Fuel and energy complex of Vietnam as a sphere of Russian-Japanese cooperation and competition

Cover Page


Cite item

Abstract

The article analyses contemporary trends in competition and cooperation between Russia and Japan for gaining access to the energy market of Vietnam. In the first part of the article, the current situation in the fuel and energy complex of Vietnam is considered, and the justification and reasons for its interest towards close cooperation with Japan and Russia in the energy sphere are given. The second part of this article provides the analysis of the main objectives of the energy policy of Russia and Japan in Vietnam and the key areas of interaction between these countries in its energy sector. The conclusion summarizes the results of the study, an attempt is made to give some forecasts of the future development of Japanese-Russian-Vietnamese ties in the energy sector.

Full Text

Введение Актуальность темы данного исследования обусловлена важностью стран Восточной Азии как партнеров России в энергетической сфере и особенно тем стратегическим значением, которое наша страна придает Вьетнаму как своему партнеру в этом регионе, в том числе в области энергетики, что отражено в официальным документах, принимаемых правительством РФ в последние годы. Фактологической базой данного исследования послужили официальные документы России - Концепция внешней политики Российской Федерации, Внешнеэкономическая стратегия РФ до 2020 г., статистические обзоры энергетических компаний и официальных энергетических агентств. Автор также опирался на работы по Вьетнаму ведущих отечественных исследователей этой страны - В.М. Мазырина, А.С. Воронина, Е.В. Кобелева. При подготовке исследования использовался комплексный подход к изучению объекта исследования на основе общенаучных и специальных, количественных и качественных методов экономического анализа. Объект исследования - сотрудничество и конкуренция России и Японии в области энергетики во Вьетнаме. Предмет исследования - топливно-энергетический комплекс Вьетнама. Целью исследования было выявление основных направлений, важнейших ниш, актуальных проблем и перспектив сотрудничества и конкуренции России и Японии во вьетнамском ТЭК. В своем исследовании автор исходил из того, что сотрудничество России с Вьетнамом в области энергетики может быть диверсифицировано. Занимая нишу поставщика энергетического сырья и энергоносителей, РФ способна выступать и в качестве поставщика высокотехнологичных современных энергосистем и продукции энергетического машиностроения. Главный вопрос, рассматриваемый в статье: сталкивается ли Россия с острой конкуренцией со стороны стран, которые уже успешно занимают данную нишу - например, с Японией, и в чем это проявляется. Предыстория В статье 90 раздела «Региональные приоритеты внешней политики» Концепции внешней политики РФ от 2016 г. отмечено, что Россия стремится последовательно углублять всеобъемлющее стратегическое партнерство с Социалистической Республикой Вьетнам. «Стратегическое партнерство» - это важнейшая характеристика, которую сегодняшнее руководство России дало многолетнему сотрудничеству с Вьетнамом и той особо значимой роли отношений России именно с этим государством Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона» [Концепция внешней политики: 30.11.2016]. Во внешнеэкономической стратегии РФ до 2020 г. зафиксировано, что в отношении Вьетнама, чья экономика была создана с участием бывшего СССР и который традиционно был ориентирован на развитие сотрудничества с Россией, приоритетными направлениями взаимодействия будут: модернизация совместных предприятий с инвестициями из России, участие российских компаний в разработке месторождений полезных ископаемых, создании транспортно-логистической инфраструктуры, реализации проектов в сфере атомной промышленности [Внешнеэкономическая стратегия: 12.2008]. Таким образом, сотрудничество в области энергетики выделено Москвой как основополагающая и приоритетная ниша взаимодействия России и Вьетнама. Однако реализовать эти задачи в полной мере на практике оказалось не так просто. После подписания в 1994 г. Договора об основах дружественных отношений между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам была заметна позитивная динамика по широкому спектру двусторонних отношений, однако развитие носило нестабильный, неравномерный и несбалансированный характер: контакты в политико-дипломатической области интенсифицировались, а связи в экономической сфере не получали желаемых масштабов и интенсивности развития [Воронин 2011: 126-127]. Спустя некоторое время после охлаждения в начале 1990-х гг., Россия пришла к пониманию важности поддержки активных связей с дружественными азиатскими странами и приступила к целенаправленной работе на восточном направлении. Важное место в этих новых задачах стало отводиться взаимодействию с традиционным экономическим партнером - Вьетнамом. Активизировать связи удалось, однако в годы отсутствия активности России на восточном направлении, в частности в отношениях с Вьетнамом, ее нишу на рынках Вьетнама заняли другие страны. В сфере энергетики одним из активных, надежных и взаимовыгодных в технологическом и финансовом плане партнеров Вьетнама стала Япония. Современная ситуация во вьетнамском ТЭК За минувшие несколько десятилетий Вьетнам заявил о себе как о крупном производителе нефти и газа в Юго-Восточной Азии. Он значительно увеличил разведку и добычу энергоресурсов, стал более активно привлекать зарубежные инвестиции в национальный ТЭК, приветствовать различные формы сотрудничества в нефтегазовом секторе. Одновременно динамичный экономический рост, индустриализация и углубление экспортной ориентации вьетнамского ТЭК способствовали росту спроса на энергоресурсы и энергопотребления. Вьетнам обладает 0,6 млрд т (4,4 млрд баррелей) доказанных запасов нефти, 600 млрд куб. м доказанных запасов природного газа и 150 млн т доказанных запасов угля [APEC Energy Overview 2016: 278]. Еще в 2011 г. считалось, что доказанные запасы нефти Вьетнама составляют только 80,2 млн тонн. Сейчас Вьетнам признается третьим крупнейшим в Азии обладателем запасов сырой нефти после Китая и Индии [US Energy: 02.2017]. Причем морское дно, входящее в юрисдикцию этой страны, остается не до конца разведанным, так что объем запасов нефти в СРВ может в дальнейшем возрасти. При этом Вьетнам уже сталкивается с проблемой истощения разрабатываемых месторождений, в частности, на основном месторождении «Белый тигр», более 30 лет осваиваемом СП Вьетсовпетро. В данный момент страна является одновременно чистым экспортёром сырой нефти (преимущественно в соседние страны региона) и чистым импортёром нефтепродуктов, что указывает на слабость собственных нефтеперерабатывающих мощностей. Действительно, НПЗ Зунгкуат (Dung Quat), функционирующий с 2009 г., имеет пропускную способность около 17,4 тыс. т (130 тыс. барр.) в день, и государственная нефтегазовая корпорация PetroVietnam стремится увеличить здесь перегонку сырой нефти, завозимой из России, стран Ближнего Востока, Венесуэлы, что требует адаптировать под нее НПЗ. В случае решения соответствующих проблем к 2022 г. мощность вьетнамского НПЗ может быть расширена на 5,3 тыс. т (40 тыс. барр.) в день [US Energy: 02.2017]. Давно анонсирован проект строительства второго НПЗ - Нгишон (Hghi Son) с пропускной способностью 200 тыс. барр. нефти в день (около 10 млн т в год), однако его сооружение все еще не завершено [Neftegaz: 16.05.2017]. Планы сооружения других НПЗ сталкиваются со сложностью финансирования. Отчасти по этой причине PetroVietnam формирует партнерства с зарубежными энергетическими компаниями, например, ExxonMobil, Chevron, BP, российской Зарубежнефтью и др. Доказанные запасы природного газа тоже показали значительный прирост по сравнению с 2011 г. В то время считалось, что Вьетнам располагает только 0,2 трлн куб. м (6,8 трлн куб. футов) природного газа, а к 2017 г. запасы оценивались уже в 0,6 трлн куб. м (24,7 трлн куб. футов [US Energy: 02.2017, BP Statistical Review 2017: 26]. Однако половина этих запасов залегает в северной части страны, в глубоководных горизонтах бассейна Красной реки, и характеризуется высоким уровнем содержания диоксида углерода. Эти факторы делают добычу здесь технически и экологически неоправданной и капиталоёмкой. Другая половина расположена на шельфе центрального и южного побережья СРВ, где добыча газа наталкивается на жёсткое противодействие Китая, считающего часть районов своей территорией как находящихся в пределах так называемой 9-ти пунктирной линии. Этим зарубежное участие в разработке газовых месторождений Вьетнам на шельфе крайне затруднено. Только за последние годы от своих проектов под прямым давлением Пекина и с согласия Ханоя были вынуждены отказаться ряд ведущих мировых компаний, а Бритиш Петролеум даже продала действующие и очень перспективные мощности ТНК-БП - сегодня Роснефти. В такой обстановке продолжает действовать только СП Вьетгазпром, но темпы освоения им залежей в районе Дананга крайне медленны, а попытки разведки в соседних зонах пресекаются Китаем (известен эпизод прямого нападения на принадлежащее СП судно Биньминь «рыбаков» КНР). Вьетнам в настоящее время не является импортером природного газа, но у правительства есть планы начать импорт СПГ для южной части страны, чтобы удовлетворить растущий спрос на газ, особенно в секторе электрогенерации и в качестве газомоторного топлива для общественного транспорта г. Хошимина. PetroVietnam Gas занимается строительством СПГ терминалов в стране - на юге, в районе Вунгтау (Vung Tau), а также Шонми (Son My). В реализации проектов газопереработки участвуют зарубежные инвесторы, в том числе Газпром. Вьетнамский сектор электрогенерации, в котором лидирующую роль играет компания Electricity Vietnam (EVN), также привлекает зарубежные инвестиции в развитие национальной электроэнергетической инфраструктуры. Порядка 44% электричества в СРВ производят гидроэлектростанции [US Energy: 02.2017], в строительстве которых ранее активно участвовали российские компании. В целом, по прогнозам экспертов, на фоне экономического роста во Вьетнаме ожидается, что страна окажется перед рядом «вызовов» в сфере энергетики. Прежде всего, сложно будет удовлетворить спрос на энергоресурсы. Сейчас СРВ показывает относительно неплохой уровень обеспеченности электроэнергией: в 2012 г. 99% населения этой страны имело доступ к электричеству - и это один из высоких показателей среди стран АСЕАН (табл.1). Однако бытовое потребление и особенно промышленное производство быстро растут, а генерирующие мощности отстают. Таблица №1. Доступ к электричеству населения стран АСЕАН, 2012-2016 гг. Страна Доля населения, %, год Сингапур 100 (2016) Таиланд 99,9 (2014) Бруней 99,8 (2015) Малайзия 99,8 на полуострове; 93 в Сабахе и Сараваке (2014) Вьетнам 99 (2012) Лаос 90,51 (2015) Индонезия 88,3 (2015) Филиппины 79,88 (2014) Камбоджа 48 (2015) Мьянма 32 (2015) Составлено по: ASEAN Centre for Energy. URL: www.aseanenergy.org (дата обращения: 20.01.2018). Вьетнам активно интегрируется в энергетическое пространство стран АСЕАН, участвует в проектах соединения энергосистем региона (электроэнергетические линии Вьетнам-Лаос и Вьетнам-Камбоджа; газопроводы Малайзия-Вьетнам). СРВ активно привлекает к энергетическому сотрудничеству страны, расположенные вне субрегиона Юго-Восточной Азии, взаимодействие с которыми интересно Ханою, в том числе, с точки зрения возможностей доступа к их энергетическим технологиям. Таким образом, в СРВ развивается сложное, многоуровневое, состоящее из многих звеньев и большого количества участников взаимодействие в области энергетики, в котором уже длительное время важную роль играют Россия и Япония. Основные цели энергетической политики России и Японии во Вьетнаме и направления взаимодействия трех стран в сфере энергетики Россия традиционно выступает на глобальном энергетическом рынке как экспортёр энергетического сырья, энергоресурсов. Международное энергетическое агентство считает Россию крупнейшим в мире чистым экспортером природного газа, вторым крупнейшим в мире чистым экспортером сырой нефти после Саудовской Аравии и третьим крупнейшим в мире чистым экспортером угля после Австралии и Индонезии [Energy Statistics 2016: 11-15]. Исторически сложилось так, что основная часть российских углеводородов поступает на западные рынки. В 2015 г. порядка 60% экспорта российской нефти и более 75% природного газа было направлено в страны Европы [US Energy: 25.10.2016]. Ставя целью диверсифицировать географию своего энергетического экспорта и сотрудничества в целом, РФ большие надежды возлагает на расширение энергетических связей в Восточной Азии, куда она имеет возможность поставлять не только углеводороды, но и высокотехнологичные энергосистемы, оборудование, энергетические услуги. Однако в попытках наращивания своего присутствия в Восточной Азии, в частности в СРВ, Россия сталкивается с острой конкуренцией со стороны Японии. Япония - страна Северо-Восточной Азии, практически полностью лишенная собственных источников энергии, поэтому она выступает покупателем российских энергоресурсов. Кроме того, Япония активно импортирует энергоносители из ЮВА: в 2015 г. Бруней, Индонезия и Малайзия поставили в Японию суммарно 36,2 млрд куб. м СПГ, что составило 30,6% суммарного японского импорта этого продукта (для сравнения - Россия поставила в Японию 10,5 млрд куб. м СПГ) [BP Statistical Review 2016: 28]. Притом сотрудничество Японии со странами ЮВА не ограничивается масштабным импортом энергоресурсов. Япония - один из признанных мировых лидеров в области энергетических технологий, создатель и крупный поставщик высокотехнологичных, передовых энергосистем. Таким образом, она - конкурент России. Надо сказать, что в Юго-Восточной Азии есть спрос на эти виды российской продукции и российские технологии в области энергетики. На данном этапе в продукции российского энергомашиностроения наиболее заинтересован Вьетнам. Рассмотрим подробнее «энергетический треугольник» Россия - Япония - Вьетнам. Связи России и Вьетнама в области энергетики насчитывают не одно десятилетие. СП Вьетсовпетро добывает более 60% нефти во Вьетнаме [Подоба 2012]. На территории РФ с 2010 г. действует СП Русвьетпетро, ведущее разработку четырех блоков в Ненецком автономном округе. В СРВ функционирует также СП Вьетгазпром, а в России - Газпромвьет[24]. Последний с 2012 г. осваивает недра Нагумановского нефтегазоконденсатного месторождения в Оренбургской области и Северо-Пуровского в Ямало-Ненецком автономном округе [Газпромвьет: 01.01.2018]. Предоставление вьетнамским партнерам доступа к разработке источников углеводородного сырья в России, где есть большие, но еще не до конца освоенные запасы энергоресурсов, вероятно, также играет определенную роль в выборе Вьетнамом России в качестве партнера по энергетическому сотрудничеству и рассматривается как одно из преимуществ взаимовыгодного сотрудничества. В свою очередь, для экономики России важно привлекать иностранных инвесторов к работе над энергетическими проектами на своей территории [Мазырин 2011: 159]. Географически Вьетнам расположен ближе к дальневосточной части Российской Федерации, потому по мнению ряда отечественных экспертов, было бы целесообразно подготовить и подписать эксклюзивное соглашение о сотрудничестве между Дальним Востоком и Вьетнамом, предусмотрев в таком договоре более широкие возможности участия вьетнамских компаний в реализации там проектов в области энергетики [Кобелев 2015: 33]. Вьетгазпром выступает оператором проектов по геологоразведочным работам, которые Gazprom International ведет на шельфе Вьетнама (блоки №111/04, 112, 113, 129-132). С 2002 г. он также ведет добычу и реализацию углеводородов на условиях раздела продукции. Лицензия, полученная Газпромом, имеет срок действия до 2027 г. [Gazprom International: 01.05.2018]. В 2015 г. было учреждено еще одно российско-вьетнамское СП с участием Газпрома PVGAZPROM NGV, в задачу которого входит реализация проекта по использованию природного газа в качестве моторного топлива на территории Вьетнама. В этом СП по газомоторному топливу российская сторона представлена компанией Gazprom International (долевое участие 35,5%), ООО «Газпром газомоторное топливо» (35,5%). С вьетнамской стороны участвует дочерняя структура Петровьетнама - акционерная газовая компания PetroVietnam Gas (29%). Сотрудничество Вьетнама с Японией в нефтегазовой сфере тоже развивается. Так, Япония получает порядка 22% всего вьетнамского экспорта нефти; участвует в ряде проектов на территории Вьетнама. Например, японская корпорация Idemitsu Kosan владеет 35,1%, а Mitsui Chemicals владеет 4,7% акций НПЗ Нгишон [Mitsui Chemicals: 27.03.2008]. Помимо японских корпораций, в СП, реализующем данный проект, участвуют Петровьетнам и кувейтское предприятие Kuwait Petroleum International. Инвестиции в НПЗ Нгишон составили порядка 9 млрд долл. Запуск в эксплуатацию был намечен на 2017 г., однако отложен на 2018 г. из-за технических проблем, возникших при пробном запуске. Данный НПЗ, как предполагается, станет одним из крупнейших подобных предприятий в регионе и существенно позволит снизить зависимость Вьетнама от импорта нефтепродуктов. Можно сделать вывод, что Япония более охотно идет на финансирование вьетнамских проектов в области энергетики, нежели российская сторона - и готовность вкладывать значительные объемы японского капитала в проекты по созданию энергетической инфраструктуре во Вьетнаме остаётся важным конкурентным преимуществом Японии в борьбе за лидерство на вьетнамском энергетическом рынке. Таким образом, Вьетнам в нефтегазовом секторе сотрудничает и с Россией, и с Японией, но с Россией это сотрудничество происходит в большей степени в сегменте upstream, то есть в геологоразведочных работах и добыче, а с Японией - в области downstream (переработка нефти и продажа конечных нефтепродуктов). Япония также обозначила присутствие в сегменте upstream вьетнамкой нефтяной индустрии: в 2002 г. был создан трехсторонний российско-японско-вьетнамский консорциум VRJ-Petroleum Company, который занят освоением месторождений шельфа Вьетнама. Это пример взаимовыгодного партнерства РФ и Японии на энергетическом рынке СРВ [Мищенко 2017: 50]. Вьетнам также сотрудничает с обеими странами в секторе электроэнергетики. Российские компании активно участвуют в строительстве электроэнергетических объектов во Вьетнаме. Несколько примеров: при техническом содействии ОАО «Силовые машины» в последние годы сданы в эксплуатацию ГЭС Сесан-3, ГЭС Авыонг, ГЭС Буонкуоп, ГЭС Плейкронг и ТЭЦ Уонгби (2-я очередь). Российский Институт Гидропроект, входящий в группу «РусГидро», разработал технический проект гидроузла Лайтяу на реке Черной [Подоба 2012], проект гидроузла Шонла с гравитационной плотиной высотой 138 м. Этот проект прошел экспертизу японской инжиниринговой компании Nippon Koei, которая дала высокую оценку российским техническим решениям при строительстве гидроузла. ГЭС Шонла, помимо выработки электроэнергии, способствует борьбе с наводнениями и помогает обезопасить сельское хозяйство северного Вьетнама, снизив угрозы потери урожая в периоды тайфунов и проливных дождей. Гидропроект также готовил проекты для строительства других крупных объектов гидроэнергетики во Вьетнаме (ГЭС Хоабинь, ГЭС Яли, ГЭС Чиан, ГЭС Хамтхуан, ГЭС Тхакба) [РусГидро: 03.10.2012]. В 2005 г. ОАО «Силовые машины» в консорциуме с японской корпорацией Sumitomo, победив в тендере на участие в двух проектах, выполнило контракты с Electricity of Vietnam на строительство ГЭС Авыонг и на поставку гидротурбинного и вспомогательного оборудования для двух энергоблоков ГЭС Буонкуоп. Это сотрудничество носит эффективный, взаимовыгодный характер: Россия, выступая как поставщик продукции энергомашиностроения на рынках, на которые претендует и Япония, перенимает японский опыт в этой сфере. Происходит технологический обмен, который выгоден и России, и Вьетнаму, а Япония получает возможность участвовать в интересных ей проектах. Во всех ли сегментах энергетики возможно такое эффективное и взаимовыгодное трехстороннее партнерство? Или оно возможно только в тех сферах, где Россия или Япония уже занимают уверенные и прочные позиции длительное время и не боятся присутствия конкурентов? Рассмотрим пример атомной энергетики, которой во Вьетнаме еще нет и к созданию которой страна только приступает - то есть это пока свободная ниша. В 2010 г. во Вьетнаме было принято решение развивать атомную генерацию. Здесь сразу же наметилось острое соперничество России и Японии за получение контракта на строительство АЭС. Конкурируя с консорциумом японских корпораций Toshiba, Mitsubishi HI, Hitachi, Россия получила контракт на сооружение к 2024 г. первой во Вьетнаме и всей Юго-Восточной Азии АЭС Ниньтхуан-1 с реакторами российской конструкции. В то же время Вьетнам договорился с Японией о строительстве к 2030 г. второй АЭС. В 2017 г. решение возводить АЭС временно заморожено властями СРВ, но вывод очевиден: Япония, которая наряду с Россией, является одним из лидеров мирового атомного машиностроения (японские корпорации Toshiba, Mitsubishi HI, Hitachi представлены в каждом из трех глобальных атомных альянсов), также заинтересована в получении контрактов на строительство АЭС в ЮВА и борется за эти контракты. То есть в сфере атомного энергомашиностроения Россия и Япония являются конкурентами в ЮВА. Для России это отнюдь не простая конкуренция - японские компании характеризуются высокой конкурентоспособностью, пользуются широкой помощью государства, поэтому предлагают подчас лучшие и более выгодные финансовые условия. Россия гораздо меньше Японии пока представлена на энергетических рынках стран Юго-Восточной Азии. Очевидно, что Япония, как один из признанных мировых лидеров в области энергетических технологий, несмотря на отдельные эпизоды сотрудничества с Россией, например, во вьетнамском ТЭК, может не захотеть выступить в роли перманентного ее партнера на этих рынках. Япония стремится не допустить более широкого выхода и закрепления России на энергетических рынках стран ЮВА, сама пытается получать контракты на поставки энергосистем и сооружение энергетической инфраструктуры. Заключение Вьетнам - стратегически важный для России партнер в области энергетики, страна, которая заинтересована в российских энергетических технологиях, и это позволяет России уже сейчас расширять нишу поставщика энергоресурсов, которую наша страна традиционно занимает на глобальных рынках энергетики. Ханой, в силу давних, еще со времен СССР, устойчивых связей с Москвой по самому широкому спектру сфер сотрудничества, охотно идет на поддержание и развитие этого партнерства. Таким образом, политический фактор, хорошо налаженный политический диалог между двумя странами играет немаловажную роль в том, что Россия сохраняет свою конкурентоспособность на энергетических рынках Вьетнама. В то же время она испытывает острую конкуренцию со стороны Японии, которая является признанным мировым лидером в области экспорта современных энергетических технологий и готова предоставлять Вьетнаму выгодные финансовые условия участия своих компаний в строительстве энергетической инфраструктуры и объектов энергетики. Есть прецеденты трехстороннего российско-японско-вьетнамского сотрудничества в области энергетики, и Россия заинтересована в таких форматах партнерства, так как это позволяет нашей стране, выступая поставщиком продукции энергетического машиностроения во Вьетнаме, одновременно перенимать опыт японских компаний в этой сфере. Но еще больше случаев, когда японские компании выступают конкурентами российских. Россия развивает динамичное и взаимовыгодное сотрудничество с Вьетнамом в нефтегазовом секторе, где уже довольно прочно закрепилась в нише upstream (геологоразведочные работы и добыча), причем охотно привлекает вьетнамских партнеров к участию в аналогичном сегменте нефтегазовой сферы на территории России, что тоже, несомненно, воспринимается в Ханое как дополнительный фактор взаимной выгоды российско-вьетнамского энергетического сотрудничества. Вместе с тем в сегменте downstream (переработка нефти, продаже конечных нефтепродуктов) японские компании пока по технологическим и инвестиционным параметрам во многих случаях оказываются более конкурентоспособными и прочно удерживают эту нишу. Через более тесное сотрудничество с Вьетнамом - членом АСЕАН - Россия хотела бы в перспективе выйти и закрепиться на энергетических рынках всех стран Юго-Восточной Азии. Видя это, Япония уже сейчас воспринимает Россию как конкурента.
×

About the authors

Yana V. Mishchenko

Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences

Email: yanamischenko@gmail.com
PhD in Economics, Senior Researcher, The Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences

References

  1. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 г. Министерство экономического развития РФ, 12.2008. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ foreigneconomicactivity/vec2020 (дата обращения: 25.03.2018).
  2. Воронин А.С. Россия-Вьетнам. Стратегическое партнерство: состояние, проблемы, перспективы // Вьетнамские исследования. Выпуск 1. М.: ИДВ РАН, 2011. С. 125-148.
  3. Газпромвьет. URL: http://gazpromviet.com/about/history (дата обращения: 01.01.2018).
  4. ГЭС Шон Ла, спроектированная специалистами института Гидропроект, вышла на полную мощность. РусГидро, 03.10.2012. URL: http://www.rushydro.ru/press/holding-news/80879.html (дата обращения: 15.12.2017).
  5. Кобелев Е.В. Российско-вьетнамские отношения: реальность и перспективы // Вьетнамские исследования. Выпуск 5. М.: ИДВ РАН, 2015. С. 21-43.
  6. Концепция внешней политики Российской Федерации. Министерство иностранных дел РФ, 30.11.2016. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 11.03.2018).
  7. Мазырин В.М. Состояние и перспективы экономического сотрудничества России и СРВ // Вьетнамские исследования. Выпуск 1. М.: ИДВ РАН, 2011. С. 149-182.
  8. Мищенко Я.В. Сотрудничество и конкуренция России и Японии в борьбе за энергетические рынки стран Юго-Восточной Азии // Вестник Московского Университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. №3, 2017. С. 48-52.
  9. Мищенко Я.В. Энергетическое сотрудничество России со странами Восточной Азии // Международная экономика, №6, 2012. С. 44-50.
  10. Подоба З.С. Российско-вьетнамское сотрудничество в энергетической сфере. URL: http://worldec.ru/content/conference/october2012/Podoba%20Вьетнам2012.pdf (дата обращения: 14.04.2018).
  11. Технические проблемы вынуждают Вьетнам отложить запуск в эксплуатацию НПЗ Nghi Son. Neftegas.RU, 16.05.2017. URL: https://neftegaz.ru/news/view/161101-Tehnicheskie-problemy-vynuzhdayut-Vetnam-otlozhit-zapusk-v-ekspluatatsiyu-NPZ-Nghi-Son.
  12. Announcement on the Establishment of a Joint Venture towards the Construction of the Vietnam Nghi Son Refinery & Petrochemical Complex. Mitsui Chemicals, 27.03.2008. URL: http://www.mitsuichem.com/release/2008/080328e.htm (дата обращения: 13.04.2018).
  13. APEC Energy Overview 2016. Asia Pacific Energy Research Centre (APERC), 2016. URL: http://aperc.ieej.or.jp/file/2017/6/30/APEC+Overview+2016.pdf (дата обращения: 16.04.2018).
  14. ASEAN Centre for Energy. URL: www.aseanenergy.org (дата обращения: 20.01.2018).
  15. BP Statistical Review of World Energy 2016. BP Global. URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/energy-economics/statistical-review-2016/bp-statistical-review-of-world-energy-2016-full-report.pdf (дата обращения: 12.04.2018).
  16. BP Statistical Review of World Energy 2017. BP Global. URL: https://www.bp.com/ content/dam/bp-country/de_ch/PDF/bp-statistical-review-of-world-energy-2017-full-report.pdf (дата обращения: 01.05.2018).
  17. Gazprom International. URL: http://gazprom-international.com/ru/operations/country/ vetnam (дата обращения: 01.05.2018)
  18. Key World Energy Statistics 2016. International Energy Agency, 2016. URL: http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/KeyWorld2016.pdf (дата обращения: 12.10.2017).
  19. US Energy Information Administration, 25.10.2016. URL: https://www.eia.gov/beta/ international/analysis.cfm?iso=RUS (дата обращения: 10.04.2018).

Copyright (c) 2018 Mishchenko Y.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies