Стратегия развития Вьетнама в документах XIII съезда КПВ

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен анализ стратегии развития Вьетнама в документах XIII cъезда КПВ, на котором решались логически связанные друг с другом вопросы: анализ угроз, разработка и утверждение стратегии их преодоления до 2045 г., а также выборы нового руководства. В настоящее время Ханой находится в ситуации «между молотом и наковальней», что для любой другой условной страны стало бы окончательным приговором, но современный Вьетнам существует в этой парадигме уже не первый десяток лет и поэтому продолжает динамично развиваться, жёстко и системно отстаивать свои интересы и строить амбициозные планы на будущее. Анализ комбинации сложившихся к настоящему времени угроз и возможностей позволяет современному Вьетнаму при сохранении политической стабильности планомерно наращивать свой экономический и оборонный потенциал и с оптимизмом смотреть в будущее.

Полный текст

Введение Данное исследование посвящено оперативному подведению основных итогов только что прошедшего XIII съезда КПВ. Цель статьи состоит в определении основных параметров стратегии развития Вьетнама в предстоящие годы на основе анализа документов съезда. Для этого автором отдельно рассматриваются три логически связанные друг с другом проблемы: 1) анализ существующих угроз СРВ, указанных в документах съезда; 2) разработка и утверждение стратегии их преодоления до 2045 г.; 3) выборы нового руководства КПВ и, соответственно, СРВ, которому, опираясь на выработанную на съезде стратегию, предстоит парировать эти угрозы и обеспечить стабильное развитие Вьетнама в последующие десятилетия. Проведённый анализ комбинации сложившихся к настоящему времени и указанных в документах съезда угроз, а также условий, при которых они могут быть нейтрализованы, показывает реалистичность принятой на съезде стратегии развития. В результате исследования сделаны выводы, в соответствии с которыми современный Вьетнам при сохранении политической стабильности имеет ресурсы для планомерного наращивания своего экономического и оборонного потенциала. При этом так и не решённая на XIII cъезде КПВ проблема прихода пятого поколения руководителей страны остаётся на будущее, и от её решения будет очень многое зависеть. Пока Вьетнам остаётся в формате той внешней и внутренней политики, которая проводилась до съезда и убедительно показала свою эффективность. Настоящая статья писалась во время проведения XIII съезда КПВ, который проходил под лозунгом Đoàn kết - Dân chủ - Kỷ cương - Sáng tạo - Phát triển («Сплочение - Демократия - Дисциплина - Креативность - Развитие»), поэтому солидные монографии и статьи в рецензируемых журналах по понятным причинам использовать не было возможности. В третьем десятилетии XXI в. наиболее быстро реагируют на важные события международной жизни электронные СМИ, которые публикуют экспертные комментарии практически в режиме реального времени. В данном контексте прежде всего следует упомянуть сайт XIII съезда КПВ (https://daihoidang.vn), на котором очень быстро публиковались партийные документы, тексты докладов, текущая информация о ходе съезда, инфографика, а также экспертные комментарии. Материалы размещались на вьетнамском и пяти иностранных языках: английском, французском, китайском, испанском и русском. Если данный порядок языков отражает приоритет важности подачи информации на иностранную аудиторию, то для российской стороны это не очень приятный сигнал. Среди иностранных электронных СМИ, которые дают информацию на вьетнамском языке, прежде всего хотелось бы отметить профессионализм и объективность российского информационного агентства Спутник (https://vn.sputniknews.com). Из западных информационных агентств, которые имеют развитую службу работы с вьетнамоязычной аудиторией, лидирует вьетнамская служба ВВС (https://www.bbc.com/vietnamese). Эта компания давно работает на информационном рынке, и материалы традиционно готовятся очень качественно, хотя также традиционно имеют легкий оппозиционный оттенок. Ни одно из указанных выше электронных СМИ не предоставляет пользователям статистики по количеству просмотров. Среди множества высказанных мнений и комментариев о ходе съезда и его последствиях большое количество интервью дал авторитетный австралийский эксперт Карл А. Тэйер. Наиболее полно его мнение выражено в публикации, размещённой на сайте Австралийского института по международным делам [Thayer: 04.02.2021]. Полагаю, что это первый научный обзор итогов съезда. В анализе ситуации во Вьетнаме даже самых компетентных и авторитетных западных экспертов время от времени применяются разного рода аналитические схемы вроде попыток деления руководства СРВ на фракции. Раньше был популярно деление вьетнамской политической элиты на прокитайские и просоветские группировки. Затем - на прокитайские и проамериканские. Теперь на Западе набирает популярность новый подход - делить членов политбюро и ЦК на партийное (party wing) и правительственное крыло (government wing) [Thayer: 04.02.2021]. Во всех указанных выше случаях у нас пока нет достоверных аргументов, подтверждающих наличие или отсутствие фракционности такого рода во вьетнамском руководстве, особенно с учётом того факта, что все члены и политбюро, и ЦК, и правительства в то же самое время являются членами КПВ. Многие аналитики накануне съезда высказывали предположение о том, что на нём будет избрано новое поколение руководителей КПВ. Так и должно было случиться строго по Уставу КПВ и возрастным ограничениям в 65 и 67 лет, установленным для высшего руководства СРВ. Однако на съезде было приято другое решение, и действующий генеральный секретарь Нгуен Фу Чонг в 76-летнем возрасте был практически единогласно переизбран на третий срок. Если во Вьетнаме и РФ это известие было воспринято спокойно, то в западных СМИ появились комментарии критического характера, в том числе и авторитетного эксперта Карла Тэйера [Thayer: 04.02.2021]. Однако, насколько нам известно, указывать на ещё более преклонный возраст занявшего 20 января пост президента США Джо Байдена (род. 20 ноября 1942 г.), который на полтора года старше Нгуен Фу Чонга (род. 14 апреля 1944 г.), среди западных политологов не принято. Новое Политбюро ЦК КПВ состоит из 18 членов, в числе которых, естественно, генеральный секретарь КПВ, президент, премьер-министр, председатель Национального собрания. Пока все остаются на своих местах, а Национальное собрание на очередном заседании, которое ожидается в апреле, утвердит кандидатуры на три остальные высшие должности СРВ. Поэтому комментировать параметры вьетнамской «большой четверки» сейчас представляется преждевременным. Угрозы и реакция на них В настоящее время Вьетнам в целом уверенно и стабильно развивается, однако сформировавшиеся к настоящему времени угрозы и вызовы безопасности страны требуют определённой ответной реакции. В данном контексте есть проблемы, которые имеют как внутриполитическое, так и внешнеполитическое измерение. Прежде всего, это территориальные споры в Южно-Китайском море, которые активно используются в политической борьбе как внутри страны, так и во внешней политике, что проявляется в попытках вовлечь Вьетнам в антикитайскую коалицию под эгидой США. Характеризуя стоящие перед страной угрозы, министр общественной безопасности генерал армии То Лам 27 января 2021 г. во время своего выступления на XIII съезде КПВ выделил три угрозы национальной безопасности [Tô Lâm: 28.01.2021]: - во-первых, «замыслы, подрывная деятельность, провоцирование беспорядков враждебными силами и реакционерами, [направленные на] свержение власти, с каждым днём становятся всё более коварными и опасными»; - во-вторых, «угроза территориальной целостности на островах в Южно-Китайском море, связанная с выстраиванием отношений с крупными странами и сохранением авторитета партии и режима в глазах народа, с каждым днём всё более возрастает»; - в-третьих, проблема «внутренней "самотрансформации" и "самоперерождения" [партийных кадров], вызывающая снижение доверия народа, обостряется». Рассматривая обозначенные генералом армии угрозы национальной безопасности, несложно заметить, что первая угроза связана с США, вторая с Китаем, а третья имеет настолько комплексный характер, что вполне может быть связана одновременно с обеими обозначенными выше державами. Поэтому Вьетнам с точки зрения безопасности находится в очень сложном положении, следовательно выполнять решения съезда и решать задачу обеспечения национальной безопасности придётся в условиях всё более обостряющегося геополитического соперничества между Пекином и Вашингтоном, которые в то же самое время являются основными партнёрами современного Вьетнама. Из этого следует, что Ханой находится в ситуации «между молотом и наковальней», что для любой другой условной страны стало бы окончательным приговором, но современный Вьетнам существует в этой парадигме уже не первый десяток лет и поэтому продолжает динамично развиваться, жёстко и системно отстаивать свои интересы и строить амбициозные планы на будущее. Анализируя выделенные угрозы, министр общественной безопасности отметил ещё одну особенность сложившегося положения: «Среди трёх указанных выше угроз угроза утраты внутренней политической безопасности, снижения доверия народа, ослабления боевых сил партии, нашего режима в корне, изнутри является самой опасной» [Tô Lâm: 28.01.2021]. В целом эти короткие цитаты из выступления самого компетентного и хорошо информированного во Вьетнаме эксперта в области национальной безопасности позволяют понять источник и направление основных угроз и объясняют столь высокое и вполне оправданное внимание решению проблемы коррупции и самоперерождения в высших эшелонах власти. В данном контексте весьма показательным примером можно считать количество лайков и дизлайков под полным видео выступления на съезде Генерального секретаря ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга (рис.1). С учётом того, что оригинальное выступление на вьетнамском языке транслировалось без перевода, его смотрели в подавляющем большинстве этнические вьетнамцы, как граждане страны, так и эмигранты. Соотношение лайков и дизлайков составляет 2,8 тыс. к 953 [Phát biểu của Tổng Bí thư: 02.02.2021], что очень близко к коэффициенту 2,9. С одной стороны, такое количество дизлайков не может свидетельствовать о настроениях в эмигрантской среде, которая активно используется западными партнерами в своих планах в отношении Вьетнама. С другой стороны, в настоящее время широко используются так называемые боты для накрутки показателей как «положительного» так и «отрицательного» характера с целью формирования общественного мнения по политически значимым вопросам. Следует также отметить, что Youtube в принципе не предоставляет статистики по времени и месту «оценки» размещённых на этой площадке роликов, поэтому сделать однозначный вывод о причине именно такого соотношения лайков и дизлайков не представляется возможным. Рис. 1. Скриншот. Источник [Phát biểu của Tổng Bí thư, 02.02.2021] Стратегия развития Секрет эффективности вьетнамской политической и экономической модели строится на использовании рациональных схем и форматов. Для неё совершенно не характерна советская болезнь слепого увлечения чистыми теориями и применения любой ценой, невзирая на последствия, рецептов из книжного марксизма или рыночного фундаментализма. Решения в Ханое принимаются исходя из их целесообразности. В историю прочно вошёл мудрый афоризм Дэн Сяопина: «Не важно, какого цвета кот - черного или белого: если он ловит мышей, то он хороший кот». Во Вьетнаме эффективно используют аналогичную стратегию. Нынешний курс является логическим продолжением и развитием политики обновления (Đổi mới). Строго научный подход к разработке стратегии экономических реформ с 1986 г. привёл к впечатляющим результатам. Секрет успеха вьетнамской модели модернизации состоит в диалектическом сочетании наиболее успешных элементов социалистической и капиталистической систем, которые позволяют гибко реагировать на вызовы, более быстро развиваться и эффективно защищать национальные интересы. Известно, что при ограниченных ресурсах правильно выработанная стратегия и жёсткость ее выполнения играют важнейшую роль, что и совершает партийная система, показавшая за прошедшие десятилетия впечатляющую способность к поиску грамотных ответов на внешние и внутренние вызовы, а также и к совершенно необходимому самоочищению. Так, было найдено сочетание плановых и рыночных механизмов в процессе формирования многоукладной экономики и сохранения в руках государства функции регулятора и рычагов управления, что очень важно при привлечении иностранных инвестиций и формировании экспортно-ориентированной экономики по примеру других стран Северо- и Юго-Восточной Азии. Необходимую пластичность системе управления КПВ и государства в целом придает идеология Хо Ши Мина, позволяющая руководству страны и партии не загонять себя в прокрустово ложе идеологической догматики и гибко реагировать на изменения как на внутреннем, так и на внешнем контуре. Именно гибкость при сохранении корней и истоков позволяет партии сохранять монопольно лидирующую и направляющую роль, сплачивая народные массы под своим руководством вот уже почти 90 лет. Неслучайно в современном Вьетнаме социализм понимается в духе следующего простого и понятного лозунга: Dân giàu, nước mạnh, dân chủ, công bằng, văn minh, что значит «Богатый народ, сильное государство, демократия, справедливость, цивилизация». Только что завершившийся XIII съезд КПВ показал, что у вьетнамского руководства есть продуманная долгосрочная стратегия развития страны. Это свидетельствует о системном подходе, при котором стратегия представляет собой не набор заранее подготовленных типовых решений стандартных проблем, а движение к стратегической цели на основе принятия наиболее эффективных мер в конкретных изменяющихся условиях для преодоления текущих препятствий. Именно поэтому в самых общих чертах стратегия современного Вьетнама определяется неформальным лозунгом Dĩ bất biến, ứng vạn biến («Опираться на неизменность, чтобы сопротивляться десяткам тысяч изменений»), что говорит о курсе на обеспечение стабильного развития Вьетнама в турбулентных и плохо прогнозируемых условиях современного мира. Особенность вьетнамского подхода к политическому планированию - сохранение внутреннего курса, несмотря на изменчивость внешней среды. Эта стратегия предполагает попытку заглянуть в будущее, чтобы активно формировать его в соответствии со своими планами, которые направлены на ускоренное развитие Вьетнама. Следует отметить, что современный Вьетнам является самой долго существующей социалистической страной современного мира, если считать с 1945 г., когда произошла Августовская революция и была провозглашена независимость страны. Данный проект оказался очень успешным, хотя с самого начала сталкивался с серьезными трудностями, преодоление которых заняло десятилетия. Однако за это время произошло формирование и закалка правящего класса, который в настоящее время при всей ограниченности ресурсов показывает высокую эффективность управления. Политическая стабильность во Вьетнаме особенно заметна на фоне нарастания турбулентности в мире и в регионе, протестов, демонстраций и столкновений с полицией в других странах, а также произошедшего первого февраля очередного военного переворота в Мьянме. Связь стратегии развития с поколениями руководителей Вьетнама Одним из основных вопросов съезда был кадровый, поскольку готовилось избрание следующего поколения руководителей страны. В целом можно выделить четыре поколения руководителей, которые за время своего нахождения у власти решили исторические задачи восстановления независимости, объединения страны и проведения успешных экономических реформ с целью модернизации Вьетнама (табл. 1). Таблица 1. Исторические задачи и решение их руководителями Вьетнама Руководители Поставленные и решённые задачи 1. Хо Ши Мин, Тон Дык Тханг, Фам Ван Донг, Во Нгуен Зяп Борьба с колониальным режимом и внутренней реакцией за захват власти, подготовка вооружённого восстания, проведение революции, провозглашение независимости, восстановление суверенитета, борьба за объединение страны. 2. Ле Зуан, Ле Дык Тхо, Во Ти Конг, Чыонг Тинь Объединение страны, «сшивание» и примирение страны в единый организм. (В регионе Восточной Азии только Вьетнам смог объединить страну в эпоху холодной войны.) 3. Нгуен Ван Линь, До Мыой, Во Ван Киет, Фан Ван Кхай Разработка и проведение политики обновления. Экономические реформы при сохранении политической системы, модернизация, региональная интеграция, развитие многоукладной экономики. 4. Чан Дык Лыонг, Нонг Дык Мань, Нгуен Минь Чиет, Чыонг Тан Шанг, Нгуен Фу Чонг Модернизация, индустриализация, цифровизация, борьба с коррупцией. По результатам голосования делегатов XIII съезда был избран генеральный секретарь ЦК КПВ Нгуен Фу Чонг, а также члены Политбюро ЦК КПВ. Это значит, что делегаты съезда поддержали нынешний курс и доверили ответственность за успешное выполнение намеченных планов развития государства в ближайшие годы именно этим государственным деятелям. Данное кадровое решение съезда говорит о том, что на ближайшие годы политику страны будет определять не пятое поколение руководителей, а действующий состав в обновлённой версии, который можно назвать поколением 4+. Данное решение съезда свидетельствует о преемственности власти и решимости продолжить реализацию тех программ, которые выполнялись до съезда и получили высокую оценку. Прежде всего, это касается обеспечения политической стабильности, продолжения курса на развитие экономики, эффективного противостояния коронавирусу, а также принципиальной борьбы с коррупцией. При этом подготовка следующего поколения руководителей не пущена на самотёк. Кадровая чистка открыла путь в управление новым кадрам. Из 200 членов нового состава ЦК 13-го созыва переизбрано 120 человек, а 80 избрано впервые. При этом произошло серьёзное омоложение кадров именно в этом звене. Им предстоит показать себя в решении конкретных дел, чтобы повысить свои шансы на продолжение карьеры в новом качестве, когда придёт время. Особой проблемой при смене поколений руководства является так называемый разрыв в ценностях, идеологической подготовке и взглядах на жизнь. В одних условиях это может стать вызовом стабильности системы, а в других - возможностью, которая открывает новые горизонты. При этом следует помнить, что приход к власти нового поколения отложен до следующего съезда и что нынешнее руководство, помня о судьбе СССР, уже сейчас активно работает в направлении подготовки достойной смены, о чём свидетельствует продолжение широкомасштабной антикоррупционной кампании как в партии, так и в стране в целом. Разумеется, при резком изменении внешних условий руководство может использовать иную тактику и стратегию достижения поставленных целей. Во Вьетнаме сложилась такая традиция, что при смене генсеков и даже поколений руководителей не происходит резких колебаний из одной крайности в другую и не видно признаков карго-культов в идеологии и политике. Как правило, мы видим трезвый реалистичный учёт собственных сил и условий выполнения задач. Именно выработанный и утверждённый на съезде курс и является определяющим в политике КПВ в современном Вьетнаме. В докладе генерального секретаря Нгуен Фу Чонга была зафиксирована ориентация на стратегические прорывы по следующим направлениям: 1) обновление мышления и создание институтов и ресурсов всестороннего устойчивого развития; 2) обновление модели модернизации и развитие высококачественных человеческих ресурсов; 3) управление социальным развитием и обеспечение социальной справедливости; 4) эффективное развитие международной деятельности и обеспечение строительства модернизированных вооруженных сил; 5) активное партийное строительство и повышение эффективности управления [Nguyễn Phú Trọng: 26.01.2021; Колотов: 29.10.2020]. В докладе Нгуен Фу Чонга также чётко сформулированы следующие амбициозные цели развития страны на период до 2045 г. В частности, определены показатели, которые необходимо выполнить к 2025, 2030 и 2045 г. Первый временной показатель имеет отношение к выполнению пятилетнего плана 2021-2025 гг. «К 2025 г. Вьетнам должен стать развивающейся страной с модернизирующейся промышленностью, выйти из нижней в среднюю группу группы стран со средним душевым доходом». Второй временной показатель связан со 100-летним юбилеем основания КПВ, которая была создана в 1930 г. «К 2030 г. Вьетнам должен стать развивающейся страной с современной промышленностью, войти в верхнюю группу стран со средним душевым доходом». Третий временной показатель связан со 100-летим юбилеем Августовской революции и провозглашением независимости. «К 2045 г. Вьетнам должен стать развитой страной с высоким уровнем доходов населения» [Nguyễn Phú Trọng: 26.01.2021]. Стратегическая цель - добиться превращения Вьетнама в развитую страну социалистической ориентации с рыночной экономикой. По сути, речь идёт о развитии многоукладной экономики с сохранением рычагов управления в руках государства. Новый состав ЦК и Политбюро должен в течение предстоящих пяти лет попытаться без потерь выстроить комфортный баланс между Пекином и Вашингтоном, для чего требуется безусловное обеспечение следующих условий: 1) политическая стабильность внутри страны; 2) сохранение высоких темпов экономического роста; 3) очень точный учёт баланса сил в региональной и глобальной политике. Для сохранения стабильности системы в целом требуется одновременное выполнение всех трех условий. Кадровые решения и борьба с коррупцией Прошедший съезд определил новый состав руководителей Вьетнама, прежде всего генерального секретаря, премьер-министра, президента и председателя Национального собрания. Во вьетнамской иерархии наиболее влиятельными считаются посты генерального секретаря и премьер-министра. В результате проведённого на съезде голосования делегаты практически единодушно предложили Нгуен Фу Чонгу сохранить первый партийный пост, хотя он просил освободить его по состоянию здоровья. Сохранение у власти возрастных политиков - общая черта современного мира, мы видим это на примере США и КНР. Однако в истории современного Вьетнама, начиная с 1980-х годов сложилась практика регулярного обновления высших эшелонов власти. На этом съезде она была реализована лишь частично, и для этого есть объективные причины. В центре внимания партии между XII и XIII съездами оказалась борьба с системной коррупцией в партгосаппарате без запретных зон. Эта борьба идёт, невзирая на лица и страну, куда бегут коррупционеры под видом политических беженцев. В данном контексте весьма показателен пример беглого «эффективного менеджера» Чинь Суан Тханя, который был возвращён в страну и осуждён. В этих условиях на первый план выходят представители силовых органов, которые традиционно выполняют функции «щита и меча» КПВ, а также Центральная контрольная комиссия. На съезде, характеризуя параметры проведения антикоррупционной кампании, Нгуен Фу Чонг рассказал о вопиющем случае, когда в такую комиссию явился коррупционер с чемоданом денег, собираясь дать взятку и таким образом пройти проверку партийных органов [Duy Thành, Xuân Trường: 01.02.2021]. Нынешний генеральный секретарь КПВ Нгуен Фу Чонг вошёл в историю с антикоррупционной программой Đốt lò («Раскаленная печь») по очистке руководства от скомпрометированных элементов. Эта кампания сыграла важную роль в процессе самоочищения партии. Накануне съезда прошли серьезные кадровые перестановки на центральном и региональном уровнях. По озвученным накануне съезда данным, с начала 2016 до осени 2019 г. ЦК, Политбюро, Секретариат, Центральная контрольная комиссия подвергла дисциплинарным взысканиям более 70 высокопоставленных кадровых работников, в том числе: • один член Политбюро; • четыре члена ЦК 12 созыва; • 14 экс-членов ЦК; • один вице-премьер; • пять министров и экс-министров; • два секретаря обкома; • пять экс-секретарей обкомов; • 17 генералов [Nguyễn Hoàng: 12.10.2019]. По результатам проверок накануне съезда прошёл масштабный процесс замены руководителей основных городов и провинций, а также секретарей парткомов, и выбранные среди проверенных товарищей делегаты съезда стали своеобразным заслоном на пути стремившихся к власти коррупционеров и перерожденцев. У КПВ здесь есть свое ноу-хау по важной проблеме, которая была сформулирована еще в первой половине XIX в. великим вьетнамским поэтом Нгуен Зу в поэме «Стенания истерзанной души»: «Талант и мораль ненавидят друг друга». В науке об управлении более ста лет спустя Хо Ши Мин решил вопрос отбора кадров следующим образом: продвигать наверх только тех, у кого есть не только талант, но и мораль. Именно поэтому накануне съезда генеральный секретарь Нгуен Фу Чонг обратил особое внимание на учение о революционной морали как основу борьбы с системной коррупцией [Nguyen Phu Trong: 03.12.2020]. Озвученные на XIII съезде КПВ планы развития страны впечатляют, и по опыту хорошо известно, что этот съезд по традиции обещает стать важным историческим событием, которое окажет решающее воздействие на стратегию развития страны. Решения съездов КПВ, как правило, выполняются. Этой традиции уже 90 лет. За время, прошедшее после образования КПИК, последовательно решались задачи прихода к власти в ходе возглавляемой КПИК революции, восстановления независимости, объединения страны, обеспечения устойчивого развития государства в условиях распада мировой социалистической системы. В Юго-Восточной Азии после дезинтеграции СССР в отличие от постсоветского пространства начались процессы региональной интеграции, которые привели к созданию Сообщества АСЕАН, где Вьетнам, выполняющий в 2021 г. функции председателя этой влиятельной региональной организации, пользуется высоким авторитетом и играет очень важную конструктивную роль. Успешная реализация программы реформ и уверенное движение по пути всесторонней модернизации повысили международный авторитет Вьетнама. Все эти задачи были выполнены, и на этой основе создан надежный фундамент для дальнейшего развития страны. Заключение Анализ текущей международной обстановки показывает нарастающий уровень напряжённости и непредсказуемость поведения основных акторов. В этих условиях Вьетнам сталкивается с серьёзными проблемами политического, природного и техногенного характера, среди которых следует особо отметить территориальные споры, эпидемии, изменение климата, стихийные бедствия, коррупцию и контролируемое извне перерождение некоторых высокопоставленных кадров. В документах съезда сделан упор на инициативное предотвращение на ранней стадии рисков возникновения войн и вооруженных столкновений, а также пресечение подрывных замыслов и деструктивных действий враждебных сил. Основная задача состоит в обеспечении безопасности страны при любом сценарии развития военно-политической обстановки. Анализ комбинации сложившихся к настоящему времени возможностей и угроз позволяет современному Вьетнаму при сохранении политической стабильности планомерно наращивать свой экономический и оборонный потенциал и с оптимизмом смотреть в будущее. Руководство Вьетнама выработало ориентированную в будущее стратегию развития, которая позволяет обходить стороной или существенно снижать текущие риски от внешне- и внутриполитических осложнений. Предшественники с честью справились с решением тех проблем, с которыми столкнулась страна в те годы, а нынешние задачи не менее амбициозны. Ресурсов у современного Вьетнама много больше, чем было раньше. Основной вопрос заключается в подборе кадров и эффективности их управления. Его правильное решение повышает шансы на укрепление чистоты рядов и успешное выполнение решений съезда.
×

Об авторах

В. Н Колотов

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: v.kolotov@spbu.ru
д.и.н., профессор, зав. кафедрой истории стран Дальнего Востока Восточного факультета, ORCID: 0000-0002-1810-4348

Список литературы

  1. Колотов В.Н. Вьетнам успешно совмещает социализм и капитализм. URL: http://realtribune.ru/news/world/5345 (дата обращения: 29.10.2020).
  2. Нгуен Фу Чонг. Революционная мораль - самая важная вещь. URL: https://ru-daihoi13.dangcongsan.vn/dokumenti-sezda/revolyucionnaya-moral-samaya-vazhnaya-vesch-809 (дата обращения: 3.12.2020).
  3. Duy Thành, Xuân Trường. Tổng Bí thư: Có người hối lộ mang vali tiền đến biếu xén nhưng bị lập biên bản [Зюи Тхань, Суан Чыонг. Генеральный секретарь: Был человек, который принес чемодан денег, чтобы дать взятку, но был составлен протокол]. URL: https://vtc.vn/tong-bi-thu-co-nguoi-hoi-lo-mang-vali-tien-den-bieu-xen-nhung-bi-lap-bien-ban-ar593975.html (дата обращения: 01.02.2021).
  4. Nguyễn Hoàng. Thi hành kỷ luật hơn 70 cán bộ cao cấp thuộc diện Trung ương quản lý [Нгуен Хоанг. К дисциплинарной ответственности привлечено более 70 высокопоставленных чиновников центрального аппарата]. URL: http://baochinhphu.vn/Nhan-su/Thi-hanh-ky-luat-hon-70-can-bo-cao-cap-thuoc-dien-Trung-uong-quan-ly/377212.vgp (дата обращения: 12.10.2019).
  5. Nguyễn Phú Trọng. Toàn văn phát biểu của Tổng bí thư, chủ tịch nước Nguyễn Phú Trọng [Нгуен Фу Чонга. Полный текст выступления генерального секретаря и президента Нгуен Фу Чонга]. URL: https://daihoi13.dangcongsan.vn/tin-moi/toan-van-phat-bieu-cua-tong-bi-thu-chu-tich-nuoc-nguyen-phu-trong-4013 (дата обращения: 26.01.2021).
  6. Phát biểu của Tổng Bí thư, Chủ tịch nước Nguyễn Phú Trọng tại khai mạc Đại hội Đảng XIII | VTC Now [Выступление генерального секретаря, президента Нгуен Фу Чонга на открытии XIII Съезда Партии]. URL: https://youtu.be/SO-5bS1yXDY (дата обращения: 02.02.2021).
  7. Thayer, Carlile A. Vietnam’s 13th National Party Congress: Exceptional and Unprecedented. URL: https://www.internationalaffairs.org.au/australianoutlook/vietnams-thirteenth-national-party-congress-exceptional-and-unprecedented/ (дата обращения: 04.02.2021).
  8. Tô Lâm. Tham luận của Đoàn đại biểu Đảng bộ Công an Trung ương [То Лам. Речь делегации представителей центральной партийной организации общественной безопасности]. URL: https://nhandan.com.vn/tin-tuc-su-kien/tham-luan-cua-doan-dai-bieu-dang-bo-cong-an-trung-uong-633141/ (дата обращения: 28.01.2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Колотов В.Н., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах