Sotrudnichestvo mezhdu V'etnamom i Rossiey v sfere uchebnoy migratsii


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

Учебная миграция занимает важное место в глобальных миграционных потоках. Согласно данным международных организаций (ЮНЕСКО, ОЭСР, МОМ), в 2005 г. в мире насчитывалось 2,7 млн студентов, которые обучались за пределами своих стран. Доля учебной миграции в межгосударственных миграционных потоках составляет порядка 1,5 %, т. е. каждый десятый мигрант в мире - это учебный мигрант. Согласно прогнозам ЮНЕСКО, численность иностранных студентов к 2010 г. возрастет до 3,7 млн человек. В условиях усиления миграционных потоков в мировом масштабе, образовательных мигрантов можно считать самой желательной категорией, поскольку, как правило, ее составляют молодые и инициативные люди, которые отличаются открытостью и готовностью воспринимать новые знания и технологии, получающие национальное образование и квалификацию, приспособленные к местному рынку труда, адаптированные к языковой и культурной среде. Согласно официальным данным Министерства образования и науки Российской Федерации (она основана на отчетности вузов), в 2007/08 учебном году в нашей стране обучались * Подготовлено при поддержке РГНФ. Проект № 09-03-94861 n/V. 198 Часть вторая. Российско-вьетнамские отношения 101 тыс. иностранных студентов, аспирантов, докторантов, стажеров. Вьетнам занимал пятое место среди поставщиков учебных мигрантов в Россию - в вузах обучались более 4 тыс. вьетнамских студентов, аспирантов, докторантов и стажеров (рис. 1). Нужно признать, что в последнее время поток учебных мигрантов из Вьетнама постепенно переориентируется на другие государства (США, Европу, Австралию, Японию), которым Россия проигрывает в конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг. Рис. 1. Страны - крупнейшие «поставщики» иностранных учебных мигрантов в Россию в 2007/08 учебном году, тыс. чел. Распад СССР привел к некоторому отдалению России от Вьетнама, охлаждению отношений и, как следствие, сокращению потока учебных мигрантов в Россию. Были утрачены традиционные связей между учебными и научными заведениями, сократилось распространение во Вьетнаме русского языка, а в итоге потоки учебных мигрантов из Вьетнама переориентировались на страны Запада. По данным ЮНЕСКО, за пределами Вьетнама в 2005 г. учились 15,8 тыс. вьетнамцев, что составляло Часть вторая. Российско-вьетнамские отношения 199 около 2 % всех студентов в стране. Главным образом они направлялись на учебу в США, Францию, Австралию, Германию и Японию. По данным вьетнамской статистики, за рубежом учились свыше 25 тыс. человек. История учебной миграции насчитывает долгие годы. Вьетнамцы начали приезжать учиться в Советский Союз в 1920-е годы. Это были революционеры, которые начиная с 1925 г. учились в Коммунистическом университете трудящихся Востока и других политических учебных заведениях Москвы. Всего до конца 1930-х годов в СССР прошли обучение около 70 вьетнамцев, в числе которых были «вождь вьетнамской революции», первый президент независимого Вьетнама Хо Ши Мин и его ближайшие соратники. Из немногих оставшихся в России к началу Великой Отечественной войны вьетнамцев пятеро из них вступили добровольцами в Красную Армию и погибли в битве за Москву. После прозглашения Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) Советский Союз установил в 1950 г. дипломатические отношения с молодой республикой. Именно после этого события в СССР начали приезжать на регулярной основе вьетнамские студенты. Впоследствии Советский Союз оказал мощную поддержку ДРВ в войне протв агрессии США, о чем до сих пор с благодарностью вспоминают многие вьетнамцы. За 50 лет сотрудничества вузы СССР и России подготовили более 70 тыс. вьетнамских специалистов, из них более 30 тыс. получили высшее образование, 3 тыс. человек стали кандидатами наук, 200 человек получили степень доктора наук. Сейчас многие из них занимают высокие посты в правительстве СРВ, возглавляют научные институты, работают в вузах, государственных учреждениях и компаниях. Между правительствами СССР и Вьетнама 10 февраля 1978 г. было подписано специальное Соглашение о сотрудничестве в этой сфере. Накануне распада СССР в стране обучалось почти 7 тыс. вьетнамских студентов. Кроме того, было подготовлено около 48 тыс. высококвалифицированных рабочих и техников для промышленных предприятий. Во Вьетнаме при содействии СССР было построено 5 учебных заведений, в том числе Ханойский политехнический институт. Построено 12 объектов энергетики, 4 - горной 200 Часть вторая. Российско-вьетнамские отношения промышленности, 13 предприятий машиностроения и металлообработки и более 50 крупных объектов химической промышленности, строительных материалов, пищевой промышленности, сельского хозяйства, нефтяной промышленности, транспорта и связи. Накануне распада СССР в стране обучалось почти 7 тыс. вьетнамских студентов. В настоящее время, по данным Министерства образования и подготовки кадров Вьетнама, в 90 российских вузах обучаются около 5 тыс. вьетнамских студентов по разным линиям, в том числе по Соглашению между правительствами России и Вьетнама об обучении вьетнамских граждан в вузах России от 9 июля 2002 г. (оплата обучения осуществляется в рамках программы «долг-помощь»), за счет средств правительства Вьетнама (в стране была принята специальная программа подготовки высококвалифицированных кадров за рубежом), на основе межвузовских соглашений, выделяемых Россией квот (в 2007 г. было выделено 210 мест), за счет средств вьетнамских компаний, а также денег вьетнамских семей. По данным российского Министерства образования и науки, в 2007/08 учебном году вьетнамские студенты, аспиранты, докторанты и стажеры обучались в 177 российских вузах, около 80 % обучались по контрактам (платно) и 20 % по государственной линии (бесплатно). Наибольшее количество вьетнамских студентов, стажеров и аспирантов обучаются в Москве, Санкт-Петер-бурге, Астрахани, Волгограде, Воронеже, Иркутске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Тамбове, Томске, Туле и некоторых других городах. Таким образом, в России в настоящее время обучается от 20 до 30 % всех вьетнамских студентов, обучающихся за границей. Хотя этот показатель кажется достаточно высоким, по мнению вьетнамских экспертов, российские вузы недостаточно рекламируют свои услуги во Вьетнаме. О потенциале вьетнамской образовательной миграции свидетельствует также тот факт, что вьетнамские власти оценивают численность молодежи, ежегодно нуждающейся в профессиональном обучении и повышении квалификации в стране, в 800 тыс. человек. Привлекательность обучения в России для вьетнамцев резко снижают случаи проявления расизма и национализма в разных Часть вторая. Российско-вьетнамские отношения 201 городах. Как отметил вице-президент вьетнамского землячества в России Ле Динь By: «Скинхеды омрачают возможности экспорта российского образования. Многие вьетнамские родители отзывают своих детей из России и отправляют обучаться в Австралию, хотя это и дороже. Сейчас у нас есть выбор, где обучать детей: в России, Европе, Америке или Австралии. Однако если специалист получил высшее образование в России, он навсегда становится поклонником русской культуры, науки, промышленности. Создайте спокойную атмосферу, и в России будут те же 15 тыс. вьетнамских студентов, как в Австралии, а то и больше. Симпатии вьетнамцев к русским велики, и не стоит сбрасывать это со счетов». Часть иностранных студентов остаётся в России после окончания обучения и увеличивает трудоспособное, а главное высокообразованное, население. На решение остаться в России положительное влияние оказывает отсутствие ограничений на рождение детей, существующее во Вьетнаме. Широк выбор специальностей: управление, дипломатия, экономика, геология, радиотехника, электроника и автоматика, строительство, связь, геодезия, авиация, автомобилестроение, биотехнология, педагогика, медицина, культура, искусство, дизайн и архитектура. Проведенное в 2007 г. социологическое исследование учеными ИСПИ РАН при поддержке посольства Вьетнама в 14 городах России (Калуге, Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Воронеже, Курске, Челябинске, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Чите, Хабаровске и Владивостоке) показало, что вьетнамские граждане положительно относятся к вступлению в брак с гражданами России. Около 7 % респондентов уже состоят в браке, а более 19 % выражают желание вступить в брак в будущем. Более 30 % выразили желание, чтобы их дети жили в России. На желание остаться в России оказывает отношение к вьетнамцам со стороны властей и местных жителей. Учебная миграция регулируется соглашением между правительствами России и Вьетнама об обучении вьетнамских граждан в вузах России от 9 июля 2002 г. (оплата обучения осуществляется в рамках программы «долг-помощь»). Россия выделяет небольшие квоты на обучение вьетнамских граждан. На обуче 202 Часть вторая. Российско-вьетнамские отношения ние студентов в России выделяет средства правительство Вьетнама - в рамках специальной программы подготовки высококвалифицированных кадров за рубежом. Некоторые вузы заключили соглашения об обмене студентами и аспирантами. Часть вьетнамских студентов учится за счет средств вьетнамских компаний и семей. И хотя Вьетнам остается второй страной из «дальнего» зарубежья, обеспечивающим российские вузы иностранными студентами, мер, которые предпринимаются в сфере привлечения учебных мигрантов из Вьетнама в Россию, на наш взгляд, недостаточно. Это направление работы требует серьезной активизации как на уровне государств, так и на уровне вузов. Необходима широкая рекламная кампания российского высшего и среднего специального образования во Вьетнаме. Кроме того, учитывая демографическую ситуацию в России, всем желающим остаться после обучения в России вьетнамским студентам и аспирантам должна быть предоставлена возможность получения российского гражданства. Учебная миграция выступает важным источником пополнения населения в современной России. Миграцию молодых людей целесообразно считать одной из самых желательных для страны, поскольку она имеет целый ряд положительных соци-ально-демографических последствий, в том числе несет «омолаживающий» эффект, пополняет численность трудоспособного населения и высококвалифицированных специалистов на рынке труда, стимулирует культурный обмен и развитие национальной системы образования.
×

References

  1. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.: Центр социального прогнозирования, 2007.
  2. Доклад Дмитриева Н.М. на Всероссийском совещании проректоров по международным связям (ноябрь 2008 г.), проходившего на базе Российского университета дружбы народов.
  3. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Вып. 5. Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: ЦСП, 2007.
  4. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 6. Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: ЦСП, 2009.
  5. Письменная Е.Е. Социальные эффекты учебной миграции и политика в сфере привлечения иностранных студентов в России и за рубежом. М., 2009.
  6. Письменная Е.Е. Учебная иммиграция в Россию: современные тенденции. М., 2008.
  7. Рязанцев С.В., Кузнецов Н.Г. Миграция из Вьетнама в Россию: тенденции и регулирование // Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции: Сборник научных статей / под ред. К.О. Ромодановского, МЛ. Тюркина. М.: ФМС России, 2009.
  8. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Роль образовательной миграции в социально-экономическом и демографическом развитии России // Демографические перспективы России: Материалы международной научно-практической конференции «Демографическое будущее России: проблемы и пути решения» (Москва, 19-21 сентября 2008 г.). М., 2008.
  9. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: ЦСП, 2007.
  10. World Migration 2008: Managing Labour Mobility in the Evolving Global Economy, Geneva: IOM, 2008.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2011 Ryazantsev S.V., Pis'mennaya E.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies