Historical and legal framework for identifying and implementing of Vietnam's sovereignty in the South China Sea: stages of history


Cite item

Full Text

Abstract

The paper highlights the period since the end of the 90th years of the twentieth century. USA policy is considered as reaction to strengthening of influence of the People's Republic of China as the global power, having impact on situation in AP, first of all in SEA. The concept of strategy of «rebalancing» by Barack Obama, also introduced in the speeches of the U.S. Secretary of State Hillary Clintonis analyzed. Their program is assessed like having economic character and aimed at providing the state interests and safety of the USA and their partners in AP. The author suggests that for realization of this strategy the USA use synthesis of forces - diplomatic, military, economic and also propaganda methods.

Full Text

Постановка вопроса Регион Восточного моря, особенно два его архипелага - Спрат-ли и Парасельские о-ва2, давно превратились в объект споров за суверенитет между несколькими странами региона. На протяжении всей своей истории Вьетнам постоянно подтверждал свой суверенитет над этими архипелагами как обозначением на местности, так и во многих юридических документах. Тем не менее, суверенитет Вьетнама в Восточном море всё время подвергается угрозе из-за незаконных притязаний и враждебных действий со стороны Китая. Это исключительно сложный и деликатный вопрос. Настоящий доклад представляет читателям объективный взгляд и системный подход ко всему процессу установления и реализации суверенитета Вьетнама над Парасельскими о-вами и архипелагом Спратли с помощью исторических свидетельств и правовых доказательств на различных этапах истории. 1.? В эпоху феодализма Начиная с XV, но особенно с XVII веков феодальное вьетнамское государство постоянно совершало множество различных действий для утверждения своего суверенитета над этими архипелагами. Это подтверждено многочисленными историческими свидетельствами и правовыми актами государства, а также документами других стран по этому вопросу. Во второй половине XV века на картах Вьетнама, напечатанных в Голландии и появившихся при короле Ле Тхань Тонге, Парасель- Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 121 ские о-ва в Восточном море показаны под тогдашним названием «Золотые пески», с включением множества мелких островков вокруг них общей протяженностью 400 морских миль (740 км) и обозначены, как принадлежащие Вьетнаму. Это название островов закрепилось и повторялось вплоть до XVII века почти во всех географических книгах, атласах и картах того времени вместе с объяснениями и другим названиями, вроде Хоангша и Чыонгша, Дай Чыонгша и др. Так например, в «Атласе Аннама, изданном в XVII веке, четко прописано, что ежегодно король Нгуен направлял десятки кораблей к «Золотым пескам» (Парасельские о-ва) для поиска и добычи золота. В «Исторических хрониках «Дай Вьета» (1676 -1789), в « Летописи короля» Jle Куй Дона (вторая половина XVIII в.)3 и особенно во многих документах, сохранившихся в храмах и пагодах провинции Куангнгай4, подтверждается, что со времени династии Нгуенов, особенно после прихода к власти Нгуен Фук Лана (1635-1648) вьетнамские власти стали называть «Золотые пески» посреди моря островами Хоангша и создали специальный отряд Хоангша для их обследования, использования и осуществления суверенитета в районе этого архипелага. Вслед за этим король приказал создать ещё один отряд, отвечавший за более отдаленные южные острова5. С начала династии Нгуенов (1802 г.) сохранились многочисленные письменные документы, исторические записки, географические учебники. Во всех ясно показаны многочисленные меры по утверждению и осуществлению вьетнамского суверенитета на обоих архипелагах6. Наряду с ними имеется множество письменных документов в форме отчетов, указаний приказов и распоряжений феодального государства, особенно в период династии Нгуенов, из которых ясно видно, как осуществлялся суверенитет вьетнамского государства и чем занимались вьетнамцы на обоих архипелагах. Имеется также много карт Вьетнама в атласе «Дай Нам - единый и неделимый», который был выпущен в 1838 г. при короле Минь Манге и который четко обозначает острова как владения Вьетнама7. Указанные выше события, исторические свидетельства и правовые документы свидетельствуют, что вьетнамские власти со времени династий Ле, Нгуенов и после них в XV-XIX вв. действительно и непрерывно управляли обоими архипелагами Хоангша и Чыонгша. 122 Раздел I. Современный Вьетнам Феодальные правители Вьетнама не только создавали военные отряды, отвечавшие за охрану этих островов, но и заботились об управлении ими и использовании имеющихся там полезных ископаемых и морских ресурсов. Они также стремились юридически закрепить свой суверенитет выпуском различных административных документов, отчетов и докладов, включая издание и широкое распространение географических карт. Документы иностранных государств, особенно западных, в XVII-XIX вв. также объективно отражают принадлежность островов Вьетнаму и его управление ими в Восточном море. Так, например, документ о потоплении корабля «Грутеброк» около Парасель-ских о-вов в 1634 г. подтверждал присутствие на этих островах групп вьетнамцев (в действительности, это были люди из отряда Хоангша), которые помогали в спасении экипажа потерпевшего крушение корабля. Бортовой журнал корабля «Амфитрит» (1701г.) также утверждает, что Парасельские о-ва (Хоангша) принадлежат Аннаму. Воспоминания о Кохинхине Жана-Баптиста Шено (1769- 1825) подтверждают, что в 1816 г. король За Лонг осуществлял свой суверенитет над островами Хоангша. Священник Ж.Л. Таберт в статье «Заметки о географии Кохинхины», изданной в 1837 г., также описывает Парасельские о-ва как часть территории Вьетнама и даже приводит старое вьетнамское их название « Золотые пески» ИТ. д.8 Даже китайские исторические документы также отражают выше приведенные реальности. Так, например, в книге «Заморские записки», написанной в 1696 г., преподобный Дай Шан, касаясь архипелага Спратли утверждает, что он принадлежит королю Нгаю ( Нгуену), который управляет этими островами9. Все географические карты Китая времен вьетнамских династий Нгуенов, Минь и Тхань четко показывают самую южную точку Китая не далее нынешнего китайского острова Хайнань10. В самое последнее время были обнаружены карты, изданные в Шанхае в 1905 г. и переизданные в 1910г., а также учебник географии, изданный при дворе императора Гуан-сюй династии Цин (1875- 1908). В нем тоже утверждается, что мыс Куиньтяу т. е. нынешний остров Хайнань являлся в то время самой южной точкой Китая11. Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 123 2. От начала французской колонизации до 1954 г. После того, как императорский двор в Хюэ в 1884г. подписал Договор в Патенотр, Вьетнам официально превратился в колонию Франции. С этого момента она осуществляла управление всеми территориями Вьетнама. Хорошо понимая важность и стратегическое положение двух архипелагов, а также исходя из имевшихся исторических свидетельств и правовых документов, французские власти тоже постоянно принимали меры для укрепления своих позиций и суверенитета в районе этих островов. Сначала остановимся на том, что касается о-вов Хоангша. Сразу после Договора в Патенотр в 1885 г. Франция заключила весьма выгодный для себя Договор с китайскими властями, по которому Китай «отказывался от всякого влияния и от всех своих интересов в отношении Вьетнама», а оба архипелага Хоангша и Чыонгша тогда же признавались принадлежащими Вьетнаму. И когда Франция и Китай в 1898 г. завершили демаркацию сухопутной границы между собой, генерал-губернатор Индокитая предложил правительству Франции построить маяк на островах Хоангша и монументальное обозначение их принадлежности Франции, чтобы закрепить суверенитет на эти острова и пресечь любые посягательства на них со стороны других государств12. В два первых десятилетия XX века французы, похоже, мало беспокоились относительно того, что Китай может предпринять ка-кие-то враждебные действия в Восточном море, так как в то время превосходство французского флота там было очевидно. Более того, со стороны Китая в это время почти не проявлялось никаких признаков интереса к суверенитету над Хоангша. Китай даже неоднократно официально заявлял, что этот архипелаг ему не принадлежит. Например, в 1909 г. власти провинции Гуандун заявили, что Парасельские о-ва (Хоангша) являются бесхозными (terres-nullius) и позволили военным кораблям производить разведку на островах, расположенных восточнее о-ва Хайнань. Но никаких материальных или исторических свидетельств от этого не осталось13. Ранее, в 1898 г. Китай, ссылаясь на то, что «Параселы» ему не принадлежат, категорически отверг требования английской страхо 124 Раздел I. Современный Вьетнам вой компании компенсировать стоимость груза потерпевшего крушение голландского судна «Беллона», который был расхищен жителями о. Хайнань в 1895 г., и японского судна « Имази Мару», затонувшего в 1896 г.14 Тот факт, что военные власти провинции Гуандун в 1921 г. издали декрет, по которому без всяких оснований объединили управляемые Францией острова Хоангша с одним уездом острова Хайнань, лишив французов всех прав, вызвал гневную реакцию Франции. Франция считала, что власти этой провинции не имеют никаких прав и полномочий оспаривать суверенитет Франции. В Меморандуме генерал-губернаторства Индокитая от 6 мая 1921 г. говорилось: « Правительство Китая не признает архипелаг Хоангша подлежащим администрации какого-либо уезда провинции Хайнань. Поэтому власти этой провинции не могут брать на себя никакую особую ответственность за безопасность вокруг этих остовов»15. В конце 1928 г. в ответ на вторжение китайского корабля в район островов Хоангша, совершенное по приказу властей о. Хайнань, генерал-губернатор Индокитая направил французскому министру колоний доклад, в котором подчеркивал, что «главное, что мы должны всячески утверждать и укреплять, это территориальный суверенитет, который признается историческими свидетельствами и реальными фактами». Вслед за этим в 1930 г. генерал-губернатор Индокитая издает Заявление, в котором однозначно утверждает, что французское правительство «никогда не признавало и не признает суверенитет Китая над островами Хоангша, а суверенитет над ними Вьетнама подтверждается исторически и юридически». Это заявление содержало три юридических аргумента, исторически закрепившиеся за Вьетнамом, а именно: постановления императорского двора в Хюэ 1700 г. о создании морского отряда для использования полезных ископаемых и ресурсов архипелага Хоангша и управления им; меры короля За Лонга по утверждению официального суверенитета над этими островами, принимавшиеся в 1816 г., и запись короля Минь Манга, отдавшего в 1835 г. приказ о строительстве множества пагод, храмов и других обозначений своей власти на островах16. С 30-х годов XX века, оказавшись перед лицом возникшей угрозы со стороны Японии и значительно усилившегося незаконного Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 125 расхищения Китаем ресурсов зоны архипелага Хоангша, Франция, к тому времни ставшая уже державой, значительно ужесточила позиции по защите своего суверенитета. В конце 1931 г. МИД Франции направил консульству Китая в Париже ноту, в которой подтверждал суверенитет Вьетнама над архипелагом Хоангша и выдвигал предложение Китаю обратиться в Международный суд, если он настаивает на своем суверенитете над этими островами. В 1937 г. Франция вновь направила ноту с предложением Китаю передать дело о суверенитете над архипелагом Хоангша в Международный суд и одновременно направила крейсер «Jlë Мот Пике» к этим островам для изучения обстановки на месте. В том же году Франция построила маяк на одном из островов архипелага и стала более регулярно направлять свои корабли на патрулирование этого района. Обнаружив в начале 1938 г., что Япония направила туда свои войска, захватившие остров Фулам, что ознаменовало начало оккупации японцами многих других островов в АТР, Франция сразу ответила на это направлением своего вспомогательного корабля «Марне» к архипелагу и поставила на главных островах знаки их принадлежности Вьетнаму. Тогда же император Бао Дай отдал распоряжение о включении архипелага Хоангша а состав провинции Тхыатхиен вместо провинции Намнгиа, куда он входил до этого. В 1939 г. генерал-губернатор Индокитая решил создать там две административные единицы, непосредственно подчиненные провинции Тхыатхиен. Началась Вторая мировая война, и Япония направила свои войска для оккупации островов Хоангша. Но после поражения Японии Франция вернулась в Индокитай и немедленно направила свои вооруженные силы для возвращения себе этих островов. Воспользовавшись трудностями, с которыми в это время столкнулась Франция, гоминдановское правительство Китая 7 января 1947 г. высадило свои войска на о-ве Фулам - одном из самых крупных островов Хоангша. Франция выступила с резким заявлением протеста и направила свой десантный корабль «Тонкинуаз», высадивший десант на острова. Она потребовала от Китая вывести все его войска с о-ва Фулам и одновременно предложила передать вопрос на рассмотрение Международного суда. Это уже было третье подобное предложение Франции, но со стороны Китая вновь был отказ. До октября 126 Раздел I. Современный Вьетнам 1950 г. французское правительство официально передало контроль над архипелагом Хоангша властям Бао Дая. После того, как чанкай-шистские войска в апреле 1950 г. оттуда бежали, остров Фулам из этого архипелага был оккупирован войсками континентального Китая. Эти действия Пекина непрерывно опротестовывались Францией и властями Бао Дая17. Об архипелаге Спратли. Подобно положению на о-вах Хоангша, на этом архипелаге при французском колониальном владении также постоянно утверждался и осуществлялся на практике суверенитет Вьетнама на месте и в сфере права. Разница была только в том, что спор из-за островов в этот период здесь не был связан с требованиями суверенитета со стороны Китая, а большое внимание французов к ним, начиная с 20-х годов XX века, связано с посягательствами на них японцев. Впервые Франция объявила свой суверенитет над островами Чыонгша (Спратли) в 1887 г., а с 20-х годов XX века Франция непрерывно посылала ноты японскому правительству с подтверждением суверенитета Вьетнама над этими островами и с предупреждениями Японии относительно посягательств на острова в Восточном море. С 1927 г. Франция официально включила архипелаг Чыонгша в качестве административной единицы провинции Бариа. К 1930 г. она направила туда миноносец « Малисьёз» и в течение трех лет (1930- 1933) он вел патрулирование в этом регионе. Франция подтверждала своё присутствие и установила соответствующие знаки на шести главных островах архипелага18. С юридической точки зрения, в июле 1933 г. Франция официально опубликовала список островов архипелага, которые она объявляла своими и где она осуществляла свой суверенитет. С китайской стороны не последовало никаких возражений или протестов. На этом основании власти Нам-ки (Южного Вьетнама) в декабре 1933 г. официально приняли решение включить все эти шесть островов в состав провинции Бариа. В 1940 г. архипелаг Чыонгша был также оккупирован Японией. После принятия её капитуляции союзниками в 1945 г. Франция вернулась в Индокитай и продолжила управление архипелагом19. В 1951 г. проходила Международная конференция в Сан-Франциско, на которой также решалась судьба территорий, ранее оккупи Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 127 рованных Японией. Конференция провозгласила не только лишение Японии всех прав на суверенитет над территорией островов Хоанша и Чыонгша, но и отказала Китаю в его претензиях на суверенитет над этими островами. Премьер-министр и одновременно министр иностранных дел тогдашнего вьетнамского правительства императора Бао Дая Чан Ван Хай, принимавший участие в Конференции, заявил суверенитет Вьетнама на оба эти архипелага. Его заявление не встретило никаких возражений или оговорок представителей 51 государства, участвовавших в работе конференции в Сан-Франциско. Правительство Франции выступило в поддержку этого договора и категорически отвергло требования суверенитета на острова со стороны Китая20. 3. С 1955 г. по настоящее время А) 1955-1975 гг. В 1954 г. после поражения французов под Дьенбьенфу были подписаны Женевские соглашения, обязавшие Францию вывести из Вьетнама все свои войска. Вьетнам был разделен на две части - Северный и Южный - с различным политическим строем. Однако осуществление вьетнамского суверенитета над двумя архипелагами Хоангша и Чыонгша продолжилось. По Женевским соглашениям, подписанным всеми сторонами, включая Китай, 20 июля 1954 г., было подтвержден суверенитет Вьетнама на эти острова. И они были переданы под управление властей Республики Вьетнам (PB). С 1956 г. власти PB разместили свои вооруженные силы на обоих архипелагах. В апреле 1956 г., воспользовавшись уходом Франции из Вьетнама, и в нарушение Женевских соглашений 1954 г. Китай тайно высадил свои воинские подразделения на нескольких островах восточной части архипелага Хоангша. Эта группа островов с самым крупным из них островом Фулам площадью примерно в 2 кв. км. называлась ещё Туендык, а по французски - Амфитрид. Сайгон-ские власти заявили резкий протест против этой агрессивной акции Китая и в то же время укрепили свои позиции и усилии управление 128 Раздел I. Современный Вьетнам западной группой островов, называемой Нгуеттхиен или Чангкхюет, с самым большим островом площадью в 0,3 кв. км., называемом Хоангша. От него, как известно, и произошло название всего архипелага. В рамках своей экономической деятельности и, стремясь использовать территорию страны, власти Сайгона с 1956 г. неоднократно направляли геологоразведочные экспедиции на острова, которые проводили оценку имевшихся ресурсов на архипелаге, а также вместе с иностранными партнерами разрабатывали различные проекты экономического сотрудничества на этих островах. Конкретно в 1956 г. крупнейшие горнодобывающие и промышленные компании вместе с малыми предприятиями Южного Вьетнама провели комплексное обследование на 4 островах, включая острова Хоангша (Патл), Куангань (Мани), Хыунят (Роберт) и Зуймонг (Друмонд). В августе 1973 г. министерство планирования и государственного развития PB в сотрудничестве с японской компанией Марубени произвело разведку и разработало проект добычи фосфатов на архипелаге Хоангша. В административном плане в 1961 г. архипелаг Хоангша был включен в качестве общины под названием Диньхай, которая в 1969 г. вошла в состав общины Хоалонг уезда Хоаванг провинции Куангнам. (При французском правлении архипелаг входил в провинцию Тхыатхиен). Защищая на месте свой суверенитет, сайгонские власти неоднократно перехватывали и штрафовали граждан Китая, высаживавшихся на островах западной части архипелага21. 16 января 1974 г., когда китайские войска вторглись на острова западной группы архипелага Хоангша, президент PB Нгуен Ван Тхьеу прибыл в Дананг и приказал своим ВМС применить все силы и средства, включая военные, для изгнания китайских кораблей из вод архипелага. Но 19 января 1974 г. Китай направил свои десантные корабли и захватил всю западную группу островов. ВМС PB оказали вооруженное сопротивление этой агрессивной акции. Тем не менее, в силу того, что сай-гонский режим был уже совсем слаб, а международная обстановка для него была крайне неблагоприятна, архипелаг Хоангша полностью оказался под оккупацией Китая. Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 129 Что касается политико-правовых и дипломатических аспектов, то следует отметить, что власти PB уже 19 января 1974 г. выступили с Заявлением, в котором обвинили Китай в агрессии на вьетнамских островах Хоангша. Вслед за этим 14 февраля 1974 г. PB в новом Заявлении категорически утверждала, что архипелаги Хоангша и Чыонгша являются территорией Вьетнама. 26 января 1974 г. Временное Революционное Правительство Южного Вьетнама также выпустило заявление из трёх пунктов относительно разрешения территориального спора, требуя от Китая уважения исторических фактов и территориальной целостности Вьетнама. Об архипелаге Чыонгша (Спратли). Подобно тому, что было на Хоангша, с 1956 г. ВМФ PB принял от Франции управление этими островами. 22 октября 1956 г. архипелаг Чыонгша стал административной единицей провинции Фыоктуй, которая при французских колонизаторах составляла основу провинции Бариа. В период с 1961 по 1963 гг. на многих островах архипелага, включая острова Чыонгша (от которого происходит название всего архипелага), Анбанг, Во-сочный Сонг и Западный Сонг, Тхиту, Лоайто, были сооружены монументальные обозначения суверенитета PB. С 1973г. эти острова вместе с примыкающей акваторией составили общину Фыокхай, района Датдо провинции Фыоктуй. С 1956 г., когда такие страны, как Китай, Филиппины и позднее Малайзия, выдвигали свои претензии на суверенитет над островами Чыонгша, власти PB каждый раз заявляли свой протест, рассматривая эти требования как посягательства на суверенитет Вьетнама в окружающей морской акватории. Так, например, 16 июня 1956 г., когда Китай и Филиппины выдвинули свои претензии на архипелаг Чыонгша, министр иностранных дел PB выступил с Заявлением, в котором утверждался суверенитет PB над этими островами по историческим и юридическим основаниям. 20 апреля 1971 г. Малайзия потребовала суверенитета над рядом островов Чыонгша, но власти PB тут же отвергли эти требования. В июле 1971 г. о своих требованиях напомнили Филиппины, и тогда сайгонские власти вновь категорически подтвердили исключительный суверенитет Вьетнама на этот архипелаг. 130 Раздел I. Современный Вьетнам 5 и 6 мая 1975г. после падения сайгонских властей Временное Революционное Правительство РЮВ освободило острова и приняло на себя управление ими, продолжая осуществлять суверенитет Вьетнама. Некоторые наблюдатели пытаются увязать письмо премьер-ми-нистра ДРВ Фам Ван Донга, направленное в 1958 г. Китаю, с проблемой суверенитета Вьетнама над островами. Письмо премьер-ми-нистра Фам Ван Донга Чжоу Эньлаю в то время являлось исключительно выражением доброй воли Вьетнама перед лицом угрозы США суверенитету КНР в Тайваньском проливе22Содержание письма подтверждало согласие ДРВ и уважение 12-мильной границы территориальных вод Китая и не содержало ни единого слова, указывающего на то, что ДРВ признает суверенитет Китая в отношении островов Хоангша и Чыонгша. Ведь эти острова по Женевским соглашениям в период 1955-1975 гг. фактически находились под управлением властей PB, которые реально осуществляли там суверенитет и свою юрисдикцию. Б) С 1976 г. по настоящее время С 1976 г. единое вьетнамское государство (Социалистическая Республика Вьетнам - СРВ) унаследовало все права суверенитета и обязанности Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) и Республики Вьетнам (PB) в отношении двух архипелагов, а также воздушного и морского пространства над ними и вокруг них в Восточном море. Прежде всего, это относится к политико-правовой и дипломатической областям. В нотах всем заинтересованным сторонам или на различных переговорах всех уровней и на международных конференциях по территориальным границам правительство СРВ постоянно подтверждало свой суверенитет над обоими архипелагами. Так, например, на переговорах в Пекине на уровне премьер-мини-стров в октябре 1977 г. Вьетнам поставил этот вопрос и потребовал от Китая уважения суверенитета Вьетнама над этими островами. Начиная с 1979 г., Вьетнам ежегодно публикует Белую Книгу, содержащую ноты протеста, адресованные странам, нарушающим суверенитет Вьетнама. В отношении Китая (включая Тайвань) в 1979, 1981 и 1988 гг. МИД Вьетнама издавал свою Белую книгу, в которой приводились Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 131 исторические и юридические свидетельства неоспоримого суверенитета Вьетнама над двумя архипелагами и осуждались враждебные агрессивные действия Китая. 15 марта 1979 г. МИД Вьетнама опубликовал Меморандум по вопросам границ между Вьетнамом и Китаем, в п. 9 которого Китай обвиняется в незаконной оккупации вьетнамских островов Хоангша в январе 1974 г. 21 февраля 1982 г. представитель МИД Вьетнама заявил протест тайваньским властям, произвольно присвоившим себе права на острова в архипелагах Хоангша и Чыонгша. 6 мая 1984 г. Вьетнам опротестовал факт присвоения КНР китайских названий островам, отмелям и коралловым рифам в принадлежащих Вьетнаму архипелагах Хоангша и Чыонгша. А 2 июня Вьетнам заявил протест по поводу включения их в администрацию провинции Хайнань. В 1987 г. Вьетнам также неоднократно делал заявления с утверждением своего суверенитета над указанными архипелагами и с протестом против постоянных враждебных действий Китая, нарушавших суверенитет Вьетнама в Восточном море. В частности, 14 марта 1988 г. МИД СРВ категорически осудил захват Китаем островов Крест и Гевен, а также несколько других в архипелаге Чыонгша как угрозу суверенитету Вьетнама и нарушение международного права. С 2007 г., а особенно с 2009г. и до настоящего времени, Вьетнам оказался перед лицом усилившихся действий и требований суверенитета Китая над акваторией Восточного моря. Это, особенно выразилось в официально представленной им в Комиссию ООН по границам материкового шельфа(СЬС8) карте с так называемой «линией коровьего языка» из 9 отрезков, а также направлением кораблей морского дозора, препятствующих рыбному промыслу и действиям Вьетнама по разведке месторождений нефти и газа. Сюда следует добавить строительство военного гарнизона Тамша на одном из островов в архипелаге Хоангша, широкое распространение карты с линией «коровьего языка», охватывающей 80 % акватории Восточного моря, увеличение числа военных учений и направление военных кораблей, нарушающих суверенитет Вьетнама и другие. Правительство Вьетнама постоянно выступало с осуждением этих противоправных действий. Они серьезно нарушали суверенитет Вьетнама, противоречили фундаментальным нормам международного права, особенно 132 Раздел I. Современный Вьетнам Конвенции ООН по морскому праву 1982 r.(UNCLOS), Декларации о поведении сторон в Восточном море (DOC) 2002 г. и совместному Заявлению Китая и Вьетнама 2011 г. из 6 пунктов о разрешении споров в Восточном море, подписанных Китаем. В отношении Филиппин. Во время официального визита в эту страну премьер-министр Вьетнама Фам Ван Донга в сентябре 1978 г. вновь подтвердил, что суверенитет над островами Чыонгша принадлежит Вьетнаму. А все споры необходимо решать путем переговоров в духе мира и дружбы. Вслед за этим 28 сентября 1979 г. Вьетнам выступил с Заявлением протеста против включения архипелага Чыонгша в состав территории Филиппин. Позднее, в июле 1980 г. Вьетнам резко опротестовал незаконную оккупацию Филиппинами ряда островов архипелага Чыонгша в южной части группы Кондо (Коммо-дорские рифы), которые они называют Ризаль. В отношении Малайзии. 29 апреля 1980 г. Вьетнам направил ноту протеста Малайзии в связи с изданием там карты, на которой морская граница страны включала южные острова архипелага Чыонгша и морскую акваторию вокруг них. Туда были включены о-ва Анбанг и Тхуентяй, подпадающие под суверенитет Вьетнама. Во время визита в Малайзию в мае 1980 г. министр иностранных дел Вьетнама Нгуен Ко Тхать напомнил стране-хозяйке, что остров Анбанг является вьетнамским. 15 апреля 1984 г. Вьетнам заявил протест против незаконной оккупации Малайзией острова Хоалао - одного из островов южной части архипелага Чыонгша находящегося под суверенитетом Вьетнама. Через 2 года, когда Малайзия тоже незаконно оккупировала острова Киван (риф Маривель) и Кьеунгыа (риф Ар-дазьер), расположенные севернее о. Хоалау, Вьетнам вновь поднял голос протеста. На различных международных конференциях, особенно на саммитах и конференциях АСЕАН и, в частности, на 16-17 саммитах АСЕАН, проходивших во Вьетнаме в 2010 г., ему удалось включить вопрос о территориальных спорах в Восточном море в официальную повестку дня. На этих саммитах подчеркивалась необходимость соблюдения международного права при разрешении споров в Восточном море. Перед этим 6 мая 2009 г. Вьетнам официально представил в Комиссию ООН по границам континентального шедьфа (CLCS) Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 133 «Доклад о расширении континентального шельфа СРВ за пределы 200-мильной исключительной экономической зоны», в котором в очередной раз утверждал суверенитет над архипелагами Хоанша и Чыонгша.. Кроме своего отдельного доклада Вьетнам также представил в Комиссию ООН совместный доклад с Малайзией, в котором также подтверждаются суверенитет Вьетнама и его суверенные права на эксплуатацию ресурсов в Восточном море, в соответствии с международным правом. Вопросы административного статуса и защиты суверенитета Несмотря на противоправную оккупацию островов Хоангша Китаем с 1974 г., Вьетнам неоднократно принимал меры для осуществления своего суверенитета. Например, 9 декабря 1982 г. Вьетнам принял решение создать уезд Хоангша в составе провинции Куанг-нам-Дананаг. В 1996 г. этот уезд вошел в состав города Дананга. Затем в апреле 2007 г. Вьетнам образовал поселение Чыонгша, общины Сонг и Тэй в составе уезда Чыонгша, подчиненные провинции Кханьхоа. В этих поселениях и общинах Вьетнам построил много школ, санитарных пунктов, религиозных пагод и храмов, складов для обеспечения обычной жизни людей на островах. Одновременно с этим правительство Вьетнама осуществляло свою юрисдикцию в воздушном и морском пространстве, препятствуя незаконным посягательствам со стороны иностранного государства. Вместе с тем, в последние годы Вьетнам значительно укрепил свой оборонный потенциал, организовал целый ряд военных учений на море с боевыми стрельбами и пр. с полной решимостью защищать свой суверенитет от усилившейся угрозы извне. Проявляя твердую волю защищать суверенитет и продолжать социально-экономическое развитие приморских районов, 21 июня 2012 г. Вьетнам принял Морской Закон. Он вступил в силу с 1 января 2013 г. Уже в Преамбуле (Ст. 1) этого Закона Вьетнам перед всем миром вновь подтвердил, что суверенитет Вьетнама распространяется на оба архипелага - Хоангша и Чыонгша23. 134 Раздел I. Современный Вьетнам Заключение На базе вышеприведенных исторических свидетельств и юридических документов можно утверждать, что Вьетнам - это не только первое государство, овладевшее островами Хоангша и Чыонгша, но и непрерывно осуществлявшее свой суверенитет на них. В эпоху феодализма, особенно во времена правления династии Нгуенов (с XVII века) вьетнамское государство проводило активное обследование этих островов, издавало их карты, направляло свои морские отряды, которым поручалось использовать имевшиеся там ресурсы и осуществлять управление обоими архипелагами. Географические, исторические книги, дневниковые записи или бортовые журналы, как вьетнамцев, так и иностранцев того времени довольно подробно и объективно свидетельствуют об этом. Во времена французского колониального правления французские власти, действуя от имени вьетнамского государства и самой Франции, неоднократно подтверждали и осуществляли на практике уже установленный ранее феодальным Вьетнамом суверенитет над архипелагами Хоанша и Чыонгша. Это было выражено в конкретных практических действиях на месте, а также получило отражение в различных законодательных актах и административных распоряжениях властей. Он также был признан в установленном в то время и всеми признаваемом международном порядке. После того, как Франция покинула Вьетнам, вьетнамские власти приняли на себя управление двумя архипелагами и продолжили осуществлять свой суверенитет. Вьетнам как государство принял целый ряд мер для его укрепления. В их числе и Морской Закон, принятый во Вьетнаме в июне 2012 г. Тем не менее, суверенитет Вьетнама в Восточном море, как раньше, так и теперь, постоянно находится под угрозой извне, особенно со стороны Китая. Его совершенно неразумные притязания почти на 80 % акватории ВМ и агрессивные действия последнего времени, направленные на установление своего контроля, а затем и овладение всем этим морским пространством, значительно осложнили разрешение всех споров по суверенитету в ВМ и создали угрозу вооруженного конфликта. Часть 2. Политика Вьетнама в сфере безопасности 135 Для того, чтобы остановить такое опасное развитие, поставить конфликт под контроль и разрешить его, все участники споров должны уважать исторические факты, соблюдать общепризнанные нормы международного права и обычаи, особенно Конвенцию 1982 г. по Морскому праву, строго соблюдать Декларацию о поведении сторон в Восточном море (DOC), в короткий срок разработать Кодекс поведения в этом море (СОС). с вьетнамской стороны требуются самые различные проекты и способы защиты своего суверенитета и усиления международного сотрудничества на море, не исключая и вынесение спора из-за островов Хоангша и Чыонгша в Международный Суд, когда все возможности его решения по дипломатическим каналам будут исчерпаны, а условия позволят это сделать24.
×

About the authors

Khanh Tran

SEA Studies Institute, Vietnamese Academy of social sciences

Email: trankhanhdna@yahoo.com.vn
Ph.D. (History),Editor-in-chief of the «Southeast Asian Studies magazine»

References

  1. Цит. по: Lê Quý Đôn. Phủ biên tạp lục. Hà Nội: Nxb. Giáo dục, 2007. Tập 2, tr. 142, 148
  2. Nguyễn Văn Tuấn. Hệ thống di tích lịch sử-văn hóa ờ huyện đảo Lý Sơn-một minh chứng về xác lập chủ quyền của Việt Nam// Nghiên cứu Đông Nam Á, số 5 (146), 2012
  3. Quốc sử quán triều Nguyễn - Đại Nam thực lục tiền biên. Hà Nội, Nxb. Giáo dục, 2007, Tập 1, tr. 164
  4. Nguyễn Quang Ngoc. Chủ quyền của Việt Nam ờ Hoàng Sa và Trường Sa trong các thế kỷ XVII, XVIII, XIX: Tư liệu và sự thật lịch sử // Nghiên cứu Trang Quốc, Số 6 (118), 2011
  5. Đội Hoàng Sa: Cách thức thực thi chủ quyền độc đáo của Việt Nam trên các vừng quần đảo giữa Biển Đông trong các thế kỷ XVII-XVIII và đầu thế kỷ XIX // Nghiên cứu Đông Nam Á, số 2 (143), 2012
  6. Lê Huỳnh Hoa. Châu bản triều Nguyễn - Cơ sờ lịch sử về chủ quyền của Việt Nam ờ Hoàng Sa và Trương Sa // Nghiên cứu Lịch sử, số 12 (428), 2011
  7. URL: http://biengioilanhtho.gov.vn/vie/dainamnhatthongtoando-nd-d02979b0.aspx - Bộ Ngoại giao CHXHCN Việt Nam, đăng ngày 23.10.2009
  8. Nguyễn Bá Dien. Nhà nước Việt Nam đã từ lâu và liên tục thực hiện chủ quyền của mình đối với quần đảo Hoàng Sa và Trường Sa // Nghiên cứu Đông Nam Á, Số 2 (143), 2012
  9. Hãn Nguyên, Nguyễn Nhã. Hoàng Sa, Trường Sa là của Việt Nam. Hà Nội: Nxb. Trẻ, 2008
  10. «Những bằng chứng văn bản nhà nước, chính sử, địa chí, bản đồ về chủ quyền của Việt nam tại Hoàng Sa-Trường Sa và các giải pháp giải quyết ờ Biển Đông» (Tài liệu của Hội thảo Quốc gia lần thứ 3 «Tranh chấp Biển Đông: Thực trạng, xu thế và giải pháp». Hà Nội, 28.08.2012); Chemillier, Monnique. Chủ quyền trên hai quần đảo Hoàng Sa và Trường Sa. Hà Nội: Nxb. Chính trị Quốc gia, 1998
  11. Nguyên Thị Hạnh. Những hành động khăng định và thực thi chủ quyên của Việt Nam ờ Biển Đông giai đoạn 1884-1954: Một cách tiếp cận từ nguồn tài liệu lưu trữ Pháp // Nghiên cứu Đông Nam Á, số 4, 2013, tr.4
  12. Nguyễn Thị Hạnh. Op. cit. Tr. 6-7;
  13. Conference for the Conclusion and Signature of the Peace Treaty with Japan, UN Treaty Series, Volume 136, p. 46
  14. Luật biên Việt Nam, Chương I; Quy định chung, Điêu 1: Phạm vi điêu chính. Luật này được Quốc hội nước CHXHCNVN Khóa XIII, kỳ họp thứ 3 thông qua vào ngày 21 tháng 06 năm 2012
  15. Trần Khánh. Tranh chấp Biển Đông nhìn từ góc độ địa chính tri // Nghiên cứu Đông Nam Á, số 2, 2012; Vai trò của ASEAN trong ngăn ngừa xung đột ờ Biển Đông // Nghiên cứu Đông Nam Á, số 10, 2013

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Tran K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies