A word about the teacher. D.V. Deopic
- Issue: Vol 9, No 3 (2025)
- Pages: 160-163
- Section: Tribute to the scientist
- URL: https://vietnamjournal.ru/2618-9453/article/view/693012
- ID: 693012
Cite item
Full Text
Full Text
(09.11.1932 – 22.09.2025)
22 сентября 2025 г. в Москве ушел из жизни доктор исторических наук, заслуженный профессор Института стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Дега Витальевич Деопик. Отдать последний долг выдающемуся российскому ученому собрались его близкие и многочисленные ученики и последователи в самых различных отраслях и направлениях науки, прежде всего археологи и востоковеды.
Научно-педагогическая биография Д. В. Деопика была в первую очередь связана с кафедрой истории стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии исторического факультета МГУ, где он учился в составе второй в истории страны вьетнамской группы в 1951–1956 гг., писал кандидатскую диссертацию под руководством академика А.А. Губера (защитил в Институте восточных языков при МГУ в 1961 г.) и преподавал в качестве доцента и профессора. Докторскую степень и звание профессора Дега Витальевич получил в 1998 г. Своей родной кафедрой он заведовал с 1990 по 2008 г. Многие годы он читал базовые курсы по археологии, древней и средневековой истории стран Юго-Восточной и Восточной Азии, вел спецсеминары по широкому спектру проблем традиционных восточных обществ. Помимо ИСАА МГУ Дега Витальевич преподавал также в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и в им же созданном первом частном востоковедном вузе – Институте практического востоковедения.
Дега Витальевич был Ученым с большой буквы. Научное знание было для него непреходящей ценностью. Разысканием, изучением и систематизацией эмпирического научного материала он занимался непрерывно и увлеченно настолько, что «заражал» своей увлеченностью постоянно окружавших его студентов. Его основательный подход к научным занятиям базировался на опыте ежегодных археологических экспедиций в Северное Причерноморье, работе с оригинальными восточными текстами, в процессе чего вырабатывались уникальные методы. Дега Витальевич был мастером-исследователем древностей в их многообразном воплощении, новатором в области применения количественных методов для познания исторических закономерностей.
Главное в науке, как утверждал Дега Витальевич, – это люди. Он стал центром притяжения благодаря не только своему личному обаянию, живому уму и искрометному чувству юмора, но и упорной, систематической работе. Своих аспирантов, среди которых был и я, он увещевал, что наукой следует заниматься регулярно, минимум по три часа в день, и требовал отчетов о проделанной работе два раза в неделю. Поскольку не всегда была возможность встретиться лично, следовало докладывать научному руководителю по телефону с 19:00 до 21:00.
О его требовательности среди вьетнамских аспирантов и стажеров ходили легенды. Многочисленные вьетнамские ученики вспоминают его слова, что главным врагом вьетнамского аспиранта в общежитии является другой вьетнамский аспирант, который приходит в гости и мешает заниматься наукой. Он не жалел времени и сил на подготовку и чтение лекционных курсов, обсуждение докладов на заседаниях Научного студенческого общества, руководство курсовыми и дипломными работами, консультации с аспирантами и стажерами, понимая, что ученики – это те, кто не просто продолжит научные исследования в той или иной области, но и сформирует особую научную среду.
Дега Витальевич по праву считается «патриархом» российского вьетнамоведения, создателем и вдохновителем научной школы изучения традиционного Вьетнама не только в Московском государственном университете, но и в СРВ. При нем в МГУ им. Ломоносова было подготовлено более 100 специалистов по Вьетнаму, в том числе несколько десятков тех, кто навсегда связал свою жизнь с наукой. Среди них было немало вьетнамцев. Защитивший под его руководством докторскую диссертацию в Москве, профессор Ву Минь Зянг возглавляет ныне Институт вьетнамоведения и развития наук Ханойского университета. Многие вьетнамские ученые, проходившие обучение в Советском Союзе и в России, считают себя учениками Д. В. Деопика.
Практически все специалисты по традиционному Вьетнаму, оставившие след в российском востоковедении, – это ученики Деги Витальевича. Меня он тоже научил методике количественного анализа исторических источников: как по динамике упоминаний социальных знаков (пара должность/титул) в летописях получить латентную информацию о социально-политических процессах в традиционном вьетнамском обществе. Но главное, что он мне передал, – это любовь к науке, стремление к познанию еще непознанного, за что я ему буду всегда благодарен.
Хотя сам «патриарх» и не владел разговорным вьетнамским языком (преподавание вьетнамского языка на историческом факультете, где он учился, велось плохо, преподаватели сами толком не владели вьетнамским), но всегда подчеркивал необходимость свободного владения главным инструментарием востоковеда – современными разговорными восточными языками, а при необходимости и классическими восточными языками (вэньянь, санскрит). По его инициативе и благодаря усилиям его последователей в ИСАА МГУ было подготовлено первое пособие и началось преподавание ханвьета (языка классических вьетнамских текстов). В условиях дефицита оригинальных источников и отсутствия возможности заниматься полевыми исследованиями непосредственно во Вьетнаме Дега Витальевич выработал эффективную методику получения и обобщения научных данных посредством интервью с информантами – вьетнамскими аспирантами, стажерами и докторантами. Он понимал, что основой исторического знания о традиционном обществе является хроника, летопись. Под его руководством началась реализация масштабного проекта – перевод с ханвьета и издание на русском языке главного летописного свода – «Полного собрания исторических записок Дайвьета» (Дайвьет шы ки тоан тхы). Постепенно стали формироваться и изучаться фонды оригинальных вьетнамских исторических документов, которые привозили в Москву его вьетнамские и российские ученики, в первую очередь эпиграфические комплексы, архивы вьетнамских общин, земельные реестры «диа ба», корпусы семейных генеалогий «зя фа» и др. При непосредственном участии Деги Витальевича во Вьетнаме была сформирована школа изучения вьетнамской общины и традиционных аграрных отношений.
Д. В. Деопик был создателем и много лет руководил деятельностью Вьетнамоведческого центра Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова, прообразом которого был семинар, проводившийся в конце 80-х годов XX в. в Институте востоковедения АН СССР. Регулярная апробация результатов научных исследований, обмен мнениями с коллегами – это непременное условие формирования научной школы, «питательной среды» для новых поколений специалистов по Вьетнаму. Центром было проведено 10 научных конференций «Традиционный Вьетнам», в которых приняли участие более 50 отечественных и зарубежных специалистов, по их итогам было издано три сборника научных статей, налажено научное сотрудничество и студенческие обмены с Институтом общественных и гуманитарных наук Ханойского государственного университета, реализован целый ряд научных и культурно-образовательных проектов.
Перед уходом Дега Витальевич, как глубоко верующий человек, дал «индульгенцию» всем ученикам и последователям, подписав свою фотографию словами, в которых напоследок отразился его тонкий юмор: «Если случилось чего, друзья! Не виноваты ни ты, ни я!».
Не стало Учителя, но память о нем, о его добрых делах будет жить в его научных трудах, в работах его многочисленных учеников, среди которых посчастливилось быть и мне.
В.И. Антощенко, кандидат исторических наук, доцент,
выпускник ИСАА при МГУ 1987 г.
Сотрудники Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН, для многих из которых Д. В. Деопик был учителем и наставником, присоединяются к словам нашего коллеги и выражают соболезнование родным и близким покойного.
References
