Zashchita «svobody veroispovedaniya» - ocherednoy povod k vmeshatel'stvu vo vnutrennie dela V'etnama


Cite item

Full Text

Abstract

Lawyer and employee of EE «GGATK» G.A. Shytov (Belorussia) in his article touches upon the following thorny question: a variety of means used by the external forces (primarily by the United States) to interfere in the internal affairs of Vietnam, including the so-called protection of «the religious freedom». Thus, the author refutes the assertion that «the socialist government of Vietnam considers Buddhism its enemy,» and shows, that it doesn't correspond to actual situation. In fact Buddhism is an equal part of the Vietnamese society and enjoys the necessary support from the Vietnamese government.

Full Text

Роль Вьетнама в Азиатско-Тихоокеанском регионе очевидна, также очевидно, что такие акторы, как США, будут использовать имеющийся в их распоряжении спектр средств для лоббирования своих интересов во Вьетнаме. Спектр используемых средств не отличается особым разнообразием: экономические санкции1, поддержка сепаратистских движений, инициирование так называемых цветных революций, использование защиты прав человека и свободы вероисповедания как повода для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Как отмечают В.Н. Колотов и А.Н. Ланьков, «США активно используют правозащитную и демократическую риторику: чем меньше возможностей влияния на тот или иной режим, тем больше обвинений раздается в его адрес со стороны Вашингтона. Из стран АСЕАН это касается, прежде всего, Мьянмы и Вьетнама»2 О попытках отдельных сил использовать в деструктивных целях карту «защиты свободы вероисповедания» было сказано в докладе генерального секретаря ЦК Компартии Вьетнама тов. Нонг Дык Маня3. 166 Раздел второй. Социально-экономическое развитие СРВ Приметой времени стало использование защиты «свободы вероисповедания» как повода для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Если ранее предлогом для вмешательства во внутренние дела Вьетнама служила «защита прав христиан», то с недавнего времени в адрес руководства СРВ слышны упреки за якобы имеющие место «нарушения прав буддистов». При этом сами западные «защитники прав буддистов» не могут прийти к консенсусу относительно количества буддистов в СРВ: по данным ЦРУ, буддистами являются 9,3% населения Вьетнама4, CNN утверждает, что это 2/3 населения5, по данным Госдепартамента США - более половины6. Впрочем, ни одна из указанных цифр не соответствует действительности: по данным переписи 2009 г., во Вьетнаме всего около 8% (6 802 318 человек из 85 846 997) отнесли себя к буддистам7. Враждебно ли относится вьетнамское правительство к буддизму? Тезис о якобы тотальной враждебности правительства СРВ к буддизму наиболее ярко выражен в «Положении буддизма в современном мире» американского буддолога д-ра Берзина8. Причем в небольшом абзаце, посвященном Вьетнаму, этот ученый сумел сделать ряд ошибок Буддологическая ошибка: Берзин ошибочно отнес вьетнамский буддизм к буддизму Тхеравады, хотя вьетнамский буддизм преимущественно является буддизмом Махаяны9. Историческая и фактологическая ошибка: Берзин утверждает, что «социалистическое правительство Вьетнама считает буддизм своим врагом», что противоречит историческим данным (буддизм считало своим врагом как раз прозападное антикоммунистическое правительство Нго Динь Зьема) и не соответствует действительному положению буддизма в современном Вьетнаме. Отмечая роль буддизма в жизни современного Вьетнама, Нгуен Тхи Хонг писала: «Опираясь на некоторые буддийские принципы, нынешняя светская власть во Вьетнаме пытается найти оптимальные идеологические позиции, которые органично сочетали бы социальную справедливость, коллективизм и уважительное отношение к труду в условиях рыночной экономики»10. Среди более зримых примеров доброжелательного отношения руководства СРВ к буддизму можно упомянуть следующие: государственную поддержку строительства буддийской Акаде Раздел второй. Социально-экономическое развитие СРВ 167 мии в Ханое11; организацию празднования Международного дня Весак в 2008 г.; открытие памятника буддийскому монаху Тхить Куан Дыку в Хошимине; встречи руководства страны с буддийским духовенством12; участие государства в строительстве и реставрации культовых сооружений, например пагоды Зау в пров. Бакнинь13. Вьетнамские буддисты принимают активное участие в жизни страны, например в организации благотворительных обедов для пациентов больниц14, организации молебна памяти жертв войны, о чем сообщается на официальном сайте ЦК КПВ15. Таким образом, можно сказать, что буддийская община Вьетнама не только не подвергается преследованиям со стороны государственной власти, но и пользуется поддержкой и вниманием со стороны социалистического правительства, в свою очередь внося свой вклад в общественную жизнь страны. При изучении действительного положения вещей можно прийти к выводу о том, что тиражируемая на Западе информация о «нарушении свободы вероисповедания во Вьетнаме» и, в частности, о положении буддизма в СРВ не соответствует действительности. Руководство СРВ активно поддерживает буддизм, а буддийская община Вьетнама сотрудничает с государством в реализации важных проектов в общественной жизни. Стоит отметить, что руководство СРВ беспокоит несправедливая критика по поводу «нарушения свободы вероисповедания во Вьетнаме» и то обстоятельство, что граждане иностранных государств зачастую не имеют доступа к правдивой информации о реальном состоянии религиозной жизни Вьетнама. Одним из примеров заинтересованности руководства СРВ в информировании иностранных граждан о действительном состоянии прав человека и свободы вероисповедания служит размещенное на официальном сайте ЦК КПВ интервью16. В связи с тем что в настоящее время руководство Вьетнама все чаще подвергается неоправданной критике за «нарушение прав человека» и «нарушение свободы вероисповедания», а также принимая во внимание интенсификацию российско-вьет-намского сотрудничества, полагаем, что назрела необходимость проявить солидарность с руководством СРВ по столь важному 168 Раздел второй. Социально-экономическое развитие СРВ вопросу. Для реализации этой задачи считаем целесообразным создание совместных российско-вьетнамских исследовательских и информационных проектов по изучению и освещению религиозной ситуации в современном Вьетнаме, в частности по изучению современного вьетнамского буддизма.
×

About the authors

Eleb Aleksandrovich Shutov

References

  1. Колотов В.H., Ланьков А.Н. Особенности развития и проблемы стабильности стран АСЕАН: энергетические ресурсы, экономика и политика региона на современном этапе // Нефть, газ, модернизация общества / под общ. ред. H.A. Добронравина, O.Л. Маргания. СПб.: «Экономическая школа» ГУ ВШЭ, 2008. URL: http://www.seinstitute.ru/Files/Oil-8p395-439.pdf
  2. Берзин А. Положение буддизма в современном мире. URL: http://www.berzinarchives.com/web/m/archives/approaching_buddhism/world_today/curxentsitbuddhismworld.html
  3. Нгуен Тхи Хонг. Особенности становления буддийской традиции во Вьетнаме: прошлое и настоящее // Автореф. канд. дис. ... URL: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-stanovleniya-buddiiskoi-traditsii-vo- vetname-proshloe-i-nastoyashchee

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2014 Shutov E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies