Socio-economic achievements of Vietnam: 70 years after the August Revolution


Cite item

Full Text

Abstract

The author examines the results of socio-economic development of an independent Vietnam since 1946. The emphasis is placed on the Renovation period, especially after 1996. The paper provides periodization, statistics of growth, other economic information for each step, brief information on education, science, culture, people's wellbeing. It summarizes the outcomes and achievements of 1986-2014, describes the main documents and programs adopted by the CPV and implemented by the state under transition. Along with successes in socio-economic reconstruction the author reveals some constraints and challenges facing the country today. These include the problems of functioning and institutional weaknesses of the market economy with socialist orientation, the shortcomings of state economic management. He concludes that there is not yet a clear understanding in Vietnam of what it is and how this system must evolve, and that current reality requires theoretical explanation.

Full Text

После победы Августовской революции 1945 г. народ Вьетнама добился больших успехов в социально-экономическом развитии. Во время антифранцузской войны Сопротивления в 1946-1954 гг. удалось восстановить производство, преодолеть голод и обеспечить армию продовольствием, одержать победу при Дьенбьенфу, установить на Севере страны господство коллективной формы собственности. В период 1955-1975 гг. на Севере создавалась материально-техническая база социализма, закладывались основы ряда отраслей тяжелой промышленности, более быстрыми темпами по сравнению с довоенным временем росли легкая промышленность, транспорт, строительство. В сельском хозяйстве предпринимались большие усилия по развитию ирригации, повышению урожайности, интенсификации растениеводства и животноводства, по внедрению передовых научно-технических достижений. Быстро развивались образование, здравоохранение, культура, искусство, спорт; сохранялись политическая безопасность и общественный порядок. В период 1976-1980 гг. Вьетнам активно восстанавливал разрушенные войной обширные сельские районы на Юге страны, развивал экономическую и культурную базу на Севере. Миллионы людей вернулись домой, в недавно освобожденных районах страны были трудоустроены сотни тысяч безработных, происходила постепенная нормализация жизни и производства. Прилагались усилия для преодоления тяжелых последствий войны и постоянных стихийных бедствий. В основном была восстановлена база сельского хозяйства, промышленности, транспорта; достигнуто развитие ряда секторов производства. Благодаря непрерывным усилиям по производству пищевых продуктов и продовольствия, в зонах тяжелых стихийных бедствий был преодолен голод. Несмотря на то, что жизненный уровень населения по-прежнему оставался низким, благосостояние жителей многих сельских районов улучшилось. Удалось достичь роста производственных мощностей ряда отраслей экономики. Активно шел процесс освоения целины, увеличения урожайности; посевная площадь в стране выросла почти на 2 млн га. В течение этого периода сельское хозяйство Вьетнама получило 18 тыс. тракторов различных видов, что позволило увеличить долю механически обрабатываемых почв до 25 % от общего клина. Площадь лесопосадок составила 580 тыс. га. В промышленности были увеличены производственные мощности на 100 тыс. кВт электроэнергии, 2 млн т угля, 500 тыс. т цемента. Инвестиции направлялись в строительство цементных, машиностроительных заводов, электростанций, судостроительных и ремонтных верфей, сахарных заводов, бумажных и прядильных фабрик и др. В восстановленном транспортном секторе было построено порядка 1700 км новых железнодорожных линий, 3800 км автодорог, 30 км мостов, 4 тыс. м доков, увеличилось количество транспортных средств. С 1976 по 1980 г. стоимость основных фондов государства увеличились на 10,2 млрд донгов. В период с 1981-1985 гг. в сельском хозяйстве и промышленности были преодолены кризисные явления 1979-1980 гг. Среднегодовой темп прироста сельского хозяйства составил 4,9 % по сравнению с 1,9 % в год в период 1976-1980 гг. Важный прогресс был достигнут в производстве продовольствия: в среднегодовом выражении оно выросло с 13,4 млн т в 1976-1980 гг. до 17 млн т в 1981-1985 гг. Темпы прироста промышленности составляли в среднем 9,5 % в год по сравнению с 0,6 % в период 1976-1980 гг. Доходы населения росли в среднем на 6,4 % по сравнению с 0,4 % в предыдущий пятилетний период, было создано 4 млн рабочих мест. Применение научно-технических достижений оказало стимулирующее воздействие на производство, особенно в сельском хозяйстве. В рамках создания материально-технической базы в течение пятилетки 1981-1985 гг. было завершено строительство сотен крупных и тысяч средних и малых предприятий, среди них важные объекты нефтегазовой сферы, электроэнергии, машиностроения, производства цемента, сахара, водного хозяйства, транспорта... Производственные мощности страны были увеличены на 456 тыс. кВт электроэнергии; 2,5 млн т угля; 2,4 млн т цемента; 33 тыс. т пряжи; 58 тыс. т бумаги; на 309 тыс. га была увеличена площадь орошаемых земель, на 186 тыс. га увеличена площадь осушенных земель, освоено и введено в оборот 241 тыс. га целины. Были начаты разработка нефтяных месторождений, строительство гидроэлектростанций Хоабинь и Чиан. Несмотря на строительство многочисленных производственных объектов и значительный прогресс в отдельных регионах и секторах страны, в целом в течение 1981-1985 гг. в социально-экономическом развитии Вьетнама сохранялись следующие проблемы: • несмотря на общую положительную динамику, по сравнению с существующими возможностями и затраченными усилиями темпы роста производства оставались низкими, не соответствовали острой необходимости в быстрейшей стабилизации жизни граждан, создании накоплений для индустриализации и укрепления обороноспособности страны. Тот факт, что не были достигнуты важные показатели пятилетне- го плана по производству продовольствия, угля, цемента, древесины, тканей, экспортных товаров и др., негативно повлиял на всю экономическую деятельность и жизнь населения страны; • оставалась низкой эффективность производства и инвестиций. В целом предприятия использовали только половину установленных мощностей, производительность труда падала, оставляло желать лучшего качество продукции; • нерационально и расточительно использовались природные ресурсы страны, в особенности сельскохозяйственная земля и лесные ресурсы, разрушалась экологическая среда; • оставались запутанными обращение и распределение товаров, быстрый рост цен на товары оказывал негативное влияние на производство и жизнь населения; • усиливались дисбалансы в экономике между спросом и предложением продовольствия, продуктов питания, потребительских товаров, энергии, ресурсов, транспорта; медленно снижалась разница между доходами и расходами госбюджета, экспортом и импортом; • медленно укреплялись социалистические отношения на производстве. Оставалась слабой руководящая роль государственной экономики. В должной мере не использовались и не совершенствовались несоциалистические сектора экономики; • оставалась трудной жизнь населения, особенно рабочих и служащих. Были распространены безработица и нехватка рабочих мест. Не гарантировались многие минимальные законные требования населения к материальной и культурной жизни. В сельской местности наблюдалась нехватка обычных потребительских товаров и лекарств, жилья, санитарных условий; • в обществе развивались негативные явления. Нарушалась социальная справедливость; слабо соблюдались законы и общественный порядок. Своевременно не пресекались случаи злоупотребления властью, коррупции, ведения нелегального бизнеса. Резолюция VI съезда КПВ утвердила новые взгляды и большие задачи по обновлению экономики: реорганизации структуры производства, серьезному изменению инвестиционной структуры, концентрации на реализации трех целевых экономических программ; использовании и совершенствовании в различных формах и соответствующими мерами социалистических укладов, приведению производственных отношений в соответствие с уровнем развития производительных сил, обновлению механизмов управления экономикой, отказу от централизованной, бюрократической, дотационно-распределительной системы, переходу к системе социалистического хозрасчета; решению проблем в сфере распределения, постепенному снижению и ликвидации инфляции. Постепенно стала улучшаться продовольственная ситуация. После периода нехватки продовольствия на Юге страны (в 1988 г. пришлось импортировать 500 тыс. т риса, так как Вьетнам не удовлетворял внутренние потребности) появились его излишки и начался экспорт. Стабильно развивались отрасли животноводства, рыбоводства, выращивания ряда технических культур, улучшилось продовольственное снабжение. Прогресс в обеспечении продовольствием и продуктами питания отчасти стал результатом подъема производства, отчасти результатом отказа от дотационно-распределительного механизма, обеспечения свободы товарного обращения. Это изменение в значительной степени способствовало стабилизации жизни народа, улучшению внешнеторгового баланса, создавало благоприятные условия для развития диверсифицированного товарного сельского хозяйства. Увеличились объем и номенклатура производимых товаров, улучшилась система их обращения на рынке, по сравнению с предыдущим периодом выросли внутренние источники производства. Развивалась внешняя торговля, быстро росла стоимость экспорта [за 5 лет (1981-1985) экспорт вырос в 2,1 раза при плане в 1,7 раза], были предприняты шаги по контролю и устранению инфляции. Если темпы роста рыночных цен в 1986-1987 гг. составляли 10- 20 %, то в 1989 г. - только 2,6 %, в 1990 г. - 4,2 %. Благодаря этому в экономике были созданы условия для хозрасчета, жизнь населения улучшилась. С 1989 г. Вьетнам начал экспортировать 1-1,5 млн т риса в год; инфляция постепенно снизилась и в 1990 г. составила 67,4 %. Реализация трех основных экономических программ позволила добиться значительного прогресса. Были сделаны первые шаги по формированию товарной многоукладной экономики, действующей по рыночному механизму под управлением государства. Улучшилась жизнь населения, продолжился процесс демократизации общества. Сохранялись обороноспособность и национальная безопасность; расширялась зарубежная деятельность, закончился период изоляции, постепенно восстанавливалось доверие населения к руководству страны. В течение 1991-1995 гг. средние темпы прироста ВВП составили 8,2 % (план - 5,5-6,5 %), промышленной продукции - 13,3, сельского хозяйства - 4,5, стоимости экспорта - 20 %. Менялась структура экономики: доля промышленности и строительства в ВВП выросла с 22,6 % в 1990 г. до 29,1 % в 1995 г., сектора услуг - с 39,6 до 41,9 %. Начался процесс внутреннего накопления, общественные инвестиции в основной капитал в 1990 г. составили 15,8 % ВВП, в 1995 г. - 27,4 % (из них внутренние инвестиции - 16,7 % ВВП). К концу 1995 г. общий объем зарегистрированных прямых иностранных инвестиций в экономику Вьетнама превысил 19 млрд долл., из него была реализована 1/3. Инфляция снизилась с 67,1 % в 1991 г. до 12,7 % в 1995 г. Научно-технологическая сфера была более тесно связана с потребностями социально-экономического развития, постепенно адаптировалась к рыночным реалиям. Производственные отношения стали больше соответствовать уровню развития производительных сил. Продолжилось создание многоукладной товарной экономики с социалистической ориентацией, действующей на основе рыночных механизмов под управлением государства. Улучшилась материальная жизнь значительной части населения. Выросло количество домохозяйств со средним и высоким уровнем дохода, количество бедных домохозяйств снизилось. Ежегодно рабочие места получали более 1 млн трудящихся. Активно продолжился процесс строительства и модернизации жилых домов и дорог в деревне и городах. Рос образовательный и культурный уровень населения. Продолжились развитие и прогресс в сфере образования, подготовки кадров, здравоохранения, культуры, искусства, спорта, средств массовой информации, в работе по планированию семьи и многих других общественных видах деятельности. Вьетнам начал проводить активную и динамичную внешнюю политику, основанную на принципах независимости, суверенитета, многосторонности и диверсификации; восстановил и расширил дружественные отношения и многостороннее сотрудничество с Китаем; укрепил отношения дружбы и особой солидарности с Лаосом; начал налаживать диалог с Камбоджей; развивал отношения со странами региона и стал полноправным членом АСЕАН. Укрепляя традиционные дружественные отношения со многими странами, Вьетнам постепенно обновлял отношения с Россией, странами СНГ и Восточной Европы; расширял отношения с промышленно развитыми странами; нормализовал отношения с США; устанавливал и расширял отношения со многими странами в Южной Азии, в южной части Тихого океана, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки; строил отношения с Движением неприсоединения, международными и региональными организациями. В период 1996-2000 гг. в социально-экономическом плане Вьетнам достиг значительных результатов. Высокие темпы экономического роста. Ежегодно прирост ВВП составлял 7 %. Постоянно развивалось сельское хозяйство, в особенности производство продовольствия, расширялись разведение и лов рыбы и морепродуктов, ежегодно промышленное производство росло на 13,5 %. Развивалась инфраструктура: почтово-телекоммуникационная связь, транспортная система (дороги, мосты, порты, аэропорты), электроснабжение, ирригационные системы. Развивались экспорт и импорт услуг. В 2000 г. прекратилось снижение темпов экономического роста, основные показатели превысили плановые цели. Прогресс в социальной сфере, в области культуры; улучшение уровня жизни населения. Образование и подготовка кадров увеличивали охват населения, наращивали материальную базу. Росли культурный уровень населения и качество человеческих ресурсов. Вьетнам достиг национального стандарта по ликвидации неграмотности и по охвату населения начальным образованием. Росла вовлеченность общественных и гуманитарных, естественных наук и технологий в социально-экономическое развитие. Лучше удовлетворялись первоочередные потребности населения в продуктах питания, одежде, медицинском обслуживании, чистой воде, электричестве, образовании, путешествиях, развлечениях. Каждый год трудоустраивалось более 1,2 млн человек. Высокую оценку международного сообщества получили значительные успехи в борьбе с голодом, снижении бедности. Успешно реализовывались и получили приз ООН мероприятия по планированию семьи. Расширялась деятельность по заботе о ветеранах и инвалидах войны, родителях героев и семьях погибших. Население активно помогало своим соотечественникам в зонах стихийных бедствий; велась широкая гуманитарная и благотворительная деятельность по поддержке жертв распыления ядохимикатов, инвалидов, беспомощных стариков и детей, находившихся в особо трудных условиях. Расширение международных отношений, активная и эффективная экономическая интеграция. Вьетнам развивал отношения дружбы, многостороннего сотрудничества с социалистическими странами, соседними странами, с традиционными друзьями, активно участвовал в деятельности по стимулированию взаимовыгодного партнерства в рамках АСЕАН и АТЭС; наращивал взаимодействие с развитыми странами, региональными и международными организациями, имел торговые отношения с более чем 140 государствами, инвестиционные отношения - с 70 странами и территориями, привлекал значительные объемы инвестиций из-за рубежа. В период 2001-2010 гг. экономика преодолела многие трудности и вызовы, сохранила высокие темпы роста, базовую макроэкономическую стабильность. Средние темпы прироста ВВП в пятилетний период 2006-2010 гг. составили 7 %. По сравнению с периодом 2001-2005 гг. суммарный объем общественных инвестиций вырос в 2,5 раза и составил 42,9 % ВВП. Несмотря на финансовый кризис и мировой спад экономики, был обеспечен высокий приток инвестиций во Вьетнам. ВВП в 2010 г. в текущих ценах составил 101,6 млрд долл., что в 3,26 раза выше, чем в 2000 г., ВВП на душу населения достиг 1168 долл. Быстро развивались почти все отрасли и сектора экономики. Стабильное развитие сельского хозяйства, в особенности производства продуктов питания, обеспечило продовольственную безопасность страны. По сравнению с прошлым выросли уровень жизни крестьян и сельская экономика. Положительное влияние на производство, создание рабочих мест, ликвидацию голода и снижение бедности оказали инвестиции в строительство сельской инфраструктуры, во внедрение новых сортов с более высокой урожайностью и качеством, а также развитие промышленных кластеров и ремесленных деревень. Активно развивалось промышленное производство в направлении диверсификации, улучшения качества продукции, постепенного повышения ее конкурентоспособности, балансирования спроса и предложения в экономике, поддержания внутреннего и расширения экспортных рынков. Инвестиции направлялись в развитие ряда новых отраслей промышленности, высокие технологии. Стабильными темпами рос сектор услуг. Продолжилось создание и совершенствование институтов рыночной экономики социалистической ориентации, курс КПВ на обновление получил институциональное оформление в законодательной базе; улучшился инвестиционный и бизнес-климат; продолжили формироваться различные виды рынков, быстро развивалась многоукладная экономика. Были достигнуты важные результаты в деятельности по консолидации компаний с целью формирования госкорпораций. В период 2006-2010 гг. в 2,3 раза выросло количество компаний Вьетнама, в 7,3 раза объем их капитала по сравнению с 5 годами ранее. Распространение получила акционерная форма компаний. Развивались сферы культуры, образования и подготовки кадров, науки и технологий, больше внимания уделялось защите природных ресурсов, окружающей среды. Расходы на образование, подготовку кадров выросли до 20 % всех расходов госбюджета; особенное внимание уделялось подготовке кадров, развитию образования в отдаленных регионах страны, регионах со сложной социально-экономической ситуацией, местах проживания нацменьшинств. К 2010 г. все провинции и города страны достигли стандарта по охвату неполным средним образованием. В 2010 г. доля квалифицированной рабочей силы от общего показателя выросла до 40 %. Вносили все больший вклад в социально-экономическое развитие страны исследовательская деятельность и внедрение научно-технического прогресса, технологий. Научно-технологические подразделения стали осваивать механизм автономии. Начал формироваться рынок науки, технологий, увеличивались инвестиции в эту отрасль. Положительных результатов удалось достичь в деле трудоустройства, ликвидации голода, снижения бедности, социального обеспечения. В течение 5 лет были созданы рабочие места для 8 млн человек, уровень безработицы в городах снизился до 4,5 %, доля бедных домохозяйств снизилась до 9,5 %. Значительные успехи принесла политика по регулированию численности населения, планированию семьи, заботе и обеспечению здоровья граждан, защите прав женщин. Вырос охват населения медицинскими услугами, в особенности детей, бедных людей, этнических меньшинств. Непрерывно рос индекс развития человеческого потенциала; было достигнуто большинство Целей тысячелетия ООН. 10 лет реализации «Стратегии социально-экономического развития в 2001-2010 гг.» - это период реальной индустриализации и модернизации страны, развития рыночной экономики социалистической ориентации и международной интеграции. Наблюдались высокие темпы экономического роста, в среднем - 7,26 %. ВВП за 10 лет в текущих ценах вырос в 3,26 раза, поступления в бюджет, товарооборот - в 5 раз, средняя продолжительность жизни - с 67 до 72,8 лет. В целом, основные социально-экономические результаты, достигнутые в период обновления, могут быть выражены в следующих показателях: в период 1986-2014 гг. ВВП в ценах 1994 г. вырос в 8 раз, ВВП на душу населения в 2014 г. составил 2073 долл.; структура экономики быстро менялась в направлении индустриализации и модернизации. В период 1990-2014 гг. доля сельского, лесного и рыбного хозяйства в ВВП снизилась с 37,8 до 18,12 %, доля промышленности и строительства выросла с 22,6 до 38,5 %, услуг - с 39,6 до 43,38 %; структура рабочей силы в период 2005-2014 гг.: доля занятых в сельском, лесном и рыбном хозяйстве снизилась с 55,1 до 46,6 %; в промышленности и строительстве выросла с 17,6 до 21,4 %, а в сфере услуг - с 27,3 до 32,0 %; внешний товарооборот в период 1990-2014 гг. вырос с 5,17 млрд до 264,1 млрд долл. (рост в 57,8 раз), экспорт вырос с 2,4 млрд до 132 млрд долл. (в 62,48 раз), импорт с 2,75 млрд до 132 млрд долл. (рост в 53,71 раз). Доля бедных по всей стране снизилась с 59,1 % в 1993 г. до 8,4% в 2014 г. Вышеперечисленные достижения являются результатом грамотного руководства КПВ, больших усилий государства и населения Вьетнама. Они обеспечили следующие благоприятные условия для с оциально - экономического развития. Во-первых, в основном сформирована разнообразная система хозяйствующих субъектов рыночной экономики. Последовательная длительная реализация политики многоук- ладности в экономике, признание многообразия сложившихся форм собственности на средства производства и реальное обновление социализма во Вьетнаме создали систему хозяйствующих субъектов, позволившую перевести экономику с механизма административно-планового управления на рыночный. Наравне с существовавшими ранее хозяйствующими субъектами (государственными компаниями и кооперативами) постепенно формировались и развивались новые, основанные на частной и иностранной собственности на средства производства. Они вносили вклад в быстрое формирование системы рыночной экономики. Большие изменения в структуре хозяйствующих субъектов, а также изменения каждого вида предпринимательской деятельности реализовывались в направлении все большей адаптации к рыночным механизмам. Сокращение количества и сужение рамок деятельности госпредприятий и кооперативов происходило параллельно с быстрым ростом фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, частных компаний, предприятий с иностранной собственностью. Рост количества хозяйствующих субъектов стимулировал конкуренцию, создавал благоприятные условия для действия законов рынка. Только в период 1995-2012 гг. количество компаний негосударственного сектора выросло с 17 143 до 328 832 (рост в 19,18 раз), их доля в общем количестве компаний выросла с 72,31 до 96,26 %, количество госпредприятий снизилось с 5873 до 3308, а их доля снизилась с 24,77 до 0,97 %. Количество предприятий с иностранной собственностью выросло в 13,67 раз - с 692 до 9461, а домохозяйств в несельскохозяйственном секторе - с 1 879 402 до 4 624 885 (рост в 2,46 раза); общее количество участников рынка в этот период выросло с 2 036 380 до 5 262 419 (в 2,54 раза)1. Госкомпании в этих условиях постепенно концентрировались, прежде всего, в ключевых секторах и отраслях экономики, получая от государства автономию на ведение предпринимательской деятельности и превращаясь в самостоятельных субъектов рыночной экономики. За годы обновления общая стоимость капитала госпредприятий выросла в 7,22 раза, в среднем объем капитала вырос в 12,88 раз, число работников - в 1,42 раза. Усиление госкомпаний создавало все большую материальную основу не только для государственного регулирования с целью стабилизации рынка, но и вносило важный вклад в решение и нормализацию общественно-политических проблем, обеспечивало на продолжительный период стабильную бизнес-среду. Общая стоимость компаний негосударственного сектора выросла в 76,84 раза, компаний с иностранным капиталом - в 10,36, численность рабочей силы, привлеченной в негосударственный сектор, - в 6,37, в компании с иностранными инвестициями - в 6,25, средний объем капитала негосударственных компаний вырос в 8,95, предприятий с ПИИ - в 1,79 раза2. Негосударственные компании и компании с ПИИ вносили большой вклад в социально-экономическое развитие и экспорт. Кооперативы переориентировались на предоставление услуг и поддержку малого бизнеса. Сдвиг в структуре хозяйствующих субъектов, увеличение их количества создали благоприятные условия для привлечения и все более эффективного освоения внутренних и внешних ресурсов. Общая стоимость активов компаний в период 2000-2012 гг. выросла в 14,8 раз, число работающих - в 3,06, средний размер капитала компании - в 2 раза. Эта открыло благоприятные возможности для формирования, укрепления и развития абсолютно новых отношений между хозяйствующими субъектами, для развития сотрудничества и конкуренции в производстве товаров, услуг, удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынков. Во-вторых, была сформирована относительно комплексная система различных видов рынка, удовлетворяющая производственные потребности субъектов рынка. Быстрая диверсификация системы хозяйствующих субъектов создала благоприятные условия для быстрого изменения методов взаимодействия между ними, перехода от административного планирования к сотрудничеству и конкуренции на рынке, созданию условий для формирования и развития все более комплексной рыночной системы. Наряду с развитием и переходом рынка потребительских товаров от планово-распорядительной системы к рыночному механизму, постепенно, в соответствии с потребностями в развитии субъектов производства товаров и услуг, формировались и расширялись рынки факторов производства, в том числе обслуживания производственного процесса: рынок финансов, рынок труда, рынок недвижимости, рынок науки и технологий и др. Активно развивались внешнеэкономические отношения, стимулируя экспорт, импорт, привлекая инвестиции в страну, помогая экономике обновлять технологии, повышать конкурентоспособность. Формирование и развитие системы рынков постепенно создало важную базу для перехода экономики на рыночные механизмы. В-третьих, изменшась роль государства в управлении экономикой в направлении большего соответствия рыночным механизмам. В годы обновления функции государства в целом и функции государственной экономики в частности во Вьетнаме поступательно адаптировались к рыночной экономике. На основе разделения функций государственного управления экономикой, функций владения госпредприятиями и хозяйственной функцией компаний, регуляторная функция государства постепенно менялась от прямого участия в производстве с помощью административных распоряжений к управлению с помощью законов, политики, стратегий, планов социально-экономического развития и других инструментов макроуправления. Государство не только больше напрямую не вмешивалось в производственную деятельность предприятий, но и сосредоточилось на создании правовой и бизнес-среды, инвестировании в развитие необходимой инфраструктуры, реализации макроэкономического регулирования посредством механизма индикативного планирования, социально-экономической политики, основанной на законах рынка. Эти методы государственного экономического регулирования принесли положительный эффект, позволяли не только быстро реагировать на внутреннюю и внешнюю экономическую нестабильность, но и в условиях невысокого экономического развития способствовали решению насущных социальных проблем, особенно ликвидации голода и сокращению бедности. В-четвертых, продолжшся процесс институализации рыночной экономики с социалистической ориентацией. Наравне с формированием и развитием рыночных отношений началось создание и совершенствование институтов рыночной экономики социалистической ориентации. Происходило постепенное формирование все более четких, прозрачных и равных правовых рамок для свободной деятельности хозяйствующих субъектов всех экономических укладов; улучшалась инвестиционная и предпринимательская среда. Формирование правовых рамок функционирования различных рынков (товарного рынка, рынков услуг, факторов производства, средств производства, рынков труда, недвижимости, финансов, науки и технологий и др.) создавало благоприятные условия для мобилизации, эффективного распределения и использования экономических ресурсов для дальнейшего социально-экономического развития и углубления международной интеграции. Экономика начала функционировать на основе рыночного механизма при государственном регулировании, что создало новые возможности повышения благосостояния населения, развития демократии и социальной справедливости. Однако наряду с вышеперечисленными успехами в социально-экономическом строительстве и развитии Вьетнама оставались следующие значительные ограничения, вызовы, которые необходимо решать в предстоящий период. 1. Низкое качество экономического роста, низкие производительность, эффективность и конкурентоспособность экономики Высокие темпы экономического роста Вьетнама, достигнутые благодаря введению подряда в сельском хозяйстве, расширению автономии государственных хозяйствующих субъектов и формированию многоукладного товарного хозяйства, имеют тенденцию к снижению. Средние ежегодные темпы прироста ВВП в период 1986- 1990 гг. составили 4,79 %, в 1991-1995 гг. - 8,21, в 1996-2000 гг. - 7,58, в 2001-2005 гг. - 7,51, в 2006-2010 гг. - 7,02, в 2011-2013 - 5,56 %3. Экономический рост в основном достигается экстенсивным путем, опирается на инвестиции, добычу полезных ископаемых; макроэкономический баланс остается неустойчивым, уязвимым к дестабилизирующим эффектам региональной и мировой экономики. Медленно развивается обрабатывающая промышленность; тот факт, что в ней по-прежнему значительную долю занимает сборка, увеличивает зависимость экономики от внешних факторов. Медленно происходят реструктуризация, индустриализация и модернизация экономических отраслей и сфер. По показателю общественной производительности труда Вьетнам значительно отстает от других стран региона. Недостаточно быстро растет национальная конкурентоспособность. Распространено неэффективное использование, потери и растраты капитальных, в особенности государственных, вложений. Низкой остается эффективность использования инвестиций, о чем свидетельствует высокий индекс ICOR: в 2005 г. - 5,0, в 2007 г. - 6,0, в 2008 г. - 6,7, в 2009 г. - 7,3, в 2010 г. - 6,0, в 2011 г. - 5,3, в 2012 г. - 5,8, в 2013 г. - 5,64. Медленно и несогласованно развивается инфраструктура, истощаются преимущества трудовых ресурсов и природных богатств. Низкий технологический уровень страны негативно влияет на производительность общественного труда и конкурентоспособность экономики при международной интеграции. 2. Низкие эффективность производства и конкурентоспособность компаний Согласно результатам исследования экономических, административных и профессиональных подразделений, проведенного Главным статистическим управлением Вьетнама в 2012 г., рентабельность компаний в 2011 г. составила только 2,5 % (ниже, чем 5,5 % в 2006 г.), предприятия с ПИИ имели самый высокий показатель в 2011 г. - 4,8, далее следовал сектор госпредприятий - 3,2, самый низкий показатель у сектора негосударственных компаний - только 1.2 %. Норма прибыли предприятий по всем секторам составила 3.2 % (ниже, чем в 2006 г. - 6,1 %)5. Хотя государство заинтересовано в больших инвестициях в гос- компании и создании для них благоприятных условий с точки зрения бизнеса, доступа к источникам государственного кредита, однако эти предприятия, в особенности генеральные компании и корпорации, недостаточно эффективно реализуют свои функции в ключевых секторах и отраслях. Реорганизация и акционирование госпредприятий проводятся медленно, без четкой координации; их технологический и управленческий уровень остаётся отсталым. Гос- компании не только неэффективно инвестируют в основную сферу деятельности, но и делают нецелевые инвестиции. Это ведет к серьезным растратам и распылению средств, неэффективному использованию народной собственности. Основной причиной слабости гос- компаний является низкий потенциал управленческих кадров предприятий. Кооперативы, в особенности кооперативы в сельском хозяйстве, хотя предпринимают попытки по обновлению и адаптации к рыночному механизму, остаются мелкими по размеру, имеют бедную и отсталую материальную базу, низкую конкурентоспособность. Многие кооперативы не преуспели в введении новых методов и форм деятельности, остаются низкоэффективными, приносят мало пользы своим членам, не активны в привлечении населения; не развивают производственные отношения в экономике. Недостатки коллективной экономики в форме кооперативов в основном порождены неэффективной деятельностью партийных комитетов, центральных и региональных властей. Пока не удалось конкретизировать понимание места, роли, объективной необходимости развития коллективной экономики, что мешает увеличению выгод членов кооперативов. Плохо ведутся подготовка и пополнение кадров, преодоление трудностей и проблем кооперативов; для стимулирования развития этого уклада не мобилизованы силы всей политической системы страны. Компании негосударственного сектора развиваются быстро с точки зрения увеличения их количества, расширения отраслей деятельности, решения проблемы создания рабочих мест, и они вносят важный вклад в ликвидацию голода, снижение бедности, обеспечивают социальную стабильность. Между тем почти все компании негосударственного сектора относятся к категории малого и среднего бизнеса, характеризуются низкими инвестициями в производство, нехваткой капитала, использованием отсталых технологий, низкими эффективностью, уровнем управления, конкурентоспособности. Частные компании сталкиваются со многими проблемами и трудностями при ведении бизнеса, получении доступа к капиталу, несут издержки проблем в правовой и психосоциальной среде, часто ведут себя недобросовестно в отношении своих наемных рабочих, уклоняются от уплаты налогов, мошенничают, ведут незаконное предпринимательство. 3. Недостатки функционирования рыночной системы Несмотря на определенный рост, уровень развития финансового рынка все еще остается низким. Банковский сектор характеризуется высокими рисками, низким качеством управления, отсутствием достаточной транспарентности, банки не обеспечивают эффективный механизм финансирования деятельности компаний, особенно малого и среднего бизнеса. Рынок ценных бумаг не стал реальным каналом долгосрочного инвестирования в производство. В процессе становления находится рынок труда, который имеет слабые информационную систему и инфраструктуру, не создает благоприятные условия для найма рабочей силы и для поиска работы, характеризуется высоким уровнем спекуляций; нестабильно развивается рынок недвижимости. Рынок науки и технологий не формирует тесной связи между результатами исследований, внедрением и подготовкой кадров с потребностями производства, бизнеса и управления. Слабость рыночной системы и ее участников стимулирует стихийное, ориентированное, прежде всего, на прибыль развитие экономики, что несет в себе риски дестабилизации социально-экономического развития. 4. Трудности государственного управления экономикой Создание правовой основы экономической деятельности и выпуск соответствующих законодательных документов не поспевают за развитием экономики. Государство сталкивается с трудностями при социально-экономическом планировании, при составлении планов развития секторов и отраслей: часто не опирается на исследовательские оценки и научные прогнозы, испытывает сильное влияние субъективных мнений должностных лиц, ему не хватает долгосрочного видения, что вызывает неэффективное использование ресурсов. Расточительным и низкоэффективным остается планирование добычи и использования природных ресурсов. Сохраняются многочисленные ограничения в государственном управлении землей, в особенности в планировании землепользования, определении цены на землю, стоимости возмещения, переселения, проведения административных процедур по земле, земельные ресурсы не используются в полной мере для превращения в важный внутренний ресурс социально-экономического развития; нередки случаи взяточничества. Нестабильно развивается рынок недвижимости: распространены неформальные операции, ситуации, связанные с частыми жалобами, доносами, спорами из-за земли, которые сложно поддаются урегулированию. Много недостатков сохраняется в управлении отдельными рынками, в особенности, рынком недвижимости, финансовым рынком, что приводит к спекуляциям, незаконному обогащению ряда лиц. Много нерациональных особенностей сохраняет политика распределения. Остается слабой государственная административная система. Отсутствует четкое определение функций и задач многих госучреждений, они дублируются, но не охватывают все сферы управления. При громоздкой структуре, избыточной численности госслужащих качество административной системы остается низким. Несмотря на обновление, сохраняет многочисленные недостатки управление госфинансами, которое по-прежнему больше направлено на обеспечение интересов правящей элиты. Запутанность административных процедур увеличивает нагрузку на организации и граждан; должностными лицами и государственными служащими не соблюдается достаточно строго дисциплина; в целом, эффективность государственного управления остается низкой. 5. Институциональные недостатки рыночной экономики социалистической ориентации Создание экономических рыночных институтов с социалистической ориентацией происходит медленно, не поспевает за потребностями в обновлении и международной экономической интеграцией страны. Еще не полностью сформирована единообразная правовая система. Затруднено решение земельных проблем. По-прежнему с большими трудностями решаются проблемы собственности, управления и распределения на государственных предприятиях, что приводит к потерям государственных активов, в особенности при проведении акционирования. Испытывают дискриминацию компании других экономических укладов. Медленно формируются и развиваются различные виды рынков, распространены и сложно поддаются искоренению недобросовестная конкуренция, торговая спекуляция, уклонение от налогов. Нерационально ведется распределение национальных ресурсов. Политика заработной платы носит отсталый характер, не гарантирует наемным рабочим достойную жизнь. Политика в сфере заработной платы не опирается на реально вложенный труд, не поощряет стремления к длительному сохранению рабочего места, что одновременно препятствует привлечению добросовестных и талантливых кадров в государственный аппарат. Плохо реализует функцию управления и обеспечения социальной справедливости налоговая система, которая не стимулирует инвестиции, обновление технологий, не гарантирует рост доходов. К низкому качеству управления приводит организационная структура государственного аппарата. * * * Вышеперечисленные проблемы отчасти вызваны тем, что развитие рыночной экономики социалистической ориентации во Вьетнаме является задачей абсолютно новой, не имеет исторических прецедентов, поэтому требует постоянной корректировки и анализа; пока не сложилось четкого понимания рыночной экономики социалистической ориентации, существующая реальность не получила теоретического обоснования. Отсутствует четкое определение основных потребностей рыночного развития, по-прежнему наблюдается абстрактное противопоставление рыночной экономики и социализма, неясно намечены пути, шаги, меры использования рыночной экономики для построения социализма. Государством не реализован управленческий и институциональный, организационный потенциал; гражданское общество не участвует в определении, реализации и контроле за реализацией политики социально-экономического развития через Отечественный фронт, массовые, общественные и профессиональные организации. Сегодня Вьетнам стоит как перед новыми возможностями, так и перед многими трудностями и вызовами, чтобы реализовать цель строительства мирного, независимого, единого и территориально целостного государства.
×

About the authors

- Doan Xuan Thuy

Ho Chi Minh National academy of politics

Ph.D., Deputy Director of the Institute of political economy. Ho Chi Minh National academy of politics

References

  1. Главное статистическое управление (ГСУ): Результаты исследования экономических, административных и профессиональных подразделений 2012 г. URL: http://www.gso.gov.vn/
  2. Результаты исследования экономических, административных и профессиональных подразделений 2012 г. URL: http://www.gso.gov.vn/

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Doan Xuan Thuy -.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies