Problems and Prospects of contemporary Vietnam–China Relations

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In 2022–2023 in connection with the escalation of the confrontation between the United States and China in Asia-Pacific in both military and political spheres, the position of the countries of East and Southeast Asia acquires an extremely important role. A number of regional powers have already taken their side, and the struggle between the two superpowers now aims to attract new allies and partners out of the ASEAN countries. Vietnam as a regional leader and a major economic player in the strategically important Greater Mekong region is of paramount importance to the interests of both the United States and China. Vietnam finds itself in the epicenter of a big diplomatic game between Washington and Beijing. The Chinese leadership can no longer ignore the danger of rapprochement of its Southern neighbors with the military-political associations that the United States forms along the borders of the PRC. The future of not only the two-state dialogue, but also in many respects the security and stability in the Southeast Asia depends on how the Chinese authorities approach the resolution of problems in Vietnam–China relations.

Full Text

Введение

2022 год ознаменовался резким ростом напряжённости не только в Европе, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), хотя и в меньшей степени. Одним из международных последствий создавшейся ситуации стала начавшаяся поляризация позиций стран Восточной и Юго-Восточной Азии. В частности, США приступили к форсированному формированию сети военно-политических, экономических и технологических альянсов в АТР. Экономические и дипломатические баталии между Китаем и США в настоящее время разворачиваются за поддержку со стороны крупных игроков в Восточной и Юго-Восточной Азии.

Важное значение в данном контексте для обеих сверхдержав приобретает регион Большого Меконга, который и в прошлом веке не раз становился ареной столкновения крупных игроков. Этот регион со стратегической точки зрения прежде всего рассматривается как кладовая природных ресурсов, активно растущий потребительский рынок, источник недорогой рабочей силы, а также удобный логистический хаб. Одним из ключевых государств, контролирующих данный регион, является Вьетнам. Будучи региональным лидером на Индокитайском полуострове и быстро растущей экономикой, Вьетнам весьма важен и с точки зрения геополитического положения: он обладает протяжённой береговой линией, многокилометровой сухопутной границей с Китаем. Вьетнамская армия считается одной из сильнейших в Юго-Восточной Азии.

Благодаря этим и другим факторам Вьетнам неизбежно оказывается в эпицентре большой дипломатической игры между КНР и США, и его позиция во многом повлияет на дальнейшее противостояние двух сверхдержав. Сегодня мы видим резкую активизацию внешнеполитических усилий США на вьетнамском направлении. Так, в апреле 2023 г. состоялся визит госсекретаря США Э. Блинкена в Ханой, приуроченный к 50-летней годовщине полного вывода американских войск из Вьетнама [Lee: 15.04.2023]. В ходе визита стороны заявляли об «углублении всеобъемлющих и эффективных отношений» [Кагалтынов: 15.04.2023]. Этот процесс завершился принятием Совместной декларации, повышающей уровень вьетнамо-американских отношений до всеобъемлющего стратегического партнерства во время визита президента США Дж. Байдена в Ханой 10–11 сентября 2023 г. США поддерживают вьетнамскую экономику инвестиционными вложениями, поставляют правительству страны катера береговой охраны, что может считаться заявкой на полноценное военно-техническое сотрудничество в будущем. Официальные лица Госдепартамента не скрывают, что ведут «диалог с вьетнамскими партнерами по всему миру <...>, чтобы такие партнеры, как Вьетнам, диверсифицировали свои оборонные закупки, отходя от России» [США рассчитывают…: 10.04.2023].

В настоящей работе анализируются трудности и проблемные вопросы современных вьетнамо-китайских отношений, которые могут быть использованы США и их союзниками для привлечения Вьетнама на свою сторону в глобальном противостоянии с КНР и в меньшей степени – с Россией. Также дана оценка текущих тенденций внешней и внешнеэкономической политики вьетнамского правительства в контексте балансирования между интересами великих держав. Статья содержит ряд прогнозов дальнейшего развития событий как с точки зрения возможных действий КНР по нейтрализации американского влияния во Вьетнаме, так и с точки зрения укрепления «южного фланга» китайской внешней политики в целом.

Данные задачи представляются весьма актуальными для оценки современной международной ситуации в АТР и решения задач, стоящих перед внешней политикой России.

В научной литературе последнего десятилетия много места уделялось отношениям между Вьетнамом и Китаем, особенно их новейшей истории. Наиболее активно эта тематика обсуждается во вьетнамской и американской научной литературе: в монографиях [Ang Cheng Guan 2019; Chen 2015] и обзорных статьях [Cuong Nguyen Xuan, Nguyen Thi Phuong Hoa 2018; Le Hong Hiep 2013; Nguyen Anh Ngoc 2021]. В наибольшей степени авторов этих и других работ интересуют политические взаимоотношения двух стран в контексте меняющегося геополитического расклада в АТР, в то время как вопросам экономических и гуманитарных отношений, социальным аспектам взаимного восприятия Китая и Вьетнама народами обеих стран уделено существенно меньше внимания. В российской научной литературе тема политических взаимоотношений двух стран также освещается наиболее активно, в том числе в работах ученых ИДВ. Особенно акцентированы территориальные споры в Южно-Китайском море [Локшин 2013; Нгуен и др. 2017; Золотухин, Зайцев 2022]. В более широком контексте рассмотрены стратегические взаимоотношения России, Китая, США в Юго-Восточной Азии [Лузянин 2022; Мосяков 2019 и др.]. Стоит также отметить обзор и прогноз развития вьетнамо-китайских отношений в статье Чинь Куок Виня и др. [2022]. Торгово-экономические связи между КНР и Вьетнамом были затронуты, в частности, в работе А.Р. Ибрагимова [2018].

Тем не менее тематика развития взаимоотношений между Вьетнамом и Китаем нуждается в более углублённом изучении, особенно с точки зрения оценки текущих трендов и научного прогнозирования перспектив этих взаимоотношений, важных для развития ситуации в регионе в целом.

Текущие проблемы во вьетнамо-китайских отношениях

Отношения между КНР и Вьетнамом никогда не были простыми, несмотря на большое сходство в социально-политическом устройстве и системе государственного управления обеих стран. Напряжённость имеет и исторические корни (Китай много раз претендовал на территории северного Вьетнама и в течение, как минимум, тысячи контролировал их) [Петрасяк 2022: 270]. Однако в основном соперничество сформировалось в 1970-е годы, когда при стремительном охлаждении отношений между СССР и КНР Вьетнам остался в «орбите» Советского Союза, оказывавшего ему всестороннюю помощь в ходе Второй Индокитайской войны.

Кульминацией противостояния между двумя соседними социалистическими странами стала пограничная война 1979 г. После её завершения восстановлением статус-кво конфликтные ситуации на границе возникали вплоть до 1988 г., когда в китайско-вьетнамских отношениях началось потепление.

С момента нормализации двухсторонних связей в 1991 г. Вьетнам всё больше становился значимым направлением внешней политики Китая. Этому способствовало множество факторов, основными из которых являются, разумеется, географическое положение (соседство и выгодное экономико-географическое расположение Вьетнама) и потенциал экономического сотрудничества в условиях стремительного роста обеих экономик. Кроме того, в 1995 г. Вьетнам стал полноправным членом АСЕАН, увеличив экономический и политический вес объединения. АСЕАН же для КНР остаётся одним из важнейших векторов внешней политики.

В 2008 г. Пекин и Ханой договорились поднять уровень взаимоотношений до стратегических и всесторонних (comprehensive strategic cooperative partnership). Китай заявляет, что проводит политику «добрососедских отношений» со всеми странами Юго-Восточной Азии для повышения своего влияния в регионе, однако сделать это непросто из-за неурегулированных конфликтов в Южно-Китайском море. И одна из стран, с которыми пока не удаётся разрешить территориальный спор, – именно Вьетнам. Для урегулирования конфликта сторонами уже были подписаны такие документы, как «Декларация о поведении сторон в Южно-Китайском море», «Договор о делимитации границы», «Китайско-вьетнамские соглашения о демаркации территориальных вод, исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Тонкинском заливе». Однако эти документы не решили проблемы территориальных споров, которые касаются островов Спратли и Парасельских.

Проблема осложняется серьёзной разницей в подходах к её возможному разрешению. Для поиска путей выхода из территориального спора Китай настаивает на «внутренних», двусторонних договорённостях с южным соседом: это облегчило бы ему возможности экономического воздействия на оппонента. В то же время, понимая разницу с Китаем в весовой категории, Вьетнам старается интернационализировать спор и ищет форматы с международным участием, не желая сводить проблему к двусторонним переговорам. Это, разумеется, осложняет путь к урегулированию, так как на острова Южно-Китайского моря претендуют также Филиппины и Тайвань. Китай предпринимает весьма регулярные и довольно резкие практические шаги, подчёркивающие его бескомпромиссную позицию по вопросу принадлежности островов и сводящие на нет даже гипотетическую возможность договорённости.

В итоге территориальная проблема существенно отравляет весь комплекс взаимоотношений двух соседних государств и особенно негативно влияет на восприятие Китая во вьетнамском обществе как державы, не отказавшейся от исторических претензий на вьетнамскую территорию. Кроме того, другим странам АСЕАН демонстративные акции КНР на островах Спратли и Парасельских также представляются наглядным подтверждением стремления Пекина установить единоличный контроль над Южно-Китайским морем, что «еще более усиливает позиции Вьетнама в расчетах геополитических соперников КНР в данном регионе, которые стремятся перетянуть Вьетнам на свою сторону в грядущем геополитическом противостоянии с Китаем» [Колотов 2020: 52].

Несмотря на сложности в двухсторонних отношениях, Китай и Вьетнам ищут способы и пути избежать последствий территориальных споров: ведутся постоянные диалоги межправительственных делегаций, осуществляются визиты глав государств и партийного руководства. В ноябре 2022 г. визит Генерального секретаря ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга в КНР (первый визит лидера партии в КНР после XX съезда КПК) завершился заявлениями об «укреплении солидарности и традиционной дружбы между Вьетнамом и Китаем, дальнейшем углублении вьетнамско-китайских отношений всеобъемлющего стратегического партнерства и сотрудничества» [Визит способствует…: 02.11.2022]. Однако территориальная проблема в ходе визита публично не обсуждалась.

Политические трудности в двусторонних отношениях не исчерпываются проблемой островов Южно-Китайского моря. Вьетнам весьма болезненно реагирует на политическую и экономическую экспансию КНР в страны, которые Ханой традиционно считает сферой своего влияния, – Лаос и Камбоджу. Напомним, что именно вопрос о влиянии в Камбодже явился одной из основных причин самого интенсивного конфликта между КНР и СРВ, приведшего к пограничной войне 1979 г., а восстановление полноценных отношений между странами стало возможным только после вывода вьетнамских войск из Камбоджи десятилетие спустя. Сегодня же как Лаос, так и Камбоджа постепенно оказываются в орбите китайской экономической «экспансии», их правительства вынуждены во многом оглядываться на КНР при проведении своей внешней политики. Действия КНР без учёта интересов Вьетнама в странах, занимающих важное географическое и военное место в стратегии национальной обороны Вьетнама, вызывают раздражение вьетнамских властей. «Укрепление сотрудничества Китая со странами ЮВА, особенно в экономической области, наносит ущерб экономической конкурентоспособности Вьетнама в отношении этих стран» [Ву Тхюи Чанг 2021: 42].

Сложным аспектом взаимоотношений Китая и Вьетнама является торгово-экономический дисбаланс. Китайский импорт во Вьетнам существенно превышает экспорт вьетнамских товаров в КНР, что создаёт, с точки зрения вьетнамских властей и экспертов, чрезмерную зависимость Вьетнама от северного соседа, причём зависимость эта продолжает расти [Терских, Нархова 2016: 128]. В настоящий момент Китай является вторым по величине экспортным рынком для Вьетнама, а Вьетнам, в свою очередь, продолжает оставаться крупнейшим торговым партнером Китая в АСЕАН и шестым по величине партнёром в мире. КНР – крупнейший экспортёр товаров во Вьетнам, что создало ей в истекшем году торговый профицит в 54 млрд долл. [Нгуен Тхи Ву Ха 2022: 28].

Министерство промышленности и торговли Вьетнама многократно заявляло о необходимости выравнивания дисбаланса и снижения зависимости от КНР через активизацию сотрудничества с другими крупными партнерами. Однако высокие темпы прироста китайского импорта в страну продолжают сохраняться, и реализацию данного намерения пока не удаётся перевести в практическую плоскость.

Китайские инвестиции во вьетнамскую экономику также вызывают беспокойство со стороны властей и общественности СРВ. По накопленному капиталу к концу 2022 г. КНР занимала 6-е место из 139 стран и территорий, инвестирующих во Вьетнам, с общим уставным капиталом в 23,4 млрд долл. [Statistical Yearbook 2022:349]. Китайская экономическая помощь, под которой в Пекине понимают в том числе льготные кредиты Экспортно-импортного банка КНР и другие инвестиционные механизмы, направляется прежде всего в те секторы экономики, которые важны для самого Китая. КНР является крупнейшим импортёром вьетнамской нефти, угля, меди и удобрений: значительные финансовые вливания в виде льготных кредитов и безвозмездных займов направляются именно в нефтегазовый сектор, строительство угольных и гидроэлектростанций, а также заводов минеральных удобрений [Королев 2017: 56]. Помимо указанных обстоятельств, «особенность большинства китайских инвестиционных проектов – их сравнительно небольшой масштаб и территориальная привязка к регионам с развитой инфраструктурой и компактным проживанием этнических китайцев (города Хошимин, Ханой и Хайфон)» [Терских, Нархова 2016: 126]. Всё это, разумеется, культивирует во вьетнамском обществе мысль о небескорыстной помощи и «минах замедленного действия» в китайских инвестициях в экономику страны.

С другой стороны, Пекин довольно нервно реагирует на вьетнамо-тайваньское инвестиционное сотрудничество, которое развивается весьма успешно. В 2023 г. исполнилось 30 лет подписанию серии соглашений между Вьетнамом и Тайванем по вопросам экономического сотрудничества, и взаимодействие в этой области, разумеется, остаётся для Пекина определённым раздражителем [Tran Quang Minh 2011; Mai Ca 2021].

Одной из главных внешнеэкономических стратегий Китая является реализация проектов инициативы «Один пояс, один путь». В этих проектах особое место занимает Вьетнам. Так, в 2017 г. стороны подписали меморандум о сопряжении концепции ИПП с совместной концепцией развития приграничных торговых экономических связей «Два экономических коридора – один пояс». Но сегодня сама китайская сторона не скрывает, что, кроме очевидного экономического содержания, инициатива имеет и геополитический аспект, целью которого является продвижение китайских интересов не только в регионе, но и за его пределами.

Необходимо отметить и проект «Морского Шёлкового пути XXI века». По планам китайской стороны, маршрут проекта должен проходить через Южно-Китайское море, однако его реализация затрудняется уже описанными выше нерешёнными спорными вопросами по принадлежности островов и акваторий в этом море [Шпаковская, Левченко 2022].

Примерно с теми же опасениями вьетнамской стороны сталкивается и проект «Цифрового Шёлкового пути» (ЦШП), который Китай продвигает сегодня в страны ЮВА, в частности во Вьетнам. Безусловно, помощь КНР в построении современной цифровой инфраструктуры в странах Индокитая способна привести к интенсивному развитию экономик стран региона. Однако в долгосрочной перспективе этот проект может усилить зависимость государств региона от китайских цифровых компаний-гигантов. Китайские корпорации в этой отрасли весьма сильны, так что их проникновение на рынки стран АСЕАН может весьма быстро перерасти в монополию. «Закономерным итогом ЦШП для государств азиатского юго-востока может стать утрата ими цифрового суверенитета – возможности самостоятельно определять свою информационно-цифровую политику. Увязка инфраструктурного строительства в регионе с экспортом китайской ИКТ-продукции и технологий приведёт к созданию производств, ориентированных на КНР, когда разработчики программного обеспечения в ЮВА будут вынуждены адаптировать свою продукцию под китайские технологические системы, а в перспективе – и под технологические стандарты. Тем самым Китай получит реальные рычаги влияния на развитие в странах ЮВА направлений экономики XXI в., в частности, проектов “умный город”, “умное управление” и др.» [Канаев, Терских 2000: 8].

Официально Вьетнам не высказывается против проектов ЦШП, однако на практике видно его насторожённое отношение к инициативе. В то же время правительство СРВ ориентирует свои компании на построение национальной системы цифровой безопасности. В частности, в 2018 г. во Вьетнаме был принят закон о кибербезопасности, признана необходимость защиты цифрового суверенитета. Вьетнам активно продвигает как на собственном рынке, так и на рынках соседних Лаоса и Камбоджи услуги и цифровые продукты государственного мобильного оператора Viettel, пытаясь, таким образом, создать определённую конкуренцию китайским цифровым корпорациям. Это усиливает конкуренцию между КНР и СРВ на рынках стран Индокитая.

Указанные проблемы являются крупнейшими раздражителями в современных отношениях между Китаем и Вьетнамом. Их следствием является ещё одна важная проблема: антикитайские настроения, формирующие социальный ландшафт вьетнамского общества и государственной элиты во взаимоотношениях двух стран. Любой незначительный инцидент в Южно-Китайском море, связанный с нерешённым территориальным спором, бурно освещается вьетнамскими СМИ и провоцирует антикитайские выступления в крупных городах, укрепляя позиции тех, кто выступает за расширение взаимодействия с Соединёнными Штатами и их союзниками. Серьёзные беспорядки в мае 2014 г. в Ханое были вызваны именно столкновением в Южно-Китайском море, причём погромы затронули не только компании из материковой части Китая, но и тайваньский бизнес [Более 20 человек погибли…: 15.04.20114].

Отношение вьетнамского обывателя к Китаю и всему китайскому остаётся в целом скорее негативным, чем позитивным [Jun Gao & al. 2022]. Антикитайски настроены многие популярные в стране блогеры, а в социальных сетях широко обсуждают «хамское» поведение групп китайских туристов. Оппозиционные активисты нередко используют антикитайские настроения, чтобы понизить имидж правящей в стране компартии в глазах населения. После каждого визита главы Вьетнама в Пекин в Интернете всплывает тема отказа правительства от защиты национальных интересов, замалчивания проблемы островов в угоду могущественному северному соседу. В качестве альтернативы предлагается более тесное сотрудничество с США [Любовь и ненависть…: 15.08.2016].

Текущие тренды политики Вьетнама в отношении КНР

Основным принципом внешней политики Вьетнама в условиях растущего блокового противостояния является балансирование между интересами великих держав. Суть этого принципа вьетнамские исследователи определяют так: «С крупными державами СРВ стремится поддержать стратегический баланс, использовать максимум благоприятных факторов для экономического развития и обеспечения национальной обороны и безопасности. В своих отношениях с крупными странами Вьетнам настаивает на проведении независимой и самостоятельной политики, избегая попадания в сложные ситуации, пассивное положение или заключения союза с одной крупной страной против другой» [Ву Тхюи Чанг 2021: 38].

В качестве единственной альтернативы давлению экономической и внешнеполитической мощи Китая многие вьетнамцы видят США, отношения с которыми были недавно подняты до статуса «всеобъемлющего стратегического партнёрства». Разумеется, во Вьетнаме прекрасно осознают, что США будут давить на него с целью большей интеграции в систему «глобального Запада», однако Ханой понимает и то, что «в иерархии отношений СРВ с крупными странами связи с США являются самыми сложными и самыми важными как с точки зрения преимуществ, так и трудностей» [Там же: 41].

Идеальным для себя решением вьетнамское руководство видит «равноудалённость», а точнее «равную близость», к двум основным центрам силы в АТР. Генеральный секретарь ЦК КПВ Нгуен Фу Чонг продолжает придерживаться риторики тесных дружеских связей с КНР. В ходе недавнего визита в Пекин он говорил о «развитии дружественного сотрудничества с китайской стороной» как «одном из главных приоритетов» внешней политики СРВ. По его словам, «Вьетнам будет способствовать развитию отношений всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнёрства с Китаем, основанных на политике долгосрочной стабильности, дальновидности, добрососедства и всестороннего сотрудничества, а также в духе добрососедства, дружбы, товарищества и партнерства» [Ghi thêm dấu mốc…: 02.11.2022]. Реверансами в сторону северного соседа стали и заявления о строгом следовании политике «одного Китая», об отсутствии намерений развивать официальные отношения с Тайбэем.

Помимо этого, глава КПВ заявил, что его государство «не позволит какой-либо стране создать у себя военную базу, [оно] не присоединится к какому-либо военному альянсу, не применит силу против какой-либо страны и не будет сотрудничать с одной страной, чтобы противостоять другой» [Там же]. На сегодняшний день это позиция нейтралитета, максимально устраивающего Китай в ситуации растущей напряжённости в Южно-Китайском море и особенно в условиях крепнущего американо-филиппинского альянса.

В экономической сфере СРВ будет продолжать курс на максимально эффективное и взаимовыгодное, но в то же время осторожное развитие отношений с КНР. В ходе ноябрьского визита главы КПВ в Пекин были подписаны соглашения о дальнейшем развитии двустороннего экономического сотрудничества, лидер Вьетнама призвал и далее использовать существующий механизм сотрудничества между двумя странами для содействия сопряжению инициативы «Пояс и путь» с вьетнамской концепцией «Два экономических коридора – один пояс» с тем, чтобы добиться более плодотворного экономического взаимодействия.

Звучали слова и о поддержке межчеловеческих контактов для углубления социальной основы взаимоотношений. Это, безусловно, верное заявление с учётом уже упоминавшихся трудностей во взаимопонимании между двумя народами, однако на деле Вьетнам старается ограничить как приток в страну этнических китайцев, так и выезд в КНР большого количества студентов. Сегодня число вьетнамских студентов в Китае существенно ниже, чем, например, в Японии: если в последней в 2019 г. находилось более 73 тыс., то в КНР в следующем году количество студентов из Вьетнама не превысило 13,5 тыс. человек [Селезнёва 2021: 73].

В целом можно говорить о том, что в правительстве СРВ нет решительной позиции по вопросам развития торгово-экономического сотрудничества с КНР. С одной стороны, это сотрудничество чрезвычайно важно для развития экономики страны, с другой, как заявляют в Ханое, – несёт в себе определённую угрозу экономическому суверенитету Вьетнама. Осознавая все риски торгового дисбаланса, избыточного влияния Китая, снижения технологической и экономической безопасности, руководство страны всё же пока не предпринимает резких шагов по ограничению делового или экономического взаимодействия с КНР.

Прогнозы и перспективы

Риски дальнейшего укрепления отношений между СРВ и США могут лечь на плечи самого Вьетнама. Китай обладает значительными финансовыми рычагами, чтобы в случае охлаждения двусторонних отношений или резкого усиления американского влияния существенно ослабить экономику южного соседа. В этом случае вряд ли США смогут оказать действенную помощь Ханою, и Вьетнам останется фактически один на один с недружественным ему Китаем. В условиях, когда руководство СРВ сохраняет подчёркнутую дистанцию от Вашингтона в военной и политической сфере, США смогут предоставить Вьетнаму помощь только экономическую, да и то весьма ограниченно. Разрыв экономического партнёрства с КНР создаст гораздо больше проблем самому Вьетнаму, нежели Китаю, и в Ханое это хорошо понимают.

Вьетнамцам и китайцам гораздо проще понять друг друга, чем каждому из них найти взаимопонимание с европейцами или американцами. Благодаря огромному пласту культурно-политической общности, общей истории, философии, деловых обычаев, наконец, благодаря своему соседству Китай и Вьетнам являются и навсегда останутся естественными партнёрами. Это даёт надежду на то, что КНР и СРВ удастся преодолеть имеющиеся разногласия и строить по-настоящему добрососедские отношения.

Однако первый прорывной шаг в этом направлении в нынешней ситуации, по-видимому, должен сделать Пекин. Сегодня китайское руководство уже не может игнорировать опасность сближения своих южных соседей с военно-политическими объединениями, которые США формируют вдоль южных границ КНР. Для этих целей могут использоваться и финансово-экономические рычаги: оказавшись заложником инвестиционных вливаний с Запада, власти ряда государств Азии могут быть постепенно вовлечены в орбиту американской политики в АТР. На сегодняшний день у США явно недостаточно экономического влияния на Вьетнам, и более опасным для КНР является рычаг политический.

Этот пример прекрасно демонстрирует, какую мощную мину замедленного действия представляет собой бескомпромиссная позиция Китая по островам в Южно-Китайском море. В случае, если эта проблема во взаимоотношениях КНР с Вьетнамом будет разрешена в обоюдных интересах, отношения лишатся одного из главных раздражителей.

Помимо этого, компромисс по островам Спратли и Парасельским сможет успокоить другие государства региона, обеспокоенные якобы стремлением Китая монополизировать Южно-Китайское море [Ву Тхюи Чанг 2021: 41–42]. А излишне агрессивная позиция способна сохранить для КНР доступ к необитаемым островам, однако при этом толкнёт целый ряд соседних стран в лагерь сторонников США.

Вторым важным шагом в устранении напряжённости между двумя соседними государствами Азии может стать разграничение интересов Китая и Вьетнама в странах Индокитая – Лаосе и Камбодже. Договорённости, формальные или неформальные, но учитывающие вьетнамские интересы в указанных государствах, неминуемо позитивно скажутся на двусторонних отношениях и снимут один из важнейших раздражителей в межгосударственном взаимодействии. Сделать это, в частности, можно и с помощью взаимной интеграции экономических инициатив двух стран, о которых говорилось выше. Учёт исторических интересов Вьетнама по другую сторону Аннамского хребта позволит Китаю добиться гораздо большего, чем линия на вытеснение Вьетнама с соседних рынков.

Таким образом, представляется, что «ключи» к решению проблем в отношениях между Вьетнамом и КНР сегодня находятся в Пекине. От того, как власти КНР ими воспользуются, зависит будущее не только вьетнамо-китайских отношений, но и во многом безопасность и стабильность в регионе Большого Меконга.

×

About the authors

Kirill V. Babaev

Institute of China and Contemporary Asia, RAS

Author for correspondence.
Email: kbabaev@iccaras.ru
ORCID iD: 0000-0001-5731-8667
SPIN-code: 4210-9960
Scopus Author ID: 36550087400

D.Sc. (Philology), Director

Russian Federation, Moscow

References

  1. Ang Cheng Guan (2019). Southeast Asia after the Cold War: A Contemporary History. Singapore: NUS Press.
  2. Bolee 20 chelovek pogibli vo V'etname vo vremya antikitajskih protestov [More than 20 people were killed in Vietnam during anti-Chinese protests]. Interfax, 15.05.2014. URL: https://www.interfax.ru/world/376297. (In Russian)
  3. Chen King C. (2015) Vietnam and China, 1938–1954. Princeton University Press.
  4. Ghi thêm dấu mốc quan trọng trong quan hệ Việt Nam – Trung Quốc [Record another important milestone in Vietnam – China relations]. Nhân Dân, 02.11.2022. URL: https://nhandan.vn/ghi-them-dau-moc-quan-trong-trong-quan-he-viet-nam-trung-quoc-post722798.html. (In Vietnamese)
  5. Cuong Nguyen Xuan, Nguyen Thi Phuong Hoa (2018). Achievements and Problems in Vietnam: China Relations from 1991 to the Present. China Report. P. 306–324.
  6. Ibragimov, A.R. (2018). K voprosu o torgovo-ekonomicheskomu sotrudnichestvu V'etnama i Kitaya [On the issue of trade and economic cooperation between Vietnam and China]. Alleya nauki [Alley of Science], 3, 11(27): 122–125. (In Russian)
  7. Jun Gao, Huong Giang Do, Chaozhi Zhang (2022). Understanding Vietnamese Attitudes Toward Chinese Inbound Tourism Development: A Cultural Political Economy Approach. Journal of China Tourism Research, 18: 1035–1056.
  8. Kagaltynov, E. (2023) SHA i V'etnam po itogam vizita Blinkena zayavili o zhelanii uglubit' svyazi [Following Blinken's visit, the United States and Vietnam expressed a desire to deepen ties]. Kommersant, April 15.04. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5938930. (In Russian)
  9. Kanaev, E.A., Terskih, M.A. (2020) Perspektivy v'etnamo-kitajskih otnoshenij i «cifrovoj shyolkovyj put'» v Yugo-Vostochnoj Azii [Prospects for Vietnam-China relations in light of Digital Silk Road project in Southeast Asia]. Russian Journal of Vietnamese Studies, 4: 5–15. (In Russian)
  10. Kolotov, V.N. (2020) Mezhdu Pekinom i Vashingtonom: osnovnye politicheskie i ekonomicheskie parametry v'etnamsko-kitajskih otnoshenij na sovremennom etape [Between Beijing and Washington: the main political and economic parameters of Vietnamese-Chinese relations at the present stage]. Sravnitel'naya politika [Comparative Politics], 2: 47–56. (In Russian)
  11. Korolev, A.S. (2017) Pomoshch' Kitaya Yugo-Vostochnoj Azii: osnovnye napravleniya i osobennosti [Chinese assistance to Southeast Asia: main directions and features]. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya [Southeast Asia: actual development problems]. M.: Institut vostokovedeniya RAN, 37: 45–61. (In Russian)
  12. Le Hong Hiep (2013). Vietnam's Hedging Strategy against China since Normalization. Contemporary Southeast Asia, 35 (3): 333–368.
  13. Lee, M. US, Vietnam pledge to boost ties as Blinken visits Hanoi. Associated Press, 15.04.2023. URL: https://apnews.com/article/us-vietnam-blinken-china-b208e75ba674ae7f6c77e481f818031a
  14. Lokshin G.M. (2013) Yuzhno-Kitajskoe more: trudnyj poisk soglasiya [South China Sea: a difficult search for agreement]. M.: IDV RAN. (In Russian)
  15. Lyubov' i nenavist' v otnosheniyah V'etnama i Kitaya [Love and Hate in Vietnam–China relations]. Lenta.ru, 15.08.2016. URL: https://lenta.ru/articles/2016/08/15/complicated_relations. (In Russian)
  16. Luzyanin, S.G. (2022) Treugol'nik "Rossiya–V'etnam–Kitaj": sovremennye vyzovy, transformacii i asimmetrii [“Russia – Vietnam – China” triangle: current challenges, transformations and asymmetries]. Russian Journal of Vietnamese Studies, 6, (4): 4–12. (In Russian)
  17. Mai Ca (2021). Tiềm năng hợp tác giữa Việt Nam và Đài Loan [Possible cooperation between Vietnam and Taiwan]. Công Thương, December 28. URL: https://congthuong.vn/tiem-nang-hop-tac-giua-viet-nam-va-dai-loan-169952.html. (In Vietnamese)
  18. Mosyakov, D.V., Shpakovskaya, M.A., Trang Vu Thuy (2019). V'etnam i ego otnosheniya s Kitaem, SHA i Rossiej [Vietnam and its relations with China, the USA and Russia]. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya [Southeast Asia: actual development problems]. M.: Institut vostokovedeniya RAN [Institute of Oriental Studies RAS], 2, 4 (45): 124–134. (In Russian)
  19. Nguyen, I.F., Bahshiev, D.Z., Lebed, I.I., Hunhaj, S. (2017) Konflikt v Yuzhno-Kitajskom more: interesy V'etnama i Kitaya [Conflict in the South China Sea: interests of Vietnam and China]. Nauchnaya integraciya v sovremennom mire [Scientific integration in the modern world]. Sbornik statej [Collection of articles]. Samara, p. 46–51. (In Russian)
  20. Nguyen Anh Ngoc (2021). Three Structures of Vietnam–China Relations: a View from the Structural Constructivist Theory. East Asia, 38: 123–138.
  21. Nguyen Thi Vu Ha (2022). Proficit platyozhnogo balansa V'etnama: analiz i vyvody Surplus in balance of payments and some policy recommendations for Vietnam [Surplus in balance of payments and some policy recommendations for Vietnam]. Russian Journal of Vietnamese Studies, 6 (1): 28–39. (In Russian)
  22. Petrasyak, M. (2022) “Geopoliticheskij kod” vneshnej politiki V'etnama v XXI veke [“Geopolitical Code” of Vietnam's Foreign Policy in the 21st Century]. Bol'shaya Evraziya: razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo [Greater Eurasia: development, security, cooperation]. M.: Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (INION RAN), p. 266–274. (In Russian)
  23. Selezneva, N.V. (2021) Izuchenie kitajskogo yazyka vo V'etname: rol' Instituta Konfuciy [Learning Chinese in Vietnam: The Role of the Confucius Institute]. Russian Journal of Vietnamese Studies], 5 (4): 71–86. (In Russian)
  24. SHA rasschityvayut na sokrashchenie V'etnamom i drugimi stranami zakupok rossijskih vooruzhenij [The United States expects Vietnam and other countries to reduce purchases of Russian weapons]. TASS, 10.04.2023. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17492245 (In Russian)
  25. Shpakovskaya, M.A., Levchenko, M.N. (2022) Mesto stran Indokitaya v kitajskoj iniciative “Odin poyas – odin put'” [Place of Indochina countries in China's Belt and Road Initiative]. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya. [Southeast Asia: actual development problems]. M.: Institut vostokovedeniya RAN [Institute of Oriental Studies RAS], 1, 1(54): 44–52. (In Russian)
  26. Statistical Yearbook of Vietnam 2022. Hanoi: Statistical Publishing House, 2022
  27. Terskih, M.A., Narhova, E.I. (2016) O v'etnamo-kitajskih torgovo-ekonomicheskih svyazyah. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nye problemy razvitiya [Southeast Asia: actual development problems]. M.: Institut vostokovedeniya RAN [Institute of Oriental Studies RAS], 3: 125–133. (In Russian)
  28. Tran Quang Minh (2011). Two decades of Taiwan’s FDI in Vietnam – An analysis and Assessment. Paper presented at Seminar on “Taiwan – Vietnam Economic Cooperation: Moving Towards the 2015”. Vision of ASEAN Economic Integration. Hanoi. Vietnam.
  29. Trinh Quoc Vinh, Butko A.A., Ha Le T. Ch. (2022) Sotrudnichestvo Kitaya i V'etnama: sovremennyj nauchno-ekspertnyj diskurs [Cooperation between China and Vietnam: modern scientific and expert discourse]. Teorii i problemy politicheskih issledovanij [Theories and problems of political research], 11 (4-1): 205–212. (In Russian)
  30. Vizit sposobstvuet stabil'nomu i ustojchivomu razvitiyu v'etnamo-kitajskih otnoshenij [The visit contributes to the stable and sustainable development of Vietnamese-Chinese relations]. VOVWORLD, 02.11.2022. URL: https://vovworld.vn/ru-RU/комментарии/визит-способствует-стабильному-и-устоичивому-развитию-вьетнамокитаиских-отношении-1148045.vov (In Russian)
  31. Vu Thyui Chang (2021). Princip balansa v otnosheniyah s krupnymi stranami vo vneshnej politike SRV [The principle of balance in relations with major countries in the foreign policy of Vietnam]. Nezavisimyj V'etnam: nacional'nye interesy i cennosti [Independent Vietnam: national interests and values]. M.: IDV RAN, p. 31–45. (In Russian)
  32. Zolotuhin, I.N., Zajcev, V.O. (2022) K voprosu o protivostoyanii Kitaya i V'etnama v Yuzhno-Kitajskom more: istoriya i sovremennost' [On the issue of confrontation between China and Vietnam in the South China Sea: past and present]. Ojkumena. Regionovedcheskie issledovaniya [Ojkumena. Regional researches], 3(62): 135–142. (In Russian)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Babaev K.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies