Causes of failure of the Vietnamese-American talks on the settlement of relations in the second half of the 1970's


Cite item

Full Text

Abstract

An answer to a question what disturbed to establish diplomatic relations between Vietnam and the United States in years 70 of the 20th century is an essential purpose of the article. These two states wasted the possibility of regulating bilateral relations. The American community wanted to end conflict with Vietnam. President Carter also aspired to it, but differences of opinion between Zbigniew Brzezinski and Cyrus Vance made achievement of this objective impossible, all the more, that both for politics thought that relations with China were more important. Relationships USA-Vietnam were considered not individually, but in the wider international context. Vietnam also made a few mistakes: he wasn't able to improve relationships with China, to solve of problem of Cambodia, to establish relations with ASEAN. Leading armies into Cambodia was the biggest mistake in this period. The politics of Vietnam was not very flexible too. In years 80 Vietnam again tried to create more easy terms for conversations and didn't raise the demand of war compensations strong. However a turning point of this situation was a political reforms called doi moi. Reorientaition of the foreign policy which was supposed to serve reforms, the pragmatism and the flexibility. The leading out Vietnam's armies from Cambodia opened the door for establishing diplomatic relations.

Full Text

1. Политическая обстановка во Вьетнаме в середине 1970-х годов и начало переговоров Казалось, что с 1975 г. закончился период индокитайских войн и открылся путь к объединению государства - основной цели вьетнамских националистов после Второй мировой войны. 25 апреля 1976 г. под лозунгами воссоединения, восстановления и социалистических преобразований в южной части страны прошли всеобщие выборы. По официальным данным, на Севере в них приняли участие 99,4 %, а на Юге 98,6 % имеющих право голоса, которые таким образом выразили поддержку идеи объединения страны1. Вскоре, 2 июля 1976 г., на первой сессии Национального собрания в Ханое было провозглашено создание Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). Социалистическая Республика Вьетнам как государство является наследником Демократической Республики Вьетнам (ДРВ), о чем говорит принятие её флага, гимна и герба. Сессия общевьетнамского Национального собрания была воспринята как сессия НС VI созыва (сессии НС I-V созывов состоялись в ДРВ). До момента принятия новой Конституции в 1980 г. в стране действовала Конституция ДРВ. В области международных отношений СРВ объявила о продолжении политического курса ДРВ. Нерешенные проблемы связаны были не только с военными потерями и разрушениями, но и с различиями политических систем и идеологий, на которые опирались две части государства до объединения. Вьетнам также приложил все усилия для выхода из политической изоляции путем, прежде всего, более тесного сотрудничества с государствами региона. Заместитель министра иностранных дел СРВ Фан Хиен побывал с визитами в странах АСЕАН (на Филиппинах, в Малайзии, Сингапуре, Индонезии), которые он убеждал в необходимости развития дружеских и добрососедских отношений. Во Вьетнаме побывали делегации из Франции, Норвегии, Индии и Японии, желавшие прозондировать ситуацию на Юге на предмет возможных инвестиций. В сентябре 1976 г. Вьетнам был принят в Международный валютный фонд. Правительство СРВ предприняло шаги также для урегулирования отношений с Соединенными Штатами. В это время в «лагерях перевоспитания» на юге страны, в которых находились чиновники сайгонской администрации, так или иначе связанные с прежним режимом, проводилась острая антиамериканская кампания2. Ведь память о войне была еще очень свежа, а потери вьетнамской стороны огромны. Тем не менее прагматизм побуждал работать в направлении нормализации отношений с США. В середине 1975 г. премьер-министр Фам Ван Донг призвал Вашингтон к улучшению взаимоотношений, напомнив при этом об обещанной им помощи. В США далеко не все хотели выполнять это обязательство. Генри Киссинджер очень сдержанно высказывался на данную тему, особенно после падения Сайгона. Он считал, что силовые действия Севера на юге Вьетнама должны были повлечь за собой изоляцию всей страны. Действительно, 16 мая 1975 г. администрация США без консультации с конгрессом наложила торговое эмбарго на Вьетнам, Камбоджу и Лаос3. Применение санкций к Вьетнаму остро раскритиковал демократ Джонатан Бингам, который руководил подкомитетом конгресса по вопросам торговли и бизнеса. Он утверждал, что эмбарго способно лишь продлить период враждебности во взаимоотношениях, а его эффективность, как показывает пример Кубы, может быть незначительной4. В то время как ООН дискутировала вопрос о предоставлении Вьетнаму помощи в размере 100 млн долл., Соединенные Штаты отказались от поддержки Вьетнама в какой бы то ни было форме. В июне 1975 г. сенатор от Демократической партии Эдвард Кеннеди призвал не разрывать до конца дипломатические контакты с Вьетнамом и остальными индокитайскими государствами и поддерживать хотя бы гуманитарные инициативы, такие как помощь беженцам, программа воссоединения семей и т. п. Ситуация изменилась в начале декабря 1975 г., после поездки президента на Филиппины и в Индонезию. По возвращении оттуда президент Дж.Форд в своей речи в университете Гонолулу 7 декабря огласил новую Тихоокеанскую доктрину, предвещавшую Вьетнаму положительные сдвиги. Пять основных принципов этой доктрины сводились к следующему: укрепление партнерства с Японией, урегулирование отношений с Китайской Народной Республикой, ус иле- ние безопасности и стабильности в регионе Юго-Восточной Азии и разрешение существующих конфликтов5. В январе 1976 г. президент Форд решился послать во Вьетнам миссию, во главе которой стал конгрессмен Дж.В. Монтгомери. Американские эмиссары от встреч с вьетнамскими участниками переговоров были впечатлены как нельзя лучше. После визита Монтгомери отчитался президенту Форду: премьер Фам Ван Донг был радушен, а диалог по азиатским вопросам весьма конструктивен6. С марта 1976 г. происходил обмен корреспонденцией между государственным секретарем США Г. Киссинджером и вьетнамским министром иностранных дел Нгуен Зуй Чинем. Последний обещал оказать помощь в поисках пропавших без вести американцев, а взамен напомнил об обещанных компенсациях за военные разрушения. Американская сторона возразила, что обязанность восстановления Вьетнама лежит не на ней. Основным аргументом было нарушение Северным Вьетнамом Парижских соглашений и отказ сотрудничать с правительством Нгуен Ван Тхиеу. Американский конгрессмен как бы проинформировал Вьетнам о том, что тот не может рассчитывать на помощь в восстановлении страны7. В Соединенных Штатах 2 ноября того же года был выбран новый президент, демократ Джимми Картер. В Государственном департаменте США была создана рабочая группа по вопросам открытия посольства и установления связей с Вьетнамом. Президент связывал урегулирование отношений с Вьетнамом с эффективной помощью в поисках пропавших без вести. В марте 1977 г. во Вьетнаме побывала миссия Леонарда Вудкока. Миссия была посвящена, прежде всего, вопросу поиска и идентификации тел пропавших солдат, но в её основе лежала идея нормализации двусторонних отношений. После возвращения из Вьетнама глава миссии поделился самыми положительными впечатлениями и подтвердил, что был принят очень тепло. Правительство СРВ заявило: экономическая помощь не является непременным условием для улучшения отношений. Всё это предвещало выгодные решения и свидетельствовало о доброй воле обеих сторон8. Визит принес некоторые непосредственные результаты: в Соединенные Штаты вернулась группа из 12 человек, считавшихся пропавшими без вести, одновременно США несколько смягчили эмбарго на торговлю с Вьетнамом. Благоприятная атмосфера способствовала проведению очередных этапов переговоров, которые начались в Париже 3-4 мая 1977 г. Во главе вьетнамской делегации стоял замминистра иностранных дел Фан Хиен, а американской - помощник госсекретаря Ричард Холбрук. Последний предложил взаимное признание без всяких предварительных условий. Он не ставил отношения с Вьетнамом в непосредственную зависимость от проблемы пропавших без вести и не поднимал вопрос военных компенсаций, но обещал ликвидировать эмбарго сразу после установления дипломатических отношений. Во время пресс-конференции Холбрук был сдержан и отметил только, что переговоры были конструктивными, но Фан Хиен всё-таки напомнил о финансовых обязательствах США9. В результате переговоров во время заседания Совета Безопасности ООН 20 июля 1977 г. США сняли свое вето, и консенсусом была принята резолюция № 413, рекомендующая принять Социалистическую Республику Вьетнам в члены ООН111. В октябре во время сессии ГА ООН Холбрук встретился с замминистра иностранных дел Нгуен Ко Тхатем11. Американская сторона ставила для переговоров три условия: мирные отношения с государствами АСЕАН (что, как уже говорилось, было в интересах Вьетнама), помощь в поисках пропавших и выдача тел погибших американских солдат. Вьетнамцы же подчеркивали свой важнейший тезис - предоставление обещанной американцами, согласно ст. 21 Парижского соглашения, помощи в восстановлении Вьетнама. В доказательство они опубликовали письмо президента Никсона премьер-министру Фам Ван Донгу, в котором он обещает поддержку в размере 3,3 млрд долл. в течение пяти лет12. Во время XXXII сессии ГА ООН была принята резолюция (32/3) об экономической помощи в ликвидации военных разрушений. Генеральная Ассамблея обратилась ко всем финансовым, экономическим, общественным организациям с призывом оказать помощь разрушенной войной стране. По рекомендации Второго комитета ООН по экономическим и финансовым вопросам резолюция была принята без голосования. В январе 1977 г. Международный валютный фонд выделил Вьетнаму кредит в размере около 35 млн долл. СРВ как правопреемница Республики Вьетнам обратилась к Всемирному банку (ВБ), и по результатам визитов его представителей в сентябре 1976 г., а затем в феврале и марте было решено, что помощь ВБ пойдет на восстановление мелиоративной системы в дельте р. Меконг, на строительство гидроэлектростанции в Южном Вьетнаме и угольной шахты на севере. Что же касается самих Соединенных Штатов, то в 1977 г. обе палаты конгресса отказали в предоставлении экономической помощи Вьетнаму13. 2. Ситуация на полуострове Индокитай во второй половине 1970-х годов Начавшиеся в середине 1970-х годов двусторонние переговоры были трудными, но казалось, что существует пространство для компромисса. Однако во второй половине десятилетия ситуация ухудшилась. Отступление американцев и победа коммунистов во Вьетнаме вызвали изменение расклада сил во всем Индокитае. Вьетнам вынашивал концепцию полностью независимого от КНР полуострова, с далеко идущим подчинением себе Камбоджи и Лаоса. В Лаосе власть перешла к группировке, объединившейся вокруг партизан из Патет Лао. Король Саванг Ватхана отрекся от престола 29 ноября 1975 г., а 2 декабря была провозглашена Лаосская Народно-Демократическая Республика. Давно вынашиваемая вьетнамскими коммунистами идея близких отношений с государствами, некогда входившими во Французский Индокитай, дождалась своего часа. В 1977 г. Вьетнам и Лаос подписали Договор о дружбе и сотрудничестве, в котором обе страны ссылались на идею «особых отношений»14. Более тревожные вести приходили из Камбоджи. 17 апреля 1975 г. вся власть в этом государстве перешла к «красным кхмерам». Казалось бы, что общие идеологические основания как правящей партии Вьетнама, так и новой группировки в Пномпене позволят странам тесно сотрудничать. В пользу этого говорили также исторические предпосылки - центры власти, партизаны, иногда гражданское население по обе стороны границы должно было консолидироваться перед лицом общего врага. Такое понимание ситуации легло в основание концепции «особых отношений», представленной на IV съезде КПВ в 1976 г. Однако у «красных кхмеров» были свои политические приоритеты, а от идеи «особых отношений» они в итоге отказались, хотя до 1977 г. на словах ее поддерживали15. Для Вьетнама это означало расшатывание существующей концепции безопасности, основным гарантом которой должен был стать уход Америки из Вьетнама, а следующим - тесное сотрудничество индокитайских союзников. Несмотря на то что стороны высказывались в пользу мирного сотрудничества, разногласия углублялись, особенно между Вьетнамом и Камбоджей. До конца 1977 г. Китай старался не становиться на чью-либо сторону. Он даже пробовал в начале года склонить лидеров «красных кхмеров» к переговорам с Вьетнамом и предложил свое посредничество в конфликте. Тем не менее в политике Пекина, традиционно поддерживавшего свободную от иностранного влияния Кампучию16, видны были опасения по поводу роста значения объединенного Вьетнама. После объединения, как подтверждает донесение американских конгрессменов после визита в Пекин, китайцы «не выражали особенной радости по поводу победы в Южном Вьетнаме. Они подчеркнули, что не хотели бы допустить гегемонии Вьетнама в Индокитае»17. Усиление трений в двусторонних камбоджийско-вьетнамских отношениях, напряженная атмосфера на границе привели к открытому конфликту. В мае 1978 г. Камбоджа согласилась на переговоры, которые должны были начаться в январе 1979 г. Однако разведка Вьетнама получила информацию о том, что Китай направляет в Камбоджу большую помощь, и Вьетнам решился на силовые действия в Камбодже и разрыв с Китаем в пользу стратегического союза с блоком социалистических стран, сплотившихся вокруг СССР. В январе 1979 г. в Камбоджу вошли 160 тыс. вьетнамских военнослужащих18. Во главе нового правительства стал вьетнамский ставленник Хенг Самрин. «Красные кхмеры» отступили к границе с Таиландом до провинции Сиемреап. Пришли в движение другие ан- тивьетнамские силы в Камбодже. Китай отреагировал очень остро: в феврале он потребовал от Вьетнама вывода войск с территории Камбоджи, а китайские войска, чтобы «преподнести урок», перешли вьетнамскую границу. Участие вьетнамской армии в камбоджийской операции принесло огромные финансовые, политические и моральные потери. Погибли 23 тыс. вьетнамцев, 55 тыс. были объявлены пропавшими без вести. На новую вьетнамскую операцию была направлена почти половина расходов вьетнамского бюджета19. Пострадал имидж государства на международной арене. Соединенные Штаты при поддержке союзников заблокировали займы из Международного валютного фонда, затормозился процесс урегулирования отношений с США и Японией, было отсрочено вступление Вьетнама в АСЕАН. Силами оппозиции - Национальным фронтом освобождения кхмерского народа под предводительством Сон Санна, а также Национальной армией Сианука Вьетнам был объявлен агрессором. В это время переговоры Ханоя с Вашингтоном застряли на мертвой точке. К существующим проблемам прибавились новые - вопрос вьетнамских беженцев (так называемых boat people), китайских беженцев (хуацяо), спор с Китаем о принадлежности Парасельских островов и архипелага Спратли после их перехода под юрисдикцию СРВ. Вьетнамо-китайские отношения охладились, когда Китай официально поддержал «красных кхмеров». Это окончательно подтолкнуло Вьетнам к более тесному сотрудничеству с Советским Союзом. В июне 1978 г. СРВ стала членом Совета Экономической Взаимопомощи. 3. Фиаско вьетнамо-американских переговоров и замораживание процесса урегулирования отношений 1978 год для вьетнамо-американских отношений выдался особенно неудачным. США сотрудничали с государствами АСЕАН и настаивали, чтобы те осудили Вьетнам за вторжение в Камбоджу. Таким образом эта опасная ситуация расшатала нарождающееся хрупкое равновесие в регионе и на много лет отодвинула процесс урегулирования отношений с США, а в итоге поставила Вьетнам в политическую и экономическую изоляцию. Вдобавок ухудшалась внутренняя ситуация в самом Вьетнаме. В первое время население обеих частей страны отнеслось к объединению государства с большим энтузиазмом. Казалось, что вскоре сам собой поднимется уровень жизни. Ведь война была причиной несчастий, больших военных расходов, а теперь освободившиеся средства могли направляться на решение задач экономики. Тем временем ситуация не только не улучшилась, но и, наоборот, систематически ухудшалась. Вьетнам, как мы полагаем, понимал опасность полной зависимости от СССР. Соединенные Штаты могли служить в этом отношении определенным противовесом в период портящихся отношений с Китаем. В июле 1978 г. Ханой снова заявил о желании урегулировать отношения с Соединенными Штатами без предварительных условий. В Государственном секретариате Сайрус Вэнс и Ричард Холбрук признали новое предложение выгодным и интересным, но советник по безопасности Збигнев Бжезинский предостерег, что Вьетнам - это азиатская Куба, борющаяся с Китаем и Камбоджей во имя геге- монистских амбиций СССР211. 36. Бжезинский многократно объяснял, почему, по его мнению, нормализацию отношений с Вьетнамом следовало отложить. В посвященной этому вопросу статье он писал: «После прихода к власти мы крайне осторожно приступили к определению около десятка тем для реализации на ближайшие четыре года. Отчетливо помню, что пять тем касались урегулирования отношений с Китаем, сначала мы даже поставили себе цель нормализовать отношения до 1979 г. Действительно, о возобновлении связей между КНР и США было объявлено 15 декабря 1978 г., а 1 января 1979 г. это стало состоявшимся фактом»21. 36. Бжезинский подтвердил, что налаживание контактов с Вьетнамом воспринималось США не раздельно, а вместе с тем же процессом в Китае. И поскольку экспертам были известны сложности китайско-вьетнамских отношений, следовало расставить приоритеты, так как казалось, что невозможно оба дела вести одновременно. Урегулирование отношений с Вьетнамом, по мнению Бже- зинского, могло негативно отразиться на связях с Китаем. Поэтому американское правительство, в конце концов, решилось отложить проблему Вьетнама и заняться только Китаем. Во время академического визита во Вьетнам в сентябре 2014 г. автор статьи провела научные консультации с профессором Нгуен By Тунгом, директором Дипломатической академии Вьетнама, специализирующимся на вьетнамско-американских отношениях. Во время беседы проф. Тунг четко указал, что личная война 36. Бже- зинского и С. Вэнса отрицательно повлияла на процесс урегулирования отношений с Вьетнамом. Другой вопрос из интересного интервью с Бжезинским касался последствий американской политики и полной зависимости Вьетнама от СССР. Политик ответил, что это не связано с поведением Америки, поскольку Вьетнам уже находился в советском лагере. Нам кажется, что этот тезис трудно проверить. Обо всем свидетельствует хронология событий. Также и журналист, полемизируя с Бжезинским, пришел к выводу, что с сегодняшней позиции, глядя на развитие взаимных контактов, приостановка процесса нормализации нанесла определенный ущерб. Например, она затянула поиски пропавших солдат, не решила вопрос беженцев. Бжезинский был не согласен с таким мнением. Он признал, что вьетнамцы имеют свои приоритеты и их реализуют, ведут собственную политику, и отсутствие отношений с США, по его мнению, ничего тут не изменило. Бжезинский считал, что ему не в чем себя упрекнуть, он сознательно не хотел уступать вьетнамской стороне по многим вопросам. Если бы это еще было возможно без малейших послаблений, утверждал он, то можно было бы вести диалог, но «США до Вьетнама не было дела»22. Тем не менее президент Картер еще в сентябре принял к сведению другую точку зрения, расходящуюся с мнением Бжезинского, и «в общем» выразил согласие на урегулирование отношений с ноября 1978 г. События 1978 г. - подписание Договора о дружбе и сотрудничестве с СССР 3 ноября, а затем введение вьетнамских войск в Камбоджу и поддержка там нового, провьетнамского режима - окончательно убедили американское правительство в правоте 36. Бжезинского, считавшего, что начатый процесс нормализации не стоит продолжать. Отмеченные события окончательно остановили поиски взаимопонимания. Этот короткий период интерпретируется наблюдателями по-разному. Одни, например Гарет Портер, указывают на то, что Вьетнам стремился наладить отношения с США, доказательством чего была отсрочка подписания соглашения с СССР23. Мы также склоняемся к этой точке зрения: диверсификация партнеров на протяжении всего процесса борьбы за независимость говорит о том, что такая модель была для вьетнамской дипломатии традиционной. Вьетнамские ученые по-другому объясняли провал переговоров. По мнению эксперта Дипломатической академии Вьетнама проф. Тунга, перевесил интерес Америки к более сильному, чем Вьетнам, оппоненту - Китаю. Обозначилась возможность диалога и улучшения отношений с ним, что и произошло в январе 1979 г. Победило желание обрести союзника в затянувшейся гонке вооружений. Вьетнам же рассматривался не как важный для интересов Америки субъект, а в более широком международном контексте - лишь как «пешка на шахматной доске», если пользоваться метафорой 36. Бжезинского. Не следует забывать, что Америка к тому времени устала от темы войны и самого Вьетнама и уже вывела свои войска из Индокитая. Проф. Тунг также отметил, что и вьетнамской стороне не следовало в самом начале ставить вопрос о военных компенсациях условием для переговоров. Кайл Тадман в своей статье «Американская провокация: внешняя политика США во время афганской войны Советского Союза»24 напоминает еще об одном международном аспекте тех событий: интервенции СССР в Афганистан и беспокойстве США по поводу расширения советского влияния на государства Азии и даже Латинской Америки. Доктрина президента Картера опиралась на убеждение, что необходимо всеми силами сдерживать растущую военную мощь СССР25. Последовавшие события, в частности «урок», преподанный Китаем Вьетнаму в феврале 1979 г., только усилили советское влияние. Коалиция государств, критикующих присутствие вьетнамских войск в Камбодже, объединила недавних политических соперников: страны АСЕАН, Китай, США, Японию и западные государства, в том числе скандинавские, которые до недавнего времени выражали Вьетнаму поддержку в его борьбе за независимость. 4. Реформы «Дой мой» и урегулирование дипломатических отношений VI съезд КПВ (1986 г.) полностью изменил политику Вьетнама, как внутреннюю, так и внешнюю. Стали проводиться реформы обновления (doi moi), заключающиеся в открытии страны и введении либерального рыночного хозяйства. Вьетнам обещал вывести войска из Камбоджи. Изменения в политике Ханоя вызвали большой интерес. В СРВ направился специальный посланник президента Рональда Рейгана генерал Джон Весси. Администрация Рейгана предложила помощь и образовала фонд для поисков пропавших во Вьетнаме американцев. В общем во Вьетнаме разыскивались 1750 пропавших, а в целом Индокитае 23 8726. На потепление отношений положительное влияние оказало Вьетнамо-американское общество, которое объединило группу видных политических и общественных деятелей, включая бывшего министра иностранных дел Республики Южный Вьетнам м-м Нгуен Тхи Бинь, которя была щироко известна тогда во всём мире, генерального секретаря Вьетнамского комитета мира и других известных деятелей науки и культуры. Общество действовало в рамках Союза обществ дружбы и мира, которое активно работало с неправительственными организациями США в интересах урегулирования и развития взаимоотношений27. В начале 1990-х годов произошло потепление отношений между Вашингтоном и Ханоем. В июле 1990 г. на сессию Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорк прибыл министр иностранных дел СРВ Нгуен Ко Тхать, который встретился с государственным секретарем США Джеймсом Бейкером. 29 сентября 1990 г. Вьетнам согласился создать в Ханое Комитет помощи поиску пропавших без вести американских военных. Генерал Весси открыл его в апреле 1991 г. Путь к началу урегулирования отношений был свободен. Американская сторона предложила проведение процесса в четыре этапа: 1. Решить вопрос Камбоджи одновременно с визитом американских бизнесменов. 2. Вместе с временным присутствием США в Камбодже американская сторона снимет эмбарго, наложенное на Вьетнам и Камбоджу, и одновременно усилит поиски пропавших без вести. 3. После окончания миссии ООН для контроля за проведением выборов в Камбодже будут созданы дипломатические представительства в Вашингтоне и Ханое и одновременно будет окончательно снято эмбарго. Будут продолжены дальнейшие поиски пропавших без вести. 4. После выборов в Камбодже будут возобновлены дипломати- 30 ческие и экономические отношения между государствами . Сначала в декабре 1991 г. во Вьетнам прибыли делегации бизнесменов во главе с председателем американской Торговой палаты Уорреном Уильямсом, затем в январе 1992 г. США направили помощь для жертв тайфуна. Три месяца спустя Вашингтон отменил эмбарго на медицинскую продукцию и средства сельскохозяйственного производства, разрешил американским неправительственным организациям вести свою деятельность во Вьетнаме. В декабре 1992 г., перед самым окончанием своего президентского срока, Джордж Буш объявил о подготовке визита с целью разработки подробных условий экономического сотрудничества. Процесс нормализации отношений замедлился из-за нахождения якобы подлинного документа об удержании пропавших без вести солдат. Вьетнамская сторона утверждала, что их насчитывается 368 человек, а генерал Чан Ван Куанг в своей речи во время заседания Политбюро привел цифру 120 529. Вьетнамцы отрицали подлинность упомянутого документа, и в июле 1993 г. американцы, в конце концов, отказались от блокировки доступа Вьетнама к Международному валютному фонду и другим международным организациям. Процесс урегулирования отношений продолжался, и в марте 1992 г. Вьетнам согласился на предложенную программу развития добычи нефти на шельфе Вьетнама. Более 150 американских компаний принимало участие в разведке месторождений нефти. В 1994 г. в рамках Программы экономического образования по стипендиям Фулбрайта в Гаравардском университете открылся институт, который готовил специалистов по управлению бизнесом средних и малых частных предприятий. В него начали принимать вьетнамских студентов, тп которые учились управлению в рамках свободного рынка . В 1994 г. США вычеркнули Вьетнам из списка враждебных государств. 11 июля 1995 г. президент Б. Клинтон объявил об установлении дипломатических отношений с Вьетнамом, что было встречено всеобщим одобрением. В числе прочих сенатор Джон Маккейн заявил, что этот акт послужит созданию противовеса для милитаристской позиции Китая в регионе31. Вовлечение Америки в дела Вьетнама было частью стратегии президента Б. Клинтона в отношении всего АТР, стратегии укрепления политических и экономических связей с динамичными экономиками Юго-Восточной Азии, в том числе с недавними врагами, включая Вьетнам32. Подводя итоги, следует отметить, что обе стороны в 70-е годы XX в. упустили возможность урегулирования двусторонних отношений. В случае США американская общественность, безусловно, хотела завершить конфликт с Вьетнамом. Президент Картер также стремился к этому, но разногласия между 36. Бжезинским и С. Вэнсом затрудняли реализацию данной цели. Тем не менее, оба политика считали, что связи с Китаем важнее. Отношения США-Вьетнам рассматривались не отдельно, а в более широком международном контексте. Особенно Бжезинский был противником любых компромиссов в переговорах с Вьетнамом и считал, что сначала следует урегулировать вопрос с Китаем, и только потом с Вьетнамом. Китай в период натянутых отношений с СССР, во время афганской интервенции, стал союзником США в некоторых политических действиях. Вьетнам также совершил в этот период ряд просчетов. В частности, он не смог улучшить отношения с Китаем, решить проблемы с Камбоджей, установить связи с АСЕАН. Крупнейшей ошибкой стало введение войск в Камбоджу. Политика Вьетнама отличалась тогда недостаточной гибкостью. Он выставил счет на 3,25 млрд долл. за военные разрушения и твердо стоял на своем33. Для американской стороны такая позиция была неприемлемой. Вьетнам отказался от прежних требований и даже передал ценные сведения о пропавших без вести, но американское правительство посчитало, что сделано это было слишком поздно. От Соединенных Штатов исходили неоднозначные сигналы. С одной стороны, США не наложили вето в Совете Безопасности на вступление Вьетнама в ООН, но с другой - палата представителей запретила оказывать стране помощь в какой бы то ни было форме, что крайне раздражало склонных к компромиссам вьетнамцев. Таким образом, для возобновления американо-вьетнамских переговоров требовалось еще одно условие: вывод вьетнамских войск из Камбоджи. Остальные были неизменны и сводились к сотрудничеству в поисках пропавших без вести. Но такую помощь вьетнамское правительство уже предлагало и оказывало. В 1980-е годы Вьетнам вновь пытался создать подходящие для переговоров условия, не выдвигая больше жесткого постулата военных компенсаций. Переломом, однако, послужила смена политического курса Вьетнама, известная как обновление (Дой мой). Переориентация внешней политики, которая должна была служить реформам, открыла дверь к установлению дипломатических отношений с Соединенными Штатами, несмотря на отклонение ими некоторых вьетнамских требований 1970-х годов.
×

About the authors

Malgorzata Pietrasiak

Lodz University

D. Sc. (humanities), Professor of the Lodz University Poland

References

  1. Polityka zagraniczna socjalistycznych panstw Azji (Внешняя политика социалистических государств Азии), PISM Warszawa, 1985; Le Courrier du Vietnam. № 6. 1976. P. 2.
  2. Dommen Arthur J. The Indochinese Experience of the French and the Americans Nationalism and Communism in Cambodia, Laos, and Vietnam. Indiana University Press, 2001. P. 945, 971.
  3. MenKtrey-Monchau CKcile. American-Vietnamese Relations in the Wake of War: Diplomacy After the Capture the Saigon 1975-1979. McFarland, London, 2006. P. 24-25.
  4. Weatherbee Donald E. Historical Dictionary of United States-Southeast Asia Relations, Scarecrow Press, 2008. P. 261.
  5. Memorandum of Conversation, Washington, January 26, 1976. URL: https://www.fordlibrarymuseum.gov/library/document/0314/1553347.pdf (дата обращения: 15.06 2016).
  6. Yearbook of the United Nations. 1977. P. 370.
  7. Schulzinger Robert D. A Time for Peace: The Legacy of the Vietnam War. Oxford University Press, 2008. P. 10.
  8. Department of State Bulletin, 15 December 1975. P. 847.
  9. The Vietnam-U.S. Normalization Process. URL: https://www.fas.org/sgp/crs/row/IB98033.pdf (дата обращения: 15.06.2016).
  10. IV Сьезд Коммунистической Партии Вьетнама. Основные документы. Warszawa, 1980. P. 157.
  11. «Kampuchea Dossier», вып. I, Hanoi 1978. P. 66.
  12. Halimarski A. «Trzy kregi polityki zagranicznej Chin» (Три круга внешней политики Китая), Warszawa, 1982. P. 120.
  13. Sar Desai D.R.Vietnam. Past and Present. University of California, Los Angeles. Fourth Edition, 2005. P. 162, 201.
  14. Though the Vietnamese government has never officially confirmed casualty numbers, some 30,000 Vietnamese troops were believed to have been killed before the final withdrawal in September 1989. URL: http://www.bbc.com/news/world+asia+29106034
  15. Sar Desai D.R. Vietnam Past and Present. Westview Press, 1998. P. 200-201.
  16. Vietnam: A Television History; Legacies; Interview with Zbigniew Brzezinski, 1983. URL: http://openvault.wgbh.org/catalog/vietnam-fc1f9b-interview-with-zbigniew-brzezinski-1983 (дата обращения: 10.05.2016).
  17. Kyle Tadman. An American Provocation: U.S. Foreign Policy during the Soviet - Afghanistan War. С. 17. URL: http://www.wiu.edu/cas/history/wihr/pdfs/Tadman-AnAmericanProvocationVol5.pdf. Р. 17, 26 (дата обращения: 9.08.2016).
  18. Sar Desai D.R. Vietnam Past and Present, 4 Edition. P. 203-204.
  19. Sidel Mark. Vietnam's America Watchers in a New Era // SAI Review, 16.02.1996. P. 44, 57.
  20. Mydans Seth. The Business World, Capitalisme, One student at a time, in Vietnam // The New York Times. 26.11.2000.
  21. The New York Times. 12.07.1995
  22. Text of Message from the President of the United States to the Prime Minister of the Democratic Republic of Vietnam, Department of State Bulletin, vol 76, no 1971-1983, June 27, 1977. P. 674.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Pietrasiak M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies