New views of the Communist party of Vietnam on society

Cover Page


Cite item

Abstract

Many new points of Renovation have been seen in the Communist Party of Vietnam’s viewpoint on society since 1986 compared to the previous period and compared with that of classical Marxism-Leninism. The new view is presented in the new view on private capitalist economy, exploitation, equity, the state and socialism. Accordingly, the private capitalist economy remains the driving force of the economy, practicing the private capitalist economy is not necessarily exploitation, it is not necessarily that when there exist differences in wealth, there exists injustice too. The view also includes that there can be the state of the people, and it is not necessarily that socialism must have production relations which are based on public ownership. The new CPV viewpoint is the creative development of Marxism-Leninism.

Full Text

Введение В современном мире имеется много разных взглядов на общество. Политические партии при определении своего политического курса всегда опираются на какую-либо систему взглядов на общество. Коммунистическая партия Вьетнама (КПВ) имеет собственную систему взглядов на общество. Основой этой системы являются марксизм-ленинизм и идеология Хо Ши Мина. Однако точка зрения КПВ на общество не является неизменной. В ходе своей деятельности с 1930 г. по настоящее время КПВ много раз изменяла, дополняла и развивала свои взгляды на общество. Наиболее значительные изменения произошли в 1986 г. (что стало считаться началом политики Обновления). Взгляды КПВ на общество с этого времени (в основном это нашло отражение в документах КПВ, Конституции и законах Вьетнама) возымели новое содержание по сравнению с периодом 1930-1986 гг. По теме обновления мышления в целом и обновления взглядов КПВ на общество в частности было проведено много исследований, тем не менее все еще существуют разные мнения о концепции Обновления. В данной статье раскрыта новизна взглядов КПВ на частную экономику, эксплуатацию, справедливость, государство и социализм. В чем состоят новые взгляды КПВ на общество? Отличаются ли они от марксизма- ленинизма или всего лишь конкретизируют его? Ответ на эти вопросы внесет вклад в прояснение идеологии КПВ. В ряде трудов по изучению политики КПВ в области общественно-экономического развития Вьетнама [Nguyen Duy Quy 2008], [To Huy Rua, HoFng Chl Båo 2011], [HoFng Chl Båo 2011] авторы полагают, что с 1986 г. некоторые взгляды КПВ на общественно-экономическое развитие Вьетнама обновились по сравнению с предыдущим периодом. Эти новые взгляды представляют собой конкретизацию марксизма-ленинизма к условиям Вьетнама, но они не отличаются от подходов марксизма-ленинизма. По мнению автора, подход КПВ к обществу имеет отличия от марксизма-ленинизма [NguyenNgoc HF 2002, 2005, 2008]. Настоящая статья прояснит эти отличия путем анализа теоретических основ подхода КПВ к общественно-экономическому развитию Вьетнама и сравнения их с классическим марксизмом-ленинизмом. К примеру, во время анализа подхода КПВ, который состоит в том, что вьетнамское государство под руководством КПВ является народным государством, мы полагаем, что теоретической основой такого заключения является признание возможности существования народного государства; признание возможности существования народного государства есть представление о государстве; а это представление о государстве отличается от марксизма-ленинизма. При анализе нового подхода КПВ к обществу следует начинать с политики КПВ в области развития рыночной экономики. Это новая политика по сравнению с периодом до 1986 г. В соответствии с теорией исторического материализма признание рыночной экономики означает признание частной собственности; при переходе от общественной собственности к частной происходят изменения в мышлении о роли частной собственности; при изменении мышления о роли частной собственности происходят изменения в представлении о других проблемах, таких как эксплуатация, справедливость, государство, социализм и пр. Настоящая статья сравнивает подходы КПВ с положениями марксизма-ленинизма о частной экономике, эксплуатации, справедливости, государстве и социализме. Новый взгляд на частную экономику Частная экономика в целом и частная капиталистическая экономика в частности (или капиталистические производственные отношения) в период своего возникновения имели положительное воздействие (стимулировали рост производительных сил), но в определенный период это привело к отрицательным последствиям (сдерживание роста производительных сил). Однако в современных условиях, когда производительные силы имеют характер крупномасштабного промышленного производства, вопрос состоит в следующем: позитивное или негативное воздействие сохраняет частная капиталистическая экономика? Это важный общий вопрос. Ответить на него означает дать теоретическое обоснование для принятия политических решений. Если ответ состоит в том, что воздействие частной капиталистической экономики стало негативным, то будут приняты политические меры и решения в направлении ликвидации экономики частного капитализма. С другой стороны, если ответ состоит в том, что частная капиталистическая экономика все еще оказывает позитивное воздействие, то политические решения в направлении отмены частной капиталистической экономики не будут приняты. Согласно новому подходу КПВ (с 1986 г.), в условиях современных производительных сил, характеризующихся крупномасштабным промышленным производством (когда промышленная революция собирается перейти к четвертой стадии, а производительные силы находятся на более высоком уровне, чем в середине XI в.), частная экономика в целом и частная капиталистическая экономика в частности все еще оказывают положительное влияние на развитие производительных сил (за исключением некоторых стран за короткий период). Эта новая точка зрения подтверждается в документах X съезда КПВ следующим образом: «Частная экономика играет важную роль и является одной из движущих сил экономики» [Bång Cong sån 2006: 83]. До X съезда в документах КПВ не было тезисов о том, что частная экономика является одной из движущих сил национальной экономики. Однако на самом деле начиная с 1986 г. КПВ признала, что частный сектор экономики является одной из движущих сил национальной экономики. Признавая это, КПВ позволила частной экономике развиваться. К 1994 г. Вьетнам в целом был интегрирован в международное сообщество в отношении признания положительного воздействия частной экономики. Суть нового мышления во Вьетнаме с 1986 г. заключается в обновлении экономического мышления, а суть обновления экономического мышления заключалась в обновлении точки зрения на частную экономику (со старых позиций о том, что экономика частного капитализма оказывала негативное влияние на развитие производительных сил, на новую позицию, суть которой состоит в том, что в современных условиях частная капиталистическая экономика все еще оказывает положительное влияние на развитие производительных сил). Эта новая точка зрения на частную экономику является наиболее важным обновлением взглядов КПВ на общество. Новая точка зрения на эксплуатацию Обновление точки зрения на частную экономику привело к обновлению многих других точек зрения на общество, включая точку зрения на эксплуатацию. Эксплуатация означает, что один человек присваивает плоды труда другого человека. Эксплуатация - это поведение, которое подвергается моральной и этической критике. Эксплуатируемые хотят немедленно прекратить эксплуатацию человека человеком. Однако сложный и важный вопрос состоит в том, каковы условия для прекращения эксплуатации? На эту проблему есть две разные точки зрения. Первая из них заключается в том, что, пока существует частная капиталистическая экономика, сохраняется эксплуатация человека человеком. Вторая точка зрения заключается в том, что частная капиталистическая экономика не обязательно означает эксплуатацию человека человеком. Согласно новой точке зрения КПВ, сохранение частной капиталистической экономики необязательно приводит к эксплуатации человека человеком. Согласно новому подходу, не все частные капиталистические предприниматели являются эксплуататорами; не все сотрудники являются эксплуатируемыми; нет необходимости отменять частную капиталистическую экономику, чтобы прекратить эксплуатацию человека человеком. Такова смена взглядов на условия прекращения эксплуатации. КПВ с 1986 г. позволила экономике частного капитализма выживать и развиваться. Со времени проведения своего X съезда в 2006 г. КПВ позволила беспартийным, а также членам партии заниматься частным капиталистическим бизнесом без ограничения масштаба. КПВ утверждает, что «члены Коммунистической партии в частной экономической деятельности должны служить примером соблюдения законов и политики государства, строго соблюдать Устав КПВ и постановления Центрального Комитета КПВ» [Bång Cong sån 2006: 133], а также «продолжать осуществлять курс Партии в области ведения частного бизнеса; содействовать приему соответствующих критериям частных предпринимателей в Партию» [Bång Cong sån 2011: 58]. Это доказывает, что КПВ больше не проводит политику дискриминации в отношении частных предпринимателей. Работа в области частной капиталистической экономики стала законной во Вьетнаме с 1986 г. По этой причине появилось мнение о том, что КПВ с этого времени допустила легальную эксплуатацию человека человеком. Это мнение ошибочно в теории и вредно на практике. Такой аргумент теоретически неверен, поскольку обоснование отмены режима эксплуатации человека человеком во Вьетнаме является постоянной целью КПВ с 1930 г. по настоящее время; в документах КПВ нет никаких аргументов в пользу того, что партия позволяет кому-либо (вьетнамцам или иностранцам) эксплуатировать вьетнамский народ. Позволяя всем людям (как вьетнамцам, так и иностранцам) заниматься деятельностью в частной капиталистической экономике во Вьетнаме (если они имеют капитал и соблюдают вьетнамские законы), КПВ не позволяет никому эксплуатировать вьетнамский народ. Цель КПВ по отмене режима эксплуатации человека является приоритетной, но её позиция по условиям прекращения режима эксплуатации человека изменилась (от начальной позиции, что пока существует частная капиталистическая экономика, ситуация с эксплуатацией человека также сохраняется, к новой позиции, которая исходит из того, что частная капиталистическая экономика не обязательно приводит к эксплуатации человека человеком). Упомянутое выше мнение наносит практический ущерб, поскольку означает дискредитацию работающих в частной капиталистической экономике в моральном и этическом отношении. Когда общество считает частных капиталистов (хотя они строго соблюдают закон) эксплуататорами, то у них не будет благоприятной социально-психологической среды для деловой активности. Новый взгляд на справедливость Справедливость (в распределении богатства) означает прекращение несправедливости; это наслаждение богатством, соответствующим уровню вклада. С таким пониманием справедливости почти каждый хочет её достичь, иногда даже немедленно. Однако при объяснении конкретных характеристик справедливости возникают разногласия. Одни говорят, что разница в богатстве порождает несправедливость, или, другими словами, когда достигнута справедливость, нет различий в богатстве. Другие утверждают, что различия в богатстве не обязательно порождают несправедливость, а это означает, что нет необходимости, чтобы при достижении справедливости не было разницы в богатстве. С точки зрения марксизма-ленинизма разница в богатстве означает несправедливость; в обществах с частной собственностью (рабство, феодализм, капитализм, переход от капитализма к коммунизму) и даже на ранних стадиях коммунистического общества (при социализме) все еще существуют различия в богатстве и, следовательно, несправедливость; чтобы устранить несправедливость, не должно быть никакой разницы в богатстве; для устранения различий в богатстве необходимо не только отменить частную собственность, но и обеспечить распределение богатства на основе потребностей; чтобы обеспечить распределение материальных благ на основе потребностей, человечество должно перейти на высокую ступень коммунистического общества. В связи с этим В.И. Ленин писал: «Справедливости и равенства, следовательно, первая фаза коммунизма дать еще не может: различия в богатстве останутся и различия несправедливые, но невозможна будет эксплуатация человека человеком, ибо нельзя захватить средства производства, фабрики, машины, землю и прочее в частную собственность. Разбивая мелкобуржуазно неясную фразу Лассаля о “равенстве” и “справедливости” вообще, Маркс показывает ход развития коммунистического общества, которое вынуждено сначала уничтожить только ту “несправедливость”, что средства производства захвачены отдельными лицами, и которое не в состоянии сразу уничтожить и дальнейшую несправедливость, состоящую в распределении предметов потребления “по работе” (а не по потребностям)» [Lenin 1978: 114-115]. Мнение КПВ в период до Обновления соответствовало этой точке зрения. В соответствии с новой точкой зрения КПВ, разница в богатстве не обязательно означает несправедливость; экономика частного капитализма не обязательно является несправедливой; несправедливость может быть устранена сразу (т. е. установлена справедливость), и нет необходимости ждать высокой стадии коммунистического общества. Это изменившийся взгляд на характеристики справедливости и условия осуществления справедливости. Этот новый взгляд отражен выше («социальный прогресс и социальная справедливость должны реализовываться шаг за шагом и во всех программах развития» [Bång Cong sån 2006: 32], «реализация социального прогресса и социальной справедливости шаг за шагом и во всех программах развития являются основной и последовательной политикой партии и государства, отражающей благую природу социалистического строя» [Bång Cong sån 2011: 43]). Из данных аргументов следует, что при современных условиях, когда каждому разрешено заниматься частным капиталистическим бизнесом, справедливость может и должна быть реализована (не обязательно ждать отдаленного будущего для достижения справедливости). С учетом устаревшей точки зрения на характеристики справедливости и условий для осуществления справедливости и в то же время стремления немедленно устранить несправедливость, в период перед Обновлением КПВ (как и многие другие коммунистические партии) внедрила режим распределения в направлении сокращения различий в благосостоянии людей; таким образом, разрыв в благосостоянии (т. е. разрыв между богатыми и бедными) во Вьетнаме постоянно сокращался. С новым взглядом на характеристики справедливости, а также на условия и желание ее реализации в течение периода Обновления КПВ выступила за внедрение режима распределения, который не уменьшает разрыв в уровне благосостояния людей; таким образом, разрыв в благосостоянии во Вьетнаме увеличился. Поэтому некоторые считают, что в период Обновления несправедливость во Вьетнаме возросла; даже полагают, что во время Обновления КПВ пожертвовала своей целью достижения справедливости в обмен на экономический рост. Оба этих взгляда являются ошибочными, потому что увеличение разрыва в благосостоянии не свидетельствует о росте несправедливости; ради устойчивого экономического роста цель достижения справедливости не может быть принесена в жертву; и немедленное устранение несправедливости (а также немедленная отмена режима эксплуатации человека человеком) является приоритетной целью КПВ. Можно констатировать, что позиция КПВ относительно характеристик справедливости и условий ее реализации изменилась (с устаревшей позиции: пока существует различие в благосостоянии, несправедливость сохраняется, и для достижения справедливости необходимо отменить частную собственность и распределение богатства по потребностям - на обновленную позицию: разница в богатстве не обязательно означает несправедливость, а достижение справедливости необязательно означает отмену частной собственности и распределения по потребностям). Новая точка зрения на государство Государство - это аппарат управления обществом путем принятия законов и применения насилия для обеспечения соблюдения закона. Каждый легко отличит государство от других форм управления обществом. Однако есть сложный вопрос: кому принадлежит государственный аппарат и кого он подавляет? Марксизм-ленинизм считает, что государство - это аппарат одного класса, который используется для подавления других классов в своих интересах; ни одно государство не является достоянием народа (всех классов); в истории существовало только четыре типа государств: государство класса рабовладельцев (для подавления класса рабов), государство класса помещиков (для подавления крестьян), государство буржуазии (для подавления пролетариата) и государство пролетариата (для подавления буржуазии). По этому вопросу В.И. Ленин писал: «Поэтому всякое государство не свободно и не народно. Маркс и Энгельс неоднократно разъясняли это своим партийным товарищам в 70-х годах» [Lenin 1978: 25]. Точка зрения на КПВ в период перед Обновлением соответствовала этой точке зрения. Согласно новой позиции КПВ, может существовать народное государство. Эта точка зрения выражается в следующем: «Наше государство - это социалистическое правовое народное государство, созданное народом и для народа» [Bång Cong sån 2011: 85]. Почему? Если предположить, что ни одно государство не является народным, то следует предположить, что и наше государство не является таковым; если мы думаем, что наше государство - это народное государство, то мы должны предположить, что может быть народное государство. Вышеупомянутая точка зрения КПВ заключается в том, что наше государство - это народное государство. Это доказывает, что согласно новой точке зрения КПВ может существовать народное государство. Народное государство управляет обществом, вырабатывая законы и используя инструменты насилия, чтобы заставить людей соблюдать эти законы. Таким образом, руководители государственного аппарата избираются народом; законы разрабатываются руководителями на благо всего народа (не только в интересах определенного класса); и инструменты насилия государства не используются для подавления какого-либо класса, но используются для подавления лиц (принадлежащих к разным классам) за несоблюдение или неподчинение закону. Любое демократическое государство считает себя народным государством. Однако пока нет точного научного инструментария для объективной количественной оценки уровня народности демократического государства, нам трудно определить, является ли действительно народным то или иное государство. Представление о том, что может существовать народное государство, является новым и очень важным (по сравнению с точкой зрения марксизма-ленинизма и КПВ в период до Обновления). Эта точка зрения согласуется с курсом на общенациональное сплочение (сплочение всех классов и всех слоев общества, без исключения какого-либо класса или слоя). Согласно устоявшемуся подходу в современных официальных книгах и средствах массовой информации, во Вьетнаме нет класса буржуазии, а следовательно, нет и класса пролетариата, есть только рабочий класс и крестьянство, а также два слоя: интеллигенция и бизнесмены. Таким образом, все население Вьетнама теперь состоит из двух классов и двух слоев. Народное государство во Вьетнаме в настоящее время является государством этих двух классов и двух слоев. Хотя сегодня во Вьетнаме могут быть и другие названия социальных групп, однако очевидно, что все основные социальные группы во Вьетнаме теперь являются народом и хозяевами страны. Ни один класс не подлежит эксплуатации другим классом или репрессиям со стороны государства. Государство подавляет только отдельных лиц или небольшие социальные группы, намеревающиеся нарушить закон. Новая точка зрения на социализм Социализм - прекрасное общество. При таком понимании многие страны (включая Вьетнам) выступают за построение социализма. С 1930 г. по настоящее время КПВ всегда выступала за построение социализма. Однако с 1986 г. точка зрения на социализм изменилась. Согласно марксизму-ленинизму, одной из характеристик социализма является режим общественной собственности. С этой точки зрения те страны, которые не отменили режим частной собственности, нельзя назвать социалистическими странами. Такова была и точка зрения КПВ до начала Обновления. Согласно новому подходу КПВ, для построения социализма нет необходимости отменять частную собственность. В Программе национального строительства в переходный период к социализму (дополнено и развито в 2011 г.) написано: «Социалистическое общество, которое строит наш народ, - это общество с богатым народом, сильной страной, демократическое, справедливое, цивилизованное; где народ является хозяином; с высокоразвитой экономикой, основанной на современных производительных силах, средствах производства и надлежащих производственных отношениях; с развитой культурой, глубоко пропитанной сильной национальной идентичностью; с людьми, наслаждающимися хорошей жизнью, свободой, счастьем и условиями для всестороннего развития; все народы Вьетнама равны, едины, уважаемы и помогают друг другу в развитии; народное социалистическое правовое государство создано народом и для народа под руководством Коммунистической партии; поддерживает отношения дружбы и сотрудничества со всеми странами мира» [Bång Cong sån 2011: 70]. Считается, что социализм обязательно должен опираться на соответствующие прогрессивные производственные отношения, но не обязательно основанные на режиме общественной собственности. Согласно новому подходу, социализм не противопоставляется рыночной экономике, социализм может быть успешно построен в условиях развития частной капиталистической экономики. Это важное обновление взглядов на социализм. Заключение Обновление Вьетнама началось в 1986 г. с обновления мышления, потому что только при этом условии можно добиться обновления действия. Обновленное мышление КПВ включало в себя концепцию обновления общества в целом и концепцию обновления общества во Вьетнаме в частности. Концепция обновления общества в целом послужила основой для разработки подхода обновления общества во Вьетнаме в частности для теоретического обоснования планирования новой системы государственной политики и законов. Благодаря обновлению своих взглядов на общество в целом, КПВ смогла обновить политику и право. Благодаря обновлению взглядов КПВ на политику и право, в стране произошло обновление экономической, политической и социально-культурной жизни. Новые подходы КПВ к обновлению общества в целом нашли отражение не только в пяти сферах, которые были освещены выше (частный экономический сектор, эксплуатация, справедливость, государство и социализм), но также и во многих других областях. Эти новые подходы свидетельствуют, что КПВ творчески развивает марксизм-ленинизм.
×

About the authors

Ngoc Ha Nguyen

Vietnam Academy of Social Sciences

Email: nguyenngocha08@gmail.com
D.Sc. (Philosophy), Professor, deputy Editor-in-Chief of the Vietnam Social Sciences Journal of Vietnam Academy of Social Sciences

References

  1. Dang Cong sån Viet Nam. Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thu X [Коммунистическая партия Вьетнама. Документы X съезда КПВ]. Ha Noi: Nxb Chinh tri quoc gia Su that, 2006.
  2. Dång Cong sån Viet Nam. Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thu XI [Коммунистическая партия Вьетнама. Документы XI съезда КПВ]. Ha Noi: Nxb Chinh tri quoc gia Su that, 2011.
  3. Dång Cong sån Viet Nam, Ban Chap hanh Trang uong. Bao cao tong ket mot so van de ly luan - thuc tien qua 30 nam doi moi: 1986-2016 [ЦК КПВ. Обобщающий доклад по некоторым теоретическим и практическим вопросам за 30 лет Обновления: 1986-2016 гг.]. Ha Noi: Nxb Chinh tri quoc gia Su that, 2015.
  4. Hoang Chi Båo. Nhung nhan thuc ly luan moi cua Dång Cong sån Viet Nam trong Van kien Dai hoi XII // Tap chi Khoa hoc xa hoi Viet Nam [Хоанг Ти Бао. Новые теоретические положения Коммунистической партии Вьетнама в документах XII съезда партии // Общественные науки Вьетнама]. 2016. №5.
  5. Lenin V.I. Toan tap, t.33 [Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 33]. Matxcova: Nxb Tien bo, 1978.
  6. Nguyen Duy Quy. Boi moi tu duy va cong cuoc doi moi о Viet Nam [Нгуен Зюи Куи. Обновление мышления и обновление во Вьетнаме]. Ha Noi: Nxb Khoa hoc xa hoi, 2008.
  7. Nguyen Duy Quy (chh bien). Nhhng van de ly luan ve chh nghia xa hoi va con duong Ei len chh nghia xa hoi o Viet Nam [Теоретические проблемы социализма и путь к социализму во Вьетнаме / Нгуен Зюи Куи отв. ред.]. Ha Noi: Nxb Chinh tri quoc gia Su that, 1998.
  8. Nguyen Huy. “Boc lot” va huong giåi quyet “van de boc lot” trong dieu kien phat trien kinh te thi truong dinh huong xa hoi chh nghia // Tap chi Triét hoc [Нгуен Хюи. «Эксплуатация» и решение «проблемы эксплуатации» в развитии социалистической рыночной экономики // Философия]. 2002. № 12.
  9. Nguyen Ngoc Ha. Co phåi lam kinh te tu bån tu nhan la boc lot? // Tap chi Triét hoc [Нгуен Нгок Ха. Обязательна ли при частнокапиталистической экономике эксплуатация? // Философия]. 2003. № 3.
  10. Nguyen Ngoc Ha. Kinh te thi truong voi chd nghia xa hoi // Tap chi Triét hoc [Нгуен Нгок Ха. Рыночная экономика и социализм // Философия]. 2005. № 8.
  11. Nguyen Ngoc Ha. Nguyen tåc phan phoi vi muc tieu cong bang xa hoi o nuoc ta hien nay // Tap chi Triét hoc [Нгуен Нгок Ха. Принцип распределения с целью достижения социальной справедливости в нашей стране в настоящее время // Философия]. 2002. № 8.
  12. Nguyen Ngoc Ha. Tinh giai cap va tinh nhan dan cha nha nuoc // Tap chi Triét hoc [Нгуен Нгок Ха. Классовый и народный характер государства» // Философия]. 2008. № 4.
  13. To Huy Rua, Hoang Chi Båo, Tran Khåc Viet, Le Ngoc Tong. Qua trinh doi moi tu duy ly luan cua Dång tu nam 1986 den nay [То Хюи Рыа, Хоанг Ти Бао, Чан Кхак Вьет, Ле Нгок Тонг. Процесс обновления теоретического мышления Коммунистической партии Вьетнама с 1986 г. по настоящее время]. Ha Noi: Nxb Chinh tri quoc gia Su that, 2011.

Copyright (c) 2019 Nguyen N.H.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies