A word about the teacher. D.V. Deopic

Cover Page

Cite item

Full Text

Full Text

 

(09.11.1932 – 22.09.2025) 

22 сентября 2025 г. в Москве ушел из жизни доктор исторических наук, заслуженный профессор Института стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Дега Витальевич Деопик. Отдать последний долг выдающемуся российскому ученому собрались его близкие и многочисленные ученики и последователи в самых различных отраслях и направлениях науки, прежде всего археологи и востоковеды.

Научно-педагогическая биография Д. В. Деопика была в первую очередь связана с кафедрой истории стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии исторического факультета МГУ, где он учился в составе второй в истории страны вьетнамской группы в 1951–1956 гг., писал кандидатскую диссертацию под руководством академика А.А. Губера (защитил в Институте восточных языков при МГУ в 1961 г.) и преподавал в качестве доцента и профессора. Докторскую степень и звание профессора Дега Витальевич получил в 1998 г. Своей родной кафедрой он заведовал с 1990 по 2008 г. Многие годы он читал базовые курсы по археологии, древней и средневековой истории стран Юго-Восточной и Восточной Азии, вел спецсеминары по широкому спектру проблем традиционных восточных обществ. Помимо ИСАА МГУ Дега Витальевич преподавал также в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и в им же созданном первом частном востоковедном вузе – Институте практического востоковедения.

Дега Витальевич был Ученым с большой буквы. Научное знание было для него непреходящей ценностью. Разысканием, изучением и систематизацией эмпирического научного материала он занимался непрерывно и увлеченно настолько, что «заражал» своей увлеченностью постоянно окружавших его студентов. Его основательный подход к научным занятиям базировался на опыте ежегодных археологических экспедиций в Северное Причерноморье, работе с оригинальными восточными текстами, в процессе чего вырабатывались уникальные методы. Дега Витальевич был мастером-исследователем древностей в их многообразном воплощении, новатором в области применения количественных методов для познания исторических закономерностей.

Главное в науке, как утверждал Дега Витальевич, – это люди. Он стал центром притяжения благодаря не только своему личному обаянию, живому уму и искрометному чувству юмора, но и упорной, систематической работе. Своих аспирантов, среди которых был и я, он увещевал, что наукой следует заниматься регулярно, минимум по три часа в день, и требовал отчетов о проделанной работе два раза в неделю. Поскольку не всегда была возможность встретиться лично, следовало докладывать научному руководителю по телефону с 19:00 до 21:00.

О его требовательности среди вьетнамских аспирантов и стажеров ходили легенды. Многочисленные вьетнамские ученики вспоминают его слова, что главным врагом вьетнамского аспиранта в общежитии является другой вьетнамский аспирант, который приходит в гости и мешает заниматься наукой. Он не жалел времени и сил на подготовку и чтение лекционных курсов, обсуждение докладов на заседаниях Научного студенческого общества, руководство курсовыми и дипломными работами, консультации с аспирантами и стажерами, понимая, что ученики – это те, кто не просто продолжит научные исследования в той или иной области, но и сформирует особую научную среду.

Дега Витальевич по праву считается «патриархом» российского вьетнамоведения, создателем и вдохновителем научной школы изучения традиционного Вьетнама не только в Московском государственном университете, но и в СРВ. При нем в МГУ им. Ломоносова было подготовлено более 100 специалистов по Вьетнаму, в том числе несколько десятков тех, кто навсегда связал свою жизнь с наукой. Среди них было немало вьетнамцев. Защитивший под его руководством докторскую диссертацию в Москве, профессор Ву Минь Зянг возглавляет ныне Институт вьетнамоведения и развития наук Ханойского университета. Многие вьетнамские ученые, проходившие обучение в Советском Союзе и в России, считают себя учениками Д. В. Деопика.

Практически все специалисты по традиционному Вьетнаму, оставившие след в российском востоковедении, – это ученики Деги Витальевича. Меня он тоже научил методике количественного анализа исторических источников: как по динамике упоминаний социальных знаков (пара должность/титул) в летописях получить латентную информацию о социально-политических процессах в традиционном вьетнамском обществе. Но главное, что он мне передал, – это любовь к науке, стремление к познанию еще непознанного, за что я ему буду всегда благодарен.

Хотя сам «патриарх» и не владел разговорным вьетнамским языком (преподавание вьетнамского языка на историческом факультете, где он учился, велось плохо, преподаватели сами толком не владели вьетнамским), но всегда подчеркивал необходимость свободного владения главным инструментарием востоковеда – современными разговорными восточными языками, а при необходимости и классическими восточными языками (вэньянь, санскрит). По его инициативе и благодаря усилиям его последователей в ИСАА МГУ было подготовлено первое пособие и началось преподавание ханвьета (языка классических вьетнамских текстов). В условиях дефицита оригинальных источников и отсутствия возможности заниматься полевыми исследованиями непосредственно во Вьетнаме Дега Витальевич выработал эффективную методику получения и обобщения научных данных посредством интервью с информантами – вьетнамскими аспирантами, стажерами и докторантами. Он понимал, что основой исторического знания о традиционном обществе является хроника, летопись. Под его руководством началась реализация масштабного проекта – перевод с ханвьета и издание на русском языке главного летописного свода – «Полного собрания исторических записок Дайвьета» (Дайвьет шы ки тоан тхы). Постепенно стали формироваться и изучаться фонды оригинальных вьетнамских исторических документов, которые привозили в Москву его вьетнамские и российские ученики, в первую очередь эпиграфические комплексы, архивы вьетнамских общин, земельные реестры «диа ба», корпусы семейных генеалогий «зя фа» и др. При непосредственном участии Деги Витальевича во Вьетнаме была сформирована школа изучения вьетнамской общины и традиционных аграрных отношений.

Д. В. Деопик был создателем и много лет руководил деятельностью Вьетнамоведческого центра Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова, прообразом которого был семинар, проводившийся в конце 80-х годов XX в. в Институте востоковедения АН СССР. Регулярная апробация результатов научных исследований, обмен мнениями с коллегами – это непременное условие формирования научной школы, «питательной среды» для новых поколений специалистов по Вьетнаму. Центром было проведено 10 научных конференций «Традиционный Вьетнам», в которых приняли участие более 50 отечественных и зарубежных специалистов, по их итогам было издано три сборника научных статей, налажено научное сотрудничество и студенческие обмены с Институтом общественных и гуманитарных наук Ханойского государственного университета, реализован целый ряд научных и культурно-образовательных проектов.

 

 

Перед уходом Дега Витальевич, как глубоко верующий человек, дал «индульгенцию» всем ученикам и последователям, подписав свою фотографию словами, в которых напоследок отразился его тонкий юмор: «Если случилось чего, друзья! Не виноваты ни ты, ни я!».

Не стало Учителя, но память о нем, о его добрых делах будет жить в его научных трудах, в работах его многочисленных учеников, среди которых посчастливилось быть и мне. 

В.И. Антощенко, кандидат исторических наук, доцент,
выпускник ИСАА при МГУ 1987 г.

Сотрудники Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН, для многих из которых Д. В. Деопик был учителем и наставником, присоединяются к словам нашего коллеги и выражают соболезнование родным и близким покойного.

×

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. In Deopic's memory

Download (80KB)
3. With signature

Download (136KB)

Copyright (c) 2025 Editorial T.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.