Vietnam's Foreign Trade in the second half of the XIX century and Russian Foreign Trade Interests

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the problems of the development of Vietnam's foreign trade relations during the second half of the XIX century. The analysis of the main foreign trade partners of Vietnam, the range of export and import, supply channels, volumes of foreign trade turnover, prices is presented. Special attention is paid to the policy of the European powers on the development of Vietnam's foreign trade relations. The main approaches of the Vietnamese authorities and traders to the organization of foreign trade relations with neighboring and European countries are noted. The characteristics of the main centers of trade in Vietnam, the peculiarities of the organization of trade in export and import goods, as well as the transportation of goods by land, sea and river routes are given. The views and approaches of the Russian authorities and entrepreneurs to the development of foreign trade relations of the Russian Empire with Vietnam are revealed. In particular, information is provided on the entry of Russian ships into the ports of Vietnam, as well as on the supply channels of Vietnamese goods to the Russian market. The article is based mainly on pre-revolutionary sources in Russian, French, English, Spanish and Vietnamese.

Full Text

Введение

История внешней торговли Вьетнама – яркая, многогранная и поучительная страница в летописи страны. Она приковывала внимание исследователей в прошлом, вызывает интерес и у современных ученых. Уходящие вглубь веков внешнеторговые связи Вьетнама нашли отражение в трудах китайских и японских ученых XV-XVII вв., а с конца XVI в. – и путешественников и исследователей из Европы. В этих работах приводились общие сведения о внешнеторговых связях Вьетнама с сопредельными странами, давалась характеристика экспорта и импорта, каналов поставок, цен и т. д. Однако в них, как правило, отсутствовали статистические данные, что затрудняет оценку внешнеторговых оборотов.

В XVIII–XIX вв. круг научных трудов, посвященных внешней торговле Вьетнама, значительно расширился. Вышли крупные работы, посвященные экономическому развитию страны, но вопросам внешнеторговых отношений в них уделено мало внимания. Редкими эпизодами эти вопросы оставались и в трудах отечественных ученых. Редко эти вопросы освещались и в публикациях российских ученых. В XIX в. в России появляется целый пласт литературы, посвященной Аннаму и Кохинхине, в основном это статьи в авторитетных периодических изданиях [Очерк… 1878; Новейшие сведения… 1821; Путешествие… 1826; Посещение… 1846 и др.]. Экономическая жизнь Вьетнама в рассматриваемый период нашла отражение в трудах европейских путешественников, государственных деятелей, предпринимателей и т. д. Вместе с тем сведения о внешнеторговых связях Вьетнама во второй половине XIX в. освещены в них отрывочно, как правило, в контексте более общих проблем и задач исследований. Кроме этого, в зарубежных источниках приводились разные (порой, ошибочные) сведения об объемах внешней торговли Вьетнама.

В ХХ – начале ХХI в. количество работ по социальной, политической и отчасти экономической истории Вьетнама значительно выросло как в зарубежной (прежде всего, вьетнамской) литературе [Một số vấn đề… 1998 и др.], так и в отечественной [Рябинин 1988; Маслов 1991; Деопик 2002 и др.]. Однако полноценной истории внешней торговли Вьетнама в эти годы так и не было представлено.

С XIX в. давалась противоречивая оценка характера внешней торговли Вьетнама, оправдывались действия французских колониальных властей по реализации протекционистской политики в Индокитае. Свою точку зрения высказывали в Лондоне, Вашингтоне, Берлине, Мадриде, Санкт-Петербурге, Пекине, Токио и т.д. Но целостной картины внешнеторговых отношений Вьетнама, анализа межгосударственных противоречий по проблемам экспортно-импортных операций, оценки роли и значения вьетнамского рынка в международной торговле до настоящего времени полноценно не представлено. Отчасти восполнить этот пробел, предпринять попытку реконструкции истории внешней торговли Вьетнама в рассматриваемый период и призвана настоящая статья.

В работе над статьей автором применялись различные исследовательские методы (исторический, историко-генетический, логический), а также контент-анализ и другие специфические методы изучения экономической истории.

В статье используются наименования регионов Вьетнама, утвердившиеся в дореволюционной отечественной и зарубежной литературе, а также современные географические названия.

Предыстория

Вьетнам на протяжении многих веков поддерживал тесные, взаимовыгодные торговые связи с сопредельными странами, прежде всего, с Китаем. В XVI в. страна вступает в контакты с первыми европейцами: португальцы устанавливают торговые связи с Дангчонгом (центральная и южная часть Вьетнама). В XVII в. во Вьетнам проникают торговцы Голландской Ост-Индской компании, а затем купцы Британской и Французской Ост-Индских компаний. Становление торговых отношений с европейскими странами знаменовало новую страницу в истории внешней торговли Вьетнама. Некоторые исследователи считают, что внешняя торговля на Севере и на Юге зародилась именно в это время (начало XVII в.). За португальцами и голландцами во Вьетнам стали проникать торговцы из Японии, Китая, Сиама и др. С середины XVIII столетия в экономическую жизнь страны активно включились южные регионы Вьетнама. Особую роль во внешнеторговых связях играли провинции Тхуанхоа и Куангнам, славившиеся своими текстильными, гончарными изделиями, а также добычей золота и железных руд [История Вьетнама 1983: 222]. На развитие внешней торговли оказывали влияние внутренние противоречия, восстания (особенно в 1771 г.), отражение сиамской агрессии в 1784–1785 гг., движение Тэйшонов, борьба против маньчжурского вторжения в 1788–1789 гг. и т. д. Все эти события нередко приводили к прерыванию внешнеторговых отношений. Существенное воздействие на развитие внешнеторговых связей страны оказывала и запретительная политика вьетнамских властей, стремившихся оградить государство от влияния иностранцев. Ситуация стала стремительно меняться во второй половине XIX в. Оккупация французскими войсками важнейших центров внешней торговли Вьетнама (Дананг, Сайгон, Ханой и др.) в 1858–1873 гг., объявление Тонкина и Аннама французскими протекторатами, а затем развязывание двух франко-вьетнамских войн (1858–1862; 1883–1884) привели к фактическому захвату всей страны. С этого времени внешняя торговля страны попадает под полный контроль колониальных властей при одновременном расширении внешнеторговых связей и росте внешнеторговых оборотов.

Ведущие центры торговли

Перенос столицы из Тханглонга в Хюэ в 1804 г. ознаменовал смещение каналов внешнеторговых операций. В период административных реформ и усиления централизации страны возникают новые центры внешней торговли. В 1869 г. император Нгуен Зык-тонг (Ты Дык) разрешил гражданским лицам осуществлять внешнеторговые операции, а в 1876 г. была разрешена морская торговля с установлением пятипроцентной пошлины на экспортные и импортные операции [Vĩnh Khánh 2022].

Хайфон в период французского владычества стал одним из ведущих центров внешней торговли Тонкина1. Основными экспортными товарами были рис, шелк-сырец, чай, олово, лекарства, лакированные шкатулки, мебель с инкрустацией из перламутра, птичьи перья, настойки и т.д. [Dutreuil 1879: 302]. Импорт (в основном из Китая, Великобритании и из французской колонии Кохинхины) включал хлопчатобумажные ткани, опиум, шерсть, чай, лекарства, шелковые ткани, фарфор, консервы, кондитерские изделия, скобяные изделия и т. д.2 В соответствии с политическим договором от 15 марта 1874 г. и торговым соглашением от 31 августа того же года для внешней торговли были открыты морские порты Тонкина, которые стали играть заметную роль в коммерческих связях региона с другими странами. Это было характерно и для других регионов. Так, в 1877 г. в порт Куинён прибыли 14 европейских торговых кораблей: 6 итальянских, 4 английских, 3 французских, 1 сиамский [Там же: 301].

В 1877 г. в порты южной части страны прибыли 236 торговых судна, из них 176 пароходов и 60 парусных судов – в Сайгон. Среди них – 150 английских, 44 французских, 19 германских, 9 голландских, 6 датских, 4 испанских и т.д. [Там же: 298]3.

Главное богатство южной Кохинхины составлял рис. В 1876 г. его было экспортировано 350 тыс. мешков. Рис вывозился в порты Китая, Сингапур, Маврикий, Францию (порт Марсель), Гонконг [Там же: 299]. При этом на Гонконг риса приходилось в 20 раз больше, чем вывозилось в другие страны. Примечательно, что рис из Кохинхины поступал даже в Рио-де-Жанейро [Revista contemporanea 1885: 88].

Французы изменили размеры таможенных пошлин в Сайгоне. Если до 1862 г. в порту взимались большие пошлины, что препятствовало развитию морской торговли, то 25 августа 1862 г. французские власти установили новый порядок: при условии оплаты якорного сбора в размере ¼ пиастра иностранные суда освобождались от таможенных пошлин (как импортных, так и экспортных) на все товары. Единственное исключение составлял опиум, за который оплачивалась пошлина в размере 10 пенсов [Cochinchine 1868: 29]. В одном из французских изданий за 1868 г. отмечалось: «Сайгон является свободным портом, который предлагает торговле все свободы и безопасность, которые она может пожелать» [Там же: 30]4.

Увеличение экспорта риса демонстрировало следующую динамику: 1860 г. – 58 тыс. т., 1867 г. – 98 тыс. т., 1870 г. – 230 тыс. т. В 1880-е годы ежегодный экспорт риса оценивался в 500 тыс. т., а в 1890-е годы – в 700 тыс. т [Vĩnh Khánh 2022]5.

Сайгон, объявленный свободным портом с 1871 г., ежегодно наращивал объемы внешней торговли. В 1871 г. ее обороты оценивались в 160 млн франков (85 млн фр. – импорт и 75 млн фр. – экспорт) [Perigot 1884: 492]. Среди импортных товаров отметим хлопок-сырец, олово, перец, железо, свинец, сукно, выбойку, опиум, селитру, огнестрельное оружие, камфару, морские моллюски и т.д. Экспорт составляли шелк-сырец, зеленый чай, китайка (ткань), сахар, серебро в монетах и пр. [Дюмон-Дюрвиль 1836: 179].

C 1887 г. французские колониальные власти в целях защиты своих внешнеторговых интересов во Вьетнаме изменили тарифную политику: для французских товаров была установлена пошлина в размере 2,5 % от стоимости товара, а для других стран – 5 % [Vĩnh Khánh 2022].

На развитие внешнеторговых связей Вьетнама с зарубежными странами существенное влияние оказывали эпидемии, эпизоотии и эпифитотии. Так, эпидемии унесли из жизни в 1820 г. 206 835 человек, в период 1849–1850 гг. 580 550 человек [История Вьетнама 1983: 262]. В это время внешнеторговые связи прерывались, а предпринимательская деятельность затухала.

Внешнеторговые партнеры Вьетнама

5 июня 1862 г. был заключен трехсторонний договор между Францией, Испанией и Аннамом (ратифицирован в Хюэ 14 апреля 1863 г.), знаменовавший окончание пятилетней войны, в соответствии с которым для свободной торговли, прежде всего европейцев, были открыты морские порты в трех провинциях, а также допускалось речное судоходство по реке Меконг [Boiteau 1863: 469].

Особую роль во внутренней и внешней торговле Вьетнама на протяжении XVIII–XIX вв. играла река Меконг. Самая крупная водная артерия Индокитая связывала все государства полуострова, служила важнейшим каналом поставок товаров во Вьетнам из Бирмы, Сиама, Лаоса, Камбоджи. По реке сплавлялись ценные породы древесины, а на судах доставлялись черный мрамор, другие товары. При отсутствии приличных сухопутных дорог Меконг был главным естественным путем, связывавшим страны, города и народы.

27 января 1880 г. в Хюэ был подписан торговый договор между Испанией и Аннамом [Diario 1880: 1735]. 5 мая 1880 г. договор был внесен для ратификации в испанский парламент. Следует заметить, что Испания на протяжении всего рассматриваемого периода вела активную торговлю с Вьетнамом.

В период правления Минь Манга, второго императора из династии Нгуенов, Вьетнам поддерживал тесные торговые связи с Китаем, Японией, Сингапуром, Филиппинами (Манила), Макао, Батавией (остров Ява), странами Индокитая и др. [Silvestre 1889: 195]6.

В Кохинхине, несмотря на препятствия, чинимые властями в сфере торговли, местные купцы поддерживали связи с Сиамом и Сингапуром, вывозя туда тайно свои товары, экспортировались рис, слоновая кость, зубы крокодила, ценные породы древесины, камфара и пр. [Там же: 198].

В 1885 г. председатель консультативной палаты Франции Э. Альба направил письмо министру промышленности с предложением изучить образцы шерстяных тканей, простыней, флиса, фланели, которые востребованы в Кохинхине, Аннаме и Тонкине, с целью расширения экспортного производства [Chambre consultative... 1884: 199]. По информации, поступившей от генерального резидента Франции в Хюэ, изменения в технологии производства легкого постельного белья на французских фабриках позволили потеснить аналогичные английские и германские товары на рынках Тонкина [Tonkin 1885: 172].

Среди факторов, которые негативно отражались на развитии внешнеторговых отношений Вьетнама с другими странами, следует отметить пиратство в прибрежных водах. В нападениях на торговые суда участвовали морские разбойники, в основном китайцы, выходцы из прибрежных районов Поднебесной. Нередко они захватывали заложников, в том числе официальных лиц7. В течение длительного времени власти Тонкина придерживались строжайшего запрета на торговлю подданных за пределами страны из-за опасения, «что они привезут на родину заимствованный откуда-нибудь дух независимости. Такой же запрет тяготел над всеми аннамитами» [Тонкин 1883:91].

Приведем данные о внешней торговле Тонкина за период с 1876 по 1891 г. в франках (табл. 1). Значительная доля внешнеторгового оборота пришлась на Ханой.

 

Таблица 1. Внешняя торговля Тонкина в период с 1876 по 1891 г.

Год

Импорт

Экспорт

Всего

1876

4 599 937

5 834 092

10 434 029

1877

8 603 251

7 978 681

16 581 932

1878

8 587 715

8 866 058

17 453 774

1879

4 328 615

6 520 333

10 848 949

1880

5 149 687

6 578 482

11 728 169

1881

5 181 498

7 412 167

12 593 665

1882

5 306 730

6 113 315

11 420 245

1883

3 648 020

4 440 124

8 088 144

1884

9 225 689

722 962

9 948 731

1885

18 490 700

721 071

19 211 771

1886

23 369 971

726 231

24 096 206

1887

28 825 767

608 414

29 434 181

1888

30 190 820

13 887 012

39 529 572

1889

26 165 660

13 887 012

40 052 672

1890

21 933 692

7 139 488

29 073 180

1891

28 016 193

19 605 053

47 621 246

Источник: [Malon 1892: 7]

 

В 1891 г. импорт всего Французского Индокитая оценивался в 67 044 562 франка, экспорт – 68 637 791 франк, а весь внешнеторговый оборот – в 135 682 353 франка [Malon 1882: 8]. Падение объемов внешней торговли в 1884–1887 гг. (по экспорту) объяснялось франко-китайской войной 1884–1885 гг. и ее последствиями.

В начале 1890-х годов в Тонкине началась настоящая горная «лихорадка». Открытые к тому времени месторождения полезных ископаемых привлекали внимание французских предпринимателей. Из Тонкина в Гонконг и другие районы Юго-Восточной Азии вывозились каменный уголь, сурьма, мрамор и пр. Французы, заинтересованные в производстве и вывозе некоторых сельскохозяйственных продуктов, видели большие перспективы в выращивании в Тонкине хлопка, кофе, чая, опиумного мака и т.д.

Кохинхина славилась сахаром, шелком, хлопком, рисом, чаем, корицей, кукурузой, ямсом, кокосами, кардамоном, древесиной ценных пород, золотом, разнообразными фруктами и овощами и пр. [Guibert 1801: 509]. На протяжении длительного времени внешняя торговля Кохинхины находилась в руках китайцев, малайцев, немцев и американцев, а основными внешнеторговыми партнерами были Китай, Сиам, Сингапур. Так, в середине века администрация Кохинхины разрешила всего пяти судам участвовать во внешнеторговых операциях. Одно судно направлялось в Сингапур (для нужд королевского двора поставлялись камлот, саржа, грубое сукно, олово, перец, гвоздика и пр.), второе судно отправлялось в Батавию, третье – в Калькутту [Торговля в Кохинхине 1847: 444–445]. Основные центры внешней торговли и склады для иностранных товаров размещались в морских портах и городах Хюэ, Нячанг, Файфо (Хойан), Куинён, Фуйен, Кантхо и др. [Guibert 1801: 510]8.

В 1883 г. торговый оборот Кохинхины составил 155 618 378 франков (для сравнения: в 1867 г. он оценивался в 63 743 636 фр., в 1877 г. – 122 234 720 фр.). При этом торговля между Францией и Кохинхиной (в основном через порт Сайгон) определялась суммой в 2 144 120 пиастров (1 пиастр = 4,6 франков. – В.Ш.)9.

Из Кохинхины во Францию экспортировались следующие товары: чай, опиум, шелковые изделия, сахар, лекарства, крахмал, мука, металлы, гончарные изделия и пр.10 По состоянию на первую половину 1882 г. в торговый порт Сайгона прибыло 120 английских кораблей (преимущественно из Гонконга и Сингапура, 60 французских (Марсель и Сингапур), 30 германских, 12 датских, 5 голландских, 2 российских, 2 японских, 1 шведский, 1 испанский корабль, 915 баркасов из Аннама и 31 китайская джонка, всего 1179 судов [Statistique... 1884: 521]11.

О географии внешнеторговых связей Сайгона в конце 70-х – 80-х годов XIX в. можно судить по данным таблицы 2.

 

Таблица 2. Сведения о прибытии иностранных торговых судов в Сайгон в 1878-1882 гг.

Страна

1878

1879

1880

1881

1882

Англия

162

199

168

184

219

Германия

74

91

40

37

76

США

4

9

4

14

1

Бельгия

-

1

-

-

-

Китай

-

8

13

-

8

Дания

5

9

-

5

17

Испания

2

11

5

-

2

Франция

71

83

88

95

113

Голландия

7

6

18

17

14

Италия

1

3

2

-

-

Япония

-

-

-

-

2

Россия

-

-

-

4

8

Сиам

1

-

1

2

2

Швеция

3

3

1

-

2

Итого:

330

423

240

358

405

Источник: [Bouinais, Paulus 1885: 409]

 

Таким образом, в последней четверти XIX в. география внешнеторговых связей Вьетнама значительно расширилась. Вьетнамский рынок стал привлекать торговцев из многих европейских стран, США и пр.

Вьетнам в сфере интересов российских предпринимателей

Интерес к Вьетнаму вырос в Российской империи в связи с активным промышленным освоением Дальнего Востока, развитием тихоокеанского флота, расширением внешнеторговых связей с Юго-Восточной Азией. В России увеличилось количество публикаций, посвященных Вьетнаму. На внутренний рынок страны проникали вьетнамские товары, доставляемые французскими, английскими, китайскими, японскими и другими иностранными торговцами. Эти товары можно было встретить на Нижегородской ярмарке, в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, портовых городах Дальнего Востока, Причерноморья, Балтики. Среди них – лаковые изделия, шелк-сырец, натуральные красители, древесина ценных пород и т. д. Определенная часть вьетнамских товаров доставлялась в Россию и отечественными предпринимателями. Сведения о прямых торговых контактах – заходах российских торговых судов во вьетнамские порты, начиная с 1864 г. приведены выше.

Интерес к вьетнамскому рынку в России проявbлся уже в начале XIX в. В 1826 г. «Московский телеграф» писал: «Кохинхина изобилует произведениями…здесь много леса, сахарного тростника, соли и шелка» [Состояние 1826: 205–206]. Cведения о природных богатствах Вьетнама периодически печатались и в других отечественных изданиях.

Торговые суда под российским флагом отправлялись в Юго-Восточную Азию из портов Балтики, Черного и Азовского морей через Суэцкий канал (с конца 1869 г.), а также из портов Дальнего Востока. На этом пути отечественные корабли нередко заходили в порты Европы. Среди торговых судов, прибывших, например, в порт Гамбурга в навигацию 1852 г. из Юго-Восточной Азии, отмечены суда под российским флагом [Navigation... 1868: 9].

В России внимательно следили за событиями в Индокитае. Отчасти информация поступала от российских дипмиссий в Париже, а также в странах Востока. Анализировалась соответствующая информация и в европейских периодических изданиях (прежде всего, французских). Некоторые отечественные исследователи оправдывали колониальную политику. Так, в одном из дореволюционных источников читаем: «Нынешнее французское правительство понимает значение колоний, и с прямой решимостью идет по этому пути. Основание колонии в Туране (Дананг. – В.Ш.) чрезвычайно хорошо пополнило бы французскую колониальную систему… Прочная колония в Кохинхине послужит к большему развитию морских сил Франции» [Кохинхина 1858: 159].

Ценным источником о положении в стране, в том числе внешней торговле Вьетнама, были подробные отчеты капитанов российских судов, опубликованные в «Морском сборнике». Приведем лишь несколько примеров, поскольку в последней четверти XIX в. заходы российских судов в порт Сайгона носили регулярный характер12.

В марте 1884 г. корвет «Скобелев» под командованием капитан-лейтенанта Благодарева прибыл в порт Сайгона для закупки угля. В Сайгоне было закуплено 150 т угля. В рапорте командира содержалась информация об иностранных судах, находившихся в то время на рейде [Корвет «Скобелев» 1884: 8–9].

Наглядным примером осведомленности российских властей о положении дел во Вьетнаме является рапорт на имя императора Александра III подполковника Генерального штаба Н. С. Ермолова о Тонкинской экспедиции 1883–1885 гг. В докладе очень скрупулезно и детально дана характеристика положения дел во Вьетнаме, описан ход боевых действий, проанализировано экономическое состояние страны и т. д. [Ермолов 1890]. Автор рапорта продемонстрировал отличное знание Востока, географии, политики, экономики Вьетнама. Все это свидетельствовало о повышенном интересе российских властей к ситуации во Вьетнаме. Информация о Тонкинской экспедиции публиковалась и на страницах «Московских ведомостей» в 1883 г.

Конечно, нельзя не упомянуть и посещение Сайгона цесаревичем Николаем Александровичем во время его большого путешествия на Восток. 16 марта 1891 г. корабль с наследником российского престола на борту прибыл в Сайгон. В день отъезда из Вьетнама будущему императору Николаю II были преподнесены подарки (деревянная скульптура, а также две черные пантеры) [Ухтомский 1895: 102–133].

В течение всей второй половины XIX в. российские предприниматели проявляли устойчивый интерес к вьетнамскому рынку. В рассматриваемый период почти ежегодно из Российской империи снаряжались торговые корабли в порты Вьетнама.

Заключение

Таким образом, во второй половине XIX в. под влиянием внешних факторов и внутренних перемен ситуация во Вьетнаме кардинально изменилась. Включение страны в колониальную систему Франции открыло новые возможности для развития внешней торговли. Этот процесс был неоднозначным: колониальная система несла народам Вьетнама одновременно и цивилизационное начало, и разрушение традиционных устоев. В одном из испанских изданий того времени очень точно подмечено: «Европейская цивилизация очень дорого обходится народам, вынужденным принимать ее шумные визиты» (Revista contemporanea 1885: 88). Ограниченные внешнеторговые контакты с Китаем, Японией, Лаосом, Сиамом, Камбоджей, Сингапуром, Батавией, Гонконгом и некоторыми другими сопредельными странами расширились за счет активного проникновения европейского и американского капитала. В рассматриваемый период кратно увеличилось количество торговых судов Великобритании, Германии, США, Франции, Испании, Голландии и других стран, прибывавших в морские порты Вьетнама. Во Французском Индокитае расширились площади экспортными культурами, увеличилась добыча полезных ископаемых, были открыты новые фабрики и заводы, что стимулировало внутреннее производство и внешнеторговые связи. Расширение географии внешней торговли Российской империи с государствами Юго-Восточной Азии способствовало повышению интереса к Вьетнаму, установлению торговых контактов России с этой страной. На протяжении рассматриваемого периода отмечены частые заходы российских кораблей в порты Вьетнама. Кроме этого, расширился импорт вьетнамских товаров в Российскую империю, в том числе при посредничестве европейских купцов.

 

1 В период с 1875 по 1876 г. в этот порт прибыло 30 европейских судов (из них всего 3 французских) и 140 китайских джонок, было доставлено товаров на 10 млн франков. Примерно во столько же оценивался экспорт [Dutreuil 1879: 301].

2 В 1881 г. в порт Хайфон прибыло 253 европейских торговых судов, из которых только 11 были под французским флагом [Norman 1884: 35]. Кроме этого, отмечено прибытие 205 китайских джонок с 9616 т груза [Недзвецкий 1883: 77].

3 На этих судах были доставлены следующие товары: чай, ткани (прежде всего, английские хлопчатобумажные ткани и изделия из них), вина и иные спиртные напитки, рафинированный сахар, опиум, фарфор, фаянс и керамика из европейских стран и Китая, масло, мука, уголь, китайские лекарства, консервы, приправы, табак, парфюмерия, одежда, книги, так называемые парижские товары (галантерея) и пр. Из Сайгона вывозились рис, сушеная и соленая рыба, сушеные овощи, хлопок, сахар-сырец, шкуры, шелк-сырец, шерсть, перец, свиной жир, орехи, кокосы, табак, индиго, птичьи перья, мед, воск, кардамон, слоновая кость, черепаховые панцири и т.д. [Dutreuil 1879: 299].

4 В 1868 г. через порт Сайгона было вывезено 330 802 т товаров, в 1869 г. – 532 318 т, в 1870 г. – 638 588 т. В 1870 г. оборот внешней торговли через Сайгон оценивался в 9,55 млн руб. по импорту и в 8,6 млн руб. по экспорту [Французская 1872: 297]. Приведем еще несколько данных, характеризующих торговлю Сайгона. В 1868 г. из местного порта было вывезено сушеной рыбы на 6,5 млн франков, шелка – на 350 тыс. фр., риса – на 24 млн фр. При этом из 3,2 млн пикулей (1 пикуль равен 10 кг) 2,3 млн вывезено в Китай, 70 тыс. – в Японию, 155 тыс. – в Англию, 60 тыс. – во Францию [Сведения... 1870: 87].

5 О расширении внешнеторговых оборотов свидетельствовал и рост числа иностранных судов в порту Сайгона. Если в 1870 г. из порта вышло 486 судов с 276363 т грузов, то к 1900 г. их уже было 1164 (с 1526363 т груза) [Vĩnh Khánh 2022].

6 Китайцы поставляли в Аннам лучшие сорта чая, лекарства, опиум, портвейн, европейские хлопчатобумажные и шерстяные ткани, стеклянные изделия, некоторые предметы роскоши. В китайском экспорте иностранные товары занимали видное место. Из Вьетнама в Поднебесную вывозились рис, ротанг, лак, масло, рисовое вино, соль, шелк-сырец, воск, лекарственное сырье, металлы, драгоценные камни, природные красители, ямс, домашний скот (свиньи) и пр. [Silvestre 1889: 197]. Китайцы прибывали во вьетнамские порты на своих небольших джонках водоизмещением в 150–200 т. В середине XIX в. в торговле с Вьетнамом участвовало примерно 50 больших джонок и около 100 лодок меньшего водоизмещения.

7 Так, в начале 1890-х годов пиратами был захвачен президент Торговой палаты Хайфона М. Везен, которого спустя несколько месяцев удалось выкупить из плена. плена. Тогда в прибрежных водах Хайфона орудовало от 1500 до 2000 пиратов. В связи с этим случаем французские власти обратились в Пекин с требованием прекратить деятельность пиратов, которых в Китае «принимают доброжелательно…» [Malon 1892: 5–6].

8 В 1864 г. в порт Сайгона прибыло 295 торговых судов, а убыло 268. Среди прибывших – 88 французских, 56 английских, 47 гамбургских, 37 датских, 9 прусских, 7 голландских, 5 ганноверских, 3 ольденбургских, 2 мекленбургских, 3 шведских, 2 американских, 2 российских, 26 китайских и т.д. [Notices... 1866: 604].

9 На Сайгон в это время приходилось 31 698 418 пиастров [Statistique... 1884: 692]. Французский импорт в Кохинхину в 1883 г. составил 1 819 855 пиастров. Среди импортных французских товаров следует выделить вина (300 тыс. пиастров), различные машины и оборудование для строительства железных дорог и мостов (226 тыс. пиастров), спиртные напитки (117 тыс. пиастров), пшеничную муку (102 тыс. пиастров), продукты питания, одежду и ткани, металлические изделия, книги и канцтовары, табак, цемент, парусину, канаты, лекарства и пр.

10 Общий объем вывоза из Кохинхины составил 14 367 212 пиастров. Значительная доля этих товаров была экспортирована в страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Рис поступал в основном во французские города: Руан – 26 647 пикулей, Марсель – 18 605 пикулей, Бордо – 16 708 пикулей, Гавр – 16 485 пикулей [Statistique... 1884: 693].

11 Загруженность порта Сайгон в 1883 г. характеризовалась следующими показателями: в порт прибыло 2062 торговых корабля и убыло 2086 судов. Среди них – 242 английских корабля, 130 французских, 99 немецких, 24 голландских, 21 испанских и 8 русских судов [Statistique 1884: 693]. Кроме того, в Сайгон в этом году прибыло 1485 кораблей из Аннама.

12 В большинстве случаев российские суда заходили в порт для покупки угля, чистки котлов, пополнения запасов продовольствия и воды. Так, капитан винтового клипера «Гайдамак», совершивший рейд в Манилу в начале 1863 г., опубликовал рапорт о путешествии, в котором остановился на подробностях пребывания в Сайгоне в середине февраля этого же года. В порту капитаны клипера «Гайдамак» и корвета «Новик» закупили уголь. Причем этот уголь был закуплен у французов с тем расчетом, что деньги за него будут уплачены в Париже [Рапорт... 1863: 245].

×

About the authors

Vladimir N. Shkunov

Samara Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: orientru@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0311-9061

D.Sc. (History), D.Sc. (Pedagogics), Professor, Leading Researcher

Russian Federation

References

  1. Boiteau M.P. (1863) Les traits de commerce [Trade traits]. Paris: Librairie de Gullaumin. (In French)
  2. Bouinais, A., Paulus, A. (1885). L`Indo-Chine francaise contemporaine. Cochinchine, Cambodge, Tonkin, Annam [Contemporary French Indo-China. Cochinchina, Cambodia, Tonkin, Annam]. Paris: Challamel Aine. (In French)
  3. Chambre consultative de Mazamet [Mazamet Advisory Chamber] (1884). Le Jacquard, 15 Jullet, 13: 198–199. (In French)
  4. Cochinchine: Regime de la navigation et du commerce [Cochinchina: Regime of navigation and commerce] (1868). Annales du commerce exterieur: Chine et Indo-Chine, №37. Paris: Librairie administrative de Paul Dupont. (In French)
  5. Deopik, D.V. (2002) V'etnam. Istoriya, tradicii, sovremennost' [Vietnam. History, traditions, modernity]. M.: Vostochnaya literatura. (In Russian)
  6. Diario de las sesiones de Cortes. Senado. Legislatura de 1879–1880 [Diary of the Cortes sessions. Senate. Legislature of 1879–1880] (1880). Tomo 3. Madrid: Imprenta y fundicionde la Viuda e Huos de J.A. Garcia. (In Spanish)
  7. Dumont-Durville, J.S. (1836) Vseobshchee puteshestvie vokrug sveta [A universal journey around the world], Vol. 3. M.: Tipografiya Avgusta Semena. (In Russian)
  8. Dutreuil, J.L. (1879) Le royaume D`Annam en les annamites: Journal de voyage [The kingdom of Annam in the Annamites: Travel diary]. Paris: E. Plon et Co. (In French)
  9. Ermolov, N.S. (1890). Tonkinskaya ekspediciya 1883–1885 g.: Soobshchenie General'nogo shtaba podpolkovnika Ermolova [The Tonkin Expedition of 1883-1885: Report of the General Staff of Lieutenant Colonel Ermolov]. SPb: Tip. Shtaba vojsk Gvardii i Peterburgskogo voennogo okruga. (In Russian)
  10. Francuzskaya torgovlya na krajnem Vostoke [French trade in the Far East] (1872). Izvestiya Imperatorskogo Russkogo Geograficheskogo obshchestva, 8 (297). (In Russian)
  11. Guibert, A. (1801). Dictionnaire geographique et statistique [Geographical and statistical dictionary]. Paris: Publie par Jules Renouard. (In French)
  12. Istoriya V'etnama [The history of Vietnam] (1983). S.A. Mhitaryan ed. Transl. from Vietnamese. M.: Nauka. (In Russian)
  13. Istoriya V'etnama. Seredina XIX – seredina XX v. (1991). Transl. from Vietnamese. M.: Nauka. (In Russian)
  14. Korvet «Skobelev». Izvlechenie iz raporta komandira kapitan-lejtenanta Blagodareva [Corvette «Skobelev». Extract from the report of Commander Lieutenant Commander Blagodarev] (1884). Morskoj sbornik, 6: 8–9. (In Russian)
  15. Kohinhina (1858). Russkij vestnik, 13: 154–159. (In Russian)
  16. Luro, E. (1897). Le pays D`Annam: etude sur l`organisation politique et sociale des annamites [The country of Annam: study on the political and social organization of the Annamites]. Paris: Ernest Leroux, 1897. (In French)
  17. Malon, J.B. (1892). Note sur la situation generale du Tonkin a la fin de l`anne 1892 [Note on the general situation in Tonkin at the end of 1892]. Haiphong: Imprimerie Typo-Lithographique F.H. Schneider. (In French)
  18. Một số vấn đề về lịch sử kinh tế Việt [Some questions concerning the economic history of Vietnam] (1998). Hồ Chí Minh: Nhà xuất bản Chính trị quốc gia. (In Vietnamese)
  19. Navigation et commerce des principaux pays d`Europe [Navigation and commerce of the main countries of Europe] (1868). Annales du commerce exterieur: Chine et Indo-Chine, 37: 3–11. Paris: Librairie administrative de Paul Dupont. (In French)
  20. Nedzveckiy, V.N. (1883). Francuzskaya ekspediciya v Tonkin [French expedition to Tonkin]. Voennyj sbornik, 10: 173–197. (In Russian)
  21. Norman, C.B. (1884). Tonkin or France in the Far East. London: Chapman & Hall.
  22. Notices sur les Colonies Francaises [Notes on the French Colonies] (1866). Paris: Challamel aine. (In French)
  23. Novejshie svedeniya o Kohinhine [The latest information about Cochinchina] (1821). Istoricheskij, statisticheskij i geograficheskij zhurnal, 1(2): 151–153. (In Russian)
  24. Ocherk Annamskoj imperii (1878) [An essay of the Annamese Empire]. Niva, 6. (In Russian)
  25. Perigot, Ch. (1884). Histoire du commerce francais [History of French commerce]. Paris: Eugene Weill et Georges Maurice. (In French)
  26. Poseshchenie Kohinhiny francuzskim fregatom Alkmenoj v 1845 godu [Visit to Cochinchina by the French frigate Alkmena in 1845] (1846). Severnaya pchela, 30, 40. (In Russian)
  27. Puteshestvie v Kohinhinu [Travel to Cochinchina] (1826). Kazanskij vestnik, 16 (1): 28–44. (In Russian)
  28. Raport komandira vintovogo klipera «Gajdamak» kapitan-lejtenanta Peshchurova [Report of the commander of the screw clipper "Gaydamak" Lieutenant Commander Peshchurov] (1863). Morskoj sbornik, 5: 236–246. (In Russian)
  29. Revista contemporanea [contemporary magazine] (1885), Año 11, Tomo 57. Paris: R. Serrano. (In Spanish)
  30. Ryabinin, A.L. (1988) Rozhdenie imperii Nguenov. Social'no-politicheskaya istoriya V'etnama v nachale XIX v. [The birth of the Nguyen Empire. Socio-political history of Vietnam at the beginning of the XIX century]. M.: Nauka. (In Russian)
  31. Silvestre, J. (1889). L`Empire d`Annam et le people Annamite [The Empire of Annam and the Annamite people]. Paris: Ancienne Librairie Germer Bailliere et Co. (In French)
  32. Sostoyanie Vostochnogo Indijskogo poluostrova [The state of the Eastern Indian Peninsula] (1826). Moskovskij telegraf, 12: 201–206. (In Russian)
  33. Statistique commerciale de la Cochinchine pour 1883 [Commercial statistics of Cochinchina for 1883] (1884). Societe de geographie commerciale de Bordeaux. Bordeaux: Imprimerie G. Gounouilhou. P. 693–694.
  34. Svedeniya o torgovle Kohinhiny i Kitaya [Information about the trade of Cochinchina and China] (1870). Izvestiya Imperatorskogo Russkogo Geograficheskogo obshchestva, 6: 87. (In Russian)
  35. Tonkin: Politicheskaya i social'naya hronika [Tonkin: Political and Social Chronicle] (1883). Delo, 2: 83–113. (In Russian)
  36. Tonkin (1885). Le Jacquard, 15 Jun, 11: 198–199.
  37. Torgovlya v Kohinhine [Trading in Cochinchina] (1847). Zhurnal dlya chteniya vospitannikov voenno-uchebnyh zavedenij, 69 (276): 444–446. (In Russian)
  38. Uhtomskiy, E.E. (1895). Puteshestvie Gosudarya Imperatora Nikolaya II na Vostok (v 1890-1891) [The journey of the Emperor Nicholas II to the East (in 1890–1891)], 2. SPb.: F.A. Brokgauz. (In Russian)
  39. Vĩnh Khánh. Ngoại thương Việt Nam thời Pháp thuộc [Vinh Khanh. Vietnam's foreign trade during the French colonial period]. URL: https://kinhtedothi.vn/ngoai-thuong-viet-nam-thoi-phap-thuoc.html. (In Vietnamese)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Shkunov V.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies