Идеологические проблемы КПВ в фокусе XIII съезда партии

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена ряду идеологических и теоретических проблем, с которыми столкнулась Компартия Вьетнама в период подготовки и проведения своего XIII съезда в конце января 2021 г. Автор остановился лишь на некоторых, на его взгляд, наиболее важных для КПВ проблемах, связанных с попытками дискредитации марксизма, падением в стране веры в социализм, и актуальных ввиду серьёзного кризиса в международном коммунистическом движении. К ним относится обострение внутренних и внешних вызовов, стоящих перед СРВ, размежевание партийных рядов, особенно в верхнем эшелоне, корректировка внутриполитических лозунгов и представлений о социализме, в том числе в свете идей Хо Ши Мина, с целью научного обоснования некапиталистического характера рыночной экономики и социалистического пути во Вьетнаме. Рассматривая противоречивые процессы в партии и стране с точки зрения объективизма, автор делает вывод, что при всех различиях в позициях и мнениях съезд продемонстрировал отсутствие признаков идейного разброда, а тем более раскола в КПВ.

Полный текст

Введение Состоявшийся в Ханое 25 января - 1 февраля 2021 г. XIII съезд Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) стал важной исторической вехой на 35-летнем пути всестороннего и комплексного обновления страны. Он вызвал большой интерес ученых и общественности многих стран, ибо речь шла о будущем 100-милионной динамично развивающейся азиатской страны, в которую превратился Вьетнам. Данная тема является для российской литературы по современному Вьетнаму новой и ещё недостаточно изученной. Методологически автор руководствуется объективным анализом документов XIII съезда КПВ, выступлений на нём видных политических деятелей и прошедшей перед съездом дискуссии в партии и в научных учреждениях. Внимание большинства зарубежных наблюдателей и комментаторов было привлечено к формированию нового поколения руководства партии и государства и к факту переизбрания генерального секретаря ЦК КПВ и президента СРВ 76-летнего Нгуен Фу Чонга на третий срок подряд. Оно было оценено многими как стремление вьетнамского руководства сохранить преемственность и неизменность в политике [de Treglode: 14.02.2021; Phuong Pham: 08.02.2021]. Известный австралийский эксперт Карл Тэйер в интервью Российскому совету по международным делам (РСМД) ещё за год до съезда отмечал, что КПВ переживает период беспрецедентных внутрипартийных изменений. Значительно возросла роль Центрального комитета, который действительно взял на себя функции главного исполнительного органа партии в периоды между общенациональными съездами. Было уже несколько случаев, когда ЦК отменял решения Политбюро и инициативы генерального секретаря КПВ. По мнению эксперта, КПВ по-прежнему у руля по той простой причине, что никакой замены ей на горизонте не видно. К. Тэйер весьма скептически отнёсся к переизбранию Нгуен Фу Чонга на третий срок, расценив это, по словам бравшего у него интервью Нгуен Зянга, как признак «склероза и удушья» нынешней политической системы Вьетнама [Giang Nguyễn: 01.02.2021]. В работах западных специалистов уделяется немало внимания идеологическим противоречиям в политике КПВ. Отмечается, что в партии никто не говорит о классовой борьбе и диктатуре пролетариата; рыночная экономика не признаётся капиталистической по существу, но частный бизнес считается движущей силой национального развития. Так что же осталось от коммунистической доктрины и какой социализм строится во Вьетнаме? Профессор К. Тэйер, выступая в Канберре в 2018 г., прямо утверждал, что КПВ практически отказалась от ленинского положения о возможности «миновать» капитализм, неразрывно связанный с частной собственностью и рыночной экономикой [Thayer: 11.12.2018]. Эти же вопросы затрагиваются в ряде статей регионального директора Института стратегических и военных исследований (IRSEM) Франции Бенуа де Треглоде [Vietnam before Party’s National Congress: 30.11.2020]. В российском вьетнамоведении о противоречиях речь не идёт, хотя издано много работ с анализом идеологической платформы КПВ, но они носят в основном комплиментарный характер. Российские учёные обычно демонстрируют комплексный подход к изучению деятельности Хо Ши Мина, показывая его роль в создании КПВ и формировании в стране марксистско-ленинской идеологии. Основные характеристики истории КПВ даны в актуальной до сих пор книге Е.В. Кобелева о Хо Ши Мине [Кобелев 1983], а её современной политики - в сборнике статей «Духовное наследие Хо Ши Мина и современность», изданной СПбГУ совместно с Академией Хо Ши Мина [2015] с участием ученых ИДВ РАН. Е.В. Кобелев, как ведущий исследователь КПВ в России, охарактеризовал XIII съезд КПВ как шаг «на пути к новым достижениям» и дал экскурс в прошлое. По его словам, «до рождения КПВ ни одна другая партия не смогла встать во главе вьетнамского народа и привести его к победе. Первый и самый главный фактор - это стратегия единого широкого национального фронта на каждом конкретном этапе революции» [Kobelev: 13.01.2021]. Изучением наследия Хо Ши Мина в России занимается одноимённый институт восточного факультета СПбГУ, директор которого профессор В.Н. Колотов регулярно анализирует политику и стратегию КПВ в целом, в частности первым дал обзор итогов её XIII съезда [Колотов 2021: 30-40]. Он выступает сторонником концепции о наличие во Вьетнаме идеологии Хо Ши Мина [Колотов 2017]. Первостепенное внимание развитию и пропаганде идеологии КПВ, естественно, уделяется в самом Вьетнаме. Там активно работает широкая система исследовательских, учебных и пропагандистских учреждений с большим числом специалистов. Среди них выделяются Теоретический совет при ЦК КПВ, Государственная политическая академия Хо Ши Мина, Вьетнамская академия общественных наук и многие другие «мозговые центры». Теоретические работы представителей партийной элиты публикуются в журналах «Коммунист», «Партийное строительство», «Политическая теория» и др. Некоторые из них легли в основу данной статьи. Большое внимание привлекают в последнее время статьи и выступления бывшего заместителя начальника Главного политического управления ВНА генерал-полковника Нгуен Чонг Нгиа, назначенного после съезда на пост заведующего Отделом пропаганды ЦК КПВ [Bảo vệ nền tảng tư tưởng: 27.01.2021]. КПВ перед лицом внутренних и внешних вызовов СРВ по типу общественного устройства однозначно позиционирует себя как одно из пяти оставшихся социалистических государств. Но она явно не относится к ряду таких стагнирующих стран, как Куба, КНДР и Лаос. В декабре 1986 г. решениями VI съезда КПВ в стране начался исторический эксперимент построения «рыночной экономики, ориентированной на социализм». Это выразилось в признании многоукладности и во внешней политике открытости. За 35 лет осуществления этой политики Вьетнам, оставшийся после распада СССР без друзей и союзников, превратился в быстро развивающееся государство. Пандемия COVID-19 показала, что в форс-мажорной ситуации государство оказалось способным выстроить гармоничные отношения с собственным обществом. И всё-таки ХIII съезд КПВ в январе 2021 г. проходил не в атмосфере эйфории от успехов. Сложившееся к этому времени экономическое, внутриполитическое и международное положение Вьетнама было далеким от благостной идиллии. Последствия мирового кризиса, вызванного пандемией COVID-19, хоть и в меньшей степени, чем у соседей, но достаточно больно ударили по экономике, зависимой от экспорта и притока туристов. Реформистский курс КПВ и растущая открытость страны внешнему миру привели к усложнению социальной структуры, диверсификации интересов и массового сознания, к возникновению новых противоречий и конфликтов в обществе, особенно в условиях информационной революции в мире. Заметно усилилась социальная поляризация, отчуждение властной и предпринимательской верхушки от основной массы населения. Появились «новые вьетнамцы», чем-то похожие на «новых русских» 1990-х годов в России. Всё это потребовало от руководства КПВ постоянного обновления идеологического арсенала, чтобы не только не утратить своей легитимности, а, напротив, укрепить социальный фундамент власти. На международное положение страны заметное влияние оказала и активизация экспансионистской политики КНР в Южно-Китайском (Восточном) море, что потребовало значительного увеличения расходов на оборону. Ситуацию для КПВ осложнил и глубокий кризис в международном коммунистическом и рабочем движении. Даже в условиях «крестового похода против коммунизма» коммунистические партии оставались авангардом левых сил. Еще несколько десятилетий тому назад они представляли собой мощную силу, с которой приходилось считаться всем. Сегодня влияние коммунистических партий в мире практически сошло на нет. Идеологический и теоретический кризис переживает весь мир. Теоретическая и идеологическая дилемма сегодняшнего социализма вытекает из полного отхода как в теории, так и на практике от главного лозунга Коммунистического манифеста: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» КПВ больше не называет рабочий класс руководящей силой общества, и новая обстановка требует новых теоретических, идеологических и политических формул. Пока же ни одна идеология не сумела овладеть массами. В этой обстановке КПВ не стала исключением. Развернувшаяся перед съездом дискуссия в партии и в обществе говорит о том, что, несмотря на все свои бесспорные достижения, она всё же сталкивается с критикой со стороны меньшинства (постоянно растущего) членов партии и части беспартийной интеллигенции, которые пытаются изменить некоторые идеологические постулаты в партийных документах. Однако те, кто ждал и добивался больших изменений в политике КПВ, были разочарованы. Руководство партии не пожелало ничего существенно менять в своей политике, которая по многим показателям и планам на будущее выглядела вполне благоприятно для власти. Поэтому XIII съезд прошёл под знаком преемственности и единства. Сохранение и защиту идеологических основ КПВ съезд представил в качестве одной из важнейших задач партии на предстоящий период. Новые внутрипартийные течения Политические дискуссии в партийном руководстве Вьетнама традиционно являются закрытыми от публики. Но просачивающиеся в социальные сети факты указывают на то, что в руководстве есть различные группы, соперничающие друг с другом по многим вопросам. С конца 1980-х годов, когда перестало существовать социалистическое содружество, а затем распался и Советский Союз, КПВ оказалась перед выбором: сохранить сложившийся политический строй или изменить его. Консервативная часть партийного руководства сделала всё возможное, чтобы сохранить политический строй и социальную стабильность в стране при руководящей роли КПВ. Вьетнамский консерватизм обычно был связан с антизападничеством. Но после кризиса в отношениях с КНР в 2014 г. это стало меняться, и Вьетнам начал всё дальше отходить от Китая и сближаться с США, хотя и очень осторожно. Тем временем большое влияние приобрели чиновники-технократы в противовес партийным идеологам и силовикам. Именно они помогали приводить в страну иностранный капитал, они администрировали рыночные реформы. Реформаторы руководствовались идеями модернизации страны по западному образцу и её подключения к начавшейся глобализации. Ключевым пунктом их политики стала интеграция в мировую экономику. Некоторые считали возможным даже отказаться от цели построения социалистического государства и выступать с лозунгами национально-демократического характера. Сторонники этого курса заявили о необходимости второго, более радикального этапа реформ (Обновления 2). Он опирался на активное лоббирование со стороны США и реальное развитие вьетнамского общества, политических институтов страны, капиталистического уклада экономики, что никто уже не мог остановить. В противоположность им консерваторы неизменно выступают за продолжение борьбы «против империализма», подразумевая под этим понятием весь Запад, и против так называемой «мирной эволюции», то есть постепенного перерождения политического строя во Вьетнаме. Главный путь к этому они часто видят в установлении тесного союза с Китаем на базе общности идеологии двух правящих коммунистических партий. Среди западных экспертов распространено мнение, что оставшийся на своём посту на третий срок генеральный секретарь Нгуен Фу Чонг является лидером консерваторов и возглавляет прокитайскую фракцию. Лидером фракции реформаторов считают бывшего премьера, избранного 5 апреля 2021 г президентом СРВ, Нгуен Суан Фука, который не был ни демократом, ни либералом, но представлял технократическое крыло в КПВ и повысил свой авторитет на фоне успешных действий во время пандемии [Giáo sư Carl Thayer: 14.01.2021]. Однако с годами всё заметнее становится и роль появившейся в рыночной экономике олигархии в лице владельцев крупных частных компаний. Сформировался новый слой элиты - «красные капиталисты» [Việt Nam có 6 tỷ phú: 17.04.2021], в которой заметно выделяются долларовые миллиардеры. Они не только зарабатывают немалые прибыли вместе с властью, но и конкурируют друг с другом, что создаёт новые условия «плюрализма интересов». Фракция «рентополучателей», по мнению внешних наблюдателей, оказалась наиболее влиятельной из всех группировок в КПВ. В своих интересах они исходят не из установок консерваторов или реформаторов, а из того, что принесёт им больше прибыли. Эти новые силы всё более стремятся избавиться от тесных рамок политического режима и контроля со стороны часто некомпетентных партийных руководителей. Вьетнам, как пишет эксперт Королевского института международных отношений в Лондоне Билл Хайтон в вышедшей в 2010 г. книге «Вьетнам - взлетающий дракон», постепенно превращается в государство, управляемое группировками финансовой олигархии. Эксперт убежден, что здесь появились некоторые весьма богатые люди, имеющие тесные связи с партийными чиновниками и способные оказывать влияние на политику и экономику в выгодном для себя плане. И партия, похоже, признаёт, что эти люди приносят пользу и могут быть инструментом осуществления политики КПВ [Hayton 2010b]. Смена лозунгов, но не политики XIII съезд КПВ проходил под девизом: «Сплочение - Демократия - Порядок - Творчество - Развитие». По сравнению с предыдущим съездом из него исчезли слова «Справедливость» и «Обновление», вместо которых появились призывы к творчеству и развитию. Призыв к сплочению неизменно обращён как к самой партии, так и ко всему народу. КПВ во время съезда насчитывала 5,2 млн членов, что составляло 5,3 % от 97-миллионного населения страны [Đảng Cộng sản Việt Nam: 18.01.2021]. Это, конечно, меньше, чем в Китае, где 92 млн членов КПК составляют 6,3 % от 1,4 млрд населения [Население Китая: 18.01.2021]. Но руководить такой партией из центра, как показала практика, становится всё сложней. Лояльность провинциальных лидеров партийному штабу в Ханое часто зависит от ассигнований, получаемых из центра на нужды этих провинций. И это наглядно проявилось на прошедшем XIII съезде при выборах руководящей «четвёрки» партии и страны. Прежний состав ЦК КПВ не смог прийти к согласию по некоторым кандидатурам, предложенным Политбюро ЦК. Девиз «Демократия» также повторяется от съезда к съезду. При этом КПВ по-своему понимает значение этого термина. Она категорически отвергает принципы политического плюрализма и разделения властей. Считается, что эти основные элементы демократии западного типа противоречат сложившейся в стране системе власти, подрывают политическую стабильность, национальную культуру и идентичность. На первое место в этом контексте заметно выдвигается Национальное собрание, действительно ставшее в последние годы «местом дискуссий». Его роль и полномочия очевидно возросли. Значительная часть депутатов работает теперь на постоянной основе. Совершенствуется система выборов, предусматривающая конкуренцию не менее трёх кандидатов на одно место. В новом составе парламента, избранном в марте 2021 г., уже около 20 % депутатов не являются членами КПВ. Его открытые заседания, посвящённые вопросам правительству и его ответам, вживую транслируются по ТВ и радио. Каждый депутат имеет свой сайт в Интернете, куда могут обращаться его избиратели с любыми вопросами, причем ответ обязателен. Национальному собранию было делегировано право впервые в истории Вьетнама выносить на голосование вопрос о доверии высшим правительственным чиновникам два раза за срок их пребывания на посту. Девиз «Справедливость» и раньше вызывал споры в обществе, тем более удивляет в условиях растущей имущественной дифференциации. Его заменили призывом к «порядку и дисциплине». Это должно указывать на то, что руководство КПВ держит курс на строительство «правового социалистического государства», действующего строго по законам. Ст. 4 Конституции СРВ 1993 г., содержащая нормы о руководящей роли КПВ, в разделе 3 провозглашает, что все организации и члены КПВ должны действовать в рамках конституции и закона [Hiến pháp 2014: 5]. На практике это означает, что начатая нынешним руководством кампания по борьбе с коррупцией будет продолжена. Что касается начатого 35 лет назад обновления в экономике, то в руководстве КПВ посчитали, что к настоящему времени в том виде, как это было тогда задумано, оно подошло к концу. На повестку дня вышли задачи так называемой Четвертой промышленной революции: цифровизация экономики, построение «умных городов» и другие задачи. Их выполнение требует «умных», то есть образованных и квалифицированных граждан, живущих в этих городах, и рационального управления ими. Поэтому девиз «Обновление» решено заменить на «Творчество» и «Развитие», что вовсе не означает прекращения самого процесса обновления и реформ. Установка на продолжение обновления закреплена в решениях XIII съезда КПВ вместе с поставленной задачей значительного увеличения объемов ВВП и стратегией развития на среднесрочный (до 2030 г.) и долгосрочный (до 2045 г.) период. Марксизм-ленинизм, или учение Хо Ши Мина 91 год прошёл с тех пор, как созданная Хо Ши Мином КПВ (КПИК) принесла марксизм-ленинизм во Вьетнам. Эта идеология по-прежнему играет важнейшую роль в жизни КПВ и всего общества. Она поддерживается всем мощным аппаратом пропаганды и агитации партии и государства. На заметную девальвацию марксистско-ленинской идеологии в мире КПВ ответила усиленной пропагандой учения Хо Ши Мина, ядром которого является проповедь высокой морали на основе традиционных ценностей конфуцианства и буддизма, а также осуждение индивидуализма и стремления к личному обогащению. Но с недавнего времени оппозиционные круги в среде партийной и иной интеллигенции в стране, а особенно в зарубежной диаспоре, заметно усилили атаки на марксизм-ленинизм как главную идеологическую основу КПВ. Все вместе они именуются в партийном лексиконе «враждебными силами». Выдвигаемые ими аргументы направлены на то, чтобы разорвать диалектическую связь учения Хо Ши Мина с марксизмом-ленинизмом. Оппоненты КПВ утверждают, что в настоящее время во Вьетнаме, как и во всем мире, марксизм-ленинизм полностью устарел и ведёт страну в тупик. Действующим и имеющим практическое значение остаётся только учение Хо Ши Мина или высказанные им в разное время по разным поводам идеи. Однако сегодня, говорят они, уже стало очевидно, что индивидуализм и материализм берут верх и становятся доминирующими среди молодого поколения. Вступление в КПВ превратилось для молодежи прежде всего в способ обеспечения бюрократической карьеры, а вовсе не в выбор какого-то идеала. И в таком противопоставлении учения Хо Ши Мина марксизму руководство КПВ, естественно, видит не попытку возвысить идеи основателя партии, а, напротив, изолировать, оторвать их от теоретических корней в марксизме-ленинизме и тем самым выхолостить их значение. И это означает удар по идеологической основе КПВ, по её программе и руководящей роли в стране. Идеи Хо Ши Мина есть творческое использование и развитие марксизма-ленинизма применительно к конкретным условиям Вьетнама. Поэтому, считают в руководстве КПВ, нельзя абсолютизировать идеи Хо Ши Мина для того, чтобы отрицать марксизм-ленинизм, нельзя разрывать связь между ними и тем боле подменять ими марксизм [Không thể tách rời: 29.12.2020]. В этой связи серьёзные сомнения вызывает семантический спор нашего санкт-петербургского коллеги профессора В.Н. Колотова вокруг якобы неверного перевода термина Тư tưởng Hồ Chí Minh как «идеи Хо Ши Мина». Он считает, что это сильно принижает значение идейного наследия основателя независимого вьетнамского государства, и настаивает на том, что надо переводить как «идеология Хо Ши Мина» [Колотов 2017: 59-60]. Но сам президент Хо Ши Мин никогда не считал себя теоретиком или идеологом созданной им компартии Вьетнама. Напротив, он всегда подчёркивал, что его идеология - марксизм-ленинизм с учетом национальных и культурных особенностей Вьетнама [Hồ Chí Minh 2011: 147]. Представления о социализме После распада СССР это - главнейший вопрос идеологической жизни КПВ. Официально целью КПВ по-прежнему является построение во Вьетнаме социализма. Об этом вновь напомнил в своём докладе на съезде генеральный секретарь ЦК КПВ Нгуен Фу Чонг, который поставил задачу к середине XXI в. превратить СРВ в «современное развитое государство, идущее по пути к социализму» [Báo cáo chính trị: 23.03.2021]. Новая редакция Программы КПВ, принятая ещё XI съездом (2011), представляет социализм как весьма далекий идеал, к которому надо стремиться. Достижение его, подчеркивается в документе, это длительный, исключительно сложный процесс. Конкретные сроки не указаны. Говорится только, что страна находится сейчас в начальной стадии строительства социализма и будет пребывать в ней ещё неопределённо долго. К середине XXI в. предполагается в основном создать лишь его материально-техническую основу [Cương lĩnh: 15.03.2021]. Вопреки тяжелейшим обстоятельствам обновление вывело СРВ из разряда беднейших стран мира в группу государств со средним доходом. При этом одни увидели во Вьетнаме процесс конвергенции капиталистической и социалистической моделей развития [Мазырин 2007], другие - строительство некоего «конфуцианского капитализма с человеческим лицом» [Hayton 2010a]. Но вьетнамские идеологи этой политики твёрдо стоят на том, что, в конечном счёте, все проводимые ими реформы нацелены на построение социализма с учётом национальной специфики. То, что реально понимается под этим, выражено в основном девизе политики обновления: «Обеспеченный народ, сильное государство, справедливое, демократическое, цивилизованное общество» [Cương lĩnh: 15.03.2021]. В таком толковании социализма очень мало именно «изма», то есть доктринёрства, но гораздо больше простого здравого смысла. Это определение социализма почти не отличается от целей, провозглашаемых социал-демократическими партиями многих западноевропейских стран, а именно: справедливость, демократия, социально ориентированная экономика, процветание, кроме одного - монополии коммунистической партии на власть. Помимо собственной формулировки сущности социализма в целом КПВ отстаивает специфическое понимание характера рыночной экономики: «Товарное производство не противостоит социализму, а является достижением общечеловеческой цивилизации и существует как объективная необходимость для строительства социализма» [Nguyễn Phú Trọng: 06.05.2010]. Характерно, что при этом сохраняется ленинский тезис о возможности прийти к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Генеральный секретарь ЦК КПВ Нгуен Фу Чонг считает эту концепцию «основополагающим теоретическим прорывом и творческим достижением партии», её важным вкладом в теорию марксизма-ленинизма. Вьетнамские коммунисты, утверждает он, пришли к выводу о необходимости «применять рыночные формы и методы управления экономикой для того, чтобы использовать их положительные качества…» [Nguyễn Phú Trọng: 06.05.2010]. Вместе с тем теоретики КПВ признают, что рыночная экономика порождает тенденции, которые прямо противоречат социализму, предлагая их решительно преодолевать и ограничивать. Делается это, в том числе, на основе единства экономической и социальной политики, когда экономический рост идет вместе с социальным прогрессом. Естественно, у этой концепции есть немало противников и внутри Вьетнама. Они отвергают саму возможность какой-либо ориентации рыночной экономики на социализм, считая эти два понятия несовместимыми. Рыночная экономика в каноническом представлении означает свободу предпринимательства от вмешательства государства, господство частной собственности. Например, на многих собраниях, прошедших перед XIII съездом КПВ, вносились предложения об изменении Закона о земле 2013 г. и о признании частной собственности на землю. Руководством КПВ это было сочтено преждевременным. Сохранение всенародной (государственной) собственности на землю считается соответствующим принципам рыночной экономики, ориентированной на социализм. Многие ветераны компартии видят крайне негативные последствия укрепления рыночной экономики в том, что она служит неиссякаемым источником непреодолимой коррупции в партии и государстве. Для того, чтобы преодолеть эти явления, по мнению критиков КПВ, необходим независимый суд, гражданские права и оппозиционные партии, держащие под контролем правящие элиты. Но до этого во Вьетнаме ещё далеко. Заключение Всё сказанное выше далеко не исчерпывает идеологические проблемы, по которым в КПВ идут активные дискуссии. Но можно с большой долей уверенности говорить, что при всех различиях в позициях и мнениях признаков идейного разброда, а тем более раскола в КПВ не наблюдается. КПВ ставит одной из главных своих задач создание в стране атмосферы общественного согласия, преодоление остатков многолетней вражды и размежевания в обществе, принятие широкими слоями некоторых последствий многоукладной рыночной экономики с её неравенством доходов, уровня жизни и различиями интересов классов и слоёв.
×

Об авторах

Г. М Локшин

Институт Дальнего Востока Российской академии наук

Email: l6188017@yandex.ru
к. и. н., ведущий научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН. ORCID: 0000-0002-6362-7463

Список литературы

  1. Духовное наследие Хо Ши Мина и современность. Сб. статей. СПб., 2015. 510 с.
  2. Кобелев Е.В. Хо Ши Мин. М.: Молодая гвардия, 1983.
  3. Колотов В.Н. Стратегия развития Вьетнама в документах XIII съезда КПВ // Вьетнамские исследования. Сер. 2. 2021. № 1. С. 30-51.
  4. Колотов В.Н. Идеология Хо Ши Мина - духовный фундамент системы современной политической власти Вьетнама // Вьетнамские исследования. Вып. 7. М.: ИДВ РАН, 2017.
  5. Мазырин В.М. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986-2006 гг.): направления, динамика, результаты. М: Форум, 2007.
  6. Население Китая. URL: https://countrymeters.info/ru/China#population_2020 (дата обращения: 18.01.2021).
  7. Báo cáo chính trị của Ban Chấp hành trung ương Đảng khóa XII tại Đại hội đại biểu toàn quốc lần thứ XIII của Đảng Cộng sản Việt Nam [Политический доклад Центрального Комитета 12-го созыва XIII cъезду КПВ]. URL: https://tulieuvankien.dangcongsan.vn/ban-chap-hanh-trung-uong-dang/dai-hoi-dang/lan-thu-xiii/bao-cao-chinh-tri-cua-ban-chap-hanh-trung-uong-dang-khoa-xii-tai-dai-hoi-dai-bieu-toan-quoc-lan-thu-xiii-cua-3669, 23.03.2021.
  8. Bảo vệ nền tảng tư tưởng của Đảng là nhiệm vụ quan trọng mà Quân đội trực tiếp tham gia [Защита идеологических основ партии - важная задача, в которой армия принимает непосредственное участие]. URL: https://dangcongsan.vn/bao-ve-nen-tang-tu-tuong-cua-dang/bao-ve-nen-tang-tu-tuong-cua-dang-la-nhiem-vu-quan-trong-ma-quan-doi-truc-tiep-tham-gia-573667.html, 27.01.2021.
  9. Cương lĩnh xây dựng đất nước trong thời kỳ quá độ lên chủ nghĩa xã hội (Bổ sung, phát triển năm 2011) [Программа национального строительства в переходный период к социализму (дополненная и расширенная в 2011 г.)]. URL: https :// tulieuvankien.dangcongsan.vn/ban-chap-hanh-trung-uong-dang dai hoi-dang/lan-thu-xi/cuong-linh-xay-dung-dat-nuoc-trong-thoi-ky-qua-do-len-chu-nghia-xa-hoi-bo-sung-phat-trien-nam-2011-1528 (дата обращения: 15.03.2021).
  10. Đảng Cộng sản Việt Nam qua 12 kỳ đại hội [КПВ за 12 съездов] // Trang tin điện tử Công đoàn viên chức Việt Nam, 18.01.2021. URL: http://www.congdoanvienchucvn.org.vn/dang-cong-san-viet-nam-qua-12-ky-dai-hoi.html
  11. de Treglode, Benoit. Viêt Nam: 13e congrès du PCV, l’art de l’immuabilité [Вьетнам: 13-й съезд КПВ, искусство неизменности] // APN, 14.02.202. URL: https://asiepacifique.fr/viet-nam-13-congres-pcv-immuable
  12. Giáo sư Carl Thayer: “Tôi muốn Thủ tướng Phúc làm tiếp nhiệm kỳ hai” [Профессор Карл Тэйер: «Я хотел бы видеть премьер-министра Фука избранным на второй срок»] // BBC, 14.01.2021. URL: https://www.bbc.com/vietnamese/vietnam-55665207
  13. Hayton B. Vietnam’s New Money // Foreign Affairs. 2010a. № 2.
  14. Hayton B. Vietnam Rising Dragon. Yale University Press, 2010b.
  15. Hiến pháp nước Cộng hòa xã hội chủ nghĩa Việt Nam [Конституция Социалистической Республики Вьетнам]. Hà Nội: Nxb Chính trị quốc gia Sự thật, 2014.
  16. Hồ Chí Minh. Toàn tập [Хо Ши Мин. Полное собрание сочинений]. Hà Nội: Nxb Chính trị Quốc gia, 2011. T. 2.
  17. Không thể tách rời tư tưởng Hồ Chí Minh với chủ nghĩa Mác - Lênin [Нельзя отрывать идеи Хо Ши Мина от марксизма-ленинизма]. URL: https://dangcongsan.vn/bao-ve-nen-tang-tu-tuong-cua-dang/khong-the-tach-roi-tu-tuong-ho-chi-minh-voi-chu-nghia-mac-lenin-571714.html, 29.12.2020.
  18. Kobelev E.V. Đại hội XIII Đảng Cộng sản Việt Nam - con đường đi đến những thành tựu mới [Кобелев Е.В. XIII Съезд Коммунистической партии Вьетнама - путь к новым достижениям] // Nhân Dân, 13.01.2021. URL: https://nhandan.com.vn/tin-tuc-su-kien/dai-hoi-xiii-dang-cong-san-viet-nam-con-duong-di-den-nhung-thanh-tuu-moi-631634
  19. Nguyễn Giang. Dung dầu Nguyễn Phú Trọng thể hiện sự “xơ cứng” của Đảng Cộng sản Việt Nam: Gs Carl Thayer [Нгуен Зянг. Как считает профессор К. Тэйер, «возглавив партию, Нгуен Фу Чонг продемонстрировал ее «склероз»] RFA, 01.02.2021. URL: https://www.rfa.org/vietnamese/in_depth/nguyen-phu-trong-election-shows-vn-communist-party-suffers-arterial-sclerosis-prof-thayer-02012021183345.html
  20. Nguyễn Phú Trọng. Kinh tế thị trường định hướng xã hội chủ nghĩa là đóng góp của ĐCSVN vào lý luận của chủ nghĩa Mác - Lê-nin [Нгуен Фу Чонг. Социалистически ориентированная рыночная экономика - вклад КПВ в теорию марксизма-ленинизма]. URL: https://www.vietnamnet.vn, 06.05.2010.
  21. Phuong Pham. Nguyen Phu Trong: The Best Choice to Lead Vietnam’s Сommunist Party // The Diplomat, 08.02.2021. URL: https://thediplomat.com/2021/02/nguyen-phu-trong-the-best-choice-to-lead-vietnams-communist-party, 08.02.2021.
  22. Thayer Carl A. Weighing up political developments in Vietnam. URL: https://www.eastasiaforum.org/2018/12/11/weighing-up-political-developments-in-vietnam, 11.12.2018.
  23. Việt Nam có 6 tỷ phú USD trên xếp hạng toàn cầu [У Вьетнама шесть долларовых миллиардеров в мировом рейтинге]. URL: https://baochinhphu.vn/Thi-truong/Viet-Nam-co-6-ty-phu-USD-tren-xep-hang-toan-cau/427872.vgp, 17.04.2021.
  24. Vietnam before Party’s National Congress: Chinese Elements and American Card // RFI, 30.11.2020. URL: https://www.rfi.fr/vi/t%E1%BA%A1p-ch%C3%AD/t%E1%BA%A1p-ch%C3%AD-vi%E1%BB%87t-nam/20201130-dai-hoi-dang-cong-san-viet-nam-va-yeu-to-trung-quoc

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Локшин Г.М., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.