Разработка системы управления температурой нефтепродукта в процессе перекачки на дальние расстояния

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. В холодное время года при транспортировке нефтепродукта по трубопроводу на дальние расстояния следует контролировать его температуру и не допускать увеличения вязкости вследствие чрезмерного охлаждения. Для этой цели часто используются путевые подогреватели (ПП), расположенные на трассе трубопровода.

Цель — разработка системы управления температурой нефти, инвариантной к возмущающему воздействию в виде изменения температуры окружающей среды.

Методы. Недостатком подхода к поддержанию температуры нефтепродукта с помощью ПП в заданных технологических ограничениях является поддержание температуры в рабочем поле подогревателя на расчетном значении с учетом среднесуточной температуры окружающей среды для данного времени года. Такой подход не учитывает резких скачков температуры окружающей среды, в результате чего температура нефтепродукта может опуститься до критических значений. В работе для компенсации возмущающего воздействия предлагается реализовать компенсационный элемент, синтезированный на основе теории периодических структур [1–2].

Результаты. В ПП приходит остывшая на предыдущем участке до температуры Tнач нефть (рис. ١). За время прохождения через подогреватель (c tнач до tвых) нефтепродукт нагревается до температуры Tвых. Затем нефть транспортируется до следующего ПП на открытом воздухе и остывает до температуры Tкон. Изменение температуры окружающей среды Tср является возмущающим воздействием для данной системы.

Математическая модель процесса нагрева нефтепродукта внутри ПП, описывающая изменение его температурного поля, может быть представлена в виде:

bθx,tt+bVθx,tx+θx,t=θΠx,t0<x<l,t>0, (1)

0 < x < l, t > 0,

где b — коэффициент, определяемый теплофизическими и геометрическими параметрами нефтепродукта; l — длина участка нагреваемого трубопровода, V — скорость движения нефти, θП(x, t) — температурное поле внутри ПП [3].

 

Рис. 1. Технологическая схема нагрева нефтепродукта в путевых подогревателях и структурная схема САУ: Wпп — передаточная функция процесса нагрева нефти внутри ПП 1; Wтр — передаточная функция процесса остывания нефти между ПП 1 и ПП 2; Wкомп — передаточная функция компенсационного элемента; Tт — температура в топке; ΔTср — помеха в виде постоянно меняющейся температуры окружающей среды

 

При конвективном характере теплообмена модель (1) необходимо дополнить начальными и граничными (2)–(3).

θΠx,0=θ0x,0xl, (2)

θ0,t=θ0t,t>0. (3)

Структурное представление объекта управления с распределенными параметрами (1)–(3) представлено на рис. 2 [3]. Данная структура описывает как процесс непрерывного нагрева нефтепродукта в ПП, так и процесс его остывания во время перекачки между соседними ПП. В первом случае в качестве входных воздействий можно рассматривать равномерную температуру в топке, во втором — температуру окружающей среды. На рис. 2 показаны полученные в результате моделирования в среде Matlab переходные характеристики нагрева и охлаждения нефтепродукта.

 

Рис. 2. Математическая модель объекта управления и результаты моделирования

 

Для построения компенсирующего устройства в работе применялся метод периодических структур [١, ٢].

В рамках работы был осуществлен выбор количества ячеек периодических структур и коэффициента усиления С. На рис. 3 показаны переходные характеристики, полученные в результате моделирования работы периодических структур с разным количеством ячеек при C = 0,7. По рис. 3 можно сделать вывод, что компенсационный элемент с двумя ячейками периодической структуры обладает хорошей точностью и минимальным перерегулированием.

 

Рис. 3. Результат моделирования компенсационного элемента

 

Выводы. В рамках работы предложена структура системы управления по возмущению, осуществлено моделирование ее отдельных частей: Wпп, Wтр, выбрана и промоделирована структура компенсатора Wкомп. На следующем этапе работы планируется осуществить полное моделирование САУ.

Texto integral

Обоснование. В холодное время года при транспортировке нефтепродукта по трубопроводу на дальние расстояния следует контролировать его температуру и не допускать увеличения вязкости вследствие чрезмерного охлаждения. Для этой цели часто используются путевые подогреватели (ПП), расположенные на трассе трубопровода.

Цель — разработка системы управления температурой нефти, инвариантной к возмущающему воздействию в виде изменения температуры окружающей среды.

Методы. Недостатком подхода к поддержанию температуры нефтепродукта с помощью ПП в заданных технологических ограничениях является поддержание температуры в рабочем поле подогревателя на расчетном значении с учетом среднесуточной температуры окружающей среды для данного времени года. Такой подход не учитывает резких скачков температуры окружающей среды, в результате чего температура нефтепродукта может опуститься до критических значений. В работе для компенсации возмущающего воздействия предлагается реализовать компенсационный элемент, синтезированный на основе теории периодических структур [1–2].

Результаты. В ПП приходит остывшая на предыдущем участке до температуры Tнач нефть (рис. ١). За время прохождения через подогреватель (c tнач до tвых) нефтепродукт нагревается до температуры Tвых. Затем нефть транспортируется до следующего ПП на открытом воздухе и остывает до температуры Tкон. Изменение температуры окружающей среды Tср является возмущающим воздействием для данной системы.

Математическая модель процесса нагрева нефтепродукта внутри ПП, описывающая изменение его температурного поля, может быть представлена в виде:

 bθx,tt+bVθx,tx+θx,t=θΠx,t0<x<l,t>0,(1)

где b — коэффициент, определяемый теплофизическими и геометрическими параметрами нефтепродукта; l — длина участка нагреваемого трубопровода, V — скорость движения нефти, θП(x, t) — температурное поле внутри ПП [3].

 

Рис. 1. Технологическая схема нагрева нефтепродукта в путевых подогревателях и структурная схема САУ: Wпп — передаточная функция процесса нагрева нефти внутри ПП 1; Wтр — передаточная функция процесса остывания нефти между ПП 1 и ПП 2; Wкомп — передаточная функция компенсационного элемента; Tт — температура в топке; ΔTср — помеха в виде постоянно меняющейся температуры окружающей среды

 

При конвективном характере теплообмена модель (1) необходимо дополнить начальными и граничными (2)–(3).

θΠx,0=θ0x,0xl, (2)

θ0,t=θ0t,t>0. (3)

Структурное представление объекта управления с распределенными параметрами (1)–(3) представлено на рис. 2 [3]. Данная структура описывает как процесс непрерывного нагрева нефтепродукта в ПП, так и процесс его остывания во время перекачки между соседними ПП. В первом случае в качестве входных воздействий можно рассматривать равномерную температуру в топке, во втором — температуру окружающей среды. На рис. 2 показаны полученные в результате моделирования в среде Matlab переходные характеристики нагрева и охлаждения нефтепродукта.

 

Рис. 2. Математическая модель объекта управления и результаты моделирования

 

Для построения компенсирующего устройства в работе применялся метод периодических структур [١, ٢].

В рамках работы был осуществлен выбор количества ячеек периодических структур и коэффициента усиления С. На рис. 3 показаны переходные характеристики, полученные в результате моделирования работы периодических структур с разным количеством ячеек при C = 0,7. По рис. 3 можно сделать вывод, что компенсационный элемент с двумя ячейками периодической структуры обладает хорошей точностью и минимальным перерегулированием.

 

Рис. 3. Результат моделирования компенсационного элемента

 

Выводы. В рамках работы предложена структура системы управления по возмущению, осуществлено моделирование ее отдельных частей: Wпп, Wтр, выбрана и промоделирована структура компенсатора Wкомп. На следующем этапе работы планируется осуществить полное моделирование САУ.

×

Sobre autores

Самарский государственный технический университет

Autor responsável pela correspondência
Email: Ev9enEvgen1ch@yandex.ru

студент, группа 2-22ИАИТ-101М

Rússia, Самара

Самарский государственный технический университет

Email: mausmax@yandex.ru

студент, группа 2-22ИАИТ-101

Rússia, Самара

Bibliografia

  1. Бочкарева И.С., Тычинина Ю.А., Тычинин А.В. Синтез системы управления по возмущению объектом с распределенными параметрами // Вестник СамГТУ. Серия Технические науки. 2023. Т. 31, № 1. С. 6–20.
  2. Тычинин А.В., Тычинина Ю.А., Рагазин Д.А. Структурно-параметрический синтез системы управления ненаблюдаемым выходом объекта с распределенными параметрами // Вестник СамГТУ. Серия Технические науки. 2021. Т. 26, № 1. С. 58–72.
  3. Рапопорт Э.Я. Структурное моделирование объектов и систем управления с распределенными параметрами. Москва: Высшая школа, 2003. 299 с.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML
2. Рис. 1. Технологическая схема нагрева нефтепродукта в путевых подогревателях и структурная схема САУ: Wпп — передаточная функция процесса нагрева нефти внутри ПП 1; Wтр — передаточная функция процесса остывания нефти между ПП 1 и ПП 2; Wкомп — передаточная функция компенсационного элемента; Tт — температура в топке; ΔTср — помеха в виде постоянно меняющейся температуры окружающей среды

Baixar (41KB)
3. Рис. 2. Математическая модель объекта управления и результаты моделирования

Baixar (83KB)
4. Рис. 3. Результат моделирования компенсационного элемента

Baixar (171KB)

Declaração de direitos autorais © Вертьянов Е.Е., Гридневский М.П., 2024

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.