Grani strategicheskogo partnerstva V'etnama s Rossiey v nachale XXI veka


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

Многогранные отношения между Вьетнамом и Россией в XXI веке развиваются на принципах, изложенных в Декларации о стратегическом партнерстве, подписанной в 2001 году. Спустя 10 лет президент РФ д.А. Медведев, посетив 30-31 октября 2010 года с официальным визитом Вьетнам, подвел итоги стратегического партнерства, заявив, что оно приобрело характер всеобъемлющего, достигло беспрецедентно высокого уровня и находится на этапе динамического развития1. В этой связи мы попытаемся проанализировать сильные и некоторые слабые стороны стратегического партнерства двух стран, определить его масштабы, структуру и новые направления, связанные с развитием народной дипломатии. 1. Пути преодоления застоя в торговых отношениях Застой проявляется в том, что доля Вьетнама во внешней торговле России не увеличивается. По данным на 2009 г. она со- Часть первая. Российско-вьетнамские отношения. 19 ставляла всего 3,6 %, хотя страна обладает значительным экспортным потенциалом и на мировом рынке имеет сильные позиции (по рису - второе, орехам-кешью - первое, кофе - второе, мебели - четвертое, одежде и обуви - девятое и десятое места)2. Вьетнам не может конкурировать на российском рынке с другими странами Азии. Некоторый рост объемов торговли с Россией произошел только в результате повышения мировых цен. Взаимный товарооборот, по вьетнамским оценкам, увеличился за 2007-2010 гг. в два раза - с 1 млрд до 2 млрд долл., а по российским оценкам - до 2,4 млрд долл.3 Из России во Вьетнам экспортируются в основном нефтепродукты, удобрения, машины и оборудование, автомобили. Вьетнам вывозит в Россию товары легкой промышленности, сельскохозяйственную и морскую продукцию. Основной и трудно решаемой остается проблема несбалансированности российско-вьетнамской торговли. По данным Таможенной статистики РФ, положительное сальдо в пользу России постоянно растет, в 2009 г. оно равнялось 177,75 млн долл., в 2010 г. - 222,88 млн долл. (табл. 1). Таблица 1. Внешняя торговля России с Вьетнамом, тыс. долл. СІПА 2009 г. 2010 г. Баланс 2009 г. 2010 г. Товарооборот 1559 500 2445 200 177 750 222 882 Экспорт России 868 664 1 334 574 Импорт России 690 914 1 111 692 Источник'. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. М., 2011. С. 8. Каковы пути и механизмы расширения торговли? 1. В качестве первого пути расширения торгового сотрудничества с Россией можно рассматривать принятие Вьетнама в Таможенный Союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. Официально Таможенный Союз был оформлен 1 января 2010 г. Вьетнам, в первую очередь, привлекает возможность участво 20 Часть первая. Российско-вьетнамские отношения. вать в беспошлинной торговле с тремя странами и использовать общий торгово-экономический потенциал членов Таможенного Союза, главной экономической силой которого выступает Россия. В общем объеме ВВП в сумме 2 трлн долл. удельный вес России равен 90 %, общий товарооборот трех стран достиг 900 млрд долл., а общий объем промышленного производства - 600 млрд долл. Участники Таможенного Союза договорились проводить согласованную внешнеторговую политику и утвердить единый таможенный тариф, с 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс (ТК), который стал правовой базой Таможенного Союза. Он включает более двух десятков межгосударственных договоров, которые можно сгруппировать в три пакета. Первый объединяет документы о ТС, которые позволяют создать прозрачные правила взаимной торговли и предотвратить односторонние действия партнеров по сдерживанию поставок продукции на свои рынки. Второй пакет соглашений позволяет сформировать единую систему таможенного администрирования. Третий - определяет правила деятельности координирующего органа тс - Комиссии Таможенного Союза и ее Секретариата. Начиная с 1 января 2012 г. члены Таможенного Союза перевели сотрудничество в формат единого экономического пространства, т. е. были ликвидированы границы между ними, введена свобода передвижения капитала, товаров и услуг, перемещения рабочей силы. 2. Второй путь расширения торговых отношений - это заключение межправительственного соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) на двусторонней основе. На 15-м заседании межправкомиссии в ноябре 2011 г. Россия в лице сопредседателя комиссии и. Шувалова согласилась с вьетнамскими предложениями о создании зет между Россией и Вьетнамом. По заявлению Игоря Шувалова, для того чтобы придать мощный импульс развитию двусторонних торгово-экономиче-ских отношений, России и Вьетнаму необходимо самым серьезным образом активизировать переговорный процесс по созданию зоны свободной торговли. Наличие соглашения о зоне Часть первая. Российско-вьетнамские отношения. 21 свободной торговли с Вьетнамом станет, по его мнению, эффективным инструментом для продвижения как двусторонних торгово-экономических связей, так и сотрудничества в более широких масштабах4. Ряд зарубежных государств, не относящихся к группе стран постсоветского пространства (в их числе Новая Зеландия, Монголия, Перу, Египет), также предложил России подписать соглашения о создании зоны свободной торговли, и сейчас ведутся активные переговоры по данному вопросу. Россия планирует включить в эти соглашения два перечня преференциальных товаров. Первый содержит товары, при ввозе которых в Россию из иностранного государства применяется нулевая ставка ввозной пошлины. Второй перечень содержит товары, которые будут беспошлинно экспортироваться из России в иностранное государство, заключившее с Россией соглашение о зет. В связи с этим Россия пересмотрит действующее законодательство о преференциальной торговле, в отношении каждой страны-бенефициара (в их числе Вьетнам) может предоставляться односторонний преференциальный режим импорта, но только для весьма узкой (специализированной) группы товаров. Преимущества, получаемые от снятия тарифных ограничений в Зоне свободной торговли, обычно несут следующие выгоды: • обеспечение более широкого доступа на рынки двух стран товаров и услуг; • повышение доступности и привлекательности импортных товаров, поставляемых в другую страну по более низким ценам; • более глубокая степень интеграции взаимной торговли, повышение конкурентоспособности национальных экспортеров и их продукции; • более широкое привлечение инвестиций, трансферт технологий, развитие промышленной кооперации. Для заключения соглашения о зет с Россией у Вьетнама имеется хороший задел сотрудничества в различных международных структурах и опыт участия в зонах свободной торговли. Помимо членства во Всемирной торговой организации, Вьет 22 Часть первая. Российско-вьетнамские отношения. нам является участником международных экономических организаций (региональных блоков): АСЕАН, АТЭС, АСЕМ (форум «Азия-Европа»). После вступления в 1995 г. в АСЕАН Вьетнам подключился к плану ASEAN Free Trade Area (AFTA), снижая налоговые ставки в рамках схемы СЕРТ (Common Effective Preferential Tareffs). В 2006 г. Вьетнам полностью присоединился к AFTA. в торговле со странами АСЕАН у СРВ действует льготный режим, при котором большинство товаров освобождены от пошлин, а на остальные установлены ставки пошлин, не превышающие 5 %. В соответствии с решениями стран-членов АСЕАН в рамках этой региональной ассоциации реализуется принцип свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Согласно договоренностям все нетарифные барьеры должны быть устранены Вьетнамом к 2015 г. Вьетнам является участником соглашений, устанавливающих режим свободной торговли АСЕАН с Австралией и Новой Зеландией, с Китаем, Японией, Южной Кореей и Индией. Завершились переговоры Вьетнама со странами Персидского залива и Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР), ожидается подписание соглашения о свободной торговле с Чили. В 2007 г. между АСЕАН и Японией было подписано Соглашение о свободной торговле (FTA), в соответствие с которым в течение 10 лет будут снижены тарифы по 70 категориям товаров, в том числе на продовольствие, морепродукты, химические товары. Вьетнам обязался снизить тарифы на основные японские товары в течение 15-18 лет. Исключение составляют рис, мясо и молочные продукты. 3. Третий путь расширения торговли Вьетнама с Россией лежит через комплектную поставку машин и оборудования для планируемых новых объектов сотрудничества (АЭС, тепло- и гидроэлектростанций), спецтехники для нужд обороны Вьетнама. Этот путь также подразумевает наращивание объемов экспорта во Вьетнам таких традиционных российских товаров, как прокат черных металлов, удобрения, нефтепродукты, промышленное сырье и материалы. На данные группы товаров приходится более 85 % российского экспорта в СРВ. Соответственно Часть первая. Российско-вьетнамские отношения. 23 должен наращиваться экспорт в Россию вьетнамских продовольственных и потребительских товаров, что требует кардинального улучшения их качества. 4. Четвертой возможностью является улучшение обслуживании торговых операций. Институциональные изменения в этом направлении начались после открытия Вьетнамско-Российско-го совместного банка (ВРБ). с российской стороны учредитель ВРБ - ОАО «Банк ВТБ» (49 % акций), с вьетнамской - Банк инвестиций и развития Вьетнама (51 %). в филиальную сеть во Вьетнаме входят 2 отделения ВРБ в гг. Вунгтау и Хошимине. 2. Возможности активизации инвестиций России во Вьетнаме Можно ли восстановить лидерство РФ в этой сфере, по крайней мере, в развитии отраслей тяжелой промышленности СРВ? Вопрос непростой, учитывая крупные привилегии, получаемые Вьетнамом как от ведущих стран мира, так и коллективного международного спонсора - программы ODA. Суть этих привилегий в чрезвычайно низкой кредитной ставке - от 1 до 2 % годовых и длительном сроке погашения кредита - от 20 до 30 лет. По линии ODA, начиная с 1993 г., на модернизацию экономики СРВ предоставлено более 15 млрд долл. в форме кредитов и более 5 млрд долл. безвозмездно, причем средства направлены главным образом в социальную сферу. Для достижения стратегической цели - повышения роли России в технологической и инновационной модернизации промышленности Вьетнама, по нашему мнению, нужны институциональные изменения. Первые шаги сделаны: совершен переход на среднесрочное планирование, детально разработан Совместный российско-вьетнамский «План действий в области торговли и инвестиций» до 2012 г. в развитие указанного «Плана действий...» на 14 заседании российско-вьетнамской межправительственной комиссии в сентябре 2010 г. была подписана «Дорожная карта», в ней зафиксированы основные направления сотрудничества между странами, самым крупным из которых является развитие атомной энергетики. 24 Часть первая. Российско-вьетнамские отношения. План создания первой в стране АЭС был утвержден Национальным собранием (парламентом) СРВ в ноябре 2009 г., а уже в декабре того же года в Москве подписан меморандум о взаимопонимании между госкорпорацией «Росатом» и Элек-тро-энергетической корпорацией Вьетнама (EVN) о сотрудничестве по строительству первой АЭС во Вьетнаме, в октябре 2010 г. стороны заключили межправительственное соглашение о сотрудничестве в сооружении этого объекта, а год спустя, в ноябре 2011 г. было согласовано выделение Вьетнаму кредита в размере 10,5 млрд долл. на реализацию проекта АЭС-1. Строительство АЭС во вьетнамской провинции Ниньтхуан предполагается начать в 2014 г., а к 2020 г. станция, как планируется, будет введена в эксплуатацию. Сотрудничество РФ и СРВ в развитии атомной энергетики имеет комплексный характер, и оно предполагает не только сооружение АЭС-1 и подготовку кадров для работы на ней, но и информационную работу с общественностью, а также создание научно-технологического центра, который будет заниматься развитием гражданской атомной энергетики во Вьетнаме. Этот уникальный научный центр, который будет включать в себя исследовательский ядерный реактор и ряд лабораторий, создается за счет кредита, предоставляемого российской стороной. Сфера подготовки квалифицированных кадров рассматривается вьетнамской стороной как важная составляющая сотрудничества СРВ и Российской Федерации в развитии атомной энергетики. Начиная с 2010 г., в России обучаются вьетнамские специалисты в созданном специально для них учебном центре в российском наукограде Обнинск и в профильных высших учебных заведениях. По словам российских экспертов, процесс подготовки кадров для атомной отрасли - достаточно длителен и к тому моменту, когда будет построена АЭС во Вьетнаме, большое число будущих вьетнамских специалистов пройдут не только профессиональную подготовку в РФ, но и смогут пройти практические стажировки на действующих российских АЭС. На реализацию этой программы СРВ выделяет 97 млн долл. из средств госбюджета5. Часть первая. Российско-вьетнамские отношения. 25 Помимо атомной энергетики Россия продолжает сотрудничество с СРВ в строительстве ТЭЦ и гидроэлектростанций. Вьетнаму потребуется 50 млрд долл. на реализацию намеченного правительством десятилетнего плана развития всей электроэнергетической отрасли. К 2020 г. совокупная мощность всех станций должна достигнуть 330 млрд кВт против 100 млрд в 2010 г. 19,6 % электроэнергии будут вырабатывать гидроэлектростанции, 46,8 % - теплоэлектростанции, 24 % - газовые станции. 4,5 % дадут возобновляемые источники энергии и только 2,1 % - атомная энергетика. Но к 2030 г. АЭС будут обеспечивать по прогнозу не менее 10 % всей электроэнергии, производимой во Вьетнаме6. в сфере высоких и инновационных технологий успешно продвигается сотрудничество РФ и СРВ в развитии связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Ведутся переговоры в рамках межправкомиссии о выделении Вьетнамом GSM частот в диапазоне 900 MHz для совместного предприятия «GTEL-Mobile» и номерной емкости с префиксом 099. Россия выразила заинтересованность в развитии Интернет- услуг на базе технологии 3G во Вьетнаме. В промышленной сфере намечается разведка залежей бокситов на месторождении Биньфыок по линии «OK РУСАЛ» и группы «An Vien» с организацией совместного предприятия. В 2011 г. продолжены переговоры по возведению в СРВ ТЭС «Вунганг 1» и ТЭС «Сонгхау 1» в рамках сотрудничества компаний «Интер РАО ЕЭС» и «Petro Vietnam». Россия начала вкладывать средства в производство в СРВ строительной техники - ее выпускает СП в составе ООО «нтз - УРАЛ-ТРАК» (40 % акций) и «Вьетнам L 1» (60 % акций) с участием других госкомпаний Вьетнама, кроме того, концерн «Тракторные заводы» намерен расширять поставки на местный рынок до-рожно-строительной, сельскохозяйственной, лесозаготовительной техники и запчастей, изготовляемых этим концерном7. Среди слабых звеньев инвестиционного и технологического сотрудничества нельзя не отметить потери лидерства России в оказании Вьетнаму содействия в освоении космоса, а также в развитии инновационной экономики. 26 Часть первая. Российско-вьетнамские отношения. Россия существенно отстает от развитых стран азиатского региона, а также от ЕС и США в научно-техническом сотрудничестве с Вьетнамом, которому более выгодно сотрудничать с донорским сообществом. По линии ODA выделяются крупные гранты на обучение вьетнамцев за рубежом и на авансирование научно-исследовательских проектов, выполняемых вьетнамскими научными коллективами. Помочь частично восполнить этот пробел может позволить организация в Ханое российско-вьет-намского СП «Центр обучения и обмена технологиями». Его основными направлениями деятельности станут платные НИОКР по заказам, а также содействие коммерциализации научно-технических разработок и технологий, создание современных высокотехнологичных производств, организация постоянно действующих выставок и презентаций передовых российских технологий, проведение выставок, семинаров и конгрессов. Заявлено о взаимном интересе к установлению партнерских связей между национальными парками высоких технологий и инноваций Хоалак во Вьетнаме и Сколково в России8. 3. Сотрудничество в гуманитарной сфере В Советском Союзе и потом в России закончили вузы около 502 тысяч вьетнамцев. Сейчас в России обучаются около 5 тыс. вьетнамских студентов, в США - 13,5 тыс., в Австралии - 10 тыс., в Англии - 8-9 тыс. Есть вьетнамские студенты во Франции, Германии, Японии9. Глобализация и региональная интеграция в Азии привели к крупным перемещениям рабочей силы. Россия и Вьетнам активно развивают трудовую миграцию, в России вьетнамцы в основном работают сезонно. Многие из них остались после распада Советского Союза. Раньше они работали на предприятиях или заводах по межгосударственному соглашению. Согласно договорам, предприятия должны были купить им авиабилеты для возвращения домой. Но после распада СССР работодатели оказались не в состоянии оплатить авиабилеты, и вьетнамским рабочим пришлось адаптироваться и работать в России, у многих уже появились дети и внуки, некоторые приняли российское Часть первая. Российско-вьетнамские отношения. 27 гражданство. Не все из них живут и работают в крупных городах. Некоторые, проживая в деревнях, поселках, занимаются выращиванием овощей, фруктов. Есть виды сельскохозяйственной продукции, которые они завезли из Вьетнама, и сейчас эти культуры успешно растут в России. Например, в Волгограде на 20 гектарах очень хорошо выращивают кукурузу и многое другое10. Миграционные службы и органы внутренних дел России и Вьетнама проделали большую работу по укреплению законодательной базы миграционных процессов, в октябре 2008 г. были подписаны двусторонние соглашения, регулирующие совместные действия по борьбе с незаконной миграцией, по вопросам реадмиссии, а также временной трудовой деятельности граждан обеих стран, что привело к существенному оздоровлению ситуации в сфере миграционных процессов. В настоящее время число вьетнамских граждан, находящихся в России, составляет, по данным МИД СРВ, 60-80 тыс. чел. В СРВ трудится около 5 тыс. российских граждан, в ходе рос-сийско-вьетнамского саммита в октябре 2010 г. президенты двух стран отметили существенный вклад работающих и обучающихся в России граждан Вьетнама и вклад работающих и обучающихся во Вьетнаме российских граждан. Руководители двух стран договорились обеспечивать благоприятные условия для их проживания, работы и учебы в соответствии с законодательством сторон. Важным направлением усилий государственных органов должно стать повышение уровня управляемости миграционными процессами11. В Декларации о стратегическом партнерстве двух стран отмечена роль сотрудничества и обмена между общественно-политическими организациями, в том числе по линии обществ российско-вьетнамской и вьетнамо-российской дружбы» (п. 3). Важнейшими направлениями деятельности обществ дружбы являются: • проведение общественно-политических и информационных мероприятий по пропаганде решений правительств двух стран, направленных на укрепление российско-вьет-намского сотрудничества в целях обеспечения их поддержки со стороны граждан России и Вьетнама; 28 Часть первая. Российско-вьетнамские отношения. • работа по сохранению исторической памяти, проведение мероприятий, связанных с историей российско-вьетнам-ских отношений; • ознакомление общественности двух стран с их богатой историей, самобытным культурным наследием, экономическим и духовным потенциалом; углубление связей в области культуры, образования, расширение круга друзей двух стран. У обоих обществ есть большие планы на будущее. Об этом говорит Соглашение о сотрудничестве между ними в 2011- 2015 гг., подписанное 31 октября 2010 г. в Ханое в присутствии президентов двух стран. В коммюнике по итогам официального визита Д.А. Медведева во Вьетнам в октябре 2010 г. изложена широкая программа совместных действий по дальнейшему укреплению социальной составляющей российско-вьетнамского стратегического партнерства. Она предусматривает: • активизацию связей между политическими партиями и общественными организациями России и Вьетнама; • всемерное поощрение народной дипломатии; • расширение детских и молодежных контактов на разных уровнях; • активизацию культурных контактов, регулярное проведение Дней национальной культуры; • обеспечение плодотворной деятельности Российского центра науки и культуры и Фонда «Русский мир» во Вьетнаме12. В процесс развития народной дипломатии активно включились вьетнамцы из Общества вьетнамских граждан в РФ, получившего статус юридического лица в Минюсте России. Средства общества для развития народной дипломатии формируются за счет самих его членов. Общество вьетнамских граждан в РФ развивает тесные дружественные и партнерские отношения с различными авторитетными российскими общественными структурами - Московским Фондом мира, Обществом российских ветеранов войны во Вьетнаме, а также Обществом россий-ско-вьетнамской дружбы. Надеемся, что эти связи будут креп Часть первая. Российско-вьетнамские отношения. 29 нуть, в том числе через женские союзы, занимающиеся проблемой охраны и помощи детям на региональном и федеральном уровне. Тем самым народная дипломатия внесет свой весомый вклад в развитие гуманитарного сотрудничества в рамках стратегического партнерства Вьетнама и России.
×

About the authors

- Fam Tkhan' Suan

References

  1. Буй Динь Зинь. Очень трудно прощаться, и мне грустно. Но жизнь продолжается... // Международная жизнь. Июль 2011. с. 74

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2013 Fam Tkhan' Suan -.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies