New theoretical approaches in documents of the XII Congress of the Communist party of Vietnam


Cite item

Full Text

Abstract

The paper attempts to substantiate the theoretical innovation of the XII Congress of the Communist Party of Vietnam (CPV), which the author refers to as the rise of party's «theoretical awareness». He overviews the progress in implementation of the XI Congress resolutions, explores the deficiencies and limitations in this process, analyzes their causes, particularly subjective. The overwiew of two main reports of the CPV Central Committee presented at the XII Congress allows to draw up characteristics of the current situation and new objectives, to outline urgent measures aiming at country's further development. These guidelines and their theoretical understanding by the Party Congress are addressed in key realms of society - economy, politics, culture and others.

Full Text

1.Введение XII съезд Коммунистической партии Вьетнама (проходил в Ханое с 21 по 28 января 2016 г.) является наиболее важным и знаменательным событием политической жизни страны последних пяти лет. Он привлек внимание всех членов партии и всего народа. Большой интерес к этому событию проявили другие коммунистические партии и социалистические страны, а также правящие партии и страны, которые сотрудничают с Вьетнамом. XII съезд партии отметил 30-летие (1986-2016) политики обновления («Дой мой») во Вьетнаме. С начала реформ «Дой мой», политики открытости и международной интеграции, каждый съезд Компартии знаменовал новый этап национального развития. XII съезд действительно стал вехой на пути обновления, расширения знаний, демократии, солидарности и развития. На съезде сделан вывод о необходимости усиления чистоты и силы партии, поддержания общенационального единства и социалистической демократии, комплексного и всестороннего ускорения процесса обновления, упрочения национальной обороны, устойчивого сохранения стабильности и мира, превращения Вьетнама в промышленно развитую и современную страну. Готовясь к съезду, партия провела тщательную работу как по части документов, так и кадров. В ходе подготовки документов была осуществлена сводная оценка теоретических и практических вопросов, накопившихся в течение 30 лет «Дой мой» и особенно последних 10 лет (2006-2015). Центральный Комитет проделал эту работу на основе отчетов провинциальных и городских комитетов партии, которые дали оценку положения в конкретных областях. Проект доклада ЦК съезду был пересмотрен много раз с учетом обсуждений на местах, мнений различных министерств, ведомств и экспертов. Проекты документов партийного съезда были озвучены в средствах массовой информации, чтобы вклад в их обсуждение внесли все члены партии и граждане страны, включая тех, кто работает или проживает за границей. Собранные мнения способствовали доработке проектов документов, особенно Политического отчета ЦК, показали большое внимание, ответственность и энтузиазм членов партии, а также людей всех сословий по отношению к государству и партии. Опыт 30 лет «Дой мой» доказал, что важные решения в сфере политики вызывают энтузиазм и творческий отклик в тех случаях, когда есть общее согласие между партией и народом, когда эти решения и политика отвечают практическим потребностям и пожеланиям людей, идут в ногу с тенденциями развития общества. Опираясь на знания и опыт, накопленные в течение 70 лет после победы Августовской революции, в том числе за 30 лет политики «Дой мой», партия, безусловно, добьется успеха в выполнении новых задач, удовлетворении доверия и ожиданий людей. Тот факт, что все члены партии и граждане страны внесли свой вклад в разработку документов XII съезда партии, - очень живое проявление демократизации общественной и политической жизни, которой могут добиться не так много партий и стран. Благодаря демократии, голос народа оказывает прямое и положительное влияние на политическую жизнь и систему, ее участников. Это имело двойной эффект, проявляющийся сверху вниз и снизу вверх - от партии к народу и народа к партии. Многочисленные предложения и замечания людей были изучены, теоретически обобщены и добавлены в документы для обсуждения и принятия решений на XII съезде КПВ. Это позволило увеличить практическую обоснованность теоретических подходов партии, поднять жизнеспособность ее политики. 2. Общая характеристика документов XII съезда КПВ Поскольку документы XII съезда обоснованы практически, отражают мнения людей, учитывают потребности обновления и развития страны, можно уверенно считать, что они формируют новые теоретические представления партии, создавая надежную базу для дальнейшего развития государства. Новые подходы, выявляющие теоретическое осознание партией необходимых для этого процессов, представлены, главным образом, в двух важных документах XII съезда, в первую очередь в Политическом докладе, Отчете о выполнении пятилетнего плана социально-экономического развития (2011-2015) и плане социально-экономического развития на 2016- 2020 гг. (Социально-экономический доклад). Одной из главных тем Политического доклада стала тема развития партии. Его содержание, впрочем, не похоже на аналогичные документы предыдущих съездов. В нем системно раскрыты 15 основных вопросов с целью дать широкий обзор успехов по выполнению решений предыдущего, XI съезда КПВ. Конкретно показаны недостатки и ограничения, дан анализ их причин, особенно субъективных; на этой основе выявлены новые задачи и особенности положения в стране, сформулированы назревшие меры. На базе такого анализа в Политическом докладе сделаны прогнозы для страны и партии, определены возможные тенденции мирового развития и воздействия международной обстановки на Вьетнам. Содержание Политического доклада не только отражает полную панораму проблем общественной жизни, которые партия и государство должны решать в сотрудничестве с общественно-политическими организациями и населением. Он раскрывает программу действий по развитию партии и выполнению стратегических планов одновременного ускорения обновления в экономической и политической сферах, особенно политической системы, в которой партия играет роль правящей. Таким образом, подход и предлагав- мые способы решения проблем в Политическом докладе изменились: задача укрепления и реорганизации партии выделена как ключевая. Это новый подход не только по форме, но и в плане выражения теоретических представлений партии, руководящих принципов и политики в соответствие с требованиями времени. 3. Оценка итогов пятилетки после XI съезда и 30 лет обновления Документы XII съезда содержат тщательный анализ, объективный и конкретно-исторический подход к оценке пяти лет реализации решений XI съезда КПВ и достижений 30 лет политики «Дой мой». Это проявляется в следующем: • за 5 лет реализации решений XI съезда были предприняты усилия, чтобы воспользоваться всеми преимуществами и возможностями для развития страны и преодоления имеющихся проблем, «партия, народ и армия вместе стремились добиться значительных достижений». В духе самокритики Политический доклад подчеркнул слабость управленческой работы и руководства по выполнению решений предыдущего съезда. Отмечено, что, «хотя вышеупомянутые недостатки и ограничения обусловлены объективно», прямые и решающие причины этих недостатков и ограничений носят очень субъективный характер2. Допущены неадекватные оценки и прогнозы относительно присущих национальной экономике недостатков и слабых сторон; как следствие, установлены слишком высокие экономические цели и показатели, которые невозможно было достичь. Обобщение оценок и теоретические исследования проводились недостаточно, чтобы обеспечить надлежащие меры для решения проблем, возникающих в процессе «Дой мой». Много недостатков и слабых сторон имелось в организации работы чиновников и членов партии в различных партийных организациях и местных органах власти. Способность прогнозирования по-прежнему остается ограниченной. В результате некоторые руководящие принципы и меры политики оказались совершенно не адекватными требованиям жизни3. • При оценке 30 лет «Дой мой» отмечено, что это важный период в истории Вьетнама, который свидетельствует о зрелости Коммунистической партии, государства и народа во всех аспектах. Роль и революционное значение данной политики проявляются в комплексном и последовательном обновлении с целью «сделать страну процветающей, богатой, социально справедливой, демократической и цивилизованной». Достижения 30 лет политики «Дой мой» оценены как большой вклад в дело социалистического строительства и обороны страны. Вместе с тем на основе анализа реалий последних 10 лет признано, что еще сохраняется много больших и сложных проблем, недостатков, которые необходимо преодолеть, чтобы обеспечить быстрое и устойчивое развитие4. • Суммируя известные недостатки и ограничения последних 30 лет, партия выделила главные: неадекватность реалиям практических оценок и теоретических исследований; низкая устойчивость экономического развития, сказывающаяся во всех аспектах - экономических, культурных, социальных, экологических - и порождающая многие актуальные и острые проблемы, особенно в управлении социальной сферой, а следовательно, скрытые риски и факторы социальной нестабильности; падение темпов экономического роста в течение последних 10 лет; по-прежнему низкая экономическая конкурентоспособность; отсутствие доступа к выгодам «Дой мой» в некоторых областях и в некоторых секторах у части людей; несин- хронность обновления в политической сфере и экономической5. С учетом этих недостатков и ограничений, партия прямо признала, что Вьетнам не решил задачу создания основ для превращения в промышленно развитую и современно ориентированную страну, как ставил целью XI съезд КПВ6. В Политическом докладе XII съезду отмечено: «Четыре риска, опасные в среднесрочной перспективе, как определила общепартийная конференция в 1994 г., все еще сохраняются и усложняются, о чем говорит распространение взяточничества, коррупции, расточительства и «мирной эволюции», стимулируемые в новых формах враждебными силами. Они в полной мере воспользовались средствами массовой информации в сети Интернет для проведения враждебной деятельности, вызывая проявления «перерождения» и «саморазложения» среди членов партии. В результате доверие к партии и социалистическому строю среди государственных чиновников, членов партии и населения несколько снизилось в определенных аспектах»7. Партия обратила особое внимание на эти риски, поскольку в реальности идет действительно сложная и тяжелая идейная борьба. Как отмечено в резолюции 4-го пленума ЦК 11-го созыва, если ничего не делать, чтобы укрепить партию, и не принимать мер, чтобы предотвратить и обратить вспять деградацию, то явления «перерождения» и «саморазложения» подорвут партию изнутри, делая ее все более слабой и в результате ставя под угрозу и партию, и существующий строй. В настоящее время, конечно, есть и другие трудности, вызовы для партии и народа. Во Вьетнаме существует опасность отойти от социалистической ориентации; усугубить отсталость экономики на фоне мирового развития; не справиться с ростом бюрократии, взяточничества и коррупции. Перед лицом этих проблем XII съезд признал, что партия должна найти эффективные меры и политику, чтобы преодолеть возникшие препятствия и создать движущую силу для быстрого, устойчивого и здорового развития страны. • Из опыта прошедшей пятилетки и 30 лет политики «Дой мой» главным является вывод об «особом внимании к тому, чтобы партия была чистой и сильной»; о важности «смотреть в глаза правде и вносить необходимые коррективы в политику»; «осуществлять тесное взаимодействие и одновременное выполнение задач, из которых задачи социально-экономического развития и развития партии являются центральными, задачи культурного и гуманитарного развития - духовно фундаментальными; задачи же национальной обороны и общественной безопасности - важнейшими и постоянными»8. Это новое положение, выдвинутое в документах XII съезда КПВ. Опираясь на опыт последних 5 лет, партия также сделала вывод о «необходимости последовательно выполнять долгосрочные цели и ключевые функции, в то же время концентрируя ресурсы на эффективной реализации срочных и неотложных задач, решительно преодолевая все недостатки и препятствия для того, чтобы поддержать и повысить темпы развития»9. Признано «важным инициативно и активно проводить международную интеграцию на основе укрепления национальной обороны, суверенитета, независимости, учета национальных интересов как приоритетных»111. Это выведенный из практики еще один новый момент в теоретическом сознании партии. Понятие национального суверенитета тесно увязано с защитой национальных интересов. В настоящее время одной из самых значимых проблем для руководства партии является реальное повышение национального потенциала и самостоятельности, более активное развитие национальных ресурсов. Глубокое значение этого вопроса заключается в том, что так может быть повышена совокупная сила нации и усилена связь между партией и народом, что является важнейшим социальным условием развития партии. Из пяти уроков 30 лет «Дой мой» одним из самых примечательных является необходимость последовательно добиваться целей национальной независимости и социалистического строительства; творчески применять марксизм-ленинизм и идеи Хо Ши Мина; развивать национальные традиции; осваивать квинтэссенцию культуры человечества; использовать подходящий международный опыт. Партия неизменно рассматривает эти уроки как основополагающие для национального развития. Она также уделила особое внимание следующему уроку «Дой мой»: народ надо рассматривать как основу для всего, укреплять общенациональное единство в интересах людей. Это считается сутью, условием динамизма и целью процесса обновления. Признано, что обновление должно проводиться комплексно, всесторонне, последовательно, при соблюдении объективных законов и с опорой на практику. Это означает сочетание научных концепций и творческого подхода, соединение теории с практикой, которая служит мерилом истины. Практические выводы и интересы развития являются основополагающими для обеспечения управления процессом «Дой мой» во Вьетнаме. Последовательное развитие теоретической мысли партии на основе обобщения практики привело к следующим урокам: • обновление должно опираться на творчество народа и проводиться ради народа, который служит основой страны и является хозяином общества; • обновление должно быть направлено на устойчивое развитие, поэтому важно соблюдать объективные законы и применять творческие методы для проведения его соответствующими шагами; • обновление должно осуществляться под надежным руководством партии. Для достижения этих целей признано необходимым, чтобы партия была чистой и сильной, общенациональное единство крепким, демократия и справедливость - более совершенными, а общественный консенсус достигнутым. 4. Развитие теоретических взглядов партии в основных областях деятельности В экономической сфере Здесь новые теоретические подходы нашли отражение в пересмотре модели экономического роста, содержания экономических реформ и ускорения индустриализации и модернизации с целью совершенствования институтов развития в рамках рыночной экономики с социалистической ориентацией. • Относительно модели экономического роста решено продолжить переход от экстенсивной к интенсивной модели развития, эффективно сочетая механизмы обеих; при этом особое значение придается таким сторонам интенсивного развития, как качество экономического роста, повышение национальной конкурентоспособности и общественной производительности труда. • Для этого предложено полнее использовать научно-технические достижения, повышать качество людских ресурсов и наращивать сравнительные преимущества. Для движения по пути повышения качества роста через обновление экономической модели признано необходимым согласовывать краткосрочные и долгосрочные цели, совмещать экономический рост и культурное развитие, учитывать показатели социального прогресса и справедливости, защиты окружающей среды и улучшения духовной и материальной жизни народа. Для реализации концепции устойчивого развития, как считает партия, Вьетнам должен выполнить задачи во всех трех сферах - экономической, социальной и экологической. Для того чтобы добиться устойчивого развития, наряду со сменой модели экономического роста и реструктуризацией экономики, стране предстоит преодолеть культурные и политические последствия этих реформ. В частности, предлагается использовать механизмы управления, которые обеспечат подготовку качественных человеческих ресурсов и устойчивые условия развития человека; при этом особое внимание уделяется заботе об общественной безопасности и безопасности человека. • Основываясь на теории социального развития, партия призвала опираться на внутренние силы как решающий фактор, и в то же время эффективно использовать внешние выгоды. Ставка делается на научно-технические преимущества и применение научно-технических знаний, на творческую инициативу в повышении производительности труда. Современные управленческие и административные режимы предложено использовать для развития человеческого потенциала и стимулирования производственной и бизнес-активности людей с тем, чтобы помочь полнее выявить сравнительные преимущества и повысить добавленную стоимость, а также национальный доход для эффективного участия в глобальных цепочках создания стоимости. Таким образом, экономический рост предлагается тесно увязать с социальным развитием, направить его на дальнейшее развитие человека, повышение качества его жизни (как отдельных лиц, так и сообществ). Концептуально ориентируясь на вышеупомянутую модель экономического роста, партия четко осознала его человеческое измерение и социальные цели экономического развития. Последнее не считается самоцелью, но нацелено на социальные достижения. Исходя из этого, Компартия Вьетнама дала следующие оценки эффективности политики обновления в экономической сфере: • на старте политики «Дой мой» партия заявила, что для перехода к товарной экономике и применения рыночного хозяйственного механизма необходимо изменить экономическое мышление, чтобы успешно вести экономические реформы. В настоящее время стоит другая задача - обеспечить быстрое развитие рыночной экономики для того, чтобы раскрыть трудовой потенциал страны, поскольку рабочая сила до сих пор остается отсталой и неразвитой из-за неправильной экономической политики и модели развития, неэффективных механизмов управления. Современная практика «Дой мой», особенно по включению Вьетнама в процесс международной интеграции - сначала в экономической сфере, а затем и в других областях, - более четко и глубоко выявляет ориентиры, которых придерживается партия. В Политическом докладе ЦК XII съезду КПВ поставлена задача комплексной и синхронной реструктуризации национальной экономики, вовлекающей все ее сектора и сферы в экономический рост на основе новой модели и концентрации ресурсов на важных направлениях. Реструктуризация в инвестиционной сфере поставлена в зависимость, прежде всего, от государственной инвестиционной политики. В сфере финансов она упирается в банковскую систему; решение проблемы безнадежных долгов видится партии в плоскости обеспечения безопасного уровня государственного долга. Реструктуризация государственных предприятий увязана с реформой государственных корпораций. Особое внимание партия уделяет реструктуризации сельского хозяйства с целью поднять долю добавленной стоимости в его продукции и увязать с экономическим ростом сельских районов и новыми направлениями развития сельских районов. В социально-экономическом плане развития страны на период до 2020 г. КПВ предлагает для преодоления «узких мест» в этой сфере осуществить три стратегических прорыва, прежде всего преобразовать институты социалистически ориентированной рыночной экономики, чтобы высвободить производительные силы, мобилизовать и эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Поскольку Вьетнам все еще остается аграрной страной, экономика в обширных сельских районах страны преимущественно опирается на аграрное производство. Поэтому признано необходимым активизировать новые направления развития сельских районов, осуществлять синхронно «три сельские задачи» (развития аграрного производства, сельской местности и крестьян), рассматривать сельское хозяйство как важнейший сектор экономики. Одной из главных задач признана индустриализация сельского хозяйства и села, превращение новых сельских районов в социально-экономические сообщества, ориентированные на развитие промышленности, в которых крестьяне также занимаются развитием села. Соответственно, инвестиции в развитие аграрного производства, сельской местности и крестьян охарактеризованы как важная стратегическая задача, направленная на выполнение планов развития регионов и региональных связей. Ее решение позволит сократить разрыв в уровне и качестве развития между различными районами и обеспечить социальную справедливость для крестьян, чтобы они пользовались достижениями экономического прогресса. • Поставлена цель на основе индустриализации и модернизации скоро превратить Вьетнам в основном в современную, промышленно развитую страну. Это одно из восьми направлений социалистического строительства, определяющих темпы постепенного движения страны к социализму, минуя стадию капиталистического развития. На VIII съезде Коммунистической партии (1996) было признано, что после успешного преодоления социально-экономического кризиса середины 1980-х годов Вьетнам вступил в новый этап своего развития, на котором индустриализация и модернизация получит ускорение. В этой стратегии акцент сделан на ряде аспектов, а именно на расширении экспорта и использовании всех преимуществ научно-технической революции в мире, улучшении структуры импорта и применении передовых технологий, которые помогут ускорить темпы движения страны по пути прогресса. В период с IX по XI съезд КПВ приложила немало усилий по разработке новой теории индустриализации и модернизации, которая в основном отличается от теории индустриализации 1960-х годов. Согласно новой теории, индустриализация является необходимым условием и мерой модернизации страны; представляет собой единый процесс, сочетающий развитие экономики, техники, общества и культуры. Кроме того, партия сделала упор на ускорение индустриализации и модернизации в сочетании с развитием экономики знаний. Признано важным разумно эксплуатировать и использовать природные ресурсы и уделять внимание охране окружающей среды. На XII съезде, как отражено в Политическом докладе, в теоретических оценках КПВ процесса индустриализации и модернизации появились новые яркие положения. Во-первых, был определен набор критериев достижения уровня современной, промышленно развитой страны. Применены три основные группы критериев, которые показывают: уровень экономического развития (ВВП на душу населения, доля добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности, вклад сельского хозяйства в ВВП, темпы урбанизации и т. д.); уровень социального развития (индекс развития человеческого потенциала, средняя ожидаемая продолжительность жизни, неравенство в распределении доходов, доля квалифицированных рабочих и т. д.); состояние окружающей среды (доля людей, использующих чистую воду, уровень лесного покрова, темпы сокращения выбросов парниковых газов и т. д.). Во-вторых, для ускорения индустриализации и модернизации во Вьетнаме особое внимание в предстоящие годы уделено развитию науки и технологий, знаний, качества человеческих ресурсов, так как они определяют динамику этого развития. В-третьих, определены конкретные этапы индустриализации и модернизации, а именно: создания основ и благоприятных условий для индустриализации и модернизации; усиления индустриализации и модернизации; повышения качества и эффективности индустриализации и модернизации. Обновляя теоретическое понимание развития сельского хозяйства, партия сделала ставку на ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей, чистых производств, энергетики и т. п., а также постепенное внедрение биотехнологий, экологических и культурных достижений. В Политическом докладе также сформулированы задачи развитие региональной и межрегиональной экономики, регионального планирования и региональной политики, а также создания специальных экономических зон с целью преодоления экономического разделения страны административными границами. Это новые подходы в теории социально-экономического управления, которые отражают наиболее острые проблемы, требующие должного решения во Вьетнаме в настоящее время. • Один из новых важных и ярких моментов в теоретическом понимании партией путей экономического развития страны является полное и четкое определение концепции рыночной экономики с социалистической ориентацией. Также определена задача совершенствования института собственности и развития всех субъектов и форм хозяйственной деятельности, различных типов предприятий. В документах XII съезда отмечается: «Вьетнамская социалистически ориентированная рыночная экономика - это экономика, полностью и синхронно работающая по рыночным законам, социалистическая ориентация которой поддерживается должным образом на каждом этапе развития страны. Это современная, интегрированная в международную систему рыночная экономика, управляемая на основе социалистической законности и возглавляемая Коммунистической партией с целью сделать страну богатой, процветающей, социально справедливой, демократической и цивилизованной»11. • Зафиксированные в документах этого съезда партии взгляды на частный сектор экономики также отражают новую концепцию, согласно которой он служит важным фактором национального развития. Рынку отводится ключевая роль в мобилизации и эффективном распределении ресурсов развития, высвобождении производительных сил и институциализации имущественных прав. К последним отнесены право собственности, право пользования, право распоряжения в отношении собственности государства, организаций и физических лиц согласно Конституции 2013 г. При этом обеспечивается равенство в доступе к общественной собственности для всех субъектов хозяйственной деятельности и т. д. Поставлена задача усовершенствовать механизмы защиты прав инвесторов, собственности и имущества, а также институты защиты прав потребителей. Также дан призыв всемерно способствовать повышению роли потребителей и организаций в защите их прав. Для успешного внедрения новых концепций и инициатив в практику экономического развития признано необходимым поднять качество социально-экономической политики партии, роль государственного управления. Предлагается расширить возможности и эффективность экспертного сопровождения в социально-экономической сфере на всех уровнях и во всех секторах, чтобы улучшить работу местных чиновников в этой сфере12. В области образования, профессиональной подготовки, науки и технологий Это очень большой комплекс вопросов, решение которых оказывает прямое воздействие на развитие человека - как отдельных лиц, так и сообществ. Следовательно, и здесь тоже предложено развивать новое мышление, новые подходы, новые механизмы, чтобы создать мотивацию для улучшения качества жизни, в частности социальных услуг, особенно коммунальных. • По части требований глубокого и комплексного обновления системы образования и подготовки кадров в Политическом докладе ЦК КПВ подчеркнуто: «Образование - это высший приоритет национальной политики»13. Развитие такого образования направлено на обеспечение стандартов знаний населения, подготовку людских ресурсов и выращивание талантов. Образование призвано помочь людям получить всестороннее развитие и задействовать весь свой потенциал и творческие способности, воспитывая в них любовь к семье, стране и народу, поощряя хорошо делать свою работу. Партия по-новому теоретически осмыслила данные вопросы, сделав ставку на совершенствование человеческого достоинства, демократизацию сферы образования и гуманизм. Эти новые основополагающие концепции содержат идеологические ориентиры для формирования и реализации теории развития современного образования во Вьетнаме в процессе обновления («Дой мой») и международной интеграции. Тем самым заложены основы для решения следующих задач: обновления системы образования; повышения качества отряда преподавателей и управленческих кадров в сфере образования; создания открытой системы воспитания; построения общества знаний в духе непрерывного процесса образования на протяжении всей жизни; перехода от образования к самообразованию, а также от обучения к самообучению. • Партия признала важной задачей образования и профессиональной подготовки развитие людских ресурсов высокого качества и разработку стратегии развития людских ресурсов для страны в будущем. • Наука и техника также признаны одним из главных национальных приоритетов развития14. Партия соответственно выделила следующие ключевые задачи управления научно-техническим комплексом: внедрить механизмы самоконтроля и ответственности в государственных научно-технических организациях, укрепить их связи с бизнесом и т. д. Предложены революционные меры по совершенствованию государственного управления в научно-технической сфере, в том числе финансового стимулирования её активности. Они направлены на превращение науки и технологий в главный приоритет национальной политики и двигатель социально-экономического развития, а также укрепление научно-технического потенциала Вьетнама. Это крайне важно для расширения национального потенциала и компетенций в части международной интеграции, адаптации стандартов социально-экономического развития страны к условиям глобализации и интеграции, поэтапного продвижения в направлении экономики знаний. В социально-культурной сфере • С тех пор как Вьетнам интенсифицировал своё развитие благодаря политике «Дой мой», в том числе продвинулся по пути формирования рыночной экономики и международной интеграции, пришло осознание роли культуры и важности использования человеческого фактора. В резолюции 9-го пленума ЦК партии 11-го созыва поставлена задача сделать культуру Вьетнама передовой, развитой и полной национальной идентичности, имеющей четыре главные отличительные черты: национальный, демократичный, научный характер и гуманизм. Культурное строительство осуществляется с целью развития человека, повышения человеческого достоинства. В этом и кроется роль культуры. Систему человеческих ценностей Вьетнама партия предлагает строить в соответствии с культурными особенностями. Общечеловеческие ценности являются наиболее значимыми среди всех культурных ценностей. Человеческий капитал, человеческие ресурсы являются наиболее важными и составляют ядро социального капитала. Стратегиям развития человека и создания высококачественных человеческих ресурсов придается ключевое значение в целях удовлетворения требований устойчивого развития и модернизации страны. • Относительно культурного и человеческого развития, Политический доклад XII съезду содержит ряд важных моментов, раскрывающих направления работы и установки, призванные обеспечить «чтобы культура стала по-настоящему здоровой духовной основой общества» и «чтобы сделать культурные ценности значимой внутренней силой устойчивого развития»15. • Относительно моральных качеств и достоинств вьетнамского народа в Политическом докладе подчеркнуто: «Необходимо воспитывать у наших людей чувство достоинства, духовные, нравственные качества; высокое чувство социальной ответственности и гражданского долга; полное уважение закона; прививать передовые знания, способности и навыки; укреплять физическое здоровье. На основе этих качеств надо сделать все возможное для дела национального развития и обороны Отечества»16. Такая постановка вопроса является ключевой для развертывания теоретических исследований по вьетнамской культуре, воспитания национальных ценностей и образа жизни населения. Партия поощряет здоровое и активное развитие вьетнамской культуры и народа в духе стандартов «истинного, доброго и прекрасного». • Добиваясь всестороннего развития вьетнамского народа, партия также призывает создавать здоровую культурную среду, соответствующую процессам построения рыночной экономики с социалистической ориентацией и международной интеграции. По сути, культура признана не только областью социальной жизни, но и фактором развития, участвующим во всех других областях. Соответственно, поставлена задача повышать роль культуры в политической и экономической жизни, в частности воспитывать здоровую культуру в партии, государственных институтах и общественных организациях, рассматривая ее как важный фактор формирования чистой и сильной политической системы. • Признано важным развивать литературу и искусство, создавая благоприятные условия для творческих работников, чтобы раскрыть их потенциал. Развитие индустрии культуры предложено осуществлять попутно с формированием культурного рынка. Кроме того, отмечена задача международной интеграции в этой области, чтобы усвоить квинтэссенцию культуры человечества. Это новое теоретическое положение партии по вопросам развития культуры. Для его реализации в практической деятельности решено изменить методы руководящей работы, добиваясь повышения эффективности государственного управления в этой сфере так, чтобы культура, литература, искусство, пресса могли развиваться в соответствии с политическими и идеологическими ориентирами партии. В то же время вменено гарантировать свободу и демократию творческой деятельности индивидов на основе развития их социальной ответственности и гражданских обязанностей, если эта деятельность ведется в законных рамках. Такие явления, как провалы в руководстве, отсутствие демократии, ограничение свободы творчества, признано необходимым искоренять. Что касается государственного управления, то поставлена задача ускорить формализацию и определение партийного мнения и рекомендаций по вопросам культуры; совершенствовать учреждения культуры, правовые документы, механизмы, политику, авторское право и другие соответствующие права с учетом международных стандартов и практики Вьетнама. В то же время подчеркнуто, что партийное руководство и государственное управление должны удовлетворять спрос на достижения науки, демократизацию и гуманизацию сферы культуры, что очень важно для культуры и развития человека. В документах съезда также сформулированы практические требования в области социального управления, в частности в области занятости, здравоохранения, социального обеспечения, коммунального обслуживания, охраны окружающей среды и изменения климата. На самом деле партия считает необходимым строить социальную политику, отталкиваясь от практических нужд людей, и направлять все действия в этой сфере на повышение их уровня жизни и безопасности. 5. Обновление политической мысли и политической системы параллельно с экономическими реформами Как длительный процесс социалистически ориентированного развития, «Дой мой» требует синхронизации обновления в экономической и политической сферах, включая модернизацию политической системы. Это не только требование к руководству партии, которая признала необходимость уделить политическому обновлению особое внимание, но и закономерная связь между обновлением и развитием во Вьетнаме. В качестве первоочередной задачи рассматривается реформирование и развития самой партии. Этим духом проникнуты документы XII съезда КПВ. Выделим новые подходы партии в этой области, имеющие теоретическое значение. • Прежде всего, демократия тесно связана с развитием верховенства закона. С точки зрения выполнения партией правящей роли существует органическая связь между демократией в партии и в обществе. Для утверждения демократии в обществе нужно, в первую очередь, продвигать демократию в партийной жизни. • Говорить о верховенстве закона - значит говорить о роли и эффективной власти закона. Закон - это не только инструмент, используемый государством для управления обществом, но и инструмент для контроля и наблюдения со стороны людей за властью, осуществляемой государством. Страна должна управляться на основе закона, что, в свою очередь, требует повышать стандарты моральных норм в обществе. В реальности эта концепция партии вытекает из идей Хо Ши Мина по вопросам законности и гуманизма. Партия четко определила механизмы распределения и координации работы государственной власти, в частности механизмы осуществления контроля над этой властью, механизмы координации действий по осуществлению органами местного самоуправления своих полномочий и надзора за ними. Признано важным активизировать взаимодействие Национального собрания, партии, Отечественного фронта, общественно-политических организаций и населения при проведении надзорной деятельности. • С тем чтобы достичь этого, в дополнение к совершенствованию государственного аппарата и структуры государственного управления, предлагается провести комплексную административную реформу. Только так можно создать демократическую, современную, профессиональную, динамичную, эффективную административную систему, осуществляя одновременно обновление судебной системы, чтобы сделать ее также чистой, сильной и демократической. • Работники сферы государственного управления призваны продолжить и усилить работу по управлению городским и сельским хозяйством, при этом обращая внимание на особенности местных форм и уровней управления в административной модели местного самоуправления в конкретных городах, сельской местности, прибрежных и островных территориях, а также в особых административных и экономических зонах. Большое значение партия придает повышению квалификации, профессионализма, моральных качеств и дисциплины государственных чиновников и гражданских служащих. Она призывает бороться против взяточничества, коррупции, расточительства, поощряет практику бережливости. В целях активизации демократических институтов, обновления государственного аппарата и улучшения качеств должностных лиц и государственных служащих, предложено обратить внимание на выполнение ряда требований, в том числе по совершенствованию правовых институтов, норм и задач по подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных служащих всех уровней. • Поставлена задача сделать партию чистой и сильной, повысить ее лидерство и боеспособность. Это играет важную и решающую роль в успешном выполнении политики обновления, особенно в политической и экономической областях. Данная задача - одна из 15 крупных задач, выдвинутых партийным съездом. Ее осознание характерно для новых теоретических подходов со стороны правящей партии и отражает преемственность резолюции 4-го пленума ЦК КПВ 11-го созыва по актуальным вопросам развития партии, консенсус мнений и план действий по этому поводу. Оценивая позитивные изменения и недостатки в партийном строительстве за последние пять лет, особенно в части выполнения резолюции 4-го пленума Центрального Комитета, Генеральный секретарь ЦК КПВ в своем Политическом докладе XII съезду следовал принципу «смотреть в глаза истине, говорить правду и принимать правильные решения», а именно: 1. Благодаря позитивным результатам партийного строительства, партия всегда твердо придерживалась своей политической программы, сохраняла свой научный и революционный характер, неизменно преследовала цели национальной независимости и социализма, а также политики «Дой мой». Поэтому она заслуживает того, чтобы быть правящей силой государства и общества17. 2. Вместе с тем в партийном строительстве сохранилось много недостатков. Прежде всего, не произошло прорывов в кадровой работе. Персональные назначения были наиболее неэффективными в течение длительного времени, но никаких конкретных критериев и научных мер по преодолению этих недостатков было предпринято не было. 3. Упомянутые выше недостатки и ограничения сделали партию не очень чистой и сильной, «снизили доверие чиновников, членов партии и народа к партии, государству и власти»18. Эта честная и мужественная самокритика, помогая повысить чувство ответственности и политическую волю к исправлению и развитию партии, названы ее первейшей задачей на предстоящее пятилетие. • Повышение теоретического сознания партии по вопросам ее развития отражено в Политическом докладе ЦК XII съезду и сводится к следующим положениям: - сделать акцент на нравственные аспекты партийного строительства, чтобы «сделать партию чистой и сильной в плане политики, идеологии, организации и морали». Предусмотрено постоянно поощрять и развивать работу по изучению и воплощению идей Хо Ши Мина, его моральных норм и образа жизни, чтобы они стали нормой для местных партийных органов, органов местного самоуправления и общественных организаций. Это тесно связано с борьбой против различных проявлений перерождения и разложения, бюрократии, коррупции, расточительности и индивидуализма; - уделить особое внимание культурному строительству в партийных органах, государственных институтах и политической системе в целом. Практика руководства, используемая в системе партийных органов, должна быть улучшена; методы работы, стиль и манера ведущих организаций партии, от центрального до местного звена, должны быть положительно обновлены. Важно утвердить научный и демократический стиль работы, что позволит членам партии и государственным чиновникам укрепить связь с народом. В то же время, они должны проявлять больше уважения к людям, полностью осознавать реальное положение, обеспечивать единство слова и дела; - развитие партийной теории и практики осуществлялось на XII съезде КПВ по следующим ключевым моментам: изменение стиля партийного руководства и управления; продолжение практического обобщения и обновления опыта партии, как и теоретического исследования ее правящей роли; уточнение целей, стиля, содержания, условий реализации властных полномочий, развития демократии в контексте монопольного правления, рисков, на которые правящая партия должна обратить внимание, чтобы надлежащим образом их нейтрализовать. Новые и глубокие вопросы, которые были впервые подняты на XII съезде, позволят ускорить теоретическую научно- исследовательскую деятельность в стране. Если Вьетнам преуспеет в их решении, это будет рассматриваться как прорыв в теории партии; - относительно партийного аппарата и политической системы в документах XII съезда впервые четко поставлена задача завершить формирование и строго применять механизмы контроля над властью, предотвращения злоупотреблений властью, пресечения нарушения законов и порядка. По институциональному обновлению (аппарата власти) партия приняла новые важные установки, в частности предложила в пилотном режиме провести объединение ряда партийных органов и государственных учреждений, которые осуществляют одинаковые функции и обязанности19. Конечно, не избежать трудностей в реализации данной установки. Тем не менее если ее удастся выполнить успешно, то это будет воспринято как большой успех в деле политического обновления, которого партия добивается в течение длительного процесса «Дой мой». Заключение Упомянутые в статье ключевые вопросы отражают развитие теоретической мысли партии, ее новые подходы, полно, всесторонне и систематизированно представленные в документах XII съезда. Обновление теоретической мысли правящей партии должно привнести энергичные и позитивные изменения в практическую деятельность партии, государства и народа. Большое внимание государственных чиновников, членов партии и граждан к партийным решениям обусловлено надеждой, что эти рациональные решения помогут Вьетнаму добиться успеха в деле обновления, развития и модернизации страны, создать новую динамику, новую веру и новые виды взаимодействия между партией и народом с целью обеспечения национальной независимости и достижения социализма под руководством Коммунистической партии. Перевод В.М. Мазырииа
×

About the authors

Chi Bao Hoang

Dr., Professor, member of the Cetral theoretical Board, Central Committee of the Communist Party of Vietnam

References

  1. Hoang Chi Bao. New Theoretical Awareness in the Documents of the 12th National Congress of the Communist Party of Vietnam // Vietnam Social Sciences. 2016. № 3 (173). P. 34-51.
  2. Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thu XI. Ha-noi: NXB Chinh tri Quoc gia, 2011. Tr. 62. (Материалы XI Съезда КПВ, Госполитиздат. Ханой, 2011. С. 62.)
  3. Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thu XII. Ha-noi: NXB Chinh tri Quoc gia, 2016. Tr. 25-27, 29, 62-65, 67-68, 191, 197, 203-204. (Материалы XII Съезда КПВ. ЦК КПВ. С. 25-27, 29, 62-65, 67-68, 191, 197, 203-204.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Hoang C.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies