Повышение качества экономического роста во Вьетнаме
- Авторы: Нгуен Н.Ш.1
-
Учреждения:
- Вьетнамский государственный экономический университет
- Выпуск: Том 5, № 1 (2021)
- Страницы: 52-78
- Раздел: Статьи
- URL: https://vietnamjournal.ru/2618-9453/article/view/87080
- DOI: https://doi.org/10.24411/2618-9453-2021-10003
- ID: 87080
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Спустя 35 лет с начала экономических реформ в 1986 г. Вьетнам стал одной из стран с самыми высокими показателями экономического роста в регионе и в мире. Однако эти показатели всё еще во многом зависят от ресурсоёмких факторов, при которых качество роста не принимается во внимание. Вьетнам вступил в новый период развития с 2021 по 2030 г. как страна, стремящаяся достичь среднего уровня доходов, и столкнулся с проблемой и повышения уровня, и преодоления ловушки среднего дохода. В статье использованы данные Главного статистического управления (GSO), согласно которым экономический рост Вьетнама в период обновления был очень высоким, но качество роста оставалось низким. Автор исходит из того, что Вьетнам, стремясь избежать ловушки среднего дохода, должен повысить качество роста.
Ключевые слова
Полный текст
Введение Вопреки тому факту, что за период 1991-2020 гг. Вьетнам достиг показателя среднего годового роста экономики на 6,92 % [GSO 2020с], показатели свидетельствуют об отставании по сравнению с другими странами региона, поскольку модель роста в переходный период в основном оставалась ресурсоёмкой, а это ведёт к низкой эффективности и низкому качеству роста. Чтобы сохранить долгосрочный быстрый рост в условиях Четвёртой промышленной революции и экспоненциальное развитие цифровой экономики, Вьетнаму необходимо добиться улучшения его качества за счет профессиональной подготовки специалистов, применения высоких технологий и повышения производительности труда. Рост вьетнамской экономики за 35 лет политики обновления основан на эффекте ее либерализации и повышения спроса других стран на вьетнамский экспорт. В настоящее время в ходе системного преобразования своей экономики и углубления международной интеграции Вьетнам должен создавать свои внутренние ценности, чтобы продолжить экономический рост и избежать скатывания в ловушку стран со средним уровнем дохода. Вьетнам достиг стадии развития, на которой достижение более высокого уровня дохода невозможно гарантировать без изменения процесса принятия решений. Цель статьи - проанализировать экономический рост Вьетнама, дать оценку его качеству и политическим решениям по улучшению этого качества. Обзор литературы Теоретически модель экономического роста отражает его посредством экономических переменных и связи между ними. Каждая модель делает упор на разные исходные данные, являющиеся ключевыми для роста. Модель Харрода-Домара [Harrod 1939, Domar 1946] всегда считает капитал критической детерминантой экономического роста, а Роберт Солоу [Solow 1956] полагает, что капитал играет решающую для роста роль лишь недолгое время, а в долгосрочной перспективе более важную роль будут играть технологические достижения. Кругман и Обстфельд [Krugman, Obstfeld 1991] единодушно утверждают, что развитые государства располагают для роста капиталом и технологическими преимуществами, тогда как развивающиеся страны - преимуществами в труде и ресурсах. Согласно Самуэлсону и Нордхаусу [Samuelson, Nordhaus 2001], экономический рост можно разделить на два типа: 1) ресурсоёмкий рост (основанный на наращивании вклада капитала и труда) и 2) всесторонний рост (основанный на повышении производительности). Лин [Lin 1994] и Штиглиц [Stiglitz 2005] пришли к выводу, что качество роста определяется следующими основными критериями: 1) высокая многофакторная производительность (TFP), гарантирующая поддержание долгосрочных темпов роста независимо от внешних колебаний; 2) экономическая эффективность и конкурентоспособность экономики; 3) устойчивое экологическое развитие; 4) наличие постоянно развивающихся демократических институтов, которые, в свою очередь, придают экономическому росту более высокие темпы; и 5) решение задачи улучшения благосостояния и искоренения нищеты. Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана ООН (ЭСКАТО) определяет пять ключевых факторов, влияющих на качество роста: 1) состояние окружающей среды, использование социальных и экономических преимуществ; 2) эффективность и производительность в использовании природных ресурсов, человеческого и производственного капитала; 3) структурные преобразования, поощряющие экономические и социальные ценности; 4) сбалансированность использования всех форм капитала; и 5) недостатки в экономическом, социальном и экологическом секторах [UN ESCAP 2013]. О.В. Масленников описывает новый подход к проблеме качества экономического роста как экономической категории, основанный на интеграции структурных, ресурсных, экологических, социальных и психологических категорий [Масленников 2016]. Согласно Г.О. Куранову, при истощении экстенсивных факторов качество экономического роста становится важнейшим критерием и условием для последовательного экономического развития и социального прогресса. Разнообразие и многомерность параметров качества роста говорит о необходимости рассматривать его в разных аспектах: как результат целевого развития и как предпосылку для нынешнего и будущего прогресса [Куранов 2019]. В.М. Мазырин доказывает, что за годы реформ Вьетнам достиг высоких темпов роста благодаря переходу от централизованного планирования и директивных методов управления к рыночной экономике, либерализации торговли и привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Этот рост способствовал развитию внешнеэкономической деятельности и возможности упрочить сотрудничество с Российской Федерацией [Мазырин 2013b]. В другой статье В.М. Мазырин анализирует понятие модернизации, которая проводится во Вьетнаме с середины 1990-х годов, её главные задачи, методы и стадии, влияние опыта новых индустриальных держав Восточной Азии. Учёный приходит к выводу, что, несмотря на успехи «догоняющего» развития Вьетнам всё ещё отстает от развитых стран региона и стремится ускорить процесс модернизации, изменив её характер, темпы и направления [Мазырин 2013a]. Во Вьетнаме изучению качества роста было уделено особое внимание в работах Чан Тхо Дат и Нгуен Ван Нама [Trần Thọ Đạt, Nguyễn Văn Nam 2003], Нгуен Тхи Ту Ань и Ле Суан Ба [Nguyễn Thị Tuệ Anh, Lê Xuân Bá 2005], Нгуен Ке Туана и Нго Тханг Лоя [Nguyễn Kế Tuấn, Ngô Thắng Lợi 2007], Нгуен Нгок Шона [Nguyễn Ngọc Sơn 2010]. Вьетнамские исследователи затронули вопросы качества экономического роста, включая теоретический анализ, оценочные критерии, а также дали ситуационный анализ качества роста во Вьетнаме. В целом можно считать, что улучшение качества роста зависит от повышения социально-экономической и экологической устойчивости и эффективности достижений целей роста [Nguyễn Kế Tuấn, Ngô Thắng Lợi 2007]. Согласно Национальному центру социально-экономической информации и прогнозов [NCIF 2020], хотя Вьетнам переживает активный экономический рост, он базируется на расширении импорта. В частности, поскольку из-за COVID-19 проводятся соответствующие ограничения, ресурсы для развития весьма ограничены. Поскольку экономический рост в СРВ стимулируется путем наращивания капитала и низкоквалифицированного труда, это не может продолжаться в течение долгого срока. Качество экономического роста можно рассматривать под узким или широким углом зрения. В первом случае качество - это внутренний атрибут процесса экономического роста, осуществление которого подтверждается показателями, отражающими эффективность достижения качества роста и способность сохранять его длительное время. Во втором случае при оценке качества экономического роста также учитываются его побочные эффекты: воздействие на реструктуризацию экономики; влияние новых доходов на искоренение нищеты, равенство и социальную справедливость, влияние роста на устойчивость природных ресурсов. В данной статье автор рассатривает качество роста под узким углом зрения и измеряет его посредством индикаторов эффективности роста, национальной конкурентоспособности, соотношения компонентов роста ВВП (капитал, труд и многофакторная производительность), а также хода реструктуризации экономики. Ситуационный анализ качества экономического роста во Вьетнаме Задача реструктуризации экономики впервые была поставлена на XI съезде партии (2011). Съезд призвал «обновить модель экономического роста и реструктурировать экономику, а именно перейти от ставки на количественный рост к рациональному развитию, сочетающему и количество, и качество, повышая качество и эффективность экономики, гарантируя быстрое и устойчивое развитие». Разъясняя решения съезда, 3-й пленум ЦК КПВ 11-го созыва обозначил три объекта реструктуризации: 1) национальных инвестиций с упором на государственные вложения; 2) финансовых рынков с упором на систему коммерческих банков и финансовых учреждений; 3) государственных предприятий с упором на создание государственных корпораций. 19 февраля 2013 г. премьер-министр издал постановление 339/QD-TTg, в целом одобряющее проект реструктуризации экономики, нацеленный на изменение модели экономического роста в направлении повышения эффективности и конкурентоспособности в период 2013-2020 гг. На основе оценки результатов, достигнутых на ранних стадиях экономических реформ (2011-2015), 4-й пленум ЦК 12-го созыва постановил продолжать обновление модели экономического роста. 1 ноября 2016 г. ЦК партии обнародовал Резолюцию № 05-NQ/TW, содержавшую ряд важных указаний и мер относительно продолжения обновления модели роста, улучшения его качества, повышения производительности труда и экономической конкурентоспособности. 8 ноября 2016 г. Национальное Собрание приняло Постановление № 24/2016/QH14 о плане реструктуризации экономики в период 2016-2020 гг. Темпы экономического роста Среднегодовой темп роста в период 1991-2020 гг. составил во Вьетнаме 6,92 % (рис. 1). Это относительно высокий показатель по сравнению со средними темпами роста в мире, несколько уступающий показателям Китая в тот же период. 30 лет показывая непрерывный экономический рост, Вьетнам превзошёл 23-летний рекорд Южной Кореи и занял второе место после Китая по продолжительности экономического роста. Однако темпы роста Вьетнама за весь период всё же были ниже, чем в Корее, Сингапуре и на Тайване (Китай) в период 1960-1990 гг. [Ohno 2009]. Рис. 1. Темпы роста ВВП и ВВП на душу населения Вьетнама (долл. США) Источник: GSO 2020a, 2020с На вьетнамскую экономику серьезно повлияла пандемия COVID-19, но в 2020 г. она продемонстрировала удивительную жизнеспособность по сравнению с экономиками многих других стран. Экономика Вьетнама испытала большие потрясения как в плане поставок, так и спроса. Рост ВВП снизился почти до 2,91 % по сравнению с докризисным прогнозом 6,5-7 % [NCIF 2020]. Задача роста, намеченная на период 2016-2020 гг., не была решена. Однако вьетнамская экономика продолжает оставаться жизнеспособной благодаря балансу мер по поддержке экономики и контроля над эпидемией. Экономический рост продолжает оставаться позитивным, и большинство макроэкономических и финансовых показателей находится под контролем. Благодаря темпам роста за последние несколько десятилетий ВВП на душу населения во Вьетнаме в 2020 г. достиг (по текущему курсу) порядка 2779 долл. США на душу населения [GSO 2020b]. С таким показателем Вьетнам оказался в нижней группе стран со средним уровнем дохода (LMIC). Однако этот уровень ниже других НИС: доход на душу населения в СРВ составляет лишь половину дохода Индонезии и Китая, треть дохода Таиланда, седьмую часть дохода Малайзии и двенадцатую - Сингапура. В 2008 г. во Вьетнаме начались дебаты по поводу ловушки среднего дохода. Тогда до неё было ещё далеко, поскольку страна только что достигла уровня дохода ниже среднего. Но сегодня эта ловушка совсем близка. Во Вьетнаме уже заметны многие проявления среднего уровня дохода [Ohno 2009] (рис. 2). Рис. 2. Рост ВВП в долл. США на душу населения в странах Азии Источник: [World Development Indicator 2019] Качество роста Эффекты экономического роста • Производительность труда Повышение производительности труда является ключевым элементом гарантии качества роста. Производительность труда во Вьетнаме в текущих ценах 2019 г. оценивается в 110,3 млн донгов (4766 долл.) на одного работника в год [GSO 2020a]. В период 2011-2019 гг. этот показатель показал значительный рост - 5,02% в год [MPD 2019]. Однако производительность труда во Вьетнаме остается очень низкой по сравнению с другими странами данного региона. При расчете по паритету покупательной способности (PPP) в ценах 2011 г. производительность труда во Вьетнаме в 2019 г. достигла 12017 долл., что составляет 8,6 % от показателя Сингапура, 23,6 % - Малайзии, 40,7 % - Таиланда, 57,3 % - Индонезии [MPD 2019]. Следует заметить, что разрыв в производительности труда между СРВ и другими странами продолжает увеличиваться (рис. 3). Рис. 3. Производительность труда во Вьетнаме и некоторых других странах (USD, PPP). Источник: https://www.conference- oard.org/data/economydatabase/index.cfm?id=27762 • Эффективность капиталовложений Высокую динамику экономики Вьетнама в последнее время связывают с резким ростом инвестиций, находящим отражение в непрерывном росте вклада капиталовложений в ВВП, с 18,1 % в 1990 г. до 42,43 % в 2010 г., и это соотношение было наивысшим (45,7 %) в 2007 г. [Nguyễn Ngọc Sơn 2010]. В 2011-2020 гг. данный показатель снизился, но остался на уровне 32,5 %. Это тоже высокий показатель по сравнению с некоторыми странами региона, он уступает только Китаю. О низкой эффективности капиталовложений во Вьетнаме более ясно свидетельствует высокий коэффициента капиталоемкости ВВП (ICOR): в 2001-2010 гг. он равнялся в среднем 5,75, что гораздо выше, чем в 1991-2000 гг., а в 2011-2019 гг. вырос уже до 6,2. Следует отметить, что ICOR во Вьетнаме гораздо выше, чем в отдельных новых индустриальных странах в стартовый период с 1961 по 1980 г.: на Тайване (2,7), в Корее (3,0) или в некоторых странах региона: Таиланде (4,1 с 1981 по 1995 г.) и Китае (4,0 в 1990-2006 гг.) [Nguyễn Ngọc Sơn 2010] (рис. 4). Низкая эффективность капиталовложений - это узкое место в экономическом росте Вьетнама. Рис. 4. Эффективность капиталовложений (ICOR) и темпы роста ВВП в СРВ Источник: GSO 2020a, 2020c Национальная конкурентоспособность Согласно рейтингу Всемирного экономического форума (WEF), по глобальной конкурентоспособности Вьетнам поднялся за 2018 г. на 67-е место среди 141 стран [WEF 2019], т.е. значительно улучшил свои позиции. Индекс глобальной конкурентоспособности СРВ (GCI), по данным 2019 г., рос быстрее всех в мировом масштабе. Будучи одной из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, показывающего высочайшую конкурентоспособность в мире, он претендует на ведущее место в гонке за улучшение этого показателя. Рейтинги и индекс конкурентоспособности Вьетнама непрерывно улучшались с 2012 по 2019 г. В Юго-Восточной Азии по конкурентоспособности Вьетнам опережает Филиппины, занимая 6-е место, но отстает от пяти других стран региона в мировом рейтинге: Сингапура (3-е место), Малайзии (23-е), Таиланда (32-е), Индонезии (36-е), Брунея (46-е) [WEF 2019]. Хотя конкурентоспособность Вьетнама улучшилась, разрыв по большинству показателей (индексов) Вьетнама по сравнению с другими странами весьма велик (рис. 5). Составляющие роста ВВП Вьетнама (по затратам) Структуру затрат на прирост ВВП отражает соотношение вклада капитала, труда и многофакторной производительности (TFP). Главный вклад в рост ВВП Вьетнама в период 2001-2010 гг. - 75,8 % - вносили преимущественно ресурсоёмкие факторы - капитал и труд, тогда как вклад TFP в экономический рост достигал всего 24,2 %. Рис. 5. Рейтинги конкурентоспособности Вьетнама по сравнению с рейтингами некоторых других стран АСЕАН. Источник: [WEF 2019] В 2011-2020 гг. этот показатель имел тенденцию к повышению. В 2016 г. вклад TFP в экономический рост составил около 21,53 %, в 2018 г. увеличился до 43,22 % и по оценкам конца 2020 г. вырос до 44,35 %. Несмотря на увеличение вклада TFP, расчитанного по структуре затрат, темпы экономического роста Вьетнама за последние годы продолжают зависеть от ресурсоёмких факторов роста (которые составляют более 50 %), из них важнейшей движущей силой остается капитал (табл. 1). Таблица 1. Вклад факторов роста в ВВП Год Вклад капитала Вклад труда Вклад факторной производительно-сти (TFP) Темпы роста TFP 2011 52,92 25,55 21,53 1,34 2012 56,61 24,31 19,08 1,00 2013 52,83 16,90 30,27 1,64 2014 49,41 10,88 39,71 2,38 2015 45,59 1,11 53,30 3,56 2016 50,86 8,46 40,68 2,53 2017 47,91 6,62 45.47 3,10 2018 46,18 8.62 45,20 3,20 2019 46,35 7,54 46,11 3,24 Предполагаемая оценка на 2020 г. 47,56 8,82 43,61 2,97 Предполагаемая оценка на 2011-2020 гг. 49,33 11.37 39,30 2,45 Предполагаемая оценка на 2016-2020 гг. 49,33 8,01 44,29 2,91 Источник: данные GSO; за 2019 и 2020 г. - оценка Вклад TFP вырос, но всё ещё низок по сравнению с другими странами региона и остается неустойчивым. Во многих странах ЮВА вклад фактора TFP в экономический рост составляет более 50% (в Корее около 55,5 %, Китае - около 52 %, Таиланде - около 53 %) [MPD 2019]. Экономическая реструктуризация В структуре экономики СРВ происходят сдвиги в нужном направлении, которые могут, по оценкам, достичь поставленных целей, но все же она остается устаревшей. Доля сельскохозяйственного производства в ВВП Вьетнама резко снизилась с 38,74 % в 1990 г. до 14,85 % в 2020 г., тогда как доля промышленности и строительства увеличилась с 22,67 до 33,72 %, а доля сферы услуг выросла с 38,59 до 41,63 % в 2020 г. (налоги принесли 9,8 %) [GSO 2020b]. По сравнению с Южной Кореей и Тайванем, которым понадобилось всего 20 лет, чтобы уменьшить долю сельскохозяйственного производства с 30 % до порядка 10 %, в СРВ этот показатель за 35 лет обновления снизился с 38,1 % до 13,63 % (рис. 6). Рис. 6. Экономическая структура Вьетнама с 1990 до 2020 г. Источник: данные GSO Причины проблем в экономическом росте Вьетнама Вышеуказанные недостатки качества экономического роста во Вьетнаме объясняются рядом причин: во-первых, мировая экономика последних десятилетий содержала много неопределенностей. Множество важных политических событий оказали сильное влияние на глобальное экономическое развитие; во-вторых, Вьетнам относится к тем странам, которые сильно пострадали от возрастающего влияния климатических изменений и распространения новых заболеваний; в-третьих, общая причина вышеуказанных недостатков заключается в несовершенстве рыночных институтов и мер, которое ведёт к невозможности получить максимальный результат от всей политической системы в плане управления и использования ресурсов экономики; в-четвертых, качество человеческих ресурсов, как правило, остаётся низким и не удовлетворяет требованиям рынка; в-пятых, наука и технология оказывают огромное влияние на результаты развития каждой отрасли промышленности и каждого экономического сектора; капиталовложения в науку и технологию во Вьетнаме продолжают оставаться очень низкими; в-шестых, открытость вьетнамской экономики велика и быстро растёт. Таким образом, она в высшей степени зависит от мировой экономики и политики и легко подвержена их изменениям; в-седьмых, хотя процесс реструктуризации идёт вперед, его результаты ещё не соответствуют ожиданиям. Реструктуризация продвигается медленно, и прорыв ещё не достигнут. Меры по повышению качества экономического роста во Вьетнаме Реформа модели экономического роста С середины 1990-х годов и по сей день рост подкреплялся множеством новых возможностей торговли, а также притоком капитала из-за рубежа, в основном в форме прямых иностранных инвестиций (FDI). Будущий рост должен быть подкреплён повышением профессиональной подготовки, а не дешёвым трудом, экспортом сырья и аутсорсингом. Во-первых, Вьетнаму необходимо изменить модель роста в направлении увеличения эффективности использования ресурсов, «зеленого» развития, охраны окружающей среды и перехода на 2-ю и 3-ю стадии процесса развития (рис. 7). Вьетнам может достичь высоких показателей, улучшая качество роста и повышая конкурентоспособность своей экономики. Во-вторых, Вьетнам должен перейти к промышленной модели, которая использует динамические сравнительные преимущества, основанные на доступных ему возможностях и преимуществах. Поэтому к 2030 г. страна должна освоить сравнительные преимущества высокого уровня и уделить особое внимание развитию высококвалифицированных человеческих ресурсов, сочетая трудоёмкую и капиталоёмкую технологии и развивая основные вспомогательные отрасли. Такими сравнительными преимуществами должны стать: 1) обширная квалифицированная рабочая сила и оптимальная возрастная структуре населения; 2) динамичное бизнес-сообщество; 3) глубокое участие в глобальных производственно-сбытовых цепочках; 4) внедрение нового поколения зон свободной торговли; 5) политическая стабильность и привлекательность для международных инвесторов. Ресурсопотребляющая экономика Экономика, основанная на производительном труде Инновационная экономика (I) (II) (III) Снижение себестоимости производства - Макро- и политическая стабильность Вьетнама - Эффективная инфраструктура - Минимизация нормативных расходов на бизнес Производительность, качество - Повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке - Открытость рынка во Вьетнаме - Современная инфраструктура - Меры стимулирования производительности - Развитие промышленных комплексов во Вьетнаме Уникальное значение - Современные методы - Современная система учебных заведений, научных и технологических институтов - Меры поощрения и развития творчества - Развитие и улучшение качества промышленного кластера Рис. 7. Стадии процесса экономического развития. Источник: Автор основывается на модели М. Портера • Реструктуризация экономики Вьетнам значительно изменился за 30 лет обновления благодаря высоким показателям роста и приблизился к достижению целей развития, поставленных в Декларации тысячелетия. Этот успех отчасти объясняется раскрепощением производительных сил, привлечением прямых иностранных инвестиций, расширением экспорта, региональной и глобальной интеграции. Чтобы создать предпосылки устойчивого роста в длительной перспективе, нужно реструктурировать экономику и создать новые стимулы роста, как в начале периода обновления. • Улучшить качество институтов Продолжение институциональной реформы и улучшение деловой среды - это ключевые, важнейшие факторы создания новой движущей силы экономического роста. Надо укрепить институты, основанные на рыночных механизмах, пересмотреть законы и стратегии, чтобы высвободить ресурсы с целью эффективной мобилизации их в рамках рыночной экономики социалистической ориентации; строго соблюдать принципы гласности и прозрачности в процессе управления, эксплуатации и использования ресурсов страны; развивать креативные способности и национальное управление, а также автономию и инновационный потенциал на уровне фирм; реформировать и улучшать качество стратегий социально-экономического рзвития и планирования на основе совершенствования аналитических возможностей, оценки и прогнозирования во всех сферах; обеспечить прозрачность, равенство и демократизацию социально-экономической жизни; лучше контролировать власти, развивая отчётность и общественную этику. Активизировать и строго применять меры по предотвращению действий, ведущих к авторитаризму и монополизму, развивать механизм ответственности, группового поощрения; покончить с коррупцией, укрепляя доверие инвесторов, деловых кругов и общества в целом. • Совершенствовать качество человеческих ресурсов Развитие человеческого капитала - самый важный фактор, гарантирующий долгосрочный экономический рост и искоренение нищеты. Поэтому надо применить следующие меры по повышению качества образования и профессиональной подготовки: - ключевое решение заключается в обновлении и совершенствовании государственного управленческого потенциала в области образования и профессиональной подготовки. Всесторонняя реформа образования ставит целью согласовать систему образования с требованиями экономического развития страны; - увеличить капиталовложения в образование из разных источников при росте инвестиций из государственного бюджета; в то же время продолжиать развитие социализации образования и построить самообучающееся общество; - поддерживать и ускорять цифровую трансформацию в деловом секторе посредством политических инициатив. Использовать преимущества Четвёртой промышленной революции для дальнейшего развития науки и технологий, инноваций и производительности труда. • Повышать эффективность использования капитала В целях экономического роста Вьетнам не только должен наращивать инвестиции, но и эффективно использовать капитал. Поэтому, с одной стороны, необходимо содействовать развитию способности к инвестированию среди населения и частного сектора, привлекать больше прямых иностранных инвестиций. С другой стороны, необходимо совершенствовать эффективность использования государственных инвестиций, не допускать неэффективных или спекулятивных инвестиций. Заключение За 35 лет с начала проведения экономических реформ Вьетнам достиг впечатляющих упехов в достижении как количественных, так и качественных показателей экономического роста. Однако качество и устойчивость таких достижений всё же заставляют задуматься. Опыт ведущих стран свидетельствует, что высокие темпы роста автоматически не ведут к созданию сильно процветающей экономики. Высокие темпы роста - это лишь предпосылка, но ее недостаточно. Чтобы устранить «узкие места» и не попасть в ловушку среднего уровня дохода, нужно обращать больше внимания на качественную сторону роста посредством проведения институциональных реформ, инвестирования в человеческий капитал, а также реструктуризации экономики. В 1991-2020 гг. Вьетнам достиг обнадёживающих результатов в экономическом развитии, но всё еще не реализовал полностью своего потенциала и в настоящее время сталкивается с множеством кратко- и долгосрочных качественных недостатков. Поэтому устранение «узких мест» как в количественном, так и в качественном росте является главным условием для Вьетнама, чтобы устранить отрыв в развитии от других стран в регионе и в мире.×
Об авторах
Нгок Шон Нгуен
Вьетнамский государственный экономический университет
Email: sonnn@neu.edu.vn
к.э.н., доцент, декан факультета планирования и развития, ORCID: 0000-0002-9904-8017
Список литературы
- Куранов Г.О. Об измерении качества экономического роста // Вопросы статистики. 2019. № 26 (7). С. 5-19.
- Мазырин В.М. Экономический рост Вьетнама и возможности расширения его сотрудничества с Россией // Вьетнамские исследования. Вып. 3. M.: ИДВ РАН, 2013. С. 45-64.
- Масленников O.В. Качество экономического роста: сущность, факторы, показатели // Вестник Воронежского государственного университета. 2016. № 3. С. 6-9.
- Domar Evsey. Capital Expansion, Rate of Growth, and Employment // Econometrica. 1946. No. 14 (2). P. 137-147.
- General Statistics Office of Vietnam (GSO). Statistical Yearbook of Vietnam 2019. Hanoi: Statistical Publishing House, 2020a.
- General Statistics Office of Vietnam (GSO). Press release on socio-economic situation in the 4th quarter and the year 2020. URL: https://www.gso.gov.vn/du-lieu-va-so-lieu-thong-ke/2020/12/bao-cao-tinh-hinh-kinh-te-xa-hoi-quy-iv-va-nam-2020-2/ (дата обращения: 27.12.2020b)
- General Statistics Office of Vietnam (GSO). Report on Evaluate the implementation of the economic targets of the 2011-2020 10-year strategy. Ministry of Planning and Development, 2020c.
- Harrod Roy F. An Essay in Dynamic Theory // The Economic Journal. 1939. No. 49 (193). P. 14-33.
- Krugman P., Obstfeld M. International Economics - Theory and Policy. Harper Collins Publisher, 1991.
- Lin S. Government spending and economic growth // Applied Economics. 1994. No. 26 (1). P. 83-94.
- Mazyrin V. Economic modernization in Vietnam: from industrialization to innovation stage // VNU Journal of Science: Economics and Business. 2013. Vol. 29, No. 2. P. 25-40.
- Ministry of Planning and Development (MPD). Labor productivity and key solutions to improving labor productivity in Vietnam. Report of workshop on “Improving National labor productivity”. Hanoi, August 2019.
- National Center for Socio-Economic Information and Forecast (NCIF). Vietnam’ economy in 2020 and Vietnam's economic prospects in 2021 and adjustments in the medium term 2021-2025. Hanoi, 2020.
- Nguyễn Kế Tuấn, Ngô Thắng Lợi. Kinh tế Việt Nam năm 2006 - Chất lượng tăng trưởng và hội nhập kinh tế quốc tế [Нгуен Ке Туан, Нго Тханг Лой. Вьетнамская экономика в 2006 году - качественный рост и международная экономическая интеграция]. Hà Nội: Nxb Đại học KTQD, 2007.
- Nguyễn Ngọc Sơn. Đổi mới mô hình tăng trưởng của Việt Nam sau khủng hoảng [Нгуен Нгок Шон. Обновление модели роста Вьетнама после кризиса] // Tạp chí Kinh tế và Phát triển. 2010. Số 155 (II). Tr. 11-15.
- Nguyễn Thị Tuệ Anh, Lê Xuân Bá. Chất lượng tăng trưởng kinh tế - Một số đánh giá ban đầu cho Việt Nam [Нгуен Тхи Ту Ань, Ле Суан Ба. Качество экономического роста - некоторые предварительные оценки для Вьетнама]. Hà Nội: Nxb thống kê, 2005.
- Nguyễn Văn Nam, Trần Thọ Đạt. Tốc độ và chất lượng tăng trưởng kinh tế Việt Nam [Чан Тхо Дат, Нгуен Ван Нам. Темпы и качество экономического роста Вьетнама]. Hà Nội: Nxb kinh tế Quốc dân, 2006.
- Ohno Kenichi. Avoiding the Middle-Income Trap: Renovating Industrial Policy Formulation in Vietnam // ASEAN Economic Bulletin. 2009. Vol. 26, No.1. Institute of Southeast Asian Studies. P. 25-43.
- Pincus Jonathan. Strengthening the Role of Government in Accelerating Economic Growth, 2021-2025. Presentation on Workshop “Vietnam's economy in the medium term 2021-2025: Recovery and growth accelerates” held by UNDP and NCIF on January 20th 2021.
- Porter M. The Competitive Advantage of Nations // Harvard Business Review. URL: https://hbr.org/1990/03/the-competitive-advantage-of-nations> (дата обращения: 10.07.2020).
- Samuelson P., Nordhaus W. Economics. McGraw-Hill Publisher, 2001.
- Solow R. A Contribution to the Theory of Economic Growth // The Quarterly Journal of Economics.1956. No. 70(1). P. 65.
- Stiglitz J., Rosengard J. Economics of The Public Sector. 4th ed. New York: Norton Company, 2015.
- Temple J. The New Growth Evidence // Journal of Economic Literature. 1999. No. 37(1).UN ESCAP. Shifting From Quantity To Quality: Growth With Equality, Efficiency, Sustainability And Dynamism. Greening of Economic Growth Series. Bangkok, 2013.
- World Bank. URL: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators (дата обращения: 12.07.2020).
- World Economic Forum (WEF). The Global competitiveness Report 2019. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019.pdf (дата обращения: 10.07.2020).
Дополнительные файлы
