XI s\"ezd KPV o mezhdunarodnoy obstanovke i zadachakh v'etnamskoy diplomatii


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

Вопросы мировой политики и внешнеполитической деятельности кпв заняли особое место в работе XI съезда кпв. В документах съезда, в первую очередь в Отчетном докладе ЦК кпв и Программе партии, были даны оценки хода мирового развития, современной ситуации в мире, выполнения внешнеполитическими ведомствами страны задач, поставленных на предыдущем X съезде кпв, определены будущие горизонты вьетнамской дипломатии. В целом оценка тенденций мирового развития, обстановки на мировой арене, международных связей Вьетнама носит оптимистический характер, с удовлетворением отмечается достигнутая стабильность, демонстрируется уверенность в позитивном развитии в будущем. Ушло чувство, что Вьетнам живет во враждебном окружении, а тем более, что ему угрожает непосредственная военная опасность. Поэтому программа кпв названа по-новому, не «Программа строительства и защиты Родины в период перехода к социализму», как она называлась, когда принималась в 1991 году, а «программа строительства Родины в период перехода к социализму» (то есть без «защиты», что конечно не означает отказа от важнейшей функции государства - защищать национальный суверенитет). Характеризуя современную эпоху, теоретики кпв выделяют, прежде всего, такие присущие ей черты как научно-техни 98 Часть первая. Современный Вьетнам ческая революция, экономика знаний, глобализация. Последняя понимается как историческая неизбежность, обусловленная высоким уровнем развития производительных сил, которая ведет к миру как единой справедливой системе. Ведущими тенденциями названы мир, национальная независимость, демократия, сотрудничество и развитие1. Наряду с этим признается, что в мире сохраняются противоречия и конфликтные ситуации (на религиозной и национальной почве, из-за претензий на участки территорий или месторождения полезных ископаемых, в результате экономической конкуренции). Противоречия проявляются в разной форме и на разном уровне. Однако какое оно, основное противоречие нашей эпохи не говорится в документах нынешнего съезда, что его отличает от ситуации 1970-х - 1980-х годов. Тогда в материалах кпв четко указывалось, что существуют четыре противоречия: первое, между системой социализма и системой капитализма; второе, между рабочим классом и капиталистами; третье, между угнетенными нациями и империализмом; четвертое, между империалистами, между их различными группами. Из них главное между социализмом и капитализмом, в 1990-е - начало 2000-х годов от такой детализированной схемы противоречий современной эпохи вьетнамские коммунисты начинают отказываться, речь в документах съездов идет о противоречиях, в том числе о противоречиях между социализмом и капитализмом, но особого акцента на нем не делается. Ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе представлена в документах съезда в диалектическом ключе - на первое место выдвигается позитив - регион развивается динамично, в основном стабильно, здесь началось восстановление после кризиса мировой экономики в целом, в то же время отмечается вероятность дестабилизации ситуации, в первую очередь из-за споров за пограничные территории и острова в Южно-Китай-ском море. Оценка состояния мирового социализма тоже оптимистичная. В Программе партии говорится, что страны, идущие по пути социализма, в том числе Вьетнам добились многих успехов, коммунистическое и рабочее движение возрождается2. Часть первая. Современный Вьетнам 99 В пропагандистских материалах3, распространенных в связи со съездом, этот тезис развернут следующим образом. За последние 2-3 десятилетия социализм продемонстрировал свою жизненную силу и преимущества. КНР, где проживает 1 /5 населения Земли, в течение 30 лет лидирует по темпам экономического роста, стала 2-м государством мира по темпам ВВП. Вьетнам достиг больших успехов в обновлении. Куба пользуется поддержкой многих стран мира. Коммунистическое движение, куда входят 130 партий с 80 млн. членов, остается фундаментом надежд на светлое будущее для всего человечества. Из анализа ситуации в мире делается вывод о неизбежности победы социализма. Как отмечается в программе КПВ: «По законам исторического развития, человечество непременно придет к социализму»4. (Характерная деталь - в большинстве отчетных докладов кпв в прошлые годы истории развития мирового социализма уделялось гораздо больше места, на VIII и IX съездах анализировались уроки поражения социализма в Восточной Европе. XI съезд в этом плане продемонстрировал новый подход, понизив степень актуальности этого вопроса.) Достаточно взвешенной представляется оценка, данная Компартией Вьетнама капитализму, признается, что у этой формации еще остается потенциал развития. Потом говорится о сохраняющемся внутри нее противоречии между постоянно растущим общественным характером производства и частнокапиталистической собственностью. Разрешение этого противоречия и борьба трудящихся против капитализма определят судьбу этого строя.5 В целом нынешняя ситуация на международной арене охарактеризована в Программе партии следующим образом: «Страны с разным социальным строем и уровнем развития сосуществуют, сотрудничают и одновременно жестко конкурируют и ведут борьбу, защищая государственные и национальные интересы. Борьба народов всех стран за мир, национальную независимость, демократию, развитие и социальный прогресс, хотя и сталкивается со многими трудностями и препятствиями, будет ознаменована новым движением вперед»6, в этой связи хоте 100 Часть первая. Современный Вьетнам лось бы заметить, что внешнеполитические прогнозы в документах кпв традиционно носят оптимистический характер, и XI съезд не стал туг исключением. XI съезд подвел итоги деятельности вьетнамских внешнеполитических ведомств за прошедшие после X съезда пять лет. Оценки были даны положительные, отчетный период был отмечен успехами, хотя главным образом, были упомянуты события последнего перед съездом 2010 года. Как известно, в тот год СРВ председательствовала в АСЕАН, успешно провела два саммита АСЕАН, Генассамблею АИПА, Восточноазиатский саммит, конференции ARF, ADMM, MACOSA и другие. Как положительное, оценивается членство СРВ во Всемирной торговой организации. О недостатках вьетнамской дипломатии почти не говорилось. Признавалось лишь, что отставала работа по стратегическому прогнозированию, научному анализу международных отношений. В отличие от практики прошлых съездов, когда в отчетном докладе давались оценки отношениям Вьетнама с отдельными странами, важными для внешней политики СРВ, на этот раз это практически не было сделано, в самом общем плане затронуты отношения с Китаем, Лаосом и Камбоджей. Но по статьям руководителей МИДа СРВ (министра Фам Зя Кхиема и его зама Буй Тхань Шона)7, появившимся накануне, во время и сразу после XI съезда можно представить картину двусторонних связей Ханоя. При этом очевидно, что важен и порядок представления стран-партнеров СРВ, ибо он говорит о приоритетах во внешних связях Вьетнама. В первую очередь в этих статьях говорится о развитии отношений с Китаем, которые названы отношениями «всестороннего партнерства и сотрудничества». Отмечен активный делегаци-онный обмен между двумя странами, о многом говорит и такой факт: торговый оборот между двумя странами в 2010 г. достиг 25 млрд долл. В том же 2010 году был проведен первый стратегический диалог между представителями двух стран по вопросам обороны и безопасности, впервые проведены совместные учения по спасательным операциям на море. По пограничной Часть первая. Современный Вьетнам 101 проблеме приняты три важных документа, официально завершена демаркация сухопутной границы между двумя странами. Отношения с Лаосом по традиции названы «особыми», с Камбоджей «всесторонними», в качестве показателя успешного развития отношений с этими странами названы начавшиеся работы по разграничению границы. Торгово-экономические отношения с этими странами укреплялись и развивались. Конкретные цифры, касающиеся торгового оборота с этими двумя странами, не назывались, но из других источников известно, что они настолько малы, что не идут ни в какое сравнение даже с торговлей с Россией. Связи с другими странами ЮВА укреплялись как на двусторонней основе, так и в рамках АСЕАН. Особо были выделены отношения с Мьянмой, где в апреле 2010 года с официальным визитом побывал премьер-министр СРВ Нгуен Тан Зунг. Далее идут отношения с Россией, в статье министра иностранных дел СРВ Фан Зя Кхиема они характеризуются следующим образом: «Отношения стратегического партнерства с Российской Федерацией вступили в этап, когда обе стороны пришли к единству мнений в составлении перечня приоритетных вопросов сотрудничества - это атомная энергетика, добыча нефти и газа, военно-техническое сотрудничество»8. С позиции не стороннего наблюдателя, а сотрудника одного из внешнеполитических ведомств Российской Федерации могу сказать, что в реальной практике вьетнамская внешнеполитическая служба действует в тесном контакте с российской дипломатией. Есть основания полагать, что такое взаимодействие и впредь будет оставаться неотъемлемой чертой стратегического партнерства России и Вьетнама на мировой арене и прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На следующей позиции оказываются отношения с бывшим жестоким врагом Вьетнама - американским империализмом, развязавшим против вьетнамского народа, как известно, самую кровавую войну в новейшей истории. Сегодня отношения с США вьетнамскими дипломатами названы «отношениями дружеского партнерства, многопланового сотрудничества, взаимного уважения и взаимной выгоды»9, в от 102 Часть первая. Современный Вьетнам четный период они стали более «широкими и глубокими, устойчивыми и долговременными», с американцами было проведено несколько диалогов по вопросам обороны и безопасности, обсуждались вопросы американского участия в освоении бассейна р. Меконг. Вместе с тем, руководитель вьетнамского МИДа счел необходимым сказать и о существующих с Вашингтоном разногласиях. К вопросам, которые по-разному понимаются сторонами, относятся демократия, права человека, религиозные свободы, гуманитарные проблемы, оставшиеся в результате войны. Ведя диалог с американскими представителями по этим вопросам, вьетнамские дипломаты решительно отражали попытки противной стороны вмешиваться во внутренние дела Вьетнама. Далее в табели о рангах партнерства с Вьетнамом шли Евросоюз, Япония, Южная Корея, Индия (отношения с тремя последними странами охарактеризованы как «стратегическое партнерство») , Австралия и Новая Зеландия (отношения с этими двумя странами названы «всесторонним партнерством»). Для характеристики положительной динамики отношений с этими странами упор делается на экономическую сферу. Например, говорится о достижении договоренности с Японией о строительстве АЭС во Вьетнаме и о разведке, добыче и переработке редкоземельных элементов. Также отмечается поддержание каналов диалога по проблемам прав человека со странами ЕС, улучшение отношений с Ватиканом. Контакты с другими странами не подверглись сколь-нибудь подробному анализу. Только перечислены регионы - Африка, Латинская Америка, Ближний Восток, Персидский залив, отношения с которыми развиваются, прежде всего, в том, что касается вопросов капиталовложений, использования вьетнамской рабочей силы. Съезд правящей партии не мог не коснуться целей и задач вьетнамской дипломатии на новом этапе. Цель внешнеполитической деятельности министерств и ведомств СРВ была сформулирована следующим образом: «Сохранять мирную обстановку, создавать благоприятные международные условия для дела обновления, ускорения социально-экономического развития, индустриализации, модернизации, защиты независимости, су Часть первая. Современный Вьетнам 103 веренитета, единства и территориальной целостности, повышать международный статус страны, вносить активный вклад в общую борьбу народов за мир, национальную независимость, демократию и социальный прогресс во всем ΜΗρβ»1Ω. Обновленная программа кпв определила, что следует проводить в жизнь независимую, самостоятельную, мирную внешнюю политику, содействующую сотрудничеству и развитию, многостороннюю и многоаспектную дипломатию, инициативно и активно вступать в международные связи, повышать роль Вьетнама в мировой политике в интересах государства, богатого и сильного социалистического Вьетнама, являющегося надежным другом и партнером, ответственным членом мирового сообщества, вносящим вклад в дело мира, национальной независимости демократии и социального прогресса во всем мире11. Более конкретными выглядят такие задачи, поставленные перед вьетнамской дипломатией, как продолжать расширять международные связи, делать отношения с партнерами, прежде всего с соседями и крупными странами более широкими, глубокими, стабильными и прочными, в Политотчете XI съезду также ставились задачи уменьшать негативные последствия вхождения в мировое сообщество, активно работать в международных организациях, прежде всего в ООН, срывать попытки вмешательства во внутренние дела СРВ, стремиться к решению пограничных проблем на основе международного права. Самым конкретным заданием для вьетнамских дипломатов можно считать выдвинутое в Программе кпв положение бороться за то, чтобы страны АСЕАН превратили Юго-Восточную Азию в регион мира, стабильности, сотрудничества, развития и процветания12. Правовые основы международной деятельности определены в документах съезда рамками Устава ООН и общепризнанных норм международного права. Что касается развития международных связей самой кпв, то, продолжая практику, начатую еще 1990-е годы, программа партии призывает развивать отношения не только с коммунистическими и левыми партиями, но также с правящими в других странах партиями и как сказано в документах съезда «другими», под которыми можно понимать многое. Единственный критерий 104 Часть первая. Современный Вьетнам тот, что это сотрудничество должно вестись в интересах мира, дружбы и развития. Очевидно, что идеологические барьеры в этом вопросе уже сняты. Реальность сегодня такова, что среди российских партнеров, например, кпв поддерживает межпартийные связи не только с КПРФ, но и с «Единой Россией».
×

About the authors

Petr Yur'evich Tsvetov

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2012 Tsvetov P.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies