Polozhenie v finansovoy sfere V'etnama v sravnenii so stranami Vostochnoy Azii posle mirovogo krizisa


Cite item

Full Text

Abstract

A very informative article about the situation in the financial sector of Vietnam was presented by Dr. M.Trigubenko, Head of the sector of the East and South-East Asia of the RAS Institute of Economics. In her opinion, Vietnam still has not extricated itself from the consequences of the global financial crisis. However in general, she evaluates the current financial condition of the country as not a serious issue for concern: the budget deficit doesn't grow, the industry, agriculture, foreign economic relations maintain positive growth.

Full Text

Прошло пять лет с начала мирового финансового кризиса, последствия которого Вьетнам до сих пор не преодолел. В экономике есть проблемы, вызванные высокой инфляцией, снижением экономической активности. Безусловно, влияет рецессия, которая охватила, в первую очередь, ЕС, а также медленное восстановление экономик США, Японии, с которыми Вьетнам имеет крупные инвестиционные проекты и большие объемы торговли товарами и услугами. Сравнив основные макроэкономические показатели СРВ с развитыми странами АСЕАН и Китаем за 2006-2010 гг., видим, что она им проигрывает (табл. I)1. Среднегодовой рост ВВП в 2005-2010 гг. составлял в СРВ 7%, в Китае - 11,2%, в АСЕАН - 5,2%. Рост инфляции достигал в СРВ 10,9%,вАСЕАН -6,1%,вКитае -3%. Дефицит госбюджета был равен в СРВ 5,6%,вАСЕАН-1,8%,вКНР-0,9%. Отрицательное сальдо платёжного баланса составило в СРВ 6,8% ВВП, в АСЕАН и Китае сальдо было положительным: 6,6% в АСЕАН и 7,6% - в Китае. Многие финансовые проблемы во Вьетнаме связаны со слишком большим вмешательством государства в экономику. 130 Раздел второй. Социально-экономическое развитие СРВ Таблица 1. Усредненная динамика макропоказателей Вьетнама в сравнении со странами АСЕАН и КНР в период 2006-2010 гг.,% Вьетнам 2005-2010 АСЕАН Китай Индонезия Малайзия Филиппины Таиланд Рост ВВП 7,0 5,2 11,2 5,7 4,5 5,2 3,6 Рост инфляции 10,9 6,1 3,0 7,8 2,7 5,0 2,9 % к ВВП: Дефицит бюджета -5,6 -1,8 -0,9 -0,9 -4,8 -1,9 -1,6 Доходы бюджета 28,2 17,9 19,4 17,6 21,8 15,0 18,0 Расходы бюджета 33,8 19,7 20,3 18,4 26,6 16,9 19,6 Госдолг 47,8 - 17,2 29,2 46,3 55,5 40,9 Денежный оборот М2 31,1 - 20,8 15,5 11,5 12,9 8,3 Платёжный баланс -6,8 6,6 7,6 1,6 16,0 4,2 4,2 Источник: Vietnam Economic Review. 2012. № 1. P. 4. В кризисные годы это было необходимо, но после преодоления финансового кризиса государство должно ослабить свою роль. К этому, например, призывает новое высшее китайское руководство в 2013 г. после XVIII съезда Компартии Китая. Обозначим главные проблемы в экономике и финансах Вьетнама. Первая проблема - снижение темпов роста. Экономическая динамика в кризисные годы сохранилась, но имела тенденцию к снижению: в 2010 г. - 6,78%, в 2011 г. - 5,8%, в 2012 г. - 5,03 %. Ведущие экономисты предвидели, что в 2013 г. вьетнамская экономика продолжит сталкиваться с серьёзными трудностями. В частности, они видели угрозу нового скачка инфляции, торможения роста ВВП2. Вторая проблема - высокий уровень инфляции. Высокий уровень инфляции во Вьетнаме зависит от многих причин, среди которых немалую роль играют колебания курса Раздел второй. Социально-экономическое развитие СРВ 131 донга к доллару США. Сохраняется двухуровневая структура рынка иностранной валюты: есть как официальный, так и неофициальный (USD «black market») рынки, на которых обмен совершается по разным курсам, причём на чёрном долларовом рынке курс более высокий, чем официальный, устанавливаемый Госбанком. За шесть лет (2005-2010 гг.) курс вырос с 15 800 VND/USD до 19 495 VND/USD, тогда как в других странах Юго-Восточной Азии сохранялась стабильная ставка обменного курса национальной валюты или наблюдалась понижательная его тенденция (табл. 2). Таблица 2. Изменение валютных курсов стран АСЕАН и Вьетнама за 2005-2010 гг. Годы 2005 2010 Вьетнам, донг/долл. 15 800 19 495 Сингапур, сі/інг. дол/долл. 1,7 1,4 Таиланд, бат/долл. 40,2 31,7 Филиппины, песо/долл. 55,1 45,1 Малайзия, ринггит/долл. 3,8 3,2 Индонезия, рупия/долл. 9704,7 9090,4 Источник: Statistical Yearbook 2010. Hanoi, 2011. P. 237. Бороться с высокой инфляцией вьетнамское государство пытается с помощью регулирования учётной процентной ставки. Так, например, для увеличения объёма долларовых накоплений Госбанк устанавливает более высокую процентную ставку по вкладам в долларах США. В первой половине 2011 г. учётная ставка по вкладам в долларах США повысилась с 20 до 24%, но ставка в донгах снизилась с 6 до 3%. Это стало ответной мерой на быстрое увеличение денежной массы М2 в обороте - на 31,1 % за год. 132 Раздел второй. Социально-экономическое развитие СРВ На рост инфляции оказало влияние повышение заработной платы, рост цен на услуги ЖКХ, повышение цены на газ, электроэнергию, бензин, а также рост рыночных цен на основные продукты питания. Последнее произошло из-за слабого регулирования со стороны государства продовольственного рынка, а также деятельности аграрных торговых фирм, закупающих сель-хозтовары напрямую у вьетнамских фермеров3. Несмотря на жёсткость принятых мер, темпы годовой инфляции в СРВ выше, чем в других странах ЮВА и Китае. Согласно официальным данным (табл. 3), самые высокие показатели роста инфляции во Вьетнаме имели место в 2008 и 2011 гг. Динамика инфляции в 2007 г. - 8,3%, 2008 г. - 23, 2009 г. - 6,9, 2010 г. - 9,2, 2011 г. - 18,13%. В АСЕАН и АТР после рос- Таблица 3. Динамика роста годовой инфляции в азиатских странах в 2005-2011 гг.,% Годы 2007 2008 2009 2010 2011 (оценка) Китай 4,8 5,9 -0,7 3,3 4,6 Индонезия 6,4 9,8 4,8 5,1 6,3 Малайзия 2,0 5,5 0,6 1,7 3,0 Филиппины 2,8 9,3 3,2 3,8 4,9 Сингапур 2,1 6,6 0,6 2,8 3,2 Таиланд 2,2 5,4 -0,9 3,2 3,5 Лаос 4,5 7,6 0,0 0,6 6,5 Камбоджа 7,7 25,0 -0,7 4,0 5,5 АСЕАН 3,9 8,6 2,5 4,0 5,1 АТР 4,4 6,9 1,2 4,4 5,4 Вьетнам 8,3 23,0 6,9 9,2 18,13 Источник: ASEAN Development Outlook 2011 (4/2011); URL: www.cafef.vn Раздел второй. Социально-экономическое развитие СРВ 133 та инфляции в 2008 г. на 8,6% и в 2009 г. на 6,9% она резко пошла вниз до 2,5 и 1,2% соответственно. В 2011 г. инфляция (по оценке) вновь повысилась: в АСЕАН до 5,1%, в АТР - до 5,4%. Из этого можно сделать вывод, что в странах Восточной Азии, включая Китай, проблема инфляции до сих пор не потеряла своей актуальности. В борьбе с теневой экономикой госбанк ограничивает использование наличных расчётов по крупным финансовым операциям. Данный шаг направлен, в первую очередь, на подрыв теневой экономики за счёт обеспечения большей прозрачности денежных потоков при взаимных расчётах за товары и услуги между потребителями и поставщиками. Ограничение наличных платежей также будет способствовать борьбе с уклонением от налогов и отмыванием денег. Эти меры по наличным расчётам коснулись в СРВ как частных, так и юридических лиц. Наличными средствами всем им запрещено оплачивать приобретение недвижимости, ценных бумаг и акций фондового рынка, автотранспортных средств, а также предметов роскоши. Ещё одной новацией стало использование электронной коммерции. Платежи при помощи электронных денег и пластиковых карт пока не пользуются во Вьетнаме большой популярностью, поскольку, согласно данным Госбанка СРВ, подавляющее большинство из более чем 50 млн местных обладателей кредитных и дебитных карт применяют их исключительно для снятия наличных средств в банкоматах4. Третья проблема - переход к новой модели роста. Экономический рост во Вьетнаме стимулируют огромные инвестиционные ресурсы, создаваемые в трёх макроэкономических укладах. Доля частных инвестиций выросла в 2010 г. до 37,1% ВВП, прямых иностранных инвестиций, наоборот, снизилась до 18,8% ввиду кризиса5. Крупные инвестиционные вложения по-преж-нему осуществляются в госсекторе: его доля в ВВП в 2010 г. составляла 44,1%. Выделение инвестиций происходит из средств госбюджета (от 40 до 65%). Низкая эффективность работы госпредприятий - второго инвестиционного ресурса - и плохая собираемость налогов и таможенных сборов сокращают доход 134 Раздел второй. Социально-экономическое развитие СРВ ную часть бюджета и вызывают необходимость секвестирования статей расходной части госбюджета, включая расходы на социальную сферу - науку, образование, здравоохранение6. Вьетнам пока не в состоянии сменить экспортоориентированную модель роста, поддерживаемую инвестиционной накачкой, на модель потребления. Этому препятствует как неразвитость внутреннего рынка, так и низкая покупательская способность значительной части населения. Поэтому СРВ также заинтересована в сохранении третьего крупного источника инвестиций, а именно ссудного капитала от донорского сообщества на развитие инфраструктуры и на снижение порога бедности в отсталых районах страны. Четвёртая проблема - это проблема долгов, внутренних и внешних. Крупные заимствования на индустриализацию и модернизацию привели к росту внешнего и суверенного долга. Удельный вес госдолга в ВВП Вьетнама в 2006 г. составлял 32,5 %, доля суверенного долга - 31,4%. В 2011 г. они выросли до 57,8 и 44,5% соответственно. В расчёте на душу населения госдолг за 2006-2011 гг. вырос со 144 до 600 долл. за счет высоких среднегодовых темпов роста внешних заимствований - 18%. На погашение внешнего долга приходится тратить не менее 16% расходной части госбюджета в год. Внешняя задолженность превысила объём валютных резервов7, но пока серьезно не угрожает экономической безопасности. Пятая проблема - уровень конкурентоспособности экономики Вьетнама. Согласно докладу Всемирного экономического форума о глобальной конкуренции, Вьетнам занимал в 2011 г. 65-е место среди 162 стран мира. Низкий уровень конкурентоспособности обусловлен в СРВ следующими индикаторами: высокой инфляцией, ростом бюджетного дефицита, низким качеством образования, увеличением административных расходов. Другие страны - члены АСЕАН в 2011 г. имели по уровню конкурентоспособности экономики более высокие места в мировом рейтинге, в том числе Сингапур занимал 2-е место, Малайзия - 21-е, Бруней - 28-е, Индонезия - 46-е место. На конкурентоспособность страны оказывает влияние просроченная задолженность вьетнамских коммерческих банков, Раздел второй. Социально-экономическое развитие СРВ 135 среди которых лидирует так называемая группа 5, на долю которой приходилось в 2011 г. 47% всей банковской кредитной задолженности. Понижается конкурентоспособность и ухудшаются финансовые показатели совместных компаний, хотя банки обслуживают в большей степени именно их долларовые вклады. Так, например, к концу 2011 г. процентная ставка долларовых вкладов несколько снизилась - до 23,4%, но, несмотря на это, годовая прибыль совместных с иностранным капиталом предприятий выросла незначительно - на 4,45%. Шестая проблема - сохранение низкой ликвидности акционерных банков. По данным Госбанка, доля так называемых слабых (weak) банков в 2011 г. составляла 5% от общего количества финансовых институтов страны8. Седьмая проблема - слабость рынков. В кризисный период Госбанк СРВ испытывает трудности по управлению рынками, включая фондовый рынок, рынок золота и рынок недвижимости. Снижение спроса на рынке недвижимости вызвано как высокой ценой на приобретение жилья или офиса, так и высокой процентной ставкой по кредитам в донгах, что вызвало кризис продаж. Многие строительные фирмы разорились или перепрофилировались на иные виды деятельности. Рынок жилья спонсируется государством в счёт так называемых непроизводственных кредитов, а по состоянию на конец 2011 г. объём выдачи непроизводственных кредитов понизился и составил не более 16% всей суммы выданных банками кредитов. Госбанк СРВ постановлением от 14 ноября 2011 г. вычеркнул из списка своих заёмщиков все строительные фирмы, занимающиеся продажей или арендой помещений, а также строительные компании, работающие в СЭЗ. В период рецессии не смог восстановиться и рынок ценных бумаг. Сформировавшись к 2007 г., фондовый рынок, работавший на двух площадках в Ханое и Хошимине, быстро набирал обороты. В 2011 г. оборот ценных бумаг фондового рынка сократился в 50 раз к уровню продаж 2007 г. В ноябре 2011 г. на фондовой бирже работало 105 мелких компаний, оборот ценных 136 Раздел второй. Социально-экономическое развитие СРВ бумаг был незначительным, со средней ценой одной акции 600-700 VND/stock. Обладая запасами золота, Вьетнам стал одним из крупных игроков по продаже этого драгметалла на мировом рынке, но там сохраняются резкие колебания его цены. За один день 9 августа 2011 г. цена на одну унцию золота во Вьетнаме изменялась 42 раза. Квотирование объёма продаж на вьетнамском рынке золота со стороны Госбанка влияет на ценовую политику. Спрос на покупку золота выше предложения, цена на золото выше мировой. В 2011-2012 гг. усилился ажиотаж среди населения и компаний по покупке золота в больших количествах. На его цену влияет неустойчивость курса доллара на рынке forest, а также разница курсов на двух валютных рынках. На заседании правительства 27 мая 2012 г. премьер-министр Нгуен Тан Зунг в числе неотложных мер в экономике назвал следующие: • недопущение в 2012 г. скачка инфляции, как это случилось в 2011 г.; • усиление контроля над ростом внешнего долга. За пять месяцев 2012 г. он вырос на 15-17%; • выделение кредитов преимущественно банкам, испытывающим дефицит денег на цели обслуживания отраслей реальной экономики, в первую очередь сельского хозяйства и лёгкой промышленности, работающих на местный рынок и, следовательно, способствующих переходу на новую модель роста; • ослабление денежно-кредитной политики, снижение процентных ставок по кредитам в координации со снижением темпа роста инфляции9. В 2013 г. перед Вьетнамом стояли две главные задачи: обеспечить рост ВВП на 5,5% и удержать инфляцию ниже 8% в годовом исчислении. Анализ проблем в финансовой системе СРВ показывает, что в целом финансовое положение страны в этот период не вызывает опасений по возобновлению кризиса, дефицит бюджета не растет, промышленность, аграрная отрасль, внешнеэкономические связи сохраняют положительную динамику роста.
×

About the authors

Marina Evgen'evna Trigubenko

References

  1. Мазырин В.М. Актуальные проблемы экономического развития стран АСЕАН // Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 1. С. 59-72
  2. Nguyen Ке Tuan, Le Quoc Hoi. 10 Prominent Economic Facts in Vietnam in 2001 // Vietnam Economic Review. 2012. № 1. P. 10-18
  3. Nguyen Thi Bat, Nguyen Duc Tu. Movement of Exchange Rate and Interest Rate - Impact and Recommendations // Vietnam Economic Review. 2012. № 1. P. 33
  4. Vu Dinh Anh. The Relation between Public Investment and Public Debt // Vietnam Economic Review. 2012. № 9. P. 37, 39

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2014 Trigubenko M.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies