Modern Japan-Vietnam’s Relations: Trends and Problems

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the state and prospects of relations between Japan and Vietnam, two key East Asian states, in the trade and economic field, as well as in the field of security in the context of the international situation in the Asia-Pacific region. By now, the two countries have become closely linked in both trade and investment. Japan and Vietnam have complementary economic structures and comparative advantages that create opportunities for the development of mutually beneficial economic relations. Vietnam is a very attractive target for Japanese investment and the largest recipient of Japanese ODA (Official Development Assistance). At the same time, Vietnamese investments are beginning to flow into the high-tech sector of the Japanese economy. An important factor in the bilateral ties is the large number of Vietnamese labour migrants in Japan.

In light of the growing confrontation between the United States and China, relations with Japan are becoming an important direction of Hanoi's multi-vector foreign policy, called “bamboo diplomacy”. In recent years the two countries’ cooperation in the field of security has come to the fore in the overall complex of bilateral relations with the goal of jointly opposing China’s “maritime expansion”. The important role of two countries for each other in the basic areas of international cooperation in the foreseeable future will increase and create prerequisites for the emergence of an informal Tokyo-Hanoi axis.

Full Text

Введение

Совокупность цивилизационных, культурных, исторических, экономических, геополитических и других факторов обусловила беспрецедентное сближение к настоящему моменту двух ключевых стран Восточной Азии – Японии и Вьетнама. Судя по всему, их взаимозависимость и важная роль друг для друга в базовых сферах международного сотрудничества в обозримом будущем будет лишь возрастать. Будет также повышаться и значение складывающейся на глазах неформальной оси Токио – Ханой в переживающей ныне бурную трансформацию системе экономических и политических отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Вьетнам, расположенный рядом с морскими путями в Южно-Китайском море и граничащий с Китаем, является для Японии геополитически важной страной. С учётом того что он занимает третье место в Юго-Восточной Азии по численности населения и демонстрирует резкий рост числа граждан со средним уровнем дохода, Вьетнам представляет собой многообещающий рынок сбыта. В настоящее время страна стремится достичь устойчивого экономического роста путем стабилизации макроэкономики, включая контроль над инфляцией и поощрение иностранных инвестиций за счет развития инфраструктуры и улучшения инвестиционного климата. По мере экономического роста, а также сопутствующего ему повышения международной роли Вьетнама, для страны существенно возросло и значение Японии в сфере как экономики, так и безопасности.

Развивающиеся быстрыми темпами японо-вьетнамские отношения привлекают всё большее внимание как зарубежных, так и российских исследователей и экспертов. В работах иностранных аналитиков широко освещаются экономические успехи Вьетнама на пути его превращения в очередного «азиатского тигра», подчёркивается возрастающая значимость Японии и Вьетнама друг для друга как экономических партнеров [Stoffers 2024], в том числе подробно анализируется сотрудничество по приему рабочей силы из СРВ [Tomiyama 2023]. Также отмечается эффективность многовекторной внешней политики Ханоя [Ngo Di Lan 2024; Panda 2024]. Большое внимание зарубежные исследователи обращают на нарастающее взаимодействие Японии и Вьетнама в сфере безопасности, прежде всего морской, с негласным прицелом на сдерживание «экспансионистских устремлений» Китая [Koh 2015].

К разряду обстоятельных трудов отечественных специалистов можно отнести статью А. А. Киреевой, в которой комплексно рассматриваются особенности стратегического партнерства Японии и Вьетнама на современном этапе [Киреева 2021]. В.М. Мазырин дал краткий обзор этапов, факторов и сфер сближения двух стран [Мазырин 2023]. Е.В. Кобелев и О.В. Новакова в своей пионерной работе изучили влияние цивилизационной и культурной общности на современные вьетнамо-японские отношения [Кобелев, Новакова 2018]. Жанг Тхи Тхом и К.Г. Муратшина исследовали такой малоизвестный аспект этих отношений, как роль «мягкой силы» в гуманитарном сотрудничестве двух стран [Жанг, Муратшина 2018]. Г.М. Локшин подробно проанализировал различные аспекты отношений Вьетнама с Японией в контексте его связей с другими азиатскими государствами [Локшин 2015].

Автор данной статьи на основе анализа японских и других зарубежных источников, а также опираясь на труды соотечественников и развивая ряд их положений, попытался представить собственное видение состояния и перспектив японо-вьетнамских отношений.

Экономическое сближение: взаимные стимулы

Динамичная экономика Вьетнама уже более двух десятилетий идет по пути стабильного роста, обусловленного устойчивым внутренним спросом и развитием экспортного производства. Многие экономисты предсказывают, что Вьетнам, как составная часть АСЕАН и субрегиона Большого Меконга, добьётся быстрого экономического роста, что позволит новому «азиатскому тигру» к 2050 г. стать двадцатой по величине экономикой в мире. Всемирный банк прогнозирует, что экономика Вьетнама вырастет на 5,5% в 2024 г. и на 6% в 2025 г. [Borton 2024].

Благодаря своему выгодному географическому положению, более низкой заработной плате, квалифицированной рабочей силе, торговым соглашениям и региональным связям Вьетнам стал одной из наиболее предпочтительных альтернатив для иностранных производителей. Крупные фирмы Японии и других стран перенесли производственные линии во Вьетнам из-за затрат, связанных с торговой войной между США и Китаем, создав тысячи рабочих мест для вьетнамцев [Stoffers 2024].

Япония уже долгое время использует дешёвую вьетнамскую рабочую силу и государственные стимулы, а объём двусторонней торговли в 2023 г. достиг, по вьетнамским данным, 45 млрд долл. [SYB 2023: 728, 738]. 50 млрд долл. Обе страны значительно упрочили свои связи как в торговле, так и в сфере инвестиций. Вьетнам и Япония имеют взаимодополняющие экономические структуры и сравнительные преимущества, которые создают возможности для обоюдной коммерческой выгоды. Япония поставляет во Вьетнам высококачественную и высокотехнологичную продукцию, капитал и ноу-хау, а Вьетнам предлагает Японии сырье, сельскохозяйственную продукцию и потребительские товары, рынок для инвестиций и производственную площадку.

Япония на протяжении длительного периода неизменно входит в число крупнейших иностранных инвесторов Вьетнама. В 2023 г. она заняла третье место по объему накопленных ПИИ – около 74 млрд долл. в 5263 проектах, а в 2023 г. вложила почти 6,8 млрд долл. в уставной капитал 316 предприятий, в том числе 203 новых [SYB 2023: 341, 347]. Устойчивый рост вьетнамского потребительского рынка и спрос в мире на высококачественную японскую продукцию способствовали закреплению в стране таких японских розничных брендов, как Muji и Uniqlo. Среди известных японских компаний, активно инвестирующих во вьетнамскую экономику, значатся Canon, AEON, Mitsubishi, Dai-ichi Life, Toyo Ink и др. Их деятельность охватывает целый ряд отраслей экономики Вьетнама, включая производство, торговлю, энергетику, финансы, страхование и многое другое [Japanese Crown Prince in Vietnam... 22.09.2023].

Помимо важного источника прямых иностранных инвестиций (ПИИ), Япония является одним из ведущих доноров официальной помощи развитию (ОПР) Вьетнама. Японская ОПР также распространяется на широкий спектр областей, включая развитие инфраструктуры, подготовку кадров, сокращение бедности, здравоохранение, дренаж и очистку сточных вод, развитие ветроэнергетики и др. Японское агентство международного сотрудничества с 1992 г. выделило более 23,5 млрд долл. финансовой помощи, направило в страну около 15 тыс. японских экспертов и обучило 27 тыс. вьетнамских специалистов [Там же]. Прочной институциональной базой экономических отношений между Японией и Вьетнамом служит ряд как двусторонних, так и многосторонних соглашений.

Японские корпорации намерены и далее активно использовать Вьетнам в своей зарубежной предпринимательской деятельности как место приложения капитала, привлечения дешёвой рабочей силы и получения необходимого сырья, прежде всего энергоносителей и редкоземельных металлов. В частности, корпорация Mitsui инвестирует около 84 млрд иен (560 млн долл.) в разработку газового месторождения на юге Вьетнама в рамках совместного проекта с вьетнамской нефтегазовой корпорацией PetroVietnam. Начало добычи запланировано на конец 2026 г., суточная добыча оценивается в 490 млн кубометров [Onishi 2024].

Япония активно инвестирует в перспективные и доходные промышленные парки во Вьетнаме. Так, торговый дом Marubeni объявил о своем участии в постройке и эксплуатации индустриального парка в провинции Куангнинь на севере страны. Ключевые отрасли, планируемые в этом парке, включают электронику, автомобилестроение и машиностроение [Zheng 2024]. Более дешёвая рабочая сила во Вьетнаме побуждает японские компании экспортировать в страну некоторые виды морепродуктов на переработку с последующим реэкспортом обратно в Японию [Tsukada 2024].

Вьетнам, со своей стороны, намерен и далее активно обращаться к японскому капиталу в целях собственного экономического развития. Крупнейшая вьетнамская строительная группа Fecon планирует привлечь японских партнеров для девелоперских проектов в сфере недвижимости и городского развития, а также возобновляемых источников энергии [Seno 2024]. Япония оказывает финансовую и технологическую помощь в строительстве метро, в котором очень нуждается вьетнамская столица, а также в реализации многих других значимых проектов. Примечательно, что параллельно уже вьетнамский бизнес начинает делать встречные инвестиции в высокотехнологичный сектор японской экономики. Так, вьетнамская ИТ-компания FPT намерена инвестировать 200 млн долл. в запуск сервисов искусственного интеллекта в Японии [Nozawa 2024], но пока объем вьетнамских ПИИ не превышает 20 млн долл. в 113 проектах [SYB 2023: 355].

Людские обмены между Японией и Вьетнамом являются важнейшей составляющей всего комплекса экономических и социальных отношений двух стран. Особо важную роль в этом играют вьетнамские трудовые мигранты, которые не только вносят заметный вклад в решение некоторых острых проблем японской экономики, но и приносят большую пользу экономике своей страны, поскольку возвращаются на родину, приобретя в Японии определённые квалификации и специальности. К тому же их заработки являются существенным источником поступления во Вьетнам иностранной валюты. За последнее десятилетие число вьетнамцев (не только трудовых мигрантов) увеличилось в Японии почти в десять раз и составило 490 тыс. человек [Tomiyama 2023]. Ожидалось, что Вьетнам со временем сможет стать крупнейшим источником трудовых мигрантов в Японии.

Но ситуация изменилась в связи с быстрым падением курса японской иены, в результате чего заработная плата, которую получают вьетнамские трудовые мигранты, в реальности снизилась на 10–20 %. Для некоторых вьетнамских рабочих, чья среднемесячная заработная плата в настоящее время составляет около 200–300 долл., Япония по-прежнему остается привлекательной страной. Вместе с тем можно ожидать дальнейшего сокращения разрыва в заработной плате между японцами и вьетнамцами. По экспертным оценкам, 2031 г. может стать поворотным моментом, когда вьетнамские рабочие перестанут рассматривать Японию как заманчивый источник дохода [Там же]. Расходы, связанные с миграцией, не будут иметь смысла, поскольку заработная плата в Японии будет лишь примерно в три раза выше местной. При этом расходы мигрантов, связанные с переездом и проживанием в Японии, уплатой налогов, социальным страхованием и другими затратами, остаются весьма высокими. Так, по состоянию на 2023 г., проживание в Японии обходилось примерно в четыре раза дороже, чем во Вьетнаме [Там же]. Как считают японские эксперты, надо принять конкретные меры для обеспечения постоянного притока вьетнамской рабочей силы, необходимой для поддержания экономики Японии. Парламент Японии в июне 2024 г. принял пересмотренные законы, заменяющие национальную программу стажировки иностранцев новой системой, которая поощряет работников из-за рубежа оставаться дольше, поскольку власти стремятся восполнить серьезную нехватку рабочей силы, вызванную демографическим кризисом в стране. Можно полагать, что принятие новых законов не обошлось без влияния «вьетнамского фактора» [Там же].

По мнению японских аналитиков, внутриполитические пертурбации во Вьетнаме не окажут существенного влияния на экономические связи между двумя странами. По их выражению, Вьетнам по-прежнему «наслаждается» своим положением как инвестиционное направление «Китай плюс один», поскольку международные компании диверсифицируют свои производственные базы за пределами Китая на фоне растущей напряжённости в отношениях между Пекином и Вашингтоном. Опрос японских компаний, опубликованный в марте 2024 г. Японской организацией внешней торговли (JETRO), показал, что Вьетнам остается второй по популярности страной для их зарубежной экспансии после США [Tomiyama 2024].

Япония в многосторонней дипломатии Ханоя

В настоящее время в контексте всё усложняющейся и быстро меняющейся международной обстановки как на региональном азиатско-тихоокеанском, так и глобальном уровне, Вьетнам проводит многовекторную внешнеполитическую стратегию балансирования между крупными государствами. Одним из проявлений этой эффективной, по общему признанию, стратегии является заключение Вьетнамом семи всеобъемлющих стратегических партнёрств с очень разными странами, включая Китай (2008), Россию (2012), Индию (2016), Южную Корею (2022), США (2023), Японию (2023) и Австралию (2024) [Stoffers 2024]. Недавно к этому списку прибавились Франция (октябрь 2024 г.) и Малайзия (ноябрь 2024 г.)

Политика балансирования вызвана, в первую очередь, растущей напряжённостью между Китаем и Соединенными Штатами на международной арене, прежде всего в Азии, и необходимостью найти тонкий баланс в отношениях Вьетнама с обеими сверхдержавами. По сути, такой подход означает отказ принимать чью-либо сторону в соперничества великих держав. Показателем успеха этого внешнеполитического курса стал тот факт, что всего за несколько месяцев в конце 2023 – начале 2024 г. президенты трёх мировых держав Джо Байден, Си Цзиньпин и Владимир Путин один за другим посетили Вьетнам, на что вряд ли может претендовать любая другая страна. Зарубежные аналитики считают, что умелое применение балансирования сыграло ключевую роль в успехах Вьетнама на международной арене [Heine 2024].

К настоящему моменту, когда противостояние США и Китая по всем азимутам достигло беспрецедентного уровня и грозит военным столкновением в Азиатско-Тихоокеанском регионе, искусное лавирование между двумя сверхдержавами приобретает особое значение для Ханоя. Вьетнам в этих условиях на практике гибко применяет свою стратегию, пытаясь извлечь собственную выгоду от американо-китайского противоборства [Panda 2024; Heydarian 2023; Губин 2024; Новикова 2024]. При этом «японская ветвь» становится важной частью такой дипломатии.

О значимости, которую Токио, со своей стороны, придаёт Вьетнаму в своей внешней стратегии как перспективному партнёру, свидетельствует тот факт, что в 2017 г. Вьетнам посетили император Японии Акихито с супругой. Это была последняя зарубежная поездка Акихито перед его добровольным уходом на покой в 2019 г. Посещение японским монархом зарубежного государства в рамках негласной «императорской дипломатии» считается сигналом о том, что отношения Японии с этим государством активно развиваются в благоприятном направлении и имеют хорошие перспективы. В отношении Вьетнама это было подтверждено и тем, что наряду с другими «избранными партнёрами» Японии он был приглашен на саммит Большой семёрки (G7) в мае 2023 г. в Хиросиме. Этот жест Токио был высоко оценён Ханоем. Важным аспектом политики Вьетнама на японском направлении становится нарастающее сотрудничество двух стран в области международной безопасности.

Взаимодействие в сфере безопасности: антикитайский подтекст

В силу географического и геополитического факторов главной ареной взаимодействия Японии и Вьетнама в сфере безопасности является Южно-Китайское море. Связи в области морской безопасности между двумя государствами начались еще в 2000 г., когда Ханой и Токио договорились о двустороннем поисково-спасательном сотрудничестве и совместных операциях на море [Koh 2015]. Но особенно активно эти связи стали развиваться в период второго срока нахождения у власти премьер-министра Синдзо Абэ (2012–2020). Объективной причиной стала взаимная заинтересованность в совместном противостоянии нарастающей, по мнению обеих сторон, «китайской угрозе».

Провозгласив стратегию Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона, в своей основе направленную на сдерживание растущего Китая как в сфере экономики, так и безопасности, Абэ придавал большое значение вовлечению в эту стратегию других стран региона, имеющих проблемы и противоречия в отношениях с Китаем в указанных сферах. Одной из таких ключевых стран, с точки зрения Токио, является Вьетнам, у которого есть острые территориальные споры с Китаем вокруг Парасельских островов и островов Спратли в Южно-Китайском море.

Вьетнам, со своей стороны, исторически рассматривает Китай как главную угрозу и рассчитывает укрепить собственную безопасность за счет оборонного сотрудничества с Японией. Кроме того, Япония важна для Ханоя в качестве противовеса экономическому доминированию КНР как в регионе, так и в двусторонних отношениях.

Помогая Вьетнаму и другим странам ЮВА в противостоянии китайским территориальным претензиям в Южно-Китайском море, Токио рассчитывает тем самым «распылить» силы Пекина и ослабить его нарастающее силовое давление по поводу собственного двустороннего территориального спора в Восточно-Китайском море вокруг необитаемых островков Сенкаку. Их в настоящее время контролирует Япония, но Китай называет своими островами Дяоюйдао и требует вернуть.

Следует отметить, что оказание поддержки Вьетнаму в его конфронтации с Китаем в Южно-Китайском море Япония тесно координирует с Соединенными Штатами. Вашингтон в тот период также начал активно укреплять свои отношения с Вьетнамом, чтобы противостоять Китаю, который, по оценкам зарубежных экспертов, был намерен быстрыми темпами милитаризировать Южно-Китайское море путем как освоения существующих, так и строительства новых островов для создания своих военных аванпостов. Эти шаги администрация Обамы предприняла в рамках стратегии по улучшению отношений с Ханоем после того, как Вашингтон на протяжении многих лет дистанцировался от Вьетнама.

Однако вряд ли можно ожидать в обозримом будущем институционализации трёхстороннего сотрудничества Японии, Вьетнама и США и создания ими тройственного военного альянса с антикитайской направленностью наподобие сформированных в последние годы треугольников Япония – США – Южная Корея и Япония – США – Филиппины. Ханой не пойдёт на это в силу многих причин.

Тем не менее, как очевидно, в предстоящие годы под влиянием, прежде всего, «китайского фактора» быстрыми темпами будет происходить укрепление оборонного сотрудничества между Японией и Вьетнамом, которое со временем может стать важным элементом системы безопасности в Восточной Азии. Оно будет осуществляться в виде продолжения уже начавшихся заходов кораблей японских Сил самообороны на военно-морскую базу Камрань, совместных учений вооружённых сил двух стран, усиления военного потенциала Вьетнама за счет поставок Японией морских и других современных видов вооружений, а также военных технологий и пр. [Ha Hoang Hop 2023]. Усилению японо-вьетнамского военного сотрудничества во многом будет способствовать взятый в последние годы курс Токио на ослабление добровольно возложенных на себя ограничений на экспорт вооружений. По некоторым оценкам, в перспективе Япония может выйти на второе место после России в сфере военно-технического сотрудничества с Вьетнамом [Мазырин 2023].

На своем саммите в Токио 27 ноября 2023 г. премьер-министр Японии Фумио Кисида и занимавший тогда пост президента Вьетнама Во Ван Тхыонг заявили, что они расширят обмены, связанные с обороной, и обсудят выполнение новой официальной программы Токио – Официальной помощи безопасности (Official Security Assistance), в соответствии с которой Япония предоставляет оборонную технику странам-единомышленникам. Ранее Япония в рамках ОПР уже выделила 36,63 млн долл. на строительство шести патрульных кораблей береговой охраны для Вьетнама. Фумио Кисида и Во Ван Тхыонг договорились также об обмене разведданными между береговой охраной двух стран.

А в своей речи в японском парламенте, посвящённой 50-летию дипломатических отношений между странами, вьетнамский президент заявил, что Япония является «самым важным партнёром» Вьетнама, и подчеркнул, что Вьетнам «поддерживает Японию, играющую более важную и активную роль в Индо-Тихоокеанском и Азиатско-Тихоокеанском регионах». Во Ван Тхыонг также сказал, что Вьетнам и Япония должны сотрудничать в области безопасности на море и в других областях в рамках совместного видения оборонного сотрудничества на следующее десятилетие [Nitta 2023].

 Взаимная заинтересованность Японии и Вьетнама в дальнейшем сотрудничестве в сфере экономики, политики и безопасности была подтверждена в рамках очередного диалога о стратегическом партнёрстве между ними – регулярной встречи заместителей министров иностранных дел и обороны двух стран, которая состоялась 13 декабря 2024 г. в министерстве иностранных дел Японии [Japan, Vietnam Agree…: 13.12.2024].

Заключение

Вьетнам, несмотря на переживаемые им в настоящее время внутриполитические перемены, останется на обозримую перспективу важнейшим экономическим и политическим партнёром Японии. А Япония, со своей стороны, продолжит быть для Вьетнама одним из ключевых экономических и внешнеполитических акторов, встроенных в его дипломатию. В целом складывающаяся фактически ось Токио – Ханой будет играть всё более заметную роль в системе торгово-экономических и политических связей в АТР.

На сегодняшний день японо-вьетнамское взаимодействие в сфере безопасности находится на подъёме и в предстоящий период будет лишь усиливаться с целью сдерживания «экспансионистской политики» Китая в Южно-Китайском море. Однако, в отличие от Японии и Филиппин, имеющих с США двусторонние договоры о безопасности и разместивших на своей территории американские вооруженные силы, Ханой в силу проводимой им многовекторной внешней стратегии не пойдет на создание тройственного военного альянса с участием Токио и Вашингтона в целях противостояния Китаю.

×

About the authors

Valerii O. Kistanov

Institute of China and Contemporary Asia of the RAS

Author for correspondence.
Email: v_kistanov@list.ru
ORCID iD: 0000-0003-2377-0000

Dr.Sc. (History), Ph.D. (Economics), Head of the Center for Japanese Studies

Russian Federation

References

  1. Borton, J. (2024). ‘Burning furnace’ purge stoking new faith in Vietnam. Asia Times, May 10. URL: https://asiatimes.com/2024/05/burning-furnace-purge-stoking-new-faith-in-vietnam/
  2. Giang Thi Thom, Muratshina K.G. (2018). Proyavleniya «myagkoj sily» v gumanitarnom sotrudnichestve Yaponii i Vietnama [Soft Power in Japan-Vietnam cultural interaction]. Japanese studies, 1: 38–50. doi: 10.24411/2500-2872-2018-10003 (In Russian)
  3. Gubin, A. (2024). Bambukovoe ravnovesie: Vietnam otstaivaet pravo na nezavisimuyu vneshnyuyu politiku [Bamboo Balance: Vietnam defends the right to an independent foreign policy]. Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam [Russian International Affairs Council], 22.01. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/bambukovoe-ravnovesie-vetnam-otstaivaet-pravo-na-nezavisimuyu-vneshnyuyu-politiku/ (In Russian)
  4. Ha Hoang Hop (2023). Vietnam could use more friends like Japan. Nikkei Asia, December 11. URL: https://asia.nikkei.com/Opinion/Vietnam-could-use-more-friends-like-Japan
  5. Heine, J. (2024). Trong’s ‘bamboo diplomacy’ in posthumous perspective. Asia Times, August 6. URL: https://asiatimes.com/2024/08/trongs-bamboo-diplomacy-in-posthumous-perspective/
  6. Heydarian, R.J. (2023). Savvy Vietnam in a New Cold War sweet spot. Asia Times, April 24. URL: https://asiatimes.com/2023/04/savvy-vietnam-in-a-new-cold-war-sweet-spot/
  7. Japan, Vietnam Agree to Cooperate on Security; Foreign and Defense Authorities of Both Countries Meet for First Time in Five Years. Japan News, 13.12.2024. URL: https://japannews.yomiuri.co.jp/politics/defense-security/20241213-227595/
  8. Japanese Crown Prince in Vietnam to Strengthen Bilateral Relationship. Vietnam Briefing. September 22, 2023. URL: https://www.vietnam-briefing.com/news/japanese-crown-prince-in-vietnam-to-strengthen-bilateral-relationship.html/
  9. Kireeva, A.A. (2021). Japan-Vietnam Extensive Strategic Partnership: Interests and Constraints]. The Russian Journal of Vietnamese Studies, 5 (4): 6–25. doi: 10.54631/VS.2021.54-6-25. (In Russian)
  10. Kobelev, E.V., Novakova, O.V. (2018). Vietnam – Yaponiya: vchera i segodnya. Vietnamo-yaponskie otnosheniya v svete civilizacionnoj i kul'turnoj obshchnosti [Vietnam – Japan: yesterday and today. Vietnamese-Japanese relations in the light of civilizational and cultural community]. Aktual’nye problemy sovremennoj Yaponii [Current issues of modern Japan]. Vyp. XXXII. M.: IDV RAN, 2018. S. 109–119. (In Russian)
  11. Koh, S.L.C. (2015). The Japan-Vietnam Maritime Security Relationship. The Diplomat, October 7. URL: https://thediplomat.com/2015/10/the-japan-vietnam-maritime-security-relationship/
  12. Lokshin G.M. Otnosheniya Vietnama s Yaponiej i ryadom drugih aziatskih stran [Relations between Vietnam and Japan and a number of other Asian countries], in: Sovremennyj Vietnam: Spravochnik [Contemporary Vietnam: A Handbook]. M.: Forum, 2015. S. 252–258. (In Russian)
  13. Mazyrin, V.M. (2023). Sblizhenie Vietnama s Yaponiej: etapy, faktory i sfery [Vietnam’s rapprochement with Japan: stages, factors and areas]. The Russian Journal of Vietnamese Studies, 7 (4): 135–141. doi: 10.54631/VS.2023.74-624981. (In Russian)
  14. Ngo Di Lan (2024). Vietnam’s great power balancing act // East Asia Forum, February 10. URL: https://eastasiaforum.org/2024/02/10/vietnams-great-power-balancing-act/
  15. Nitta, Y. (2023). Vietnam president calls for deeper security ties in Japan speech. Nikkei Asia, November 30. URL: https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/Vietnam-president-calls-for-deeper-security-ties-in-Japan-speech
  16. Novikova, E. (2024). Bambukovaya diplomatiya vygodna Vietnamu [Bamboo diplomacy benefits Vietnam]. Nezavisimaya gazeta, 26.02. URL: https://www.ng.ru/kartblansh/2024-02-26/38956kb.html. (In Russian)
  17. Nozawa, K. (2024). Vietnam’s FPT invests $200m to launch AI services in Japan. Nikkei Asia, August 20. URL: https://asia.nikkei.com/Business/Technology/Vietnam-s-FPT-invests-200m-to-launch-AI-services-in-Japan
  18. Onishi, T. (2024). Vietnam gas field secures $560m investment from Japan's Mitsui. Nikkei Asia, March 30. URL: https://asia.nikkei.com/Business/Energy/Vietnam-gas-field-secures-560m-investment-from-Japan-s-Mitsui
  19. Panda, R. (2024). Vietnam’s Delicate Great-Power Balancing Act. Global Asia, 19 (1). URL: https://www.globalasia.org/v19no1/feature/vietnams-delicate-great-power-balancing-act_rajaram-panda
  20. Seno, Sh. (2024). Vietnam builder Fecon seeks Japan partners for new projects. Nikkei Asia, Jun. 1. URL: https://asia.nikkei.com/Editor-s-Picks/Interview/Vietnam-builder-Fecon-seeks-Japan-partners-for-new-projects-chairman
  21. Stoffers A. (2024). Vietnam’s Journey to Industrialization: The US Connection. Global Asia, June. URL: https://globalasia.org/v19no2/cover/vietnams-journey-to-industrialization-the-us-connection_andreas-stoffers
  22. Tomiyama, A. (2023). Improving conditions for Vietnamese workers in Japan is a win for all. East Asia Forum Quarterly, 15 (3). July–September. URL: https://eastasiaforum.org/wp-content/uploads/2023/12/V.16-N.3.pdf
  23. Tomiyama, A. (2024). Vietnam rocked by political upheaval: 5 things to know. Nikkei Asia, May 22. URL: https://asia.nikkei.com/Politics/Vietnam-rocked-by-political-upheaval-5-things-to-know
  24. Tsukada, H. (2024). Japanese scallops to be processed in Vietnam after China ban. Nikkei Asia, January 6. URL: https://asia.nikkei.com/Business/Food-Beverage/Japanese-scallops-to-be-processed-in-Vietnam-after-China-ban
  25. Vietnam’s ruling communists rush to fill the country’s top jobs // The Economist, May 23, 2024. URL: https://www.economist.com/asia/2024/05/23/vietnams-ruling-communists-rush-to-fill-the-countrys-top-jobs
  26. Zheng, N. (2024). Japan’s Marubeni invests in Vietnamese industrial park run by Amata. Nikkei Asia, June 13. URL: https://asia.nikkei.com/Business/Business-deals/Japan-s-Marubeni-invests-in-Vietnamese-industrial-park-run-by-Amata

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Kistanov V.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.