Исследование термоокислительной стабильности в тонкой пленке авиационных смазочных материалов
- Авторы: Галеева Ю.Е.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 1 (2025)
- Страницы: 236-237
- Раздел: ЧАСТЬ I. Аналитические и микрофлюидные системы, наноматериалы и нанотехнологии
- Статья получена: 24.05.2025
- Статья одобрена: 11.06.2025
- Статья опубликована: 02.11.2025
- URL: https://vietnamjournal.ru/osnk-sr2025/article/view/680385
- ID: 680385
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Эффективность работы авиационных двигателей определяется качеством смазочных материалов, что в свою очередь гарантирует безопасность и регулярность воздушных перевозок. В настоящее время ключевым направлением модернизации авиационных масел является повышение их термоокислительной стабильности, т. е. способности противостоять окислению при высоких температурах. Это позволяет безопасно повышать рабочие температурные пределы, сохраняя остальные эксплуатационные характеристики [1].
Цель — получение композиции термоокислительно стабильного авиационного смазочного материала.
Методы. Для получения высокотермоокислительно стабильного авиационного смазочного материала были использованы синтетические базовые масла и пакет присадок, состоящий из антиоксидантов фенольного и аминного типов, противоизносной и ингибиторов коррозии меди и ржавления.
Синтетические смазочные масла являются наиболее перспективными в использовании за счет низкой токсичности, высокой производительности и долгосрочной стабильности. Широкое применение в качестве основы для производства синтетических базовых масел получили неополиоловые эфиры — продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами.
В ходе исследования было получено семь образцов, три из которых содержали идентичное количество присадок, но использовались различные базовые масла. Термоокислительная стабильность в тонком слое образцов оценивалась с помощью метода ASTM D 6186 при температуре 210 °C, в алюминиевых тиглях при давлении 3,5 МПа, в потоке кислорода со скоростью 100 мл/мин. Критерием оценки является индукционное время окисления (ИВО) — время, в течение которого антиокислитель тормозит окисление углеводородов, далее скорость окисления резко возрастает, что идентифицируется в виде пика на кривой ДСК.
Исходя из результатов термоокислительной стабильности в тонкой пленке, а также физико-химических характеристик используемых основ, для получения других четырех образцов применяли синтетическое базовое масло на основе пентаэритритола с изменением количества вводимых антиокислительных присадок.
Результаты. Наиболее высокую термоокислительную стабильность в тонкой пленке проявил образец, в основе которого эфир пентаэритритола и с содержанием аминного антиоксиданта 2 % мас. Выявлен факт антагонизма взаимодействия антиокислительных присадок аминного и фенольного типов. Так, фенольный антиоксидант тормозил действие аминного, при этом наблюдалась его плохая активность, что свидетельствовало о недостаточной защите от окисления.
Выводы. Получена композиция авиационного смазочного материала, которая проявляет высокую термоокислительную стабильность в тонкой пленке при температуре 210 °C. Результаты исследования были сопоставлены с термоокислительной стабильностью промышленных образцов, которые стабильно работают при 200 °C и краткосрочно при 225 °C.
Полный текст
Обоснование. Эффективность работы авиационных двигателей определяется качеством смазочных материалов, что в свою очередь гарантирует безопасность и регулярность воздушных перевозок. В настоящее время ключевым направлением модернизации авиационных масел является повышение их термоокислительной стабильности, т. е. способности противостоять окислению при высоких температурах. Это позволяет безопасно повышать рабочие температурные пределы, сохраняя остальные эксплуатационные характеристики [1].
Цель — получение композиции термоокислительно стабильного авиационного смазочного материала.
Методы. Для получения высокотермоокислительно стабильного авиационного смазочного материала были использованы синтетические базовые масла и пакет присадок, состоящий из антиоксидантов фенольного и аминного типов, противоизносной и ингибиторов коррозии меди и ржавления.
Синтетические смазочные масла являются наиболее перспективными в использовании за счет низкой токсичности, высокой производительности и долгосрочной стабильности. Широкое применение в качестве основы для производства синтетических базовых масел получили неополиоловые эфиры — продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами.
В ходе исследования было получено семь образцов, три из которых содержали идентичное количество присадок, но использовались различные базовые масла. Термоокислительная стабильность в тонком слое образцов оценивалась с помощью метода ASTM D 6186 при температуре 210 °C, в алюминиевых тиглях при давлении 3,5 МПа, в потоке кислорода со скоростью 100 мл/мин. Критерием оценки является индукционное время окисления (ИВО) — время, в течение которого антиокислитель тормозит окисление углеводородов, далее скорость окисления резко возрастает, что идентифицируется в виде пика на кривой ДСК.
Исходя из результатов термоокислительной стабильности в тонкой пленке, а также физико-химических характеристик используемых основ, для получения других четырех образцов применяли синтетическое базовое масло на основе пентаэритритола с изменением количества вводимых антиокислительных присадок.
Результаты. Наиболее высокую термоокислительную стабильность в тонкой пленке проявил образец, в основе которого эфир пентаэритритола и с содержанием аминного антиоксиданта 2 % мас. Выявлен факт антагонизма взаимодействия антиокислительных присадок аминного и фенольного типов. Так, фенольный антиоксидант тормозил действие аминного, при этом наблюдалась его плохая активность, что свидетельствовало о недостаточной защите от окисления.
Выводы. Получена композиция авиационного смазочного материала, которая проявляет высокую термоокислительную стабильность в тонкой пленке при температуре 210 °C. Результаты исследования были сопоставлены с термоокислительной стабильностью промышленных образцов, которые стабильно работают при 200 °C и краткосрочно при 225 °C.
Об авторах
Юлия Евгеньевна Галеева
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yulya.galeeva.01@mail.ru
студентка, группа 23-ХТФ-101М, химико-технологический факультет
Россия, СамараСписок литературы
- Яновский Л.С., Варламова Н.И., Попов И.М., и др. Проблемы создания топлив и смазочных материалов для перспективной авиационной техники // Cовременные задачи инженерных наук сборник научных трудов Симпозиума и Международного научно-технического Форума. 2017. С. 129–133. EDN: YPCBRI
Дополнительные файлы



