Formirovanie srednego klassa v stranakh Azii: iz opyta V'etnama


Cite item

Full Text

Abstract

Full Text

В динамично развивающихся странах Азии, к числу которых относится Социалистическая Республика Вьетнам, развитие рыночной экономики сопровождается заметными изменениями в социальной структуре общества. Одним из них становится появление среднего класса, той общественной прослойки, которая правомерно считается основой стабильности любого политического режима. В условиях авторитарного правления, например, лояльность среднего класса режиму обусловлена его имущественным положением и тем набором экономических прав, которые ему этот режим предоставляет, и, естественно, опасением политических перемен. Но этот же класс способен расшатывать автократические формы правления, добиваясь новых прав и свобод. В условиях демократического правления средний класс дорожит сохранением не только своих экономических свобод и политических прав. Формирование среднего класса в азиатских странах носит специфический характер, в большинстве из них преобладает дифференциация общества на верхний и нижний социальные слои. Средняя же страта представляет собой, например, в развивающихся странах, узкую социальную прослойку с весьма размытыми характеристиками, затрудняющими определение ее четких контуров. Но в экономически развитых азиатских демо 118 Часть первая. Современный Вьетнам кратиях средний класс выступает как определенная экономическая и политическая сила. Япония (показательный образец) построила почти моноструктурное в социальном отношении общество, где 95 % населения причисляют себя к среднему классу1. Растет численность среднего класса в Индии, Индонезии, на Филиппинах, в Таиланде и Малайзии, Монголии. В научной литературе принято относить людей к среднему классу по трем основным признакам, совокупность которых представляет его обобщенное лицо: уровень материального обеспечения, социально-профессиональная принадлежность, самоиндефикация. средний класс при любом политическом строе выступает гарантом частной собственности, в странах с рыночной экономикой он является основным социальным кластером. Границы среднего класса - это границы между бедностью и богатством. Существуют традиционные группы бедных, которых ни одной стране не удается трансформировать. Это многодетные семьи, одинокие пенсионеры, беженцы, мигранты, безработные и т. д. Но есть бедные с перспективой перехода в более высокий социальный статус, к ним относятся граждане, начинающие собственное дело. Очевидно, что границы классов - критерий плавающий. Они меняются в зависимости от тех представлений, которые существуют в определенное историческое время, в конкретной стране. Поэтому, весьма вероятно, что в каждой из них имеются собственные стандарты. Если при определении среднего класса руководствоваться западными мерками, то средний класс, например, в большинстве азиатских стран, таковым вряд ли может считаться. Но это еще не означает, что его не существует, так как средний класс, на наш взгляд, всегда адекватен тому обществу, в среде которого он кристаллизируется. Вьетнам - быстро развивающаяся страна с уже возникшей рыночной экономикой, темп роста его ВВП - второй в мире после Китая. Данные развития вьетнамской экономики приведены ниже (табл. 1). Во Вьетнаме после окончания борьбы против агрессии США и объединения страны была признана свобода форм собственности, но в реальной жизни, когда экономика была разрушена, Часть первая. Современный Вьетнам 119 Таблица 1. Демографические и экономические показатели развития Вьетнама Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.* Население в возрасте 65 +: 1 января ('ООО) 4694,71 4762,85 4832,06 4901,64 4972,53 Плотность населения (человек на 1 кв. км) 271,88 275,44 279,02 282,60 286,21 ВВП, исчисленный по паритету покупательной способности (тыс. долл.) 198 907 221 959 240 758 259 062 278 277 Рост реального ВВП (% роста) 8,23 8,42 6,22 5,20 5,80 Инфляция (% роста) 7,40 8,86 22,41 7,00 11,00 Потребительские расходы (тыс. долл.) 38 274 45 592 60 415 66 039 70 712 Ежегодный валовой доход (тыс. долл.) 47 405 56 498 74 219 81 116 86 211 Ежегодный располагаемый доход (тыс. долл.) 39 956 47 623 63 075 69 097 73 554 Потребительские расходы на продукты питания (тыс. долл.) 13 888 16 448 21 588 23 344 24 906 Пользователи Интернета ('ООО) н/д 14 684 17 872 22 061 25 026 *2010 год - прогноз. Источник: World Economic Fact book - 2010. Section Three World Economic Database. планово-централизованное управление привело к концентрации большинства активов в руках государства. Государственные предприятия оказались неэффективными, и с переходом к рыночной экономике в стране установились и другие формы собственности на недвижимое имущество: частная, кооперативная, государственная, смешанная. Возникла и набирает силу тенденция перехода от государственного управления хозяйством к ее 120 Часть первая. Современный Вьетнам государственному регулированию. Часть объектов государственного сектора была приватизирована, но государство продолжает осуществлять права собственника в отношении имущества, относящегося к всенародной собственности, в том числе на землю. Так что земля во Вьетнаме по-прежнему относится к всенародной собственности. Купля-продажа земли там, как и в Китае, - это передача прав аренды, в 2005 г. государственная собственность в производстве ВВП составляла 38, 42 %, коллективная, индивидуальная, частнокапиталистическая и смешанная, собственность компаний с иностранным капиталом - 6,8; 29,95; 8,91; 15,89 % соответственно2, в негосударственных хозяйственных секторах преобладает мелкое частное производство в форме семейного хозяйства - источник, из которого постепенно пополняется средний класс. Для того чтобы страны могли быстро повысить доходы на душу населения с 1000 до 10 000 долл. - задача, которая в настоящее время стоит перед большинством стран Восточной Азии, - требуются иные и более сложные факторы по сравнению с теми, которые помогли им повысить доходы со 100 до 1000 долл., - задача, которую они успешно решили ранее. Вьетнам сейчас занимает в рейтинге качества жизни ООН 116-е место и входит в группу стран со средним уровнем индекса развития человеческого потенциала3. Национальная статистика не приводит данные, по которым можно было бы составить представление о численности среднего класса в масштабах всего Вьетнама в целом, но есть косвенные показатели, свидетельствующие о его появлении, а главное, о наличии к тому необходимых предпосылок. Во Вьетнаме факторами роста численности среднего класса являются: развитие рыночной экономики, мелкого и среднего предпринимательства, повышение доходов домашних хозяйств за счет появления новых источников, в том числе занятости на предприятиях с иностранными инвестициями, где оплата труда выше, чем на государственных предприятиях. Этому же служат торговля, рост городов, миграция населения, которые стимулируют экономический рост, преодоление верхнего порога бедности. Во Вьетнаме также происходит процесс стратификации общества. По Часть первая. Современный Вьетнам 121 оценке Азиатского банка развития, с 1990 по 2000 г. доля вьетнамского населения, живущего менее чем на 1 долл. в день, сократилась с 51 до 8 %. Происходит также социально-имущест-венное расслоение деревни в процессе обезземеливания и концентрации земли в руках зажиточных слоев фермерства. Принятые после провозглашения курса на рыночную открытую социалистическую экономику VI съездом кпв в 1986 г. законы (о государственном предприятии, о частном предприятии, о земле), которые постоянно корректируются и дополняются, создают равные благоприятные условия для хозяйственной деятельности представителям различных хозяйственных укладов. Во Вьетнаме доход на душу населения составлял в 2008 г. 890 долл. (172-е место среди 210 стран мира)4. Но, естественно, это средняя цифра. По оценке маркетингового агентства TNS, «Вьетнам богаче, чем мы себе это представляем, но вопрос в том, насколько богаче», в г. Хошимине, например, годовой доход одного домашнего хозяйства в 2006 г. составлял около 2400 долл., что в 3 раза превышало официальные данные.5 Вывод агентства: «Городской Вьетнам имеет средний класс, а когда у страны есть средний класс, значит, у нее есть будущее». Но это в городах. На селе, где проживает около 70 % из 85,789 млн человек (сентябрь 2009 г.), в отдельных местностях крестьянин борется за доход, эквивалентный 1 долл. в день, другое дело - город, «пробиться в средний класс во Вьетнаме не так трудно: для этого доход семьи должен превышать 251 долл. в месяц. По оценке того же маркетингового агентства, особенно многочислен средний класс в городах Хошимине и Ханое: его доля выросла там за семь лет с 30 до 55 %»6. Однако уровень доходов - далеко не единственный признак классического представителя среднего класса. Важны и другие показатели: доступ к среднему и высшему образованию, создание новых рабочих мест для молодежи, помощь в обеспечении жильем и медицинскими услугами. На том уровне экономического развития, на котором сейчас находится Вьетнам, решение этих проблем происходит при деятельном участии государства. Так, провозглашенный руководством СРВ курс на индустриализацию и создание рыночной экономики в стране, где большая часть населе 122 Часть первая. Современный Вьетнам ния занята в сельском хозяйстве, ведет к коренному изменению структуры общественного производства и уклада жизни, поэтому особое значение приобретает реформа системы образования и подготовки кадров. Это связано с объективной необходимостью приведения в соответствие уровня образования и специальной подготовки работников в соответствие с требованиями научно-технического прогресса и перестройки отраслевой структуры экономики. Речь идет не только о рабочих, но и о специалистах с высшим и средним образованием. На этой основе формируется новый, более качественный трудовой потенциал с учетом интеллектуальной составляющей. Фактически речь идет о целенаправленном формировании среднего класса во Вьетнаме. По уровню образования среди стран ЮВА Вьетнам находится на первом месте - грамотность 93,7 % (88-е место в мире). Для сравнения - количество грамотных людей в Лаосе -57 % (134-е место в мире), в Камбодже -35 % (156-е место в мире). Но университетское образование пока недоступно большинству вьетнамцев. Преодоление бедности в стране является предпосылкой перехода части населения в более высокие слои общества. Одно из направлений в области такой политики - создание новых рабочих мест и сокращение безработицы (табл. 2). Таблица 2. Уровень безработицы во Вьетнаме Год Уровень безработицы, % Рейтинг 2003 25,00 34 2004 6,10 135 2005 1,90 12 2006 2,40 21 2007 2,00 14 2008 4,30 53 2009 4,70 58 Источник: Facts and statistics about the Unemployment rate of Vietnam. - CIA (Central Intelligence Agency, US) World Fact book, April 2010. Часть первая. Современный Вьетнам 123 Данные, приведенные в таблице, показывают, что вплоть до 2008 г. уровень безработицы во Вьетнаме постоянно снижался, а его рост в 2008-2009 гг., можно предположить, возник под влиянием глобального экономического кризиса. В заключение отметим следующее: во Вьетнаме быстро растет городской средний класс, а в сельском хозяйстве ситуация не вполне ясна. Как говорилось выше, кое-где в стране люди все еще вынуждены жить на заработок, эквивалентный 1 долл. в день. Но среди остальной массы крестьянских хозяйств уже есть прочные фермерские хозяйства, доходы которых значительно выше средних по стране. Отметим также, что политическая активность среднего класса проявляется в основном в членстве его представителей в Коммунистической партии Вьетнама. Однако студенты и другая молодежь принимают участие в демонстрациях, организуемых партией, например, против политики Китая в отношении островов Спратли и Парасельских7. Но это - опять же проявление поддержки внешней политики СРВ. Нарушения прав человека в стране также вызывают протесты, но они не носят организованный характер и пока не представляют особой опасности для режима. Например, руководство страны нарушения трудового законодательства стремится выводить за пределы критики его политики и отдавать на рассмотрение профсоюзов или судов. Очевидно, что средний класс недостаточно консолидирован, но он имеет большое значение в решении задач экономического строительства во Вьетнаме. Наличие среднего класса в развивающихся странах - определенный индикатор развития рыночных отношений и предпосылка к демократии. Но осуществление институциональных перемен в системе государственного управления и становление институтов гражданского общества чревато многими проблемами, порожденными тем, что эффективная экономическая модернизация стран Азии не повлекла за собой столь же масштабную социально-политическую трансформацию. Скорее всего, это - дело будущего, тем более, что политические задачи временно отошли сейчас на второй план под влиянием последствий глобального экономического кризиса.
×

About the authors

Galina Sergeevna Yaskina

References

  1. Злобин А. Экономика донг-буддизма. Smart Money // Ведомости. 12.12.2006

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2011 Yaskina G.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies