Роль Вьетнама в Индо-Тихоокеанской стратегии европейских стран: современное положение и перспективы

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Термин «Индо-Тихоокеанский регион», частично заменивший термин «Азиатско-Тихоокеанский регион», появился как геоэкономическое и геостратегическое понятие в последнее десятилетие, когда о своих планах заявили такие страны, как Япония, Австралия, Соединенные Штаты и Индия. Не упустил свой шанс и ЕС, долгосрочный инвестор и донор развития этого региона. В апреле 2021 г. Европейский Совет заключил соглашение о стратегии ЕС по сотрудничеству в Индо-Тихоокеанском регионе, а в сентябре представил Совместное коммюнике о дальнейших перспективах этой политики. Таким образом подготавливается почва для присоединения ЕС к другим давним сторонникам индо-тихоокеанской стратегии. Будучи членом АСЕАН и занимая важное геостратегическое и геоэкономическое положение, Вьетнам считается партнером-единомышленником ЕС, от него ожидают укрепления позиций европейских стран в этом регионе. В данной работе представлен анализ роли Вьетнама в стратегиях ЕС и его членов, а также видение Ханоем своего взаимодействия с ними.

Полный текст

Введение

ЕС уже давно присутствует в Азии и шире, в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР), как экономический субъект. Однако ещё в 2020 г. ЕС не имел представления об Индо-Тихоокеанском регионе и не определял свои политические приоритеты в нём. Только когда такие члены ЕС, как Франция, Германия и Нидерланды приняли концепцию «Индо-Тихоокеанского региона» и интегрировали её в свои стратегии по безопасности, ЕС начал использовать термин «Индо-Тихоокеанский регион» в качестве стратегического понятия.

ЕС определил свой взгляд на данный регион. Он фокусируется на нормах международного управления, защите окружающей среды, свободе морей и торговли и отводит центральное положение АСЕАН. Перед европейской политикой в ИТР поставлены следующие важные вопросы: какими видятся стратегии ЕС в целом и отдельных стран-членов в Индо-Тихоокеанском регионе? каковы ожидания стран данного региона в связи с действиями ЕС?

Чтобы ответить на эти вопросы, авторами статьи в качестве объекта исследования был выбран Вьетнам. Спустя три десятилетия быстрого роста, которому способствовали экономические реформы и активная внешняя политика, он превратился в одну из развивающихся стран региона. Когда ЕС выступает с инициативами в данном регионе, Вьетнам является его приоритетным партнером, он играет ведущую роль в АСЕАН, глубоко вовлечён в проблему безопасности на море и имеет тесные связи с таким державами, как Китай и США.

В статье предпринята попытка на основе всестороннего анализа исследовать: 1) роль Вьетнама в индо-тихоокеанских стратегиях ЕС в целом и отдельных его стран-членов; 2) перспективы данной стратегии во Вьетнаме.

Роль Вьетнама в европейской стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе

Индо-Тихоокеанский регион приобретает всё большее стратегическое значение для ЕС. Растущее экономическое, демографическое и политическое значение региона превращает его в ключевого игрока, участвующего в формировании международного порядка и отвечающего на глобальные вызовы.

Стратегия ЕС по сотрудничеству в Индо-Тихоокеанском регионе была официально изложена в Совместном коммюнике Европейской комиссии и Высокого представителя по иностранным делам и политике безопасности 15 сентября 2021 г. [European Commission:15.09. 2021].

В официальном документе сотрудничество с Вьетнамом особо не оговаривается, но о нём свидетельствует (как подчеркнуто в документе) центральное положение АСЕАН, в которой Вьетнам играет ключевую роль. В какой-то степени Вьетнам способствует присутствию ЕС и распространению стратегии ЕС в регионе.

Что касается безопасности и защиты, ЕС берётся «наращивать работу с партнёрами в рамках проекта Укрепления сотрудничества в области безопасности в Азии и с Азией (ESIWA)», куда входит борьба с терроризмом, кибербезопасность, безопасность на море и антикризисное управление. Вьетнам является одним партнёров проекта на уровне военных экспертов, наряду с Индией, Японией, Индонезией, Республикой Корея и Сингапуром. ЕС также заключил с Вьетнамом рамочные соглашения, что позволяет Вьетнаму участвовать программах Общей политики безопасности и обороны (CSDP) и поддерживать свой миротворческий потенциал. Это имеет жизненно важное стратегическое значение в сфере безопасности, тем более в условиях растущей напряжённости на море.

Обе стороны проявляют серьёзную озабоченность в связи с ситуацией в Южно-Китайском море, где Вьетнам является одним из главных акторов, и его позиция и действия могут оказать значительное влияние на безопасность в этом регионе. В контексте растущей военно-морской мощи Китая, что может угрожать свободе мореплавания, поддержка ЕС стран Юго-Восточной Азии в морских спорах ясно свидетельствует о его решительной позиции по защите правопорядка на всех морских путях, а также о стремительно растущей морской торговле с Азией. Поскольку 40% торговли ЕС со странами региона осуществляются по Южно-Китайскому морю, необходимо предотвратить любую дезорганизацию морских путей [European External Action Service: 03.06.2021].

Торговые отношения с Вьетнамом также являются приоритетными для ЕС. Выступая в передаче национального вьетнамского телевидения, посвящённой Стратегии ЕС в Индо-Тихоокеанском регионе, посол ЕС во Вьетнаме Дж. Алиберти отметил, что Вьетнам занимает весьма удобное географическое положение и обладает достаточным потенциалом, чтобы стать центром региона, являющегося важным торговым перекрестком [Doe 2022].

Поскольку Стратегия направлена на обеспечение гуманитарной безопасности, ЕС неизменно оказывает поддержку Вьетнаму в преодолении кризисных ситуаций. Ханой является крупнейшим торговым партнёром ЕС среди стран АСЕАН, и поэтому европейские государства заинтересованы в быстрейшем преодолении пандемии во Вьетнаме  [COVID: Why Is Europe Donating: 03.09.2021]. Так, в июле 2021 г. страны – члены ЕС пожертвовали Вьетнаму 4 млн 176 тыс. доз вакцины от COVID-19, преимущественно через посредство инициативы COVAX (Глобальный доступ к вакцинам COVID-19) [Delegation of the European Union: 07.01.2021].

Примечательно, что Стратегия свидетельствует о дальнейшем курсе ЕС на «жесткую» безопасность в контексте обеспечения региональной морской безопасности. Несмотря на отсутствие общей оборонной политики, члены ЕС в осуществлении индо-тихоокеанской стратегии обретают всё большую независимость. Вьетнам в настоящее время является пятнадцатым торговым партнёром ЕС и его крупнейшим партнёром в ЮВА, регионе, где Брюссель стремится укрепиться экономически и геополитически.

Роль Вьетнама в индо-тихоокеанской стратегии Франции

Франция первой в ЕС официально приняла концепцию ИТР в мае 2018 г. во время визита президента Макрона в Австралию [Ambassade de France: 08.01.2021].

Связи Франции с Вьетнамом были подкреплены инициированием собственной индо-тихоокеанской стратегии, затрагивающей и сферу безопасности. Согласно официальной стратегии, Вьетнам является главным партнёром Франции в АСЕАН, наряду с Индонезией и Сингапуром. Излишне говорить, что бывшая колония и нынешний стратегический партнёр — Вьетнам — способствует расширению французского присутствия в регионе, особенно в контексте обеспечения свободы морских перевозок. Ханой, со своей стороны, рассматривает улучшение отношений с Парижем как одно из направлений своей внешней политики, нацеленное на привлечение крупных держав и диверсификацию стратегических партнёрств, в частности с пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН. Вьетнамо-французский диалог об оборонной политике впервые состоялся в ноябре 2016 г., за ним в январе 2018 г. последовал второй. Обсуждения вопросов обороны принесли плодотворные результаты: было выпущено новое Совместное заявление о видении сотрудничества на море в 2018–2028 гг., призывающее к открытости морских путей и соблюдению правовых норм [Scott 2019]. Последующие встречи на уровне министров показали, что Вьетнам рассматривается французской стороной как «ключевой партнёр, отстаивающий наши интересы в Юго-Восточной Азии и Индо-Тихоокеанском регионе». [Déplacement du Premier ministre: 01.10.2021] .

Со времени подписания совместной декларации походы военных кораблей в регионе участились. В мае–июне 2019 г. с недельным визитом во Вьетнаме побывал противовоздушный фрегат «Форбин» и экипажи кораблей обеих стран провели совместные учения [Nguyen 2019]. В феврале 2021 г. министр обороны Франции объявил, что французская атомная подводная лодка завершила патрулирование в Южно-Китайском море. Вслед за этим в марте другой французский фрегат встал в доке порта Камрань для ремонта вертолета [Haver 2021]. Эти визиты недвусмысленно говорят о поддержке свободы навигации в воздухе и на море, давно признанной международным правом, и направлены против любых агрессивных действий в регионе.

В других областях сотрудничества также достигнуты положительные результаты. Так, оживилась двусторонняя торговля, её объем увеличился на 15 %. Вьетнам стал одним из бенефициаров проектов Французского агентства развития (AFD) в Юго-Восточной Азии [Ministère de l’Europe et des Affaires étrangères 2021]. Недавно, после встречи премьер-министра Вьетнама Фам Минь Тиня и президента Макрона на полях 26-й конференции ООН по изменению климата (COP26), стороны подписали 29 соглашений о сотрудничестве министерствами, агентствами и компаниями двух стран. Следует отметить, что французская транснациональная компания Thales and вьетнамская государственная компания VNPT подписали меморандум о взаимопонимании в техническом сотрудничестве в таких областях, как создание телекоммуникационных спутников, умных городов, цифровой идентификации и биометрии, а также 5G, IoT и кибербезопасность [Samuel: 11.11.2021; New Partnership: 09.11.2021]. Всё это свидетельствует о том, что Франция стремится увеличить свою долю рынка и влияние в секторе безопасности во Вьетнаме.

Что касается борьбы с COVID-19, то на ноябрь 2021 г. Франция пожертвовала Вьетнаму через COVAX более 2 млн доз вакцины, продолжая давнее успешное сотрудничество двух стран в области медицины [UNICEF 2021].

Кроме того, франко-вьетнамские отношения с момента «поворота» Франции к Индо-Тихоокеанскому региону стали еще более вовлечены в область безопасности. Будучи частью франкофонного мира, имея потенциал средней державы, Вьетнам способствует расширению влияния и причастности Франции к делам региона. В то же время, благодаря военно-морскому превосходству Франции, её присутствие несёт фактор сдерживания и давления в конфликтных горячих точках, где Вьетнам может заручиться поддержкой в своих морских спорах.

Вьетнам многого ждет и возлагает большие надежды как на стратегию Франции в ИТР, так и на франко-вьетнамские связи. В отличие от других стран – членов ЕС, Франция имеет в регионе собственные территории и граждан, военные базы и многообразные интересы. С Вьетнамом она исторически связана с давних времен.

Вьетнам ценит колониальное наследие Франции, поскольку оно заложило правовую основу для территориального суверенитета Вьетнама, а в дальнейшем способствовало выработке кодексов поведения и обеспечения правопорядка в регионе, действующих в настоящее время. Юридическая система и современная картография Франции образуют крепкую основу для защиты Вьетнамом своего суверенитета и реального решения современных конфликтов. Еще в 1885 г., после китайско-французской войны за Тонкин, граница с Китаем была чётко проложена военными топографами и ратифицирована двусторонними соглашениями в 1886 г., неточная и описательная концепция прочерчивания границ, существовавшая в имперском Китае, была отвергнута [Journoud 2016]. После китайского вооруженного захвата в 1974 г. Парасельских островов Вьетнам выступил с иском к Китаю, опираясь на такие общепринятые понятия, как близкое расположение, фактическое и непрерывное пользование территорией, а также веские свидетельства, унаследованные от французов. Нынешние переговоры между Китаем и Вьетнамом, равно как и с другими претендентами на акваторию в Южно-Китайском море, продолжают ссылаться на договоры, заключённые Францией в конце XIX в. [Niquet 2018].

Вьетнам является одним из бенефициаров многостороннего правового режима, поддерживаемого Францией, а также присутствия французского военно-морского флота в горячих точках региона. В соответствии с историческим пониманием, сложившимся в колониальный и ранний постколониальный период, Франция занимает твёрдую позицию относительно территориальных споров о Южно-Китайском море: любое решение должно отвечать международному праву во избежание применения силы или принятия односторонних решений, способных нарушить статус-кво. В официальном документе, принятом министерством обороны Франции в 2018 г., зафиксировано, что на острова Спратли «претендуют» Бруней, Китай, Малайзия, Филиппины, Тайвань и Вьетнам, а на «оккупированные Китаем» Парасельские острова «претендует Вьетнам» [Ministère des Armées 2018]. Это еще раз подтверждает французскую позицию по морскому суверенитету в регионе, где Франция, как бывшая колониальная держава, играла главную роль в установлении границ [Niquet 2018].

Роль Вьетнама в индо-тихоокеанской стратегии Германии

В сентябре 2020 г. Германия опубликовала руководящие принципы своей индо-тихоокеанской политики под названием «Германия — Европа — Азия: определяем XXI век вместе» и объявила данный регион «приоритетом немецкой внешней политики». Стимулом к этому послужило желание «утвердить в региональных структурах нормы, принятые во всем мире, и укрепить партнёрство в регионе» [Amt n.d.].

На первом месте в предложенном Германией списке инициатив стоит установление тесных связей со странами – членами АСЕАН. Вьетнам, являясь одним из ведущих стратегических партнёров Германии, получает возможность расширять сотрудничество в разных сферах и выступать надежным партнером и мостом, соединяющим Юго-Восточную Азию с остальным миром. Например, поддержать Германию в её стремлении получить статус наблюдателя на Совещании министров обороны стран АСЕАН и ее диалоговых партнеров (СМОА+).

Что касается безопасности, то хотя Берлин неохотно участвует в обеспечении безопасности в других частях мира, в то же время ему хотелось бы стать более активным игроком в быстро развивающемся регионе, находящемся под возрастающим влиянием Китая. 6 января 2022 г. в порт Няжонг в Хошимине вошел фрегат «Байерн», совершающий 7-месячное учебное и представительское плавание в Индийском и Тихом океане. Первый визит немецкого военного корабля во Вьетнам свидетельствует о том значении, которое Германия придает партнёрству с Вьетнамом, и является реальным воплощением принципов индо-тихоокеанской политики Германии [Там же].

Торговля и инвестиции продолжают быть в фокусе двусторонних отношений стран, поскольку во Вьетнаме Германия находит благоприятные условия для своего бизнеса. В 2020 г. Вьетнам, обойдя Малайзию и Сингапур, стал крупнейшим торговым партнёром Германии в Юго-Восточной Азии; в то же время Германия остается крупнейшим торговым партнёром Вьетнама в ЕС. Что касается инвестиций, Германия всегда высоко оценивала вьетнамский рынок. Она уже предоставила Вьетнаму более 2 млрд долл. в рамках Официальной помощи развитию (ОПР), сосредоточившись на таких важных сферах, как развитие возобновляемой энергетики, защита окружающей среды и профессиональная подготовка, тем самым внося практический вклад в социально-экономическое развитие Вьетнама [Nguyen 2021].

Стали чаще проводиться совещания на уровне министров для обсуждения конкретных направлений сотрудничества. Так, первое совещание вьетнамо-немецкого объединённого комитета по экономическому сотрудничеству было проведено онлайн 12 января 2021 г., его участники обсудили возможности сотрудничества в области промышленности и торговли, обрабатывающей промышленности, энергетики, образования и профессиональной подготовки [Delegate of German Industry 2021].

Рост сотрудничества между Германией и Вьетнамом наблюдается и в других сферах. Во время пандемии Covid-19 правительство Германии выделило Вьетнаму 3,35 млн доз вакцины и медицинское оборудование на сумму примерно 20 млрд вьетнамских донгов. Это на сегодняшний день самое большое количество вакцины, предоставленное Германией в виде помощи стране, не входящей в ЕС [Nguyen 2021]. Следует также отметить, что Германия обязуется оказывать постоянную поддержку вьетнамско-немецкому университету как флагманскому проекту немецкой научной дипломатии. Это не просто сотрудничество в сфере образования, но и создание предпосылок для инициатив в области безопасности, Вьетнам мог бы совместно с Германией совершенствовать существующие здесь модели сотрудничества.

Таким образом, Германия делает упор на связи, способствующие открытым рынкам, свободной торговле, разумному инвестированию. При этом Германия не стремится к наращиванию геополитического влияния и не берет обязательств по имеющимся проблемам в сфере безопасности. Поэтому Вьетнам в основном является связующим звеном для торговли и успешной экономической политики Германии в регионе.

Роль Вьетнама в индо-тихоокеанской стратегии Нидерландов

В ноябре 2020 г. Нидерланды опубликовали документ «Индо-Тихоокеанский регион: руководящие принципы укрепления сотрудничества Нидерландов и ЕС с партнёрами в Азии» и стали третьим членом ЕС, после Франции и Германии, разработавшим собственную стратегию в Индо-Тихоокеанском регионе [Government of the Netherlands 2020]. Вовлечение Нидерландов в дела региона свидетельствует не только о расширении политики ЕС, но и отражает эволюцию мировых взглядов. Хотя политика Нидерландов сосредоточена прежде всего на Европе и трансатлантических отношениях, она постепенно начинает поворачиваться в сторону Индо-Тихоокеанского региона.

9 апреля 1973 г. Нидерланды одними из первых среди европейских стран установили дипломатические отношения с Вьетнамом. Но только в апреле 2019 г. страны подписали соглашение о развитии всестороннего партнерства.

Позиция и роль Вьетнама нашли конкретное определение в рамках сотрудничества с демократическими и близкими по духу партнерами в Азии: «Нидерланды будут углублять свое партнёрство с такими странами, как Австралия, Индия, Индонезия, Япония, Южная Корея, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия и Вьетнам, сотрудничая по вопросам, представляющим взаимный интерес, на основе проведения ежегодных консультаций» [Там же]. Это свидетельствует, что Нидерланды отводят Вьетнаму особое место в своём видении Индо-Тихоокеанского региона.

На сегодняшний день Нидерланды являются крупнейшим европейским прямым инвестором во вьетнамскую экономику, вложившим около 11 млрд долл. в примерно 400 проектов, что составляет почти 50% всех капиталовложений ЕС в стране. Главное управление морей и островов Вьетнама сотрудничает с голландской компанией Boskalis, получая техническую поддержку по вопросам эрозии морского побережья, берегов рек и проседания почвы [Nguyen and Le 2022]. Посольство Нидерландов в Ханое ведет несколько совместных научных проектов по оценке потенциала и принятию решений в связи с переходом к экономике замкнутого цикла (например, проект по внедрению системы сбора пластикового мусора на реках в Кантхо) [Chu 2022].

В основном роль Вьетнама в индо-тихоокеанской стратегии стран ЕС сводится к двум параметрам: Вьетнам как ключевой член АСЕАН и как партнёр в двусторонних связях.

Вьетнам также поддерживает всеобъемлющие двусторонние отношения с ЕС в Юго-Восточной Азии. Активный член АСЕАН и вторая страна, подписавшая Соглашение о свободной торговле с ЕС, Вьетнам считается важным партнёром в индо-тихоокеанской стратегии ЕС. Устанавливая отношения с Вьетнамом, европейские правительства ищут пути к таким механизмам безопасности АСЕАН, как Совещание министров обороны стран АСЕАН и ее диалоговых партнеров (СМОА+), Восточноазиатский саммит (ВСА), Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ). Вьетнам также был координатором отношений АСЕАН — ЕС. На ежегодном Совещании старших должностных лиц АСЕАН — ЕС, состоявшемся онлайн 8 июля 2021 г., Вьетнам призвал ЕС и дальше поддерживать Ассоциацию в её стремлении сохранить мир и безопасность в Южно-Китайском море, способствовать полному и эффективному претворению в жизнь Декларации о поведении сторон в Южно-Китайском море (DOC) и скорейшему завершению переговоров об эффективном и действенном Кодексе поведения сторон в Южно-Китайском море (COC) [VNA 2021].

Стратегическое положение Вьетнама делает его естественным партнёром ЕС, тем более что европейские страны намерены играть всё большую роль в сохранении регионального правопорядка, основываясь на морском праве и безопасности. Наряду с другими странами Юго-Восточной Азии, Вьетнам находится на самых оживленных судоходных и торговых путях в Азии, где расположены сильные и динамичные экономики, предоставляющие логистические услуги странам внутри региона и за его пределами. Он также граничит с Китаем, одновременно являясь стороной, вовлечённой в споры о Южно-Китайском море.

Перспективы Вьетнама и cтратегия ЕС в Индо-Тихоокеанском регионе

Вьетнам, со своей стороны, также ценит активную и конструктивную роль стран ЕС в регионе, основанную на поддержке жизненно важной роли АСЕАН и укреплении правопорядка и сотрудничества в регионе. Когда ЕС официально объявил об индо-тихоокеанской стратегии, спикер министерства иностранных дел Вьетнама г-жа Ле Тхи Тху Ханг в своём выступлении на брифинге 23 сентября 2021 г. сказала: «Вьетнам высоко ценит роль ЕС и его позитивный вклад в дело мира, сотрудничества и развития в регионе. […] На основе всестороннего партнёрства и сотрудничества двух сторон Вьетнам стремится согласовать с ЕС рамочную программу сотрудничества, чтобы получить взаимную выгоду, укрепить центральное положение АСЕАН, партнёрство Азии и Европы и стратегическое партнерство АСЕАН и ЕС» [Thu Phuong and Hien Hanh 2021].

Подход ЕС согласуется с ожиданиями Вьетнама. ЕС делает упор на «нормативных аспектах мирного и основанного на правилах порядка», что могло бы обеспечить выгодные Вьетнаму стабильность и мультилатерализм. Пока остаётся под вопросом, как ЕС будет сотрудничать и одновременно конкурировать с Китаем, тем не менее Вьетнам высоко оценивает положения Стратегии ЕС по этим аспектам. Поскольку в настоящее время спор о Южно-Китайском море является для Вьетнама самым серьезным вызовом в контексте безопасности страны, морское сотрудничество между ЕС и Вьетнамом или обеспечение свободы навигации для стран ЕС способствуют сдерживанию действий Китая в Южно-Китайском море. У Вьетнама имеются основания надеяться, что благодаря реальному присутствию ЕС в Индо-Тихоокеанском регионе, в территориальных спорах неукоснительно будут соблюдаться многосторонние механизмы и международное право.

К тому же, позитивная позиция ЕС по отношению к концепции «неконфронтационного сотрудничества» приветствуется всеми странами-членами, занимающими ту или иную сторону в соперничестве между США и Китаем [European External Action Service 2021]. Для стран АСЕАН в целом и для Вьетнама в частности любые действия ЕС по смягчению разногласий между потенциальными соперниками будут способствовать ослаблению напряжённости между крупными державами.

Заключение

Расположенный в самом сердце Юго-Восточной Азии, имеющий выход в Южно-Китайское море и окружённый государствами АСЕАН, Вьетнам занимает важное геостратегическое положение. Поэтому европейцы рассматривают его как партнёра и союзника. Отношениям между ЕС и Вьетнамом исполнился 31 год, за последнее время они претерпели значительные изменения, особенно после подписания и ратификации Соглашения о свободной торговле между Европейским Союзом и Вьетнамом (EVFTA) и Соглашения о защите инвестиций между ЕС и Вьетнамом (EVIPA).

Вьетнам — одна из стран, которые постоянно участвуют в морских дебатах, страна, стремящаяся содействовать усилиям, направленным на сдерживание притязаний Китая. В последние годы Ханой активно нацелен на расширение связей со странами Индо-Тихоокеанского региона. Поскольку Вьетнам является ключевым игроком в АСЕАН, на него возлагаются большие надежды в целеполагании деятельности Ассоциации и укреплении его центральной роли, а также координации действий в сфере безопасности в условиях пандемийных ограничений.

Стратегия ЕС даст толчок развитию существующего партнерства между ЕС и Вьетнамом и будет полезна в плане обеспечения безопасности Вьетнама. В Ханое надеются, что присутствие ЕС в Индо-Тихоокеанском регионе ограничит притязания Китая и ослабит китайско-американское соперничество.

×

Об авторах

Тхи Хань Нгуен

Дипломатическая академия Вьетнама

Email: hanhnt@dav.edu.vn
ORCID iD: 0000-0002-8021-2796

к. полит. н., преподаватель, директор, Центр сотрудничества и франко-азиатско-тихоокеанских исследований

Вьетнам, Ханой, Донгда, ул. Тюя Ланг, 69

Хоанг Линь Во

Журнал европейского права и экономики

Автор, ответственный за переписку.
Email: vohoanglinh1998@gmail.com

младший редактор

Вьетнам, Ханой, Донг Да, ул. Тюа Ланг, 69

Список литературы

  1. Ambassade de France en Australie. 2021 Update of France’s Indo-Pacific Strategy. La France En Australie. January 8, 2021. URL: https://au.ambafrance.org/2021-Update-of-France-s-Indo-Pacific-Strategy
  2. Amt Auswärtiges. ‘Germany – Europe – Asia: Shaping the 21st Century Together’: The German Government Adopts Policy Guidelines on the Indo-Pacific Region. German Federal Foreign Office. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/en/aussenpolitik/regionaleschwerpunkte/asien/german-government-policy-guidelines-indo-pacific/2380510 (дата обращения: 24.07.2022).
  3. Chu An. Việt Nam - Hà Lan: Chia sẻ kinh nghiệm thực hiện kinh tế tuần hoàn [Вьетнам - Нидерланды: обмен опытом внедрения замкнутой экономики] // Báo Thế giới và Việt Nam [Мир и Вьетнам]. July 29, 2022. URL: https://baoquocte.vn/viet-nam-ha-lan-chia-se-kinh-nghiem-thuc-hien-kinh-te-tuan-hoan-192448.html. (На вьет. яз.)
  4. COVID: Why Is Europe Donating so Many Vaccines to Vietnam? // Deutsche Welle. 03.09.2021. URL: https://www.dw.com/en/covid-why-is-europe-donating-so-many-vaccines-to-vietnam/a-59078252.
  5. Delegate of German Industry and Commerce in Vietnam. Inaugural Meeting of the Vietnamese-German Joint Economic Committee 2021 // Die AHK Vietnam. January 12, 2021. URL: https://vietnam.ahk.de/en/events/event-details/inaugural-meeting-of-the-vietnamese-german-joint-economic-committee-2021
  6. Delegation of the European Union to Vietnam. Factsheet: COVID-19 VACCINES FOR ASEAN | EEAS Website. January 7, 2021. URL: https://www.eeas.europa.eu/delegations/vietnam/factsheet-covid-19-vaccines-asean_en
  7. Déplacement du Premier ministre, Édouard Philippe, au Vietnam. URL: https://www.gouvernement.fr/partage/10594-deplacement-du-premier-ministre-edouard-philippe-au-vietnam (дата обращения: 01.10.2021).
  8. Doe J. Indo-Pacific Cooperation Tops Agenda on Vietnamese TV. Engage EU. February 9, 2022. URL: https://engage.eu/past-activities/-indo-pacific-cooperation-tops-agenda-on-vietnamese-tv
  9. European Commission. State of the Union Address by President von Der Leyen. September 15, 2021. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/SPEECH_21_4701
  10. European External Action Service. The EU Approach to the Indo-Pacific // EEAS Website. June 3, 2021. URL: https://www.eeas.europa.eu/eeas/eu-approach-indo-pacific_en
  11. Government of the Netherlands. Indo-Pacific: Guidelines for Strengthening Dutch and EU Cooperation with Partners in Asia. November 13, 2020. URL: https://www.government.nl/documents/publications/2020/11/13/indo-pacific-guidelines
  12. Haver Z. French Warship Docks in Vietnam as Foreign Powers Step up in South China Sea | Indo-Pacific Defense Forum // Radio Free Asia. March 28, 2021. URL: https://ipdefenseforum.com/2021/03/french-warship-docks-in-vietnam-as-foreign-powers-step-up-in-south-china-sea
  13. Journoud P. L’Indochine et Ses Frontières (1940-1954): Entre Zones d’échanges, Espaces de Confrontation Armée et Instruments de Légitimation Politique [Индокитай и его границы (1940-1954 гг.): между зонами обмена, ареалами вооруженного противостояния и инструментами политической легитимации] // Sécurité Européenne : Frontières, Glacis et Zones d’influence : De l’Europe Des Alliances à l’Europe Des Blocs (Fin XIXe Siècle - Milieu XXe Siècle) [Европейская безопасность: границы, гласис и зоны влияния: от Европы союзов к Европе блоков (конец XIX - середина XX в.)] / edited by Frédéric Dessberg and Frédéric Thébault. Enquêtes et Documents. Rennes: Presses universitaires de Rennes. P. 87–102. URL: http://books.openedition.org/pur/26138
  14. Ministère de l’Europe et des Affaires étrangères [Ministry for Europe and Foreign Affairs]. The Indo-Pacific Region: A Priority for France. France Diplomacy. July 2021. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/en/country-files/asia-and-oceania/the-indo-pacific-region-a-priority-for-france
  15. New Partnership between Thales and VNPT to Accelerate Digital Transformation in Vietnam. Thales Group. November 9, 2021. URL: https://www.thalesgroup.com/en/vietnam/press-release/new-partnership-between-thales-and-vnpt-accelerate-digital-transformation
  16. Nguyen Minh Vu. Quan hệ Đối tác Chiến lược Việt Nam - Đức: Thực chất, Hiệu quả và Bền vững [Вьетнамско-германское стратегическое партнерство: содержательное, эффективное и устойчивое]. Embassy of Vietnam to Germany. October 11, 2021. URL: http://www.vietnambotschaft.org/quan-he-doi-tac-chien-luoc-viet-nam-duc-thuc-chat-hieu-qua-va-ben-vung. (На вьет. яз.)
  17. Nguyen Muon and Ha Le. Hợp Tác Việt Nam - Hà Lan: Nghiên cứu Tìm Nguồn Cát Bổ sung Bền vững cho các Dự án San lấp và Tài tạo Bờ Biển Việt Nam [Вьетнамско-нидерландское сотрудничество: исследование устойчивых дополнительных источников песка для проектов выравнивания и рекультивации прибрежных районов Вьетнама]. April 11, 2022. URL: http://vasi.gov.vn/pages/hop-tac-viet-nam--ha-lan-nghien-cuu-tim-nguon-cat--1b77.aspx. (На вьет. яз.)
  18. Nguyen Thanh. French Navy Frigate Visits HCMC // VnExpress International. May 28, 2019. URL: https://e.vnexpress.net/news/news/french-navy-frigate-visits-hcmc-3930272.html.. (На вьет. яз.)
  19. Niquet Valérie. The Legacy of France’s Colonial Past in Asia and Its Consequences for Contemporary International Relations and Conflict Resolution // Policy Brief. 2018. No. 1-5.
  20. Samuel P. Vietnam Seeks Business Deals, Agreements on Sidelines of COP26 // Vietnam Briefing News. November 11, 2021. URL: https://www.vietnam-briefing.com/news/vietnam-seeks-business-deals-agreements-on-sidelines-of-cop26.html/.
  21. Scott D. France’s ‘Indo-Pacific’ Strategy: Regional Projection // Journal of Military and Strategic Studies. 2019. No. 19 (4). URL: https://jmss.org/article/view/61666.
  22. Thu Phuong and Hien Hanh. Người phát ngôn Lê Thị Thu Hằng Nêu Quan điểm về Một Số Vấn đề Quốc tế [Пресс-секретарь Ле Тхи Тху Ханг высказалa мнение по некоторым международным вопросам] //VietnamPlus. September 23, 2021. URL: https://www.vietnamplus.vn/nguoi-phat-ngon-le-thi-thu-hang-neu-quan-diem-ve-mot-so-van-de-quoc-te/742676.vnp. (На вьет. яз.)
  23. UNICEF (2021). 969,930 Doses of COVID-19 Vaccines Donated by France through the COVAX Facility Arrived in Viet Nam. November 30. URL: https://www.unicef.org/vietnam/press-releases/969930-doses-covid-19-vaccines-donated-france-through-covax-facility-arrived-viet
  24. Vietnam Vows to Contribute to ASEAN-EU Strategic Partnership // VietnamPlus. July 8, 2021. URL: https://en.vietnamplus.vn/vietnam-vows-to-contribute-to-aseaneu-strategic-partnership/204380.vnp.
  25. Welcome to Ho Chi Minh City-For the first time a ship of the German Navy visits Vietnam. URL: https://vietnam.diplo.de/vn-de/willkommen/aktuelles/-/2505412. (дата обращения: 31.07.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Нгуен Т.Х., Во Х.Л., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.