he Ideological Legacy of Ho Chi Minh in Contemporary International Legal Policy of Vietnam
- Authors: Sigauri-Gorsky E.R.1
-
Affiliations:
- nstitute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences, Center for Vietnam and ASEAN Studies
- Issue: Vol 9, No 1 (2025)
- Pages: 23-32
- Section: Scientific researches
- URL: https://vietnamjournal.ru/2618-9453/article/view/637312
- DOI: https://doi.org/10.54631/VS.2025.91-637312
- ID: 637312
Cite item
Full Text
Abstract
The role of President Ho Chi Minh in the history of Vietnam cannot be overestimated. His humanistic ideology permeates all spheres of modern life of Vietnamese society, including exerting a significant influence on the foreign policy of the state and its approaches to the norms and institutions of the international legal order. Based on the legacy of the political, legal and social philosophical views of Ho Chi Minh, Vietnam in its modern international legal policy pays significant attention to participation in fundamental treaties in the field of international humanitarian law and human rights, expands its participation in international intergovernmental and non-governmental organizations, improves its practice of resolving international economic and territorial disputes, confirming its commitment to the Rule of Law in international relations. Representatives of Vietnamese science of international law take an unprecedented part in the progressive development of international law in the International Law Commission. The opening of the Permanent Court of Arbitration office in Hanoi demonstrates recognition of Vietnam's efforts to maintain the international legal order and provides new opportunities for training highly qualified personnel capable of competitively but lawfully ensuring the national interests of the state in international relations. The task of building a fair and pluralistic international world, which President Ho Chi Minh dreamed of, is in the reliable hands of his modern Vietnamese followers - international lawyers and diplomats.
Full Text
Введение
В течение многих десятилетий и даже столетий государства Юго-Восточной Азии (ЮВА), сбросившие оковы колониального гнета лишь к середине XX в., оставались практически безучастными к формирующемуся международному правовому порядку, ковавшемуся в горниле европейской правовой культуры и внешней политики. С утверждением международного правового порядка на основе Устава Организации Объединенных Наций и оформлением императивных норм общего международного права у стремительно развивающихся стран ЮВА впервые появилась возможность стать активными участниками процессов международного правотворчества, обеспечивая собственные суверенные интересы в рамках международно-правового инструментария и активно способствуя его прогрессивному развитию. В авангарде региона в этой области внешнеполитической деятельности стоит Социалистическая Республика Вьетнам, неизменно выступающая против любых попыток игнорировать важнейшие международные соглашения и договоренности, лежащие в основе сложившегося миропорядка на основе Устава ООН 1945 г. и других фундаментальных многосторонних универсальных международных договоров, в том числе Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. [Современный Вьетнам 2015: 272]. Так, профессор Д.В. Мосяков указывает на стабилизационный фактор вьетнамской внешней политики в Южно-Китайском море (ЮКМ) [Мосяков 2020: 5–11], в рамках которой Вьетнам стремится консенсуально урегулировать многочисленные противоречия на основе принципа верховенства права в международных отношениях [Việt Nam urges… 2023]. Вьетнамские исследователи справедливо подчеркивают успехи своей страны в деле приверженности международным нормам в области прав человека, отмечая в то же время необходимость сохранения ценностей традиционной культуры [Нгуен Ань Кыонг, Нгуен Динь Кыонг, До Тхи Хиен 2021: 33], что особенно актуально перед лицом «экспансии» западного либерально-демократического дискурса. Следует также отметить весомые успехи СРВ в сфере практики международного торгового, финансового и инвестиционного права, что свидетельствует об активном вовлечении Вьетнама в институты Бреттон-Вудской системы и стремлении государства приобрести необходимый опыт в разрешении международных экономических споров.
Тем не менее следует также отметить, что современная практика Вьетнама в области прав человека подвергается весьма серьезной критики со стороны государств Запада, прежде всего США. Так, Государственный Департамент США сообщает о наличии масштабного перечня проблем: незаконные убийства со стороны правительства; пытки и жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение со стороны представителей власти; произвольные аресты и задержания; политические заключения; серьезные проблемы с независимостью судебной системы; произвольном или незаконном вмешательстве в частную жизнь; серьезные ограничениях свободы слова и СМИ, включая произвольные аресты и преследование критиков правительства, цензуру и обвинения в клевете; серьезные ограничения свободы интернета и многое др. [2022 Country Reports…2022]. Одновременно с этим о схожем круге проблем сообщает и международная неправительственная организация Human Rights Watch [Vietnam urges …2024]. Следует учитывать, однако, что подход Вьетнама к соблюдению прав человека во внутреннем законодательстве не следует использовать критически как некоторый «всеобъемлющий инструмент», который обозначает всё негативное о государстве или его правительстве. Вопрос соблюдения прав человека, хотя и является одним из важнейших с точки зрения правовой политики правительства, представляет собой лишь одним из нескольких столпов построения правового государства и не должен быть «уравнен» с подходом того или иного государства к верховенству права в целом.
Однако особый интерес представляют концептуальные и идеологические основы современной международно-правовой политики Вьетнама как общего государственного внешнеполитического курса в отношении действующего международного правового порядка и его прогрессивного развития. Концепция международно-правовой политики государств, разработанная французским юристом-международником Г. де Лашаррьером [Lacharrière 1983], демонстрирует то, как государства стремятся последовательно легитимировать свои внешнеполитические интересы в соответствии с принципами и нормами международного права. В широкий научный оборот в отечественных исследованиях данная концепция была введена представителями научной школы международного права МГИМО МИД России и представлена трудами А.Н. Вылегжанина, И.П. Дудыкиной [Вылегжанин, Дудыкина 2016], О.С. Магомедовой [Вылегжанин, Магомедова 2022]. Применительно к СРВ вопрос об идеологических основах внешней политики в отношении международного права неразрывно связан с интеллектуальным наследием отца-основателя современного вьетнамского государства – президента Хо Ши Мина (1890–1969). Таким образом, целью данного исследования является анализ современной внешнеполитической и академической юридической практики СРВ в отношении прогрессивного развития международного права в контексте ценностей и принципов международного сотрудничества, содержащихся в идеологическом наследии Хо Ши Мина.
Материалы и методология исследования
Исследование адаптирует комбинацию аксиологического, историко-правового и культурологического методов для анализа материалов научного, публицистического и договорно-правового характера с целью выявления взаимосвязи положений и принципов идеологии Хо Ши Мина с современной практикой и политикой Вьетнама в отношении институтов и норм международного правового порядка. Использование основных положений концепции международно-правовой политики государств позволяет определить то, как политико-правовые и социально-философские воззрения Хо Ши Мина воплощаются в современных подходах Вьетнама к системе международного права и его прогрессивному развитию в целях легитимации своих национальных интересов, продвижении и институционально-правовому закреплению идеологического наследия Хо Ши Мина.
Идеологическое наследие Хо Ши Мина в современной международно-правовой практике Вьетнама
Президент Хо Ши Мин оставил после себя колоссальную идеологическую базу, компоненты которой пронизывают фактически все сферы современной жизни СРВ, включая вопросы внутренней и внешней политики, национального и международного права. Особо подчеркивается, что именно его идеология придает необходимую пластичность современной Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) в процессах государственного управления [Компартия Вьетнама 2021: 18]. Его принципы равенства и справедливости во взаимоотношениях между обычными людьми внутри государства в той же мере касались и распространялись на желаемый порядок взаимоотношений между нациями, народами и государствами [Ho Chi Minh’s Heritage… 2020: 321]. О высоком уровне правового сознания в политическом мировоззрении самого революционера свидетельствуют вьетнамские правоведы: «Повышение правовой грамотности и образования – есть донесение сущности законов до субъектов правоотношений с целью улучшения их знаний, чувств и убеждений о праве, что способствует повышению их уважения к закону и серьезному отношению к нему» [Tran Mai Uoc et al. 2022: 2742]. Бывший председатель Национального собрания СРВ Выонг Динь Хюэ подчеркивал, что уважение к нормам международного права являлось далеко идущей и широкой перспективой для президента Хо Ши Мина [NA Leader stresses application 2021]. Вьетнамский исследователь Ли Вьет Куанг пишет, что Хо Ши Мин являлся убеждённым сторонником мирных переговоров как способа разрешения международных споров на основе международного права [Ли Вьет Куанг 2015: 87]. Кроме того, интересным представляется факт «созвучности» концепции «великой солидарности» (“great solidarity”) [Tran Tuan Phong 2020] в социальной философии Хо Ши Мина с европейской социолого-правовой школой солидаризма XX в., представленной такими правоведами, как Л. Буржуа, Л. Дюги, Ж. Ссель, Н. Политис и др.
В 2001 г. на IX съезде КПВ среди внешнеполитических задач страны была провозглашена необходимость «расширять двусторонние и многосторонние многоплановые отношения с другими странами и территориями, крупными международными экономическими и политическими центрами, с международными и региональными организациями на принципах уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела друг друга, неприменения силы или угрозы применения силы; равенства и взаимной выгоды; решения разногласий и споров посредством мирных переговоров; срыва всех происков и действий по принуждению, навязыванию и насилию» [Документы IX съезда 2001: 68–69]. Лидеры партии четко и однозначно подтвердили внешнеполитическую ориентацию СРВ на приверженность основным принципам международного права. Впоследствии в резолюции XIII съезда КПВ также была отмечена необходимость «обеспечить на самом высоком уровне интересы страны и нации, основанные на фундаментальных принципах Устава ООН и международного права, равенства, сотрудничества и взаимной выгоды» [Resolution... 2024].
Ещё на заре своего существования вьетнамское государство принимало активное участие в разработке и принятии международных договоров в сфере международного гуманитарного права и прав человека. Особое внимание СРВ к данным областям международного права исторически обусловлено давней историей антиколониальной борьбы и страданиями вьетнамского народа от военного вмешательства в государственный суверенитет. Впрочем, следует также учитывать и вопрос современного международного экономического сотрудничества. Отечественные востоковеды в связи с этим верно подчёркивают, что «Вьетнам испытывал заметное давление по правочеловеческой проблематике со стороны западных партнеров, в инвестициях которых он очень заинтересован» [Бектимирова и др. 2024: 44]. В 1957 г. Вьетнам ратифицировал четыре основополагающих Женевских конвенции 1949 г. (Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, Женевская конвенция об обращении с военнопленными, Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны), а в 1981 г. подписал Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов [Женевские конвенции и протоколы к ним 2024]. По состоянию на 2024 г. Вьетнам ратифицировал и присоединился к семи из девяти основных конвенций ООН по правам человека, а также ратифицировал и присоединился к 25 конвенциям Международной организации труда (МОТ), включая семь из восьми основных конвенций МОТ [Việt Nam enforces …2023].
На современном этапе усилия вьетнамской дипломатии направлены на расширение участия государства в многосторонних юридических форумах, таких как Юридический (Шестой) комитет Генеральной Ассамблеи ООН и Азиатско-Африканская консультативно-правовая организация. Особое признание заслужили научные достижения вьетнамских исследователей международного права. 12 ноября 2021 г. вьетнамский дипломат и учёный, юрист-международник профессор Нгуен Хонг Тхао, специализирующийся на проблемах международного морского права, права международных организаций, вопросах международно-правового разрешения споров, а также международного природоохранного (экологического) права, был переизбран в Комиссию международного права ООН (КМП) на 2023–2027 гг., получив 145 голосов из 191, заняв 4-е место среди 11 кандидатов из стран АТР [Tran Thuong 2023]. В предшествующий период работы в КМП, в 2017–2022 гг., профессор Тхао стал первым вьетнамцем, избранным в состав Комиссии. Он активно участвовал и предлагал свои идеи в важных дискуссиях, касающихся международно-правовых вопросов защиты окружающей среды во время вооружённых конфликтов, защиты атмосферы, реагирования на повышение уровня моря [Vietnam makes active contributions 2022]. Вскоре после своего переизбрания в КМП профессор Тхао заявил, что он «будет способствовать развитию сотрудничества между странами и разрешению споров с точки зрения укрепления международного права, добавив, что он гордится тем, что и впредь будет способствовать повышению статуса Вьетнама в глобальной повестке дня» [Linh Pham 2021]. Эта речь словно отозвались эхом идеологических принципов дипломатии Хо Ши Мина о необходимости доброго и справедливого сотрудничества между странами.
Значительным фактом для международно-правовой практики Вьетнама также является открытие в Ханое в ноябре 2022 г. представительства Постоянной палаты третейского суда (ППТС) [House of Peace and State Guest House (Ha Noi) 2024], старейшего постоянно действующего межгосударственного арбитража, учреждённого еще в 1899 г. на первой Гаагской конференции мира, созванной по инициативе Российской империи. Как уже подчёркивалось выше, данное событие отражает признание последовательности позиции Вьетнама по отношению к поддержанию верховенства права в международных отношениях, а также предоставляет новые возможности для обучения и профессионального развития вьетнамских юристов-международников, создавая условия для повышения эффективности защиты национальных интересов на основе уважения международного права. О важности подготовки дипломатических работников писал и сам президент Хо Ши Мин: «Чтобы заниматься дипломатией, нужно много знать, обладать высокой культурой» [Цит. по: До Хоанг Линь 2015: 83]. Ныне, с учётом совокупности указанных факторов, для СРВ открываются совершенно новые перспективы с точки зрения подготовки профессиональных кадров в сфере дипломатии и международного права.
Заключение
В условиях коренной перестройки мирового порядка и, как следствие, международного правового порядка у развивающихся государств Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и Евразии появляется всё больше возможностей привносить свои собственные уникальные политико-правовые, этические и культурные ценности и практики в будущее мировое устройство, призванное отражать не только доминирующие идеологии Запада, но учитывать и опираться на многообразие опыта всех стран и народов мира. Президент Хо Ши Мин на протяжении всей своей жизни и политической деятельности последовательно и горячо отстаивал краеугольные принципы международного права: суверенное равенство государств, равноправие и самоопределение народов, обязанность доброго сотрудничества государств на основе верховенства права, разрешение споров мирными средствами и т. д. Полагаем, что, несмотря на стремительные изменения международных отношений, динамичность идей и мировоззрений, основные гуманистические принципы и идейные постулаты вождя вьетнамского народа продолжают жить и находить своё воплощение в практике его многочисленных последователей, что пусть и медленно, но последовательно приближает тот далекий мир, о котором мечтал Хо Ши Мин и к которому призывал все народы и государства.
About the authors
Egor R. Sigauri-Gorsky
nstitute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences, Center for Vietnam and ASEAN Studies
Author for correspondence.
Email: gyers91@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6879-3065
Research Fellow
Russian FederationReferences
- Bektimirova, N.N. et al. (2024). Strany Indokitaya v XXI veke: mnogoobrazie politicheskih sistem: monografiya [Countries of Indochina in the XXI century: diversity of political systems: monograph]. M.: VKN. 336 s. (In Russian)
- de Lacharrière, G.L. (1983). La politique juridique extérieure [The Foreign Legal Policy]. Paris: Economica. 231 p. (In French)
- Dokumenty IX s"ezda Kommunisticheskoj partii Vietnama (2001) [Documents of the IX Congress of the Communist Party of Vietnam]. Hanoj: Thezioj. 287 s. (In Russian)
- Do Hoang Linh. (2015). Ideologiya diplomatii Ho Shi Mina [The Ideology of Ho Chi Minh’s Diplomacy], in: Duhovnoe nasledie Ho Shi Mina i sovremennost': Sbornik statej [The Spiritual Heritage of Ho Chi Minh and Modernity: A Collection of Articles]. SPb. 510 s. (In Russian)
- Ho Chi Minh. Izbrannye proizvedeniya (1920–1969 gg.) [Ho Chi Minh. Selected Works] (1973). Hanoj: Izdatel'stvo literatury na inostrannyh yazykah. 393 s. (In Russian)
- Ho Chi Minh’s Heritage in Vietnam and Abroad (2020). M.: Moscow University Press.359 p.
- House of Peace and State Guest House (Ha Noi). Permanent Court of Arbitration. Retrieved on 21.10.2024 from URL: https://pca-cpa.org/en/services/hearing-facilities/ha-noi/#:~:text=The%20PCA%20opened%20its%20Ha,hearings%20administered%20by%20the%20PCA
- Kompartiya Vietnama: novaya vekha v istorii [The Communist Party of Vietnam: A New Milestone in History] (2021). M.: IDV RAN. 282 s. (In Russian)
- Ly Viet Quang (2015). Ho Shi Min – ubezhdennyj storonnik uregulirovaniya konfliktov v mezhdunarodnyh otnosheniyah putem mirnyh peregovorov [Ho Chi Minh is a staunch supporter of conflict resolution in international relations through peace negotiations]. The Russian Journal of Vietnamese Studies, 1(5): 79–95. (In Russian)
- Linh Pham (2021). Vietnam Ambassador Nguyen Hong Thao reelected to ILC 2023-2027. Hanoi Times, 13.11. URL: https://hanoitimes.vn/vietnam-ambassador-nguyen-hong-thao-reelected-to-ilc-2023-2027-319271.html
- Mosyakov, D.V. (2020). Politika Vietnama kak faktor mira i stabil'nosti v konflikte v Yuzhno-Kitajskom more [Vietnam’s Politics as a Factor of Peace and Stability in the South China Sea Dispute]. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktualnye problemy razvitiya [Southeast Asia: Actual Problems of Development], (48): 5–11. (In Russian)
- NA leader stresses application of Ho Chi Minh's thoughts in legislation. Vietnam News, 19.07.2021. URL: https://vietnamnews.vn/politics-laws/994901/na-leader-stresses-application-of-ho-chi-minh-s-thoughts-in-legislation.html
- Nguyen Anh Cuong, Nguyen Dinh Cuong, Do Thi Hien (2021). Human Rights in Vietnam – A Current Reality. The Russian Journal of Vietnamese Studies, 5 (4): 26–44. doi: 10.54631/VS.2021.54-26-44.
- Resolution dated February 01, 2022 on the 13th National Congress. LawNet. Retrieved on 18.10.2024 from URL: https://lawnet.vn/en/vb/Resolution-2022-13th-National-Congress-7D534.html
- Sovremennyj Vietnam. Spravochnik [Modern Vietnam. Handbook] (2015). M.: Forum. 368 s. (In Russian)
- Tran Mai Uoc, Le Thi Ai Nhan, Nguyen Tan Trung, Le Thanh Liem (2022). The Meaning of Ho Chi Minh’s Thought on Law for Legal Education for Students, the Case at Banking University of Ho Chi Minh City. Ho Chi Minh, Vietnam. Webology, 19 (2): 2739–2748.
- Tran Thuong (2023). First Vietnamese joins International Law Commission. Vietnamnet Global, 25.05. URL: https://vietnamnet.vn/en/first-vietnamese-joins-international-law-commission-2146738.html
- Tuan Phong Tran (2020). Ho Chi Minh thought on solidarity and the social sustainable development in Vietnam. ES3 Web of Conferences, 164, 12004. URL: https://doi.org/10.1051/e3sconf /202016412004
- Việt Nam enforces numerous policies to ensure human rights. Vietnam News, 27.12.2023. URL: https://vietnamnews.vn/politics-laws/1638579/viet-nam-enforces-numerous-policies-to-ensure-human-rights.html
- Việt Nam to run for Int’l Law Commission amid fierce competition. Vietnam News, 10.08.2021. URL: https://vietnamnews.vn/opinion/1015973/viet-nam-to-run-for-int-l-law-commission-amid-fierce-competition.html
- Việt Nam urges prompt conclusion of negotiations for Code of Conduct in East Sea. Vietnam News, 04.08.2023. URL: https://vietnamnews.vn/politics-laws/1552058/viet-nam-urges-prompt-conclusion-of-negotiations-for-code-of-conduct-in-east-sea.html
- Vietnam makes active contributions to International Law Commission. Vietnam Law & Legal Forum, 08.06.2022. URL: https://vietnamlawmagazine.vn/vietnam-makes-active-contributions-to-international-law-commission-48862.html
- Vylegzhanin, A.N., Dudikina, I.P. (2016). Ponyatie «mezhdunarodno-pravovaya politika gosudarstva» [The Politics of International Law as a Concept]. Moscow Journal of International Law, (4): 21–37. (In Russian) doi: 10.24833/0869-0049-2016-4-21-37.
- Vylegzhanin, A., Magomedova, O. (2022). Mezhdunarodno-pravovaya politika gosudarstva. Sovremennye koncepcii [International legal policy of a state. Modern concepts]. Mezhdunarodnye protsessy [International Trends], 20(3):112–126. (In Russian) doi: 10.17994/IT.2022.20.3.70.7.
- Zhenevskie konvencii i protokoly k nim [Geneva Conventions and Protocols thereto]. Organizaciya Ob"edinennyh Nacij i mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo [The United Nations and International Humanitarian Law]. Retrieved on 18.10.2024 from URL: https://www.un.org/ru/humanitarian/law/geneva.shtml (In Russian)
Supplementary files
