Комплексное исследование отношений Китая с соседними странами

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Китай — страна с богатой историей и культурой, большой территорией и разнообразными природными условиями и ресурсами. Политика Китая, играющего роль сверхдержавы, имеет региональные и глобальные масштаб и влияние. Среди исторических и современных проблем приграничные отношения между Китаем и соседними странами являются одним из самых сложных вопросов, которые вызывают основную озабоченность во внешней политике заинтересованных сторон, в том числе Вьетнама. Автор рецензии по просьбе журнала делает акцент на том разделе книги, в котором дана характеристика пограничных аспектов отношений Китая и СРВ, причём с позиции вьетнамских интересов и восприятия. Книга написана на основании различных источников, с использованием многомерного и междисциплинарного подхода и с участием вьетнамских экспертов, занимающихся международными и региональными отношениями. Она является ценным источником базовых знаний о политике Китая и его отношениях с соседними странами в исторической ретроспективе, особое внимание уделяет периоду после 1949 г.

Полный текст

Quan hệ biên giới trên đất liền giữa Trung Quốc với các quốc gia láng giềng / Đinh Quang Hải chủ biên (Приграничные отношения Китая с соседними странами / под ред. Динь Куанг Хая). Hà Nội: Nhà xuất bản Khoa học Xã hội, Mai Ha Books, 2022. 370 с. ISBN 978-604-308-860-1

 

Китай является одним из основных объектов исследований вьетнамских ученых. Китайская культура и цивилизация оказали большое влияние на всю Восточную Азию, формируя «дочерние» цивилизации, которые А. Дж. Тойнби в своей классификации называл цивилизациями-сателлитами.

Китай, безусловно, является мировой державой с богатыми историческими и культурными традициями. Это четвёртая по площади страна в мире после России, Канады и США. В международных и региональных отношениях до сих пор существуют проблемы, которые оказывали, оказывают и будут оказывать устойчивое и долгосрочное влияние на отношения Китая с азиатскими странами, включая отношения с государствами, имеющими сухопутную границу с КНР.

Книга «Приграничные отношения Китая с соседними странами» является важным научным исследованием и имеет большое теоретическое и практическое значение, т. к. даёт полезную информацию о политике Китая в отношении соседних стран. Авторами издания являются историки, политологи, этнологи, специалисты по Китаю, Советскому Союзу/Российской Федерации, Индии, Вьетнаму и другим странам Юго-Восточной Азии, ответственным редактором выступает главный редактор ведущего научного журнала Вьетнама «Исторические исследования» (“Nghiên cứu lịch sử”), бывший директор Вьетнамского института истории профессор Динь Куанг Хай.

Основное содержание книги — анализ отношений Китая со странами, имеющими с ним сухопутные границы, за период с октября 1949 г.

Рецензируемая книга состоит из пяти глав, предисловия и заключения.

В первой главе подробно рассматривается процесс формирования китайской границы с учётом китайских концепций этого понятия и приграничная политика после провозглашения Китайской Народной Республики. К сентябрю 2019 г. Китай имел дипломатические отношения со 180 странами. В основном внешняя политика Китая со времени премьер-министра Чжоу Эньлая декларировала «пять принципов мирного сосуществования». Однако в книге отмечается, что за последние 70 лет (1949—2020) внешняя политика и директивы Пекина не полностью соответствовали этим принципам, особенно в территориальных отношениях с соседними странами.

Во второй главе «Пограничные отношения между Китаем и царской Россией и Советским Союзом/Российской Федерацией» рассматриваются основные направления в формировании китайско-российской/советской границы (XVII в. — начало 1920-х годов XX в.), приграничная политика, соответствующая политика, проводимая Китайской Республикой и после 1949 г. Китайской Народной Республикой. В работе также освещаются причины, по которым до 1959 г. Китай не ставил под сомнение границу c Советским Союзом.

В третьей главе содержится ценная информация о приграничных отношениях Китая со странами ЮВА — Лаосом и Мьянмой. Кроме того, в ней проведён многоплановый анализ типичных случаев приграничных отношений Китая с Индией, Пакистаном, Непалом и Бутаном. В работе отмечается, что небольшие страны Южной и Юго-Восточной Азии становятся очень важной буферной зоной между Индией и Китаем из-за нерешённых пограничных споров двух стран.

Четвёртая глава весьма важна для книги и посвящена отношениям между Китаем и Вьетнамом по вопросу сухопутной границы. Из всех границ Вьетнама с соседними странами вьетнамско-китайская является самой важной и самой сложной. Сухопутная граница между двумя странами имеет протяжённость 1065,652 км при общей протяжённости границы 1449,566 км (почти 384 км по морю). Её отправной точкой является пересечение границ трёх стран — Китая, Вьетнама и Лаоса у пограничного пункта Апатяй (провинция Лайтяу, Вьетнам), а окончанием — первый пункт разграничения территориальных вод в Тонкинском заливе (с. 233).

В период французского колониального господства во Вьетнаме и правления династии Цин в Китае установление сухопутной границы было одной из важнейших проблем французского умиротворения Вьетнама. Например, договор между французами и цинским двором, подписанный в Тяньцзине (Китай) в 1885 г., содержал положения, касающиеся демаркации границы. В 1887 г. Франция и цинский Китай в основном установили сухопутную границу между Тонкином и Китаем (с. 242). В 1895 г. была подписана франко-китайская конвенция, в результате которой была проведена окончательная демаркация границы между Тонкином и Китаем, а также границы между Лаосом и Китаем (с. 244).

В период с 1966 по 1979 г. Китай неоднократно в различных формах нарушал границы с целью территориального расширения. В феврале 1979 г. было совершено нападение на шесть северных приграничных провинций Вьетнама. Началась вьетнамо-китайская пограничная война, и отношения между двумя странами были прерваны до конца 1980-х годов (с. 255–256). В течение десятилетия (1980–1991 гг.) стороны не провели ни одного раунда переговоров по вопросу о границе (p. 258).

С 1994 по 1999 г. Вьетнам и Китай провели 6 раундов переговоров на правительственном уровне, 16 раундов — в рамках совместной рабочей группы и 3 раунда групповых переговоров по проекту договора о сухопутной границе. В конце 1999 г. страны подписали Договор о сухопутной границе, имеющий большое значение для обеих стран. Работы по демаркации продолжались с 2000 по 2009 г. (с. 263–273).

Эта глава, содержащая как большой фактический материал, так и всеобъемлющий детальный анализ, посвящена пограничным отношениям Китая с Вьетнамом до и после 1945 г. и в периоды 1980–1999 гг. и 1999–2009 гг. В ней также рассматриваются решения ряда важных вопросов по демаркации границ, в том числе Договор о границе от 30 декабря 1999 г. и статус управления земельными ресурсами и населением в приграничной зоне после 1945 г.

В связи с вьетнамо-китайской сухопутной границей в книге уделяется большое внимание ситуации с землеустройством и положением населения в приграничных районах, рассматриваются также вопросы этнического состава, этнической политики в обеих странах, влияния пограничной политики на этнические меньшинства в приграничных районах и т. д.

В пятой главе рассматриваются приграничные отношения между Китаем и соседними странами в целом. Речь идёт о политике Китая по пограничным и территориальным вопросам в контексте сохранения статус-кво и гибкой стратегии по защите национальных интересов. Рассматривается также сам процесс принятия решений по вопросам сухопутной границы. Нормализация приграничных отношений Китая с соседями необходима для мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что обеспечивает благоприятные условия для экономического развития. Отмечается, что в дополнение к тайваньскому вопросу Китай постоянно выдвигает почти ко всем своим соседям те или иные пограничные и территориальные претензии, которые могут перерасти в вооружённые конфликты. Возникающий негативный эффект ведет к нестабильности во всех аспектах. В работе оценивается влияние такой политики на Вьетнам. Отмечается, что для Вьетнама отношения с Китаем всегда были самым важным и неудобным вопросом внешней политики (с. 342).

Таким образом, благодаря междисциплинарному подходу и анализу многочисленных официальных источников рецензируемая книга даёт возможность получить общую картину приграничных отношений между Китаем и соседними странами. Что касается Вьетнама, то авторы считают, что конкуренция Китая и США за региональное влияние создаёт для Вьетнама более благоприятные условия для укрепления отношений как с США, так и с Китаем, а также для реализации вьетнамской политики независимости и опоры на собственные силы, диверсификации отношений и многосторонности. Две державы — США, Китай, расширяя своё сотрудничество, могли бы внести положительный вклад в региональную деятельность.

Развитие дружественных и добрососедских отношений с Китаем является одним из главных приоритетов внешней политики Вьетнама. Вьетнам мог бы использовать передовые тенденции и программы сотрудничества в соответствии со своими экономическими и стратегическими интересами, «укреплять национальный потенциал и в то же время использовать все возможности для урегулирования пограничных и территориальных споров с Китаем с учётом международного законодательства» (с. 360).

×

Об авторах

Мань Зунг Нгуен

Ханойский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: nmd@ussh.edu.vn

к. и. н., доцент, и. о. декана факультета менеджмента Университета общественных и гуманитарных наук Ханойского государственного университета

Россия, Ханой

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Quan hệ biên giới trên đất liền giữa Trung Quốc với các quốc gia láng giềng / Đinh Quang Hải chủ biên (Приграничные отношения Китая с соседними странами / под ред. Динь Куанг Хая). Hà Nội: Nhà xuất bản Khoa học Xã hội, Mai Ha Books, 2022. 370 с. ISBN 978-604-308-860-1

Скачать (63KB)

© Нгуен М.З., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.