше, можно проследить по данным приведённой ниже таблицы «Поколения династий Чан и Хо».

 

Поколения династий Чан и Хо

Император

Родная мать

«Главная» мать

1. Чан Тхыа (1183–17.II.1234)

 

Чан Хуи-тонг (с 1234 г.)

Чан Тхай-то (с 1248 г.)

Реально не правил и императором

не провозглашался

Урождённая То

 

Старшая сестра То Чунг Ты

(?–1211),

верного соратника дома Чан

в его борьбе за престол

Нет

2. Чан Тху До (1194–1264)

 

Императором не был

Реально правил с 1224 по 1264 г.

(после смерти Чан Ты Кханя)

Нет данных

Нет

3. Чан Кань (10.VII.1218–5.V.1277)

 

Не старший сын Чан Тхыа

Чан Тхай-тонг (с 1277 г.)

Годы правления – 1226–1258

Реально правил с 1264 по 1277 г.

 

У китайцев – Чан Нят Киен,

с 1258 г. – Чан Куанг Бинь

Ле Тхи Зиеу (?–1230)

 

Императрица Тхуанты,

родственницей дома Чан

не была

Нет

4. Нян-хоанг Чан Уи Хоанг (12.Х.1240–3.VII.1290)

 

Старший сын Чан Тхай-тонга

Чан Тхань-тонг (с 1290 г.)

Годы правления – 1258–1278

Реально правил с 1277 по 1290 г.

 

У китайцев – Чан Нят Хюен

Ли Тхи Оань (1216–1248)

 

 

Императрица Хиенты

Тхуантхиен,

двоюродная сестра

Чан Тхай-тонга (дочь сестры

его отца)

Нет

5. Хиеу-хоанг Чан Кхам 

(7.XII.1258–16.XII.1308)

 

Старший сын Чан Тхань-тонга

Чан Нян-тонг (с 1308 г.)

Годы правления – 1278–1293

Реально правил с 1290 по 1298 г.

 

У китайцев – Чан Нят Тон

Чан Тхи Нгок Тхиеу (?–1287)

 

 

Императрица Нгуентхань

Тхиенкам,

двоюродная сестра

Чан Тхань-тонга,

сестра Чан Куок Туана

Нет

6. Ань-хоанг Чан Тхуен 

(25.X.1276–24.IV.1320)

 

Старший сын Чан Нян-тонга

Чан Ань-тонг (с 1320 г.)

Годы правления – 1293–1314

Реально правил с 1298 по 1320 г.

 

У китайцев – Чан Нят Чыонг

Чан Тхи Фонг (?–13.Х.1293)

 

 

Императрица Кхамты

Баотхань,

троюродная сестра

Чан Нян-тонга,

дочь Чан Куок Туана

Нет

7. Нинь-хоанг Чан Мань 

(4.IX.1300–10.III.1357)

 

Четвертый сын Чан Ань-тонга

Чан Минь-тонг (с 1357)

Годы правления – 1314–1329

Реально правил с 1320 по 1357 г.

 

У китайцев – Чан Нят Кхоанг

Императрица Тьиеухиен

(или Тьиеуты)

 

Дочь героя войн с монголами

Чан Бинь Чонга,

родственницей дома Чан

 не была (ее дед фамилией

Чан был награжден)

Чан Тхуан Тхань (?–1330)

 

Императрица Тхуантхань Баоты,

четвероюродная

сестра Чан Ань-тонга, внучка Чан Куок Туана

8. Чиет-хоанг Чан Выонг 

(5.VI.1319–24.VII.1341)

 

Не старший сын Чан Минь-тонга

Чан Хиен-тонг (с 1341)

Годы правления – 1329–1341

Реально не правил

 

У китайцев – Чан Нят Фу

Ле Тхуан Ньыонг

(18.VI.1301–15.III.1378)

 

Императрица Миньты,

тетка Ле Куи Ли

Императрица Хиенты Туентхань (или Хюэты) (?–12.I.1370), двоюродная сестра Чан Минь-тонга, дочь его родного дяди Чан Куок Тяна

9. Зу-хоанг Чан Хао 

(22.XI.1336–19.VI.1369)

 

10-й сын Чан Минь-тонга

Чан Зу-тонг (с 1369 г.)

Годы правления – 1341–1369

Реально правил с 1357 по 1369 г.

 

У китайцев – Чан Нят Кхюэ

 

(?–12.I.1370)

 

Императрица Хиенты

Туентхань (или Хюэты),

двоюродная сестра

Чан Минь-тонга,

дочь его родного дяди

Чан Куок Тяна

Нет

10. Зыонг Нят Ле (?–1370)

 

Старший сын Чан Нгуен Зука,

старшего сына по главной линии Чан Минь-тонга,

Хондык-конг (с 1370)

Годы правления – 1369–1370

Реально правил с 1369 по 1370 г.

 

У китайцев – Чан Нят Киен

Наложница, бывшая актриса

?

11. Нгиа-хоанг Чан Фу (1322–6.I.1395)

 

Не старший (4-й?) сын Чан Минь-тонга,

родной младший брат Чан Хиен-тонга

(также и по матери)

 

Чан Нге-тонг (с 1395 г.)

Годы правления – 1370–1372

Реально правил с 1370 по 1395 г.

 

У китайцев – Чан Тхук Минь

Ле Тхуан Ньыонг

(18.VI.1301–15.III.1378)

 

Императрица Миньты,

тётка Ле Куи Ли

Императрица Хиенты Туентхань 

(или Хуэты)

(?–12.I.1370),

двоюродная сестра Чан Минь-тонга,

дочь его родного дяди

Чан Куок Тяна

12. Кхам-хоанг Чан Кинь 

(30.VI.1337–04.III.1377)

 

11-й сын Чан Минь-тонга

Чан Зуэ-тонг (с 1377 г.)

Годы правления – 1372–1377

Реально не правил (?)

 

У китайцев – Чан Тхоан

Ле Тхи Кхак Виен

(после 1301–1348)

 

Императрица Донты,

младшая сестра матери

Чан Нге-тонга императрицы

Миньты, тётка Ле Куи Ли

Нет

13. Зян-хоанг Чан Хиен 

(10.IV.1361–1388)

 

Старший сын Чан Зуэ-тонга

Чан Фэ-дэ

Линьдык-дайвыонг (с 1389 г.)

Годы правления – 1377–1389

Реально не правил

 

У китайцев – Чан Ви

 

(?–1381)

 

Императрица Зяты,

двоюродная сестра

Ле Куи Ли

Нет

14. Нгуен-хоанг Чан Нгунг 

(1378–1399)

 

Самый младший сын Чан Нге-тонга

Чан Тхуан-тонг (с 1399 г.)

Годы правления – 1389–1398

Реально не правил

 

У китайцев – Чан Нят Хон

?

Нет

14. Чан Ан (1396–?)

 

Старший сын Чан Тхуан-тонга

Чан Тхиеу-дэ

Годы правления – 1398–1400

Реально не правил

Ле Тхи Тхань Кау

 

Императрица Кхамтхань,

старшая дочь Ле Куи Ли

Нет

15. Ле Куи Ли (1336–1407?)

Он же Хо Нят Нгуен

Годы правления – 1400–1401

Реально правил в 1395–1407 гг.

Урожденная Фам

Нет

16. Ле Хан Тхыонг (?–1407?)

Он же Хо Канг

 

Второй сын Ле Куи Ли

Годы правления – 1401–1407

Реально не правил

 

 

 

Императрица Тхайты,

дочь Чан Минь-тонга

Нет

 

Как показывает анализ данных таблицы, разработанный Чан Тху До план мер по безусловному удержанию власти в рамках династии Чан длительное время исполнялся неукоснительно. Главными женами императоров и матерями их наследников были их собственные родственницы по мужской линии, причём все они имели прямое отношение к старшему брату первого императора династии (Чан Лиеу) и его сыну Чан Куок Туану, более известному по своему титулу знатности (Хынгдао-выонг или Чан Хынг Дао). Матерью второго императора этой династии (Чан Тхань-тонга) была сестра Чан Хынг Дао, третьего (Чан Нян-тонга) – его дочь. Первый небольшой сбой в системе произошел при четвертом императоре этой династии (Чан Ань-тонге): у его главной жены (императрица Баоты, внучке того же Чан Хынг Дао) долгое время не было потомства мужского пола. Но эту проблему решили традиционным способом: назначили наследником другого сына, объявив его «главной» матерью бездетную императрицу. Выбор почему-то пал не на старшего, а на четвертого, самого младшего сына – Чан Маня (Чан Минь-тонг). Под этим выбором явно скрывалась какая-то внутридворцовая интрига, о которой мы, скорей всего, никогда не узнаем. По легенде, пересказанной, кстати, и Ле Нгуен Чынгом в его сборнике «Сны Южного старца» [Кнорозова 2009: 144], часть мощей покойного императора Чан Нян-тонга (он был похоронен по буддийскому обряду путем трупосожжения), привезённых в столицу, чудесным образом оказалась в рукаве одежды восьмилетнего Чан Маня, что было сочтено за знак, указывающий на то, что именно его надо назначить наследником. Обращает на себя внимание и возраст на тот момент самого императора (ему было всего 34 года, так что с назначением наследника вполне можно было подождать), и возраст самого наследника, явно ещё не готового к этой роли, и возраст (14 лет), когда Чан Мань был провозглашен императором (1314 г.): он был существенно моложе всех своих предшественников, получивших при династии Чан тот же статус при аналогичных обстоятельствах. Родной матерью Чан Минь-тонга была старшая дочь героя войны с монголами Чан Бинь Чонга. Они не входили в род Чан. Изначально они представляли род Ле, а фамилию Чан дед императрицы получил за заслуги перед династией. Так что правило отказа от наследников, имеющих отношение к другим родам, которое было введено Чан Тху До, впервые пришлось нарушить. Впрочем, чтобы сгладить это обстоятельство, в соответствии с ритуалом «главной» матерью Чан Маня немедленно назначили императрицу Баоты и сочли этот вопрос закрытым.

Период реального правления императора Чан Минь-тонга после смерти его отца Чан Ань-тонга (с 1320 по 1357 г.) можно назвать временем постепенного разрушения системы защиты династии от возможных покушений на её власть с помощью внутриродовых браков и раннего назначения императоров, что, в конечном счёте, привело к её падению в конце XIV в. Но начиналось всё вполне благопристойно, в рамках утверждённых традиций: Чан Минь-тонга женили на его двоюродной сестре (будущая императрица Хиенты), дочери Чан Куок Тяна (1281–1328), младшего единоутробного брата его отца, который ещё при Чан Ань-тонге благополучно занял место «всемогущего тестя» императора, забрав себе все основные высшие должности в государстве. Но дальше события стали развиваться не по обычному сценарию. Вот как (максимально схематично) выглядит описание событий, произошедших в 1328 г. У императрицы Хиенты ещё не было сыновей. Тем не менее 28-летний Чан Минь-тонг настаивал на том, чтобы всё немедленно пошло по утверждённому прежде ритуалу, т. е. чтобы был назначен наследник из уже имеющихся сыновей императора с ближайшей перспективой занять престол. Чан Куок Тян категорически возражал против этого, требуя, чтобы император дождался рождения сына по главной линии (от своей дочери). Этой конфликтной ситуацией воспользовался давний недоброжелатель Чан Куок Тяна, старейшина императорского рода (пятый сын первого императора Чан Тхай-тонга) Чан Нят Зуат (1254–1330), который подговорил его слуг написать донос с обвинениями Чан Куок Тяна в стремлении захватить власть. «Всемогущего тестя» лишили всех должностей, заключили под стражу, а затем отравили, причём сделала это якобы его родная дочь императрица Хиенты. Позднее факт клеветы вскрылся, клеветники понесли заслуженное наказание, а Чан Куок Тяну посмертно вернули все причитающиеся ему почести и должности.

Судя по всему, 28-летнего Чан Минь-тонга стало тяготить всесилие тестя, и именно с этим связано решение от него избавиться. Во всяком случае, в дальнейшем он уже не назначал никого, кто мог бы даже приблизиться к нему по властным полномочиям. Место «всемогущего тестя» до конца его правления оставалось вакантным.

После убийства тестя руки Чан Минь-тонга оказались развязанными, и он немедленно, в конце того же 1328 г., поселил в Восточном дворце (первая стадия назначения наследником) своего 10-летнего сына Чан Выонга (будущий император Чан Хиен-тонг). По данным летописи, он также не был старшим сыном, хотя о других его более старших братьях в летописи ничего не говорится. Его мать Ле Тхуан Ньыонг никакого отношения к роду Чан не имела, и, чтобы этот недостаток как-то исправить, «главной» матерью Чан Выонга была провозглашена все та же императрица Хиенты. Тем не менее впервые на горизонте вьетнамской истории замаячила фигура ещё пока не родившегося временщика Ле Куи Ли, которому Ле Тхуан Ньыонг приходилась родной тёткой по отцу. Так что отсчёт времени до дня падения династии Чан следует начинать именно с 1328 г.

Сам Чан Хиен-тонг какой-то важной роли в истории страны не сыграл. Умер он в 1341 г. молодым (в 23 года), бездетным, в управлении страной так и не поучаствовав. Система внутриродовых браков дома Чан вроде бы действовала и при этом императоре. В 1337 г. в возрасте 18 лет он вступил в брак с дочерью близкого родственника правящей династии Чан Дай Ниена (1306–1360), который по мнению Та Тьи Дай Чыонга мог быть братом Чан Минь-тонга [Tạ Chí Đại Trường 2009: 265]. А после смерти Чан Хиен-тонга власть в династии и вовсе вернулась к главной линии этого дома: императорами последовательно были сын Чан Минь-тонга от брака с императрицей Хиенты Чан Зу-тонг (родился уже после вступления на престол Чан Хиен-тонга), а затем их же внук Чан Нят Киен (больше известный под именем Зыонг Нят Ле), которые уже не имели к роду Ле Куи Ли никакого отношения.

Решающую роль в падении династии Чан, безусловно, сыграл государственный переворот против легитимного императора, устроенный в 1370 г. Чан Фу, младшим единоутробным братом Чан Хиен-тонга, сыном всё той же императрицы Ле Тхуан Ньыонг (оценку событий 1370 г. см. [Федорин 2022]). Сразу же после своей победы он назначил на пост второго после императора лица в государстве своего племянника по линии жены Ле Куи Ли, и в дальнейшем императрицами этого дома были исключительно его родственники: ещё одна его тетка Ле Тхи Кхак Виен (император Чан Зуэ-тонг), двоюродная сестра (император Чан Фэ-дэ) и старшая дочь (Чан Тхуан-тонг). Дабы вписать Ле Куи Ли в систему внутриродовых связей династии Чан, ему отдали в жены дочь Чан Минь-тонга принцессу Хуининь. Она ранее уже состояла в браке с родственником императорской семьи Чан Нян Винем (который по разным версиям либо был убит при первой неудавшейся попытке свергнуть Чан Нят Киена в 1370 г., либо был просто изгнан, чтобы освободить принцессу для нового замужества) и имела от него детей. Именно этот брак, в котором родился будущий император Ле Хан Тхыонг (Хо Канг), стал основой для перехода власти по женской линии, которого так боялся Чан Тху До.

Заключение

Основным виновником перехода власти в 1400 г. от династии Чан к династии Хо принято считать всесильного временщика Ле Куи Ли, занимавшего ведущие позиции в государственном аппарате Дайвьета на протяжении всего времени реального правления императора Чан Нге-тонга (с 1370 по 1395 г.). С этим спорить трудно. Однако анализ «скрытой» информации вьетнамских источников показывает, что процесс постепенной узурпации власти домом Ле (будущая династия Хо), никак не отражённый на страницах летописей, начался не только до 1370 г., но даже еще до рождения самого этого исторического деятеля. И вина за это частично лежит на императоре Чан Минь-тонге, первым разрушившим систему внутриродовых браков, существовавшую при этой династии, но в первую очередь на императоре Чан Нге-тонге, который пришел к власти благодаря этим своим родственникам по материнской линии, а затем всячески их продвигал и поддерживал в ущерб представителям своего отцовского дома.

 

1 В своей работе, посвящённой системе внутриродовых браков, существовавших в правящем роде Чан, Та Тьи Дай Чыонг высказал гипотезу о том, что это была не вынужденная и продуманная мера, введённая после того, как этот род стал династией, а обычай, ввезённый из Китая, где жили их предки, и издавна практиковавшийся в роде Чан. При этом он приводит ряд примеров, свидетельствующих о том, что такие браки заключали не только императоры и их дети, но и существенная часть других представителей этого клана [Tạ Chí Đại Trường 2009: 272]. Эти аргументы мне не кажутся убедительными, поскольку данные летописей свидетельствуют об обратном: матерью отца основателя династии Чан Тхыа была урожденная То, старшая сестра То Чунг Ты (?–1211), верного соратника дома Чан в борьбе за императорский престол, а матерью самого Чан Каня (Чан Тхай-тонга) – Ле Тхи Зиеу, односельчанка Чан Тхыа совсем из другого рода. А все примеры, которые приводит в своей статье Та Тьи Дай Чыонг, относятся к периоду уже после начала правления династии Чан.

×

About the authors

Andrey L. Fedorin

Institute of China and Contemporary Asia, Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: ffeedd@list.ru
ORCID iD: 0000-0003-0336-0055

D.Sc. (History), Leading Researcher, Center for the Study of Chinese Culture

Russian Federation

References

  1. Đại Việt sử ký toàn thư [Complete Annals of Đại Việt]. Xylograph SA.PD 2310 in Han Viet (preserved in the Library of the Asiatic Society in Paris).
  2. Fedorin, A.L. (2014) Vietnamo-kitayskiye otnosheniya v 1-y polovine XV v. [Vietnamese-Chinese relations in the 1st half of the 15th century], in: Polnoye sobraniye istoricheskih zapisok Daivieta (Daiviet su ky toan thu) [Complete Annals of Đại Việt (Đại Việt sử ký toàn thư)]. T. 5. M.: Nauka–Vostochnaya literatura. (In Russian).
  3. Fedorin, A.L. (2022) Novyj vzglyad na gosudarstvennyj perevorot 1370 g. [Re-considering the Coup d’État of 1370]. Russian Journal of Vietnamese Studies, 6 (4): 42–50 doi: 10.54631/VS.2022.64-114863
  4. Knorozova, E.Yu. (2009) Stranstviya v beskonechnom. Vietnamskaya tradicionnaya prosa [Wanderings in the infinite. Vietnamese traditional prose small forms]. SPb.: BAN, Al'faret. (In Russian)
  5. Tạ Chí Đại Trường (2009). Phổ hệ và chế độ nội hôn của họ Trần [Ta Chi Dai Truong. Lineage and system of intrageneric marriages of the House of Chan], in: Những bài dã sử Việt [Through the pages of unofficial history of the Vietnamese]. Hà Nội: Nxb. Tri thức. Tr. 243–287. (In Vietnamese)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Fedorin A.L.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies