Hồ Chi Minh Bồ Tát - Bodhisattva Ho Chi Minh


Cite item

Abstract

The report describes the role of Buddhism in the life of Ho Chi Minh, and the influence of the Buddhist doctrine on the teachings of Ho Chi Minh, about how in the early years of independence due to the Ho Chi Minh was laid the foundation for partnerships between the Vietnamese leadership and the Buddhist community. Also investigated the question of combining the image of Ho Chi Minh with the image of the bodhisattva in the minds of Vietnamese Buddhists. The theme of the role of Buddhism in the life of Ho Chi Minh is a relatively little-studied in European and Russian Vietnamistics and is relevant in connection with attempts to accusations of the Socialist Republic of Vietnam in «violation of the rights of the Buddhists.»

Full Text

Характеризуя в полной мере такую личность, как Хо Ши Мин, представляется целесообразным рассматривать те компоненты вьетнамской и мировой культуры, которые оказали влияние на становление Хо Ши Мина как государственного деятеля, а также те компоненты культуры Вьетнама, которые оказывают влияние на восприятие образа Хо Ши Мина различными социальными группами в СРВ. Буддизм занимал и занимает довольно значимую роль в общественно-политической жизни Вьетнама. Как отмечала Нгуен Тхи Хонг, «опираясь на некоторые буддийские принципы, нынешняя светская власть во Вьетнаме пытается найти оптимальные идеологические позиции, которые органично сочетали бы социальную справедливость, коллективизм и уважительное отношение к труду в условиях рыночной экономики»2. До недавнего времени анализу влияния буддизма на жизнь и деятельность Хо Ши Мина уделялось сравнительно мало внимания. Однако в последние годы в СРВ все чаще публикуются материалы, повествующие о роли буддизма в жизни таких государственных деятелей, как Хо Ши Мин и генерал Во Нгуен Зиап, о характере взаимоотношений буддийской общины с руководством КПВ и правительства в разные годы вьетнамской истории. К сожалению, на европейских языках, в т.ч. и на русском, подобные исследования крайне редки, что создает благоприятные условия для тиражирования популярного на Западе мифа о «притеснении вьетнамскими коммунистическими властями католиков, про-тестантов-монтаньяров и буддистов». В связи с этим в данной статье представляется целесообразным рассмотреть следующие вопросы. 1. Влияние буддийской религии на становление личности Хо Ши Мина в период до 1945 г. Часть 2. Вопросы культуры и литературы 455 2. Взаимодействие Президента Хо Ши Мина с представителями буддийской общины в связи с ролью буддийского фактора в общественно-политической жизни ДРВ и Южного Вьетнама в период с 1945 до 1969 г. 3. Хо Ши Мин в сознании современных вьетнамских буддистов. 1. «Если хотите свободы - следуйте учению Будды» Отец Хо Ши Мина, Нгуен Шинь Шак, проявил себя не только как знаток конфуцианской учености, но и как ученый-буддо-лог и один из деятелей по возрождению вьетнамского буддизма (вьет. «Chân hung Phât giào»), чем и обратил на себя внимание французской колониальной полиции. В одном из писем Нгуен Шинь Шак призывал: «если хотите свободы - следуйте учению Будды»3. Воспитываясь в такой атмосфере, Нгуен Тат Тхань (школьное имя Хо Ши Мина) не мог не воспринять уважительного отношения к буддийскому учению, что может иллюстрироваться следующими примерами из жизни Хо Ши Мина. Во время пребывания Хо Ши Мина на территории Таиланда в 1920-х годах, он оказывал содействие в строительстве буддийского храма, побуждая проживающих там вьетнамцев вносить материальный и трудовой вклад в строительство храма. После окончания строительства, как вспоминал настоятель храма Оатфо, Хо Ши Мин часто посещал храм вместе с другими прихожанами. Как вспоминает By Ань, один из деятелей революционного движения, в 1941 г. Хо Ши Мин и его соратники встречали лунный новый год в селении Пакбо, расположенном возле вьетнамо-китай-ской границы. Жители селения приходили поздравлять Хо Ши Мина с праздником, а Хо Ши Мин нарисовал для них облик Будды Шакьямуни4. Позже, оценивая роль исторического Будды, Хо Ши Мин скажет: «Будда пришел в мир для того, чтобы принести людям радость, забыть о себе во имя других...»5. 2. Молитва на Севере, пламя на Юге После провозглашения независимости Вьетнама и до самой своей смерти Хо Ши Мин посещал буддийский храм Куан Сы в Ханое, встречался с представителями буддийского духовенства, заверяя их в 456 Раздел 3. Филология и культура Хо Ши Мин молится в храме Куан Сы, 1963 г., фото из Музея Хо Ши Мина том, что социалистическое государство будет гарантировать свободу вероисповедания. Имеются также сведения о том, что в распорядке дня Хо Ши Мина находилось время и для медитации (вьет, «ngôi thiên»)6. В это же самое время президент Республики Вьетнам (Сайгон) Нго Динь Зьем, будучи католиком, проводил курс усиленной христианизации страны и искоренения буддизма. В рамках этого курса предусматривалось введение ряда льгот для вьетнамских католиков, запрет на демонстрацию буддийской символики, стимулирование перехода буддистов в католицизм. Датой начала т.н. «буддийского кризиса» считают 8 мая 1963 года, когда в г. Хюэ буддисты, в честь празднования дня Весак (один из наиболее значимых буддийских праздников, посвященный дню рождения, просветления и ухода в нирвану Будды Шакьямуни) вышли на демонстрацию под буддийскими флагами, ранее запрещенными режимом Зьема. Правительственные войска открыли огонь, в итоге погибло 9 человек, 14 было ранено. Сайгонские власти обвинили в случившемся Вьетконг (вьетнамских коммунистов). Часть 2. Вопросы культуры и литературы 457 Позднее прошли демонстрации буддийских монахов и несколько публичных самосожжений, самым известным из которых стало самосожжение буддийского монаха Тхить Куанг Дыка на перекрестке напротив посольства Камбоджи в Сайгоне. Отдавая дань уважения подвигу буддийского монаха, Президент Хо Ши Мин высказался так: «Сострадание не означает слабости. Чем большую жестокость проявляют США и Зьем, тем решительнее будет сопротивление буддистов. Из огня от тела монаха Тхить Куанг Дыка возгорится пламя, в котором сгорит фашистский режим Зьема и США. Повсюду - на Юге, во всей стране и во всем мире люди восхищаются жертвой монаха Тхить Куанг Дыка во имя народа и веры»7. Самосожжение монаха Тхить Куанг Дыка, 1963 г., фото «Нью-Йорк тайме» Дальнейшая эскалация «буддийского кризиса» привела к уменьшению степени поддержки сайгонского режима правительством США и в последующем падению режима Нго Динь Зьема8. Учитывая роль буддийского движения в свержении режима Зьема, три года спустя в меморандуме ЦРУ указывалось: «Буддисты - это полити- 458 Раздел 3. Филология и культура ческий фактор, который любое правительство должно учитывать для достижения стабильности»9. Естественно, что этот фактор США не могли не оставить без внимания, намереваясь привлечь ряд руководителей буддийского движения на свою сторону. Однако, как отмечает В.И. Корнев: «...буддизм проявил себя чрезвычайно активно и в борьбе с католиком-диктатором Нго Динь Зьемом, и в национально-освободительном движении против американской агрессии».10 Оценивая вклад вьетнамских буддистов в национально-освободительную борьбу, Хо Ши Мин заметил: «Буддийские монахи и миряне внесли вклад в сопротивление, вместе с другими людьми прилагали усилия для построения сильного и процветающего Севера и объединения страны... Все буддисты в стране, от Севера до Юга, пытались воплотить в жизнь поучение Будды: «Принести людям счастье, забыть о себе ради других...»11. Несомненно, в том, что во время тяжелых испытаний для страны вьетнамские буддисты приняли активное участие в национально-освободительной борьбе, есть немалая заслуга Президента Хо Ши Мина, установившего партнерские отношения с буддийским духовенством и гарантировавшего подлинную свободу вероисповедания. 4. Хо Ши Мин в сердцах вьетнамских буддистов Созданная в ноябре 1981 г. Вьетнамская Буддийская Сангха (ВБС)12 оказывает особое почтение личности Хо Ши Мина. Так, к 30-ти летнему юбилею ВБС вышел сборник «Президент Хо Ши Мин и буддизм», состоящий из 31 одной статьи, иллюстрирующей отношение Хо Ши Мина к буддизму13. Говоря о Президенте Хо Ши Мине, буддийская монахиня Тхить Ны Ньы Чонг отметила: «Я заметила, что идеи Хо Ши Мина имеют много общего с идеями буддизма. Они несут в себе силы, способные оказать людям помощь в жизни. Поэтому, являясь монахиней, несмотря на преклонный возраст, я всегда стараюсь делать всё для людей»14. Часть 2. Вопросы культуры и литературы 459 Исследователи выделяют следующие общие моменты в учении Хо Ши Мина и буддизме: 1. Идея жертвования во имя человечества; 2. Идея заботы о людях; 3. Идея простой и безыскусной жизни, лишенной излишеств; 4. Идея отбрасывания эгоизма, вредных привычек, пороков15. Память о Хо Ши Мине чтут последователи вьетнамского буддизма не только в СРВ, но и за рубежом. Определенная часть «заморских вьетнамцев» (вьет. «Viêt kiêu») являются буддистами. Насчитывается порядка 300 храмов вьетнамского буддизма в 30 странах мира16. В 2007 году в Харькове открылся вьетнамский буддийский храм, относящийся к школе Чук Лам.17 А в 2014 году в этом храме была установлена статуя Хо Ши Мина18. 4. Выводы Можно сказать, что именно Хо Ши Мин заложил фундамент отношений взаимовыгодного сотрудничества между государством и буддийской общиной Вьетнама, благодаря чему буддисты внесли весомый вклад в национально-освободительную борьбу и в настоящее время активно сотрудничают с КПВ и правительством СРВ по таким важным вопросам, как патриотическое воспитание, благотворительность, внесение изменений в Конституцию, воспрепятствование использованию религиозного фактора для инспирирования в СРВ т.н. «мирной эволюции». Восприятие вьетнамскими буддистами Президента Хо Ши Мина во многом связано с образом бодхисатвы (вьет. Bö Tat) - центральной фигуры буддизма Махаяны (вьет. Phât giâo Dai thùa). Бод-хисаттву отличает стремление жертвовать собой во имя других, сострадание ко всем существам, чистая и беспорочная жизнь. Можно с полной уверенностью сказать, что жизнь и деятельность Хо Ши Мина отвечала этим высоким критериям и, значит, помещенные в начале статьи в качестве эпиграфа слова священнослужителя Тхить Тхиен Тяу о Хо Ши Мине вполне оправданны.
×

About the authors

G. A Shutov

UO «GGATK»

Email: shutao85@mail.ru
lawyer The Republic of Belarussia

References

  1. Đạo Phật và đại thắng mùa xuân 1975. URL: http://www.nhandan.com.vn/chinhtri/tin-tuc-su-kien/item/5864402-.html
  2. Нгуен Тхи Хонг. Особенности становления буддийской традиции во Вьетнаме: прошлое и настоящее. Автореф диссертации канд. философ, наук [Электронный ресурс]. 2011. URL: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-stanovleniya-buddiiskoi-traditsii-vo-vetname-proshloe-i-nastoyashchee
  3. Phỏ bảng Nguyễn Sinh sắc trong phong trào chấn hưng Phật giáo». URL: http://phatgiao.org.vn/tham-luan-sach/201306/Pho-bang-Nguyen-Sinh-Sac-trong-phong-trao-chan-hung-Phat-giao-llPho/
  4. Lê Cường. Minh triết Hồ Chí Minh với Phật giáo. URL: http://quehuongonline.vn/VietNam/Home/Dat-nuoc-Con-nguoi/Con-nguoi-Viet-Nam/2010/02/3BB98430/
  5. «Sự đoàn kết vĩ đại làm hồi sinh cả một dân tộc». URL: http://www.archives.gov.vn/Pages/Ti%C3%AAu%20%C4%91i%El%BB%83m.aspx?itemid=242&listId=b942aec7-8071-4aa5-9eeb-6cfe3dl41d9e&ws=content
  6. Lê Cung. Tư liệu Chủ tịch Hồ Chí Minh với Phật giáo. URL: http://tennguoidepnhat.net/2011/09/21/t%C6%B0-li%E1%BB%87u-ch%E1%BB%A7-t%E1%BB%8Bch-h%El%BB%93-chi-mmh-v%El%BB%9Bi-ph%El%BA%ADt-giao/
  7. Chủ tịch HỒ Chí Minh với Phật giáo. HCMC, 2011. Tr. 13
  8. The Overthrow of Ngo Dinh Diem. May-November, 1963 II The Pentagon Papers. Gravel Edition. Volume 2, Chapter 4, p. 201-276. Boston: Beacon Press, 1971. URL: https://www.mtholyoke.edu/acad/intrel/pentagon2/pent6.htm
  9. Thich Tri Quang and Buddhist Political Objectives in South Vietnam» / Intelligence Memorandum; CIA, 1966. URL: http://library.usask.ca/vietnam/index.php?state=view&id=943
  10. Корнев В.И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии. М., 1987. С. 50
  11. Chủ tịch HỒ Chí Minh với Phật giáo. HCMC, 2011. Tr. 11
  12. Yên Son. Chủ tịch Hồ Chí Minh với Phật giáo. URL: http://btgcp.gov.vn/Plus.aspx/vi/News/38/0/244/0/2969/Chu_tich_Ho_Chi_Mmh_voi_Pliat_giaoi
  13. Монахиня Тхить Ны Ньы Чон - человек с благородным сердцем II Радио «Голос Вьетнама». URL: http://vovworld.vn/ru-RƯ/Пopтpeты-замечат-вьетнамцев/Монахиня-Тхить-Ны-Ньы-Чонг-человек-с-благородным-сердцем/60806.vоv
  14. Hàn Viết Thuận. Cụ Hồ Chí Minh và Đạo Phật. URL: http://www.phattuvietnam.net/phatgiaovietnam/14831-c%E1%BB%A5-h%El%BB%93-ch%C3%AD-minh-v%C3%A0-%C4%91%El%BA%Alo-ph%El%BA%ADt.html
  15. Đôi nét vỀ đẠo phẬt và giáo hội phẬt giáo viỆt nam. URL: http://btgcp.gov.vn/plus.aspx/vi/news/38/0/162/0/944/doi_net_ve_dao_phat_va_giao_hoi_phat_giao_viet_nam
  16. Những ngôi Chùâ Vỉệt nơi xứ người. URL: http://thethaovietnam.vn/du-lich/201401/nhung-ngoi-chua-viet-noi-xu-nguoi-443454/
  17. Chùa Trúc Lâm Kharkov đón nhận Tôn tương Hồ Chí Minh». URL: http://www.vietnamembassy-ukraine.org/vi/nr070521165843/nr070831103516/nsl40123031909

Copyright (c) 2015 Shutov G.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies