The ideology of Ho Chi Minh - the spiritual foundation of the modem political governance in Vietnam


Cite item

Full Text

Abstract

The paper examines the spiritual heritage of Ho Chi Minh as the basis for the formation of modern ideological system of Vietnam. It combines the most effective Eastern and Western technologies of struggle against Western colonialism. Since the early 1990's this belief system became known as the ideology of Ho Chi Minh. The author proves that it helped to restore self-reproducing national state power in Vietnam. The ideology of Ho Chi Minh is considered as a key ingredient of Vietnam's victory in the Indochina wars, successful economic reforms in the late XX - early XXI centuries, allowing to defend firmly national interests. Key political slogans of this ideology, as well as examples of Western counter-propaganda are presented.

Full Text

Важная особенность формирования современной идеологической системы во Вьетнаме состоит в том, что она появилась в процессе борьбы за независимость с феодализмом и колониализмом, а победы в этой борьбе и последующее развитие страны стали следствием её разработки и распространения. В ходе развития национально-освободительного движения была выкована новая идеология, которая вместила в себя в адаптированном виде наиболее эффективные восточные и западные концепции и политические технологии борьбы против западного колониализма. Впоследствии с начала 1990-х годов эту систему взглядов стали называть идеологией Хо Ши Мина. Именно эта инновация стала той самой критической технологией, которая позволила восстановить самовоспроизводя- щуюся систему национальной государственной власти во Вьетнаме. Новая идеологическая система доказала свою жизнеспособность в тяжелейших условиях борьбы за независимость против сильных внешних и внутренних врагов, а также в период последующего мирного строительства. В настоящее время Вьетнам уверенно и стабильно развивается во многом благодаря надёжному идеологическому фундаменту. Идеология Хо Ши Мина - ключевая составляющая вьетнамской победы в Индокитайских войнах, а также в проведении успешных экономических реформ в конце XX - начале XXI в., который позволяет уверенно отстаивать национальные интересы. В этом смысле современный Вьетнам представляет собой материализацию духовного наследия Хо Ши Мина и его сердцевины - идеологии Хо Ши Мина. По нашему мнению, использование ставшего традиционным перевода на русский «Идеи Хо Ши Мина» при описании идеологии Хо Ши Мина (вьетн. Tit tucrng Ho Chi Minh) ведет к утрате системного характера его взглядов на мир и технологию борьбы за национальное освобождение, поскольку «идеи» характеризуются несвязанным набором отдельных мнений по различным сюжетам, что в рассматриваемом случае явно не так1. Употребление термина «идеи» в данном случае является классическим паралогизмом - непредумышленным нарушением норм логики, - поскольку в соответствии с принятым в современном Вьетнаме самым общим определением - идеология Хо Ши Мина является вьетнамизацией марксизма-ленинизма. Общеизвестно, что маркеизм-ленинизм - идеология, но если в отношении идеологии Хо Ши Мина использовать термин «идеи», то получится, что в результате вьетнамизации идеологии произошло радикальное снижение её качества, идеология перестала быть таковой, превратившись в «идеи», т. е. утратила системный характер. Очевидно, что данное положение не соответствует действительности, следовательно, при переводе с вьетнамского слова tu tuang логичнее использовать термин «идеология». Использование в пропаганде и в идеологической работе таких терминов, как «идеи», принижает ценность духовного наследия Хо Ши Мина и понятно, кстати, почему именно такая терминология используется в работах западных авторов, которые в основной массе не знают вьетнамского языка и с трудами Хо Ши Мина и источниками по новейшей истории Вьетнама знакомы лишь по пересказам сомнительного качества. К тому же, терзаемые фантомными болями после поражения США во Второй индокитайской войне, не были заинтересованы в объективном исследовании данного вопроса по идеологическим причинам. Уже в XXI в. один из наиболее объективных американских авторов, который не может быть заподозрен в провьетнамских симпатиях, заявил о том, что «американские военные до сих пор не понимают, что произошло во Вьетнаме»2 в 60-70-х годах прошлого века. В этих условиях, имея в нашей стране собственную авторитетную вьетнамо- ведческую школу, опираться на такую зарубежную экспертизу было бы весьма странно. На наш взгляд, «идеология Хо Ши Мина (вьетн. Tit tuang Ho Chi Minh) - это система взглядов национального лидера Вьетнама на процесс реализации вьетнамской национальной революции, которая включает в себя в переработанном виде идеалы французской и американской революций, элементы марксизма-ленинизма, а также традиционных для стран Дальнего Востока философских школ, которые были систематизированы на основе национальной культуры Вьетнама. Разработка и распространение этой системы оказало решающее воздействие на формирование духовных ориентиров и идеалов нового типа, позволивших реализовать объединение патриотических сил, создать КПВ и выработать технологии эффективной борьбы против иностранных агрессоров. Внедрение этой системы в образовательный процесс привело к появлению самовоспроиз- водящейся системы подготовки национальных кадров, которые после ухода Хо Ши Мина творчески выполнили его заветы, добились объединения страны и проведения успешных экономических реформ. В настоящее время идеология Хо Ши Мина является официальной идеологией правящей партии и Социалистической республики Вьетнам и оказывает системное широкомасштабное воздействие на все сферы государственного строительства»3. В настоящее время Вьетнам является одной из наиболее влиятельных стран Юго-Восточной Азии, которая во второй половине XX в. прошла драматичный процесс деколонизации, национального возрождения, отстояла независимость в борьбе с колониальными державами и в настоящее время успешно осуществляет модернизацию, демонстрируя высокие темпы роста. Распространение в массах основных положений идеологии Хо Ши Мина позволило не только освободить Вьетнам от французского колониального режима, но и после 80-летнего господства французских колонизаторов восстановить систему национальной государственной власти. Идеология Хо Ши Мина показала свою жизнеспособность и после смерти национального лидера в 1969 г., создав основу эффективной системы подготовки кадров, направленную на обеспечение национальной безопасности, защиту суверенитета и экономическое развитие страны. Программа экономических реформ под названием «Дой мой» (обновление), которая была принята на VI съезде КПВ в 1986 г., за прошедшие 30 лет показала свою высокую эффективность. Однако её идеологический фундамент, который стабилизирует общество - идеология Хо Ши Мина, - зачастую остаётся как бы на заднем плане, о нем мало что известно за пределами Вьетнама. Именно поэтому рассмотрению этого идеологического феномена следует уделить особое внимание. Основные этапы развития идеологии Хо Ши Мина: 1. 1923 г. - установление рабочих контактов с Коминтерном. 2. 1930 г. - создание КПВ. 3. 1945 г. - Декларация независимости. 4. 1954 г. - победа в Первой индокитайской войне. 5. 1969 г. - завещание Хо Ши Мина. 6. 1975 г. - победа во Второй индокитайской войне. 7. 1986 г. - новый курс - Политика обновления. Новый термин - «идеология Хо Ши Мина», который точно определил уже сложившуюся систему взглядов национального лидера на политику по защите национальных интересов и развитию Вьетнама, появился в СРВ с начала 1990-х годов, однако сама идеология появилась раньше и стала результатом политической деятельности Хо Ши Мина, его учеников и соратников. Именно адаптированные Хо Ши Мином к вьетнамским реалиям технологии Коминтерна позволили поднять вьетнамский народ на борьбу за национальное освобождение и победить в неравной битве против сильнейших стран мира (Франция, США, Китай). В мировоззрении Хо Ши Мина нашли органичное сочетание патриотизм, а также различные направления политической и философской мысли как Запада, так и Востока. При этом догматизм совершенно не характерен для политической линии Хо Ши Мина. «Характерная особенность революционного метода Хо Ши Мина состоит в том, что он всегда считал практику и факты из жизни исходной точкой для размышлений и действий в планировании линии, политики, стратегии и тактики революции»4. Влияние мировоззрения Хо Ши Мина на современный Вьетнам огромно. Можно сказать, что данный феномен является основой государственной власти СРВ, национальной идеей современного Вьетнама, критической технологией, разработка которой открыла путь к национальному освобождению. По сути, речь идёт о ключевом ингредиенте вьетнамской победы в Индокитайских войнах, а также в проведении успешных экономических реформ в конце XX - начале XXI в. Непонимание сформулированных Хо Ши Ми- ном ключевых мотивов и механизмов национально-освободительного движения во Вьетнаме в своё время привело могущественных противников к тяжёлым поражениям. Идеология Хо Ши Мина представляет собой набор символов веры и ярких образов, которые существуют в виде опорных лозунгов, формирующих мировоззрение масс по ключевым вопросам современности. Хо Ши Мин не дожил до своей главной цели - объединения Вьетнама, но её достигли его ученики и соратники, потому что он создал способную к самовоспроизводству систему национальной государственной власти. Хо Ши Мин говорил: «Когда устойчива Партия, устойчива революция, так же как при устойчивом рулевом лодка будет плавно идти вперёд. Партия станет сильной, когда она имеет определенную доктрину в качестве основы, все в Партии должны понимать и соблюдать эту доктрину. Партия, не имеющая своей доктрины, всё равно, как человек без мозгов, как пароход без компаса»5. Хо Ши Мин также подчёркивал особую важность теории: «Без теории мы будем подобны слепому, который идёт в ночи»6. Следует отметить существенно более высокий процент содержания национализма в идеологии Хо Ши Мина по сравнению с марксизмом-ленинизмом, на политтехнологическом фундаменте которого она была сформирована. Связано это с тем, что в период ее формирования наиболее острой проблемой вьетнамских патриотов того времени было восстановление суверенитета и именно под этими лозунгами происходило создание национально-освободительного движения нового типа. В своей истории Вьетнам неоднократно был вынужден бороться против сильных и коварных противников. На XII съезде КПВ было отмечено, что в настоящее время имеются существенные угрозы национальной безопасности Вьетнама, в том числе в идеологической сфере. Это правильный подход, поскольку удары по идеологическому фундаменту грозят обрушением всей государственной конструкции, что хорошо видно на примере СССР, Югославии, Украины и других стран постсоветского пространства. При разрушении системообразующих идеологических конструкций важны политические установки, системообразующие лозунги и идеологические метафоры, которые идут им на смену. Применительно к Вьетнаму норвежский историк Стейн Тоннес- сон обратил внимание на идеологическое наполнение подходов вьетнамских оппозиционеров: «Вьеты во Вьетнаме составляют 88 % населения. Это делало сложным эксплуатацию этнических конфликтов в попытках борьбы против коммунистов. История вьетнамского национализма и история коммунизма тесно связаны. Поэтому вьетнамские антикоммунисты всегда терпели поражения в своих попытках мобилизовать национализм в своих интересах и были вынуждены создавать себе поддержку исключительно на религиозных, гуманитарных или ориентированных на будущее идеях»7. Это очень важное замечание для анализа западной политики в отношении Вьетнама! Заметим, что Западу на этой основе не удалось создать серьёзной оппозиции существующему режиму. Следовательно, на современном этапе «враждебные силы» будут вновь маскироваться под «патриотов», что хорошо видно по ряду последних выступлений в крупных городах Вьетнама в 2014-2016 гг., которые были связаны с антики- тайскими погромами и демонстрациями экологического характера. В данном контексте особого внимания заслуживают протесты против программы вырубки и последующей посадки зеленых насаждений (6700 деревьев) в Ханое в 2015 г. Из заслуживающих доверия источников позднее стало известно, что за решением вырубить, а затем вновь посадить деревья стояли формирующиеся олигархические группировки, а спровоцированные их действиями протесты населения возглавили аффилированные с этими же олигархическими структурами лица. В ходе протестов была сформирована инициативная группа «За зелёный Ханой» (вьетн. Yi Mot На Noi Xanh). Следующий достойный внимания эпизод продолжается до сих пор. Начало этим процессам было положено в апреле 2016 г., когда на побережье в центральном Вьетнаме было выброшено много дохлой рыбы. Проведённая проверка установила, что экологическое бедствие было связано со сливом загрязнённых стоков тайваньского завода Формоза в пров. Хатинь. Грубый ответ тайваньского представителя на пресс-конференции «Вам нужен завод или чистая вода?» вызвал возмущение общественного мнения и протесты, в том числе политического характера. В частности, в Интернете и социальных сетях были широко растиражированы плакаты «Рыбе нужна чистая вода, а народу чистая власть» с весьма недвусмысленным намёком в адрес местных властей, которые позволили реализовать спорный с экологической точки зрения проект. На этом протестном фоне были предприняты попытки раскрутки ряда оппозиционеров, которые были грамотно заблокированы властями. Информация об этих протестах была растиражирована западными СМИ и блогерами, в том числе иностранными, на чём они также попытались заработать себе политический капитал для использования его во Вьетнаме. В данном контексте стоит напомнить, что в СССР в конце 1980-х годов формирование оппозиционных властям сил в союзных республиках также начиналось с экологических протестных движений, лидеры которых получили первый опыт политического противостояния с властями. При этом стоит отметить, что вопросы экологии в современном Вьетнаме действительно стоят очень остро и внимание населения к ним вполне понятно и справедливо. Идеологическая борьба в наши дни играет очень важную роль. Это хорошо понимают в КПВ, именно поэтому в отчётном докладе ЦК партии XII съезду особое внимание было обращено на деятельность «враждебных сил». Не случайно руководство КПВ постоянно обращает внимание на опасность «мирной трансформации» во Вьетнаме и на печальный опыт распада СССР. В 1975 г., когда де-факто произошло объединение Вьетнама, СССР был на вершине могущества, но, по словам Н.С. Леонова, не смог использовать свои преимущества8. В то же время Вьетнам, имея существенно меньше ресурсов, смог преодолеть стоящие перед страной проблемы во многом благодаря наличию живой идеологии, целеполаганию, тесной связи с реальностью и более высокой эффективности управления. Н.С. Леонов совершенно справедливо отметил: «Как в древности в ходе сражения надо было добраться до шатра вражеского полководца и срубить поддерживающий его центральный шест, так и сейчас основная цель в борьбе состоит в том, чтобы поразить управленческий мозг противника»9. Анализируя причину крушения социалистических режимов в СССР и Восточной Европе, современные китайские эксперты отмечают: «Во время проведения реформ возглавляемая М.С. Горбачёвым КПСС и руководители стран Восточной Европы проводили ошибочную идеологическую, политическую и организационную линию, предали социалистический путь, углубили и в итоге вызвали крупномасштабный кризис общества»111. Таким образом, на первое место ставится причина идеологического характера, при этом, по мнению китайских учёных, произошло «добровольное идейное разоружение КПСС. Это также привело к тому, что широкие массы членов партии, партийных кадров и народ потеряли способность отличать правду от лжи и возник идейный хаос»11. В итоге произошел распад государства, который привел к многочисленным материальным и человеческим жертвам. В то время пока в СССР происходила замена коммунистической идеологии на идеологию «рыночного фундаментализма», во Вьетнаме был сделан шаг в направлении укрепления идеологической работы, что принесло свои плоды. Вьетнам, теряя своего главного партнёра на международной арене, не стал метаться в угоду бушевавшим в то время политическим бурям и продолжал отстаивать национальные интересы. Именно идеология и система подготовки национальных управленческих кадров в качестве её носителей стали становым хребтом нового режима, который вот уже более 70 лет уверенно и успешно решает возникающие перед объединённым Вьетнамом проблемы и ведёт его к новым достижениям. Несмотря на жёсткое давление со стороны ряда стран Запада, Вьетнам не сдал свои национальные интересы и продолжает бороться за их претворение в жизнь. Во многом именно по этой причине США были вынуждены в 1994 г. снять торгово-экономическое эмбарго, которое они ввели в отместку за своё поражение во Второй индокитайской войне в 1975 г. Не случайно один из основных принципов идеологии Хо Ши Мина звучит следующим образом: «Неизменностью реагировать на десять тысяч изменений»12. Полученный от Хо Ши Мина импульс привёл к началу мощных конструктивных процессов, к бурному и последовательному развитию Вьетнама, которое продолжается и в наши дни. В настоящее время страна уверенно развивается во многом благодаря сложившемуся идеологическому фундаменту. Экономические реформы в современном Вьетнаме - это очередной этап продолжения революции и дальнейшего его развития как суверенного государства. Из разделённых стран Азии только Вьетнам смог объединиться и развиваться без иностранных баз на своей территории. 5 октября 2016 г. Вьетнам вошёл в зону свободной торговли ЕАЭС. Если сравнить размер ВВП стран - членов ЕАЭС и СРВ, то видно, что последняя обладает второй по величине экономикой после РФ. Вот что значит прочный идеологический фундамент, стабильная политическая система и, соответственно, устойчивый экономический рост. В декабре 2016 г. на 5-й международной конференции по изучению Вьетнама проф. By Зыонг Нинь выдвинул идею пойти дальше и продолжить реализацию политики обновления - разработать Обновление-2, чтобы тем самым добиться конкурентных преимуществ в условиях меняющегося мира. Идеология Хо Ши Мина - национальное духовное достояние, духовное наследие великого сына Вьетнама, который посвятил свою жизнь восстановлению независимости страны и создал идеологию У у у У У У 1 -Jl Рис. 1. Сравнение ряда постсоветских стран и СРВ по ВВП (ППС). 13 Источник данных: The World Facktbook '. национального возрождения, которую его ученики и последователи позднее назвали его именем. Идеология Хо Ши Мина - это не догма, а живая развивающаяся и самосовершенствующаяся система. Влияние Хо Ши Мина до сих пор очень сильно не только в основополагающих нормативных документах Вьетнама - Уставе КПВ, Декларации независимости, Завещании Хо Ши Мина, конституциях ДРВ и СРВ, - но и в практической сфере, в сохранении стабильности и продолжающемся экономическом росте современного Вьетнама, что является результатом выполнения заветов Хо Ши Мина в новых условиях.
×

About the authors

Vladimir N. Kolotov

Saint Petersburg State University; Ho Chi Minh Institute

D. Sc. (history), Professor, head of Departement of history of SEA countries of the Oriented faculty of Saint Petersburg State University, Director of Ho Chi Minh Institute

References

  1. Колотов В.Н. Идеология Хо Ши Мина как ключевой ингредиент вьетнамской победы и успешных реформ // Духовное наследие Хо Ши Мина и современность. СПб., 2015. С. 481-482, 489-490.
  2. McCready D. M. Learning from Sun Tzu // Military Review. May-June, 2003. Р. 85.
  3. Шонг Тхань (ред.). Хо Ши Мин. Биография / отв. ред. В.Н. Колотов. Ханой: Издательство политической теории, 2016. С. 801.
  4. Ho Chi Minh. Toan tap. Т. 2. HN, 1995. Tr. 267-268.
  5. Ho Chi Minh. Tieu su. Ha Noi: NXB Ly luan chinh tri, 2006. Tr. 454.
  6. Toønnesson S. Democracy in Vietnam? NIAS reports № 16. 1993. P. 53-54.
  7. Леонов Н.С. «Перестройка». Четверть века спустя. URL: http://svom.info/entry/639-perestrojka-chetvert-veka-spustya/ (дата обращения: 20.12.2016).
  8. История международного коммунистического движения / пер. с кит. М.: Весь мир, 2016. С. 392-393.
  9. The World Facktbook. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/ (дата обращения: 20.12.2016).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Kolotov V.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies